во что собирал землянику старший сын левонтия
Кроссворд по рассказу «Конь с розовой гривой»
1: Небольшой берестяной короб с крышкой, в который герой рассказа собирал землянику.
Ответ: туесок
2: Старинная русская дворовая детская игра.
Ответ: чиж
3: Устаревшее название лесоповала.
Ответ: бадог
4: Им раньше был дядя Левонтий.
Ответ: моряк
5: Устаревшее название люльки, колыбели.
Ответ: зыбка
6: Героиня любимой песни Левонтия.
Ответ: обезьяна
7: Эту ягоду герой собирал, чтобы заработать на пряник.
Ответ: земляника
8: Именно такой формы пряник, о котором так мечтает герой рассказа.
Ответ: конь
9: Охапка, сколько можно обнять руками.
Ответ: беремя
10: Разновидность лука.
Ответ: батун
11: Вытянутая возвышенность с пологими склонами и плоской вершиной.
Ответ: увал
12: В эту посуду собирал ягоды старший из левонтьевских ребят.
Ответ: чайник
13: Русское блюдо, круглые открытые лепешки с начинкой.
Ответ: шаньга
14: Рыба, которую поймали ребята на речке.
Ответ: пищуженец
15: Эту птицу ребята подбили на берегу речки.
Ответ: ласточка
16: Разновидность ласточки.
Ответ: белобрюшка
17: Его видел Санька в пещере.
Ответ: домовой
18: Жена домового.
Ответ: домовниха
19: Земельный участок, огород вдали от дома.
Ответ: заимка
20: Пастбище, изгородь вокруг выгона.
Ответ: поскотина
21: Каменная опора моста.
Ответ: бычок
22: Растение, чьи листья годятся в пищу.
Ответ: щавель
23: Пустая болтовня.
Ответ: турусы
24: Небольшая рыба, водится на мелководье.
Ответ: пескарь
25: Леший по-другому.
Ответ: лешак
26: Это недомогание мучило главного героя.
Ответ: одышка
27: Плавучее ограждение.
Ответ: бона
28: Так главный герой называет полотенце для рук.
Ответ: рукотёрник
29: Устаревший синоним слова «дело».
Ответ: заделье
30: С этим грибом тётя Феня сравнивала главного героя.
Ответ: боровик
«Конь с Розовой гривой» вопросы к рассказу! Помогите плиз.
1.Действие рассказа происходит в одной из сибирских деревень на реке Енисей в первые годы после гражданской войны.
Это было тяжелое время. Страна была разорена войной, люди жили бедно, им не хватало самого необходимого, прежде всего еды и многих привычных для нас вещей.
2.Рассказ «Конь с розовой гривой» автобиографичен.
Виктор Петрович Астафьев описывает свое детство.
Главный герой Витька, мальчик, потерявший рано маму, живущий у
деда и бабушки.
Возможно, Левонтьевская семья жила так бедно оттого, что ребятишек было много и на всех не хватало денег. Да сам хозяин дома — Левонтий частенько пил, пропивал деньги, а работать не любил.
Описание семьи Левонтия не случайно: оно объясняет характеры героев, рассказывает нам о той тяжелой жизни сибирской деревни после гражданской войны.
Что обещала купить бабушка внуку за туесок с земляникой? (Пряник конем.)
Почему бабушка не пускала внука в дом Левонтия? («Нечего куски выглядывать да пролетариев объедать».)
Для чего мальчик отправился с левонтьевскими ребятишками по ягоды? (Хотел заработать пряник конем, который бабушка обещала привезти из города.)
Почему земляника была особенно радостной и дорогой в это время? (Это была первая ягода, только-только поспевающая, белобокая, редкая.)
Как вели себя левонтьевские орлы по дороге? (Дрались, плакали, дразнились.)
Как относился к своему труду герой рассказа? (Собирал ягоды старательно, терпеливо, аккуратно складывая в туесок. Радовался, когда дно туеска покрылось земляникой.)
Каковы последствия драки между братьями Левонтьевыми? (Все ягоды рассыпали, раздавили, а потом съели.)
Как забавлялись в этот день ребята? (Это были жестокие «забавы»: растерзали живьем рыбу за некрасивый вид, подшибли насмерть стрижа.)
Как по наущению Сашки внук решил обмануть бабушку? (В туесок натолкал травы, а сверху насыпал ягоды.)
Почему Саньку герой рассказа называет бесом? (Санька подбивает на обман. А потом шантажирует тем, что раскроет этот обман перед бабушкой, толкает героя на воровство калачей.)
Как левонтьевские ребята «питались от земли»? (Они ели все, что Бог пошлет, что растет под ногами или в соседских огородах.)
Какие чувства мучают героя после обмана и воровства? (Ему очень стыдно, страшно, нерадостно, он раскаивается в своих поступках и готов искупить их.)
Чем был несказанно удивлен и обрадован герой? (Бабушка несмотря на обман внука, купила ему пряник конем.)
О чем напоминает всю жизнь герою этот поступок бабушки? (О ее любви к внуку, доброте и заботе, хотя внешне бабушка была строга.)
1- Почему главный герой хотел получить пряник?
2-Почему главный герой не сказал бабушке правду?
3- Опишите леонтьевских мальчишек и девчонок
4- почему бабушка всё же купила мальчику пряник
5- Чувствует ли главный герой вину
всф
ывмфам
фама
м
фа
мфа
Вопросы и задания (к стр. 105-106 (82))
1. В какое время и где происходят события рассказа? Что вы знаете о событиях, происходивших в России в те времена?
События рассказа происходят в сибирской деревне до начала Великой Отечественной войны. Приметы этого времени — голодная жизнь, единоличное хозяйство, отсутствие автомобилей и хороших дорог, редкие поездки в город на лодке. Характерные приметы места — Енисей, увалы, тайга рядом с деревней.
2. От чьего лица ведётся повествование?
Повествование в рассказе ведётся от лица семилетнего мальчика.
3. Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличалась от других семей? Прочитайте описание внешности Саньки. Согласны ли вы с автором, что «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят»? Как рассказчик относится к нему?
Семья Левонтия отличалась от семей хозяйственных и серьёзных сибиряков своей беспорядочной жизнью. Левонтий не крестьянствовал, как дедушка мальчика, а был рабочим, заготавливал бадога для завода. Он пьянствовал после получки, безрассудно тратил деньги и, напившись, бил жену и детей, которые убегали и прятались по соседям. Левонтий не заботился о воспитании детей, и они росли, как беспризорники, и питались, как придётся.
4. Прочитайте отрывок, рисующий дом дяди Левонтия. Какое впечатление этот дом оставляет у читателя? «Стоял он (дом) сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами — ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни». Какая художественная деталь даёт представление о неустроенности семьи Левонтьевых?
Описание дома Левонтия оставляет у читателя впечатление безалаберности и абсурда. С одной стороны, вроде бы хорошо, когда ничего не мешает смотреть на свет белый, но, с другой стороны, дом, который не имеет ни наличников, ни ставень, ни даже сеней, не назовёшь уютным домом, в нём не захочется жить. О неустроенности семьи Левонтьевых говорит отсутствие самых необходимых в деревенском быту деталей дома, «кое-как застеклённые окна», описание печки, «раскорячившейся посреди избы», и рассказ о том, как семейство ковыряло весной землю вокруг дома, возводило изгородь и зимой сжигало эту изгородь в печке, потому что в запасе не было дров.
Бабушка рассказчика говорит о Левонтьевых пословицей: «. у них самих в кармане — вошь на аркане».
5.Проследите, как менялось настроение героя рассказа после того, как он вернулся домой, и на следующий день. Как это отразилось в речи рассказчика, её интонации, в поведении героя?
От имени мальчика Астафьев пишет, что дети провели день «интересно и весело». Но сам автор не считает, что день, когда не было сделано ни одного полезного дела, когда «за некрасивый вид» растерзали рыбину, пуляли камнями в птиц и подшибли стрижа, можно назвать весёлым. От имени ребёнка автор называет этот день весёлым, но таким образом призывает читателей подумать, так ли это.
С утра дети пошли на увал брать ягоду. Сначала они собирали молча, но потом им это надоело, они стали дразниться, драться, съели все ягоды. Затем брызгались в речке, ловили подкаменщика, потом растерзали его на берегу. Подбили стрижа и похоронили его в гальке, скоро забыв о птичке. Затем они забегали в устье холодной пещеры, хвастались друг перед другом. Санька пугал своих братьев и сестёр. Затем левонтьевские ушли домой, а мальчика оставили одного в тайге и без ягод, зная, что его дома накажут.
6.Из каких эпизодов мы узнаём, как герой был втянут в тяжкий обман?
После возвращения домой мальчик боялся, что бабушка обнаружит его обман, и приготовился к наказанию. Когда она решила везти ягоды прямо в туеске, то у него отлегло от сердца. Он выбежал гулять и сообщил обо всём Саньке. Санька стаи шантажировать мальчика, вымогать у него калачи. Мальчик знал, что калачи нельзя брать без разрешения бабушки, но украл для Саньки
1. В какое время и где происходят события рассказа? Что вы знаете о событиях, происходивших в России в те времена?
События рассказа происходят в сибирской деревне до начала Великой Отечественной войны. Приметы этого времени — голодная жизнь, единоличное хозяйство, отсутствие автомобилей и хороших дорог, редкие поездки в город на лодке. Характерные приметы места — Енисей, увалы, тайга рядом с деревней.
2. От чьего лица ведётся повествование?
Повествование в рассказе ведётся от лица семилетнего мальчика.
3. Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличалась от других семей? Прочитайте описание внешности Саньки. Согласны ли вы с автором, что «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят»? Как рассказчик относится к нему?
Семья Левонтия отличалась от семей хозяйственных и серьёзных сибиряков своей беспорядочной жизнью. Левонтий не крестьянствовал, как дедушка мальчика, а был рабочим, заготавливал бадога для завода. Он пьянствовал после получки, безрассудно тратил деньги и, напившись, бил жену и детей, которые убегали и прятались по соседям. Левонтий не заботился о воспитании детей, и они росли, как беспризорники, и питались, как придётся.
Контрольный тест по рассказу рассказ «Конь с розовой гривой»
Контрольный тест по рассказу рассказ «Конь с розовой гривой»
1. Повествование в рассказе ведётся от лица:
а) главного героя – мальчика в) бабушки
б) автора г) соседского паренька
2. Имя бабушки главного героя:
б) Екатерина г) Варвара
3. Сосед, дядя Левонтий, работал:
а) пастухом в) заготовщиком брёвен
б) трактористом г) лесником
4. Название, какой реки упоминается в рассказе:
5. Узнайте героя рассказа по описанию: «Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами »
а) главный герой рассказа; в)старший из лвонтьвских ребятишек;
б) Санька; г) Дядя Левонтий.
6. Какие ягоды собирали ребята:
а) клюкву в) чернику
б) землянику г) смородину
7. Санька утверждал, что видел в пещере. Кого?
а) лешего; в) домового;
б) чёрта; г) привидение.
8. Мальчик в рассказе «Конь с розовой гривой» обманул бабушку, потому что:
а) не любил бабушку в) решил, что всё обойдётся
б) поддался на уговоры деревенских ребят г) не хотел собирать землянику
9. Мальчик расплакался на кухне перед бабушкой, потому что:
а) считал себя незаслуженно обиженным в) ему было стыдно за своё поведение
б) ему не подарили розового коня г) он понял, что его никто не любит
10. Что символизирует подаренный бабушкой пряник:
а) стремление бабушки загладить вину в) искреннюю заботу о мальчике
б) обыкновенный знак внимания г) мудрое умение любить и прощать
11. В данном отрывке «. пока бабушка считала деньги, она перебирала босыми ногами, ровно горячий конь, готовый рвануть, как только приотпустят вожжи» — используется:
а) олицетворение; в) гипербола;
б) сравнение; г) метафора
12. Дом («Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами — ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни») характеризовал дядю Левонтия как человека:
а) небережливого; в) свободолюбивого;
б) безразличного; г) ленивого.
13. Как называются слова бабушки: «У них самих в кармане – вошь на аркане»? Как ты их понимаешь?
Задания для работы с текстом
16.Прочитай отрывок из рассказа «Конь с розовой гривой», вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова. Напиши по порядку цифры из слов для справок.
… несколько перышек на свистульки. В обкусанные перья они. …, под музыку шагалось нам весело, и мы скоро…. на каменистый увал. Тут все …., … по лесу и … землянику.
Слова для справок: 1-Оставили, 2-начали брать, 3-бросали, 4-вольничали, 5-боролись, 6-ставили,
7-заскочили, 8-принимались драться, 9-рассыпались, 10-наелись, 11-пищали, 12-приплясывали, 13-плакали, 14-дразнились, 15-не поспело, 16-напластали, 17-пришли, 18-побросали, 19-перестали баловаться.
1. Повествование в рассказе ведётся от лица:
а) главного героя – мальчика в) бабушки
б) автора г) соседского паренька
2. Имя бабушки главного героя:
б) Екатерина г) Варвара
3. Сосед, дядя Левонтий, работал:
а) пастухом в) заготовщиком брёвен
б) трактористом г) лесником
4. Название, какой реки упоминается в рассказе:
5. Узнайте героя рассказа по описанию: «Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами »
а) главный герой рассказа; в)старший из левонтьвских ребятишек;
б) Санька; г) Дядя Левонтий.
6. Какие ягоды собирали ребята:
а) клюкву в) чернику
б) землянику г) смородину
7. Санька утверждал, что видел в пещере… кого?
а) лешего; в) домового;
б) чёрта; г) привидение.
8. Мальчик в рассказе «Конь с розовой гривой» обманул бабушку, потому что:
а) не любил и всегда обманывал бабушку в) понадеялся на спасение деда
б) поддался на уговоры деревенских ребят г) не хотел собирать землянику
9. Мальчик расплакался на кухне перед бабушкой, потому что:
а) считал себя незаслуженно обиженным в) ему было стыдно за своё поведение
б) ему не подарили розового коня г) он понял, что его никто не любит
10. Что символизирует подаренный бабушкой пряник:
а) стремление бабушки загладить вину в) искреннюю заботу о мальчике
б) обыкновенный знак внимания г) мудрое умение любить и прощать
11. В данном отрывке «. пока бабушка считала деньги, она перебирала босыми ногами, ровно горячий конь, готовый рвануть, как только приотпустят вожжи» — используется:
а) олицетворение; в) гипербола;
б) сравнение; г) фразеологизм.
12. Дом («Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами — ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни») характеризовал дядю Левонтия как человека:
а) небережливого; в) свободолюбивого;
б) безразличного; г) ленивого.
13. Как называются слова бабушки: «У них самих в кармане – вошь на аркане»? Как ты их понимаешь?
(пословица, говорит о бедности семьи Левонтия)
15.Герои рассказа «Конь с розовой гривой» употребляют в своей речи просторечные слова, которые характерны для необразованного человека, замените общеупотребительными.
16.Спиши отрывок из рассказа «Конь с розовой гривой», вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова. Сверь свой вариант ответа с текстом рассказа.
… несколько перышек на свистульки. В обкусанные перья они. …, под музыку шагалось нам весело, и мы скоро…. на каменистый увал. Тут все …., ….по лесу и … землянику.
Слова для справок: 1-Оставили, 2-начали брать, 3-бросали, 4-вольничали, 5-боролись, 6-ставили,
7-заскочили, 8-принимались драться, 9-рассыпались, 10-наелись, 11-пищали, 12-приплясывали, 13-плакали, 14-дразнились, 15-не поспело, 16-напластали, 17-пришли, 18-побросали, 19-перестали баловаться.