во что разрешаются характерные интервалы

Характерные интервалы

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Характерные интервалы – это хроматические интервалы, которые строятся только в гармоническом мажоре и миноре.

К характерным интервалам относятся:

Почему интервалы называются «характерными»? Потому что для их построения используются ступени характерные для гармонического мажора и минора. То есть пониженная VI ступень в мажоре и повышенная VII ступень в миноре.

В каждом характерном интервале есть ступень характерная для гармонического вида мажора или минора. Эта ступень находится как сверху, так и снизу.

Построение характерных интервалов

Самый легкий способ- это просто запомнить ступени, на которых строятся интервалы. При этом один из двух звуков нам уже известен (если мажор-VI пониж., если минор – VII повыш.).

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Благодаря этой таблице мы с вами можем выявить одну закономерность – в мажоре все увеличенные интервалы строятся на VI пониженной, в миноре все уменьшенные интервалы строятся на VII повышенной.

Зная это, мы можем построить и вторую пару интервалов, т.к. при обращении ув.2 превращается в ум.7, а ув.5 превращается в ум.4, и наоборот.

Например, построение характерных интервалов в ре мажоре:

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Разрешение характерных интервалов

Также, как и тритоны (см. Тритоны), характерные интервалы звучат неустойчиво и требуют разрешения. Разрешаются характерные интервалы по принципу тяготения, в ближайший устойчивый звук.

Мы с вами видим построение характерных интервалов в соль миноре:

Стоит отметить, что в ув.5 и в ум.4 разрешается только один звук, это «характерная» ступень (в данном случае- это фа-диез). Второй звук разрешения не требует, т.к. это III ступень, которая звучит устойчиво.

Источник

Характерные интервалы гармонического мажора и гармонического минора

Характерные интервалы появляются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Характерных интервалов всего четыре, это две пары взаимосвязанных увеличенных и уменьшенных интервалов:

В составе каждого из характерных интервалов обязательно есть характерная ступень, то есть ступень, которая изменяется в связи с тем, что лад становится гармоническим. Для мажора – это шестая пониженная ступень, а для минора такой ступенью является седьмая повышенная. Характерная ступень является или нижним звуком характерного интервала или верхним.

В целом, в образовании характерных интервалов принимают участие VI, VII и III ступени.

Когда ищете характерные интервалы в тональности, возьмите на заметку следующее:

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Ступени, на которых строятся все характерные интервалы нетрудно запомнить. Для удобства можно воспользоваться следующей таблицей:

ИНТЕРВАЛЫМАЖОРМИНОР
ув.2VI пониженнаяVI
ум.7VIIVII повышенная
ув.5VI пониженнаяIII
ум.4IIIVII повышенная

Характерные интервалы являются неустойчивыми, поэтому их необходимо разрешать. Разрешение осуществляется по тем же принципам, которые применялись по отношению к тритонам:

Результат разрешения характерных интервалов всегда стабильный:

Особенностью разрешения ув.5 и ум.4 является одностороннее разрешение: в состав этих интервалов включается III ступень, и она при разрешении просто остаётся на месте, так как является устойчивой (то есть не требует разрешения).

Пример разрешения характерных интервалов в тональности До мажор:

Источник

Характерные интервалы

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Характерные интервалы.

Предварительные понятия, о которых следует иметь представление, приступая к данной теме:

— разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;

— интервалы: количество ступеней в интервалах; интервалы большие, малые, чистые; обращение интервалов; диссонансы и консонансы;

— гармонический минор, гармонический мажор;

Характерные интервалы образуются:

— образуются в гармоническом миноре из-за повышения VII + ступени.

— образуются сочетанием «сердечных ступеней»

(сердце тоники — III, сердце субдоминанты — VI, сердце доминанты — VII)

VIум.7
IIIум.4
VII+
ум.4 обращается в ув.5VII+ III
ум.7 обращается в ув.2VII+ VI

Характерные интервалы гармонического мажора.

— образуются в гармоническом мажоре из-за понижения VI ступени.

— образуются сочетанием «сердечных ступеней»

(сердце тоники — III, сердце субдоминанты — VI, сердце доминанты — VII)

VI ум.4ум.7
III
VII+
ум.4 обращается в ув.5III VI
ум.7 обращается в ув.2VII VI

VI → V

Давайте проследим, что происходит с интервалами в тональности из-за повышения и понижения этих ступеней.

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Там, где в натуральном виде лада был большой интервал, там в гармоническом ладу получился малый. В этом наш слух не находит ничего необычного. Но там, где были интервалы малые или чистые, – там получились интервалы уменьшенные! А вот их наш слух воспринимает как нечто экстраординарное, «характерное».

Среди получившихся уменьшенных интервалов есть ум.5 между VII+ и IV ступенями. Ум.5 это тритон. Тритоны не относятся к характерным интервалам, так как они бывают и в натуральном ладу.

Среди уменьшенных интервалов так же, как и в миноре, исключаем тритон — ум.5. Он не относится к характерным интервалам.

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Разрешение характерных интервалов.

Характерные интервалы имеют специфическое напряженное звучание. Иногда их относят к диссонансам, так как слух настоятельно требует их разрешения.

Однако напряженность их звучания имеет иную природу, чем, у акустических диссонансов — секунды или септимы. Секунда и септима всегда звучат резко. А эффект характерных интервалов чисто психологический, возможен только в контексте тональности.

По своей тоновой величине все характерные интервалы энгармонически равны консонансам. Поэтому взятые изолированно, без контекста он не прозвучат как «характерные»

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Именно контекст заставляет слух чувствовать искаженность звукоряда и напряженное тяготение полутоновых связей между устойчивыми и неустойчивыми ступенями. Не случайно начиная с XV-XVI века уменьшенные и увеличенные интервалы использовались композиторами и в мелодиях, и в гармониях для выражения томления, страсти, страдания, муки, и прочих состояний сильного напряжения.

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Разрешаются характерные интервалы согласно тяготениям неустойчивых ступеней в устойчивые:

Есть общая закономерность: уменьшенные интервалы при разрешении «сжимаются», увеличенные – «расширяются».

Как правильно записать характерные интервалы согласно школьным правилам:

Это наблюдение также помогает все верно оформить в школьной работе.

Источник

Как строить характерные интервалы в любой тональности?

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.

Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая.

Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).

Как строить характерные интервалы?

Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.

Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.

Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до минорево что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля минорево что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» – шестая, а в миноре – седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.

Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!

Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалыВо-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.

Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!

Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре минорево что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?

Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интерв во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалыалы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув5– ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте. А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.

Пример 6. Характерные интервалы в ми мажоре и ми миноре

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Пример 7. Характерные интервалы в си мажоре и си миноре

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами. Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув4 с ум5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно. О тритонах поподробнее можно почитать тут.

Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!

Источник

Во что разрешаются характерные интервалы

Как строить характерные интервалы в любой тональности?

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.

Как строить характерные интервалы?

Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями. Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.

Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» — шестая, а в миноре — седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером. Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалыЕсть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой! Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы
Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили. Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!

Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интервразрешение характерных интерваловалы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув5- ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте. А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.

Пример 6. Характерные интервалы в ми мажоре и ми миноре

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Пример 7. Характерные интервалы в си мажоре и си миноре

во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть фото во что разрешаются характерные интервалы. Смотреть картинку во что разрешаются характерные интервалы. Картинка про во что разрешаются характерные интервалы. Фото во что разрешаются характерные интервалы

Разговор об этих интересных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами. Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув4 с ум5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *