во что превратилась снегурочка
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
Снегурочка. Русская народная сказка
Снежок порхает, кружится…
Ответы к стр. 67
Снегурочка
Русская народная сказка
1
Жили-были на свете дед и баба. Жили они, жили и состарились.
А детей у них не было. И очень они о том горевали. Вот раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу играть. На санках катаются, снежками кидаются. А потом стали снежную бабу лепить.
Смотрел на них старик из окошка, смотрел да и говорит бабе:
— А что, старуха, не пойти ли и нам по молодому снежку погулять?
А старуха в ответ:
— Что же, старик, пойдём. Вылепим себе из снега дочку Снегурочку.
Так и сделали. Пошли в огород и давай Снегурочку лепить. Вылепили ручки, ножки, головку. Глазки из светлых льдинок сделали, брови угольком вывели. Хороша Снегурочка! Смотрят на неё старики — насмотреться не могут.
И вдруг усмехнулась Снегурочка, бровью повела, ручку подняла, шагнула разок-другой и пошла себе тихонько по снегу к избе.
Тут-то обрадовались дед и баба, побежали за ней в избу, не знают, куда посадить, чем угостить.
Так и осталась жить у деда с бабой дочка Снегурочка.
2
Растёт Снегурочка не по дням, а по часам. Что ни день — всё умнее да милее становится.
Дед и баба на неё не нарадуются. Сапожки ей купили сафьяновые, ленту в косу — атласную.
День и ночь — сутки прочь. Вот и миновала зима, пришла весна. Стало солнышко пригревать. Потекли из-под снега ручьи. Закапало с крыши. Все ребята рады-радёшеньки. Одна Снегурочка невесела — сидит в уголке, на свет не глядит.
Только и радости у неё, как набегут на небо тёмные тучи да холодком дохнёт. Смотрит на неё старуха, головой качает.
— Кто тебя, доченька, обидел?
— Никто не обидел, матушка.
— Может, нездоровится?
Молчит Снегурочка, а у самой по белым щекам слёзы катятся.
3
Тут и лето настало. Солнышко печёт, земля цветёт. Собрались девушки в лес гулять и Снегурочку зовут:
— Пойдём с нами!
Боится Снегурочка за порог выйти.
— Жарко, — говорит, — солнце голову напечёт.
— А ты платочек на голову повяжи, вот и не напечёт.
Не пошла бы Снегурочка, да старики её уговорили:
— Ступай, доченька. Что тебе одной сидеть?
Послушалась Снегурочка, пошла с девушками. Они в лесу цветы рвут, венки плетут, а она себе сидит в тени у студёного ручейка, ножки в воду опустила, ждёт, пока солнце закатится.
Вот и зашло солнышко. Вечер наступил.
Развеселились девушки, развели костёр и вздумали через огонь прыгать. Одна прыгнула, а за ней другая, третья.
— Что же ты не прыгаешь? — говорят ей подруги. — Иль боишься?
Собралась Снегурочка с духом, разбежалась и прыгнула. Смотрят девушки — где же Снегурочка? Нет её. Только над костром белый пар вьётся. Свился в тонкое облачко, и полетело облачко высоко, высоко — другие облака догонять.
Растаяла Снегурочка.
1. Укажи ⇒ начало каждой сказки.
«Снегурочка» ⇒ Жили-были на свете
Русская народная сказка дед да баба…
В. Даль. ⇒ Жили-были старик со
«Девочка Снегурочка» старухой…
3. Сравни сказки о Снегурочке. Заполни таблицу.
Фамилия автора | Заголовок | Герои | Начало сказки | Конец сказки |
Даль | Девочка Снегурочка | Старик, старуха, Снегурочка, Жучка. | Жили-были старик со старухой… | Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили. |
Толстой | Снегурочка | Дед и баба, Снегурочка. | Жили-были на свете дед и баба. | Растаяла Снегурочка. |
История снегурочки
Елена Смирнова
История снегурочки
История Снегурочки
Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.
Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).
В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.
В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.
Снегурочка: откуда она к нам пришла?
Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой необычной девушки на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже представить трудно, что на наш зов может никто не откликнуться. А между тем в жизни Снегурочки была своя печальная история. И прежде чем прийти на наши елки ей довелось погибнуть ради любви. Как и положено личности такого масштаба, жизнь Снегурочки окутана тайнами и легендами.Не очень понятно даже: откуда взялась эта вечная спутница Деда Мороза? По одним данным ее родила Большая Ель (бывает и такое). Светлая девушка внезапно появилась из-под пушистой еловой ветки и была встречена бурными приветствиями всех лесных обитателей. По другим источником, ее вылепили из снега бездетные старики Иван и Марья. Вылепили себе на радость, да уберечь не смогли. В конце весны пошла она с подружками в рощу на гулянье. Собирала вместе со всеми цветы, плела венки и пела песни.А когда зашло солнце все стали прыгать через костер: была такая старорусская забава. Снегурочке, надо сказать, такие развлечения явно были противопоказаны. Но наивная девушка не догадывалась об опасности высоких температур и… растаяла. Официальной датой рождения Снегурочки стал 1873 год, когда Александр Николаевич Островский переложил эту народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка». Так местом рождения зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки.
Любви прошу, хочу любить.
Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!
Какой восторг! Какая чувств истома!
О, мать-Весна… благодарю за радость,
За сладкий дар любви!
Какая нега томящая течет во мне!
О Лель, в ушах твои чарующие песни,
В очах огонь… и в сердце… и в крови во всей огонь…
Аппликация из бумаги «Букет для Снегурочки» Некоторые дети испытывают трудность в работе с ножницами. Чтобы заинтересовать детей этим видом деятельности, необходимо было придумать.
Всё о истории создания Красной Шапочки расная Шапочка» (фр. Le Petit Chaperon Rouge; нем. Rotkppchen) — народная европейская сказка с сюжетом о маленькой девочке, повстречавшей.
Ледяная красавица: история снегурочки
«Расскажи, Снегурочка, где была, расскажи-ка, милая, как дела?» — каждый ребенок в России с пеленок знает эту песенку. Но как появилась Снегурочка, для чего она нужна, и есть ли аналоги нашей снежной красавицы, мало кто знает. Diletant.media расскажет сегодня все о внучке Деда Мороза.
Невозможно сказать точно, где и когда придумали Снегурочку. Впервые ее образ зафиксировали в фольклоре в XIXвеке, но в народных обрядах она тогда не фигурировала. Считается, что истоки образ снежной красавицы берет еще из дохристианской мифологии славян — действительно, ожившая ледяная фигура отсылает нас к языческим верованиям, которым было свойственно обожествлять природу. К тому же, в старинных северных преданиях нередко встречались истории о молодой девушке, слепленной из снега.
С началом весны одна идет в лес с подружками, прыгает через костер и тает. Версия вполне правдоподобная: в те времена убеждение, что «сезонные» духи умирают со сменой времен года, было весьма популярно. Интересно, что в те времена Снегурочка скорее считалась дочкой божества Мороза. В какой момент их родственные связи изменились — неизвестно.
Сказки о Снегурочке
В народной сказке Снегурочка никакого отношения к Деду Морозу не имеет. В 1869 фольклорист Александр Николаевич Афанасьев публикует двухтомный труд «Поэтические воззрения славян на природу», где и появляется Снегурка (в другом варианте — Снежевиночка). Бездетные старик со старухой лепят себе дочку — Снегурку. Она оживает и становится настоящей маленькой девочкой. Похожая сказка есть и у Даля, а в середине XX века сказку про Снегурушку записывают в Башкирии.
Правда, конец у сказки немного пугающий: соседские девочки зовут Снегурушку в лес за ягодами, там ее из зависти убивают, закапывают и пристегивают прутиком. В деревне говорят, что Снегурушка потерялась. Но один юноша срезает с могилы снежной девочки прутик и делает из него дудочку. Когда кто-то на ней играет, дудочка сама по себе начинает петь о том, как злые девочки заманили и убили Снегурушку. Одна из девочек получает эту дудочку, но играть отказывается: бросает ее о землю, дудочка ломается, и из нее появляется живая Снегурушка.
Снегурочка из сказки
По одной из версий, прообразом Снегурочки было древнее славянское божество Кострома. Она считалась покровительницей урожая и плодородия. В конце весны праздновались «зеленые святки» — прощание с весной и приветствие лета.
Кострому всегда играла юная девушка в белом наряде (традиционный цвет Снегурочки), иногда обряды принимали форму похорон. Интересно, что в одном из вариантов сказки Снегурочка погибает, прыгая через костер — Кострому иногда представляют в виде соломенной куклы, сжигаемой в конце весны на костре.
Кострома и ее брат Купала
Снегурочка у Островского
Настоящую славу Снегурочка получила благодаря Островскому, написавшему по мотивам славянских сказок пьесу. В ней Снегурочка, дочка Мороза и Весны, становится более человечной. Ее губит не костер, а любовь, которую зажег в ее сердце Ярило-солнце. Первая театральная постановка успехом не увенчалась, зато написанная Римским-Корсаковым опера стала по-настоящему знаменитой. В 1968 сказку экранизировали.
Снегурочка в опере
Снегурочка — вовсе не уникальное явление, как думают многие. У Снежной девочки (именно девочки, только в XX веке внучка Деда Мороза «повзрослела») есть аналоги и в других странах. Много вариаций Снегурочки можно найти в странах бывших республик СССР. Например, азербайджанского Деда Мороза по имени Шахта Баба сопровождает девочка Гарагыз. В Армении старику с подарками (Дзмер Папи) помогает Дзюнанушик. В Узбекистане местный Дед Мороз Корбобо носит халат и катается на осле в сопровождении Коргыз.
Снегурочка на старых открытках была маленькой девочкой
Водятся Снегурочки и немного дальше. В Монголии у Деда Мороза Улина Увгуна есть помощница Зазан Охин. Рядом с ними всегда ходит мальчик Шин Жил, символизирующий Новый год. В Болгарии снежну девочку зовут просто — Снежанка. А в Швеции у Снегурочки есть «сестра» Люсия, в честь которой у жителей страны есть даже особый праздник.
У Люсии интересная история. Считается, что имя ее связано со Святой Люсией, мученицей, умершей за веру в Христа. По распространенной версии, Люсия жила в Средних веках и была замужем за рыбаком. Однажды ее муж уплыл в море, но разыгралась буря, и черти погасили маяк. Тогда Люсия вышла на скалу с фонарем, чтобы осветить дорогу рыбаку. Но злые черти напали на нее и отрезали ей голову. По легенде, призрак девушки продолжал всю ночь стоять на скале с фонарем в руке.
Люсия в Швеции часто носит венок, украшенный свечами
В Италии Снегурочки нет, но здесь живет самая пожилая «родственница» нашей снежной красавицы. Ее зовут фея Бефана, и она приносит итальянским детям подарки. Эта старушка залетает на метле в дымоход и кладет игрушки в детские носки. Плохим детям достаются угольки, которые на деле оказываются просто круглыми конфетами, красящими язык. Считается, что фея летает по свету в поисках младенца Христа, которому хочет отдать его подарок. К тому же Бефана очень хозяйственная: если ей понравится в доме, то она может даже убраться. А из лакомств старая фея предпочитает апельси ны и вино.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Согласно распространённому заблуждению, Дед Мороз и Снегурочка возникли недавно, в XIXвеке. Но это сказки литературные, «писательские». В народных сказках Мороз (Морозко, дед Трескун) и Снегурочка (Снегурушка, Снежевинка) появились намного раньше.
Понятно, что это все предположения и образы, но вот есть вот такая версия их появления …
Согласно распространённому заблуждению, Дед Мороз и Снегурочка возникли недавно, в XIXвеке. Дед Мороз впервые упомянут в сказке Владимира Фёдоровича Одоевского «Мороз Иванович», написанной в 1840 году.
Снегурочка появляется в сказке Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка» (1861 год), — здесь она девочка из снега. А вот в пьесе Александра Николаевича Островского «Снегурочка» (1873 год) это уже юная девушка — дочь Мороза и Весны.
Но это сказки литературные, «писательские». В народных сказках Мороз (Морозко, дед Трескун) и Снегурочка (Снегурушка, Снежевинка) появились намного раньше. Попробуем проследить их путь.
Что такое миф?
Задолго до того, как народные сказки превратились в устные рассказы бабушек своим внукам и внучкам, они были мифами. Что такое миф?
Наши древние предки поклонялись разным духам. В определённые дни года разжигали костры, призывали духов особыми песнями и танцами, и дух «являлся» — обычно вселяясь в тело жреца, ну, или как бы мы сегодня сказали — жрец представлял этого духа. Дальше члены племени разыгрывали какую-нибудь историю с участием этого духа. Например, как зима борется с весною, и весна побеждает.
Мы бы сегодня назвали это «представлением», «спектаклем» но для древних людей всё это было очень серьёзно — по-настоящему! Задержится весна, не успеет вызреть урожай, начнётся голод. Будут умирать старики и дети, ослабеют воины, нападут враги…
Вот эти «представления», в ходе которых члены племени рассказывали друг другу и своим духам-покровителям, как возник мир, как сменяются времена года, почему идёт дождь, отчего в земле вызревает семя, и называются МИФ.
Со временем, люди всё больше и больше учились влиять на природу; выживание племени зависело теперь не столько от помощи духов, сколько от умения и опыта людей. Миф перестал быть священным действием и «распался»: на науку, искусства и религию.
Из наблюдений за природой (как выследить зверя? когда посеять растение? как узнать, будет ли завтра дождь?) стала развиваться наука.
Из вырезания деревянных идолов, хорового пения, танцев и общения с духом стали развиваться изобразительное искусство, музыка, театр.
Из представлений о справедливости и несправедливости духов, из чувства беспомощности перед судьбой и желания «прислониться» к какому-нибудь надёжному заступнику стала развиваться религия.
А истории о мире, о духах, о племени и его героях стали просто историями. И превратились в сказки.
За тысячи лет сказки сильно изменились, обросли новыми бытовыми подробностями, но некоторые следы древних мифов в них всё-таки остались…
Отчество Снегурочки
Если Дед Мороз когда-то был духом зимы и смерти — Мором, значит, отчество его предполагаемой дочки должно быть Моровна. И в славянской мифологии есть персонаж с очень похожим отчеством!
Это Марья Моревна.
Умница, красавица, невеста Ивана Царевича, чародейка, сумевшая заковать в цепи самого Кощея Бессмертного… Вот только в некоторых сказках она почему-то подруга Бабы Яги. А в некоторых — так и прямо её дочка.
Что же объединяет умницу и красавицу с уродливой злой старухой?
Историки и этнографы утверждают, что древние славяне, помимо других богов, почитали богиню зимы и смерти — Мору или Морену (Марену).
Это имя (Морена или Марена, — правил правописания в XIIвеке не было) встречается в новгородских берестяных грамотах. В одной автор просит Марену оказать влияние на князя, когда тот станет слишком щедро одаривать купцов: «Марена, вразуми князя нашего, зимний гнев свой напомни». В другой читаем: «Скажи сыновьям, пусть зерно за меня принесет Марене в дань».
Одна из берестяных грамот с упоминанием Марены
Выходит Моревна — это никакое не отчество, а просто искажённое имя древнего божества!
Марена до сих пор сохранилась в польском и болгарском фольклоре (у болгар — под именем Мара-лишанка). В начале зимы она юная прекрасная девушка, но постепенно стареет и к концу зимы превращается в злобную уродливую старуху. (Вот почему Марья Моревна то дочь, то подруга Бабы Яги!)
Празднуя окончание зимы, в Польше и Болгарии изготавливали куклу Марены и сжигали (то есть хоронили) её. (Снегурочка в русских сказках тоже погибает во время весенних праздников, прыгнув через костёр.)
Это значит, Марена рождается, чтобы дать природе умереть, и умирает, когда природе предстоит ожить. Иначе невозможно старое заменить на новое. Именно для этого в сказках нужна Мёртвая вода. Чтобы оживить героя, Живой воды недостаточно! Сначала его надо обязательно спрыснуть Мёртвой водой, без этого волшебства не случится.
А что же Марья Моревна? Она берёт в плен Кощея Бессмертного — то есть бессмертие, мешающее уходу старого и возникновению нового. А незадачливый Иван Царевич, дав Кощею напиться, освобождает бессмертие из плена Моревны-Марены и тем самым приносит на землю бесчисленные беды — нарушает природный ход вещей
Марена
Выходит, друзья, под Новый год к нам приходят не какие-то там литературные персонажи XIX века, приспособленные к Новогоднему празднику в 1937 году.
Праздник Новый год — это что? Замена старого на новое — «мёртвого» на «живое». Просто он теперь не связан у нас с природой и урожаем, как у наших предков, так что празднуем мы его не весной, как они, а зимой. Но так же, как и несколько тысяч — тысяч! — лет назад, в этот праздник к нам являются «духи зимы». Мор и Марена. Дед Мороз и Снегурочка.
Конспект занятия по ЧХЛ «Чтение сказки Снегурочка»
Трегубова Галина
Конспект занятия по ЧХЛ «Чтение сказки Снегурочка»
Цель: Формирование интереса у детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству.
Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка»
Развивать умение отвечать на вопросы, навыки словоизменения; обогащать словарь по теме «Зима».
Развивать мелкую моторику кистей рук, чувство формы и пропорций.
Воспитывать умение слушать сказку, сопереживать её героям.
Материал: Мультимедийная презентация с иллюстрациями к сказке «Снегурочка», кукла Снегурочка, иллюстрации по теме «Зима», и зимними забавами; музыка к занятию; сказка «Снегурочка»; искусственные снежки для игры; пазл Снегурочка на каждого ребенка; разные иллюстрации с изображением снегурочки.
Виды детской деятельности: игровая (развивающие игры, познавательная (называние признаков зимы, отгадывание загадок)
Ход НООД:
I Вступительная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Когда я сегодня шла в детский сад,вокруг меня закружился хоровод снежинок и несколько снежинок попали к нам в группу. Они попали к нам с волшебного облака и хотят вернуться на него. Мы им можем в этом помочь. Как? Ребята скажите, какое сейчас время года?
Воспитатель: Мы назовём признаки зимы и вернем снежинки на облако.
Ну, вот с приметы мы вспомнили, а теперь скажите, во что любят дети играть зимой?
Дети: кататься на лыжах, на санках, на коньках, в снежки играть, лепить снеговика.
Воспитатель: давайте и мы с вами слепим снеговика.
Снег пушистый нагребаем,
Лепим, лепим ком большой
Лепим, лепим ком другой,
Лепим, лепим третий ком –
Будешь ты снеговиком.
Глазик, глазик, нос – морковка,
Рот большой, наверх – ведерко.
По ходу игры дети выполняют имитационные движения под музыку.
Воспитатель :Молодцы! Красивые снеговики у вас получились!
Воспитатель: ребята послушайте, кто-то идёт к нам. Появляется кукла Снегурочки. Ребята, отгадайте кто это
С дедушкой Морозом ядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка. Это кто ….? (Снегурочка)
Воспитатель: правильно Снегурочка.
— А я знаю русскую народную сказку о Снегурочке. Вы хотите её услышать? Но с начала нам надо попасть в сказку. Для этого нам надо встать в круг и сказатьнаши волшебные слова:
Наши глазки загораются, личики улыбаются
Сказка начинается…
(Дети вместе с воспитателем идут на ковер и встают в круг.)
Воспитатель: в сказке вам могут встретиться непонятные слова давайте их разберём :
Свечерело – наступил вечер
Работа в руках спорится – всё получается, удаётся
Стали кликать – звать.
Давайте сядем в кружок кому как удобно и послушаем эту сказку.
Чтение сказки. (Показ презентации)
Беседа по содержанию сказки.
— В какое время года появилась Снегурочка? (Зимой)
— А как она появилась? (Дед и бабка слепили её)
— Почему её назвали Снегурочкой? (Потому что она сделана из снега)
— Какая была Снегурочка? (Смышлёная, послушная, приветливая, беленькая, пригожая, хорошая, утешная, приятная)
-Какой была Снегурочка зимой? (весёлая, радостная)
-Почему Снегурочка грустила, когда весеннее солнышко стало согревать землю? (Потому что она была сделана из снега, а снег в тепле начинает таять)
-Как исчезла Снегурочка? Что с ней произошло? Во что превратилась Снегурочка?
-Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (из облака пойдёт снег и мы сможем вновь встретиться с ней.)
-Можно ли сказку Снегурочка считать волшебной? (Можно так как снегурочка оживает)
-А кто автор сказки? (Русский народ)
В народе не только сказки слагали, но ещё очень любили поиграть
А давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Заря-заряница»
Заря-заряница красна девица
По полю ходила ключи обронила
Ключи золотые ленты расписные
Один, два, три – не воронь,
Воспитатель:- А как бы вы изменили конец сказки? («Оживление Снегурочки»)
— Как нам помочь деду с бабой?
Давайте и мы соберём Снегурочку из частей.
(Дети подходят к столам,где стоят тарелочки с разрезанными картинками Снегурочки и складывают пазл)
Воспитатель: Снегурочка принесла нам «снежки» и хочет поиграть с нами в иру «Назови ласково». Но снежок нужно заработать. Я скажу слово, а тот кого я назову, должен переделать это слово так, чтоб оно звучало ласково.
— А теперь я буду называть слово в единственном числе, как будто у меня один предмет, а вы мне будете говорить это же слово во множественном числе, как будто у вас этого много.Например: сосулька – сосульки.
Воспитатель: вот снежки мы заработали, а теперь…
Мы в снежки играем смело.
И в корзинку бросай! (Снежки бросаем в корзинку). Ну вот нашей гостье пора возвращаться к Дедушке и бабушке, а нам возвращаться из сказки. Глаза закрыли, до 3-х посчатали. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец
III Заключительная часть.
— С какой сказкой мы сегодня познакомились?
— Почему сказку Снегурочка называют русской народной?