во что поиграть с детьми 5 лет на улице летом
Все о детях, все для родителей
Веселые, подвижные игры для детей на улице 4-5 лет
Предлагаем Вашему вниманию подвижные игры для детей на улице 4-5 лет.
Малыши любят бегать, прыгать, много двигаться. С помощью игр дети познают окружающий мир, учатся жить по правилам, развивают мышление, ловкость, смекалку, наблюдательность, логику, воображение, координацию, внимательность.
Сегодня хотим обратить Ваше внимание на подборку веселых, активных, подвижных игр для детей на улице 4-5 лет.
Подвижные игры для детей на улице 4-5 лет
Игра «Горячий мячик»
Дети становятся в круг и под музыку передают друг другу мяч. Когда музыка затихает, игрок, который не успел передать мяч и остался с ним в руках, выбывает. Выигрывает последний участник, оставшийся без мяча.
Подвижная игра для дошкольников «Кошки-мышки»
В одном углу площадки обозначается дом кошки, в другом – норка мышей, в третьем – кладовая с воображаемой едой. Кошка засыпает в домике, а мышки перебегают из норы в кладовую. По сигналу ведущего кошка просыпается и начинает ловить мышей, которые стараются добежать до норки.
Игра «Паук и мухи»
В одном углу площадки обозначается паутина, в которой сидит «паук». Остальные дети изображают мух: бегают, кружатся, жужжат. Ведущий кричит: «Паук!». Мухи замирают на месте. Паук выходит из паутины и внимательно смотрит, кто шевелится. Того, кто пошевелился – отводит в свою паутину.
Подвижная игра для детей на улице 4-5 лет «Найди себе пару»
Для ее проведения нужно заранее подготовить флажки (по числу участников — по 2 флажка каждого цвета, один флажок должен остаться без пары). В игре принимает участие нечетное число детей. Каждый ребенок получает один флажок. По сигналу ведущего дети разбегаются по площадке. По другому сигналу (например, после слов «найди пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом.
Один ребенок остается без пары. Обращаясь к нему, все играющие говорят:
Имя игрока (Таня, Саша…), не зевай!
Быстро пару выбирай.
Дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Игроки выстраиваются в ряд. Ведущий бросает мяч одному из игроков и произносит какое-нибудь слово. Игрок должен поймать мяч, если слово обозначает съедобный предмет, или отбросить его, если предмет несъедобный. Побеждает самый внимательный.
Игра «Зеркало»
Выбираются два игрока, один из них – «Зеркало». «Зеркало» должно повторять действия другого игрока, по возможности синхронно. Если в течение минуты игрок не сделает ни одной ошибки – он становится основным игроком и выбирает себе «Зеркало» из числа других игроков.
Подвижная игра для детей на улице «Мыши водят хоровод»
Выбираем водящего — «Кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг Кота со словами:
Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»
Во время произнесения последних слов Кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится Котом, и игра начинается сначала.
Подвижная игра для детей на улице 4-5 лет «Воробушки и кот»
На земле рисуем круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают, ищут зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда. Если кот словил – игрок выбывает.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Среди участников выбираем одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке чертим два круга. Первый круг — берлога медведя, второй — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот игрок, что не успел добежать до дома, и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).
Игра «Через ручеек»
На площадке чертим две линии на расстоянии 1,5 метра одна от другой. Между ними рисуем камешки (на определенном расстоянии друг от друга). Игроки стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти его по камешкам, не намочив ног. Тот, кто оступился и намочил ноги, идет сушить их на солнышко — садится на скамейку.
Игра «Перепрыгнем через ручеек»
На площадке рисуем ручеек, с одного конца узкий, а дальше все шире и шире (от 10 до 40 см). Группе детей предлагаем перепрыгивать через ручеек вначале там, где он узкий, затем там, где он пошире, и, наконец, где самый широкий. Кто не смог перепрыгнуть, выбывает.
Подвижная игра для детей на улице 4-5 лет «Лиса в курятнике»
На одной стороне площадки очерчиваем курятник. В курятнике на насесте сидят «куры». На противоположной стороне площадки огорожена лисья нора. Все остальное место — двор. Один из игроков назначается лисой. По сигналу ведущего «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору. После того, как ведущий кричит «лиса!», «куры» убегают в курятник, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Когда «лиса» поймает 2 курицы, на эту роль назначается другой ребенок.
Игра «Пастух и волк»
Из детей выбираем «пастуха» и «волка», остальные дети – «овцы». На одном конце площадки чертим «дом» для овец, на противоположной стороне площадки — поле, где будут пастись овцы. Возле площадки стоит волк. Пастух ведет овец в поле. В поле овцы бегают, пасутся. По сигналу ведущего: «Волк!» овцы разбегаются по площадке и убегают в свой домик. Волк ловит овец. Пастух их защищает. Пойманную овцу волк отводит к себе.
Игра «Удочка»
Дети стоят по кругу. В центре — водящий. У него в руках скакалка. Со словами: «Ловись, рыбка большая и маленькая!» — ведущий вращает скакалку так, чтобы ее конец попал под ноги детей, чем ниже. Задача детей состоит в том, чтобы скакалка в процессе вращения не коснулась их ног. Для этого при приближении к ногам «удочки» нужно подпрыгнуть, чтобы она прошла под ногами. Если ребенок наступил на «удочку», — выбывает из игры.
Игра «Картошка»
Дети встают в круг и перебрасывают друг другу мяч. Упустивший мяч игрок садится в центр круга. Он – «картошка». Когда «картошек» набирается много, а бросающих друг другу мяч остается мало, командуют: «Картошка растет». Тогда «картошки» начинают прыгать за мячом и перехватывать его. Тот, кому удается поймать мяч, становится снова игроком.
Игра «Светофор»
Выбираем водящего. Игроки встают по одну сторону от него на расстоянии пяти шагов. Водящий отворачивается от игроков и называет любой цвет. Участники должны найти в своей одежде этот цвет, и держась за него, могут свободно перейти на другую сторону. Тот игрок, у которого нет этого цвета, должен перебежать на противоположную сторону, чтобы его не поймали. Кого поймают, становится водящим.
Вот такие подвижные игры для детей 4-5 лет на улице мы предлагаем провести. Они точно понравятся малышам!
Летние игры на свежем воздухе, которые гарантированно отвлекут от планшета
Здравствуйте, дорогие родители. Летняя пора – время каникул, игр и веселья. Современных детей сложно оторвать от гаджетов, поэтому они растут замкнутыми, вялыми и необщительными. Это может пагубно отобразиться на их умении общаться и работать в команде в будущем.
Бывало ли так, что вы едете на природу с детьми, а они ноют, что им скучно, берут планшет и играют в майнкрафт? У меня такое было, когда мы с подругой и ее семьей поехали на отдых в лесу. У нее ребенок — подросток, у меня четырехлетка. Найти интересную игру для такого разного возраста было сложно, но мы все же выкрутились, позже расскажу как. После этой прогулки я решила вооружится запасом летних игр, которые будут нескучными для детей и взрослых.
Итак, делюсь с вами информацией о летних играх, которые разовьют в ваших ребятишках командные и лидерские качества.
Стоит ли играть с детьми или им и так весело?
Многие родители думают, что играть с детьми необязательно, что это пустая трата времени. В итоге ребёнок растёт нелюдимым, он не умеет делиться своими радостями и помогать ближним. А вы спросите мнение воспитателей в детском саду, и они вам скажут, что малыши должны постигать жизнь в игровой форме, ведь так легче для их восприятия. Особенно большое значение имеют летние игры для детей на свежем воздухе, которые учат:
Хотите, чтобы ваши дети не скучали летом, а веселились и при этом развивались? Тогда устройте им незабываемые каникулы с конкурсами и подвижными играми!
Как организовать игровую деятельность?
Школьники способны самостоятельно придумывать себе развлечения. Ребятишки 7-10 лет любят, когда родители принимают участие в их забавах. Вы можете подкинуть им интересную идею, немного с ними поиграть, чтобы они усвоили правила, а потом отойти в сторонку. А вот ребята 11 лет и старше не нуждаются в присутствии взрослых, более того, их может это раздражать. Поэтому не навязывайте детям своё общество, они и сами способны весело провести время.
По-другому картина выглядит с ребятами 5-6 лет. В этом возрасте они ещё слишком эгоцентричны, не всегда умеют найти компромисс. Задача взрослого – организовать для них отдых на летней площадке: растолковать правила, распределить роли и понаблюдать за тем, как они играют. Родители или педагоги должны выполнять и судейскую функцию – разрешать споры и конфликты. При этом будьте непредвзятыми, иначе дети перестанут вам доверять.
С ролью взрослых мы разобрались, теперь давайте узнаем, какие летние развлечения можно придумать для детворы.
Игры на меткость
Такие игры нравятся детям от 3 до 100 лет. Фото идеи игр попадания в цель
Игры на улице для ребенка от 3 до 5 лет
Развивающие игры для дошкольников. Игры с подробным описанием целей и задачи, которые они реализуют. Игры простые в исполнении.
Подвижные развивающие игры для детей от 3 до 5 лет
Игра «Веселые кружочки»
Цели и задачи:
1) развитие физических способностей ребенка;
2) развитие мускулатуры ног;
3) развитие координации движений,
4) повышение активности.
Оборудование. Разноцветные мелки.
Предварительные приготовления. Для организации игры следует выбрать удобную площадку. Взрослый чертит на асфальте разноцветные окружности диаметром примерно пятьдесят сантиметров с расстоянием между кругами сорок сантиметров. Взрослый располагает окружности по своему усмотрению (симметрично по линии, ассиметрично) с удобством для малыша.
Исходное положение. Ребенок располагается у стартовой черты.
Ход игры. Ребенок перепрыгивает из одного кружка в другой, при этом отталкивается, распределяя равновесие на обе ноги, не покидая границы кругов.
Лазаем по лесенке
Цели и задачи:
1) развитие равновесия;
2) развитие физических способностей ребенка;
3) развитие мускулатуры ног;
4) развитие координации движений;
5) повышение активности.
Оборудование. Специализированная лесенка.
Предварительные приготовления. Для организации игры следует выбрать удобную площадку с наличием специализированной лесенки.
Исходное положение. Ребенок располагается у лесенки.
Ход игры. Ребенку, под страховкой и наблюдением взрослого, предлагается залезть наверх лесенки и спуститься обратно.
Игра «Разноцветные линии»
Цели и задачи:
1) развитие физических способностей ребенка;
2) развитие мускулатуры ног;
3) развитие координации движений;
4) повышение активности.
Оборудование. Цветные мелки.
Предварительные приготовления. Для организации игры следует выбрать удобную площадку. Взрослый чертит на площадке две параллельные черты разного цвета с расстоянием между ними сорок сантиметров.
Исходное положение. Ребенок располагается у стартовой черты.
Ход игры. Ребенок прыгает таким образом, чтобы оказаться на второй черте, а лучше перепрыгнуть дальше нее. Когда он сможет намного перепрыгнуть вторую линию — задание усложняется, на расстоянии сорок пять сантиметров рисуется еще одна линия. Максимальное расстояние между линиями зависит от физических особенностей малыша.
Игра «Одноножка»
Цели и задачи:
1) развитие физических способностей ребенка;
2) развитие мускулатуры ног;
3) развитие координации движений;
4) повышение активности.
Оборудование. Цветные мелки.
Предварительные приготовления. Для организации игры следует выбрать удобную площадку. Взрослый отмеряет дистанцию шесть метров и отмечает мелом старт и финиш.
Исходное положение. Ребенок располагается напротив стартовой черты.
Ход игры. Ребенок прыгает от старта до финиша на правой ноге и бегом возвращается к старту, затем прыгает на левой ноге и бежит обратно. Далее дистанция постепенно увеличивается. Максимальное расстояние между линиями зависит от физических особенностей малыша.
Игра «Брось мячик»
Цели и задачи:
1) развитие дальнозоркости;
2) развитие меткости;
3) повышение активности.
Оборудование. Мяч, мел.
Предварительные приготовления. Для организации игры следует выбрать удобную площадку. Взрослый чертит стартовую черту.
Исходное положение. Ребенок располагается перед стартовой чертой.
Ход игры. Ребенок бросает мяч вперед, стараясь кинуть его как можно дальше. Взрослый отмечает мелом, где мяч, и просит бросить его еще дальше.
Игра «Поймай мячик»
Цели и задачи:
1) развитие физических способностей ребенка;
2) развитие координации движений;
3) повышение активности.
Оборудование. Мяч.
Предварительные приготовления. Для организации игры следует выбрать удобную площадку.
Исходное положение. Ребенок располагается напротив взрослого.
Ход игры. Взрослый кидает малышу мяч, чтобы тот его поймал и кинул обратно. При успешном выполнении задания расстояние между взрослым и ребенком увеличивается. Максимальное расстояние зависит от физических особенностей малышки.
Игра «Подбрось мячик»
Цели и задачи:
1) развитие координации движений;
2) повышение активности;
3) развитие ловкости.
Оборудование. Мяч.
Предварительные приготовления. Для организации игры следует выбрать удобную площадку.
Исходное положение. Ребенок располагается напротив взрослого.
Ход игры. Ребенок подбрасывает мяч как можно выше и старается поймать его. Затем игра усложняется — ребенок ждет, когда мяч упадет и оттолкнется об асфальт, затем его ловит и повторяет аналогичные действия.
Игра «Брось мячик через веревку»
Цели и задачи:
1) развитие физических способностей ребенка;
2) развитие координации движений;
3) повышение активности.
Оборудование. Мяч, веревка.
Предварительные приготовления. Для организации игры следует выбрать удобную площадку. Взрослый натягивает между деревьями веревку на уровне чуть выше головы малыша.
Исходное положение. Ребенок располагается перед веревкой.
Ход игры. Ребенок берет мяч двумя руками и перебрасывает через веревку, ловит его и перебрасывает в противоположную сторону. Далее выполняются аналогичные действия.
Игра «Брось мячик в корзину»
Цели и задачи:
1) развитие меткости;
2) развитие координации движений;
3) повышение активности.
Оборудование. Мяч, корзина, мел.
Предварительные приготовления. Для организации игры следует выбрать удобную площадку. На асфальте взрослый проводит черту, отмеряет два метра и ставит корзину.
Исходное положение. Ребенок располагается у стартовой черты напротив корзины.
Ход игры. Ребенок бросает мяч от финиша, стараясь попасть в корзину. При попадании расстояние увеличивается. Максимальное расстояние между стартом и корзиной зависит от физических особенностей малышки.
Игра «Ползки по бревну»
Цели и задачи:
1) развитие равновесия;
2) развитие координации движений;
3) повышение активности.
Оборудование. Специализированное бревно на детской площадке.
Предварительные приготовления. Для организации игры следует выбрать удобную площадку с наличием бревна.
Исходное положение. Ребенок располагается на краю бревна.
Ход игры. Малыш, под страховкой и наблюдением взрослого, ползет с одного конца бревна на другой. Далее он спускается с бревна, встает прямо, затем ползет в другую сторону.
Качание на качелях
Цели и задачи:
1) развитие координации движений;
2) повышение активности.
Оборудование. Подвесные качели.
Исходное положение. Ребенок садится на качели.
Ход игры. Взрослый объясняет ребенку, что перед тем как начать качаться, необходимо крепко держаться за веревки, и тихонько его раскачивает. Затем малышу предлагается раскачиваться самостоятельно, синхронизируя движения корпуса и движения ног при отталкивании от поверхности. Катание на велосипеде
Цели и задачи:
1) развитие чувства равновесия;
2) развитие мускулатуры ног;
3) развитие координации движений;
4) повышение активности.
Оборудование. Трехколесный велосипед.
Исходное положение. Ребенок садится на велосипед.
Ход игры. Для организации езды следует выбрать удобную площадку.
Взрослый возит малыша на велосипеде, а потом предлагает попробовать самостоятельно крутить педали. Когда ребенок научится перемещаться на велосипеде, следует рассказать ему о скорости, которая зависит от того, как крутятся педали, поворотах с помощью руля влево и вправо. Скорость можно увеличивать и уменьшать под контролем и страховкой взрослого.
Летние подвижные игры для детей 4-6 лет
Игры летом для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Если детей на площадке много, то гораздо интересней провести игру со всеми, чем только со своим ребенком. Это не только весело, но и полезно. Ведь у ребенка развивается умение играть в коллективе.
Веселый бегемот
❀ С помощью считалочки выберите водящего. Он — веселый бегемот. Остальные дети водят хоровод:
Наш веселый бегемот
Ходит задом наперед.
Тот, кого коснется он,
❀ Веселый бегемот встает на расстоянии 5-7 метров от хоровода, отворачивается и идет спиной вперед к детям. Как только он дойдет до хоровода и коснется кого- то из детей спиной, поворачивается. Веселый бегемот и ребенок, которого он коснулся, отворачиваются друг от друга. Дети считают: «Раз, два, три. Беги!». Бегемот и ребенок бегут в разные стороны, оббегая хоровод. Тот, кто оббежит круг первым и встанет на свободное место, остается в хороводе. Тот, кто прибегает вторым, становится веселым бегемотом.
❀ Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
Игрушкины попрыгушки
Вам понадобятся: сетка или большой платок, одна или несколько игрушек.
❀ Дети кладут на середину сетки игрушку. Удерживая сетку за четыре угла, начинают раскачивать, приговаривая:
❀ Игрушек может быть несколько. А ловить можно в растянутую сетку или руками. Те, чьи игрушки упали, выходят из игры.
Раскачаем мы игрушки.
А теперь подбросим вверх (подбрасывают),
Кто поймает — ждет успех (ловят игрушку)!
Не задень!
Вам понадобятся: ведерки, мячи, игрушки, пластиковые бутылки, кегли, кубики — все, что вы с ребенком вынесли с собой на прогулку.
❀ Дети произвольно расставляют предметы на площадке. По вашей команде они начинают бегать, но так, чтобы не столкнуться друг с другом и не задеть ни один предмет. Ребенок, который задел предмет, выходит из игры. Столкнувшиеся дети также выходят из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний игрок. Он — победитель.
Успей схватить
❀ Предметов, расставленных на площадке, всегда должно быть на 1 меньше, чем играющих детей. По вашей команде дети начинают бегать по площадке. Как только вы скажете: «Стоп!», каждый ребенок должен схватить одну игрушку. Тот, кому не хватит игрушки, выходит из игры. Перед тем как продолжить игру, вы должны убрать 1 предмет. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок. Он — победитель.
Кольцеброс
Вам понадобятся: кольца и конусы, которые легко заменят маленькие бутылочки из-под детских соков или, что еще проще, обычные палочки.
❀ В эту игру могут играть дети и младшего, и старшего возраста.
❀ Расставьте конусы (или воткните палочки) на небольшом расстоянии друг от друга. Для детей старшего возраста рядом с конусами прутиком напишите цифры, которые будут обозначать количество заработанных баллов. Взяв сразу несколько колец, нужно набросить их на конусы.
❀ Для малышей будет большой радостью то, что некоторые из колец наденутся на конусы.
❀ Для старших детей важно, сколько баллов они заработали. Каждому игроку дается по 3 попытки. Баллы суммируются.
Король кольцеброса
❀ Расставьте шесть конусов и пронумеруйте их. Игрокам выдайте кольца (максимально по 5 колец). Игра проходит в несколько этапов:
Этап «Школа»
♦ Бросая кольца поочередно, нужно постараться набросить 3 кольца на конус с цифрой 1. У каждого участника есть 3 попытки. После того как один участник трижды бросил все кольца, ход переходит к следующему, и так до тех пор, пока все не пройдут первый тур. Участник, набросивший 3 кольца на нужный конус, зарабатывает 1 очко. Затем таким же образом нужно набросить 3 кольца на конус с цифрами 2, 3, 4 и 5 (если всего в игре 6 конусов). По окончании «школы» баллы суммируются.
Этап «Пара»
♦ Во втором туре нужно набросить 2 кольца на какой-нибудь один выбранный игроком конус. В этом туре баллы суммируются следующим образом: если участник набросил кольца на конус с цифрой 1, он получает
2 балла (1 + 1); если на конус с цифрой 2, то участник получает 4 балла (2 + 2) и т. д.
Этап «Две пары»
♦ В третьем туре нужно набросить по 2 кольца на 2 выбранных конуса. Баллы суммируются так же, как и во втором туре.
Этап «Треугольник»
♦ В этом туре нужно набросить 3 кольца на 1 конус. И чем больше цифра на конусе, тем больше баллов получит участник. Если он набросил 3 кольца на конус с цифрой 3, то получает 9 баллов (3 + 3 + 3).
Этап «Квадрат»
♦ Как известно, у квадрата четыре стороны, поэтому нужно набросить 4 кольца на какой- то один конус. Баллы подсчитываются так же, как и в четвертом туре.
Этап «Два плюс три»
♦ Этот простой пример становится новым заданием. Нужно набросить на один конус 2 кольца, а на другой — 3. Баллы суммируются.
Этап «1, 2, 3, 4, 5»
♦ Как вы уже, наверное, поняли, нужно набросить по одному кольцу на конусы с цифрами 1, 2, 3, 4 и 5. Участник получает за выполнение этого задания 15 баллов.
Этап «2, 3, 4, 5, 6»
♦ Правила этого тура такие же, как и в предыдущем, только с другими цифрами. Успешно справившийся с заданием участник получает 20 баллов.
Этап «Шанс»
♦ Как известно, шанс бывает только раз. Вот и эта игра предоставляет его участникам только однажды. Если участник не справился с каким-то из заданий, то можно один раз воспользоваться шансом — попытаться его выполнить и сложить выпавшие баллы.
Этап «Король кольцеброса»
♦ Это последний тур игры. Нужно набросить по одному кольцу на каждый конус. Тот, кто справится с этим заданием, получает 21 балл!
❀ Итак, все туры пройдены. Пришла пора подсчитать все заработанные баллы. Набравший большее количество баллов становится королем кольцеброса.
Сороконожка
❀ Для игры пригласите всех желающих: и больших, и маленьких. Спросите, знают ли дети, кто такая сороконожка. Если нет, то объясните.
❀ Все участники выстраиваются паровозиком, держа друг друга за талию. Скажите, что сороконожка маленькая, поэтому нужно присесть на корточки. Объявите, что игра начинается — все дети превращаются в одну длинную сороконожку и им надо повторять за вами все движения. (Дети старшего возраста справятся и без вашего примера, для них только проговаривайте, что делает сороконожка.)
❀ Итак, они изображают сороконожку и должны показать, как она: идет, спит, потягивается, умывается, отряхивается от воды, делает зарядку, находит еду, ест, танцует.
❀ В конце игры пусть сороконожка поиграет со своим хвостиком в догонялки.
Пластилиновые фигуры
❀ Дети выбирают водящего считалкой. Остальные встают в хоровод. Водящий стоит спиной к детям. Дети водят хоровод:
Много нас, а ты один.
Мы считаем: раз, два, три.
Что слепили? Говори.
❀ После этого круг распадается. Каждый замирает в какой-нибудь позе. Водящий поворачивается. Он ходит, рассматривает фигуры и угадывает, кого «слепили» дети. Тот, чью фигуру он угадал, становится водящим. Игра повторяется.
Ри-ко-ко!
❀ Начертите мелом на асфальте (или прутиком на песке) круг. Дети встают в этот круг. Водящий — в центре. Он подбрасывает мяч и произносит слова:
Мяч взлетает высоко.
Раз, два, три, четыре, пять,
Таня будет догонять!
❀ После этого водящий высоко подбрасывает мяч, а дети разбегаются. Тот, чье имя было произнесено, становится водящим. Он должен поймать мяч и громко крикнуть: «Ри-ко-ко!». Это сигнал для всех играющих. Услышав его, они должны тут же остановиться. Водящий выбирает любого игрока. Мысленно просчитывает, сколько до него шагов (шаги могут быть гигантскими и маленькими). Затем громко произносит, сколько и каких шагов до выбранного игрока. Например: «До Иры 5 гигантских и 2 маленьких шага». После этого водящий шагает до игрока и бросает в него мячом.
❀ Если мяч попал в игрока, он становится водящим. Если нет, то игра повторяется с тем же водящим.
Воздушный футбол
Вам понадобятся: воздушный шар и два ориентира (например, два конуса, два деревца, растущих рядом друг с другом, и т. п.).
❀ Не важно, любит ваш малыш играть в футбол или нет, девочка у вас или мальчик, игра понравится всем, в том числе и вам.
❀ Попросите ребенка отойти на какое-то расстояние. Чем дальше, тем дольше будет длиться игра. Положите перед ним воздушный шар. Футболист к игре готов. Но играть он будет не ногами, не руками и даже не головой. Так как у нас футбол не простой, а воздушный, то и шар нужно будет в ворота не забивать, а задувать! Обязательно объясните правила игры. Помогать себе руками и ногами нельзя. Дуя на шар, футболист продвигается к воротам. Победа приходит тогда, когда гол задут в ворота!
❀ Воздушный шар, конечно, вещь капризная. Он то будет стоять на месте, то улетит в другую сторону, тем более что играете вы на улице, где нет-нет да налетит озорник- ветерок. Но от этого игра становится еще интересней. Ведь юному футболисту придется стать ловким игроком и проявить большое терпение.
Брызгалки
Наверняка каждый взрослый в детстве играл в брызгалки. И у вас когда-то была брызгалка, сделанная из использованной пластиковой бутылки, в крышечке которой вы усердно проделывали множество дырочек. Вспомните детство и сделайте такую же своему малышу. Наполните ее водой и возьмите на прогулку в жаркий летний день.
Вариант 1
❀ Правила игры очень просты. Игра похожа на обычные догонялки или салочки, только водящий должен не рукой коснуться того, кого догоняет, а достать его струей воды.
❀ Конечно, ваш малыш вымокнет. Но вы же играете в жаркий день, поэтому никакого вреда от этого не будет.
Вариант 2
❀ Если на улице не очень жарко или вашему малышу надоело носиться по двору облитым водой, поиграйте в другую игру. Она и успокоит расшалившегося ребенка, и разовьет его фантазию. Правил у этой игры нет. Просто каждый играющий рисует на асфальте диковинные узоры водой.
❀ Для самых маленьких рисунки могут быть самыми простыми. Присоединитесь к своему ребенку и проявите фантазию. Уверена, вам понравится.
Верёвочные игры
Для таких игр вам понадобится обычная длинная веревка.
Сказочная паутина
❀ Натяните веревку, зацепив ее за всевозможные предметы — скамейку, дерево, лесенку и т. д. То есть создайте этакую паутину или веревочный лабиринт. Скажите, что эту паутину сплел сказочный паук, и пройти ее можно, перелезая (или подлезая) через веревку. Трудность задания состоит в том, что за нее ни в коем случае нельзя задевать (даже косичками!). Если такое случается, нужно вернуться назад и начать выполнять задание снова.
❀ Задание трудное, но интересное. Поэтому будет здорово, если вы придумаете какой-нибудь приз за прохождение сказочной паутины.
❀ Вам и самим будет интересно поучаствовать в игре. Попробуйте, и вы поймете, что это не так уж и просто. Если ваш ребенок не может справиться с заданием, включитесь в игру и помогите ему, но и он пусть поможет вам, если потребуется помощь.
❀ Можно ввести усложнение, а заодно и продлить время игры. Скажите малышу, что сказочный паук приготовил для него загадки или другие задания. Если ребенок задевает веревку, то должен отгадать загадку, спеть песенку, рассказать стишок и т. д. и только после этого продолжить путь.
Морские узлы
❀ Завяжите на веревке несколько узлов. Пусть некоторые из них будут крепкими, а некоторые не очень. Для чего? Неужели не догадались? Если завязать только тугие узлы, ребенку может быстро разонравиться игра;
❀ Итак, в этой игре вам достается роль боцмана. А ваш ребенок будет юнгой, которому нужно освоить морские премудрости, и теперь пришло время морских узлов.
❀ Скажите, что хотите проверить его, готов ли он стать настоящим морским волком, закаленным суровым характером морей и океанов, или так и останется сухопутной черепахой. Каждый моряк с легкостью справляется с любыми узлами. И вы, конечно, верите в вашего настойчивого и терпеливого юнгу.
❀ Итак, веревка с завязанными на ней узлами готова. Юнга тоже. Для начала предложите ему просто справиться с узлами. А если захотите еще сыграть и немного усложнить задание, засеките время.
❀ Если к вашему ребенку присоединятся друзья, будет просто замечательно. Разбейте их на две команды, придумайте им смешные названия и пусть соревнуются в ловкости. Веревки, как вы понимаете, понадобится две. А количество узлов на них должно быть одинаковым.
Пройди под верёвкой
❀ Игра знакома каждому из нас. Но вряд ли ваш ребенок когда-нибудь в нее играл. А почему бы и нет? Игра музыкальная, поэтому приготовьте не только веревку, но и веселую танцевальную музыку. Наверняка мобильный телефон всегда с вами, и в нем есть веселая музыка.
Вариант 1
❀ Включите музыку и натяните веревку. Один ее конец можно привязать к какому-нибудь предмету, другой будете держать сами. Для начала веревка должна быть натянута достаточно высоко, так, чтобы ребенок, танцуя, свободно прошел под ней. Затем чуть опустите веревку. И теперь просто пройти уже нельзя, нужно немного отклониться назад. Затем опустите веревку еще ниже. и еще ниже. Опускайте до тех пор, пока ребенок сможет проходить. Дети в большинстве своем очень гибки. Если же с этим проблемы, могу предложить вам другие варианты.
Вариант 2
❀ Ребенок проходит под веревкой, не отклоняясь назад, а, наоборот, наклоняясь вперед.
Вариант 3
❀ Проходить под веревкой нужно, каждый раз меняя движения. Веревка при этом остается на одной и той же высоте. Например, в одну сторону нужно идти в полуприседе, в другую — проскакать на одной ножке, в следующий раз — проползти танцующим «крокодильчиком», а в обратную сторону — задом наперед. Вариантов превеликое множество. Пусть ваш ребенок проявит выдумку.
Танцуй-замри
❀ Вы любите слушать музыку? А танцевать любите? Уверена, что да. Тогда и ваш ребенок наверняка любит это веселое занятие. Предлагаю вам соединить полезное с приятным. Вам нужно только захватить с собой на прогулку маленький приемник или придется петь самим. А я дарю вам новую игру, в которую вы сможете играть с вашим ребенком и на прогулке, и дома.
❀ Включите музыку. Предложите вашему ребенку и его друзьям потанцевать под нее. Дети весело танцуют, кривляются, в общем — «ходят на ушах». Но в то же время они должны внимательно следить за вами. В любой момент вы можете остановить музыку. И как только это произойдет, детям нужно замереть в той позе, на которой остановилась музыка. Вы же можете придумать название позе, а еще лучше спросить их самих, как она называется.
❀ Если кто-то из детей так увлекся, что не успел замереть, он выходит из игры. Затем игра продолжается. И длится она до тех пор, пока не останется один участник. Если же вы играете вдвоем с вашим ребенком, то про сто меняйтесь ролями или введите шуточные штрафные очки. Например, проигравший должен выполнить какое-нибудь смешное действие — пропрыгать на одной ножке вокруг песочницы или забраться под стол и трижды мяукнуть.
Светофор
Эта игра заинтересует детей младшего дошкольного возраста, особенно тех, кто вышел на прогулку с велосипедом. Распределите роли: кто-то станет автомобилистом, кто-то пешеходом. Не забудьте, что в игре должны участвовать также светофор и регулировщик.
Вам понадобятся: карточки из картона, на которых нарисованы круги разного цвета — красного, желтого и зеленого.
❀ Если вы хотите основательно выучить правила дорожного движения и поиграть в эту игру не один раз, то нарисуйте на дорожках детской площадки разделительную полосу, такую же, как на настоящей дороге. Также понадобятся стрелки, обозначающие поворот. Не помешает и «зебра», по которой малыши-пешеходы будут переходить дорогу.
❀ Правила игры просты. Автомобилисты движутся по дороге, соблюдая правила дорожного движения. Доезжая до светофора, смотрят, какой свет он показывает. Если красный — останавливаются, если желтый — едут медленно, зеленый — едут быстро. Перед «зеброй» они останавливаются и пропускают пешеходов. Если автомобилист хочет свернуть, он должен показать левой или правой рукой, куда он будет поворачивать. За соблюдением правил дорожного движения следит регулировщик.
❀ В течение игры роли могут меняться.
Волшебные круги
Круг за кругом
Вам понадобится: мел или обычный прутик, если игра будет проходить на песке.
❀ Для начала нужно начертить мелом на асфальте или прутиком на ровной песчаной площадке от 6 до 10 маленьких кружков (таких, чтобы в них можно было бы встать двумя ногами и еще осталось немного места), расположенных по кругу.
❀ Эта игра, как и многие другие, состоит из нескольких туров. Каждый тур — один круг.
♦ Пройти круг, перешагивая из кружка в кружок.
♦ Проскакать круг на двух ногах, перепрыгивая из одного кружка в другой.
♦ Проскакать круг на одной ножке.
♦ Проскакать круг на одной ножке боком.
♦ Проскакать круг, скрестив ноги.
♦ Пробежать круг, наступая каждой ногой только в один кружок, высоко поднимая колени.
♦ Пройти круг, наступая каждой ногой только в один кружок, двигаясь спиной вперед.
❀ За каждый тур участники получают по одному баллу. Каждому дается право только на одну попытку. Наступать на линию кружка нельзя. Если участник все же заступил за линию, то считается, что этот тур он не прошел, поэтому он не получает за него балл. В конце игры баллы подсчитываются.
❀ Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество баллов. Если таких счастливчиков несколько, то между ними устраиваются соревнования за первенство. Задания им придумывают проигравшие участники.
Ноги поссорились
❀ Начертите большой круг и разделите его на 8 (или больше) секторов. Пронумеруйте секторы. Считалкой выберите водящего. Он будет давать задания. Водящий называет два любых числа от 0 до 8 (если секторов 8). Например — 3 и 5. Игрок стоит за кругом. Как только прозвучит задание, играющий должен впрыгнуть в круг таким образом, чтобы одна его нога встала в сектор 3, а вторая (одновременно!) — в сектор 5. На линии наступать нельзя.
❀ Если играющих больше двух, то перед началом игры можно установить очередность. Игрок, наступивший на линию, выходит из игры и ждет своей очереди для новой попытки. А в игру вступает следующий игрок.
❀ Если вы играете вдвоем со своим ребенком, то, как только играющий наступит на линию, роли меняются: игрок становится водящим, а водящий — игроком.
❀ Игра повторяется столько раз, сколько этого захотят дети.
Классики
В эту игру умеют играть все. И все же давайте не только вспомним, но и дополним ее.
I тур. Школа
Вам понадобятся: мел и один камешек.
❀ Начертите на асфальте прямоугольник и разделите его на 8-10 частей. Пронумеруйте их. Над верхними двумя окошками прочертите полукруг. Этот сектор будет называться «ОГОНЬ». Играющих может быть двое и больше. Считалкой (либо жребием) определите очередность ходов. Играющие по очереди бросают камешек. Их задача — попасть поочередно в окошки с цифрами от 1 до 8 (если их 8). Тот, кто промахивается, уступает ход следующему игроку. А когда вновь приходит его очередь играть, начинает с броска в то окошко, в которое не попал в прошлый раз.
II тур. Пара
Вам понадобятся: мел и два камешка.
❀ Камешки находятся в обеих руках играющих. Одновременно двумя руками они бросают сразу два камешка. Задача — попасть камешками в любые два окошка. Тот, кто промахивается, уступает ход следующему игроку. Тот, у кого получилось выбросить пару, прошел тур.
III тур. Игра вслепую
Вам понадобятся: мел и камешек.
❀ Играющие с закрытыми глазами по очереди бросают камешек. Задача — попасть в окошко с названием «ОГОНЬ». Тот, кто промахивается, уступает ход следующему игроку. Тур пройден, когда игрок попал в «ОГОНЬ».
IV тур. Игра в парах
Вам понадобятся: мел и камешек.
❀ Разделите игроков на пары. Один игрок дает задание другому, в какое окошко нужно попасть. Затем они меняются местами. Тур пройден, когда игрок попал камнем в нужное окошко.
Передай картошку
Вам понадобится: мяч.
❀ Чем больше будет играющих, тем лучше. Позовите играть всех детей с площадки. Дети встают в круг. Мяч у одного из играющих.
❀ По вашей команде дети начинают передавать мяч по кругу. Передавать нужно быстро, потому что в руках детей не просто мяч, а горячая картошка. А ее, как известно, долго в руках не удержишь. А еще передавать нужно быстро потому, что в любой момент водящий (в данном случае это вы) может сказать: «Стоп!». И как только прозвучит эта команда, игрок, у которого оказывается мяч, выходит из игры.
❀ Игра продолжается до тех пор, пока в игре не останется один игрок. Он — победитель.
❀ Внимание! Нельзя передавать мяч после того, как прозвучала команда: «Стоп!». Нельзя перебрасывать мяч друг другу. Как правило, эта ошибка допускается, когда остаются два игрока.
Джунгли зовут!
❀ Если вы гуляете вдвоем, то предложите вашему ребенку представить, что ваш двор, совсем не двор, а настоящие джунгли, в которых живут разные звери. Тигры идут, мягко ступая, обезьяны скачут, слоны широко шагают своими огромными ногами, а маленькие мышки пробегают малюсенькими шажками. Пусть ребенок назовет, какие звери еще живут в джунглях. Интересно, сколько шагов нужно пробежать мышке, пройти слону, тигру и другим зверям, чтобы пересечь джунгли — дойти от качелей до песочницы, от одного подъезда до другого? Пусть ребенок угадает, сколько раз нужно шагнуть каждому зверю, а затем пошагает так, как бы они шагали, считая шаги. Пусть сравнит, какому зверю нужно сделать больше шагов, а какому меньше. А если ребенок умеет вычислять разницу, то пусть сосчитает, на сколько меньше нужно сделать шагов слону, чем мышке, медведю, чем зайцу и т. д. Заодно потренируется в счете. А зверей в джунглях мно-о-го!
❀ Если во дворе много детей (хотя бы больше трех), то игра становится еще интересней. Перед началом игры дети вспоминают, каких диких животных, живущих в джунглях, они знают. Каждый выбирает, кем он будет, когда станет водящим. Затем дети придумывают, как ходит каждое животное.
❀ Начертите круг. Дети перед началом игры выбирают считалкой водящего. Он говорит, каким животным будет. К примеру, тигром. Дети встают по кругу. Водящий — в центре. Дети перебрасывают мяч друг другу, но так, чтобы его не смог поймать водящий. Если водящий поймал перебрасываемый мяч, то он встает в круг. Игрок, который бросал мяч, становится водящим. Перебрасывая мяч, дети говорят слова:
Собрались мы поиграть,
Будет тигр нас догонять.
Скажем тигру: «Раз, два, три!
Ну-ка, тигр, нас догони».
❀ После этих слов тот игрок, у которого оказался мяч, бросает его высоко вверх. Все дети разбегаются. Водящий (тигр) ловит мяч и кричит: «Стоп!». Дети должны тут же остановиться. Тигр выбирает, на кого он будет охотиться. Затем считает и говорит, сколько (приблизительно) тигриных шагов до этого игрока, и начинает шагать. Пройдя нужное количество шагов, тигр бросает мячом в игрока. Нужно обязательно попасть. Игрок может увернуться, но не сходит при этом со своего места. Если водящий не попал мячом в выбранного игрока, то должен поймать брошенный им мяч, игрок же может в это время добежать до круга.
❀ Игра повторяется. Перед началом игры новый водящий сообщает, каким животным он будет, и вспоминает, как оно двигается.
Топотундель
❀ Дети строятся друг за другом в круг. Сначала вы, а затем кто-нибудь из детей по очереди показывают движения, проговаривая смешные слова: «Топотундель-топотундель-топотундель-бумц!». На слове «бумц» каждому нужно развернуться прыжком на 180 градусов и двигаться в противоположную сторону. После поворота меняется движение:
♦ Идут обычным шагом друг за другом, громко топая, руки на плечах друг у друга.
♦ То же, но в полуприседе.
♦ В полуприседе, качать головой влево-вправо.
♦ В полуприседе, качать головой влево-вправо, высунув язык.
♦ В полуприседе, качать головой влево-вправо, высунув язык и поглаживая живот.
❀ Движения подскажет ваша фантазия. Чем причудливей, тем смешнее и тем больше нравится детям.
Самая толстая компания
Вам понадобятся: две веревки со связанными концами, то есть два веревочных кольца.
❀ Если собралось много детей и они заскучали, предложите им поиграть в эту игру. Разделите их па две команды, и пусть выяснят, какая из команд толще.
❀ Обе команды по сигналу начинают залезать в свое кольцо. Побеждает та команда, у которой в кольце оказывается меньшее количество участников, то есть которые толще (игра-то называется «Самая толстая компания»).
❀ Хитрость игры в том, что как только подается сигнал, в кольцо стараются забраться как можно больше участников, не задумываясь над названием игры. А ведущий намеренно не уточняет этого в правилах.
❀ Если под рукой нет веревки, начертите два небольших круга, чтобы дети с трудом помещались в них.
Школа скакалки
«Пятью пять»
Вам понадобится: скакалка.
❀ Название игры говорит само за себя. Прыгать через скакалку ваш ребенок будет по пять раз. Вот только делать он это будет каждый раз по-разному. В игру можно играть как одному или вдвоем, так и целой компанией, переходя, как в школе, из одного класса в другой. Играющие прыгают по очереди. Очередность устанавливается считалкой.
♦ 1 класс: 5 раз просто попрыгать через скакалку;
♦ 2 класс: 5 раз попрыгать, поставив ноги крестиком;
♦ 3 класс: 5 раз попрыгать «барабанчиком» — подпрыгнув, стукнуть ногу об ногу;
♦ 4 класс: 5 раз попрыгать вприсядку;
♦ 5 класс: 5 раз попрыгать на левой ноге;
♦ 6 класс: 5 раз попрыгать на правой ноге;
♦ 7 класс: 5 раз попрыгать, вращая скакалку задом наперёд;
♦ 8 класс: 5 раз попрыгать с закрытыми глазами;
♦ 9 класс: раскачивая скакалку из стороны в сторону, 5 раз перепрыгнуть через нее («люли»);
♦ 10 класс: 5 раз попрыгать обычным способом в одну сторону, затем повернуться и попрыгать еще 5 раз в другую.
«Часы пробили ровно час»
Вам понадобится: длинная скакалка (либо свяжите две скакалки вместе), которую будут либо крутить два человека, либо один конец ее будете крутить вы, а другой привяжете к чему-нибудь.
❀ Для начала стоит научиться впрыгивать, когда двое детей крутят скакалку. То есть научиться вовремя оказываться ровно посередине между ними. Входить под скакалку нужно тогда, когда она находится наверху. Времени для этого достаточно даже для тех детей, которые боятся не успеть.
❀ Прокручивая скакалку перед входом в игру каждого ребенка, дети проговаривают слова: «Часы пробили ровно. ». А пробили часы, как положено, сначала час, затем два, три. и так до двенадцати. А затем, если дети заходят продолжить игру, можно начинать обратный отсчет. Но и крутить скакалку нужно будет в обратную сторону.
❀ В том случае, если прыгающий ребенок застревает, то есть задевает за скакалку, он сменяет одного из крутящих скакалку.