Для того, чтобы понять какая игра может заинтересовать ребенка, нужно иметь представление об особенностях развития детей в данном возрасте.
Детки 5-6 лет с удовольствием продолжают играть в сюжетно-ролевые игры. Только теперь они могут самостоятельно распределять роли истроить свое поведение в соответствии с выбраной ролью.
В этом возрасте увеличивается творческая активность малышей. Это происходит не только потому, что в возрасте 5-6 лет уже достаточно развита мелкая моторика. Хотя это действительно так. В первую очередь творческая активность обусловлена потребностью в самовыражении, стремелением к достижению результатов и их оценке окрыжающими.
В игре начинает находится место воображению. Игры для детей 5-6 лет содержат элементы, которые ребенок может легко сконсруировать в собствеенном воображении. При этом малыш использует имеющиеся знания и, конечно же, фантазию.
Соревновательность — продолжает оставаться важнейшей составляющей игровой деятельности малышей. Обратите внимание, что именно она лежит в основе самых интересных детских игр. Разумеется, нужно научить ребенка правильно взаимодействовать с детьми в условиях соревновательности. Кроме того, постарайтесь сформировать правильное отношение ребенка к победам и поражениям.
Шаг назад
Вам понадобиться корзина для игрушек или коробок и небольшой легкий мяч. Игроки по очереди забрасывают мяч в корзину. Попавший — делает шаг назад и снова бросает. И так до первого промаха. Затем ход переходит к другому игроку. В результате выигрывает тот, кто с самого дальнего расстояния закинет мяч в корзину.
Зеркало
Название игры говорит само за себя. Играют 2 человека. Один является отражением другого. Игроки становятся друг напротив друга.
Один игрок показывает несложные движения, а другой — повторяет их зеркально.
Разумеется, перед началом игры следует обратить внимание ребенка на то, как отображаются наши действия в зеркале. И, желательно, отренироваться.
Прыжки
С помощью изоленты изображаем на полу квадраты. Как показано на фото. Взрослый прыгает по квадратам, а ребенок – повторяет. Игра динамичная и веселая.
Черепашьи бега
Стать черепахой легко😉. Просто встаньте на четвереньки и положите на спину подушку. Попросите ребенка сделать то же самое. А дальше вы можете либо просто путешествовать по дому вместе, либо устроить настоящие черепашьи бега. И тогда вы сможите узнать, какая черепаха быстрей. Главное правило — не терять подушку.
Доставка шарика
В этой игре дети должны перенест шарики от старта к финишу как можно быстрее.
Казалось бы, что перенести шарик проще простого. Но задача усложняется, если не трогать его руками. Пусть ребята проявят сообразительность, чтобы переместить его в другой конец комнаты, не касаясь приэтом его руками. А способы могут быть самые разные. Можно пинать шарик ногами, толкать локтями, лбом и другими частями тела. Самое главное — не дотрагиваться до шарика руками.
Найти прищепки
А вот еще одна замечательная игра для детей в условиях квартиры или дома.
Для неё понадобятся бельевые прищепки.
В то время как все покидают комнату, ведущий остается и закрепляет прищепки на различных предметах. Затем в комнату входят остальные игроки. Их задача состоит в поиске этих прищепок.
В результате кто больше найдет – тот и победил. Играть можно и в вдвоем. Разумеется, задача ищущего в таком случае будет состоять в поиске всего количества прищепок.
Игра — ходилка с кубиком
Раскладываем круги дорожкой в пределах комнаты, как на фото выше. Обозначаем «старт» и «финиш».
Чтобы игра была интереснее, мы изготовили большой кубик из обычного игрокого кубика. Сделать это очень просто. На небольших бумажечках напишите цифры от 1 до 6 и приклейте скотчем к сторонам кубика.
Дети поочереди бросают кубик и делают ходы, двигаясь по дорожке. Цель – первым добраться до финиша.
Если игрок становится на круг с цифрой, то он перемещается на столько клеток, сколько показывает цифра. Если она со знаком «+», то перемещение осуществляется вперед. Если со знаком «-«, то назад.
Если участник становится метку желтого цвета, то он приобретает право дополнительного хода. Если метка коричневого цвета, то игрок пропускает ход.
Ручей
Раскладываем по полу листы А4. Расстояние между ними должно быть чуть больше обычного шага ребенка. Рекомендую играть в комнате, где пол устелен коврами или ковролином. Иначе ноги будут скользить и есть вероятность упасть.
Листы бумаги — это камни, по которым игроки могут переходить через ручей.
На маленьких листиках пишем названия предметов мебели или других объектов, которые находятся в этой комнате. Например, диван, стул, шкаф, плюшевый мишка, дверь, окно и т.п. Теперь бумажки перемешиваются и раздаются поровну участникам.
И вот игра началась. Игроки смотрят свои первые карточки. Их задача добраться до тех объектов, которые на них обозначены. А сделать это можно только по «камням», разложенным на полу. Когда игрок достиг указанного объекта – он смотрит вторую карточку. Теперь он движется ко второму объекту и т.д. Таким образом, нужно прыгать по «камням» пока не выполнишь все задания. В итоге кто сделает это первым, тот и выиграл.
Необычная рыбалка
Возьмите любой таз. Насыпьте в него разных игрушек. Дети усаживаются на стульчики около таза. По команде «Марш» игроки начинают вытаскивать игрушки при помощи ног и складывать в отдельные емкости. Рекомендую включить веселую музыку. Когда музыка закончится — игра завершается.
После этого начинается подсчет «трафеев».
В результате, кто больше поймал — тот и победил.
Со своими детками мы играли в такую игру летом на улице. В дополнение ко всему таз с игрушками наполняли водой.
Не сомневаюсь, что эта веселая и интересная игра обязательно понравится вашим деткам.
Простые игры для детей от 2 до 7 лет. Идеи, чем занять малышей дома!
Карантин – это не повод унывать, а отличный способ наладить отношения с ребёнком.
Вопрос, чем занять ребенка дома, пока семья вынуждена сидеть на карантине, актуален для многих родителей. В журнале «Мой кроха и Я» еще в 1995 году собрали идеи, чем развлечь малышей, чтобы им не было скучно. Предлагаем для вас эти игры, поделки и занятия с детьми от 2 до 7 лет. Ловите список идей!
Игры для детей от 2 лет
Прячем конфетки. Все, кроме одного игрока, выходят из комнаты. Оставшийся прячет несколько конфеток, затем снова зовет остальных. Победит тот, кто найдет больше конфет.
Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы делаем кораблики: внутрь немного пластилина, втыкаем зубочистку, на неё приклеиваем из бумаги треугольные паруса. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях.
Мать и ребенок (отец и ребенок). С переменой ролей: взрослые играют в детей и наоборот.
Лента из домино. Костяшки из домино составляем друг за другом в длинную ленту, ставя их на короткое ребро. Когда лента будет готова, первую костяшку подталкиваем и все костяшки падают, опрокидываясь одна за другой.
Рассматриваем фотографии. Достаем старые альбомы. Придумываем и рассказываем истории к фотографиям.
Рушим башню. Из коробочек или кубиков строим башню. С некоторого расстояния пытаемся ее разрушить шариком от пинг-понга.
Скачки. Скачем на туго надутом воздушном шаре, пока он не лопнет.
Кегли. Кубики или кегли расставляем на ковре, сбиваем их теннисным мячиком.
Соревнование скороходов. Все надевают очень большую по размеру обувь и бегут наперегонки через всю квартиру.
Сортируем кубики (крышки от банок/бутылок). Все кубики сортируем по цвету и форме.
Ищем картинки. Участник игры высматривает себе в иллюстрированной книжке какую-нибудь картинку. Называет одну её характеристику. Другие должны угадать.
Игра в собачку. Одного игрока выбирают собачкой. Другие водят его на поводке по всей квартире.
Даем имена. Для каждого пальчика придумываем какое-нибудь смешное имя. Придумываем про них короткие истории.
Футбол сидя. Два игрока садятся друг против друга и играют ногами шариком от пинг-понга.
Играем в дорожное движение. Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой.
Идеи для творчества с самыми маленькими
Это дополнительно проведенное интересное время с мамой. И развитие цветоощущений, фантазии, сенсорного восприятия, моторики и самое, на мой взгляд, важное, привычки у мамы и ребенка что-то делать вместе, делать руками, что-то сочинять, выдумывать, рукодельничать, ведь все, как известно, начинается с малого.
Игры для детей от 3 лет
Омлет. Из желтой цветной бумаги вырезаем круг размером с тарелку, складываем пополам. Это омлет. Наполняем его разнообразными мелочами (например, старыми фотографиями, неожиданными картинками, ароматными лепестками цветов, изюмом или монетками на счастье). Омлет подаем на тарелке, угощаем друг друга.
Опустошаем кошелек. Все монетки из кошелька высыпаем на стол и сортируем.
Напеваем. Один из играющих начинает напевать мелодию. Другие должны ее узнать.
Рисуем на ткани. Текстильными красками разрисовываем ткань, например, старую футболку или простыню.
Слепая курица. С закрытыми глазами пытаемся пройти из одной комнаты в другую, ничего не задев.
Бег с «яйцом». Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке.
Болтуны. Быстро-быстро говорим. Кто сможет дольше?
Клеим коллаж. Газетные или журнальные страницы разрываем на кусочки. Из это клеим цветной коллаж.
Кто дальше дунет. Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели как можно дальше.
Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку.
Изображаем змею. Чем больше игроков, тем лучше. Бегаем по квартире друг за другом, делая одни и те же движения. Направляющий говорит игрокам, что они должны делать, например ползти вокруг стола или кувыркаться по комнате.
«Раздуваем» картинки. Набрызгиваем на бумагу разную краску, добавив побольше воды. Дуем через соломинку, получаются разноцветные пятна.
Наряжаемся тематически.Принц и принцесса: Из золотой бумаги клеим короны, надеваем плащ. Космонавт: делаем шлем из картонной коробки, кислородный баллон из пластиковых бутылок. Пожарный: дуршаг в роли каски, папина куртка и ремень, шланг от пылесоса и т.д.
Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д.
Держим равновесие. С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец, по самому краешку ковра или вытянутой на полу скакалке.
Забиваем голы. Ставим кастрюлю на пол. Или бутылками обозначаем на полу ворота. С некоторого удаления бросаем шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко.
Игра в фанты. Собираем с игроков фанты. Других спрашиваем: «Что должен сделать игрок, которому принадлежит этот фант?»
Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол.
Пинг-понг в комнате. Садимся на пол. При помощи картонки бьем шариком от пинг-понга о стену.
Тысяча и одна сенсорная коробка
Что такое сенсорная коробка? Это универсальная игрушка, вещь, которая способна занять самого капризного ребенка. Ее можно использовать для рассказывания интерактивных сказок, развивать фантазию, создавать свои миры, где все можно трогать, гладить, кидать, мять и т.д., ведь это очень важно для детей, им не достаточно просто смотреть.
Игры для детей от 4 лет
Наряжаем кукол. Делаем из лоскутов наряды для кукол. Скрепляем лентами или канцелярскими скрепками.
Подбрасываем воздушный шарик. Хорошо надутый воздушный шарик подбрасываем в воздух. Указательным пальцем нужно подталкивать его вверх, не давая упасть.
Ползаем на спине. Ложимся на спину и передвигаемся по комнате, стараясь ничего не задеть.
Придумываем прически. Приносим банты, заколки и обручи для волос. Друг другу делаем необычные, фантастические прически.
Рассказываем истории. Один начинает рассказывать историю. На середине его прерывают, а следующий должен продолжить рассказ.
Рисуем музыкальные картинки. Включаем музыку. На листе бумаги рисуем разноцветные фигуры, которые ассоциируются с музыкой.
Складные картинки. Рисуем на бумаге голову, отгибаем назад и передаем другому, который рисует живот и руки и снова отгибает. Следующий дорисовывает ноги и ступни. Разворачиваем и смотрим рисунок.
Считаем очки. Бросаем по очереди игральные кости, считаем. Выигрывает тот, кто наберет больше очков. Можно нарисовать на бумаге круг фломастером и бросать над ним с небольшой высоты горошины или семечки. Считаем только те, что попали в круг!
Угадываем звуки. Один игрок закрывает глаза и пытается отгадать, кто из других игроков только что храпел, бурчал или мяукал.
Учимся прыгать. Как можно дольше пропрыгать на одной ноге. На двух ногах на месте, «задним ходом» и т.п.
Фигура-коврик. Из брюк, рубашки и ботинок выкладываем на полу фигуру. Рисуем на бумаге подходящее по размеру лицо, вырезаем и прикладываем.
Шляпки для пальцев. Из кружков клеим для каждого пальца свою остроконечную шляпку.
Щелкаем монеткой. Два игрока кладут монетку на стол и пальцем стреляют монеткой от одного к другому.
Вижу что-то, чего ты не видишь. Загадываем какую-нибудь цветную вещь в комнате. Называем цвет и просим угадать этот предмет.
Быстро соображаем. Один игрок быстро называет какое-нибудь слово. Другой тут же должен сказать, что ему в связи с этим пришло на ум. Потом меняемся ролями.
Гримируемся. Раскрашиваем лицо маминой косметикой (или гуашью, но ходим так недолго!)
Загадываем про людей. Смотрим в окно. Придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории.
Игра в привидение. Все закутываются в белые простыни и кружат по квартире, как привидения, с ужасающими звуками.
Мастерим книжку с картинками. Вырезаем картинки из каталога или журнала. Вклеиваем в тетрадь и украшаем обложку.
Играем в разбойников. Прячем в комнате несколько предметов, которые стоят на привычных местах. Вернувшиеся в комнату игроки должны угадать, что исчезло и отыскать пропажу.
Рисунки с продолжением. В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок точкой или линией. Затем ход переходит к первому игроку.
Чем занять ребенка, пока мама готовит? Игры на кухне для детей от двух лет
Игры для детей от 5 лет
Нанизываем сердца. Вырезаем сердечки из цветной бумаги. В каждом сердце проделываем отверстие и нанизываем на шнурок. Цепочку подвешиваем.
Обрисовываем руку. Руку кладем на бумагу. Карандашом обрисовываем по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами.
Рисуем человечков. Мочим палец. Затем обмакиваем его в тушь и прижимаем к бумаге. Из отпечатка рисуем человечка: дорисовываем лицо, руки и ноги.
Ставим ворота из крышечек от бутылок. Устанавливаем коридор из нескольких ворот. Для этого составляем по две крышечки друг с другом. Проталкиваем пальцем монетки через ворота.
Считаем машины. Смотрим в окно. Заключаем пари, сколько машин (или сколько машин определенного цвета или модели) за какое-то время проедут мимо дома.
Игра в ступеньки. Поднимаемся по лестнице ступенька за ступенькой. Каждой новой ступеньке придумываем имя.
Игрушечные деньги. Монеты кладем под бумагу. Мягким карандашом трем поверх монетки. Бумажные деньги вырезаем.
Качели. Один ложится на покрывало, другие поднимают его повыше и качают.
Комнатка из коробки. Из обувной картонной коробки делаем комнату. Рисуем на бумаге мебель, вырезаем и вклеиваем ее в коробку.
Кроватки из спичечных коробков. Из спичечных коробков мастерим кроватки, из бумаги вырезаем подходящие по размеру подушечки и одеяльца. Рисуем на бумаге человечков, вырезаем и укладываем в кровати.
Мастерим животных из бумаги. На плотной бумаге рисуем любых животных. Вырезаем. Приклеиваем полоску картона в качестве подставки.
Мозаика. Из бумаги вырезаем прямоугольник. Затем разрезаем его на 10 частей разной формы. Кусочки перемешиваем. Нужно снова составить прямоугольник из кусочков.
Как увлечь ребенка без дорогих игрушек? Простые и интересные идеи!
Если вашему чаду наскучили его игрушки, а на покупку новых вы пока не рассчитываете, предлагаем вам воспользоваться нашими идеями, которые не потребуют особых расходов и надолго увлекут малыша.
Дети с восторгом принимают все новое, но это не значит, что нужно каждый день покупать им очередную машинку, куклу или конструктор. Для пятилеток легко придумать увлекательное занятие с подручными средствами или совсем без них. В этой статье мы расскажем, во что поиграть с ребенком 5 лет дома.
Есть разные виды игр:
1. Сюжетно-ролевые игры
Игра — это подготовка к взрослой жизни. В домашних условиях можно примерить на себя несколько ролей, используя только то, что есть в каждом доме.
2. Подвижные игры
Дети не могут долго сидеть на одном месте. Когда сорванцам хочется порезвиться, лучше организовать подвижную игру, развивающую координацию, силу и ловкость.
3. Дидактические
Учиться новому проще в игре. Можно купить готовые наборы и игрушки, а можно использовать подручные материалы.
4. Интересные игрушки
Зачастую детям быстро надоедают дорогие коллекционные Барби и навороченные автотреки. А другие подарки используются почти каждый день и не приедаются. Покупая игрушку, взрослый должен задуматься, чему научится ребенок с ее помощью и соответствует ли она его интересам. Вот несколько игрушек, которые понравятся практически любому и займут надолго:
5. Когда руки заняты
Делая что-то по дому, родители могут придумать совместные увлекательные занятия. Пока руки работают, можно вдвоем играть со словами, придумывать загадки, вспоминать детские песенки и даже учить буквы.
Родителям нужно играть вместе с детьми, чтобы направлять их интерес в сторону полезных и познавательных занятий.
Вдохновите нас — поделитесь материалом с друзьями в соцсетях:
Чем занять ребенка дома 5, 6, 7 лет (более 70 идей)
Играя, ребенок познает окружающий мир. В 5, 6, 7 лет он уже многое знает и умеет, но задача родителей – развивать его, делать все для того, чтобы каждый новый день приносил что-то полезное.
Сегодня мы поговорим о том, чем занять ребенка дома в 5, 6, 7 лет.
Чем занять ребенка 5, 6, 7 лет девочку?
Чем занять ребенка 5, 6, 7 лет мальчика?
Мальчиков интересует все, что связано с техникой, приключениями, силой, движением. Любимые их игрушки — автомобили и самолеты, поезда, пистолеты и конструкторы. Если не знаете, чем занять ребенка 5, 6, 7 лет дома (мальчика), воспользуйтесь подборкой:
Универсальные занятия для девочки и мальчика 5, 6, 7 лет
Подвижные игры для детей дома
Даже если ребенку нужно оставаться дома, ему требуется физическая активность. Во что можно поиграть?
Как правильно организовать рабочий день ребенка дома?
• планируйте день наперед и соблюдайте режим; • обязательно обустройте дома спортивный уголок; • чередуйте активные и спокойные занятия таким образом, чтобы последние приходились на вторую половину дня; • поощряйте детскую инициативу; • приобщайте малыша к семейным и домашним делам; • превращайте обязанности в игру; • хвалите детей за старание и достигнутые результаты; • делитесь с ребенком своими знаниями, опытом и участвуйте в его играх.
Игры с детьми 5-6 лет дома подойдут веселого досуга для всей семьи.
Игры с детьми 5-6 лет дома
Игры с детьми 5-6 лет дома помогут взрослым заниматься вместе с детьми, развивая различные навыки детей: логику, находчивость, чувство юмора и тд.
Игра 1. В барыню
Суть игры состоит в том, чтобы не употреблять слова: «черный», «белый», «да», «нет». Играющие садятся друг против друга, и ведущий, выбранный по жребию, начинает речитативом:
ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!
— К нам барыня пришла, Голик принесла, Голик да веник, Сто рублей денег,
Она наказала, Строго приказала: Не смеяться, не улыбаться, Губки бантиком не делать, Черно с белым не носить, «Да» и «нет» не говорить!
— Вы поедете на бал? — Поеду, конечно. — А какое платье наденете: белое, черное? — Голубое! — Что вы, что вы: сейчас это не модно, засмеют. — Пусть засмеют! — Что с вами? Вы больны? — Нет, здорова! Ведомый попал в западню.
Указания к проведению: в эту игру играют вдвоем. Когда ведомый ошибается, играющие меняются ролями и игра продолжается.
Игра 2. «Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять (вариант) Содержание игры то же. Меняются диалоги водящего с играющими:
— Какая у тебя шляпа? — Синяя. — Как синяя? Она белая. — Зеленая. — Как зеленая? Да она вовсе черная. — Голубая. — Вот как, голубая? Шляпа-то голубая? Совершенно белая. — Нет не белая, а черная.
Ответивший так должен быть «наказан» дважды за слова «нет» и «черный». Или спрашивают так:
— Есть ли у тебя рога? — Есть. — Неужели есть? — Имею. — Так, стало быть, и хвост у тебя есть? — Хвоста не имею. — Хвоста нет, а рога есть, так кто же ты такой? — Человек. — Нет, не человек, а без хвоста животное с рогами. — Нет, человек.
И отвечающий платит фант.
Указания к проведению: в эту игру лучше играть втроем, вчетвером. Важно соблюдать правила: тот, кто произнесет запретное слово, отдает фант. После диалога водящего со всеми участниками игры фанты разыгрываются и выбирается новый водящий.
Игра 3. Воробей
Играющие называются кустарниками или деревьями, например яблоня, дуб и т. д. Водящий начинает игру, он говорит: «Чив, чив, сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню». Яблоня подхватывает: «Чив, чив, сидел воробей на яблоне, слетел воробей на …» и т. д.
Указания к проведению: минимальное количество играющих — 4 человека. Чем больше участников, тем интереснее игра.
Необходимо помнить: разговор нужно вести быстро, за медлительность и рассеянность берется фант. Фанты разыгрываются обычным порядком.
Игра 4. В птицы (вариант)
Играющие садятся в кружок, каждый называется какой-нибудь птицей. Водящий начинает игру, он говорит: «Села». Другой спрашивает: «Где?» — «На веточке. Полетела». — «Кто полетела?» — «Канарейка». — «Куда полетела?» — «К жаворонку».
Играющий жаворонка начинает диалог сначала: «Села…», а «канарейка» спрашивает.
Указания к проведению: в игре могут принять участие 3—4 человека. Правило одно: если игрок прослушает свое название, с него берут фант. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест.
Игры этого типа полезно предлагать детям с рассеянным вниманием.
Игра 5. В садовника (вариант)
Каждый играющий называется каким-нибудь цветком. Водящий, выбранный по жребию, начинает диалог:
Я садовником родился, Не на шутку рассердился, Все цветы мне надоели, Кроме… розы— раз, два, три!
После этих слов роза должна быстро вступить в диалог с садовником: «Я!» — «В чем дело?» — «Влюблена». — «В кого?» — «В тюльпан — раз, два, три!»
Указания к проведению: в игре могут принять участие 3—4 человека. Правило одно: если игрок прослушает свое название, с него берут фант. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест.
Игры этого типа полезно предлагать детям с рассеянным вниманием.
Игра 6. Тарелка кружится.
Играющие выбирают себе названия цветов. Кто-нибудь из них начинает игру — раскручивает тарелку на ребре. Водящий вызывает любой цветок, тот должен быстро отозваться, пока тарелка не упала, и «подкрутить» ее. Он становится водящим, игра продолжается.
Указания к проведению: варианты «В садовника», «Тарелка кружится» требуют большой сосредоточенности внимания. Проходят интереснее, если в них участвуют более 4 человек. Следует соблюдать правило: вступать в диалог сразу после слов «раз, два, три» («В садовника»). Кто зазевался, платит фант.
Взрослые должны показать детям, как в диалоге можно менять темп речи, отвлекая этим играющих и провоцируя их на ошибки. В игре с тарелкой фант платит тот, кто не успел ее раскрутить (тарелка упала).
Игра 7. Молчанка
Перед началом игры все участники произносят приговорку:
Первенчики, червенчики, Летали голубенчики, По свежей росе, По чужой полосе, Там чашки, орешки, Медок, сахарок — Молчок!
Можно также использовать другие приговорки:
Чок, чок, Зубы на крючок, А язык на полочку, Молчок!
Чок, чок, Зубы на крючок, Кто заговорит, Тому щелчок!
Кони, кони, мои кони. Мы сидели на балконе, Чай пили, чашки били, По-турецки говорили: Чаб-чаллби, чаб-чаллби!
Прилетели журавли И сказали всем: «Замри!» А кто первый отомрет, Тот получит шишку в лоб. Не смеяться, не болтать, А солдатиком стоять!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Водящий старается рассмешить играющих мимикой и жестами, смешными словами, прибаутками. Если кто-то рассмеется или произнесет хоть одно слово, платит водящему фант.
Указания к проведению: водящему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Разыгрывать фанты можно сразу после того, как кто-нибудь засмеется или заговорит. Это снимает напряжение, возникающее в ходе игры. ***
Игра 8. Кухня (вариант)
Указания к проведению: участников игры должно быть не менее 4 человек. Правило такое: если спрашивающий засмеется или скажет лишнее, то с него берут фант. Шутливые вопросы водящего делают игру более интересной.
Игра 9. Но зато я
Играющие становятся в круг и перебрасываются мячиком (шариком) или платком, свернутым в узелок. Бросающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов: «Я не …». Отвечающий, ловя мяч, должен ответить: «Но зато я…». Например: «Я не забываю чистить зубы по утрам». — «Но зато я не мою руки перед едой». Игрок, не успевший ответить или не поймавший мяч, платит фант.
Указания к проведению: в игре участвуют не менее 3 человек. Все фразы произносятся тоном добродушной шутки. Родители имеют возможность посмеяться вместе с детьми над их недостатками. Доброжелательный смех партнеров по игре действует сильнее, чем замечания, наказания.
Игра 10. Первый слог
Играющие образуют круг и перекидывают друг другу мяч или платок, завязанный узелком. Бросающий говорит первый слог какого-нибудь слова, а ловящий должен назвать второй слог. Можно подбирать слова и с большим количеством слогов.
Указание к проведению: в эту игру можно играть и вдвоем. Важно соблюдать правило: если кто-либо из играющих повторяет слово, уже названное ранее, платит фант. До начала игры договариваются о том, как будут составлять слова (из двух или трех слогов).
Игра 11. Холодно — горячо
Один из играющих выходит, другие прячут предмет где-нибудь тут же в комнате.
Затем приглашают водящего и предлагают найти спрятанную вещь. Во время поиска игроки предупреждают водящего: «тепло», «горячо», если он приближается к предмету; «холодно», если удаляется от него.
Предупреждать можно не только словами: тихой или громкой игрой на фортепьяно, звоном колокольчика. Когда вещь найдена, выбирается новый водящий.
Игра 12. Иголку искать
Водящий, выбранный по жребию, ищет спрятанную иголку. Чтобы облегчить поиск, один из игроков звонит в колокольчик: громче, когда водящий приближается к иголке, тише, когда он от нее удаляется.
Нашедший иголку получает право прятать ее для следующей игры, а прятавший ранее становится водящим.
Указания к проведению: в эту игру можно играть вдвоем, втроем и т. д. Она проводится, как правило, дома. Малыши с удовольствием будут искать игрушки. Прятать их лучше каждый раз на новом месте, которое легко обозначить словом, нетрудно найти. Игра не только забавляет участников, у детей можно развивать пространственные представления и их словесные обозначения. Если вы в пути, например едете в поезде, и хотите занять ребенка интересной игрой, можно прятать предмет (конфетку, носовой платок) в одежде друг друга. Когда играющих двое, прячут и ищут вещь по очереди.
Игра 13. Камешек
Играющие садятся в ряд, ладони у всех сложены вместе и лежат на коленях. Водящий с камешком в руках обходит всех и делает вид, что кладет камешек в ладони каждому. Одному из игроков он действительно кладет камешек, затем отходит в сторону и зовет: «Камешек, ко мне!» Тот, у кого камешек, подбегает и показывает. Теперь он будет водящим. Но если играющие заметили, кому положен камешек, они могут задержать игрока. В этом случае водящий не меняется.
В наши дни эта игра известна под названием «Кольцо-мальцо». Водящий зовет игрока так: «Кольцо-мальцо, выйди на крыльцо!»
Указания к проведению: минимальное количество участников — 4 человека. Водящий должен стараться положить камешек незаметно, чтобы никто не видел, у кого он. Важно помнить правило: игрок с камешком не должен выходить раньше слов «Камешек, ко мне!»
Взрослые могут создавать забавные ситуации в игре: папа старается задержать маму, в то время как камешек находится у младшего сынишки. Это обычно вызывает восторг у детей.
Игра 14. Король в плену
Двое играющих поочередно кладут руку на руку партнера, считая до девяти, затем наиболее быстрый игрок хватает медлительного и говорит: «Король в плену».
Указания к проведению: количество игроков всегда постоянно — 2 человека. Необходимо соблюдать правила: нельзя задерживать руку партнера, нельзя класть обе руки подряд. Чтобы играть было интереснее, можно изменять темп счета, то ускоряя, то замедляя его.
Игра 15. В цапки
Водящий вытягивает вперед руку ладонью вниз. Каждый игрок ставит под ладонь свой указательный палец. Водящий говорит:
Под моею крышей Собрались мыши, Заяц, белка, жаба Цап!
Под моею крышей Жили-были мыши. Чижик, котик, жаба Цап!
На горе стояли зайцы и кричали: «Прячьте пальцы!» Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен, тот выбывает из игры.
Указания к проведению: в эту игру можно играть вдвоем, втроем, вчетвером. Вначале лучше играть вдвоем с ребенком. Водящим должен быть взрослый.
Он показывает, как можно изменить темп приговорки, чтобы отвлечь играющих, перехитрить их. Когда ребенок освоится в парной игре, можно увеличить количество участников. Игра развивает быстроту реакции у детей.
Игра 16. Береги руки
Играющие сидят или стоят по кругу, вытянув руки перед собой ладонями вверх. Водящий стоит в центре. По сигналу «Берегите руки!» он старается коснуться ладони одного из игроков. Все должны быстро спрятать руки. Если водящему удается осалить кого- то из игроков, тот становится водящим. Игра повторяется.
Указания к проведению: чем больше участников игры, тем интереснее она проходит. Перед началом игроков предупреждают, что нельзя все время прятать руки. Водящий должен двигаться в различных направлениях, совершая обманные действия. Взрослые дают образец такого проведения игры. Игру можно усложнить, выбрав двух водящих.
Игра 17. В ушки
Двое играющих становятся друг против друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены к ладоням другого. Ударяют в ладоши и приговаривают:
Мама била, била, била И все папе доложила.
Папа бил, бил, бил И все бабе доложил. Баба била, била, била И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил И все сестрам доложил. Сестры били, били, били И все братьям доложили.
Братья били, били, били И в кадушку закатили, А в кадушке две лягушки. Закрывай скорее ушки!
При последних словах играющие должны быстро прикрыть ладонями свои уши. Побеждает тот, кто сделает это первым.
Указания к проведению: это парная игра. От игроков требуется не только быстрота реакции, но и внимание. В ладоши они ударяют в такт песни-приговорки, в конце которой можно изменять темп. «В ушки» играют и с двумя детьми: один наблюдает, а затем занимает место проигравшего.
Игра 18. Ладошки
Двое играющих садятся друг против друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены к ладоням другого. Один из игроков, по уговору, держит свои руки неподвижно, другой же хлопает в ладоши, потом ударяет правой ладонью по левой ладони партнера, опять хлопает в ладоши, затем левой ладонью по правой партнера до тех пор, пока не промахнется (или ошибется). Затем игроки меняются ролями.
Игра 19. Перевертышки
Игроки, постоянно чередуя хлопки в ладоши и удары ладонью о ладонь партнера, приговаривают:
О чки, чки, чки, Огуречечки! Ложки, плошки, поварешки, Перевертушки!
При последнем слове играющие прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте не остановились, повторяют игровой припев, так же чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.
Указания к проведению: это игра парная. В ней можно использовать различные приговорки, многие сочиняют сами ребята. В начале игра проводится в медленном темпе. Когда навыки детей совершенствуются, темп увеличивается.
Игра 20. Крестики
На листе бумаги или на доске чертят прямоугольник, разлиновывают его на две колонки клеточек. Двое играющих договариваются, кто на какой половине будет играть. Затем один из игроков зажимает в руке камешек и предлагает другому отгадать, в какой руке он спрятан.
Если партнер отгадал, то он ставит на своей стороне в верхней клетке крестик. Если не отгадал, то крестик на своей стороне ставит другой игрок. Выигрывает тот, кто раньше заполнит свою половину крестиками.
Игра 21. В трубочисты (вариант)
Прямоугольник расчерчивают на два ряда клеточек (по 9 в каждом). Если игрок не угадает, в какой руке камешек, в его клетку ставят букву т, потом — р, у, б и т. д. («трубочист»). Если угадает, то букву ставят в клетку партнера, а угадавший прячет камешек. Игра оканчивается, когда у кого-нибудь будет вписано все слово.
Игра 22. Крестики-нолики (вариант)
Квадрат делят на девять клеточек. Один из играющих ставит крестики, другой — нолики (по договоренности). По жребию определяют, кто начинает игру. Поставивший три своих значка в ряд по диагональной или вертикальной линии перечеркивает их и выигрывает.
Указания к проведению: в основном эти игры парные. Но игра «В трубочисты» может собрать и несколько участников. Тогда для каждого прибавляют ряд клеточек, и камешек прячут по очереди.
В игре «Крестики-нолики» взрослые дают детям образец, как разместить значки, чтобы выиграть. Сложность последнего варианта заключается в том, что, располагая значки в ряд, нужно препятствовать партнеру разместить его значки.
Игра 23. Перышко
Играющие, взявшись за руки, становятся в кружок или садятся вокруг стола. Подбросив вверх перышко (пушинку), дуют так, чтобы оно все время поддерживалось в воздухе, не падая. Если дунуть слишком сильно, перышко удаляется и им трудно управлять; если дуть слабо, перышко упадет и игра остановится. Смысл игры в том, чтобы направить перышко на кого- либо из товарищей: если оно упадет на игрока, он должен платить фант.
Указания к проведению: играть можно вдвоем, втроем, вчетвером. Кружок должен быть небольшим, чтобы дети дули на перышко не напрягаясь. Нельзя разнимать руки во время игры.