во что поиграть с детьми на пикнике
Игры семейного масштаба. Веселый отдых с детьми на природе
Семейные игры на природе
Юлия Каспарова писатель
Отправляясь с друзьями на очередной лесной пикник, выезжая на отдых к реке или на дачу, запаситесь несколькими веселыми играми, в которые смогут играть вместе взрослые и малыши. Тогда воскресный отдых не превратится лишь в поедание шашлыка, а станет чем-то большим, настоящим праздником общения родителей и детей, который непременно запомнится. И его захочется повторить.
Мама, папа, я и мячик
Можно поиграть и чуть иначе. Все игроки стоят по кругу, у двух играющих, стоящих друг против друга, в руках по мячу. По команде игроки начинают передавать мячи по кругу в одном направлении, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Тот, у кого окажется два мяча, получает штрафное очко. Можно придумать для него в наказание какое-нибудь смешное задание.
Веселая эстафета
Шишки, только не на лбу
А не пора ли побегать?
В лесу на свежем воздухе можно и побегать. Игра в салочки, или пятнашки, имеет много разновидностей. Вот одна из них, называемая «пятнашки с домом». В нее хорошо играть именно с малышами, потому что им всегда есть, где спрятаться от водящего и передохнуть. На земле нарисуйте палкой два круга. Это дома. Цель водящего догнать и дотронуться до кого-нибудь из игроков (осалить, запятнать). Убегая, можно забежать в круг, где водящий игрока запятнать не может. Игра подвижная и веселая. Только обязательно подстраивайтесь под темп малышей, давая им возможность догнать взрослых.
А вот еще один веселый вариант пятнашек, только бразильский. Называется он «больная кошка». Один из игроков старается запятнать остальных, он изображает «здоровую кошку». Игроки, которых запятнали, должны положить руку точно на то место, до которого дотронулся водящий. Они тоже становятся «кошками», но «больными» и должны помогать водящему в ловле, причем пятнать они могут только свободной рукой. Последний оставшийся игрок побеждает и становится «здоровой кошкой» в следующей игре. А в русской разновидности этой игры, называющейся «щука», запятнанные игроки цепляются паровозиком к водящему и так все вместе продолжают игру.
Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «с».
Бубенчики, бубенчики,
Летели голубенчики
По утренней росе,
По зеленой полосе.
Сели на сарай.
Беги, догоняй!
Забытое старое
А давайте поиграем в чехарду! Это очень древняя игра, существующая на Руси более пяти веков. Она развивает ловкость, координацию движений, смелость и силу. Папы становятся на четвереньки, а малыши и мамы, разбегаясь, перепрыгивают через них, опираясь руками об их спины. Самым маленьким достаточно просто перелезть через папу. А детки постарше могут и прыгать, но первое время их нужно подстраховывать. Очень весело поменяться местами. Прыгаем через мам, а потом через малышей (конечно, опираясь об их спинки чисто символически).
Незаслуженно забытая игра-забава «ручеек» доставит вам массу веселых минут. Играют в нее так. Все игроки, кроме одного, становятся парами друг за другом, пары берутся за руки и поднимают их вверх, образуя коридор. Оставшийся игрок проходит через коридор, по пути забирая с собой кого-нибудь из игроков. Выйдя из коридора, новая пара становится в «хвост» цепочки. А игрок, оставшийся без пары, ныряет в «коридор» и выбирает себе новую пару. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест. Чем быстрее будет «течь» ручеек, тем веселее. А с детворой играть вообще весело, ведь приходится буквально проползать под невысоким сводом детских ручек.
Посиделки у костра
Набегавшись, напрыгавшись и наевшись шашлыков, самое время передохнуть и посидеть всей честной компанией вокруг костра. Здорово, если кто-нибудь из взрослых играет на гитаре. Тогда можно спеть с малышами несколько песенок.
А помните милую детскую игру в «садовника»? Для нее малышам потребуются некоторые познания в ботанике. Каждый играющий называется каким-нибудь цветком. Водящий говорит:
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Кроме. тюльпана.
Названный цветок должен быстро откликнуться:
— Ой!
— Что с тобой?
— Влюблен!
— В кого?
-В розу!
Теперь аналогичным образом откликается «роза», и игра продолжается.
У синей водной глади
Отдых у воды замечателен уже сам по себе. Сколько радости вызывает у детворы возможность поплескаться, поваляться на теплом песке, построить песчаные замки и вырыть глубокие колодцы и траншеи. Но иногда от всего этого просто-напросто устаешь, и хочется чего-нибудь большего. На пляже тоже можно организовать забавные семейные игры. Например, такие.
Заранее объявите друзьям, что на пляже будет проходить «конкурс брызгающих устройств». Пусть каждая семья совместными усилиями изобретет и соорудит оригинальную брызгалку. В жаркий летний денек детвора с удовольствием опробует изобретения, а взрослые выберут лучшие брызгалки в разных номинациях: «Оригинальность», «Дальнобойность» и т.п.
от лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара,
Закричала.
В этот момент кто-нибудь из сидящих в круге говорит: «Ква-ква!» А водящий должен по голосу отгадать, кто лягушка.
Продолжить «лягушиную» тему и согреться после долгого купания вам поможет игра «щуки и лягушата». Выбираем маму или папу щукой, а для маленьких «лягушат» рисуем на песке кружочки-домики. «Лягушата» резвятся на просторе, а с появлением «щуки» прячутся в домиках. Пойманные лягушата становятся щуками и принимают участие в охоте. После каждой охоты два «домика» на песке стираются, и задача лягушат усложняется: теперь им нужно ютиться в одном маленьком домике по несколько человек.
А когда уже пора собираться домой (но детворе так не хочется!), организуйте веселую забаву на скоростное обувание. Участие взрослых приветствуется. Начертите палкой на песке круг радиусом около 3 м. Сложите обувь всех игроков в центре круга и перемешайте. По команде «Обувание начали!» игроки бегут в круг, отыскивают свою обувь, надевают ее и возвращаются за границу круга. Кто копался дольше всех, выполняет какое-нибудь задание всей компании. С таким хорошим настроением и уходить с пляжа будет веселее.
Игры с малышами на природе
В какие игры можно поиграть с ребенком на природе.
Наталья Рыжова доктор педагогических наук
Светлана Теплюк кандидат пед.наук, эксперт Минобразования России по раннему возрасту
Игры и занятия мы решили дать с привязкой к возрасту. Хотя привязка весьма условна. Достаточно немного упростить или, напротив, усложнить задание, и возрастной диапазон существенно расширится. Придумывайте свои игры, вносите что-нибудь новенькое в уже предложенное. Постарайтесь быть в постоянном творческом поиске. А главное, игра должна быть «по-честному» интересна не только вашему ребенку, но и вам. Только это гарантирует отличное настроение и взаимное удовольствие от общения.
Игра по дороге в парк (2-7)
Настроение (от 2 до 7 лет)
В парке настройтесь на гармоничный контакт с окружающей природой. Ребенок тут же чутко перестроится вслед за вами. Не спешите. Постойте, послушайте пение птиц. Спросите, как он думает, о чем поют птицы. Выскажитесь и сами. Ребенку будет интересно ваше мнение. Может, птицы радостно приветствуют именно вас, вашу дружную семью. А может.
К кустику беги! (в 1,5-4 года)
«А как ты узнал, что это береза?» Можно сбегать и к дубу, и к кустам.
А можно с мамой спрятаться от папы за кустом и кричать: «Ау! Ищи нас, мы спрятались за кустом!»
В прятках и перебежках малыш привыкает активно двигаться. Ориентировка в пространстве сочетается с яркими голосовыми реакциями, ребенок незаметно для себя точно называет объекты, определяет свое местоположение: около куста, за дубом, под березой.
Кто чей родственник? (для детей 4-7 лет)
Прятки с деревом (игра для детей 4-7 лет)
Выберите дерево, которое больше всего понравилось, пусть он запомнит его по запаху, потрогает кору. Затем отведите малыша в сторону, завяжите ему глаза, подведите к другому дереву и попросите найти несоответствие и объяснить его.
Кто бы это мог быть? (от 3 до 7 лет)
Для полноценного развития ребенка очень важно включать в работу все органы чувств. Найдите дерево с самой гладкой и самой шершавой корой, погладьте его с закрытыми глазами и предложите ответить на вопрос: «Представь, что ты гладишь животное. Кто бы это мог быть?»
О чем думает дерево (4-7 лет)
На протяжении всех времен года наблюдайте за одними и теми же объектами: поляной, деревом, кустарником, птицами. Как они меняются? Предложите ребенку зарисовывать все изменения в альбоме. Важно, чтобы при помощи карандашей или красок дети не только фиксировали свои наблюдения, но и выражали эмоции. Попробуйте, например, определить «настроение» дерева, кустарника в разную погоду. О чем «думает» дерево? Как мы можем с ним пообщаться?
Привал (от 1,5 до 5 лет)
Угадай, что это? (1,5-7)
Можно расстелить легкое одеяльце, посидеть или полежать под дубом. А папа опять задает вопрос: «Угадай, это лист березы или дуба? А теперь сложи руки лодочкой, я что-то вложу в них, а ты пощупаешь и скажешь: камешек я тебе вложил или желудь?» Оба гладкие, только камешек круглый, а желудь продолговатый. Так обогащаются тактильные ощущения ребенка, а с ними и его речь, память, внимание.
Ближе к осени попадаются и шишки. Проведи пальцем по камешку, шишке, желудю. Приобретая опыт, ребенок точно определяет качество предмета словом: гладкая, колкая.
Что исчезло? (3-7)
А что у вас? (4-7)
Простые задания позволяют развивать наблюдательность ребенка. Предложите ему найти во время прогулки в лесу или на берегу реки несколько предметов сначала по одному признаку (например, отыскать несколько предметов зеленого цвета), затем по двум и по трем признакам.
Театр пантомимы (4-7)
Развивать наблюдательность ребенка, его воображение, пластику движений поможет простая игра, которая похожа на всем хорошо известные «Живые картины». Ребенок (или дети, если их собралось на отдыхе несколько) изображает какое-то животное или растение, а зрители отгадывают, что он задумал. Если ваша компания состоит только из вашего чада и вас, изображайте картины по очереди. Возможные варианты приведены ниже.
Листья и медведь (1,5-4)
А теперь вместе с папой соберем целый ворох сухих осенних листьев. Пусть медведь заберет их в берлогу, мягко ему будет зимовать, тепло на листьях. Предложите поиграть в какую-нибудь интересную игру. Вот под кустом берлога медведя (пусть медведем будет папа), а мы пришли в лес по ягоды:
Эксперимент (4-7)
Красный шарфик (1,5-4)
Какое все зеленое (4-7)
Игра развивает наблюдательность, учит отличать оттенки цветов, видеть многообразие природы, считать. Спросите ребенка: какого цвета листья березы, яблони, дуба, хвоинки ели (сосны)? Наверняка он скажет: «Зеленого». А всегда ли зеленый цвет одинаков? Можно проверить это утверждение. Возьмите на прогулку как можно больше карандашей (фломастеров) разных оттенков, предварительно сравнив их. Чем они отличаются? Пусть ребенок постарается найти такие же оттенки этого цвета в природе. Посчитайте, сколько оттенков зеленого вы обнаружили.
Коллекционируем (4-7)
Чтобы коллекция выглядела аккуратной и имела к тому же познавательную ценность, мы советуем найденные «экспонаты» прикреплять к обычным палочкам от мороженого. Особенно это касается мелких перышек и пуховых перьев. Делается это следующим образом. Напишите от руки или наберите на компьютере название птицы, которой принадлежит перо, дату и место находки. Размер этикетки должен быть таков, чтобы она свободно размещалась на палочке. Приложите очин пера и этикетку к палочке и прикрепите прозрачным скотчем. Такую коллекцию вам будет удобно хранить в обычном стакане для карандашей или в красивом глиняном горшочке.
О чем рассказала река (4-7)
Из варяг в греки (4-7)
Песок и камешки (1,5-4)
У берега на влажном песке можно по контуру выкладывать мелкими камешками силуэты самолета, лодки, цветка и т. д. Или вместе с папой палками на мокром песке у воды делать запруды, канавы. Папа на глазах у сына в два целлофановых пакета опускает по горсти песка, сухого и мокрого. Угадай, какой пакет тяжелее? Почему тяжелее?
Секрет хорошего настроения (4-7)
Вам поможет простое упражнение. Попросите ребенка назвать пять ощущений «чувствую-себя-хорошо», например, «солнечный летний день в лесу», «лето у бабушки в деревне», «купание на реке». Пусть ребенок воспроизведет их в своем воображении, запомнит чувства, которые при этом возникнут. Затем представит, что кладет эти ощущения в надежное место, откуда сможет достать их, когда пожелает. Кстати, этим простейшим приемом аутотренинга мы советуем пользоваться и взрослым, тем более что поводов для плохого настроения у них никак не меньше, чем у детей.
Схемы. Карты (4-8)
Заранее составьте несложную «старинную» карту участка леса, парка или вашей дачи. «Зашифруйте» объекты, которые необходимо обнаружить: место, где можно найти гнездо, муравейник, необычное дерево, старый пень и т.п. Пусть ребенок попробует прочитать карту и выполнить ваше задание (найти старинный клад, «сундук» с драгоценностями, сокровища гномов). Свой путь отмечайте стрелками. На дачном участке такие задания ваш сын или дочь могут выполнить самостоятельно. Возможен и обратный вариант: карту или план участка вы составите вместе с ребенком. Изучение и составление различных карт, схем, умение их читать развивает абстрактное мышление, учит ориентироваться в пространстве.
Чьи следы? (4-7)
Сделайте дома небольшие карточки, на которых будут изображены следы птиц, зверей. Обследуйте ближайший лес, парк после дождя. Предложите ребенку по карточкам найти соответствующие следы и описать животное, которому они принадлежат.
Картотека семейных игр на природе
надежда пермякова
Картотека семейных игр на природе
Уважаемые коллеги, говоря о роли семьи в жизни ребёнка и определяя важность семейного воспитания, хочется представить несколько игр для общения родителей и детей во время семейного отдыха на природе. Играя с детьми, Ваш воскресный отдых не превратится лишь в поедание шашлыка, а станет чем-то большим, настоящим праздником общения родителей и детей, который непременно запомнится. И такой отдых захочется непременно повторить.
1. «Кто быстрее»
Участники по сигналу ведущего должны вместе мотать верёвку на палочки. Победителями становится пара, смотавшая всю верёвку быстрее других.
2. «Мама, папа, я и мячик»
Участники – родители и дети
Самые увлекательные, привычные и разнообразные игры можно организовать с помощью мяча – здесь всё зависит от фантазии всех членов семьи: волейбол; футбол; вышибала; ловля мяча по кругу (все большие и маленькие игроки становятся в круг и начинают перебрасывать мячик по кругу. Темп постепенно нарастает, роняющий мяч выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остался последним).
3. «Комплимент или 3 приятных слова»
Участники – дети и родители
Материалы — много конфет.
Участникам предлагают взять несколько конфет по желанию, сколько захотят. После этого ведущий объявляет правила игры: все, кто взял конфеты, обязан подарить комплимент игроку, сидящему рядом, причём каждая конфетка стоит три приятных слова. Если участник повторяется, то берет себе очередную сладость.
4. «Самые весёлые и активные!».
Участники – родители и дети
Материалы — ватман, или лист А-4, на котором пишется главная фраза: «Мы — самые весёлые и активные!». Участники должны произвести этот текст, не используя слова. Как? Нужно хлопать на гласные буквы, топать — на согласные, а знаки препинания, кавычки, цифры и пробелы показывать так: присесть и снова встать прямо, выпускники хлопают руками.
5. «БОБР»
Участники – дети и родители
Материалы —лист А-4, фломастеры
Участвующие придумывают для себя имя-аббревиатуру, которое наиболее точно характеризует их, желательно смешное. Допустим, БОБР — бунтующий, общительный, большой, разговорчивый. По-очереди открываются имена, а все остальные должны предлагать свои варианты расшифровок. Победителями становятся те, кто придумал самый смешной, оригинальный или весёлый вариант.
6. «Назови друзей» (кто больше)
Участники – дети и родители
— В течение минуты назвать своих друзей, не повторяясь
— Перечислить все школьные принадлежности, не повторяясь
— Назвать школьные уроки, не повторяясь
7. «Подбери шуточное определение»
Участники – дети и родители
Ведущий начинает, участники подхватывают
* Классный руководитель — класснуха, укротитель тигров, Сан Сановна и т. д.
* Ученики на уроке — мертвые души,
* Ответ ученика — смех сквозь слезы,
* Двоечник — герой нашего времени,
* Отличник — белеет парус одинокий в тумане,
* Двойка за подсказку — горе от ума,
* Ученик без шпаргалки — всадник без головы,
* Дневник ученика — книга жалоб и предложений,
* Учебный год — хождение по мукам,
8. «Даты и числа»
Участники – дети и родители
Ведущий предлагает вспомнить самые значительные события жизни класса и группы, которые наверняка стерлись из памяти к моменту проведения игры… Особенно даты и другие числа.
— В каком году поступил в первый класс?
— В каком году окончила начальную школу?
— Сколько ступеней в лестнице между 2 и 3 этажами?
— Сколько лет нашей школе?
— Сколько классных комнат в школе?
— Сколько окон в коридоре на 2 этаже?
— От себя или на себя открывается дверь кабинета директора?
— Сколько лет в школе изучается география?
— Какой номер у кабинета директора школы?
— Сколько ступенек на лестницах от первого до последнего этажа школы?
— Какого цвета шторы в столовой?
— Сколько всего часов висит в коридорах школы?
— Сколько шагов (в среднем) от ближайшей остановки до школы?
-Сколько автобусных маршрутов останавливается на ближайшей остановке?
— Каков размер школьного стола? доски? окна?
— Сколько весит целый кусок мела?
9. «Узнай по имени»
Участники – дети и родители
Материалы —конверт с отдельными слогами
Каждому участнику выдан конверт с отдельными слогами, из которых нужно составить фамилию, имя и отчество учителя, завуча или директора школы. У всех разные личности, но одинаковое общее количество слогов. Кто зашифрован, учащимся неизвестно. Победитель — тот, кто быстрее всех догадался и справился с заданием.
10. «Герой нашего времени»
Участники – дети и родители
Участники должны решить, кому из одноклассников наиболее подходят описание (а по ходу придется вспомнить, кому из героев литературных произведений принадлежит это описание):
— Нетороплива, стыдлива, боязлива. Без наглого взора и притязания на успех. Не побоялась написать письмо своему герою. (Татьяна Ларина из поэмы А. Пушкина «Евгений Онегин»).
11. «Ассоциации на школьную, учебную тему, где присутствуют эти цифры».
Участники – дети и родители
— Например, цифра 2: книга Каверина «Два капитана», песня «Два веселых гуся», Картина Решетникова «Опять двойка» и т. д.
— Ассоциации с цифрой ноль. Например, кто-то вспомнит поговорку «ноль без палочки», а у кого-то фантазия или память подскажет что-нибудь совершенно неожиданное.
— По аналогии вспоминаем все, связанное с цифрами 1 и 6. Пусть фантазируют и дети, и взрослые!
12. «Переправа»
Участники – дети и родители
Участники выстраиваются на одной линии.
Задача: отвечая правильно на вопросы ведущего, делать шаг вперед и добраться до другого берега.
Ответив правильно, участник делает шаг вперед. Кто не успел (ответил позже или неправильно) — остается на месте. Выигрывает тот, кто первым прошел переправу.
— Кто составил таблицу химических элементов? (Менделеев).
— Кто совершил открытие, когда ему на голову упало яблоко? (Архимед).
— Какие штаны во все стороны равны? (Пифагоровы).
— Кто из великих классиков написал роман в стихах? (Пушкин, «Евгений Онегин»).
— Кто из писателей сочинил поэму в прозе? (Гоголь, «Мертвые души»).
— Какие млекопитающие самые крупные на Земле? (Киты).
13. «Математика»
Участники – дети и родители
Все участники, начиная с ведущего, называют по очереди числа от одного до ста.
Условие: все числа, в которых встречается цифра 2, нужно заменять фразой «Мама, прости!», а цифру 6 — восклицанием «Ух ты!».
Таким образом, будут называться: один — мама, прости — три — четыре — пять — ух ты — семь — восемь — девять — десять — одиннадцать — мама, прости и т. д. Главное — установить с самого начала хороший темп, и когда участники достигнут чисел 16, 22, 26, 32, 36, будет весело и следить за игроками, и участвовать в конкурсе.
Кто ошибся — выходит, остальные продолжают счет дальше. Победитель — самый внимательный и стойкий.
14. «Что? Где? Когда?»
Участники – дети и родители
• Без чего не испечь хлеб? (Без корки.)
• Что находится посредине земли? (Буква «м».)
• Чего нет ни в капусте, ни в свекле, ни в репе, а есть в помидорах и огурцах? (Буква «о».)
• Как можно пронести воду в решете? (Замороженную.)
• Почему петух, когда поет, закрывает глаза? (Хочет показать, что поет по памяти.)
• Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком.)
• Больше часа, меньше минуты? (Секунда)
• На каком языке говорят молча? (Язык жестов)
•В каком городе спрятались мужское имя и сторона света? (Владивосток)
•По чему ходят часто, а ездят редко? (По лестнице)
•Какой стол не имеет ног? (Диетический)
15. «Счастливый номер»
Участники – дети и родители
Материалы — 10 – 15 шариков, листы бумаги 13×18 см., приз.
На каждом листке написаны какие-либо пожелания. На одном листе цифра 9— это будет счастливый номер. Пронумерованные листы вкладываются внутрь шариков. Те, кто получили шарики, устраивают салют в честь выпускного вечера (лопнуть шарики, а затем по очереди громко читают пожелания. Номер 9 становится обладателем приза.
16. «Бюро прогнозов»
Участники – дети и родители
Материалы —пластиковая бутылка, листочки, ручки или карандаши
Если кто-то из родителей оставит эти письмена на память, через годы будет очень интересно прочитать и оценить, чьи прогнозы были наиболее близкими к истине.
Консультация для родителей «Правила семейных конфликтов» «Правила» семейных конфликтов Уважаемые родители! Сколько неприятных моментов приносят в нашу жизнь конфликты! Но невозможно, чтобы конфликтов.
Опросник для выявления семейных ценностей современной семьи ОПРОСНИК для выявления семейных ценностей современной семьи. Уважаемые респонденты! Для определения семейных ценностей в современной семьи.
Патриотическое воспитание на примере семейных ценностей Патриотическое воспитание на примере семейных ценностей. Воспитатель: Таранова Людмила Владимировна В современных условиях, когда происходят.
Положение о конкурсе семейных творческих рисунков и плакатов «День Земли» Положение о конкурсе семейных творческих рисунков и плакатов на тему «День земли!» 1. Общие положения. На современном этапе вопросы традиционного.
Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей Роль семейных традиций в духовно – нравственном воспитании детей. Педагог дополнительного образования по ИЗО первой квалификационной категории.
Сценарий праздника к Международному Дню семьи «Солнце семейных традиций» «Солнце семейных традиций» Дети вместе с родителями под песню «Я, ты, он, она» заходят в украшенный шариками, бантиками, сердечками музыкальный.
Сказочный сюрприз для Деда Мороза. (фотоотчет о новогодних семейных поделках) Ни один новогодний праздник в детском саду не проходит без выставки семейных поделок!Наши дорогие родители и малыши потрудились на славу.
Выставка семейных поделок «Луковые чудеса» Дети моей группы приняли участие в проекте «Лук – здоровья друг». В ходе реализации проекта с детьми были проведены различные мероприятия:.
Фотоотчёт с выставки семейных поделок «Мастерская Деда Мороза!» В преддверии нового года традиционным занятием является изготовление новогодних поделок. Наша группа не исключение. В рамках проекта «Новый.