во что одевались цари
Во что одевались цари
с 862 по 1700 год.
От туда:
«. в XI столетіи в России
исподницы и остроносые сапоги, из цветного сафьяна, у которых голенища делались или круглыми, или срезанными напереди острым углом.
Воротник или ожерелье, ворот и края рукавов или зарукавья, смотря по состоянию каждаго, узорочно вышивались красными нитками, разноцветнымъ шелкомъ, серебром и золотом, а у людей знатных и богатыхъ унизывались жемчугом и каменьями.
Ожерелья бывали въ ширину или вышину от двух до трех пальцев, и иногда делались особо от рубахи, пристегиваясь к ней небольшими пуговками и петлями, с крючками. Для застегивания ворота также пришивалась шелковая или металлическая пуговка, нередко со вставленным в нее крупным жемчугом или дорогим камнем.
На кафтаны, по большой части обшивавшіеся золотым и серебряным галуномъ, или цветною тесьмою, что в старину называлось кружевом,—употребляли тонкія, легкія матеріи, предпочтительно шелковыя; сукно употреблялось редко.
Козырь составлял один из первых предметов щегольства, и потому его наружную сторону, обыкновенно атласную, бархатную или парчевую, вышивали серебром и золотом, нередко же украшали жемчугом и драгоценными каменьями.
—Кафтан, как и все почти старинныя Русскія платья, застегивался, напереди, пуговицами и петлицами, по большей части длинными, с кисточками; а рукава, у запястий рук, стягивались тесмяными, ременными и металлическими зарукавьями, для украшения которых также употребляли жемчуг и каменья
Становой кафтан, подобный кафтану Турскому, только с широкими и не столь длинными рукавами, надевался Государями сверх зипуна.
Для легкости, его делали предпочтительно из шелковых материй, иногда даже без подкладки (Рис. № 18).
Платно надевалось на становой кафтан, и в покрое много сходствовало с ферезью, отличаясь от нея тем, что застегивалось не длинными, а короткими петлями и имело не столь длинные рукава.
Как исключительная принадлежность Государей, оно делалось из бархата и парчи и все кругом обшивалос кружевом из жемчуга и дорогих камней (Рис. № 19).
Опашень походил на платно, только вместо длинных, узких рукавов имел их короче и весьма широкие (Рис. № 20).
Кожух—тот же опашен, только подбитый мехом.
Последнія четыре одежды употреблялись одними Государями и Особами их Дома.
Платно принадлежало къ меньшому, опашень—к большому Царскому платью.
Вторымъ, какъ кажется, высшим разрядом шапок была шапка Мурмолка, высокая, с плоскою тульею, к голове несколько расширявшеюся.
Такія шапки делались из бархата и из парчи и, вместо обыкновеннаго, меховаго околыша, имели меховую лоласть, в виде отворотов, которые напереди, у тульи, в двух местах пристегивались петлями и пуговицами
Еще высшаго разряда, нежели мурмолки, были шапки горлатныя, так называвшіяся потому, что на них преимущественно употребляли мех от горл или душек. Они делались вышиною в локоть, к голове уже, нежели к верху, и обшивались мехами: лисьим, куньим и собольим; мех черной лисицы предпочитался всем прочим (Рис. № 13 и 14).
Верх шапок был бархатный или парчевый, с шелковою, серебряною, золотою или жемчужною кистью. Вообще их носили только Государи и люди Думные, т. е. присутствовавшие в Государственной Думе, а в торжественных случаях, как-то при больших аудіенціях. В них являлись к Двору Стряпчие, Дворяне, Дьяки и даже Гости.
Шапки Мурмолки, шапки Горлатныя и шапки Черевьи иногда украшались запоною, из драгоценнаго камня или из крупнаго жемчуга, с прикрепленнымъ к ней султанчиком из дорогих белых перьев или изъ жемчужных зерен.
. Императоръ Петръ І-й, возвратясь, въ 1698 году,
из первого своего путешествия за границу, отменил придворную пышность, а в 1700 году и самую одежду народа заменил новою, Европейскою.
Как одевались цари и их придворные: платья, туфли, белье и даже свадебный наряд на крутой выставке в Москве
Довелось побывать на потрясающей выставке в Историческом музее в Москве – называется «Придворный костюм». На ней представлены костюмы около 50 комплектов одежды с середины 19 до начала 20 века. Большой раздел посвящен костюмам Александра Третьего и Марии Федоровны.
Император предпочитал военную форму, поэтому его костюмы не очень интересно рассматривать. А вот наряды императрицы достойны пристального внимания. Платья – это настоящие произведения искусства. Их реально строили, а не просто шили. В них столько деталей, такой сложный крой, а какие ткани!
На выставке можно увидеть парадные, визитные, повседневные платья, но не менее интересно рассматривать домашнюю одежду. Меня поразил парадный туалетный набор из серебра – в нем 42 предмета!
Домашнее платье императрицы
В экспозиции показывают костюм во всех его подробностях. Много обуви, что большая редкость, и размеры обуви удивили и небольшая полнота обуви. Видно, ножки были совсем маленькие и узкие. Белье и чулки такие забавные. Интересно, что чулки часто были цветные, а не телесного цвета, как мне думалось. Еще тут показаны всякие аксессуары: шляпки, сумочки, веера, перчатки. И все тоже шедевры мастерства. Особенно впечатлили веера – такая тонкая работа, изящество.
Но самый ценный экспонат на выставке – это свадебные наряды Николая Второго и Александры Федоровны, а также платье Марии Федоровны. Свадьба их проходила в непростые для семьи времена, но все традиции были соблюдены.
Еще в экспозиции много одежды придворных, есть форма слуг высокого ранга. Есть шикарные платья придворных дам, маскарадные костюмы, мундиры. В общем, это, конечно, лучше всего посмотреть самим. Я бродила по залам часа два и было жалко уходить. Постаралась на память сфотографировать все в деталях. Наверное, я позже расскажу об отдельных экспонатах подробнее.
Ремарка: исторический музей никакой платы за фотосъемку не берет, в отличие, например, от маленького музея в Мариинске или музея минералов в Миассе, там цена съемки почти равна входной плате. Но это так, к слову.
В Москве выставка уже закрылась, но коллекция вернулась в Эрмитаж и можно полюбоваться нарядами там.
А вы любите такие выставки? Где есть интересные коллекции исторических костюмов?
Интим и роскошь при российском дворе: как одевались цари и вельможи
Эта выставка — подарок Государственному историческому музею, который в 2022-м отпразднует 150-летие.
Приглашенный куратор Нина Тарасова, хранитель коллекции костюмов Эрмитажа, рассказывает, что привезенные из Петербурга костюмы не покидали хранилищ около трех лет.
Ведь ткань — такой же хрупкий материал, как и, например, графика, и требует отдыха перед экспонированием.
Эта выставка — подарок Государственному историческому музею, который в 2022-м отпразднует 150-летие.
Приглашенный куратор Нина Тарасова, хранитель коллекции костюмов Эрмитажа, рассказывает, что привезенные из Петербурга костюмы не покидали хранилищ около трех лет.
Ведь ткань — такой же хрупкий материал, как и, например, графика, и требует отдыха перед экспонированием.
У входа на выставку зрителей встречают «арапы» в парадных костюмах. Это был особый тип слуг, приближенных к высокому лицу. Они могли занимать разные должности: от истопников и курьеров до музыкантов и шутов (самый выдающийся представитель — конечно, Авраам Ганнибал, знаменитый предок Пушкина).
Одевали «арапов», как и положено их экзотической внешности, по-восточному роскошно. В конце XIX века, при Александре III, их парадный мундир обходился казне дороже всего: более 500 рублей (для сравнения — обычный мужской костюм можно было сшить за десять рублей).
У входа на выставку зрителей встречают «арапы» в парадных костюмах. Это был особый тип слуг, приближенных к высокому лицу. Они могли занимать разные должности: от истопников и курьеров до музыкантов и шутов (самый выдающийся представитель — конечно, Авраам Ганнибал, знаменитый предок Пушкина).
Одевали «арапов», как и положено их экзотической внешности, по-восточному роскошно. В конце XIX века, при Александре III, их парадный мундир обходился казне дороже всего: более 500 рублей (для сравнения — обычный мужской костюм можно было сшить за десять рублей).
Среди почти 50 костюмов 18 принадлежат императрице Марии Федоровне, матери Николая II.
Урожденная датская принцесса Дагмар, она считалась одной из главных модниц Европы.
Изящной шатенке с карими глазами к лицу было почти все, но особенно царица любила экстравагантные сочетания и смелые контрасты.
Впрочем, могла себе позволить: даже после рождения шестерых детей талия императрицы была всего 65 сантиметров. А ножка — 35-го размера, в чем можно убедиться, рассматривая изящные туфельки царицы в отдельной витрине. В белом комоде с выдвижными ящиками разложены ее шелковые чулки.
Среди почти 50 костюмов 18 принадлежат императрице Марии Федоровне, матери Николая II.
Урожденная датская принцесса Дагмар, она считалась одной из главных модниц Европы.
Изящной шатенке с карими глазами к лицу было почти все, но особенно царица любила экстравагантные сочетания и смелые контрасты.
Впрочем, могла себе позволить: даже после рождения шестерых детей талия императрицы была всего 65 сантиметров. А ножка — 35-го размера, в чем можно убедиться, рассматривая изящные туфельки царицы в отдельной витрине. В белом комоде с выдвижными ящиками разложены ее шелковые чулки.
В отличие от супруги, Александр III за модой особо не следил. И вообще предпочитал военную форму, которая на нем, мужчине с богатырским телосложением, сидела гораздо лучше.
Тем и интересен этот неприметный серый костюм, теряющийся среди роскошных платьев и мундиров. Его показывают впервые. В такой одежде император, очевидно, ездил в зарубежные поездки. Нина Тарасова отмечает, что брюки выглядят мешковато, «а клеточка на спинке пиджака и вовсе не подогнана».
Вряд ли у царя не было денег на приличного портного: видимо, он просто не придавал значения штатскому платью и игнорировал примерки.
В отличие от супруги, Александр III за модой особо не следил. И вообще предпочитал военную форму, которая на нем, мужчине с богатырским телосложением, сидела гораздо лучше.
Тем и интересен этот неприметный серый костюм, теряющийся среди роскошных платьев и мундиров. Его показывают впервые. В такой одежде император, очевидно, ездил в зарубежные поездки. Нина Тарасова отмечает, что брюки выглядят мешковато, «а клеточка на спинке пиджака и вовсе не подогнана».
Вряд ли у царя не было денег на приличного портного: видимо, он просто не придавал значения штатскому платью и игнорировал примерки.
Разорившаяся Скарлетт из «Унесенных ветром», которая сшила себе модный наряд из зеленой портьеры, оказывается, предвосхитила модный тренд. Во второй половине XIX века платья для состоятельных дам специально делали из обивочных тканей, очень органично смотревшихся в богато обставленных салонах.
Это визитное платье императрицы Марии Федоровны с сильно приталенным лифом и узкой юбкой создано в мастерской знаменитого кутюрье Чарльза Ворта — того самого, что придумал и кринолины, и турнюры. Специально для государыни у модельера изготовили манекен, в точности повторявший ее мерки. Такую же честь оказали только французской императрице Евгении. Остальные приезжали к Ворту лично.
Разорившаяся Скарлетт из «Унесенных ветром», которая сшила себе модный наряд из зеленой портьеры, оказывается, предвосхитила модный тренд. Во второй половине XIX века платья для состоятельных дам специально делали из обивочных тканей, очень органично смотревшихся в богато обставленных салонах.
Это визитное платье императрицы Марии Федоровны с сильно приталенным лифом и узкой юбкой создано в мастерской знаменитого кутюрье Чарльза Ворта — того самого, что придумал и кринолины, и турнюры. Специально для государыни у модельера изготовили манекен, в точности повторявший ее мерки. Такую же честь оказали только французской императрице Евгении. Остальные приезжали к Ворту лично.
Церемония бракосочетания Николая II и Александры Федоровны проходила, когда при дворе еще не закончился траур по предыдущему императору. Так что вдова, Мария Федоровна, появилась на торжестве в особом платье (на фото — слева). Оно белое, но дело тут в материале: при дворах европейских монархов креп считался траурной тканью.
Наряд невесты был невероятно роскошным: парча, серебряное шитье, перья марабу. Однако весило одно это платье, указывает куратор выставки Нина Тарасова, 11 килограммов. Учитывая, что надевала его будущая императрица вместе с мантией и короной, ей в буквальном смысле пришлось пережить несколько тяжелых часов.
Церемония бракосочетания Николая II и Александры Федоровны проходила, когда при дворе еще не закончился траур по предыдущему императору. Так что вдова, Мария Федоровна, появилась на торжестве в особом платье (на фото — слева). Оно белое, но дело тут в материале: при дворах европейских монархов креп считался траурной тканью.
Наряд невесты был невероятно роскошным: парча, серебряное шитье, перья марабу. Однако весило одно это платье, указывает куратор выставки Нина Тарасова, 11 килограммов. Учитывая, что надевала его будущая императрица вместе с мантией и короной, ей в буквальном смысле пришлось пережить несколько тяжелых часов.
При дворе регламентировали даже наряды, в которых проводили первую брачную ночь. Правда, это касалось лишь жениха. Так, на нем непременно должен был быть халат из парчи или более легкого глазета, причем обязательно серебряного цвета. Его надевали поверх ночной сорочки такого же оттенка. Завершали образ домашние туфли, отороченные лебяжьим пухом.
Все это были церемониальные вещи, символизирующие непорочность молодожена.
При дворе регламентировали даже наряды, в которых проводили первую брачную ночь. Правда, это касалось лишь жениха. Так, на нем непременно должен был быть халат из парчи или более легкого глазета, причем обязательно серебряного цвета. Его надевали поверх ночной сорочки такого же оттенка. Завершали образ домашние туфли, отороченные лебяжьим пухом.
Все это были церемониальные вещи, символизирующие непорочность молодожена.
Фасон платьев статс-дам и фрейлин продумал лично еще Николай I. Согласно специальному указу 1834 года, они соответствовали псевдорусскому стилю: современники называли их «офранцуженными сарафанами».
Наряды фрейлин, незамужних девушек, были красного цвета и шились на казенные средства. Их коллеги, статс-дамы, то есть уже состоявшие в браке, оплачивали свою «форму» сами.
Их платья насыщенного изумрудного оттенка были более свободного кроя, а также допускали возможность закрыть декольте легкой газовой кофточкой.
Фасон платьев статс-дам и фрейлин продумал лично еще Николай I. Согласно специальному указу 1834 года, они соответствовали псевдорусскому стилю: современники называли их «офранцуженными сарафанами».
Наряды фрейлин, незамужних девушек, были красного цвета и шились на казенные средства. Их коллеги, статс-дамы, то есть уже состоявшие в браке, оплачивали свою «форму» сами.
Их платья насыщенного изумрудного оттенка были более свободного кроя, а также допускали возможность закрыть декольте легкой газовой кофточкой.
На торжественные церемонии дамы являлись в платьях, соответствующих их рангу.
На балах свободы предоставлялось чуть больше, но все равно даже самым знатным аристократкам нельзя было затмить императрицу и великих княгинь.
Пространство для модного маневра давали, пожалуй, лишь маскарады. Здесь можно было проявлять фантазию, чем и воспользовалась владелица этого платья в стиле эпохи Возрождения княгиня Зинаида Юсупова.
На торжественные церемонии дамы являлись в платьях, соответствующих их рангу.
На балах свободы предоставлялось чуть больше, но все равно даже самым знатным аристократкам нельзя было затмить императрицу и великих княгинь.
Пространство для модного маневра давали, пожалуй, лишь маскарады. Здесь можно было проявлять фантазию, чем и воспользовалась владелица этого платья в стиле эпохи Возрождения княгиня Зинаида Юсупова.
Лакеи, камердинеры, дворецкие, а еще камер-казаки, то есть телохранители, гардеробщики, истопники, горничные — слуг при царском дворе было в несколько раз больше, чем у героев сериала «Аббатство Даунтон». И у каждого — особая форма и знаки отличия, начиная от цвета и заканчивая количеством пуговиц.
Среди личного штата императрицы, кстати, тоже больше было мужчин. Конечно, никому из них не дозволялось переступать порог личных покоев царицы.
Лакеи, камердинеры, дворецкие, а еще камер-казаки, то есть телохранители, гардеробщики, истопники, горничные — слуг при царском дворе было в несколько раз больше, чем у героев сериала «Аббатство Даунтон». И у каждого — особая форма и знаки отличия, начиная от цвета и заканчивая количеством пуговиц.
Среди личного штата императрицы, кстати, тоже больше было мужчин. Конечно, никому из них не дозволялось переступать порог личных покоев царицы.
Кроме пяти десятков костюмов, в экспозиции — более 60 предметов, среди которых, например, курительные трубки, несессер с туалетными принадлежностями и веера, без которых на бал не отправлялась ни одна дама.
Это не просто аксессуары — с их помощью разговаривали без слов. Был целый словарь: например, чтобы сказать да, требовалось приложить веер левой рукой к правой щеке.
Роспись — не только привычные цветы или пасторальные сценки, но и карикатуры на участников бала. Для императрицы Марии Федоровны рисунок к одному из таких вееров специально сделал Иван Всеволожский. Директор Эрмитажа, он был отличным карикатуристом.
Так что, несмотря на строгий протокол, немного иронии позволяли себе даже царственные особы.
Выставка в главном здании Государственного исторического музея продлится до 16 июля.
РИА Новости выступает официальным информационным партнером выставки «Придворный костюм середины XIX — начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа».
Кроме пяти десятков костюмов, в экспозиции — более 60 предметов, среди которых, например, курительные трубки, несессер с туалетными принадлежностями и веера, без которых на бал не отправлялась ни одна дама.
Это не просто аксессуары — с их помощью разговаривали без слов. Был целый словарь: например, чтобы сказать да, требовалось приложить веер левой рукой к правой щеке.
Роспись — не только привычные цветы или пасторальные сценки, но и карикатуры на участников бала. Для императрицы Марии Федоровны рисунок к одному из таких вееров специально сделал Иван Всеволожский. Директор Эрмитажа, он был отличным карикатуристом.
Так что, несмотря на строгий протокол, немного иронии позволяли себе даже царственные особы.
Выставка в главном здании Государственного исторического музея продлится до 16 июля.
РИА Новости выступает официальным информационным партнером выставки «Придворный костюм середины XIX — начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа».
Наряды Дома Романовых
Коронационное платье императрицы Екатерины I. Оружейная палата.
Камзол императора Петра II
Коронационный камзол императора Петра II
Коронационное платье императрицы Анны Иоанновны
Коронационное платье императрицы Елизаветы Петровны
Платье императрицы Елизаветы Петровны
Перчатка императрицы Елизаветы Петровны
Подвенечное платье Великой княгини Екатерины Алексеевны
Коронационное платье императрица Екатерины II
Мундирное платье императрицы Екатерины II
Мундирное платье императрицы Екатерины II
Офицерское платье Екатерины II (по форме Кирасирского полка)
Вечернее платье императрицы Марии Федоровны, 1820 г
Мундир императора Павла I
Прусский мундир императора Павла
Платье императрицы Марии Федоровны
Мундир Александра I. Первая четверть XIX века
Коронационное платье императрицы Александры Федоровны
Коронационный мундир императора Николая I
Мундир Лейб-гвардии Егерского полка, принадлежал ЕИВ Государю Николаю Павловичу
Вечернее платье императрицы Александры Федоровны, ок. 1830 г.
Платье императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I
Мундир общегенеральский императора Александра II. Россия, до 1872 г
Коронационное платье императрицы Марии Александровны
Придворное платье в.кн. Марии Федоровны, 1860-е гг.
Визитное платье в.кн. Марии Федоровны. Ч-Ф. Ворт, 1880 г
Коронационная мантия императрицы Марии Федоровны
Визитное платье Великой княгини Марии Федоровны, 1880 г.
Вечернее платье императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг
Вечернее платье императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг.
Платье императрицы Марии Федоровны, 1880-е гг.
Платье императрицы Марии Федоровны, модельер Ч. Ворт
Платье императрицы Марии Федоровны. Франция, Morin Blassier
Платье императрицы Марии Федоровны 1890-е. Мастерская Ч. Ворта.
Вечернее платье императрицы Марии Федоровны
Вечерние платья от Ворта императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг.
Платье императрицы Марии Федоровны, 1890-е гг.
Дорожное платье императрицы Марии Федоровны. Чарльз Ворт,1880-е.
Платье императрицы Марии Федоровны, мастерская А. Бризака.
Мундирное платье императрицы Марии Фёдоровны, шефа Лейб-Гвардии Кирасирского полка.
Туфли императрицы Марии Федоровны
Платье императрицы Марии Федоровны. Мастерская Чарльза Ворта, Франция, 1892 г.
Платье императрицы Марии Федоровны
Платье императрицы Марии Федоровны. Франция, дом Fromont
Платье парадное придворное Великой княгини Ксении Александровны.
Россия, С-Петербург, мастерская О. Бульбенковой. 1894 год.
Придворные платья Великой княгини Ксении Александровны
Придворное платье герцогини Марии Максимилиановны Лейхтенбергской, внучки императора Николая I, 1880-е гг.
Придворное платье герцогини Марии Максимилиановны Лейхтенбергской, внучки императора Николая I, 1890-е гг.
Мундир императора Николая II по форме офицера Лейб-гвардии стрелкового императорской фамилии полка.
Мундир полковника лейб-гвардии Гусарского полка, в котором венчался император Николай II.
Парадная форма полковника Лейб-гвардии Гренадерского полка образца 1908 года, ЕИВ Николая II
Парадная форма полковника Лейб-гвардии Финляндского полка образца 1908 года, ЕИВ Николая II
Подвенечное платье императрицы Александры Федоровны. Мастерская О.Н. Бульбенковой, 1894 г
Коронационная мантия императрицы Александры Федоровны, 1896 г
Коронационное платье императрицы Александры Федоровны, 1896 г
Туфли императрицы Александры Федоровны к коронационному платью, 1896 г
Платье парадное придворное императрицы Александры Федоровны
Мастерская О.Н. Бульбенковой
Маскарадный костюм императора Николая II, 1903 г
Костюм маскарадный императрицы Александры Федоровны (парадная одежда русской царицы XVII в.), 1903 г
Маскарадный костюм Великой княгини Ксении Александровны, 1903 г
Вечерние платья императрицы Александры Федоровны. Мастерская Н. Ламановой
Платье визитное из сукна бежевого цвета. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Мастерская Н. Ламановой
Платье парадное придворное из розового муара императрицы Александре Федоровне. Мастерская Н. Ламановой
Парадное платье императрицы Александры Федоровны
Платье вечернее императрицы Александры Федоровны. Мастерская А.Т. Ивановой, Санкт-Петербург, середина 1890-х гг.
Вечернее платье императрицы Александры Федоровны. Франция.
Вечерние платья императрицы Александры Федоровны. Мастерская А. Бризака.
Визитное платье императрицы Александры Федоровны. Мастерская А. Бризака.
Платья императрицы Александры Федоровны
Платья дочерей императора Николая II
Ночная рубашка одной из дочерей императора Николая II
Придворные платья Великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии
Придворное платье одной из дочерей императора Николая II
Придворные платье Великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны
Платье, принадлежавшее одной из Великих княжон – дочерей императора Николая II, мастерская А. Бризак, 1910-е гг.
Мундирное платье шефское офицерское 3-го гусарского Елизаветградского полка Её Императорского Высочества Великой княжны Ольги Николаевны
Мягкие туфельки, принадлежавшие дочерям императора Николая II. Изготовлены в Польше в 1896-1902 гг.
Туфли, принадлежавшие одной из Великих княжон – дочерей императора Николая II
Мундирное платье Великой княжны Татьяны Николаевны, шефа 8-го Вознесенского Уланского полка
мундир 9-ого Казанского драгунского Е. И. В. Великой Княжны Марии Николаевны полка
Халат цесаревича Алексея Николаевича
Костюм цесаревича Алексея Николаевича, 1909 г
Комплект обмундирования подпоручика лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской фамилии полка: мундир, эполеты, погоны, рубашка-косоворотка, пояс, шаровары, шапка, сапоги. Россия, 1911. Принадлежал наследнику цесаревичу Алексею Николаевичу
Мундирный комплект подпоручика 12-го Восточно-Сибирскаго стрелковаго Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича полка.