во что одевались мушкетеры
2.2. «Мушкетерский» костюм в Англии и Франции
2.2. «Мушкетерский» костюм в Англии и Франции
(1630-е – первая половина 1640-х гг.)
Изменения в костюме знати, начавшиеся в конце 10-х гг. XVII в., обычно связывают с Тридцатилетней войной (1618 – 1648), которая затронула почти все европейские страны, а также с другими с военными конфликтами, как внешними, так и внутренними. Наиболее заметно эти изменения проявились в переходе от буффонов к свободным мешковатым штанам конического силуэта длиной чуть ниже колена, что ознаменовало завершение эпохи испанского костюма. В конце 1620-х гг. в Англии и Франции, ставшими локомотивами европейской моды, они привели к формированию стиля одежды, отличного от испанского, и новому утверждению в формальном костюме кюлот, а также к появлению в нем относительно узких штанов прямолинейного силуэта длиной по колено (или немного ниже), похожих на укороченные современные брюки. Кюлоты и зауженные «брюки» в гардеробе знати просуществовали недолго. Однако модифицированный испанский колет еще долго удерживал свои позиции в костюмах разных стилей. Мода окончательно отказалась от него только с появлением жюстокора и очередным возвращением кюлот с конца 1660-х гг., когда единоличным лидером в этой сфере уже была Франция.
Смена стиля в одежде сопровождалась изменениями в прическе. Испанская короткая стрижка довольно быстро уступила место длинным завитым волосам до плеч. На лице французских модников, подражавших Людовику XIII (на фото слева), от испанской бородки клинышком осталась только маленькая треугольная зона растительности под нижней губой, которая сочеталась с небольшими усиками. В Англии не все дворяне следовали моде на столь крохотную бородку и выбирали более длинный ее вариант. При этом часть из них предпочитала гладковыбритое лицо.
2.2.1. «Солдатский» костюм французской армии 1630-х гг.
« Семнадцатый век, – отмечает отечественный историк костюма Р.В. Захаржевская, – был встречен грохотом мушкетов и аркебуз, звоном сабель и топотом конницы, стоном крестьян над вытоптанными пашнями, скрипом дипломатических перьев, шумом дворцовых ассамблей тщеславных монархов. Он был освящен пламенем освободительной войны Нидерландов и буржуазной революции в Англии, династическими и религиозными войнами всех европейских стран»[ii].
Фото 2[iii]. Капитан, или Влюбленный. Офорт. Автор: французский художник Жак Калло (Jacques Callot, 1592 – 1635). Время создания: 1617 г. Место хранения: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва, Россия
Характер военных компаний первой половины XVII в. повлек за собой изменения в первую очередь в костюме солдата, который, по словам Р.В. Захаржевской, становится «центральной персоной этого времени».
Фото 3[iv]. Офицер, держащий шпагу горизонтально. Офорт. Автор: Жак Калло. Время создания: 1617 г. Место хранения: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Отечественный историк моды К.В. Градова называет солдата «главным героем и идеальным мужчиной данного периода». Она пишет:
« Считалось: мужчина должен быть подвижным, ловким, подтянутым, как мы сейчас сказали бы, – спортивным. Кроме того, жизнь на войне сделала его забиякой и драчуном, ни в грош не ставившим как свою, так и чужую жизнь. Что же касается строгости нравов, то надо прямо сказать: кроме воинской и сословной солдат другой нравственности не знал. Неудивительно, что юный король и его приближенные хотели быть именно такими, и король Франции Людовик XIII показал всем пример, взяв за основу своего костюма – солдатский. Разумеется, солдатский костюм был откорректирован на придворный лад и стал очень модным»[v].
Фото 4. Король Франции Людовик XIII (1601 – 1643) в «мушкетерском» костюме. Автор: приписывается фламандскому художнику Фердинанду Элле Старшему (Ferdinand Elle, 1601–1637). Время создания: около 1636 г. Материалы: холст, масло. Размеры: 282×226 см. Место хранения: Чесвик-хаус, Лондон, Англия[vi]
К.В. Градова замечает, что благодаря популярности в нашей стране романов Александра Дюма эта мода стала хорошо известна и «в просторечии она получила название «мушкетерской»». Однако не стоит забывать, что у Дюма речь идет о королевских мушкетерах, тогда как обычный мушкетер – это не кавалерист, а пехотинец, вооруженный мушкетом (см. фото 7).
« Войны этого периода не отличались сильной маневренностью и стремительностью: техника военного оснащения была примитивной, – пишет Р.В. Захаржевская. – Однако наличие огнестрельного, может быть, еще и несовершенного оружия, подвижная конница и господство рукопашного боя с холодным оружием должны были в первую очередь откорректировать одежду воина. Как мы уже говорили, солдатское одеяние становится простым (рис. 96) хотя бы потому, что его формы суть одежды простолюдинов, одежды мастеровых и крестьян, чьи руки, ноги и корпус двигаются не в танце, а в тяжелой работе. Так, в одежду пришла кожаная безрукавка–колет (рис. 96а), казакин, а потом камзол – удобная просторная одежда, не сковывающая движения, и штаны, не отягощенные простежкой и объемными прокладками, буфами и лентами, штаны, которые входят в голенище сапога, плотно обхватывая ногу. Вместо токов и беретов на голове – крестьянская широкополая войлочная шляпа, на ногах – высокие, на толстой подошве ботфорты (рис. 96б)»[vii].
Фото 5[viii]. Крестьянин с женой на привале. Офорт. Автор: Жак Калло. Время создания: 1621 г. Место хранения: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Считается, что наиболее достоверно одежду армии Франции отразил на своих рисунках и офортах (фото 2, 3, 6) французский художник Жак Калло. Среди них можно найти также изображение крестьянского костюма (фото 5), который лег в основу костюма солдат и офицеров. Рисунки Жака Калло позволяют проследить, как менялась форма штанов, которые носили военные. Так, персонаж офорта «Капитан, или Влюбленный» (см. фото 2), датируемого 1617 г., одет в цельные облегающие шоссы. В то же время персонаж офорта «Офицер, держащий шпагу горизонтально» (см. фото 3), созданного также в 1617 г., носит широкие крестьянские штаны до колена, которые были поясной одеждой военных в 10-х гг. XVII в. В 1630-х гг. штаны сужаются и становятся ближе к кюлотам, как это можно видеть на фрагменте гравюры «Расстрел» (фото 6) из серии «Несчастия войны», созданной в 1633 г.
Несомненно, работы Жака Калло были использованы, среди других, в качестве образцов для художественной реконструкции костюмов в цвете. Наиболее удачными среди них являются акварели неизвестного художника из изобразительной коллекции военной формы различных стран и эпох, собранной голландским военным врачом Хендриком-Якобусом Винкайзеном.
Так, фигура мушкетера времен Людовика III (фото 7), очевидно, была скопирована с гравюры «Расстрел» (см. фото 6, группа справа). А изображенная слева на этой же гравюре пара из конного офицера и стоящего рядом с ним пикинера послужила образцом для акварели, показывающей офицеров легкой кавалерии Людовика XIII в 1630 г. (фото 8).
В коллекцию Винкайзена входит также раскрашенная гравюра с художественной реконструкцией костюмов 1630 г. австрийской армии (фото 9). Они во многом схожи с теми, что носили в это время в армии Франции. Штаны большинства персонажей гравюры по форме приближаются к кюлотами. Однако все они имеют подклад, создающий минимальный объем, как у кюлот прапорщика-знаменосца, или более существенный объем, как у штанов стоящего рядом с ним офицера. Штаны пикинера, расположившегося последним в шеренге, по форме приближаются к шару и набиты более других, что, видимо, служило дополнительной защитой в бою на пиках. Сапоги носят конный аркебузир, трубач и офицер. Ноги остальных одеты в туфли и красные чулки с красными подвязками.
Фото 9. Тридцатилетняя война. Конный аркебузир, трубач, прапорщик, офицер, мушкетеры, пикинер. 1630 г. Гравюра на дереве. Раздел: Австрия, 1618 – 1708 гг. Изобразительная коллекция военной формы Хендрика-Якобуса Винкайзена[xii]
Бóльшая часть воинов австрийской армии, изображенных на гравюре, одета в колеты из бычьей (коровьей) кожи, имеющие типичный для них желтоватый цвет. Они ведут свое происхождение от простых жилетов и курток, которые носили солдаты и охотники. В начале XVII в. в армиях Европы их стали носить не только солдаты, но и офицеры в кавалерии и отчасти в пехоте для защиты тела, рук и ног. Толстая кожа колета предохраняла от режущего удара мечом или другим холодным оружием, но не спасала от пули. Его надевали под кирасу, но нередко носили без нее. Колет шили без воротника, с рукавами или без них и часто снабжали длинной юбкой, которая защищала ноги[xiii].
Дорогой кожаный колет вошел в «мушкетерский» костюм знати. Сшитый из шкуры лося и богато украшенный, он стоил больше, чем солдатская кираса.
Фото 10. Сэр Уильям Монтегю (около 1619 – 1706), политик, судья и член Палаты общин. Автор: художник школы Даниэля Мэйтенса Старшего. Время создания: 1639 г. Материалы: холст, масло. Размеры: 208,3×124,5 см. Инвентарный №: 48. Место хранения: Сидни-Сассекс-колледж, Кембриджский университет, Кембридж, графство Кембриджшир, Англия[xiv]
При дворах Англии и Франции «солдатская» мода нашла свое выражение в стиле «кавалер». Вначале «кавалер» (Cavalier от англ. cavalier – 1) всадник, кавалерист; 2) рыцарь; 3) галантный мужчина, кавалер) было прозвищем роялистов – сторонников короля Карла I в его противостоянии с парламентариями, которых называли круглоголовыми (Roundhead). А в наше время так стали именовать стиль одежды, которую, впрочем, носили не только роялисты, но и сторонники парламента. И только самые крайние из круглоголовых предпочитали короткие волосы и простое платье[xv].
Изобразительные свидетельства, отражающие стиль «кавалер», достаточно многочисленны. Они представлены в основном портретами кисти Антониса ван Дейка и несколькими портретами работы его предшественника на должности главного придворного художника Карла I – Даниэля Мэйтенса и его учеников, а также офортами Абрахама Босса.
Одна из комплектаций раннего варианта костюма в стиле «кавалер» показана на портрете Джона Эшбернхэма (фото 11), верного сторонника и помощника Карла I во время гражданской войны. Даниэль Мэйтенс написал его между 1628 и 1630 гг. В костюме Эшбернхэма отчетливо видны черты крестьянской одежды (см. фото 5) и созданного на ее основе костюма мушкетера (см. фото 7). Он сшит из шелкового атласа, но выглядит очень скромно, «по-солдатски», благодаря неброскому оливковому цвету ткани и минимуму декора. Для его украшения использованы только полоски, состоящие из тесьмы и мелких декоративных пуговиц, которые нашиты по краю застежки колета, его разрезам и по внешнему шву штанов. Узкая тесьма обрамляет прорези на груди и рукавах.
В костюм Джона Эшбернхэма входят:
1) свободный колет, закрывающий нижнюю часть торса целиком, который сшит отрезным по талии, слегка завышенной относительно своей естественной линии и отклоняющейся от нее спереди вниз под небольшим углом. По бокам и на спине у него сделаны разрезы, образующие длинную юбку из четырех частей. Застегивается колет только на груди. Нетрудно заметить, что этот колет, сшитый из ткани, повторяет конструкцию военного кожаного колета и отличается от него в основном только длинными вертикальными разрезами в верхней части груди и рукавов;
2) рубашка с отложным воротником;
3) мешковатые свободные сужающиеся книзу штаны длиной чуть ниже колена;
4) кожаные перчатки;
5) кавалерийские сапоги с узкими голенищами
6) бутхосы с белыми кружевными манжетами, закрывающими края штанин и сапог.
Вторая комплектация раннего варианта костюма в стиле «кавалер» изображена на портретах Карла I, написанных Даниэлем Мэйтенсом в 1629 – 1633 гг., о которых речь шла ранее. Принципиально она отличается от первой только плечевой частью. Вместо тканого варианта кожаного военного колета в ней использована несколько видоизмененная модель классического испанского колета, которую можно назвать неоклассической. У обновленного колета баска стала длиннее, число ее «лепестков» уменьшилось, их размеры увеличились, а на груди и рукавах появились декоративные прорези, бывшие в моде примерно с конца 1620 по конец 1630-х гг.
Фото 12. Карл I. Автор: Даниэль Мэйтенс Старший. Время создания: 1631 г. Материалы: холст, масло. Размеры: 215,9×134,6 см. Инвентарный №: NPG 1246. Место хранения: Национальная портретная галерея, Лондон[xvii]
Прорези на рукаве могли быть заменены одним, но более длинным разрезом, который делался во внутреннем шве рукава (фото 13). При этом на груди прорези отсутствовали или из них оставлялась только одна. Как показывают костюмы из коллекции Музея Виктории и Альберта, испанские колеты с рукавами без прорезей и щелей во внутреннем шве в Англии также продолжали носить.
Фото 13. Карл, принц Уэльский, будущий король Великобритании Карл II (1630 – 1685). Фрагмент картины «Пять старших детей Карла I». Автор: Антонис ван Дейк. Материалы: холст, масло. Размеры: 163,2×198,8 см. Инвентарный №: RCIN 404405. Время создания: 1637 г. Место хранения: особняк в Комптон-Верни (графство Уорикшир, Англия), Королевская коллекция Великобритании [xviii]
Что касается поясной одежды, то работы ван Дейка показывают, что к середине 1630-х гг. «солдатские» штаны, вытеснившие буффоны из придворного английского костюма, исчезли из гардероба знати. К этому времени сформировались два основных типа штанов, которые одновременно представлены на картине, изображающей Филиппа Герберта, четвертого графа Пембрука, и его семью (фото 14).
Фото 14. Филипп Герберт, четвертый граф Пембрук, со своей семьей, фрагмент. Автор: Антонис ван Дейк. Время создания: 1635 г. Материалы: холст, масло. Размеры: 330×510 см. Место хранения: Коллекция графа Пембрука и Траста Уилтон-хауса, Англия[xix]
←→
Костюм мушкетёра
По моде XVII века, на голове д’Артаньяна красовалась широкополая фетровая шляпа с пучком пышных перьев. Отважный мушкетёр носил её не только на улице, но не снимал и в помещении, а часто не расставался с нею даже за столом. Шляпу д’Артаньян надвигал на ухо, на лоб или заламывал на затылок. – Это зависело от того, хотел ли он придать своей внешности выражение гнева, добродушия или удали.
Волосы из-под шляпы ниспадали до самых плеч, но это вовсе не значило, что герой романа обладал пышной шевелюрой. Незадолго до приезда д’Артаньяна в Париж, облысевший король Людовик XIII начал носить парик. Мода на парики быстро распространилась среди придворных.
На д’Артаньяне был камзол. Его застёгивали только на груди, а длинные расширяющиеся книзу полы топорщились на бёдрах. Из- под камзола выпускали наружу большой кружевной воротник и кружевные манжеты.
Короткие, украшенные множеством бантиков штаны, заканчивались подвязками для длинных чулок. Подвязки были особой гордостью кавалера, они делались из кружев и бахромой свисали ниже колен. Для того чтобы подвязки были видны, широченные голенища сапог имели огромные раструбы.
«Господин д’Артаньян состоит в гвардейской роте господина Дезэссара, а этот господин – мушкетёр из роты господина де Тревиля. Поглядите на его одежду, господин комиссар, поглядите на одежду!» – восклицает в романе господин Бонасье.
Вы можете подумать, что одежда мушкетёра отличалась от формы гвардейца. Ничего подобного.
В первой половине XVII века военный формы ещё не существовало, и даже солдаты враждующих армий не всегда отличали своих по одежде.
Лишь в конце XVII века, в период, описанный в романе «10 лет спустя», мушкетёры различных рот начали носить камзолы разного цвета-красные, серые, голубые. До этого мушкетёра можно было отличить лишь по маленькой букве «Л» («Людовик – король Франции»), вышитой на одежде.
В романе мушкетёры короля соперничают с гвардейцами кардинала Ришелье. Обычно на рисунках гвардейцев изображают с крестами на плащах, но и этот знак был введён гораздо позже, когда Ришелье уже давно не было в живых.
Читайте также
Оружие мушкетёра
Оружие мушкетёра Мушкетёр – солдат, вооружённый мушкетом. Мушкет, предок ружья, был так тяжёл, что для выстрела приходилось ставить его на специальную подставку – сошку. При стрельбе мушкет ударял в плечо с такой силой, что мушкетёрам приходилось подкладывать под
Парадный костюм
Парадный костюм Парадные туалеты XVII века придавали гостям вид чопорный, важный, и пышный.Рёбра и талию женщин стягивал корсет на металлических планках. От этого верхняя часть туловища становилась похожей на рюмку. Юбка напоминала колокол. Чтобы сделать её по возможности
Костюм богатого сеньора
Костюм богатого сеньора О том, каким был мужской костюм, обычный для королевского двора, мы знаем из описания того же вездесущего Рауля Глабера: «Около 1000 года, когда король Роберт только что женился на королеве Констанции, приехавшей из Аквитании, можно было видеть в
Мужской костюм
Мужской костюм Утром сеньор последовательно надевал брэ [56] рубашку, шоссы [57] туфли, пелиссон и блио. Если он собирался уезжать, то к этому добавлялись плащ, головной убор и сапоги. Отправляясь на войну, поверх обычной одежды он облачался в военное снаряжение.Брэ –
Женский костюм
Женский костюм Большинство элементов женского костюма ни по своему назначению, ни по покрою не отличалось от того, что носили мужчины. Однако здесь царило еще большее изобилие тканей и расцветок, а также узоров и аксессуаров.Впрочем, брэ женщины не носили, зато они ловко
Три мушкетера
Три мушкетера Интересно, что друзья отважного гасконца – Атос, Портос и Арамис – тоже оказались непридуманными. Однако славная четверка могла общаться лишь несколько кратких месяцев 1643 года. В декабре этого года в одной из бесчисленных стычек был смертельно ранен Арман
Мушкетеры-скандалисты («Д’Артаньян и три мушкетера»)
Мушкетеры-скандалисты («Д’Артаньян и три мушкетера») Во время съемок знаменитого телеблокбастера «Д’Артаньян и три мушкетера» было множество скандалов. Опишу лишь некоторые.Первый скандал случился в самом начале съемок – в апреле 1978 года: тогда взбунтовались актеры.
Римский военный костюм
Римский военный костюм Эта серия рисунков, иллюстрирующих развитие римского военного костюма и доспеха с I в. до н.э. по III в. н.э., сделана автором книги с помощью Х. Рассела Робинсона для Центрального римско-германского музея в Майнце. Рисунки номер 18 и 19 добавлены, чтобы
Нефритовый костюм принца Лю Шена
Нефритовый костюм принца Лю Шена Резьба по камню – один из древнейших видов прикладного искусства Китая. Для резьбы искусные китайские камнерезы использовали яшму, нефрит и близкий ему по расцветке жадеит. А кроме них, еще агат, халцедон, горный хрусталь, аметист и
Римский военный костюм
Римский военный костюм Эта серия рисунков, иллюстрирующих развитие римского военного костюма и доспеха с I в. до н.э. по III в. н.э., сделана автором книги с помощью Х. Рассела Робинсона для Центрального римско-германского музея в Майнце. Рисунки номер 18 и 19 добавлены, чтобы
Глава 1. Как «три мушкетера» испугались Р-5М
Глава 1. Как «три мушкетера» испугались Р-5М Планы строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря, вынашивались еще египетскими фараонами. В XIX веке проектированием канала всерьез занялись французские и итальянские инженеры. Бывший французский вице-консул
ВОДОЛАЗНЫЙ КОСТЮМ С ЖЕСТКИМ ШЛЕМОМ
ВОДОЛАЗНЫЙ КОСТЮМ С ЖЕСТКИМ ШЛЕМОМ В 1837 г. Зибе существенным образом усовершенствовал свое изобретение. Теперь водонепроницаемый костюм закрывал все тело водолаза (кроме рук), ноги были обуты в галоши, снабженные тяжелыми грузами, а установленный в шлеме выпускной
Женский костюм
Женский костюм За исключением «эфода» и «аддерета», женщины носят ту же одежду, что и мужчины. Однако разница в женской и мужской моде все же заметна, поскольку закон предписывает отличать в одежде пол. Различия состоят в качестве и цвете тканей, длине, украшении и крое.
Глава 3. Четыре мушкетёра
Глава 3. Четыре мушкетёра Итак, настало время познакомиться с четырьмя мушкетерами реформы, рыцарями без страха и упрека, тайно обосновавшимися в номере 1120 на одиннадцатом этаже московского «Президент-отеля». Имя одного нам уже известно – Ричард Дрезнер. У этого
Женский костюм
Женский костюм Относительно женщин Ланда сообщает, что «индеанки побережья провинций Бакалар и Кампече очень скромны в своем костюме, так как помимо покрывала, что носили от середины тела вниз, они покрывали груди свернутым полотном, подвязывая его под мышками; все
Чувашский женский костюм
Чувашский женский костюм О чувашском женском костюме писали многие известные учёные:Г. А Никитин с Т. А. Крюковым – книга «Чувашское народное изобразительное искусство»,1960; А. А. Трофимов с Э. Д. Меджитовой – книга «Чувашское народное искусство», 1981. Прекрасно
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Мода времен Трех Мушкетеров
Вообщем то эта тема задумывалась у меня как один пост по моде 17 века. Но при ближнем рассмотретнии, если отталкиваться от той же Франции к примеру, видно,что нужно поделить на две части, хотя бы по Людовику 13 и Людовику 14. Так я наверно и сделаю, пока запощу первую половину 17 века- образно говоря всем знакомых «Трех мушкетеров», если будет интересно, оставляйте комментарии,я продолжу.
Итак, первая часть Марлезонского балета :действующий лица и исполнители.Мода эпохи Людовика 13.Сразу прошу прощения,что обойду вниманием голландскую моду того времени (кроме работ художников в этом посте), она заслуживает отдельной темы по-моему
1.Карл I- 19 ноября 1600—30 января 1649 — король Англии, Шотландии и Ирландии
2.Жена Карла 1 Генриетта-Мария
3.Вильерс, Джордж, 1-й герцог Бекингем
4.Людовик 13-Справедливый 1601-1643— король Франции
5. Жена Людовика-Анна Австрийская
17 век- век триумфального шествия барокко.
Барокко (итал. barocco — «странный», «причудливый»; порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы»; существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Франция. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature), которое характеризуется анархией и войны всех против всех.
Willem Pietersz. Buytewech
Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717). Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли.
Для барокко характерна идея спящего Бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию в «Системе природы» (1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.
Многообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечных живых организмов (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становится путешественники и искатели приключений: капитан Гулливер и барон Мюнхгаузен.
Willem Pietersz. Buytewech. 1521-1624
Эпоха барокко порождает огромное количество развлечений ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарады. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco. В Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.
Willem Pietersz. Buytewech
Frans Hals
Laughing Cavalier, 1624
Сыграло свою роль и распространение езды верхом. Каблуки делали цветными; красные имели право носить только дворяне и лишь на балах. Кстати, в сапогах, как уже упоминалось, можно было явиться даже на бал. Стали обильно румяниться, употреблять духи, носить длинные до плеч /нередко крашеные) завитые волосы, закрученные кверху усы с бородой «а ля муш» (буквально — «муха») в виде холеного маленького кустика волос на подбородке, жемчужные серьги и мягкую плоскую фетровую шляпу с большими по- разному отогнутыми полями, украшенную развевающимися красными, голубыми, белыми страусовыми перьями. Появилась мода на седину; ввели пудру для волос, но пудрили только виски. Шляпа была не только головным убором Она служила также своеобразным инструментом, с помощью которого мужчина, особенно придворный, выражал тончайшие оттенки своего отношения к тем или иным особам. Каким образом человек снимал шляпу, как держал ее в руке, каким жестом сопровождал поклон, насколько низко она опускалась — все принималось во внимание окружающими. Умение «владеть шляпой» говорило о степени воспитанности светского мужчины. Любопытно, что драгоценности теперь пользуются меньшей популярностью, чем раньше. Зато в моде кружева, как у женщин, так и у мужчин. Даже широкие и элегантные отвороты мужских сапог кокетливо украшают дорогими кружевами.
Frans Hals. Isabella Coymans. Detail. c. 1650
Мужской костюм дополняли очень узкие небольшие (в моде была маленькая рука —I! первый признак мужской красоты и «породистости», то есть аристократического происхождения) перчатки с раструбами, трость и розетки из лент, которые носили на груди или на плече куртки в честь дам сердца. (Цвета этих дополнений обычно повторяли любимые цвета дамы.) В XVII в. (и до начала XIX в.) еще не было Строгого различия в назначении костюмов. В одном и том же светлом (голубом, красном, сером, желтом либо белом) парадном костюме дворянин мог танцевать балу, идти на улицу и на войну. Таким был наиболее распространенный узкий костюм времен Тридцатилетней войны. Военные добавили к нему кое-что и от себя. Прежде всего, это элегантная, желтовато-коричневая куртка из буйволовой кожи, или кожаный колет или буфль у офицеров, украшенный всевозможными галунами и позументами, часто заменяющий панцирь. Не создавая новой модной формы одежды, колет придавал мужчине воинствено-вызывающий характер. Если в предыдущем XVI в. военачальники все еще носили полный панцирь и шлем с забралом, то рядовой солдат (например, копейщик или пикинер) уже тогда имел лишь металлический скорлупообразный нагрудный панцирь, кольцеобразный воротник, шлем и набедренник, то есть латы прикрывали не все тело, а наиболее уязвимые места — голову, грудь, частично руки и ноги. Вместо прекрасных полированных доспехов появляются вороненые (отсюда черные всадники, или рейтары); черным становится и грушевидный шлем (морион).
Frans Hals. Claes Duyst van Voorhout
c. 1638
Первые образцы военной униформы появились во время Тридцатилетней войны, когда выдающийся полководец, шведский король Густав П Адольф ввел для своих подков одежду определенного цвета. По-настоящему же она «вошла в моду лишь в конце ХVII в. благодаря королю Франции Людовику XIV. Он первым создал армию на постоянной основе и потребовал, чтобы его полки маршировали на парадах в одежде — сюртуках (от французского surtout — сверх всего) — одного цвета, одного покроя, с одинаковым числом пуговиц и т.д. Всю экипировку (снаряжение) солдат изготовляли и поставляли государственные поставщики. Но это уже другая история.
Pieter Codde. Cavaliers and Ladies 1633
Рубрики: | история мода |
Метки: мода история все могут короли 17 век
Процитировано 14 раз
Понравилось: 1 пользователю