во что разрешается доминантсептаккорд

Доминантовый септаккорд

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Доминантовый септаккорд — самый распространенный из септаккордов в классической музыке.

Он состоит из четырех звуков. Его обозначение — D7 указывает, что он строится на V ступени в мажоре и гармоническом миноре. Цифра 7 обозначает, что расстояние между крайними звуками септаккорда равно септиме.

Построение Доминантового септаккорда

Итак, доминантовый септаккорд (D7) состоит из четырех звуков. расположенных по терциям, и нижний из этих звуков находится на V ступени гаммы.

Для примера, построим D7 в До мажоре.

Первым действием считаем V ступень в До мажоре — это нота Соль. От нее строится D7 в До мажоре.

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Доминантовый септаккорд расположился на V, VII, II и IV ступенях. Кроме нижней V ступени, все остальные ступени в D7 неустойчивые. Поэтому они разрешаются в ближайшие устойчивые ступени.

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Доминантовый септаккорд с разрешением в мажорных тональностях

Доминантовый септаккорд с разрешением в минорных тональностях

В минорных тональностях D7 строится аналогично мажорным тональностям.

ВАЖНО: Как любой аккорд доминанты в минорной тональности, D7 строится в гармоническом виде минора, т.е. с повышенной VII ступенью.

Доминантовый септаккорд и его обращения

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Напомним, что обращением называется перенос нижнего звука на октаву вверх. Если D7 состоит из четырех звуков, то у него будет три обращения.

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Третье обращение D7 называется доминантовый секундаккорд. Оно обозначается — D2.
Доминантовый секундаккорд (D2) строится на IV ступени в мажоре и гармоническом миноре.
D2 разрешается в тонический секстаккорд (T6) с удвоенным тоническим звуком.

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

ВАЖНО: Иногда учащиеся путают понятия разрешение аккорда и обращение аккорда.
Разрешением называется переход неустойчивых звуков аккорда в устойчивые звуки тонического трезвучия.

Вы можете посмотреть видеоурок о разрешении и обращении, который длится всего 2 минуты.

D7 и его обращения в мажорных тональностях

D7 и его обращения в минорных тональностях

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

При построении Д7 и его обращений в минорных тональностях не забывайте повышать VII ступень!

Заключение

Доминантовый септаккорд (D7) — один из самых распространенных аккордов в музыке.

Он состоит из четырех звуков, расположенных по терциям, как любой другой септаккорд. От величины этих терций зависит сид септаккорда. D7 состоит из б.3+м.3+м.3.

Строится D7 на V ступени в мажоре и гармоническом миноре.

Разрешается в тоническое трезвучие с утроенной тоникой и без квинтового звука (Т3).

Источник

Билет№23 Доминантсептаккорд и его разрешение. Обращения доминантсептаккорда и их разрешение.

В музыке применяется большое количество различных септаккордов. Наиболее распространен септаккорд строящийся в мажоре и гармоническом миноре на V ступени. Он называется доминантсептаккордом, и является основным выразителем доминантовой функции лада.

Доминантсептаккорд (V7) состоит из мажорного трезвучия с добавлением сверху малой терции:

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

V7 является направляющим аккордом, указывающим на тонику. Это обусловлено наличием тритона и VII вводной ступени лада.

Разрешается: в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном и пропущенной квинтой.

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

В музыке нередко встречается V7 без квинты (неполный V7). При его

разрешении удвоенная прима остается на месте, образуя квинту тонического трезвучия. Таким образом неполный V7 разрешается в полное тоническое трезвучие.

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

V7 имеет три обращения:

Обозн-иеНазваниеСтуп.Интерв. состав
V2доминантовый секундаккордIVб2 + б3 + м3
V 4 3терцквартаккордIIм3 + б2 + б3
V 6 5квинтсекстаккордVIIм3 +м3 + б2
V7септаккордVб3 + м3 + м3

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Септима в аккорде разрешается на секунду вниз; в обращениях V7 при разрешении удваивается основной тон.

Билет№24 Вводные септаккорды и их разрешение.

Строятся в натуральном и гармоническом мажоре, а также в гармоническом миноре на VII ступени (поэтому и называются вводным).

Вводный септаккорд может быть двух видов:

1. малым (с малой септимой),

2. уменьшенным (с уменьшенной септимой).

Малый вводный септаккорд (МVII7) образуется на VII ступени в натуральном мажоре, а уменьшенный — на VII ступени, только в гармонических видах мажора и минора.

Данный аккорд включает в себя все неустойчивые ступени лада, он является комплексом мелодических неустоев и поэтому связан с тоникой чисто мелодическим тяготением.

При разрешении в тонику септима и квинта движутся на секунду вниз, а основной тон и терция на секунду вверх. Таким образом в трезвучии I ступени удваивается терция:

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Септаккорд VII ступени может разрешиться также в септаккорд V ступени движением септимы на секунду вниз. Такое разрешение называется внутрифункциональным(так как оба аккорда представляют одну и ту же доминантовую функцию):

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Виды вводных септаккордов

ОбозначениеНазваниеСтроениеВ каких ладах встречается
МVII7Малый вводный септаккордм3 + м3 + б3Натуральный мажор
УмVII7Уменьшенный вводный септаккордм3 + м3 + м3Только в гармонических ладах

Билет№25 Обращения вводных септаккордов и их разрешение.

Вводные септаккорды имеют также три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд. Разрешаются с тем же голосоведением, что и основной вид, то есть движением септимы и квинты на секунду вниз, а основной тон и терция на секунду вверх. Таким образом, в трезвучии I ступени обычно удваивается терция.

VIIст. IIст. IVст. VIст.

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Вводные септаккорды могут разрешаться также в септаккорд V ступени движением септимы на секунду вниз. Такое разрешение называется внутрифункциональным, так как оба аккорда представляют одну и ту же доминантовую функцию.

Схема перехода VII7 в V7 и его обращения.

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Особенностью уменьшенных септаккордов является то, что основной вид аккорда и его обращения энгармонически равны. Это объясняется тем, что ум.7 дает в обращении ув.2, энгармонически равную м3. Этот принцип дает возможность разрешать уменьшенный септаккорд в целый ряд самых различных тональностей, что используется при совершении так называемых энгармонических модуляций.

(ум) VII7 — является бифункциональным* аккордом (то есть содежит в себе звуки двух разных функций).

Прим. Би… — лат. Ы – дву… в сложных словах указывает на наличие двух признаков.

Источник

Разрешение септаккордов

Все септаккорды являются диссонирующими созвучиями, требующими акустического разрешения. Кроме того, любой септаккорд неустойчив и в ладовом отношении, так как содержит в себе хотя бы один неустойчивый звук.

Следовательно, всякий септаккорд является бифункциональным созвучием (то есть содержит в себе звуки двух разных функций) и может быть разрешен в любое консонирующее трезвучие, кроме тех двух, из которых он образован.

Так, например, доминантсептаккорд включает в себя три звука доминанты и один звук субдоминанты, а разрешается в тоническое трезвучие; септаккорд второй ступени состоит из трех звуков субдоминантовой гармонии и одного тонического, а разрешается в трезвучие доминанты; тонический септаккорд, образованный из трех звуков тоники и одного доминантового, разрешается в трезвучие субдоминанты (IV ступени) и т.д.

Например, в до мажоре:

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Разумеется, наряду с диссонантностью звучания, бифункциональность септаккордов еще более усиливает их напряженность и тяготение к разрешению в соответствующее трезвучие.

Существуют два принципиально различных способа разрешения септаккордов: автентическое и плагальное.

Для автентического характерно ведение септимы на ступень вниз, а при плагальном разрешении септима остается на месте.

В конечном итоге любой септаккорд может быть разрешен тем или иным способом, однако более ярко выраженная функциональная принадлежность септаккордов в условиях конкретного лада и тональности определяет один из этих способов как основной для данного септаккорда, и прежде всего это относится к септаккордам V, VII и II ступеней, являющимся главными представителями диссонирующих гармоний, которые выражают, соответственно, доминантовую или субдоминантовую функцию.

Основным способом разрешения доминантсептаккорда является автентическое разрешение.

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Таким образом, основной вид полного доминантсептаккорда разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенной примой:

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Впрочем, при ином расположении звуков (терцовый тон D7 в таком случае должен быть взят непременно в одном из средних голосов и находиться с басом в разных октавах) возможно и более свободное разрешение полного доминантсептаккорда— в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой.

Терция D7 при этом идет не на полтона вверх (то есть, как обычно, в приму тоники), а против своего тяготения — на большую терцию вниз — в квинту тоники:

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Доминантсептаккорд может быть также взят и в неполном виде— как правило, без квинты, пропуск которой в фоническом отношении мало отражается на его звучании в целом. В таком случае вместо недостающей квинты в одном из трех верхних голосов удваивается основной тон доминантсептаккорда.

В итоге неполный доминантсептаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие, при этом удвоение примы D7 в качестве общего тона остается на месте, а остальные звуки разрешаются как обычно. Например:

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Обращения доминантсептаккорда разрешаются в соответствующие виды тоники на тех же основаниях, что и основной вид D7 с той лишь разницей, что прима доминантсептаккорда, находящаяся в обращениях не в басу, а в одном из трех верхних голсов, при разрешении в тонический аккорд остается на месте как общий звук. Таким образом:

D6/5 разрешается в полное Т5/8 с удвоенной примой,

а D2 — »— в Т6 (тонический секстаккорд) с удвоенной примой

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Другой септаккорд доминантовой функции — вводный — может быть двух видов: малым (с малой септимой) и уменьшенным (с уменьшенной септимой).

Малый вводный септаккорд (по структуре он представляет собой малый септаккорд с уменьшенной квинтой) встречается на VII ступени в натуральном мажоре и мелодическом миноре, а уменьшенный вводный септаккорд встречается только в гармонических видах мажора и минора.

Оба вида вводного септаккорда одинаково разрешаются автентическим способом в полное тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном следующим образом: прима и терция вводного септаккорда идут на ступень вверх соответственно в приму и терцию тоники, а квинта и септима вводного септаккорда движутся на ступень вниз соответственно в терцию и квинту тоники. Например:

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Удвоение терцового тона в тоническом трезвучии при разрешении вводного септаккорда делается с целью избежать движения параллельными квинтами.

Однако при ином — более широком — расположении образующих его звуков вводный септаккорд может быть разрешен в тонику и без удвоения терции, а с удвоенной примой, но для этого необходимо, чтобы терция вводного септаккорда находилась выше септимы.

В таком случае голоса будут двигаться так: прима вводного септаккорда пойдет на ступень вверх, а три остальные звука — на ступень вниз (тесно расположенными параллельными секстаккордами или квартсекстаккордами). Например:

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Обращения вводного септаккорда (как малого, так и уменьшенного) разрешаются в соответствующие виды тоники с тем же голосоведением, что и основной вид.

Таким образом, (ум.) VII6/5 разрешается в Т6 (в данном случае — с непременным удвоением терции), (ум.) VII4/3 — тоже в Тб (чаще с удвоением терции, но иногда удваивается и основной тон) и (ум.) VII6/5 — в Т6 (с удвоением терции или —реже—примы).

В отдельных случаях (как исключение) может быть допущено также и разрешение (ум.) VII6/5 в T6 с удвоением не терции, а квинты:

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

При этом следует иметь в виду и энгармонические свойства уменьшенного септаккорда. Подобно тому как увеличенное трезвучие и его обращения всегда энгармонически равны между собой, обращения уменьшенного септаккорда также окапываются энгармонически равными друг другу и основному виду аккорда.

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Данное обстоятельство особенно важно потому, что дает возможность разрешать уменьшенный септаккорд в целый ряд самых различных тональностей. Например:

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Отмеченные выше свойства уменьшенного септаккорда широко используются в музыкальной практике при совершении так называемых энгармонических (или, иначе, внезапных) модуляций (см. главу XI).

в) Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда

Помимо непосредственного разрешения в тонику (и ее обращения) различные виды вводного септаккорда могут переходить в нее через доминантсептаккорд и его обращения. Такой способ называется внутрифункциональным разрешением.

Для этого надо септиму вводного септаккорда повести на ступень вниз — в приму доминантсептаккорда, оставив остальные звуки на месте. В результате образуется один из видов доминантсептаккорда (обязательно — следующий по порядку), который затем и разрешается по известным уже правилам в соответствующий тонический аккорд:

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда проясняет и, тем самым, обостряет тяготение к тонике, способствует уточнению восприятия при определении на слух функции и вида аккорда, особенно если он — уменьшенный септаккорд (все виды которого энгармонически равны между собой) и взят изолированно.

Главная диссонирующая гармония субдоминантовой функции— септаккорд II ступени*[В отличие от трезвучия и септаккорда IV ступени септаккорд II ступени содержит в своем составе больше неустойчивых звуков (а в гармоническом виде мажора и в миноре еще и диссонирующий интервал — тритон) и поэтому ярче выражает функцию субдоминанты.] — по структуре может быть двух видов: малым минорным септаккордом (в натуральном мажоре и мелодическом миноре) и малым септаккордом с уменьшенной квинтой (в натуральном и гармоническом миноре и в гармоническом и мелодическом видах мажора).

Септаккорд II ступени как субдоминантовая гармония разрешается непосредственно в тонику и ее обращения плагальным способом, то есть с оставлением септимы на месте в качестве общего тона между обоими аккордами.

Остальные звуки II7 движутся поступенно в ближайшие звуки тоники согласно ладовым тяготениям входящих в него ступеней. При этом, однако, надо следить за тем, чтобы не получилось движения голосов параллельными квинтами.

Например, прима II7, если она находится в басу, идет на ступень вверх — в терцию тоники, а в обращениях (когда она помещается в верхних голосах) прима может идти не только вверх, но и вниз на ступень — в приму тоники или же (чтобы избежать нежелательного движения к унисону с соседним голосом) двигаться скачком на кварту вверх — в квинту тоники.

Терция II7 также может разрешаться двояким (в зависимости от конкретных условий) образом: либо (как правило) ходом на ступень вниз — в терцию тоники, либо ходом на ступень вверх — в квинту тоники.

Однако, находясь в басу, она может также делать плагальный скачок на кварту вниз к приме тоники. Квинта же II7, как правило, всегда идет на ступень вниз — в квинту тоники.

Тем не менее иногда (находясь в одном из крайних голосов) она может двигаться скачком непосредственно в приму тоники.

Итак, септаккорд II ступени и его обращения могут быть разрешены в тонику следующим образом:

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Септаккорд II ступени находится в таком же кварто-квинтовом соотношении с доминантой, как и доминанта с тоникой, поэтому II7 может также разрешаться и в различные виды консонирующей доминанты — подобно тому как доминантсептаккорд разрешается в тонику. Например:

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Естественно, что в данном случае II7 разрешается автентическим способом.

Наконец, помимо указанных выше приемов разрешения в тонику (плагально) и доминанту (автентически), септаккорд II ступени может переходить в тоническое трезвучие не непосредственно, а через доминантсептаккорд и его обращения.

В этом случае надо квинту и септиму II7 повести на ступень вниз соответственно в приму и терцию доминантсептаккорда, оставив остальные звуки на месте.

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Схематически это выглядит так*

[Поскольку интервальная структура септаккорда II ступени в натуральном и гармоническом миноре и гармоническом и мелодическом мажоре совпадает со структурой малого вводного септаккорда (оба они являются малыми септаккордами с уменьшенной квинтой), то при изолированном звучании определить их функциональное значение на слух возможно только по разрешению.]:

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

д) Другие способы разрешения диатонических септаккордов

Выше уже отмечалось, что в условиях диатоники любой септаккорд может быть разрешен как автентическим, так и плагальным способом, однако при этом рассматривались лишь основные варианты этих разрешений, соответствующие первичной функции данного септаккорда.

Поскольку они далеко не исчерпывают всех возможностей, ниже показаны дополнительные приемы разрешения на примере разрешения доминантсептаккорда, подобно которому могут разрешаться и другие септаккорды лада:

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Как видно из приведенных выше примеров, для основного варианта автентического разрешения доминантсептаккорда (как и любого другого септаккорда) характерным является не только ведение септимы на ступень вниз — в терцию тоники (или другого трезвучия, лежащего на кварту выше или квинту ниже данного септаккорда), но и скачок в басу на кварту вверх (или квинту вниз) от примы доминантсептаккорда к приме тоники, подчеркивающий их функциональную связь.

Точно так же для основного варианта плагального разрешения септаккорда V ступени типичным будет не только оставление септимы на месте, но и нисходящий скачок на кварту вниз — в приму трезвучия II ступени (или какого-либо другого, лежащего на кварту ниже или квинту выше данного септаккорда).

Таким образом любой септаккорд может быть разрешен в любое трезвучие лада, за исключением тех двух, которые входят в состав данного септаккорда.

Источник

Во что разрешается доминантсептаккорд

Септаккорд – это аккорд из четырех звуков на расстоянии терции.

Доминантсептаккорд – наиболее типичный носитель функции доминанты (ощущение конфликта, остро поставленного вопроса) и один из наиболее важных аккордов в музыке. По своему характеру он противоположен тоническому трезвучию, которое выражает покой и устойчивость. Два этих аккорда часто приходятся на основные точки в развитии музыкального произведения: доминантсептаккорд выражает высшую степень напряжения, кульминацию, и остро требует разрешения в тоническое трезвучие.

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккордСтруктура доминантсептаккорда Доминантсептаккорд – частный случай септаккорда. То есть, в простейшем виде он состоит из четырех звуков на расстоянии терции. По структуре он малый мажорный. Это значит, что три нижних звука складываются в мажорное трезвучие, а между крайними образуется малая септима.

У доминантсептаккорда основной тон – пятая ступень, терцовый тон – седьмая ступень (в миноре – седьмая повышенная), квинтовый тон – вторая ступень и тон септимы – четвертая ступень.

Если Вы строите доминантсептаккорд в мажоре, Вам не нужно беспокоиться о его структуре: благодаря знакам при ключе все большие и малые терции выстроятся в нужных местах автоматически. В миноре для доминантсептаккорда требуется VII повышенная ступень. Не забудьте поставить знак седьмой гармонической (чаще всего это диез или бекар) перед терцовым тоном.

Доминантсептаккорд – неустойчивый и требует разрешения. В классической музыке доминантсептаккорд разрешается согласно строгим правилам. Основной тон идет на кварту вверх (также можно повести его на квинту вниз). Терцовый тон идет на ступень выше и также разрешается в тонику. Точно также в тонику разрешается квинтовый тон – он идет на ступень вниз. И только тон септимы движется в третью ступень, на ступень ниже.

​ ​ во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккордРазрешение доминантсептаккорда

Например, если это будут петь четыре певца, то нижний голос споет пятую ступень и затем первую; средний – седьмую ступень, затем – первую; еще один средний – вторую и затем первую; верхний – четвертую и затем – третью ступени.

Аккорд, в который разрешается доминантсептаккорд выглядит странно – как терция, нижний звук которой утраивается в унисон или в октаву. Это – вариант тонического трезвучия. У него отсутствует квинтовый тон. Поэтому снизу под ним обычно пишут «неп.», что значит неполное. Зато основной тон у него берется три раза. Поэтому справа от обозначения аккорда приписывают «xx1» (1 – основной тон). В курсе сольфеджио этот аккорд иногда также называют тонической терцией.

​ ​ во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккордПримеры разрешения доминантсептаккорда

Для старшеклассников и родителей

Подробно доминантсептаккорд изучается в курсе гармонии в музыкальных училищах. В этой статье, написанной для учеников музыкальных школ, следует остановиться лишь на некоторых моментах. Их следует иметь в виду, если Вы импровизируете, сочиняете музыку или, к примеру, подбираете аккомпанемент к любимой песне.

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Различные варианты построения доминантсептаккорда с разрешением

во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть фото во что разрешается доминантсептаккорд. Смотреть картинку во что разрешается доминантсептаккорд. Картинка про во что разрешается доминантсептаккорд. Фото во что разрешается доминантсептаккорд

Неполный (1) и полный (2) доминантсептаккорд с разрешением

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *