во что одевались в старину
Презентация по русскому родному языку в 1 классе на тему «Во что одевались в старину».
Описание презентации по отдельным слайдам:
учитель начальных классов МБОУСОШ №2 села Доброе имени М.И.Третьяковой Татаринова Валентина Александровна Выполнила:
РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ «Во что одевались в старину»
Отгадайте загадки. Есть ли в них слова, которые тебе не очень понятны? Сам алый, сахарный, Кафтан зелёный, бархатный. арбуз
Отгадайте загадки. Есть ли в них слова, которые тебе не очень понятны? Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. капуста
Отгадайте загадки. Есть ли в них слова, которые тебе не очень понятны? С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Лыко дерёт, А лаптей не плетёт. козёл
петух Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, Важная походка. Раньше всех встаёт, Голосисто поёт Отгадайте загадки. Есть ли в них слова, которые тебе не очень понятны?
воробей Отгадайте загадки. Есть ли в них слова, которые тебе не очень понятны? Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает.
Отгадайте загадки. Есть ли в них слова, которые тебе не очень понятны? В белом сарафане Встала на поляне, Летели синицы, Сели на косицы. берёза
Знаешь ли ты, что такое кафтан, рубаха, армяк, лапти? Сейчас мы уже не употребляем некоторые из этих слов. А в загадках они встречаются, потому что эти загадки придуманы очень давно, когда люди одевались по-другому.
Изменения в жизни людей отражаются в языке. Люди перестают во что-то одеваться, чем-то пользоваться, и слова, которые называли эти предметы, употребляются всё реже. А иногда слово остаётся, но меняется его значение, потому что изменился предмет, который был назван этим словом.
2.Послушай или прочитай самостоятельно. Назови слова, которые ты слышишь впервые.
Чем современная мужская рубашка отличается от старинной мужской рубахи?
3. Прочитай. Как ты думаешь, где можно встретить такое предложение? Все ли слова тебе понятны? Попробуй описать одежду. Надел молодец кафтан, разноцветным кушаком подпоясался и вышел в чисто поле.
4. В левом столбике прочитай слова, называющщие старинную одежду или обувь. В правом столбике – слова, которые называют привычную нам одежду или обувь. Расскажи, что мы сейчас носим вместо кафтана, рубахи, лаптей. кафтан мужская рубаха женская рубаха лапти рубашка ботинки, туфли пальто блузка
Тебе хорошо известно слово сарафан. Менялись ли со временем предметы, которые называют это слово?
Послушай фрагмент сказки. Представь себе то, что увидел старик, вернувшись от золотой рыбки. Найди слова, называющие одежду, которую мы теперь не носим. Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. (А.Пушкин)
Из истории языка 1. Душегрея – короткая тёплая кофта, часто без рукавов. Надевалась поверх сарафана и рубахи. 2. Кичка (кика) – женский головной убор.
Из истории языка Кокошник – нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью.
6. Прочитай. Удалось ли тебе представить то, что описывает автор? С кем он сравнивает девушек? Все ли девушки одинаково красивы? Спиши последнее предложение. Поставь в словах знак ударения.
Найди рисунок, который точно соответствует тексту.
Какую часть женского костюма напоминает это украшение на здании?
7. Тебе знакома сказка «Царевна-Лягушка»? Рассмотри картину Виктора Михайловича Васнецова с таким же названием. Послушай описание того, что мы видим на этой картине. Какой момент сказки изобразил художник?
Попробуй самостоятельно рассказать о том, что изображено на картине В.М.Васнецова. Можешь опираться на предложенный услышанный текст.
8. Рассмотрите картины. Попробуйте вспомнить слова, называющие русскую одежду, и рассказать, что они означают. Выберите одну из картин и составьте описание одежды людей, изображённых на этой картине. К.Е.Маковский. У околицы. К.В. Лебедев. Пляска.
ОЦЕНИ СВОЁ НАСТРОЕНИЕ НА УРОКЕ
Интернет-источники: Фон, картинки, учитель, доска, сканированные страницы учебного пособия Подготовила : учитель начальных классов МБОУСОШ №2 села Доброе имени М.И.Третьяковой Татаринова Валентина Александровна Александрова Ольга Макаровна Вербицкая Людмила Алексеевна Богданов Сергей Игоревич Казакова Елена Ивановна Кузнецова Марина Ивановна Петленко Лидия Владимировна Романова Владислава Юрьевна Авторы: Завершить показ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Автор (фамилия, имя, отчество полностью)загружаемого материла
Татаринова Валентина Александровна
2.Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность
МБОУСОШ №2 села Доброе имени М.И. Третьяковой, учитель начальных классов
Русский родной язык
Презентация по русскому родному языку в 1 классе на тему: «Во что одевались в старину».
6.Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)
Дидактический материал – презентация
7.УМК, авторы образовательной программы
8.Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)
Цель: познакомить учащихся с видами одежды в прошлом и настоящем, их названиями.
Задачи: Расширить кругозор детей, пополнить словарный запас слов, познакомить со словами: кафтан, рубаха, армяк, лапти, сарафан, косоворотка, кушак, понёва, душегрея, кичка, кокошник. Воспитывать любовь к родному русскому языку.
9.Среда, редактор, в котором выполнен продукт
Microsoft PowerPoint 2010
10.Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)
Разработка ориентирована на использование на предметных уроках по родному русскому языку в 1 классе.
11.Краткое описание, методические рекомендации по использованию
Работа с презентацией осуществляется по управляющим кнопкам – переход на следующий слайд.
12.Список используемых источников
Номер материала: ДБ-1099901
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как одевались древние славяне?
На Руси одежда была неотъемлемым атрибутом быта: суровый климат диктовал свои условия выживания. Первобытные люди кутались в шкуры животных. Позже из обработанного меха начали шить верхнюю одежду. В 7 веке для начали ткать полотно, для его изготовления использовали лен и коноплю. Еще один сырьем для изготовления одежды была овечья шерсть, ее пряли на веретенах. Ткачество и сучение шерсти было одним из основных занятие девушек и женщин.
Женская одежда на Руси
Одежда древней Руси легла в основу национального русского костюма. Крой одежды отличался простотой и лаконичностью. Крестьяне изготавливали одежду из домотканых тканей, а знатные дамы предпочитали заморский шелк.
Женщины на руси одевались просто: длинная рубаха из холста порой доходившая до голени, рукава непременно длинные. Сорочку принято было украшать вышивкой около круглого ворота. Узоры и орнаменты вышивки отличались в каждом регионе Руси, самые популярные цвета орнаментов — красный и синий. Поверх сорочки надевали запону, внешне она походила на широкую ленту с вырезом для головы. Запона прикрывала спину и грудь женщины. Замужние дамы поверх сорочки надевали поневу — аналог современной юбки с завязкой на талии, голову покрывали платком — повойником.
На зиму шили кожухи — национальная одежда из шкуры животного вывернутого мехом внутрь. Второй зимней одеждой был тулуп, шили его из овечьей шерсти.
Одежда крестьян и высшего сословия шилась по аналогичной схеме. Отличие было лишь в материале и отделке. Богатым женщинам были доступны костяные пуговицы, броши, атласные ленты. Зимнюю одежду шили из меха пушных зверей — лиса, бобер, песец. Шубы стоили очень дорого и позволить их себе могли лишь титулованные особы.
Мужская одежда на Руси
Мужчины, как и женщины, носили рубахи. Кроили их на запах или из цельнокроеного полотна. Ворота на рубахе не было, а горловину нарядной рубахи украшали полоской вышитого орнамента. Штаны шили очень широкими, как шаровары, их подпоясывали на талии, щиколотках и под коленом, для этого использовали тесьму или железные ободки, что практичнее.
Штанины использовали как карманы. Мужчины высшего сословия носили две пары штанов, одни исподние, и вторые шаровары. В 12 веке в моду вошли косоворотки. Зимой мужчины так же как и женщины носили тулупы и кожухи.
Свадебные русские наряды
Одежда на свадьбу имела сакральный смысл. Белое венчальное платье вошло в моду в 17 веке, а до того венчальное платье старались украсить большим количеством красной вышивки. Красный цвет на Руси ассоциировался с красотой, богатством и плодородием. Вышивать свадебные рубахи начинали задолго до торжества. Юная невеста могла корпеть над вышивкой не один месяц. Помимо рубахи на невесту надевали сарафан, а на голову ленты украшенные бисером. Чем больше было украшений на наряде, тем выше в обществе была семья невесты. Зимой обязательно надевали меховую шубу.
Наряд жениха был скромнее — рубаха из отбеленного льна с вышивкой и штаны. В карман на удачу клали ситцевый платок. В разных частях Руси использовали уникальные детали в костюмах жениха и невесты. Отличались не только узоры вышивки, но и цветовая гамма костюмов, качество ткани, ее цвет.
Особенности одежды на руси
Как одевались на Древней Руси? Наши предки жили в мире мистическом, преисполненном своеобразных верований и традиций. Особенно ярким отражением представлений народа об устройстве мира и моральных устоях является традиционный костюм, сопровождающий человека на всех этапах его жизни. Как же был устроен быт древней Руси, и чем отличались наряды ее жителей?
О древней Руси современная наука знает так много и одновременно так мало: до сих пор доподлинно неизвестно, откуда и как прибыли прародители славян, образовавшие позднее русское государство, многие детали их традиций и верований. И все же, археологические находки дают нам возможность погрузиться в быт далеких предков.
Сейчас, говоря о национальном русском наряде, большинство людей представляют себе женщину в сарафане с кокошником или же мужчину в косоворотке с балалайкой. Конечно, такое мнение также имеет право на жизнь, однако действительность значительно шире и глубже, ведь история и особенности традиционных костюмов тесно взаимосвязаны с представлением народа о мироустройстве, нормах морали и религиозных взглядах, которые были тесно переплетены между собой в сознаниях наших праотцов.
Особенности русского национального костюма
В силу определенного географического положения и верований жителей древней Руси, привычная для них одежда имела ряд особых узнаваемых характеристик:
Многослойность, что логично в наших климатических условиях. И мужской, и женский наряды состояли из нескольких элементов, которые надевались один поверх другого и могли сочетаться между собой в зависимости от сезона;Свободный крой вещей;Активное использование оберегов и других «защитных» элементов в декоре одежды;Применение натуральных материалов и красителей, народная любовь к красному цвету («красный, – значит, красивый»);Наличие обязательных элементов – пояса и головного убора, рознящихся в зависимости от статуса персоны.
Это общие характеристики для большей части территорий, которые сейчас принято причислять к древней Руси. Тем не менее, в каждой из областей были свои особенности, о которых мы поговорим далее.
Женский традиционный наряд
Особое внимание при выборе одежды отводилось социальному статусу женщины. Так наряд девочки (еще не «уронившей первую кровь»), девушки (незамужней) и женщины имел значительные отличия, за исключением рубахи, которая традиционно имела длину до ступней и покрывалась сверху особенными элементами. Детский комплект вещей, чаще всего, был упрощенной копией взрослого, а вот вариант для незамужней и замужней дамы могли полностью разниться между собой.
Девушки, чаще всего, носили запону, — прямоугольный отрез ткани, складывающийся пополам, с отверстием для головы. Мужние жены надевали поневу, — запахивающуюся вокруг тела юбку, подвязанную шнурком-гашником.
Особое внимание уделялось прическе и головному убору: свободная девушка заплетала одну косу и могла показывать волосы посторонним людям, а мужняя жена – две косы, обычно уложенные на голове наподобие венца. Традиционно замужняя женщина покрывала голову платком или другим головным убором (платок, повойник, кика, убрус). Интересно, что лента, вплетенная в косу у девушки, символизировала совершившийся выбор жениха и сигнализировала о скорой свадьбе.
Зимняя женская одежда дополнялась более теплыми элементами, в зависимости от области это могли быть шубейки (праздничный вариант из парчи), опашни (длинный элемент наряда из сукна), душегреи (универсальный предмет одежды, вне зависимости от социального статуса обладательницы) и, конечно же, шубы. Также женщины утеплялись в холодное время года, надевая шерстяные чулки.
Мужской костюм
Основой мужского наряда также была рубаха, но меньшей длины – примерно до колен, — в сочетании с портами – длинными штанами, которые подвязывали гашником. Простые люди в любое время года довольствовались холщовыми рубахами (часто надевая одну поверх другой), знатные также использовали специальную «верхнюю» рубаху, которая имела расширяющийся к низу крой.
Поверх рубахи надевался так называемый «зипун» – условно домашний предмет одежды, а уже затем – всем известный кафтан.
Зимой для защиты от мороза мужчины всех сословий использовали свиту – это верхняя одежда, утепляемая в зависимости от географического положения, — для средней полосы России характерно было «подбивать» свиту мехом. Интересно, что знаменитую «калиту», т.е. кошелек, мужчины носили обычно поверх одежды, подвязывая его к свите.
Представители воинского сословия также носили кольчугу или, более экономный вариант, куяк (кожаная накидка с металлическими нашивками).
Обувь
Большинство наших предков носили лапти, которые сами же и плели из бересты, предварительно обматывая ноги онучами, или же сапожки. Материалом для сапог обычно служили сафьян или кожа (из-за чего они были достаточно дороги в производстве), поэтому позволить себе такую роскошь могли далеко не каждый мужчина или женщина. Сапоги, как определенный предмет роскоши, часто богато декорировались.
Вышивка и обереги
Особое внимание жители древней Руси уделяли защите от нежелательного влияния. Женщины вышивали узоры на одежде своими руками, обращаясь к богам с определенными просьбами, а вид, форма и цвет вышивки несли в себе особое сакральное значение.
Традиционно вышивка размещалась на краях одежды (по линии ворота, рукавов, подола) для защиты от сил зла. Обычно в детской одежде использовались красные нитки, в то время как для взрослых людей они могли разниться: так женщины могли добавлять к красному черный цвет для защиты от бесплодия, в мужской наряд – синий и зеленый, для оберега против гибели. Кроме того, особое внимание уделялось «родовым цветам», которые присутствовали в одежде представителей одной семьи.
Особое внимание наши далекие предки уделяли поясу – этот элемент одежды считался обязательным, имел глубокое значение, и более того, появиться на публике «распоясанным» было глубочайшим бесчестьем (отсюда, кстати, пошло выражение «распоясаться» — стать распущенным, недисциплинированным). Пояс служил защитой от «нечистой» силы, не давал ей приблизиться к телу человека, а также обладал оздоравливающими и «плодотворящими» свойствами, — недаром в традиционной свадебной церемонии жениха с невестой связывали кушаком для закрепления брака.
Также важными элементами для сохранения здоровья, жизненной силы и привлечения милости богов славянского пантеона являлись обереги. В зависимости от области они могли быть различными, представители обоих полов носили их на поясе и шее, женщины также использовали височные кольца. Обычно количество оберегов у женщины было больше, чем у мужчины, отсюда следует любовь современных представительниц прекрасного пола к украшениям.
Традиционно женские обереги помогали в продолжении рода и его сохранении, а мужские отвечали за удачу в охоте и сражениях.
В дохристианские времени обереги чаще всего изготавливала «большуха» — старшая женщина рода, после самыми сильными амулетами стали считаться изготовленные руками жены.
Как следует из вышесказанного, наши далекие предки жили в мире мистическом, преисполненном своеобразных верований, представлений, угроз и моральных принципов. Неудивительно, что одежда, которая сейчас является для нас просто утилитарным предметом или, как максимум, средством самовыражения, имела для них значительно более серьезное значение, меняясь вместе с человеком – от рождения до самой смерти. Более того, посмотрев на наряд, можно было составить представление о географическом месте проживания, жизненном пути и статусе конкретной персоны. И даже сейчас, через сотни лет, основываясь на элементах костюма наших предшественников, можно делать выводы и глубже понимать реалии того времени.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Старинная одежда русской знати по своему покрою в общем имела сходство с одеждой людей низшего класса, хотя сильно отличалась по качеству материала и отделке. Тело облегала широкая, не доходившая до колен рубаха из простого холста или шелка, смотря по достатку хозяина. У нарядной рубахи, обычно красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками, вверху пристегивался серебряными или золотыми пуговицами богато украшенный воротник (он назывался «ожерельем»).
В простых, дешевых рубахах пуговицы были медными или заменялись запонками с петлями. Рубаха выпускалась поверх исподнего платья. На ноги надевались короткие порты или штаны без разреза, но с узлом, позволявшим стянуть или расширить их в поясе по желанию, и с карманами (зепью). Штаны шились из тафты, шелка, сукна, а также из грубой шерстяной ткани или холста.
Поверх рубахи и штанов надевался узкий безрукавный зипун из шелка, тафты или крашенины, с пристегнутым узким маленьким воротником (обнизью). Зипун доходил до колен и служил обычно домашней одеждой.
Обыкновенным и распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун, являлся кафтан с достигавшими до пят рукавами, которые собирались в складки, так что концы рукавов могли заменять перчатки, а в зимнее время служить муфтой. Спереди кафтана вдоль разреза по обеим его сторонам делались нашивки с завязками для застегивания. Материалом для кафтана служили бархат, атлас, камка, тафта, мухояр (бухарская бумажная ткань) или простая крашенина. В нарядных кафтанах за стоячим воротником прикреплялось иногда жемчужное ожерелье, а к краям рукавов пристегивалось украшенное золотым шитьем и жемчугом: «запястье»; полы обшивались тесьмой с кружевом, расшитым серебром или золотом. «Турские» кафтаны без воротника, имевшие застежки только на левом боку и у шеи, отличались по своему покрою от «становых» кафтанов с перехватом посередине и с застежками на пуговицах. Среди кафтанов различали по их назначению: столовые, ездовые, дождевые, «смирные» (траурные). Зимние кафтаны, сделанные на меху, назывались «кожухами».
На зипун надевалась иногда «ферязь» (ферезь), которая представляла собой верхнюю одежду без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; она застегивалась спереди пуговицами или завязками. Зимние ферязи делались на меху, а летние — на простой подкладке. Зимой под кафтан надевали иногда безрукавные ферязи. Нарядные ферязи шились из бархата, атласа, тафты, камки, сукна и украшались серебряным кружевом.
К накидной одежде, которая надевалась при выходе из дома, относились однорядка, охабень, опашень, япанча, шуба и др.
Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками, — делалась обычно из сукна и других шерстяных тканей; осенью и в ненастье ее носили и в рукава и внакидку. На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами. Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь») и внакидку. Безрукавная япанча (епанча) представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная япанча из грубого сукна или верблюжьей шерсти отличалась от нарядной япанчи из хорошей материи, подбитой мехом.
Самой нарядной одеждой считалась меховая шуба. Ее не только надевали, выходя на мороз, но обычай позволял хозяевам сидеть в шубах даже во время приема гостей. Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху. Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обьярью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце. «Русские» шубы имели отложной меховой воротник. «Польские» шубы шились с узеньким воротом, с меховыми обшлагами и застегивались у шеи только запоною (двойной металлической пуговкой).
Для пошивки мужской одежды часто употреблялись заграничные привозные материи, причем предпочитались яркие цвета, особенно «червчатый» (багряный). Наиболее нарядной считалась цветная одежда, которую надевали в торжественных случаях. Одежду, вышитую золотом, могли носить только бояре и думные люди. Нашивки всегда делались из материи иного цвета, чем сама одежда, и у богатых людей украшались жемчугом и драгоценными камнями. Простая одежда застегивалась обычно оловянными или шелковыми пуговицами. Ходить без пояса считалось неприличным; у знати пояса были богато украшены и достигали иногда в длину нескольких аршин.
Что касается обуви, то самой дешевой являлись лапти из бересты или лыка и башмаки, сплетавшиеся из лозовых прутьев; для обвертывания ног применяли онучи из куска холста или другой ткани. В зажиточной среде обувью служили башмаки, чоботы и ичетыги (ичеги) из юфти или сафьяна, чаще всего красного и желтого цвета.
Чоботы походили на глубокий башмак с высоким каблуком и загнутым кверху острым носком. Нарядные башмаки и чоботы шились из атласа и бархата разных цветов, украшались вышивкой из шелка и золотых и серебряных нитей, унизывались жемчугом. Нарядные сапоги являлись обувью знати, делались из цветной кожи и сафьяна, а позднее — из бархата и атласа; подошвы подбивались серебряными гвоздями, а высокие каблуки — серебряными подковами. Ичетыги представляли собой мягкие сафьяновые сапоги.
При нарядной обуви на ноги надевали шерстяные или шелковые чулки.
Кафтан с воротником-козырем
Русские шапки были разнообразны, и форма их имела свое значение в быту. Макушку головы прикрывали тафьей, маленькой шапочкой, сделанной из сафьяна, атласа, бархата или парчи, иногда богато украшенной. Распространенным головным убором являлся колпак с продольным разрезом спереди и сзади. Менее зажиточные люди носили суконные и войлочные колпаки; зимой их подбивали дешевым мехом. Нарядные колпаки делались обыкновенно из белого атласа. Бояре, дворяне и дьяки в обыкновенные дни надевали низкие шапки четырехугольной формы с «околом» вокруг шапки из меха черно-бурой лисицы, соболя или бобра; зимой такие шапки подбивались мехом. Только князья и бояре имели право носить высокие «горлатные» шапки из дорогих мехов (взятых с горла пушного зверя) с суконным верхом; по своей форме они несколько расширялись кверху. В торжественных случаях бояре надевали на себя и тафью, и колпак, и горлатную шапку. Носовой платок принято было хранить в шапке, которую, находясь в гостях, держали в руках.
В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами, которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. «Холодные» рукавицы вязались из шерсти или шелка. Запястья у нарядных рукавиц вышивались шелком, золотом, унизывались жемчугом и драгоценными камнями.
В качестве украшения знатные и богатые люди носили в ухе серьгу, а на шее — серебряную или золотую цепь с крестом, на пальцах — перстни с алмазами, яхонтами, изумрудами; на некоторых перстнях делались личные печати.
Некоторые женские одежды были сходны с мужскими. Женщины носили длинную рубаху белого или красного цвета, с длинными рукавами, расшитыми и украшенными запястьями. Поверх рубахи надевали летник — легкую, доходившую до пят одежду с длинными и очень широкими рукавами («накапками»), которые украшались вышивками и жемчугом. Летники шились из камки, атласа, обьяри, тафты разных цветов, но особенно ценились червчатые; спереди делался разрез, который застегивался до самой шеи.
К вороту летника пристегивалось шейное ожерелье в виде тесьмы, обычно черной, вышитой золотом и жемчугом.
Верхней женской одеждой служил длинный суконный опашень, имевший сверху донизу длинный ряд пуговиц — оловянных, серебряных или золотых. Под длинными рукавами опашня делались под мышками прорези для рук, кругом шеи пристегивался широкий круглый меховой воротник, прикрывавший грудь и плечи. Подол и проймы опашня украшались расшитой тесьмой. Широко распространен был длинный сарафан с рукавами или же без рукавов, с проймами; разрез спереди застегивался сверху донизу пуговицами. На сарафан надевалась телогрея, у которой рукава суживались к запястью; шилась эта одежда из атласа, тафты, обьяри, алтабаса (золотная или серебряная ткань), байберека (крученый шелк). Теплые телогреи подбивались куньим или собольим мехом.
Для женских шуб употреблялись различные меха: куница, соболь, лисица, горностай и более дешевые — белка, заяц. Шубы покрывались сукном или шелковыми материями разных цветов. В XVI веке принято было шить женские шубы белого цвета, но в XVII веке их стали покрывать цветными тканями. Сделанный спереди разрез, с нашивками по сторонам, застегивался пуговицами и окаймлялся расшитым узором. Лежавший вокруг шеи воротник (ожерелье) делался из другого меха, чем шуба; например, при куньей шубе — из черно-бурой лисы. Украшения на рукавах могли сниматься и хранились в семье как наследственная ценность.
Знатные женщины в торжественных случаях надевали на свою одежду приволоку, то есть безрукавную накидку червчатого цвета, из золотной, сребротканой или шелковой материи, богато разукрашенной жемчугом и драгоценными камнями.
На голове замужние женщины носили «волосники» в виде маленькой шапочки, которая у богатых женщин делалась из золотной или шелковой материи с украшениями на ней. Снять волосник и «опростоволосить» женщину, согласно понятиям XVI—XVII веков, значило нанести большое бесчестье женщине. Сверх волосника голову покрывали белым платком (убрусом), концы которого, украшенные жемчугом, завязывались под подбородком. При выходе из дома замужние женщины надевали «кику», окружавшую голову в виде широкой ленты, концы которой соединялись на затылке; верх покрывался цветной тканью; передняя часть — очелье — богато украшалась жемчугом и драгоценными камнями; очелье могло отделяться или прикрепляться к другому головному убору, смотря по надобности. Спереди к кике подвешивались спадавшие до плеч жемчужные нити (поднизи), по четыре или по шесть с каждой стороны. Выезжая из дома, женщины поверх убруса надевали шляпу с полями и со спадавшими красными шнурами или черную бархатную шапку с меховой оторочкой.
Кокошник служил головным убором и женщинам и девушкам. Он имел вид опахала или веера, прикрепленного к волоснику. Очелье кокошника вышивалось золотом, жемчугом или разноцветным шелком и бисером.
Девицы носили на головах венцы, к которым прикреплялись жемчужные или бисерные подвески (рясы) с драгоценными камнями. Девичий венец всегда оставлял открытыми волосы, что являлось символом девичества. К зиме девушкам из богатых семей шили высокие собольи или бобровые шапки («столбунцы») с шелковым верхом, из-под которого на спину спускались распущенные волосы или коса с вплетенными в нее красными лентами. Девушки из небогатых семей носили повязки, которые суживались сзади и спадали на спину длинными концами.
Женщины и девушки всех слоев населения украшали себя серьгами, которые были разнообразны: медные, серебряные, золотые, с яхонтами, изумрудами, «искрами» (мелкими камушками). Серьги из цельного драгоценного камня были редкостью. Украшением для рук служили браслеты с жемчугом и камнями, а на пальцах — перстни и кольца, золотые и серебряные, с мелким жемчугом.
Богатым шейным укра¬шением женщин и девушек было монисто, состоявшее из драгоценных камней, золотых и серебряных бляшек, жемчугов, гранат; в «старину к монисту подвешивался ряд небольших крестиков.
Московские женщины любили украшения и славились приятной наружностью, но, чтобы считаться красивой, по мнению московских людей XVI—XVII веков, надо было быть дородной, пышной женщиной, нарумяненной и накрашенной. Стройность тонкого стана, изящество молодой девушки в глазах тогдашних любителей красоты имели мало цены.
По описанию Олеария, русские женщины имели средний рост, стройное сложение, были нежны лицом; городские жительницы все румянились, брови и ресницы подкрашивали черной или коричневой краской. Этот обычай настолько укоренился, что когда жена московского вельможи князя, Ивана Борисовича Черкасова, красавица собой, не захотела было румяниться, то жены других бояр убедили ее не пренебрегать обычаем родной земли, не позорить других женщин и добились того, что эта прекрасная от природы женщина вынуждена была уступить и применять румяна.
Хотя по сравнению с богатыми знатными людьми одежда «черных» посадских людей и крестьян была проще и менее нарядна, тем не менее и в этой среде встречались богатые наряды, которые накапливались из поколения в поколение. Одежда обычно шилась дома. А самый покрой старинной одежды — без талии, в виде халата — делал ее пригодной для многих.
Мужская крестьянская одежда
СИБИРКОЙ назывался короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Сибирки носили лавочники и купцы и, как свидетельствует Достоевский в «Записках из Мертвого дома», заводили себе и некоторые арестанты.
Историки русского костюма отмечают, что для крестьянской одежды не существовало строго определенных, постоянных названий. Многое зависело от местных говоров. Некоторые одинаковые предметы одежды в разных говорах назывались по разному, в других случаях одним словом в различных местах назывались различные предметы. Это подтверждается и русской классической литературой, где понятия «кафтан», «армяк», «азям», «зипун» и другие нередко смешиваются, иногда даже у одного и того же автора. Однако наиболее общие, распространенные характеристики этих видов одежды мы сочли своим долгом привести.
Здесь надо предупредить читателя: слово «картуз» в старину имело и другое значение. Когда Хлестаков приказывает Осипу посмотреть в картузе, нет ли там табака, речь идет, конечно, не о головном уборе, а о мешочке для табака, кисете.
Женская крестьянская одежда
Ткани
Напомню вам вот такую версию, что представляла из себя Русь до крещения, а так же Как Россия продавала Аляску и Миф о «Кровавом воскресенье»