во что одевались самураи
Японская национальная одежда
Для того, чтобы научиться рисовать японскую национальную одежду, необходимо знать её основные элементы. Также необходимо ориентироваться в традициях Японии. Поэтому мы решили вам рассказать про японскую одежду, которая на протяжении многих веков сохраняет свою актуальность.
Кимоно
Кимоно считается традиционной японской одеждой, которая начиная с 18 века считается ещё и национальным костюмом Японии. Кимоно бывает мужским и женским. Это Т-образный халат, который может иметь различную длину. Халат не имеет застёжек и пуговиц, а крепится при помощи пояса оби, который расположен на талии. Европейские пуговицы в японском кимоно заменены ремешками или бечёвками. Этот вид японской одежды имеет рукава собэ, которые имеют большую ширину.
Одежда самурая
Самураи вместо штанов носили шаровары – нагабакама, которые были широкие и длинные, что не ограничивало движение и обеспечивало молниеносную реакцию в случае покушения на правителя. Ведь самураи в Японии считались воинами-телохранителями, которые служили своим хозяевам. Самурая одевался по-другому, чем обычные люди в Японии. Он носил пару мечей за широким поясом, а его одежда имела особый покрой (рейфуку). Повседневно он носил широкие штаны хакама, кимоно с укороченным рукавом (косодэ) и верхнее кимоно. Сверху была хаори – накидка с укороченным рукавом. Носить одежду самурая, обычному японцу было запрещено. За нарушение этого правила можно было лишиться головы. На одежде самурая были нашиты фамильные гербы в пяти местах. Гербы имели только правители и самурая. Гербы не нашивались на хакаме, так как такую одежду могли носить простые японцы – ремесленники и торговцы.
Японские воины носили доспехи в виде цельнометаллических пластин нагрудников, которые по своей сути играли роль современного бронежилета. А голову закрывал шлем из метала. С усовершенствованием технологий обработки стали менялись и доспехи японского воина. Эпохи Хэйан и Камакура стали пиковыми в создании вооружения и периодом зарождения самураев. С тех пор мало что изменилось и сохранилось до наших дней.
Самурай одевал свои доспехи только перед сражением или в торжественных случаях. Они очень бережно относились к своему оружию и доспехам. Мечи имели свои имена и передавались как самая большая родовая ценность из поколения в поколение.
Одежда простых людей
Мужчина в Японии носил нижнюю набедренную повязку – фундоси, а также нижнюю рубашку – косоде. Потом одевалась юбка косимаки и дзюбан. Все нижнее бельё изготавливалось из хлопка. Верхней одеждой было косодэ (прототип кимоно), кимоно или хаори. Косодэ – это длинный халат с узким рукавом и воротником в виде стоечки. Кимоно же это запашной халат на поясе с широким рукавом.
Одежда феодалов в Японии
На первом рисунке показана одежда Сокутай – парадное платье, которое вельможа одевал на приём к правителю. Женское парадное платье показано на рисунках 2 и 6. Домашний мужской костюм показан на рисунке 3, а женский домашний наряд вы можете увидеть на рисунках 4 и 5.
Повседневная и церемониальная одежда самураев
Показателем общественного положения самурая в социальной структуре феодальной Японии, особенно в эпоху Токугава, являлся его костюм. Самураи отличались от массы населения особым платьем, которое разрешалось носить лишь сословию воинов. Только в редких случаях (свадьба, похороны, большие праздники) в виде исключения и особой милости представителям низших сословий (торговцам, ремесленникам и т.д.) позволялось одевать хакама – принадлежность костюма самурая, в то время как на ношение церемониальной одежды буси был наложен для “низов” строжайший запрет, нарушение которого влекло за собой наказание. В повседневной жизни самураи носили одежду, состоявшую из трёх основных частей: плечевого халата – кимоно, поясного элемента – хакама и накидки – хаори, имевшей такой же прямой покрой, что и кимоно. Все эти части (в комплексе – рэйфуку), исполненные в тёмном или чёрном цвете, могли также использоваться в качестве парадного костюма.
На верхнее кимоно, надеваемое на белое нижнее кимоно с узкими рукавами (косодэ), и хаори нашивались фамильные гербы (мон) самурая, считавшиеся привилегией господствующего класса. (Иметь герб и носить фамильное имя могли только представители японского дворянства (кугэ, букэ). С отменой этого положения, после революции Мэйдзи, право выбирать себе имя и герб получили все слои японского общества). Такая одежда с гербами называлась монцуки. В соответствии с правилами герб нашивался на одежду в пяти местах: на спине, между плечами, на груди (справа и слева), на обоих рукавах. Однако были известны случаи, когда самураи заказывали себе верхнюю одежду, которая вся была покрыта вытканными или нанесёнными краской фамильными гербами. Такая одежда имела название тобимон.
Фамильный герб (камон) представлял собой большую ценность для самурая, так как он был элементом родословной воина и передавался по наследству вместе с именем. Многие из родословных гербов буси имеют древнее происхождение, уходящее своими корнями в начало II тысячелетия н.э. и в ещё более раннее время. В качестве гербов буси, “камон” первоначально появились на флагах. На японские доспехи и шлемы гербы начинают наносить уже в период Инсэй, эпоху правления экс-императоров (XI – XII вв.). Приблизительно с того же времени фамильные гербы стали изображать на холодном оружии (мечах), конском снаряжении, щитах и т.д.
Фамильные гербы часто жаловались феодалами самураям или просто переходили от сюзерена к вассалу, находящемуся у него на службе. В средине междоусобицы Гэмпэй белые флаги рода Минамото и красные флаги (и знаки) рода Тайра стали переходить в качестве личных знаков к подданным этих родов. То же произошло в провинции Мусаси в объединении Кодама, имевшем на своём знамени герб в виде круглого веера. Три клана, вышедшие из упомянутой партии, переняли этот герб, ставший затем у многих самураев фамильным. Сюжетами для самурайских гербов могли быть небесные светила и элементы звёздного неба, представители восточно-азиатской флоры и фауны, предметы культа, геометрические фигуры и т.д., которые подчас наделялись магическими свойствами и должны были служить обладателю “мона” талисманом, спасающим от сил зла и неудач в жизни.
Поверх кимоно буси надевали хакама – юбкообразные, часто плиссированные, штаны, похожие на широкие шаровары. Хакама были отличительным элементом одежды самурая. Они шились разной длины, что зависело от положения буси в социальной организации сословия. Если, например, рядовые самураи носили малые хакама (кобакама), то даймё и хатамото на приёмах у сёгуна появлялись в нагабакама, имевших длинные штанины, которые волочились по полу. В военных походах и путешествиях хакама, а также длинное кимоно самураи поднимали и затыкали для удобства за пояс. Хакама могли заправлять и в наголенники. На кимоно и хакама сверху надевалось хаори, как правило тёмного цвета. Несходящиеся полы хаори скреплялись спереди белым бантом, который гармонировал с белыми фамильными гербами. Хаори самурая имело особый покрой, отличительной чертой которого был небольшой разрез внизу на спине; в комплексе с хакама оно составляло японский официальный костюм – хаори-хакама.
Во время важных церемоний самураи надевали поверх своего официального костюма ещё и плотную накидку без рукавов с накрахмаленными плечами, называвшуюся катагину. Обычно хакама и катагину делались из одного материала. Такое сочетание образовывало камисимо – парадный костюм самурая, надевавшийся в особо торжественных случаях. При посещении двора сёгуна и феодала самураи надевали головные уборы, которые должны были соответствовать их рангу. В повседневной жизни и во время путешествий буси носили большие конусообразные соломенные шляпы (каса), полностью скрывавшие их лицо. В такой шляпе самурай мог ходить по улицам города, занимаясь покупкой необходимого, мог войти и выйти из купеческой лавки не узнанным. В таких ситуациях самураи старались скрыть своё лицо, так как считалось позором иметь с торговцами какие-либо отношения, в том числе и посещать их лавки.
Самураи и ронины пользовались также плетёнными из соломы или бамбука шляпами амигаса, имевшими вид низкого широкого конуса. Такая шляпа имела в своей передней части небольшое плетёное окошечко, позволявшее видеть окружающее при скрытом лице. Иногда буси носили шляпу, сплетённую из осоки. Она называлась сугэгаса.
Своеобразным был головной убор (тэнгай) членов братства “Комосо” – ордена странствующих монахов, в который принимали только самураев. Его плели из бамбука и придавали форму пчелиного улья. Тэнгай предпочитали носить и многие ронины. Во время непогоды и при ярком солнце самураи употребляли складные зонты (каса), изготовленные из бамбука и промасленной бумаги.
Обычной обувью, носимой сословием воинов, были гэтта – соломенные сандалии на кожаной подошве или плетёные сандалии – дзори. В дождливую погоду применялись деревянные гэта или асида, различавшиеся по высоте цокольных опор. К этой обуви прилагались цумагакэ – кожаные щитки со шнурами для защиты пальцев ног от дождя и грязи. Все указанные виды обуви были снабжены ремнями и приспособлены для ношения специальных носков с вырезами для большого пальца – таби.
Во что одевались самураи
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Что носили самураи
Показателем общественного положения самурая в феодальной Японии, особенно в эпоху Токугава, являлся его костюм. Самураи отличались от массы населения особым платьем, которое разрешалось носить лишь сословию воинов.
В повседневной жизни самураи носили одежду, состоявшую из трех основных частей: плечевого халата – кимоно, поясного элемента – хакама и накидки – хаори, имевшей такой же прямой покрой, что и кимоно. Все эти части (в комплексе – рэйфуку), исполненные в темном или черном цвете, могли также использовался в качестве парадного костюма.
Поверх кимоно надевали хакама – юбкообразные, часто плиссированные, штаны, похожие на широкие шаровары. Хакама были отличительным элементом одежды самурая. Они шились разной длины, что зависело от положения буси (представителя японского дворянства) в социальной организации сословия. Если, например, рядовые самураи носили малые хакама (кобакама), то даймё и хатамото на приемах у сёгуна появлялись в нагабакама, имевших длинные штанины, которые волочились по полу.
магазин дисконт детской одежды
В военных походах и путешествиях хакама, а также длинное кимоно самураи поднимали и затыкали для удобства за пояс. Хакама имеет семь складок. Они символизируют семь добродетелей Будо. Это дзин – доброжелательность, ги – честь или справедливость, рей – вежливость и этикет, чи – мудрость, син – искренность, чю – преданность и ко – благочестие. На верхнее кимоно, надеваемое на белое нижнее кимоно с узкими рукавами (косодэ), и хаори нашивались фамильные гербы (мон) самурая, считавшиеся привилегией господствующего класса. Иметь герб и носить фамильное имя могли только представители японского дворянства – кугэ, букэ. Такая одежда называлась монцуки. Во время важных церемоний самураи надевали поверх своего официального костюма еще и плотную накидку без рукавов с накрахмаленными плечами, называвшуюся катагину. Обычно хакама и катагину делались из одного материала. Такое сочетание образовывало камисимо – парадный костюм самурая, надевавшийся в особо торжественных случаях.
Одежда самураев эпохи Эдо
В эпоху Эдо японская одежда, пройдя через множество стадий развития, пришла в итоге к тому виду, который мы знаем сегодня и который воспринимаем как традиционный японский костюм. Во многом это произошло из-за изоляционной политики сёгунов: если раньше на моду влияли различные иностранные веяния (в основном из Китая, но не только), то теперь одежда для всх слоёв населения была утверждена «сверху» и менять в ней что-либо запрещалось. Как уже говорилось, сделано это было не из-за стремления сохранить самобытность наци и её традиции, а для того, чтобы по внешнему виду мгновенно определять, человек какого сословия и ранга находится перед тобой. В то время как в 17-19 веках европейские наряды регулярно меняли фасоны, крой японских кимоно оставался неизменен, варьировались лишь детали и отделка.
Ткань для кимоно и прочей одежды окрашивали в разные цвета при помощи натуральных красителей. В эпоху Эдо, особенно в конце 18-19 вее необыкновенно популярным стал цвет индиго, получаемый из листьев индигоферы. Он придавал ткани насыщенный синий оттенок, ровный и стойкий, более того, укреплял структуру полотна, так что оно дольше не рвалось.
Справа неформальное кимоно для юного самурая, ещё не достигшего совершеннолетия. Мальчик носил кимоно с длинными рукавами, которые укорачивались, когда он становился взрослым. Рукава должны были отрезать на границе двух цветов.
Бакуфу требовало от подданных одеваться достойно и скромно, и это распоряжение касалось и допустимых расцветок в одежде. Для мужчин одним из таких одобренных «сверху» цветов как раз стал индиго. В результате бОльшая часть мужского населения Японии ходила в синей униформе. Русский писатель Иван Гончаров побывавший в 1854 году в городе Эдо, с недоумением писал, что столица встретила его текущим по улице синим потоком людей, в котором редко когда мелькало яркое женское кимоно.
Что же надевал самурай времён сёгуната Токугава? Всё зависело от конкретного случая: одевался ли он на официальный приём к своему господину, собирался ли в военный поход, планировал отправиться по делам в город или посетить квартал развлечений или просто заняться домашними делами.
Давайте рассмотрим его повседневный уличный наряд.
Вернёмся к самураю. Верхнее кимоно сшито из шёлка и окрашено в синий, чёрный, тёмно-зелёный, коричневый или серый цвет (бакуфу постоянно призывало самураев выглядеть строго и скромно, не кичится своим богатством, так что постепенно самураи привыкли выбирать одежду тёмных цветов.
На фото самурай одет в самый торжественный вариант придворного наряда, состоящий из безрукавки камисимо и штанов нагабакама. По фасону они напоминали хакама, но их штанины были такими длинными, что волочились по полу, как шлейф. Ходить в них было не просто, ведь в любой момент самурай рисковал наступить на штанину и потерять равновесие. Носит нагабакама начинали учить с детства.
Часто возникает вопрос насколько удобно было сражаться самураям во всех этих многослойных одеждах? Ответ даёт гравюра Утагавы Куниёси из цикла 47 ронинах.
Перед боем самураи быстро, буквально за минуту продевали шнур сквозь рукава хаори и кимоно и стягивали так, что рукава складывались гармошкой (как это показано у правого бойца). Точно так же подбиралась хакама. А вин слева подвязал свои штаны под коленями и у щиколоток, превратив их в подобие шаровар.
Доспехи самурая
Доспехи самурая разнообразны, ими называют множество разных защитных частей обмундирования, существовавших в Японии в разные периоды с отличающимся друг от друга строением. Как правило они изготавливались из металла и не имели слитную конструкцию, а состояли примерно из 20 деталей, которые соединялись кожаными ремнями или шелковыми лентами для большей подвижности. Вес доспехов в среднем составлял от 12 до 15 килограмм, что позволяло воину свободно перемещаться, не теряя своей скорости, на поле битвы. В японском военном костюме имелось множество отверстий для вентиляции, которые позволяли телу самурая свободно дышать, что крайне необходимо во влажном и жарком климате Японии. Одеть самурайские доспехи было непросто, для более комфортного и быстрого облачения была разработана целая система:
Самурая тщательно ухаживали за своими доспехами старались их беречь, так как часто они передавались от отца к сыну.
В военное время доспехи хранились в ящике из дерева. Чтобы внутрь не попадала влага, они оббивались специальной тканью. В мирный период доспехи находились в доме своего хозяина, на одном из самых почетных мест. Периодически они доставались и покрывались антикоррозийным покрытием.
Доспехи несли на себе не только боевую функцию, но и являлись настоящим произведением искусства. Кроме того, они не были лишены эстетического компонента. Даже на сегодняшний день доспехи самураев продолжают быть предметом тщательного изучения.
Классические доспехи самурая
Самым известным классическим доспехом считается О-ёрой, что дословно переводится как «большой доспех». Раньше такие доспехи называли просто ёрой, но в период Эдо его название изменилось на такое, каким мы видим его сейчас.
Никто не знает, когда именно появились первые доспехи о-ёрой, но самый старый из существующих по сей день был создан еще в конце эпохи Хэйан. Первые письменные упоминания о подобных доспехах были примерно в 11 веке нашей эры.
Общий принцип создания доспехов О-ёрой подразумевал формирование гибкой полосы из металла или кожи. Она получила название кодзанэ, её длина составляла 30 см. Сверху получившаяся полоса перетягивалась кожей, а затем дополнительно покрывалась противокоррозионным лаком. Создавалось несколько полос, после чего они скреплялись шнуром из шелка или кожи. Такие шнуры получили название – одоси. Они не только выполняли связующую функцию, но несли декоративный смысл. Доспех, собранный по принципу О-ёрой имел форму короба.
Классические самурайские доспехи делали из железных пластинок или кожи, вид которых значительно менялся в разные исторические периоды. Так, например, для периода Гэмпэй характерны доспехи из больших пластинок размером примерно 6 — 7 см, в которых располагалось 13 небольших отверстий в два ряда. Через нижние отверстия продевали несколько кожаных шнурков, на которых располагалось от 25 до 3 пластинок в зависимости от размера. Через верхние отверстия продевали красочные нити, которые переплетали между собой более широкими лентами, что является отличительной особенностью Японских доспехов.
После того, как лучники лишились своей ведущей роли на поле битвы, о-ёрой также утратил свое значение. В дальнейшем его продолжали носить только военачальники, что показывало их особый статус в обществе. Производство доспехов продолжалось до падения сегуната Токугава. В некоторых кланах о-ёрой передается из поколения в поколения, являясь фамильной ценностью.
Составные части
Традиционно, в японские доспехи самурая входят:
Самой дорогостоящей частью японских доспехов считался шлем. Он состоял из нескольких пластин из металла, соединенных между собой. Прочность повышалась за счет специального расположения пластин под наклоном. Шею защищали такие же пластины, которые являлись продолжением шлема. На верхней части шлема располагались рога. Они сооружались не только с целью устрашения соперника, но и защищали воинов от устремляющихся на них стрел.
Разновидности масок
Маска была съемной, чаще всего её снимали во время боя, так как она закрывала обзор. Общий термин, обозначающий любую маску — мэн-гу. Всего существует пять разновидностей мэн-гу, различающихся типами защиты лица.
Такой вид масок представлял собой металлическую пластину, которая защищала лоб, щеки и виски. Очень часто хаппури использовалась слугами в качестве полноценных шлемов. Её также одевали и пехотинцы. Защита для горла к такой маске не прикреплялась.
Самое главное достоинство такой маски – удобство в носке. Она закрывала лишь подбородок и шею. Обзор в такой маске был полностью открыт, поэтому она пользовалась значительным спросом. Хамбо считается полумаской.
Эта полумаска закрывала практически все лицо, кроме области вокруг глаз. Мэмпо конструировалась таким образом, чтобы пластину, расположенную на носу можно было с легкостью снять. Но это практиковалось крайне редко. Маска имела достаточно выразительную гримасу, которая выражалась в боевом оскале, наличием усов и бакенбардов.
Такая разновидность маски появилась в период правления Муромати. Она полностью закрывала лицо, именно поэтому сомэн не получила такой популярности, как другие мэн-гу.
Этот вид маски защищал не человеческую голову, а лошадиную Первое появление бамен датировано семнадцатым веком. Такая маска была изготовлена из вареной и лакированной кожи. Дополнительно маска украшалась клыками и рогами, что делало животное похожим на мифическое существо.
Многие историки считают, что традиция Японцев делать доспехи из пластин появилась в результате влияния европейских стран. Точно это не установлено поэтому данная тема является предметом дискуссий, однако в Японии создавались доспехи, созданные по прототипу европейских лат. Эти доспехи называли нанбан — до, что переводится как «доспех южных варваров».
Специалисты, создававшие доспехи, ценились практически также высоко, как и оружейники. В истории сохранились имена самых известных мастеров того времени — это род Миотии, который занимался созданием доспехов еще с 13 века. С каждым новым веком стиль мастеров менялся. Во время жестоких войн не уделялось особое внимание украшениям, главными атрибутами стали прочность материала, из которого делались латы. Созданные в тот период доспехи, считаются произведением военных и ювелирных искусств.