во что одевался сталин
Личные вещи Иосифа Сталина
В память о ещё одном добром грузине. И пламенном ленинце.
Сегодня праздник у ребят,
Ликует пионерия!
Сегодня в гости к нам пришел
Лаврентий Павлыч Берия!
Подобно быстрой молнии
Он входит в светлый зал,
Не зря Мингрельцем Пламенным
Сам Вождь его назвал!
Как прекрасно наше небо,
Край счастливый расцветает,
Лучезарною звездою
Друг наш Берия сияет.
От каспийских волн до Понта
Дал он знания свет горящий.
Он трудящихся любимец,
Для врагов же — меч разящий.
Всех народов закавказских
Он — учитель, друг любимый,
Дал им счастье, дал им радость
Дружбы братской, нерушимой.
Ереван, Баку, Тбилиси
Он связал любовью чистой.
Ярко светит над страною
Гений Сталина лучистый.
Не день сегодня, а феерия,
Ликует публика московская:
Открылся ГУМ, накрылся Берия,
И напечатали Чуковскую.
Цветет в Тбилиси алыча
Не для Лаврентья Палыча!
А для Климент Ефремыча
И Вячеслав Михалыча!
Лаврентий Палыч Берия
Вышел из доверия,
А товарищ Маленков
Надавал ему пинков.
Кто стучит ко мне домой?
Спрашиваю двери я.
Детка! папу позови.
Мы от дяди Берия!
Мода 1930‑х. Милитаризм, спорт, агиттекстиль
Свёртывание НЭПа, индустриализация и коллективизация, складывание культа личности неизбежно влияли не только на жизнь, но и на внешний вид советских граждан. В шумные 1920‑е допустимо было выделяться и заявлять о своём «освобождении» экстравагантным внешним видом. Но в 1930‑е годы тенденция меняется: гражданин должен быть добропорядочным, работящим и спортивным. Как это повлияло на фасоны одежды и чем советские 1930‑е отметились в истории мировой моды?
Работницы фабрики офсетной печати. Ленинград. 1934 год
Общие тенденции: костюм «винтика в системе»
Определяющим фактором во внешнем виде всё же стал не тоталитаризм. Гораздо больше на моду повлиял дефицит тканей и готовой одежды. Недостаток разнообразных и качественных материалов ощущался уже во время НЭПа, а к началу 1930‑х он вышел на пик. Упор в развитии экономики советские власти сделали на тяжёлую промышленность. Текстильные фабрики тоже активно работали и перевыполняли планы, но их производственного объёма катастрофически не хватало огромную страну.
В городах женщины носят ситцевые платья и юбки по колено и в пол. Вернулись приталенные силуэты, а стремление подражать мужчинам ушло вместе с революционными двадцатыми. Сохранились только пиджаки будто с «мужского плеча», но всё равно чуть приталенные. Женщины создают образ «благоразумных», «трудолюбивых» домохозяек и работниц.
Коммуна Смычка. Фото 1929 года
Популярные узоры: горошек, цветочек, полоски, геометрические фигуры. Символом женской моды 1930‑х можно назвать платье из крепдешина (разновидность шёлка) в мелкий цветочек. Одежду теперь не стеснялись украшать рюшами, воланами, а со второй половины десятилетия актуальной стала плиссировка. Многие продолжали шить самостоятельно. С обувью было сложнее: достать кожу получалось редко. Женщины носили туфли из прюнели (разновидность шерстяной ткани). Особой роскошью считалось приобрести духи «Красная Москва».
В мужской одежде доминирует милитаризм, схожесть с военной формой. Даже далёкие от армии мужчины носят галифе и кирзовые сапоги или ботинки на шнуровке. Чуть позже актуальны будут укороченные брюки «гольф». Наверху: косоворотки, трикотажные футболки, вязаные свитера. Почти все носили кепки. В конце десятилетия у наиболее состоятельных появилась возможность шить на заказ костюмы из твида и шерстяные пальто. Такая одежда очень ценилась, носилась годами и даже десятилетиями, передавалась между родственниками.
Москва в 1935 году
Хорошие шансы обновить гардероб новыми и качественными вещами были у стахановцев — ударных работников промышленных производств. Часто их награждали не только деньгами, но и комплектами еды и одежды. В магнитогорской газете читаем:
«Алексей Тищенко… приехал с женой Зоей в Магнитогорск в 1933 г., и все их пожитки умещались в одном самодельном чемоданчике. К 1936 г. супруги обзавелись мебелью, в том числе тахтой и гардеробом, и одеждой, включая два пальто, несколько платьев, костюмы, обувь… Его премировали охотничьим ружьём, патефоном, деньгами и мотоциклом».
Одежда в колхозах
Внешний вид людей очень зависел от места жительства. Если в городах ещё изредка была возможность купить отрез ткани или даже готовое изделие, в колхозах с одеждой было гораздо хуже. Крестьяне годами носили одну и ту же простую самошитую одежду, зачастую обходясь всего одним комплектом. Самодельные лапти оставались очень распространённой обувью, дети же преимущественно ходили босиком.
Колхоз 1930‑х годов
Колхозники не получали зарплату: они работали за трудодни. Трудодень оплачивался не деньгами, а продукцией (не каждый месяц, а по итогам года). Продавать продукцию было запрещено законом. В то же время ухитриться продать что-либо было равнозначно оставить семью без продуктов и обречь на голод.
Обед в колхозе. Фото 1930‑х годов
Пропаганда усиленно создавала образ счастливых дружных колхозов, где люди живут в достатке. Но дефицит одежды на селе был таким, что при раскулачивании «комсомольские активисты» часто забывали забрать средства производства для колхоза, но отбирали у хозяев одежду. Чтобы спасти её от грабежа, некоторые сворачивали хорошие вещи комками, оборачивали старыми тряпками, связывали в форме кукол и отдавали детям. Те играли с ними во время обысков, не привлекая лишнего внимания.
Впрочем, если в районе был магазин, большинству людей доступ туда всё равно был закрыт. Не из-за отсутствия денег, а по социальному статусу. Мог быть установлен запрет на продажу конкретного товара определённой группе населения. Например, с такими трудностями сталкивались даже работники сельсоветов. Один из них написал Калинину:
«Были в горт (городскую организацию розничной торговли. — Ред.) завезены хромовые сапоги по 40 руб. пара, я просил уступить мне одну пару, но нет, не дали, ведь они по 40 руб., это подходяще для партактива и что несмотря на то, что партактивисты имеют по паре, а некоторые и по 2 пары сапог, все же взяли себе ещё по паре, а мне, не имеющему никакой обуви, было отказано и предоставлено право брать ботинки на резиновом ходу за 45 руб.».
«Спереди — трактор, а сзади комбайн»
Тенденция размещать политическую агитацию не только на бумаге, но и на одежде появилась после Октябрьской революции. Но полную силу она набрала в начале 1930‑х годов. Так создали агиттекстиль — ткань, обычно ситец, с узорами на политическую тематику. Чаще всего текстиль «украшали» портреты вождей, серпы и молоты, лозунги и аббревиатуры (например, «Пятилетку за 4 года»), сельскохозяйственная и военная техника. Из такой ткани предполагалось шить верхнюю одежду и бельё.
Агитационный платок с Лениным Пример узора агиттекстиля
Агиттекстиль пользовался огромным спросом. Но причина не в его красоте, а в дефиците любых других тканей. Власти, кстати, не оценили агитационный порыв текстильщиков и даже усмотрели в нём «вульгаризацию» и издевательство над идеями индустриализации. В 1933 году в газете «Правда» опубликовали ехидный фельетон Григория Рыклина, высмеивающий символику и технику на тканях:
«Вот свеженький весело окрашенный ситчик… На нём нарисованы большие трактора и большие комбайны. Идёшь по улице, и твои формы плотно облегает этакий колхозный сельскохозяйственный мотивчик. Встретишь на улице одетого в такое платье — спереди трактор, сзади комбайн — сразу мобилизуешь себя на уборку и борьбу с потерями.
А вот неплохой ситец для нижнего белья. Тоже не беспредметная раскраска. Не какая-нибудь идеалистическая чушь. А целая картина — Турксиб. По желтоватому песку идет караван верблюдов. Вдали чернеется стадо баранов. А в центре несётся паровоз.
Как приятно спать в таких подштанниках. Ты спишь, а по тебе несётся паровоз. Перевернешься на другой бок — пасутся бараны. Ляжешь на живот, а сверху шествуют верблюды. Лежишь и даром времени не теряешь — знакомишься с окраинами, некогда порабощёнными царизмом. Такой научно-популярный сон».
Вскоре выпуск агиттекстиля довольно быстро свернули.
Пример узора агиттекстиля
Где шили одежду: «Красный Манчестер», «Большевичка» и ателье
Большевики очень любили Иваново: это был революционный город с 59 фабриками и почти 30 тысячами рабочих. Уже в первую русскую революцию рабочие Иванова устроили огромную стачку с требованием 8‑часового рабочего дня и достойных условий труда. До революции его иногда называли «русским Манчестером», а большевики легко переименовали в «красный». Революционную историю города активно использовали в пропаганде, иногда называя Иваново «третьей пролетарской столицей».
В 1929 году вокруг Иванова создали новый промышленный округ, куда включили Владимирскую, Костромскую, Ярославскую и Иваново-Вознесенскую губернии. Здесь жили 5 миллионов человек, почти все они работали в текстильной отрасли. Промышленный округ производил 49 % хлопчатобумажных и 77 % льняных тканей. Именно здесь, кстати, появился недопонятый агиттекстиль.
Пример узора агиттекстиля
В эти годы в Москве открылось предприятие лёгкой промышленности, работающее и сейчас — швейная фабрика «Большевичка». Её основали в 1929 году и сначала предприятие насчитывало три цеха: брючный, пиджачный и по пошиву пальто. Здесь трудились всего 250 человек. В 1930‑е годы открылся дополнительный цех кроя.
Предприятие специализировалось исключительно на мужской одежде и униформе. Например, здесь по государственному заказу пошили униформу для сотрудников метрополитена. Другие товары предприятия были доступны исключительно состоятельным гражданам, связанным с государственной властью. Костюмы «Большевички» носили дипломаты, госслужащие и партийные деятели.
Отдельного внимания заслуживают две фабрики: Мосбельё и Ленбельё. Их задачей было производство мужского и женского нижнего белья. Справлялись они с ней не слишком хорошо: изделия чаще всего были некрасивыми и не слишком удобными. Покупатели печально называли их «уродцами».
Москва в 1938 году
Состоятельные члены номенклатуры предпочитали заказывать заграничное бельё или хотя бы шить его на заказ. Предприятия не справлялись с объёмами производства, необходимыми для всей страны. Даже после выступления Фурцевой, единственной женщины в Политбюро на тот момент, смело заявившей, что «каждая советская женщина имеет право на качественный бюстгальтер», ситуация с нижним бельём не улучшилась.
Во второй половине десятилетия восстановят работу ателье. Более состоятельные горожане снова будут заказывать одежду персонально. Такие костюмы стоили дороже, чем готовые изделия, зато отличались качеством, долговечностью и посадкой по фигуре. Особенно ценились мастера, умеющие шить нижнее бельё и обувь, так как эти товары были вдвойне дефицитными.
В таких ателье часто работали портнихи, учившиеся шить ещё до революции и чудом сохранившие запас хороших тканей и фурнитуры. Они перешивали старые платья или использовали кружево и фурнитуру от них в новых платьях. Иногда они принимали заказы по почте: им присылали мерки и даже отрезы тканей. Выбор фасона заказчицы доверяли мастеру.
Маленькие партии готовой хорошей одежды распространялись через универмаги. Такие были только в крупных городах, что дополнительно увеличивало разрыв в качестве жизни столичных, провинциальных и сельских жителей.
Как одевались Сталин и партийная номенклатура
О «скромности» и непритязательности Иосифа Сталина обязательно упоминают все его поклонники. Гардероб вождя действительно не отличался богатством и разнообразием. Он состоял преимущественно из френчей, кителей и брюк с лампасами и без них.
Личные вещи Иосифа Сталина
В историческом путеводителе «Ближняя дача Сталина» упоминается двустворчатый ореховый платяной шкаф с большим зеркалом. Там хранились два кителя, несколько пар брюк на подтяжках, два серых френча с накладными карманами, плащ светло-серого цвета и пальто покроя «реглан», батистовые кальсоны, рубашки, две шляпы — серая и коричневая. Это интересный факт, потому что найти фото Сталина в шляпе весьма проблематично. Зимой он носил меховую шапку-ушанку.
Китель Иосифа Сталина Пальто Иосифа Сталина
Партийная номенклатура не разделяла аскетизм Сталина. Большинство чиновников и партийцев шили одежду на заказ или даже заказывали из-за границы. Официально это не поощрялось: не следовало в период массового дефицита одежды «раздражать» граждан дорогими нарядами. Внешне многие подражали Сталину, нося военную форму без знаков отличия. Но по факту партийцы и их семьи одевались роскошно (по советским меркам). Например, супруга Сталина Надежда Аллилуева, сноха Каменева Галина Кравченко одевались в подведомственной мастерской на Кузнецком мосту, где одежду для них шили исключительно на заказ. У наркома НКВД Генриха Ягоды было 21 пальто и 22 костюма, большая часть иностранного пошива.
Мода на физкультуру
1930‑е — время всеобщего интереса к физкультуре. Он не всегда был добровольным и часто инициировался местными партийными отделениями и профсоюзами по приказу сверху. Для каждой категории граждан в соответствии с полом и возрастом разработали нормы ГТО — список физических умений, которые требовалось выполнять на время или в определённом количестве. Сдача норм ГТО требовала регулярных тренировок, что и обусловило массовое распространение спортивного костюма.
На государственном уровне воспевались сильные спортивные фигуры и физическая выносливость, которые должны были помогать гражданам в труде. Идеалы внешнего вида советских граждан 1930‑х можно оценить на полотнах Александра Дейнеки.
Физкультурница. Художник Александр Дейнека Вратарь. Художник Александр Дейнека
Спортивную одежду шили преимущественно белого цвета. Она не отличалась разнообразием: мужчины и женщины носили почти одинаковые белые майки, шорты и тёмные трико. Ценилась функциональность, возможность двигаться без стеснения. В повседневной жизни женщины ещё не носили брюки, но находиться на стадионе в коротких шортах и даже купальниках считалось вполне уместным, даже красивым.
Звёзды кино
Во второй половине десятилетия новый бум пережили модные журналы, и наряду с образом работницы и труженицы распространяется образ горожанки — модной, с множеством украшений, тонкими бровями, яркой помадой на губах и уложенными волнами волосами.
Так выглядели Эмма Цесарская, Валентина Серова, Людмила Целиковская, Нина Алисова, Любовь Орлова, Тамара Макарова, и Татьяна Окуневская. Большинству женщин, разумеется, такой наряд был недоступен, но им подражали по средствам: выщипывая брови и крася губы красной помадой. Актрисы же в свою очередь подражали западным кинозвёздам.
Валентина Серова Нина Алисова Тамара Макарова
Опасность отличаться: были ли доносы за внешний вид и одежду?
В рассказе об эпохе тридцатых годов невозможно обойти тему репрессий. Мог ли внешний вид или какая-либо одежда стать причиной доноса? Источников, подтверждающих, чтобы когда-либо в обвинение вменялся внешний вид, нет. Но есть косвенные признаки того, что хорошая одежда становилась причиной обвинений в кулачестве.
Из записки начальника Секретно-оперативного управления ОГПУ Ефима Евдокимова Сталину о «перегибах» при коллективизации узнаём:
«Бригада, руководимая секретарем местной ячейки КП(б)У Бутенко, раздела дочь одного кулака и начала душить отца. У двух середняков имущество забиралось также без описи. Одного из них раздели, его же 12-ти летнюю дочь оставили в одной рубашке. У 17-ти летней дочери кулака бригадники, под руководством председателя КНС, сняли панталоны. Одного кулака выгнали босым на улицу, без шапки, в нижнем белье».
Десятилетие 1930‑х стало противоречивым в отношении моды. С одной стороны, дефицит тканей делал для большинства граждан хорошую одежду недоступной. Готовые изделия выпускали небольшими партиями, которые нужно было успеть купить. Шить на заказ было дорого и поэтому недоступно для большинства. Тяжелее всего было в колхозах, где годами носили один и тот же комплект самошитой одежды, а хорошая вещь могла стать поводом для обвинения в кулачестве.
С другой стороны, открывались новые предприятия лёгкой промышленности, а старые наращивали производственные обороты. Необходимость сдавать ГТО станет причиной моды на спортивную одежду. Со второй половины десятилетия ателье вернут популярность, а стремление выделяться и носить хорошую одежду станет массовым. Но возможность одеваться хорошо и разнообразно, к сожалению, была доступна только партийной номенклатуре и их семьям.
Читайте другие статьи цикла «История советской моды Виктории Мокиной»:
Мода эпохи 1930-х годов
Свёртывание НЭПа, индустриализация и коллективизация, складывание культа личности неизбежно влияли не только на жизнь, но и на внешний вид советских граждан. В шумные 1920-е допустимо было выделяться и заявлять о своём «освобождении» экстравагантным внешним видом. Но в 1930-е годы тенденция меняется: гражданин должен быть добропорядочным, работящим и спортивным. Как это повлияло на фасоны одежды, и чем советские 1930-е отметились в истории мировой моды? Работницы фабрики офсетной печати. Ленинград, 1934 год.
Общие тенденции: костюм «винтика в системе»
Определяющим фактором, повлиявшим на моду, стал дефицит тканей и готовой одежды. Недостаток разнообразных и качественных материалов ощущался уже во время НЭПа, а к началу 1930-х он вышел на пик. Упор в развитии экономики советские власти сделали на тяжёлую промышленность. Текстильные фабрики тоже активно работали и перевыполняли планы, но их производственного объёма катастрофически не хватало на огромную страну.
В городах женщины носят ситцевые платья и юбки по колено и в пол. Вернулись приталенные силуэты, а стремление подражать мужчинам ушло вместе с революционными двадцатыми. Сохранились только пиджаки будто с «мужского плеча», но всё равно чуть приталенные.
Популярные узоры: горошек, цветочек, полоски, геометрические фигуры. Символом женской моды 1930-х можно назвать платье из крепдешина (разновидность шёлка) в мелкий цветочек. Одежду теперь не стеснялись украшать рюшами, воланами, а со второй половины десятилетия актуальной стала плиссировка. Многие продолжали шить самостоятельно. С обувью было сложнее: достать кожу получалось редко. Женщины носили туфли из прюнели (разновидность шерстяной ткани). Особой роскошью считалось приобрести духи «Красная Москва».
В мужской одежде доминирует милитаризм, схожесть с военной формой. Даже далёкие от армии мужчины носят галифе и кирзовые сапоги или ботинки на шнуровке. Чуть позже актуальны будут укороченные брюки «гольф». Наверху: косоворотки, трикотажные футболки, вязаные свитера. Почти все носили кепки. В конце десятилетия у наиболее состоятельных появилась возможность шить на заказ костюмы из твида и шерстяные пальто. Такая одежда очень ценилась, носилась годами и даже десятилетиями, передавалась между родственниками. Москва в 1935 году.
Хорошие шансы обновить гардероб новыми и качественными вещами были у стахановцев – ударных работников промышленных производств. Часто их награждали не только деньгами, но комплектами еды и одежды. В магнитогорской газете читаем:
« Алексей Тищенко… приехал с женой Зоей в Магнитогорск в 1933 г., и все их пожитки умещались в одном самодельном чемоданчике. К 1936 г. супруги обзавелись мебелью, в том числе тахтой и гардеробом, и одеждой, включая два пальто, несколько платьев, костюмы, обувь… Его премировали охотничьим ружьем, патефоном, деньгами и мотоциклом».
Одежда в колхозах Колхоз 1930-х годов.
Внешний вид людей очень зависел от места жительства. Если в городах ещё изредка была возможность купить отрез ткани или даже готовое изделие, в колхозах с одеждой было гораздо хуже. Крестьяне годами носили одну и ту же простую самошитую одежду, зачастую обходясь всего одним комплектом. Самодельные лапти оставались очень распространённой обувью, дети преимущественно ходили босиком. Обед в колхозе. Фото 1930-х годов.
Если в районе был магазин, большинству людей доступ туда всё равно был закрыт. Не из-за отсутствия денег, а по социальному статусу. Мог быть установлен запрет на продажу конкретного товара определённой группе населения. Например, с такими трудностями сталкивались даже работники сельсоветов. Один из них написал Калинину:
« Были в горт (городскую организацию розничной торговли. – Ред.) завезены хромовые сапоги по 40 руб. пара, я просил уступить мне одну пару, но нет, не дали, ведь они по 40 руб., это подходяще для партактива и что несмотря на то, что партактивисты имеют по паре, а некоторые и по 2 пары сапог, все же взяли себе ещё по паре, а мне, не имеющему никакой обуви, было отказано и предоставлено право брать ботинки на резиновом ходу за 45 руб.».
«Спереди – трактор, а сзади комбайн» А гитационный платок с Лениным.
Тенденция размещать политическую агитацию не только на бумаге, но и на одежде появилась после Октябрьской революции. Но полную силу она набрала в начале 1930-х годов. Так создали агиттекстиль – ткань, обычно ситец, с узорами на политическую тематику. Чаще всего текстиль «украшали» портреты вождей, серпы и молоты, лозунги и аббревиатуры (например, «Пятилетку за 4 года»), сельскохозяйственная и военная техника. Из такой ткани предполагалось шить верхнюю одежду и бельё. Пример узора агиттекстиля.
Агиттекстиль пользовался огромным спросом. Но причина не в его красоте, а в дефиците любых других тканей. Власти, кстати, не оценили агитационный порыв текстильщиков и даже усмотрели в нём «вульгаризацию» и издевательство над идеями индустриализации. В 1933 году в газете «Правда» опубликовали ехидный фельетон Григория Рыклина, высмеивающий символику и технику на тканях:
« Вот свеженький весело окрашенный ситчик… На нём нарисованы большие трактора и большие комбайны. Идёшь по улице, и твои формы плотно облегает этакий колхозный сельскохозяйственный мотивчик. Встретишь на улице одетого в такое платье – спереди трактор, сзади комбайн – сразу мобилизуешь себя на уборку и борьбу с потерями.
А вот неплохой ситец для нижнего белья. Тоже не беспредметная раскраска. Не какая-нибудь идеалистическая чушь. А целая картина – Турксиб. По желтоватому песку идет караван верблюдов. Вдали чернеется стадо баранов. А в центре несётся паровоз.
Как приятно спать в таких подштанниках. Ты спишь, а по тебе несётся паровоз. Перевернешься на другой бок – пасутся бараны. Ляжешь на живот, а сверху шествуют верблюды. Лежишь и даром времени не теряешь – знакомишься с окраинами, некогда порабощёнными царизмом. Такой научно-популярный сон».
Вскоре выпуск агиттекстиля довольно быстро свернули. Пример узора агиттекстиля.
Где шили одежду: «Красный Манчестер», «Большевичка» и ателье
Большевики очень любили Иваново: это был революционный город с 59 фабриками и почти 30 тысячами рабочих. Уже в первую русскую революцию рабочие Иванова устроили огромную стачку с требованием 8-часового рабочего дня и достойных условий труда. До революции его иногда называли «русским Манчестером», а большевики легко переименовали в «красный». Революционную историю города активно использовали в пропаганде, иногда называя Иваново «третьей пролетарской столицей».
В 1929 году вокруг Иванова создали новый промышленный округ, куда включили Владимирскую, Костромскую, Ярославскую и Иваново-Вознесенскую губернии. Здесь жили 5 миллионов человек, почти все они работали в текстильной отрасли. Промышленный округ производил 49% хлопчатобумажных и 77% льняных тканей. Именно здесь, кстати, появился недопонятый агиттекстиль. Пример узора агиттекстиля.
В эти годы в Москве открылось предприятие лёгкой промышленности, работающее и сейчас – швейная фабрика «Большевичка». Её основали в 1929 году, и сначала предприятие насчитывало три цеха: брючный, пиджачный и по пошиву пальто. Здесь трудились всего 250 человек. В 1930-е годы открылся дополнительный цех кроя.
Предприятие специализировалось исключительно на мужской одежде и униформе. Например, здесь по государственному заказу пошили униформу для сотрудников метрополитена. Другие товары предприятия были доступны исключительно состоятельным гражданам, связанным с государственной властью. Костюмы «Большевички» носили дипломаты, госслужащие и партийные деятели.
Отдельного внимания заслуживают две фабрики: Мосбельё и Ленбельё. Их задачей было производство мужского и женского нижнего белья. Справлялись они с ней не слишком хорошо: изделия чаще всего были некрасивыми и не слишком удобными. Покупатели печально называли их «уродцами». Москва в 1938 году.
Состоятельные члены номенклатуры предпочитали заказывать заграничное бельё или хотя бы шить его на заказ. Предприятия не справлялись с объёмами производства, необходимыми для всей страны. Даже после выступления Фурцевой, единственной женщины в Политбюро на тот момент, смело заявившей, что «каждая советская женщина имеет право на качественный бюстгальтер», ситуация с нижним бельём не улучшилась.
Во второй половине десятилетия восстановят работу ателье. Более состоятельные горожане снова будут заказывать одежду персонально. Такие костюмы стоили дороже, чем готовые изделия, зато отличались качеством, долговечностью и посадкой по фигуре. Особенно ценились мастера, умеющие шить нижнее бельё и обувь, так как эти товары были вдвойне дефицитными.
В таких ателье часто работали портнихи, учившиеся шить ещё до революции и чудом сохранившие запас хороших тканей и фурнитуры. Они перешивали старые платья или использовали кружево и фурнитуру от них в новых платьях. Иногда они принимали заказы по почте: им присылали мерки и даже отрезы тканей. Выбор фасона заказчицы доверяли мастеру.
Маленькие партии готовой хорошей одежды распространялись через универмаги. Такие были только в крупных городах, что дополнительно увеличивало разрыв в качестве жизни столичных, провинциальных и сельских жителей.
Как одевались Сталин и партийная номенклатура Личные вещи Иосифа Сталина
О «скромности» и непритязательности Иосифа Сталина обязательно упоминают все его поклонники. Гардероб вождя действительно не отличался богатством и разнообразием. Он состоял преимущественно из френчей, кителей и брюк с лампасами и без них.
В историческом путеводителе «Ближняя дача Сталина» упоминается двустворчатый ореховый платяной шкаф с большим зеркалом. Там хранились два кителя, несколько пар брюк на подтяжках, два серых френча с накладными карманами, плащ светло-серого цвета и пальто покроя «реглан», батистовые кальсоны, рубашки, две шляпы – серая и коричневая. Это интересный факт, потому что найти фото Сталина в шляпе весьма проблематично. Зимой он носил меховую шапку-ушанку. Китель Иосифа Сталина. Пальто Иосифа Сталина.
Партийная номенклатура не разделяла аскетизм Сталина. Большинство чиновников и партийцев шили одежду на заказ или даже заказывали из-за границы. Официально это не поощрялось: не следовало в период массового дефицита одежды «раздражать» граждан дорогими нарядами. Внешне многие подражали Сталину, нося военную форму без знаков отличия. Но по факту партийцы и их семьи одевались роскошно (по советским меркам). Например, супруга Сталина Надежда Аллилуева, сноха Каменева Галина Кравченко одевались в подведомственной мастерской на Кузнецком мосту, где одежду для них шили исключительно на заказ. У наркома НКВД Генриха Ягоды было 21 пальто и 22 костюма, большая часть иностранного пошива.
Мода на физкультуру Парад на Тверской улице в Москве. Знаменосцы отряда пловцов. Ленинград, 1930 год.
1930-е – время всеобщего интереса к физкультуре. Он часто инициировался местными партийными отделениями и профсоюзами по приказу сверху. Для каждой категории граждан в соответствии с полом и возрастом разработали нормы ГТО – список физических умений, которые требовалось выполнять на время или в определённом количестве. Сдача норм ГТО требовала регулярных тренировок, что и обусловило массовое распространение спортивного костюма.
На государственном уровне воспевались сильные спортивные фигуры и физическая выносливость, которые должны были помогать гражданам в труде. Идеалы внешнего вида советских граждан 1930-х можно оценить на полотнах Александра Дейнеки. Физкультурница. Художник Александр Дейнека. Вратарь. Художник Александр Дейнека.
Спортивную одежду шили преимущественно белого цвета. Она не отличалась разнообразием: мужчины и женщины носили почти одинаковые белые майки, шорты и тёмные трико. Ценилась функциональность, возможность двигаться без стеснения. В повседневной жизни женщины ещё не носили брюки, но находиться на стадионе в коротких шортах и даже купальниках считалось вполне уместным, даже красивым.
Звёзды кино Любовь Орлова
Во второй половине десятилетия новый бум пережили модные журналы, и наряду с образом работницы и труженицы распространяется образ горожанки – модной, с множеством украшений, тонкими бровями, яркой помадой на губах и уложенными волнами волосами.
Так выглядели Эмма Цесарская, Валентина Серова, Людмила Целиковская, Нина Алисова, Любовь Орлова, Тамара Макарова, и Татьяна Окуневская. Большинству женщин, разумеется, такой наряд был недоступен, но им подражали по средствам: выщипывая брови и крася губы красной помадой. Актрисы же в свою очередь подражали западным кинозвёздам.
Валентина СероваНина АлисоваТамара Макарова
Опасность отличаться: были ли доносы за внешний вид и одежду?
Мог ли внешний вид или какая-либо одежда стать причиной доноса? Источников, подтверждающих, чтобы когда-либо в обвинение вменялся внешний вид, нет. Но есть косвенные признаки того, что хорошая одежда становилась причиной обвинений в кулачестве.
Из записки начальника Секретно-оперативного управления ОГПУ Ефима Евдокимова Сталину о «перегибах» при коллективизации узнаём:
« Бригада, руководимая секретарем местной ячейки КП(б)У Бутенко, раздела дочь одного кулака и начала душить отца. У двух середняков имущество забиралось также без описи. Одного из них раздели, его же 12-ти летнюю дочь оставили в одной рубашке. У 17-ти летней дочери кулака бригадники, под руководством председателя КНС, сняли панталоны. Одного кулака выгнали босым на улицу, без шапки, в нижнем белье».
Праздник столичного студенчества.
Десятилетие 1930-х стало противоречивым в отношении моды. С одной стороны, дефицит тканей делал для большинства граждан хорошую одежду недоступной. Готовые изделия выпускали небольшими партиями, которые нужно было успеть купить. Шить на заказ было дорого и поэтому недоступно для большинства. Тяжелее всего было в колхозах, где годами носили один и тот же комплект самошитой одежды, а хорошая вещь могла стать поводом для обвинения в кулачестве.
С другой стороны, открывались новые предприятия лёгкой промышленности, а старые наращивали производственные обороты. Необходимость сдавать ГТО станет причиной моды на спортивную одежду. Со второй половины десятилетия ателье вернут популярность, а стремление выделяться и носить хорошую одежду станет массовым.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов