во что одевались пираты
Наряды и украшения
Представьте любого пирата — широкополая шляпа или бандана, серьги, кольца, крюк вместо руки или деревянная подпорка, пристегнутая к культе ноги… Но узнали бы вы настоящего пирата, если бы встречали его по одежке?
В большинстве своем пираты одевались точно так же, как обычные моряки, ведь вплоть до XIX в. одежда была невероятно дорогой. Чаще всего бандиту принадлежал всего один комплект одежды, который занашивался, пока не начинал в буквальном смысле разваливаться на части. Казалось бы, можно приодеться за счет грабежа, но что снимешь с обычного моряка? Такое отрепье, как у тебя, да еще и залитое кровью? А дорогие изысканные вещи выгоднее было продать. Так что роскошные гардеробы были не в ходу.
ОБУВЬ
Более того, пираты обычно были босыми — в башмаках не очень-то полазаешь по веревочной лестнице, да и на палубе в шторм не устоишь, а сапоги, как уже понятно, это слишком дорого.
Только капитаны могли позволить себе более дорогую одежду. Но, находясь, на судне одевались так же, как остальная команда. Шик и лоск берегся до схождения на берег — разве можно было отказать себе в удовольствии покрасоваться перед другими капитанами? Парадные костюмы таких знаменитостей как Фрэнсис Дрейк и Франсуа ле Клерк включали рейтузы (или рейтузы с бриджами), куртку или камзол и плащ. Шея обматывалась широким рюшем. Негласным правилом капитанского образа также были борода и усы.
ОДЕЖДА
В теплую погоду пираты любили обходиться вообще без одежды выше пояса, а сходя на берег, надевали длинную рубаху, перепоясанную в талии, — такое подобие туники. Что до нижней части облачения, то разбойники предпочитали свободные мешковатые штаны, длиной до середины икры. В таких удобнее всего двигаться. К «парадной» сухопутной версии частенько добавлялись и чулки. В XVIII в. пираты, промышлявшие в прохладных широтах, к широким штанам добавляли льняные рубашки, плотные длинные (до бедер) куртки. Чаще всего одежду делали из грубой шерсти, иногда — из поврежденных парусов или добытых на охоте шкур. Верхнюю одежду смолили, чтобы она не пропускала воду и ветер.
Знаменитые пираты Карибского моря вместо штанов носили нечто, больше всего напоминавшее юбку, разделенную до колен. Ее еще называли женскими штанами. Пусть и не престижно, зато нежарко и практично.
А что насчет крюков и деревяшек? Увы, но популярный в фильмах протез кисти — всего лишь выдумка писателя Джеймса Барри, написавшего книгу «Питер Пэн». У книжного пирата Джеймса Крюка был такой вместо руки, и образ (как и вся книга) оказался настолько популярен, что идею крюка начали использовать и в кино, и в литературе. А несколько десятилетий спустя придумка перешла в разряд «пиратских традиций».
СЕРЬГА
А вот бандитские серьги и кольца — это, увы, выдумка от первого до последнего слова. Традиционные золотые и серебряные изделия (похожие на цыганские) пираты Карибского моря никогда не носили. Прежде всего, в те времена в принципе мужские украшения были не в ходу — разве что несколько лет были в моде то кольца, то серьги, но тут же исчезали снова. Кроме того, носили ушные подвески, декорированные жемчугом или камнями, но уж точно не круглой формы.
По легенде, серьгу кольцом носили матросы, вернувшиеся из кругосветного плавания. По иной версии — те, кто боялись погибнуть в море. Якобы украшение должен был взять себе в уплату тот, кто найдет тело на берегу и позаботится о погребении. Но ни одна из версий подтверждения не имеет. Правда, иногда моряки носили в ухе монетку (золотую или серебряную), как раз для уплаты за погребение. Но обычай этот был достаточно редким.
ДЕРЕВЯННАЯ НОГА
ДРАГОЦЕННОСТИ
Об украшениях не упоминал фактически ни один писатель — даже романисты, вроде Стивенсона или Барри, этого не заметили. Впервые образ пирата в ушных подвесках упоминался Говардом Пайлом, но и у него морские разбойники изображены в серьгах с камнями, а не в кольцах. По этой причине облик пирата, увешанного драгоценностями, можно смело отнести к фантазии писателей и режиссеров XX в.
Роскошные широкополые пиратские шляпы — еще одна фантазия сценаристов и писателей. В море просто невозможно было выйти с таким головным убором — его моментально унесло бы ветром. Вместо шляп пираты носили плотные шапки с веревочками, чтобы подвязывать их снизу. Иногда на них были ушные клапаны, защищавшие от ветра.
ПЛАТОК
Куда сложнее вопрос пиратских головных платков. Подавляющее большинство изображений этой детали гардероба относилось к XIX–XX вв., поэтому не могло быть истинным. Перу современников принадлежали всего две картины — «Смерть капитана Нельсона» Трамбула и «Битва у Ла Хог» Уэста. На картинах изображены три военных моряка в алых головных уборах, напоминавших платки. И поскольку холсты написаны современниками событий, можно достаточно уверенно предположить, что отображенный гардероб достоверен.
БАНДАНА
Нельзя быть уверенным до конца, что платки-банданы использовались и ранее или были так знамениты, как нам демонстрируют в фильмах. Ведь любые популярные элементы одежды всегда изображались на большом количестве полотен. Те же треуголки, цилиндры, котелки — мы могли увидеть их на десятках картин. А платок-бандану — только на двух. Так что, видимо, это все-таки был не слишком распространенный головной убор, который носили яркие оригиналы.
Пират с черной повязкой, закрывавшей потерянный в сражениях глаз, — это классический образ. Редкий фильм о морских разбойниках обходится без подобного колоритного персонажа (да и не всякая книга тоже). Но, увы, ни одной гравюры или картины, достоверно изображавшей повязку на глазу, найти не удалось. При этом нужно помнить, что художники древности и средневековья весьма скрупулезно переносили на полотна все детали костюма, украшения и прочие нюансы. Как могло получиться, чтобы такая значительная тонкость осталась за кадром? То же самое можно сказать о дневниках и жизнеописаниях — нигде не указывалась подобная традиция.
Свои щеголи находились и среди пиратов. Так, например, древние киликийские разбойники одевались на манер римских патрициев (в тоги и туники). А в XVII в. пират Кристофер Олоард пожелал быть повешенным в облачении из шелка и бархата. Некоторые были не прочь похвастаться костюмом — несмотря на опасность, капитан Бартоломью Робертс богаче всего одевался именно для сражений. Брюки, малиновый жилет, шляпа с алым пером — во время боя это яркое пятно буквально притягивало к себе все взгляды. И не только взгляды, ведь на шее у пирата сиял самый настоящий алмазный крест, подвешенный на золотую цепочку.
ЕДИНИЧНЫЕ СЛУЧАИ
Конечно, единичные случаи (как и с банданами) вполне могли быть — какой-нибудь пират мог потерять глаз и закрыть его повязкой, возможно, даже черной. Однако к традициям это точно не относилось. Более того, на основании многочисленных изображений и жизнеописаний можно заключить, что бандиты вообще не стремились прятать свои увечья. Они считали, что таким образом будут выглядеть более свирепыми и нагонят страху на своих противников. А испуганный враг, как известно, заведомо слабее.
КНИГИ И КАРТИНЫ
Впервые изображение черной повязки на глазах у пирата встречается в XIX в. в иллюстрациях все к тому же «Острову сокровищ» — у слепого Пью оба глаза закрыты черной повязкой. Примерно в это время появились иллюстрации Говарда Пайла, где тоже можно найти пиратов с «типичными» черными повязками. Видимо, писатели и художники (а затем и режиссеры) вдохновились подобным образом как раз «по стопам» Пайла и Стивенсона. А уже в XX в. черная повязка на глазу стала традиционным атрибутом и воспринимается сегодня как нечто само собой разумеющееся.
Иногда можно встретить предположение, что пираты специально закрывали себе здоровый глаз, чтобы, штурмуя нижние палубы, сразу ринуться в бой, не имея необходимости привыкать к темноте. Но подобная теория, пожалуй, могла вызвать только недоумение. Зачем лишать себя половины зрения? Ради сомнительной радости первым броситься в темноту? А каковы шансы дожить до этого сомнительного штурма нижних палуб, если у тебя в распоряжении только один глаз? То-то!
Одежда пиратов. Как одевались флибустьеры
Одежда пиратов — тема хоть и не самая популярная, но весьма интересная. В начале XIV столетия многие европейские страны с целью поддержать различия между сословиями, ввели законы о расходах, которые соблюдались неукоснительно. Эти законы диктовали простолюдинам, что они должны есть и во что одеваться, где они имеют право селиться и какой длины у них должны быть сабли и кинжалы. За всем этим, естественно, стояло высокомерие высших классов и опасение, что если позволить простым людям носить то, что захочется, то не ровен час какую-нибудь молочницу примут за герцогиню, а последствия этого, несомненно, будут ужасны. Кроме того, законами о расходах надеялись спасти молодых людей от нищеты, которые в попытках выставить себя богаче, чем на самом деле, доходили до полного разорения.
В «Уложении об одеждах» королевы Елизаветы, выпущенном 15 июня 1574 года в Гринвиче, этот вопрос ставился так:
«Неумеренность в одежде, а так же избыток ненужных иностранных изделий, в последние годы растет чрезвычайно и настолько безудержно, что может повлечь за собой гибель всего государства, ибо из-за непомерной стоимости шелков, золотой и серебряной парчи и других еще более бесполезных вещей финансы страны текут за границу в огромном количестве. Особенно обидно за юных джентльменов, которые не находят себе места в жизни и превращаются в бездельников, хотя вполне могли бы служить отчизне, а так же за тех, кто стремится сойти за джентльмена лишь платьем. Озабоченные лишь тем, чтобы выставить напоказ свои обновки, они не только не приносят пользы обществу, себе и тем землям, которые завещали им их родители, но и вредят себе, залезая в такие долги и идя на такие преступления, словно не могут жить без дамоклова меча правосудия…»
Тот, кто умышленно завышал свой общественный статус, вполне мог очутиться в тюрьме. В Франции Луи XIV запретил ввоз в страну дорогих тканей и законодательно запретил людям низшего происхождения одеваться в шелк, атлас, вельвет, парчу, тафту, кружева или одежду, расшитую золотом или серебром. Им также было запрещено носить одежду «дорогих» цветов (то есть, привлекающих внимание), таких как золотой, серебреный, фиолетовый и алый, а заодно и драгоценности: серьги, ожерелья, самоцветы. Ввиду этого запрета пираты любили одеваться как знатный люд, с целью позлить тех самых богачей которых они так презирали.
Когда после набега делилась добыча, хорошая одежда выставлялась на пиратский аукцион, а деньги за нее шли в корабельную казну. Дорогая пиратская одежда была желанным трофеем, и за нее разгорались нешуточные торги.
На берегу пират обычно носил рубашку из тонкого полотна или шелка с кружевными манжетами, а так же атласные штаны до колен; под них поддевалось нижнее белье из хлопка или шерсти. Поверх рубашки был надет одноцветный или, наоборот, очень пестрый жилет до бедер, сшитый из лучшего атласа или парчи. На шее красовался богато отделанный воротник или сборка из плиссированных кружев, называвшаяся жабо. Все это дополнялось длинным, порой ниже колен, богатым кафтаном с длинными и широкими манжетами.
Головные уборы не ограничивались только широко известными пиратскими треуголками. В ходу были и широкополые шляпы, украшенные драгоценными камнями или перьями экзотических птиц. Пестрые птицы прочно угнездились в пиратской мифологии, но на самом деле они были не столь модными, как принято считать. Пираты также не держали их в качестве своих питомцев, если он и выходил с такой птицей на плече, то это лишь означало, что она продается.
Приветствовались и драгоценные камни в серьгах. По Испанским морям купеческие суда везли огромное количество золота и драгоценных камней, уже обработанных и превращенных в ювелирные украшения, так как пошлины на них были меньше, чем не золото в слитках или монетах, или на необработанные камни. Захватив такой корабль, пират сразу получал кучу таких изделий.
Бартоломью Робертс считался щеголем среди пиратов. Современники описывали его так: «Он одет в дорогой малиновый камзол из дамасского полотна и роскошные бриджи, на шляпе у него алое перо, а на шее — цепь из чистого золота с алмазным крестом». Пираты были изгоями общества, но в одежде многие придерживались правил, принятых в свете. Правда, некоторые из них больше стремились шокировать окружающих, недели произвести благоприятное впечатление. Например, Черная Борода вплетал фитили в свои длинные волосы и поджигал их, когда шел в бой.
Так как чаще всего пиратами становились безработные матросы, мятежники и захваченные в плен моряки, они обычно старались одеваться так, как привыкли на прежней службе. После 1628 года среди пиратов почил распространенный набор одежды под названием «слоп«, разработанный английским Адмиралтейством для военных моряков. В него входили парусиновый камзол, бриджи, вязанная шапка, полотняные рубашки, шерстяной жилет и чулки.
Ввиду того, что одежду пираты брали, в основном, на ограбленных кораблях, она часто плохо сидела и к тому же была самых причудливых цветов. За это пиратов называли «мотли крю» («пестрая команда»; мотли — многоцветная плетеная ткань).
Весьма популярны среди пиратской одежды были мешковатые «бабские» штаны, которые со временем становились все длиннее и шире. Фактически они были родоначальниками современных брюк.
Капитан пиратского корабля иногда надевал большие сапоги с широкими голенищами, но в основном на борту все расхаживали босиком: так было проще лазить по вантам, и ноги не скользили на палубе. Если же простой пират все-таки обувался, то обычно надевал простые башмаки, которые даже не разделялись на правый и левый. Вот примерно такой и была в те давние времена одежда пиратов.
Во что одевались пираты
Воскресенье, 19 Декабря 2021, 12:41 |
|