во что превратилась югославия
Распад Югославии
В 1991—1992 годах от СФРЮ отделились четыре из шести союзных республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония). Тогда же на территорию сначала Боснии и Герцеговины, а затем автономного края Косово были введены миротворческие силы ООН.
Югославия окончательно прекратила существование с выходом из союза Черногории 3 июня 2006 г.
17 февраля 2008 года в одностороннем порядке была провозглашена независимость т.н.»Республики Косово» от Сербии.
Содержание
Предпосылки
В конце 1940-х — начале 1960-х годов политика руководства СФРЮ была основана на совмещении идеологии «пролетарского интернационализма», этнотерриториальной федерации и личной диктатуры Иосипа Броза Тито. Но подавление процессов национального самоопределения народов Югославии могло быть эффективным только при сохранении власти в руках одного правителя и узкого слоя его «соратников». Уже с начала 1960-х годов усилилась борьба внутри Союза коммунистов Югославии (СКЮ) между сторонниками реформ и усовершенствования федерализма, с одной стороны, и приверженцами «жёсткой линии», в том числе и усиления централизма, с другой.
В 1971—1972 годах реформистские движения в Словении, Хорватии и Сербии во главе с лидерами республиканских союзов коммунистов стали набирать силу, и Тито понял, что это представляет угрозу для его режима. В 1971 году им было покончено с «хорватской весной» (так называемыми «националистами»), а в 1972 году были разгромлены «либералы» в Сербии. Та же участь постигла и словенских «технократов», а также реформистов в союзах коммунистов Боснии и Герцеговины, а также Македонии.
По Конституции СФРЮ 1974 года была создана система, которую позднее назвали «системой сдержек и противовесов»: сербское население в Хорватии и Боснии были противовесом национальным устремлениям хорватов и боснийских мусульман, а созданные в Сербии автономные края Косово и Воеводина сдерживали сербский национализм.
4 мая 1980 года Тито умер. Весной 1981 года на фоне тяжёлого общеюгославского экономического кризиса обострились противоречия между косовскими албанцами и сербами в Косове (смотри статью Беспорядки в Косове (1981)). В 1986 году в белградской газете «Вечерние новости» был опубликован меморандум Сербской академии наук и искусств (САНУ), ставший манифестом сербских националистов. Этот документ состоял из двух частей — анализа положения в Югославии и требований националистического крыла сербского общества, включая и антикоммунистически настроенных диссидентов, подвергавшихся преследованиям властей. После публикации меморандум подвергся критике как со стороны официальных властей Сербии, так и со стороны политического класса и интеллектуалов в других республиках СФРЮ. Однако впоследствии идеи и концепция этого меморандума получили широкое распространение в сербском обществе и заложенные в нём идеи в конце 1980-х — начале 1990-х годов стали активно использоваться различными политическими силами.
На своем ХIV (чрезвычайном) съезде СКЮ 22 января 1990 года он фактически прекратил своё существование. После этого республиканские организации СКЮ стали превращаться в самостоятельные партии, каждая из которых имела свои особенности и действовала самостоятельно в зависимости от ситуации в той или иной республике. 11 ноября 1990 г. на первых многопартийных парламентских выборах в Македонии большинство мест получила оппозиция. 18 ноября 1990 г. состоялись первые многопартийные парламентские выборы в Боснии и Герцеговине. Победу на них одержали три националистические партии: мусульманская Партия демократического действия, Сербская демократическая партия и Хорватский демократический союз Боснии и Герцеговины. 9 декабря 1990 года на первых многопартийных выборах в Черногории и Сербии победили соответственно Союз коммунистов Черногории и Социалистическая партия Сербии во главе со Слободаном Милошевичем.
Выдвигались различные проекты реформ СФРЮ — совершенствование федерации, превращение её в конфедерацию. Но со второй половины 1990 года движения национальных меньшинств (прежде всего, албанцев Косова в Сербии и сербов в Хорватии) от первоначального требования автономии в рамках существовавших республик все более явно переходили к требованиям отделения «своих» этнических районов — либо с провозглашением независимости (Косово), либо с присоединением к другим республикам (сербы в Хорватии — к Сербии). Началось формирование самопровозглашённых сербских образований на территории Хорватии. Предвестником будущего межнационального насилия стала жестокая массовая драка между сербскими и хорватскими болельщиками во время футбольного матча в Загребе в мае 1990 г.
Первоначально и центр, и республики действительно стремились разрешать возникавшие конфликты на основе уже начинавших противоречить друг другу союзной и республиканских конституций: федеральные власти провозглашали незаконными решения республиканских органов, а те, в свою очередь, делали то же самое по отношению к самопровозглашённым образованиям.
В начале конфликта использовались политические методы и экономические рычаги (отключение Сербией подачи электроэнергии в Словению, бойкот в Сербии словенских товаров и так далее). Затем население начало вооружаться само и его стали вооружать местные власти, при этом использовались воинские склады так называемой территориальной обороны и нелегальные закупки за границей. 31 марта 1991 г. произошло столкновение между силами сербской территориальной обороны, поддерживаемыми добровольцами из Сербии, и хорватскими полицейскими в районе национального парка Плитвицкие озёра в Хорватии, в ходе которого были убиты два человека.
Противоборствовавшие стороны
Основные стороны югославских конфликтов:
Кроме них, в конфликтах участвовали также ООН, США и их союзники, Россия сыграла заметную, но второстепенную роль. Словенцы участвовали в крайне скоротечной и малосерьёзной двухнедельной войне с федеральным центром, македонцы же в войне участия не принимали и получили независимость мирным путём.
Основы сербской позиции
Согласно мнению сербской стороны, война за Югославию началась как оборона общей державы, а закончилась борьбой за выживание сербского народа и за объединение его в границах одной страны. Если из республик Югославии каждая имела право отделиться по национальному принципу, тогда сербы как нация имели право воспрепятствовать этому разделению там, где оно захватывало территории, заселённые сербским большинством, а именно в Сербской Краине в Хорватии и в Республике Сербской в Боснии и Герцеговине
Основы хорватской позиции
Хорваты утверждали, что одним из условий вступления в федерацию было признание права отделения от неё же. Туджман часто говорил, что борется за воплощение этого права в виде нового независимого хорватского государства (что у некоторых вызывало ассоциации с усташеским Независимым Государством Хорватия).
Основы позиции боснийцев
Боснийские мусульмане были самой немногочисленной из боровшихся групп. Их положение было довольно незавидным. Президент Боснии и Герцеговины Алия Изетбегович избегал занимать ясную позицию до весны 1992 года, когда стало ясно, что прежней Югославии больше нет. Тогда Босния и Герцеговина провозгласила независимость по результатам референдума.
ЮГОСЛАВИЯ
История
С началом войны в 1914 году сербское правительство заявило, что ведет борьбу за освобождение и объединение сербов, хорватов и словенцев. Политические эмигранты из Словении и Хорватии образовали в Западной Европе Югославянский комитет, который стал проводить агитацию за создание объединенного Югославянского (Югославского) государства. 20 июля 1917 года сербское эмигрантское правительство и Югославянский комитет огласили на острове Корфу (Греция) совместную декларацию. В ней содержались требования отделения от Австро-Венгрии сербских, хорватских и словенских земель и объединения их с Сербией и Черногорией в единое королевство под управлением сербской династии Карагеоргиевичей. В августе 1917 года к декларации присоединились и представители эмигрантского Черногорского комитета национального объединения.
Королевство сербов, хорватов и словенцев
Возможности для реализации плана представились осенью 1918 года, когда монархия Габсбургов, не выдержав груза войны, начала распадаться. Власть на местах в юго-славянских землях взяли народные вече. 6 октября 1918 года в Загребе собралось Центральное народное вече словенцев, хорватов и сербов, которое 25 октября объявило об отмене всех законов, связывавших славянские области с Австрией и Венгрией. Было провозглашено создание Государства словенцев, хорватов и сербов (ГСХС). Тем временем войска Антанты и сербские части, прорвав фронт, заняли территории Сербии и Черногории. 24 ноября Народное вече избрало комитет для осуществления объединения ГСХС с Сербией и Черногорией. 1 декабря 1918 года эти государства официально объединились в югославское государство – Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС). Королем был провозглашен сербский монарх Петр I (1918-1921), однако в действительности функции регента перешли к принцу Александру. В 1921 году он занял престол.
20 декабря 1918 года сформировано первое центральное правительство во главе с лидером сербской «Радикальной партии» Стояном Протичем. В состав кабинета вошли представители 12-ти сербских, хорватских, словенских и мусульманских партий (от правых до социал-демократов). В марте 1919 года был учрежден временный парламент страны – Государственное вече.
Экономическая и социальная ситуация в новом государстве оставалась катастрофической: спад производства, инфляция, безработица, нехватка земли, проблема трудоустройства бывших солдат. Внутриполитическое положение усугубляли продолжавшиеся в декабре 1918 года кровопролитные столкновения в Хорватии, Черногории, Воеводине и других районах. Весной 1919 года поднялась мощная волна забастовок среди рабочих.
28 июня 1921 года была принята конституция КСХС, в которой королевство провозглашалось централизованным государством. Конституция получила название «Видовданской», поскольку была утверждена в день святого Вида.
На фону продолжающегося экономического кризиса в стране усиливалось влияние левых партий. После серии покушений на принца Александра и ряда политиков в августе 1921 года Учредительное собрание приняло закон «О защите безопасности и порядка в государстве», который официально ставил компартию вне закона. Однако желанной стабильности это не принесло.
Королевство Югославия
В ночь на 6 января 1929 года король Александр совершил государственный переворот: он распустил парламент, органы местного самоуправления, политические партии и общественные организации. Был также отменен закон о 8-часовом рабочем дне и установлена жесткая цензура. Установившийся военно-монархический режим объявил о намерении спасти единство страны. КСХС было переименовано в Королевство Югославию.
В начале 1930-х Югославию вновь охватил острый экономический кризис. Пытаясь смягчить его воздействие, правительство создало Аграрный банк, ввело до 1932 года государственную монополию на экспорт сельскохозяйственных продуктов, однако категорически отказывалось регулировать условия труда и уровень зарплаты. Выступления трудящихся подавлялись полицией.
В сентябре 1931 года король обнародовал новую конституцию, существенно расширявшую полномочия монарха. Проведенные в ноябре 1931 года выборы в Скупщину оппозиция бойкотировала.
В мае 1940 года Югославия подписала с СССР договор о торговле и мореплавании, а в июне того же года официально установила с ним дипломатические отношения.
В марте 1941 года большинство югославских министров проголосовало за присоединение к блоку Германия–Италия–Япония, проигравшее меньшинство покинуло кабинет. 24 марта реорганизованное правительство единодушно одобрило соглашение, и оно было официально подписано в Вене. Подписание этого документа вызвало массовые протесты в Белграде, прошедшие под антигерманскими и антифашистскими лозунгами. На сторону манифестантов перешла армия. 25 марта 1941 года образовано новое правительство во главе с генералом Д.Симовичем. Соглашение с Германией было расторгнуто. Король Петр II был объявлен совершеннолетним. Переворот поддержали действовавшие в подполье коммунисты. 5 апреля Югославия подписала с СССР договор о дружбе и ненападении. На следующий день немецкие войска (при поддержке Италии, Венгрии, Болгарии и Румынии) вторглись на территорию страны.
Период оккупации и народно-освободительная война
Осенью 1944 года советские войска в ходе ожесточенных боев с немецкой армией вступили на территорию Югославии. В октябре в результате совместных действий советских и югославских частей был освобожден Белград. Полное освобождение территории страны закончилось к 15 мая 1945 года отрядами югославской армии (НОАЮ) без участия советских войск. Югославские войска заняли также входившие в состав Италии Фиуме (Риека), Триест и населенную словенцами Каринтию. Последняя была возвращена Австрии, а по мирному договору с Италией, заключенному в 1947 году, к Югославии отошли Риека и большая часть Триеста.
В августе Антифашистское вече народного освобождения Югославии было преобразовано в Народную скупщину Демократической федеративной Югославии. Были приняты законы о национализации предприятий, земель и хозяйств немцев и пособников оккупантов. Внешняя торговля поставлена под государственный контроль, новая аграрная реформа установила максимальный размер земельной собственности для частных лиц.
Период правления Тито
В ноябре 1945 года были проведены выборы в Учредительное собрание. Народный фронт возглавила компартия. 29 ноября 1945 года Учредительное собрание провозгласило Югославию Федеративной народной республикой.
В январе 1946 года Учредительное собрание приняло конституцию ФНРЮ, и Тито сформировал правительство страны. В течение 1946 года партии Народного фронта (кроме коммунистической) прекратили свое существование, и в Югославии утвердилась однопартийная система.
Власти ФНРЮ провели быстрое огосударствление промышленной сферы. В 1946-1948 годах были национализированы все ведущие предприятия, транспорт, банковская сфера, оптовая и большая часть розничной торговли; началось осуществление государственного экономического планирования; принят закон о кооперативах; введена система обязательных государственных закупок сельскохозяйственных продуктов. В 1947 году был принят первый пятилетний план, предусматривавший проведение индустриализации и электрификации страны. С 1949 года в деревне развернулась массовая коллективизация.
В 1948 году произошел разрыв отношений Югославии с СССР, который оказал влияние не только на внешнеполитические ориентиры, но и на внутреннюю и экономическую политику страны. Югославское руководство приняло решение отказаться от советской модели развития. В июне 1950 года был принят закон о передаче управления государственными предприятиями трудовым коллективам, согласно которого директор нес ответственность перед государством и комитетом, избираемого коллективом. В 1951 году введен новый закон о планировании: часть функций передавалась республикам, местным органам и самим предприятиям, отраслевые министерства упразднялись, а их функции передавались территориальным органам и отраслевым объединениям. С 1952 года были отменены единые государственные цены, и начался переход к рыночным ценам. Между предприятиями устанавливались хозрасчетные связи, при которых они могли принимать самостоятельные решения в рамках общих планов и самостоятельно распоряжаться прибылью, оставшейся после обязательных отчислений государству. В Югославии предложенную модель называли «социалистическим самоуправлением». Проблемы в сельском хозяйстве вынудили правительство в 1950-х пойти на роспуск большинства сельскохозяйственных кооперативов.
Перемены в экономике повлекли за собой и изменения в политическом устройстве. В 1953 году в конституцию были внесены поправки, предусматривавшие, в частности, создание Вече производителей в качестве особой палаты скупщины. Оно избиралось только работниками народного хозяйства. Вводился также пост президента Югославии. Его занял Тито, который одновременно оставался главой правительства – Союзного исполнительного вече.
В 1963 году принята новая конституция, объявившая Югославию Социалистической Федеративной Республикой (СФРЮ). Тито остался президентом Югославии, но отказался от поста главы правительства.
В 1957-1965 годах была в основном осуществлена индустриализация страны. Одновременно власти сократили долю инвестиций в производство, увеличили вложения в непроизводственную сферу и сельское хозяйство, в котором постепенно расширялся государственный и кооперативный секторы. Продолжалось проведение экономических реформ: в 1957-1961 годах предприятия получили полную самостоятельность в распределении остающихся у них 45% созданного ими национального дохода. Расширялась роль хозяйственных отраслевых и межотраслевых объединений.
Реформы оказали неоднозначное воздействие на югославскую экономику. Обретя самостоятельность, предприятия нередко использовали свои средства не для производства, а на наращивание фонда потребления, что повышало уровень жизни населения. В то же время рост производительности труда существенно отставал от роста личных доходов. Рост промышленного производства замедлился. Добывающая промышленность и сельское хозяйство все больше отставали от обрабатывающей индустрии, усилились диспропорции в развитии республик и краев. Значительных размеров достиг дефицит внешнеторгового и платежного баланса, росла инфляция. Власти страны попытались осуществить т.н. «общественно-экономическую реформу», базировавшуюся на установлении принципа роста фонда накопления более быстрыми темпами, чем рост фонда потребления, изменении курса динара и либерализации внешней торговли.
В 1968 году имели место выступления студентов, протестовавших против бюрократии, коррупции, социального неравенства и государственного контроля над общественной жизнью. Студенты требовали расширения общественного самоуправления и наполнения его реальным содержанием.
Обострились также национальные проблемы. Тито (хорват по национальности), пытался соблюдать баланс между элитами различных национальных групп, считая это залогом сохранения единства страны. Руководство Югославией было многонациональным, оно решительно подавляло любые проявления и тенденции, которые можно было расценивать как националистические. Тем не менее, такие тенденции присутствовали в настроениях, как части интеллигенции, так и среди некоторых партийных руководителей республик.
Распад Югославии
После смерти президента Тито (4 мая 1980 года) лидеры югославской федерации объявили о намерении продолжать прежний курс. Была согласована система коллективного руководства, согласно которой на постах руководителя партии и председателя Президиума СФРЮ ежегодно сменялись представители республик и краев.
На протяжении 1980-х годов экономические проблемы в Югославии продолжали обостряться. В июле 1983 года была принята программа экономической стабилизации, которая включала меры, направленные на повышение производительности труда, выравнивание уровня развития различных республик и регионов, повышение занятости, уменьшение инфляции, внешнеторгового и платежного дефицита, а также проведение политики жесткой экономии. Реализация программы не принесла ощутимых результатов. К 1987 году внешняя задолженность страны превысила 19 млрд. долл. США, инфляция достигла 167%, а реальные доходы населения сократились на 7%.
Экономические и социальные трудности привели к ухудшению отношений между отдельными республиками и краями Югославии и способствовали нарастанию националистических настроений. В 1986 году ряд членов Сербской Академии наук и искусств выпустили меморандум с острой критикой федерации, в котором содержалось требование усилить роль Сербии в Югославии. В автономном крае Косово, входившем в состав Сербии, начались волнения албанцев, которые требовали расширения автономии и даже создания отдельной Косовской республики в составе СФРЮ. В ответ Слободан Милошевич, возглавивший в 1987 году «Союз коммунистов Сербии», пошел на ограничение автономии Косово и Воеводины, а в 1990 году автономия Косово была отменена и введено сербское управление. Политика Милошевича была ориентирована на укрепление роли сербов в югославском государстве, как силы, цементирующей федерацию. В Словении новый лидер партии Милан Кучан (с 1986) приступил к либерализации экономики и общественной жизни. Националистически настроенное словенское и хорватское руководство выступило против Милошевича.
Югославское правительство во главе с Анте Марковичем (находился у власти в 1989–1992) предприняло попытку улучшить ситуацию в стране путем ужесточения мер экономии, установления контроля над зарплатой и либерализации экономики. Предусматривались полный переход к рыночной системе хозяйства, введение равноправия всех форм собственности, а в политической области – введение многопартийной системы и создание правового государства.
В 1990 году удалось остановить рост инфляции и сократить внешнюю задолженность. Но наступившее в результате либерализации экономики дальнейшее ухудшение экономического положения населения привело к волне забастовок и протестов, особенно в Сербии, Воеводине и Черногории. Ряд руководящих деятелей подали в отставку. В том же году на республиканских выборах в Югославии победили националистические оппозиционные партии, лишь в Сербии и Черногории у власти остались преемники «Союза коммунистов Югославии».
Осенью 1990 года лидеры Словении и Хорватии предложили превратить Югославию в конфедерацию шести республик, однако руководство Сербии отвергло эти предложения, выступив за единство государства. Другие республики восприняли это как стремление отколоть от них районы, населенные сербами. В марте 1991 года хорватские националисты начали вооруженные столкновения в Хорватии, в которые позже вмешалась югославская армия. 25 июня Словения и Хорватия в одностороннем порядке провозгласили свою независимость, и югославская армия была направлена в республику для обеспечения порядка, однако колонны ЮНА были разгромлены на марше словенскими территориальными войсками. 3 июля краткосрочные военные действия были прекращены под давлением зарубежных держав. В результате достигнутого соглашения югославские войска выводились из Словении и Хорватии, а эти республики соглашались на трехмесячный мораторий на объявление независимости.
Религия
Распад Югославии причины и история раздела территории
Одним из важных кризисов прошлого столетия стал распад Югославии. Несмотря на то, что сейчас нет особых притязаний со стороны этого государства, кризис сыграл основную роль в той внешнеполитической ситуации, которая держится и поныне.
Попробуем разобраться: каковы причины этого события, как оно развивалось, основные позиции участников кризиса, как изменилась карта мира после этой «войны»?
На сколько стран была разделена Югославия? Как повлияло вмешательство Америки на этот процесс?
Список стран бывшей Югославии и их столицы
Югославия (нынешняя столица страны – Белград) входила в состав Советского Союза как одна из республик – СФРЮ.
Информация о входящих в нее государствах и их столицах, о площадях и численности населения отображена в таблице:
Кроме того, эта территория была населена людьми разной национальности. Основное большинство составили сербы. Кроме них в числе населения присутствовали хорваты, албанцы, черногорцы, македонцы и словенцы.
Причины распада Югославии
Почему же произошел Балканский кризис?
Основные факторы, которые выделяют историки:
В качестве еще одной предпосылки к расколу многие ученые относят неправильную внутреннюю политику многонационального государства. По конституции Югославии, на тот момент власти республик могли создавать внутри своих «владений» группировки.
Начало развала
Эта история началась в то же время, что и распад СССР, в 1991 году. Датой полного распада считается 2006 год. Что же произошло?
Началась гражданская война, в ходе которой от Югославии отделились 4 суверенных части. Остались лишь Сербия и Черногория, остальные стали независимыми государствами.
Послевоенное время
Казалось бы, должно произойти прекращение конфликта, деление стран сойти на нет. Однако вспыхнули военные действия из-за внешнего фактора.
Под влиянием НАТО произошли крупные кровавые военные драмы в Сербии и Хорватии, в которых было ранено более 2 млн. человек. И только после соглашения, подписанного в 1995 году, общество признало выход 4 республик из состава Югославии.
Несмотря на все миротворческие действия ООН, в конце 20 века вспыхнули экстремистские восстания албанцев, которые повлекли за собой гибель еще 0,5 млн. людей.
«Косовский кризис» до сих пор остается неразрешенной проблемой начала 21 века.
Раздел территории в конце 20 века
К концу 20 столетия Югославия разделилась на 5 стран. А вот финансовый раздел собственности затянулся на довольно продолжительный промежуток времени.
Лишь в 2004 году было заключено соглашение, в котором указывались страны и суммы, предписанные им. Причем большая сумма досталась Сербии (около 39% от общего объема активов).
Многие наши отечественные историки считают, что такой раздел несправедлив, ведь у СССР были огромные долги перед зарубежными филиалами югославских компаний. Поэтому в 2006 году Российская Федерация выплатила эту сумму.
Карта Югославии: до и после распада
На первой картинке показана карта Югославии до того, как она поделилась на отдельные независимые государства.
На второй картинке — карта Югославии с новыми государствами.
На какие страны распалась страна
Пять государств, на которые к 2003 году распалась Югославия:
Окончательно поделенной Югославия стала при выходе Черногории из СРЮ в июне 2006 года.
Вмешательство Америки
С самого начала Балканского кризиса Америка вела активное вмешательство в этот процесс. Ее политика была направлена на силовое воздействие (на Сербию) и поддержку 2 оппозиционных сторон. Это и привело к невозможности мирного регулирования конфликта.
В 1995 году при поддержке НАТО были развязаны военные действия в Сербии и Хорватии, в ходе которых погибли свыше 1 млн. человек и были ранены около 2-х млн. человек.
В конце этого же года по инициативе американских дипломатов было подписано соглашение о выходе 4-х стран из состава Югославии и прекращение военных действий на всей территории бывшего многонационального государства.
В конце ХХ века Америка сыграла важную роль в «борьбе с экстремистами», нанеся огромный урон своими многочисленными налетами, чем и сподвигла выход Черногории из СРЮ.
Особое значение играло вмешательство НАТО в кризис Косово. До сих пор этот конфликт остается нерешенным.
Дальше, в ХХI веке, США вело финансовую политику, способствующую полному распаду Югославии.
Заключение
Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, сейчас Россия ведет дипломатическую политику со странами бывшей Югославии. Кроме того, намечается технологический прогресс практически во всех сферах жизни этих независимых государств.