во что поиграть с детьми в больнице
Во что поиграть с ребенком в поликлинике когда очередь
Очередь в поликлинике — за игрой!
Поход в поликлинику часто становится нервирующим мероприятием как для мамы, так и для ребёнка. Дети скучают в ожидании своей очереди и начинают придумывать себе развлечения: ходить по коридору, бегать, кричать, заговаривать с другими детьми и взрослыми, залезать под пеленальные столики или на скамейки. Мамы и бабушки пытаются утихомирить особо шумных, ворчат, делают замечания, и отовсюду слышится: «Нельзя, нельзя, нельзя».
А ведь ждать иногда приходится больше часа! Предлагаем заменить это время ожидания на время игры и общения со своим ребёнком. Подумайте, как часто мы всё делаем на бегу. А здесь как раз тот случай, когда спешить никуда не нужно.
Итак, чем можно заняться в очереди к врачу?
Знакомство с местом
Для многих детей поход к врачу — повод для беспокойства. Незнакомые помещения и люди, или воспоминания о прошлых походах могут вселить тревогу. Поэтому вначале было бы хорошо поразговаривать с малышом, рассказать ему про всё, что он видит: за дверями сидят врачи, лечат детей, в коридоре мамы с детьми, а вот здесь картинки, а вот здесь окошко.
Картинки
Если вы не взяли с собой игрушек, используйте всё, что окажется в помещении. Покажите ребёнку медицинские плакаты, какими бы скучными они ни оказались. Годовалый ребёнок обратит внимание на фрукты и ягоды на плакате о правильном питании, а шестилетний уже с интересом поразглядывает устройство человеческого тела. Всё-таки часто плакаты в поликлинике составлены не очень интересно для детей, поэтому лучше подойти к плакату вместе с ребёнком: «Давай-ка почитаем, что тут написано!» И среди длинных описаний выбрать несколько занимательных фактов — новых и для вас, и для ребёнка. «А я вот и не знала…» «А как ты думаешь, если…» — такие фразы уже могут быть началом какого-то диалога, способного отвлечь от длительного ожидания.
Для самых маленьких: игры с ладошками
Если маленький ребёнок совсем замучился ждать, можно развеселить его игрой с пальчиками. Сожмите его ручку в кулачок и отгибайте пальчики под стишок:
– Пальчик-мальчик,
Где ты был?
– С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С эти братцем
Кашу ел.
С эти братцем
Песни пел!
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Поскакали!
В таком скучном месте, как очередь, хорошо и немного подурачиться с малышом, покачав его на коленках. Дома нам обычно некогда этим позаниматься.
Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам —
Бултых в ямку!
Тихие догонялки
Но многим детям требуется движение. Как быть? Носиться по коридору нельзя. Если немножко преодолеть родительское желание посидеть на стульчике, можно поиграть в довольно спокойные догонялки:
«Иди за мной, наступая только внутрь клеточек, на линии нельзя».
«Дойдём ли мы с тобой на цыпочках до конца коридора?»
«Иди за мной, ставя след в след».
«Догоняй меня спиной вперёд».
«Давай ты будешь идти сложным путём, а я буду повторять твоё движение».
Аттракционы
Аттракционы бывают шумные и быстрые. А бывают тихие аттракционы, когда дети выполняют какие-нибудь не совсем простые задания взрослого.
Ригу-рагу
Взрослый поворачивается к ребёнку. Они оба держат перед собой руки, сжатые в кулаки. Взрослый трясет кулаками и приговаривает: «Ригу-рагу, ригу-рагу…», а затем высовывает большие пальцы и говорит: «Забор с рогами» или «Олень с рогами». Если он произнёс название животного, у которого действительно есть рога, ребёнок должен так же быстро высунуть большие пальцы. Если же родитель назовет животное без рогов или какой-то предмет, кулаки ребёнка должны оставаться сжатыми. Когда ребёнок ошибётся, можно поменяться ролями.
Чепуха
Ребёнок втайне от мамы задумывает слово. Теперь мама задаёт ему вопрос, а он отвечает загаданным словом. Например: «На чём ты сегодня ехал?» «На бегемоте». «Что ты любишь есть на завтрак?» «Кузнечиков». Потом можно поменяться ролями.
Можно усложнить игру, если на вопрос отвечать не словом, а строчкой из песни. «О чём ты мечтаешь?» «Я — гениальный сыщик!»
Потренируем память
Взрослый называет слово (имя существительное, нарицательное, в единственном числе, в именительном падеже), ребёнок повторяет его и добавляет второе. Родитель повторяет уже два слова и придумывает третье. Ребёнку нужно будет произнести уже четыре слова. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не запутается.
Взрослый может подсказать ребёнку, что можно не просто механически запоминать слова, а придумывать историю с этими словами, тогда порядок слов будет повторяться легче. Например, чтобы запомнить ряд «белка — улитка — лопата — пирожное — бульдозер…», придумываем такую историю: белка встретила улитку с лопатой, на лопате лежало пирожное, оно было похоже на бульдозер…
Игры с карандашом и бумагой
Если у вас с собой окажется карандаш или ручка, а также листок бумаги, пребывание в поликлинике можно сделать ещё интереснее.
Загадки
Такие загадки с подвохом любят все дети.
Совместная сказка
Ну и напоследок: вы можете просто сочинять сказку, рассказывая её по очереди, когда каждый добавляет по предложению. Сочинение сказок по принципу чепухи очень нравится детям.
Помните! Голодный ребенок сам не рад своей чрезмерной активности. Поэтому коробочка сока, бутылочка воды, фрукты или печенье будут в вашей сумочке нелишними. Возьмите из дома небольшие игрушки. В зависимости от возраста ребенок может играть ими с вашей помощью или сам. Пусть воспроизведет ситуацию — он привел своих игрушечных зверьков к врачу, но им скучно, и надо как-то занять их. Или он доктор, а игрушки — пациенты. Помогайте малышу развить сюжет.
Автор статьи: Дарья Велижанина
Читаем также:
Смотрим чем еще можно занять ребенка в очереди:
Игры в больничной палате
На такую статью меня натолкнуло наше пребывание в больнице. Краткая предыстория. Советская больница. Однотонные стены, одноместная палата. Моя кровать, детская кроватка, окно, тумбочка. Полдня процедуры, остальные полдня-ничегонеделанье. Чем можно заняться с ребенком?
1. По стенам развешиваются обычные картинки из журналов, газет, календари настенные, плакаты и т.д.
Желательно менять их раз в 4-5 дней, в зависимости от реакции ребенка. Для своей 8-месячной дочки я вешала изображения улыбающихся малышей, (они ей доставляют особое удовольствие) или четко прорисованные мордочки животных.
Для детишек постарше это могут быть времена года, музыкальные инструменты, азбука, домашние животные.
2. Мудрая мама в первый же день не станет доставать все игрушки.
3. Учитывая, что во время болезни ребенку чаще обычного нужен контакт с мамой, на ура идут такие игры как «По кочкам, по кочкам», пальчиковая гимнастика, динамическая гимнастика, массаж и т.д.
Дочь спит отдельно от меня, в своей кроватке, а днем пытается восполнить контакт, с рук не слазит. Очень выручают нас такие занятия.
Вот, например, зарядка:
малыши-крепыши вышли на площадку (движения ножками)
малыши-крепыши делают зарядку (движения ручками)
раз. два. три. четыре (произвольные движения)
руки выше, ноги шире!
В 2-3 годика дети любят себя кем-то представлять- ежиком, зайкой, принцессой, рыцарем. Поиграйте в игру: «Покажи, как…» как ежик собирает грибочки, зайка играет в мячик, принцесса танцует на балу, рыцарь сражается с драконом. Здесь развивается фантазия ребенка, координация движений.
4. Чтение стихотворений, особенно А. Барто про зайку с непутевой хозяйкой, лошадку и т.д. Явный фаворит «Мишка косолапый по лесу идет», стишок с движениями, где упала шишка прямо мишке в лоб (касаемся лобика ребенка) и мишка ногою топает (топаем ножкой ребенка).
5. Чтение детских книжек.
Чаще всего происходило в момент измерения температуры, точнее 2 раза в день, утром и вечером. Учим глазки, носик, ротик и т. д Если малыш уже умеет читать, пусть читает сам. Выбирайте книжки не слишком простые, но и не сложные, чтобы не отбить интерес к чтению.
Для детишек раннего возраста, от 1 года до 3 лет подойдут такие занятия как рисование, лепка, аппликации, причем самыми разнообразными способами! Также малышам будет интересен запуск мыльных пузырей, пальчиковый театр, театр теней, игра на детских музыкальных инструментах, пошив мягкий игрушек, изготовление поделок, игры со словами, в города, произнесение скороговорок.
Можно поиграть в игры, кто больше знает названий животных, мультфильмов, песен на определенную тематику.
Мамочки, желаю вам, чтобы описанные мною занятия вам не пришлось применять в больничных стенах! Будьте здоровы Вы и ваши близкие!
«400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет» ГЛАВА 5. РАЗВЛЕКИТЕ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА
Часто дети бывают не настолько здоровы, чтобы выйти на улицу и поиграть, и не настолько больны, чтобы оставаться в постели. В таком состоянии ребенок чувствует себя плохо не только потому, что болен, но и потому, что ему скучно. Постоянное сидение перед телевизором утомляет его, и он начинает хандрить. Плохое настроение может распространяться на других членов семьи быстрее, чем инфекция.
Есть много способов заставить работать мысли и воображение больного ребенка. Не позволяйте ему становиться пассивным и безучастным, если он может занять и развлечь себя. (Конечно, если ребенок болен серьезно, ему необходим покой и сон.) День или два, проведенные дома только вдвоем, могут стать прекрасным временем, когда вы сможете тесно общаться друг с другом и вам ничто не помешает. Используйте преимущества таких дней. Говорите друг с другом, играйте, доставляйте себе маленькие удовольствия — пирог с какао на тахте, попкорн и лимонный чай, молочный коктейль на завтрак. Даже если вы очень заняты, постарайтесь прервать ваши дела и уделите ребенку немного внимания, отдайте себя полностью в его распоряжение. Дни, когда дети болеют, трудно предвидеть, и поэтому болезнь доставляет неудобства занятым родителям. Но если у вас найдется немного свободного времени, вы сможете получить много удовольствия. Если вам нравится печь, но в обычные дни на это не хватает времени, принесите подушки и одеяло на кухню — пусть малыш удобно устроится в них, и пока вы готовите, он сможет поговорить с вами. Если вы не любите какие-то домашние дела — разбирать кладовку, гладить белье, — включите музыку и энергично принимайтесь за работу, пока ребенок чем-нибудь занимается рядом.
Иногда бывает трудно отвлечься от забот, которые занимают ваши мысли. Однако если обстоятельства сложились так, что вам пришлось остаться с больным ребенком именно в тот день, на который были запланированы важные дела, смиритесь; вместо того чтобы раздражаться, старайтесь провести время с удовольствием. Вы увидите, что несколько счастливых часов станут прекрасным лекарством для вас обоих.
Полезный совет
Если вашему ребенку захочется что-нибудь мастерить лежа в постели, дайте ему широкий поднос или крышку от большой коробки и еще подложите под них старое полотенце или простыню, чтобы не запачкать постель.
Игра в алфавит
Дайте ребенку несколько листов бумаги (лучше цветной), клей и нарисованные или вырезанные буквы. Теперь он готов складывать разные фигуры и слова или искать какую-либо букву из беспорядочно прикрепленных к бумаге. Затем посоветуйте ему найти все буквы его имени или буквы, частью которых является кружок.
Детские фотографии
Соберите детские фотографии всех членов семьи: вашего малыша, его братьев и сестер, а также попытайтесь найти свои детские снимки, фото дедушек и бабушек, дядей, тетей, кузенов и кузин. Ребенок получит огромное удовольствие, пытаясь определить, кто из членов семьи изображен на фотокарточке, и сравнивая их с тем, как они выглядят сейчас. Дети любят слушать рассказы о том, что они делали, когда были «маленькими», а также о своих близких.
Особое условие
Дети особенно радуются, занимаясь этим с бабушками и дедушками.
Зеркало
Даже самые маленькие дети любят играть с зеркалом. Небьющееся зеркало может стать хорошим дополнением к детской кроватке или манежу.
Дети постарше, которые умеют рисовать, могут использовать зеркало, чтобы изобразить свой портрет. Один раз можно нарисовать его карандашом, другой — цветными мелками. Смысл заключается не в том, чтобы точно передать черты лица, а в том, чтобы забавляться, глядя на себя в зеркало.
Кукольный театр
Спокойное и интересное занятие для ребенка, которому нельзя много двигаться, — игра в кукольный театр. Попросите его подготовить небольшое представление после обеда или полдника. Выберите несколько действующих лиц (кукол или других игрушек). Некоторые дети не испытывают никаких трудностей, сочиняя истории, другим необходимо подсказать начало. В любом случае, попросите ребенка придумать пьесу, отрепетировать и представить ее. Бели есть время, выберите своих героев и попытайтесь придумать сказку вместе. Возможно, вам захочется показать ее остальным членам семьи во время обеда.
Странный зоопарк
Чтобы заняться этой игрой, нужно уметь немного рисовать, немного рассказывать, обладать богатым воображением — и тогда вы получите массу удовольствия.
Ребенок закрывает глаза и на листке бумаги рисует каракули; открыв глаза, он рассматривает свой рисунок и решает, как превратить его в какое-нибудь необычное животное. Например, можно добавить десять глаз, три уха, четыре хвоста, шляпу-цилиндр и что-нибудь еще.
Помогите ему создать как можно больше таких странных животных и дайте им такие же странные названия. В один прекрасный день наш друг Джейсон обнаружил в своем зоопарке «оплопа», «илатормея» и пышущего огнем «дунка». Подобно Джейсону, ваш ребенок может собрать своих животных в странный зоопарк и развлекать членов семьи рассказами о них.
Сделай стежок
Многие дети как девочки, так и мальчики, любят шить. Один из способов развить навыки двигательной активности у вашего ребенка — посоветовать ему вырезать в двух экземплярах одежду одинакового фасона — две юбки, две пары брюк или два платья. Сложив оба кусочка вместе, проколите по краям отверстия, затем пусть малыш соединяет их с помощью веревочки, нитки или шнурка, вдетых в иглу для вышивания. Дети постарше могут учиться пришивать пуговицы к кусочкам ткани или делать маленькие одеяльца из разноцветных лоскутков.
Самодельная иголка
Если малыш еще не умеет пользоваться иголкой или ему трудно с ней справиться, помогите ему, обмотав конец шерстяной нитки целлофановой полоской так, чтобы получился острый конец.
Модельер
Вырежьте из твердого картона маленькую человеческую фигурку. Приклейте подходящее лицо. Это может быть лицо манекенщицы, вырезанное из журнала, фотография вашего ребенка или кого-нибудь из рекламного проспекта. Затем сделайте из такой же плотной бумаги образцы одежды для куклы, своего рода «лекала» рубашки, брюк, платья и юбки. Возьмите цветную бумагу или любой другой материал, имеющийся под рукой; пусть ребенок обведет «лекала» на цветной бумаге и вырежет их; таким образом, у бумажной куклы получится богатый гардероб.
Сделайте запас
Запаситесь несколькими кусочками шерстяных ниток, большим вязальным крючком (вместо иглы с ушком) и несколькими листами пластиковой сетки. Пусть ребенок попробует сделать украшение на стену или себе на пояс, или еще что-либо, подсказанное ему воображением.
Вспомни цвет
Подберите несколько небольших предметов разного цвета и формы. Например: желтое перышко, красное сердечко, черную игральную шашку и коричневый мелок. Пусть ребенок внимательно их изучит. Положите предметы в коробку и завяжите ему глаза. Засунув руки в коробку, он должен по очереди ощупать предметы, вспомнить какого они цвета и затем вытащить их. Снимите повязку, и пусть ребенок убедится, правильно ли он запомнил предметы.
Укрась стол
По мере того как дети взрослеют, у них возникает потребность в полезной деятельности. Предложите больному малышу подготовить сюрприз остальным членам семьи, украсив стол к ужину. Пусть он сделает бумажные салфетки, именные карточки и украшения для комнаты, а затем оформит помещение, в котором семья обедает. Если у вас найдутся время и силы, то по такому случаю можно приготовить что-нибудь особенное на десерт.
Сделай рыбку
Предложите ребенку найти изображения рыб в книгах, журналах и энциклопедиях, обращая внимание на их характерные признаки — плавники, хвосты, жабры, на их форму и окраску. Затем посоветуйте ему сделать собственный «аквариум». Малышу будет нетрудно нарисовать рыбок, выводя кружки и овалы и присоединяя к ним треугольники одним из углов. Раскрасив рыбок полосками и пятнышками, он вырежет и наклеит их на большой лист голубой бумаги (или серебристой фольги). Добавьте в «аквариум» водорослей, разрезав зеленую бумагу на волнистые полоски и приклеив их туда же. Мелом можно подрисовать пузырьки и волны. Когда все будет готово, покройте рисунок полиэтиленовой пленкой, чтобы получился мерцающий фон, создающий впечатление воды.
Можно сделать и по-другому: привяжите рыбку за веревочку и подвесьте на крючок так, чтобы она двигалась.
Честолюбивые замыслы.
Можно усложнить игру, вырезав две большие рыбы одинаковой формы, но при этом чтобы одна из них получилась чуть больше другой. Пусть ребенок раскрасит обеих рыб (с одной стороны), а затем скрепите их вместе скрепками так, чтобы края одной можно было загнуть на другую, но не до конца. Набейте пространство между ними туалетной бумагой и скрепите оставшуюся часть.
Геометрические фигуры
Пусть ребенок вырежет из плотной бумаги много-много кружков, прямоугольников и треугольников разного размера. Теперь можно их сложить в виде каких-нибудь фигур и придумать о них историю. Например, можно сложить длинный поезд, приклеивая кружочки (колеса) под прямоугольниками (вагонами), и соединить их маленькими черными полосками. Таким образом можно сделать роботов, кораблики и трубочки для мороженого, а также любые другие предметы, которые захочет ребенок.
Взгляд украдкой
Сначала предложите малышу вырезать из журналов картинки с животными и другими предметами. Когда он приклеит их на несколько кусочков бумаги, начните игру в загадки. Возьмите кусочки бумаги такого же размера, проделайте в них маленькие отверстия. Выберите одну из картинок и накройте ее кусочком бумаги. Пусть ребенок попытается узнать предмет, который он увидит через дырочку.
Можно сделать одну, две или, если требуется увидеть больше деталей, чтобы узнать ее, три маленькие дырочки в разных частях листка бумаги, или просто двигать его по поверхности картинки.
«Ювелирные» украшения
Детям разного возраста очень нравится мастерить «ювелирные» украшения — бусы, браслеты, брошки. Самые маленькие могут нанизывать на нитку с помощью большой иглы попкорн, макаронные изделия или сухие завтраки, чтобы из них получились «настоящие драгоценности». Квадратики цветной бумаги и пуговицы вполне сойдут за полудрагоценные камни. Сделав украшение, ребенок может раскрасить браслеты и ожерелья в любимые цвета каждого члена семьи. Детям постарше можно купить бисер.
Чтобы сделать брошку, вырежьте из плотного картона кружочки или какие-нибудь абстрактные фигурки, и пусть ребенок украсит их, приклеив горошины, лоскутки и обрезки ткани. Прикрепите с обратной стороны брошки безопасную булавку или можно проделать отверстие, в которое продерните шнурок, и тогда получится кулон.
Ваш помощник
Дети любят чувствовать себя полезными, и во время болезни их можно занять действительно нужными делами. Пусть ребенок разложит по цвету свои носки, или расставит в кладовке этикетками вперед консервные банки, или вытрет пыль с книг на своей полке. Кроме того, это подходящий случай, чтобы привести в порядок игрушки и найти пропавшие части от них.
Расскажи сказку
Дни болезни — идеальное время для чтения вслух; и у некоторых родителей всегда есть в запасе интересная книжка. Если вам необходимо, чтобы ребенок вел себя тихо, а времени для чтения нет, включите кассету с записью сказки. Ее можно купить, взять в фонотеке или записать самим.
Оправдание вины
Если вы слишком заняты на работе и не можете находиться вместе с больным ребенком, заранее запишите какие-нибудь сказки на кассету. Уходя из дому, оставьте кассету ребенку, чтобы он мог слушать ее в течение дня. В конце пленки, когда закончится последняя сказка, скажите ему несколько слов и попросите придумать другой конец этой сказки, которую вы прослушаете вместе с ним, когда вернетесь домой.
Время для кино
Если заболевание протекает с осложнениями, например, если ребенка беспокоит зуд при ветряной оспе или боль в горле, возьмите напрокат видеокассету и развлеките его. Для малыша необходимо подобрать фильм, соответствующий его возрасту. Детей постарше можно порадовать, показав им свой любимый старый кинофильм, который никто из остальных членов семьи не хочет смотреть.
0 кинофильмах
Выбирайте в основном хорошо известные вашему ребенку фильмы.
Понаблюдайте, как дети воспринимают немые фильмы с участием Чарли Чаплина; спросите своих друзей, какие из фильмов нравятся их детям больше всего.
Надписи в комнате
Если вам в руки попадет пара листов переводных картинок-букв или трафареты для букв (поищите их в магазине товаров для офиса или в канцелярском), то вашему ребенку можно предложить поиграть в спокойную игру, лежа в постели или находясь где-нибудь рядом с вами, пока вы заняты. Сначала предложите ему сделать таблички с надписями, которые необходимо развесить по всему дому. Первая из них предупредит, что в доме больной ребенок: «Джейсон болен». Следующие надписи будут, такими: «Комната мамы и папы» или «Комната Джейсона»; все это нужно сделать на большом листе бумаги и украсить орнаментом. Посоветуйте ему придумать таблички с напоминаниями: «Ты помылся?» и «Ты побрился?» (для ванной), «Улыбнись» (для зеркала). Если ребенок еще недостаточно хорошо знает алфавит, обведите буквы, которые он должен перевести на бумагу. Самые маленькие на листе бумаги могут нарисовать ими придуманные условные обозначения.
Коробочка с пуговицами
Есть ли у вас коробочка или баночка, куда вы складываете пуговицы — новые или от старой одежды? Больному ребенку будет интересно привести их в порядок. Пусть он рассортирует их по маленьким пакетикам или коробочкам. Все маленькие белые пуговицы нужно сложить в одну кучку, а большие белые — в другую. Все темные пуговицы отделить от фасонных и фигурных. Можно заниматься в кровати, разложив пуговицы на подносе; однако эта игра предназначена, конечно, для уже достаточно больших детей, которые знают, что пуговицы нельзя брать в рот или засовывать в другие отверстия.
Веревочные истории
Дети, которых лихорадит, очень любят прижаться к вам, когда вы читаете им или вместе слушаете кассеты. Ребенок, у которого легкое заболевание, может помочь вам придумать историю. Возьмите длинный кусок веревки и сядьте вместе на пол. Сделав из веревки кружок, спросите ребенка, на что это похоже, и начните сочинять рассказ. Затем один из вас может изменить расположение веревки, как ему захочется, и продолжить историю. Например, если ребенок смотрит на круг и говорит: «Солнце», вы начинаете рассказывать о ярком солнечном дне. Если же он говорит «огурец» — значит, начинается новая история. Время от времени, манипулируя веревкой, меняйте фигуры и придумывайте новые рассказы или продолжайте предыдущий. Сделайте волнистую линию, прямую линию, большие и маленькие кружки и т. д. Вы заставите работать свое воображение и ребенка. Смысл игры — подурачиться и повеселиться.
Найди парный предмет
Возьмите два бумажных пакета и положите в каждый из них по нескольку одинаковых парных предметов. Это могут быть шарики из ваты, квадратики шелковой материи, кусочки шерстяной пряжи, пуговицы разной формы, губка, разрезанная на разной величины мелкие части. Теперь ваш ребенок может превратиться в Волшебника.
Не глядя, он должен вынуть сначала какой-нибудь предмет из одного пакета, а затем найти такой же в другом. Понаблюдайте, сколько времени это будет занимать у него каждый раз.
Уборка в доме
Итак, вам пришлось остаться дома с больным малышом, и это нарушило ваши планы. Рабочий стол в офисе завален срочными бумагами, кроме того, есть длинный список дел, с которыми необходимо управиться дома. Пытаясь успеть везде, к концу дня вы чувствуете себя совершенно разбитыми. Однако есть и другой путь — выполнить только необходимый минимум работы и попытаться отдохнуть. День, проведенный дома вместе с ребенком, даст вам такую возможность.
Найдите старые пластинки или кассеты и под звуки любимой музыки начните уборку на кухне или займитесь каким-нибудь делом, которое вы давно откладывали. Пусть ребенок «поможет» вам, устроившись на одеялах и подушках, разложенных на полу. Если он чувствует себя достаточно хорошо, поручите ему какую-нибудь легкую работу. Помните, что смысл задания не в том, чтобы выполнить его как можно быстрее, а в том, чтобы приятно провести время, делая что-нибудь полезное.
Если старые мелодии напомнят вам о чем-то из прошлого, расскажите ребенку какие-нибудь случаи из вашей жизни. Спросите, что ему понравилось больше всего.
Чтение журналов
Вы сможете весело провести время, если вместе с ребенком будете рассматривать журналы. В них можно найти много интересного, даже не умея читать.
Например, предложите ребенку заняться систематизацией картинок. Найдите и вырежьте все картинки с изображением машин, зданий или кораблей. Ищите рисунки, где есть красный цвет или улыбающиеся люди. Если у кого-нибудь из вашей семьи есть увлечение, сделайте для него маленький буклет: для старшей сестры вырежьте все фасоны платьев, для папы — все картинки о спорте.
Можно увлечь ребенка анализом того, что он видит на картинке, заставляя работать его воображение. Пусть он учится делать выводы (почему люди носят портфели?), воспринимать пространственные отношения (что находится ближе к человеку — дом или лошадь?), отношения между людьми (почему этот человек держит ребенка на руках?), высказывать суждения (можно ли это животное приручить?) и приходить к заключению (как ты думаешь, почему стекло разбилось?).
Уголок коллекционера
Если вы не получаете иллюстрированные журналы по подписке, используйте рекламные объявления с картинками в газетах. Сложите их где-нибудь и храните до тех пор, пока они не понадобятся.
Коллаж
Аппетитное меню
Дайте ребенку бумажные тарелки и попросите приготовить несколько вкусных блюд. Это можно сделать, найдя в журналах картинки, на которых изображены продукты, а затем, вырезав эти картинки, наклеить их на тарелки. Когда все будет готово, пригласите кукол и игрушечных животных на завтрак, обед или ужин.
Заглавные буквы
Напишите в верхней части листа бумаги букву, с которой начинается имя вашего ребенка. Предложите ему по искать в газете или журнале изображения предметов, на звание которых начинается с этой буквы, а потом поищите слова, которые начинаются с этой же буквы. Вырежьте картинки и наклейте на лист бумаги. Затем под каждой иллюстрацией напишите печатными буквами название предмета.
Времена года
Сделайте книжечку с картинками, на которых изображены разные времена года. Для этого вырежьте их из журнала и распределите соответственно каждому времени года. Ребенок может нарисовать на листе бумаги то, что он обычно делает зимой, весной, летом и осенью, а потом подклеить эти рисунки в книжечку.
Буквы и слова
Напишите наверху каждой страницы журнала разные печатные буквы. Ребенок должен просмотреть страницу и найти слова, начинающиеся с буквы, которую вы написали. Пусть он обведет каждое найденное слово кружком. Затем помогите ему сосчитать все выбранные на странице слова и определите, какие буквы встречаются чаще всего.
Что я люблю
Поговорите немного о том, что вы любите больше всего: о любимой еде, игрушках, машинах, одежде. Пусть ребенок просмотрит журналы и найдет картинки с этими предметами, вырежьте и наклейте их на отдельные листы бумаги так, чтобы получилась книжечка.
Для тех, кого вы любите
Если у вас есть дедушки и бабушки или любимые родные, живущие в других городах, пусть ребенок продиктует, а вы напишите письмо и пошлите книжечку вместе с письмом в подарок кому-нибудь из близких.
Я нашел цифру
Дайте ребенку книгу или журнал и назовите номер страницы, которую он должен найти. Заметьте, сколько времени ему потребуется для этого. Затем попросите найти другую страницу. Запишите номера найденных страниц и время, затраченное на их поиск. Составьте их перечень так, чтобы можно было увидеть, какие цифры он находит легко, а какие с трудом. Собирая данные в течение некоторого времени и сравнивая их, можно заметить, как развивается ребенок, и определить, какие цифры представляют для него наибольшую трудность.
Коллаж из имен
Используйте для составления коллажа заголовки газет. Пусть ребенок вырежет буквы, из которых состоит его имя. Затем он должен составить свое имя, используя разные
шрифты букв. Пусть он соберет все возможные варианты написания, наклеит буквы на бумагу и оформит в виде коллажа.
И так далее
Начинающему читателю доставляет удовольствие находить в книге определенные слова. Напишите в верхней части страницы какое-нибудь распространенное слово, например «это», «он», «она» или «и». Пусть ребенок обведет кружком или подчеркнет каждое найденное на странице слово. После этого он может подсчитать, как часто это слово встречается.
Собери вместе
Пронумеруйте сверху чистые листы бумаги от одного до пяти и дайте их ребенку. Просматривая журналы, он’ должен искать предметы определенной’ категории и вырезать их изображения. Затем поместите на первом листе один предмет одной категории, на втором — по две картинки одного и того же предмета (два ботинка, два холодильника) и т. д.
Мой журнал
Изучая журналы, которые есть у вас дома, ребенок может сделать свой собственный журнал. Дайте ему несколько листов бумаги, клей, фломастеры и предложите сделать журнал, посвященный какой-либо теме. Закончив работу, пусть он «прочтет», о чем «написано» в его журнале.