во что одевались князья
Костюм княжеский, боярский
В XV — XVII веках появляется сарафан — длинная распашная одежда без рукавов, держащаяся на узких плечевых лямках и подпоясанная под грудью. Поверх сарафана надевалась короткая душегрея, которая также держалась на плечевых лямках. Душегрею шили из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Изображенная на картина Маковского К.Е. девушка одета в белую рубаху, красные сарафан и душегрею, голову украшает венец с жемчужной поднизью, завязанный сзади красной лентой.
К.Е. Маковский «У околицы» 1890г.
Одна из разновидностей головного убора замужних женщин — кика. Она представляла собой твёрдую шапку с плоским верхом; по бокам иногда имелись части, прикрывавшие уши. Кику украшали жемчугом и вышивкой. На картине К.Е.Маковского изображена кика, богато украшенная вышивкой. Сзади волосы закрыты позатыльником, а лоб скрывает кружевное очелье.
К.Е. Маковский «Боярышня»
Особенностью костюма XV-XVII столетий было одновременное ношение большого количества одежд. Многослойность одеяния свидетельствовала о достатке человека, являлась главным критерием понятия красивого. Мужчины поверх рубахи надевали зипун — распашную одежду с узкими рукавами. Зипун доходил до колен и служил обычно домашней одеждой. На зипун надевалась иногда ферязь (ферезь), которая представляла собой верхнюю одежду без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; она застегивалась спереди пуговицами или завязками. Распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун, являлся кафтан. Кафтаны шили из дорогих узорчатых тканей, отделывали петлицами и пуговицами, тесьмой и галуном. Один из видов кафтана — охабень. Он имел четырехугольный откидной воротник, который доходил до половины спины. Длинные рукава были с разрезами, в которые можно было просунуть руки, а рукава завязывались узлом на спине. Обувью служили сапоги из сафьяна и бархата, с каблуками.
А.П. Рябушкин «Семья купца в XVI веке» 1896 г. Государственный русский музей
Зимой женщины носили шубы. Рукава шуб были длинными и узкими. По линии проймы в них делался прорез для продевания рук. Головными уборами служили горлатные шапки, названные так потому, что шились из горлышек пушных зверей. Такие шапки носили только представители боярских родов. По высоте горлатных шапок можно было легко установить знатность рода: чем выше шапка, тем знатнее род. Девушка, изображенная на картине А.П. Рябушкина одета в шубу, отороченную мехом, разрезанные сверху рукава свисают до подола. На голове девушки — высокая горлатная шапка.
А.П. Рябушкин «Московская девушка XVII века» 1903 г.
На картине М.В. Нестерова изображена девушка в древнерусском княжеском костюме. На ней узорчатый кафтан, из широких рукавов которого видны зарукавья нижней рубахи. На плечи княгини наброшен плащ-корзно, подбитый горностаем и застегнутый на плече фибулой. Голова девушки закрыта шапкой, поверх которой завязан убрус.
«Девушка у озера (Княгиня)». Конец 1910 — начало 1920 гг.
Большое значение в женском костюме принадлежало головным уборам. Девушки носили распущенные волосы или одну косу, в которую вплетали ленты, золотые и жемчужные нити. С древних времён у девушек головным убором? был металлический обруч. К нему прикреплялись височные кольца и налобные металлические украшения. Вокруг головы повязывали ленту. Иногда ленту наклеивали на твердую прокладку. Такой убор назывался чело кичное или венец. От него вдоль щек спускались рясы, а на лоб — поднизь — пряди из жемчуга с подвесками. Венец мог быть малым и большим, праздничным. Такой праздничный венец с жемчужной поднизью, завязанный сзади шелковой лентой, представлен на картине К.Е. Маковского.
К.Е. Маковский «Боярышня» 1884 г.
Для декоративного решения кафтанов использовали высокий стоячий богато расшитый воротник-козырь. Некоторые виды кафтанов подпоясывали кушаками и поясами, сделанными из кожи, шелка, парчи или бархата и украшенные золотой вышивкой, драгоценными камнями, металлическими бляхами. Одной из форм головных уборов была маленькая тафья, расшитая шелком и драгоценностями, надеваемая под верхний головной убор. Представленный на картине Маковского К.Е. боярин одет в зеленый кафтан с воротником-козырем, подпоясанный расшитым поясом. На голове боярина — вышитая тафья.
К.Е. Маковский «Боярин» 1880 г.
Икона XV века, изображающая первых русских святых, князей Бориса и Глеба, дает нам наглядное представление о княжеском костюме Киевской Руси. Князья одеты в длинные кафтаны, подпоясанные вышитыми поясами. На плечи наброшены плащи-корзно. Костюм дополняют круглые расшитые шапки с меховыми околышами и сафьяновые сапоги.
Икона «Борис и Глеб». Середина XIV века. Москва
Женский костюм в XV — XVII столетиях был чрезвычайно красочным. Верхние рубашки шились из цветных тканей. Такая рубаха именовалась красною, то есть красивою. Рукава рубашки продевались в прорези проймы верхней одежды, поэтому украшению их придавалось особое значение. Поверх рубашки надевали длиннополое распашное платье с широкими рукавами — опашень. Воротники были отдельными, не пришитыми к одежде. Они расшивались жемчугом и шелками. Стоячий и распластанный на плечах воротник назывался ожерельем, то есть окружающий горло (жерло). Парадным головным убором был кокошник. Твёрдая часть кокошника пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье кокошника украшали жемчугом и цветным стеклом, а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи.?Кокошники также украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб. Богатство праздничного костюма иллюстрирует картина Маковского К.Е., героиня которой одета в красную рубаху с расшитыми зарукавьями.
К.Е. Маковский «Боярышня у окна (с прялкой)» 1890-е г.
Характерной мужской одеждой на Московской Руси была шуба — объемная верхняя одежда с отложным воротником и широкими рукавами. Верх шубы покрывали тканью (атласом, парчой, бархатом, сукном), а подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, зайца, белки, а также овчина. Застегивали шубу на шнуры. Иногда рукава имели прорезь на уровне локтя для продевания рук. Нижние части рукавов свободно свисали. Бояре и дворяне носили шубы как зимой, так и летом, не снимая их в помещениях. Шубы были столовые (на легком меху, одеваемые к столу), санные и ездовые. Боярин на картине К.Е. Маковского одет в ферязь и шубу. На голову надета тафья.
К.Е. Маковский «Боярин с кубком»
Русский традиционный костюм XXI века.
Традиционный русский боярский костюм XXI века «Красная Москва»: платье, шубка, кокошник с ряснами, оплечье, поручи
Боярский костюм XXI века.
Боярский костюм XXI века от «Дома русской одежды Валентины Аверьяновой»:
Древнерусская одежда: княжеский костюм
Проанализировав изображения, обнаруженные на древнерусских фресках и миниатюрах, учёные методом наложения археологических находок на силуэты с найденных изображений смогли восстановить образ древнерусского костюма. Наименьшие затруднения вызвала у историков реконструкция костюма городского жителя: были использованы целые ансамбли из платьев, обуви, украшений и других предметов одежды, сохранившихся в городских кладах и захоронениях.
Археологические раскопки в местах поселений кривичей и вятичей дали исследователям полное представление об образе крестьянского костюма. Благодаря работе по анализу тканей из раскопок крестьянских захоронений XIX-XX веков таких учёных как М.Н. Левинсон-Нечаева (1892–1977), Куфтин Борис Алексеевич (1892-1953) и В.П. Левашова (1901–1974), многие крестьянские ансамбли, ранее датированные XIX веком, удалось отнести к более раннему периоду.
Данный материал посвящён проблематике изучения княжеского костюма – одежды и убранства, которые носила древнерусская знать – князья, княгини, бояре. В дополнение, вы можете ознакомиться с материалом Древнерусская одежда: горожане и сельские жители.
Женский княжеский костюм
Соотнеся предметы боярского костюма с фресками, датированными XI-XIII веками, советскому и российскому учёному Н.М. Калашниковой (1946 г.р.) удалось не только успешно реконструировать образ княжеско-боярского убора, но и разделить платья, принадлежавшие древнерусским княгиням на два основных типа.
Первый тип платьев выделяется прямым покроем и поясом, перехватывающим талию. Рукава у этого типа платьев, в основном, были широкими, но находят и платья с узким опястьем. По большей части подобные платья были сшиты из однотонной такни. Украшением служили орнаментные полосы, струящиеся по подолу, либо каймой и оплечьем. Ко второму типу относят прямые платья, слегка расширяющиеся книзу. Рукава таких платьев были узкими и непременно оканчивались опястьем. При пошиве платьев второго типа использовали богато орнаментированные ткани, украшая их оплечьем и каймой, расположенной либо в центре, либо стекающей по подолу. Благодаря труду советского историка Е.С. Сизова (1930-1979 гг.) нам доподлинно известно, что такие платья входили в традиционный ансамбль костюмов высших слоев населения и использовались в княжеско-боярском и царском быту вплоть до XVI–XVII веков. Раскопки культурных слоев Новгорода также позволили отнести к традиционному княжеско-боярскому ансамблю и кожаные сапоги.
Головы княгинь украшали венцы разной формы. Согласно изобразительным материалам, таким как фреска Дмитровского собора во Владимире или миниатюрам из древнерусской пергаментной рукописи Пантелеймоново Евангелие (XII век), исследователям известны венцы с округлым и острым верхом. Такие формы, уложенные в два ряда и составляющий орнамент, подобный зигзагу, стали традиционными для княжеско-боярского костюма. Фрагменты таких головных украшений были обнаружены советским археологом В.Е. Гезе (1867-1938 гг.) во время раскопок Набутовского могильника на территории Киевской области.
В этом же могильнике наряду с очельями из бляшек (часть традиционного головного убора, прикрывавшего лоб) были найдены цепи из колец, по своей форме напоминающие рясны из колодочек (древнерусские украшения в форме подвесок, крепившихся с двух сторон к женскому головному убору или ленте-очелью). Венцы зачастую украшали колтами (древнерусское женское украшение XI-XIII вв., полая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору и часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью), подвешивая их на рясны из колодочек. Подобный способ закрепления колтов предложил выдающийся археолог Б.А. Рыбаков (1908-2001). Эта схема подтвердилась последующими находками колтов, подвешенных на цепи из колодок, а также височными кольцами из трёх бусин. Благодаря реконструкциям В.П. Даркевича (1934-2016) и А.Л. Монгайта (1915-1974), нам доподлинно известно, что их носили на кольце, прикреплённому к крайнему или последнему сегменту колодочных звеньев.
Во время раскопок в Чернигове Б.А. Рыбаковым также были обнаружены колты, обнизанные полыми шариками. На щитке колтов находится изображение грифонов по сторонам вертикально расположенной плетёнки. Подобное изображение плетёнки является аналогичным орнаменту воротника, найденному в том же Набутовском могильнике. Помимо золотной вышивки, воротник украшен изображениями крестов. И на головном уборе, и на воротнике, были обнаружены округлые и квадратные бляшки, исполненные из серебра или украшенные позолотой. Единым ансамблем также выступает вертикально расположенная плетёнка колтов и застежка воротника в виде полых пуговиц из позолоченного серебра. Воротники такого рода крепились к нижней одежде.
Украшали платья тисненными бляшками и орнаментным шитьём, нанесённым на оплечье, пояс и подол. Выдающийся украинский археолог чешского происхождения В.В. Хвойко присовокупил к образу древнерусского костюма поясные ленты, найденные им в погребениях Шаргорода (Киевская область). Такими лентами, украшенными сердцевидными фигурами, сделанными золотой нитью, княгини дополняли свои платья.
Примечательно, что орнаментные украшения на лентах и колтах зачастую сочетаются с фигурами и орнаментами, нанесёнными на серебряные браслеты-обручи. К примеру, на браслете, обнаруженном в 1939 г. Г.Ф. Корзухиной (1906-1974) при раскопках киевского клада, орнамент состоит из двух поясков. Первый, верхний поясок, украшен нанесением сердцевидных фигур, аналогичным шитью на кайме. На втором пояске, в нижней части браслета, украшение исполнено в виде плетёнки. К перечню серебряных украшений можно присовокупить и перстни-печати. Советский историк искусства А.С. Гущин (1902-1950) обнаружил близкий орнамент на перстне из клада 1869 г.
Мужской княжеский костюм
Разбирая реконструкцию костюма князя, можно поразиться его схожести с изображением царя Феодосия на фреске Кирилловской Церкви в Киеве. Согласно исследователям этого памятника, костюм Феодосия в полной мере восстанавливает костюм русского князя XII века. Согласно теории В.П. Даркевича островерхий венец, носимый князьями того времени, призван напоминать своей формой и боковыми подвесками императорскую корону. Зачастую князья поверх нижних сорочек носили кафтаны с широкими рукавами. Украшением служили бляшки и камни, покрывающие оплечье, нагрудник и подол кафтана, а также орнаменты, вышитые в виде сердцевидных фигур. Князья носили порты и мягкие сапоги, украшенные бусами и бляшками.
Парадный костюм княгини с украшениями из эмали
Благодаря работе М.А. Сабуровой (1870-1964) по соотнесению частей головных уборов, найденных при раскопках с венчальными коронами и венцами XVI-XX веков, мы можем воспроизвести сложный головной убор, носимый княгинями во время праздничных мероприятий. Головной убор состоял из диадемы с эмалевым изображением православных сюжетов, золотых скобочек и рясен с колтами. Исследователи приходят к выводу, что подобный головной убор носил ритуальный характер. Диадема была нашита на жесткий околыш или очелье. Привески с жемчугом ниспадали на лоб, а дужки очелья украшали валик убора в его верхней части. По сторонам головного убора подвешивали рясны с колтами, украшенными эмалью.
Обнаруженные Г.Ф. Корзухиной двойные шарниры, расположенные в середине рясен, позже были объяснены в работе Т.И. Макаровой (1930-2009). Татьяна Ивановна предположила, что эти шарниры служили для того, чтобы рясны можно было перегнуть и сделать их двусторонними. То же можно сказать и о колтах, подвешенных в месте сгиба рясен. Таким образом, стало ясно, что цепочка, находящаяся на одном конце рясен, крепилась в основе убора и фиксировалась у виска с помощью височного кольца, находящегося на другом конце рясен. Подобный способ прослеживается и в крестьянских головных уборах XI–XII веков. При раскопках были обнаружены головные ленты, сложенные вдвое и, выполняющие функцию рясен.
Чтобы проработать украшения головного убора, древнерусские мастера учитывали близость декоративных особенностей материала. К примеру, ансамбль головного убора мог быть исполнен с использованием диадемы, схожей с обнаруженной Н.П. Кондаковым (1844-1925) в 1889 году и рясен, найденных Т. И. Макаровой при раскопках в Сахновке в 1900 году. Эти декоративные элементы объединяет не только геометрический узор, нанесенный на поверхность их бляшек, но и их форма, напоминающая крест. Такой головной убор могли дополнять колты из клада 1827 года, найденного Н.П. Кондаковым в Киеве. Княжеские головные уборы могли носить с фатой.
Украшением служили бляшки и жемчуг, которыми расшивали каймы, ворот и оплечье. Зачастую оплечья заменяли бармы — широкие нагрудные украшения с нашитыми на них религиозными сюжетами. По предположению Б.А. Рыбакова подобные ансамбли не были дополнены браслетами, их заменяли расшитые на опястьях рукава. С другой стороны, Н.П. Кондаков считал, что подобные парадные костюмы могли быть дополнены золотыми браслетами, схожими с экземплярами, найденными при раскопке клада на территории Рязани в 1822 году. Сюда же относят и перстни из золота, украшенные жемчугом или гранатом. Считается, что они составляют с эмалевым головным убором единый ансамбль.
Тисненые бляшки
Поскольку костюмы, дополненные украшениями из тисненых бляшек или фигурных вырезов в металле, обычно встречаются в кладах совместно с эмалевым убором, считается, что эти украшения — дополнением к эмалевому ансамблю. Как правило такие украшение вешали на очелья головных уборов, пояса, каймы одежды или использовали в качестве ожерелий. Однако из подобных украшений составляли и самостоятельный ансамбль. Примером может служить головной убор, найденный при раскопках культурных слоёв Новгорода и изученный выдающимся историком А.А. Строковым (1907-1987). Тиснёные бляшки украшают очелье этого головного убора. Позднейшее исследование подтвердило случаи ношения этого убора с ряснами, выполненными в виде конической подвески с восемью цепочками, отходящими от неё в разные стороны. Из украшений также были использованы скань и зернь, нанесённые на колпачок, а цепочки были украшены полыми бляшками, а также ромбическими и каплевидными подвесками.
Таким образом весь набор тисненых бляшек, включая сканные и украшения из зерни, сближают найденные подвески с очельем. Отдельно стоит выделить бляшки, с прорезью в виде буквы «S», найденные во время раскопок Киевского клада, датированного 1824 годом. Н.П. Кондаков относит эту находку к перечню бляшек, использованных для украшения очелий.
Костюм славян и Древней Руси (6-13 века)
Костюм древних восточных славян (6-9 века)
Условия жизни древних восточных славян — древлян, радимичей, вятичей и др. — были такими же, как и у их соседей — скифов и сарматов. Вероятно, и одежды у них были одинаковыми. Изготовляли их древние славяне из кожи, войлока, грубой шерстяной ткани. Позже костюм восточных славян под влиянием греческих, римских и скандинавских одежд стал богаче.
Мужской костюм
Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Рубашка могла быть и без запа́ха.
Холщовые или сермяжные штаны, широкие, как шаровары, собирались у пояса и подвязывались у ступни и под коленями. Вместо ремешков на ноги иногда надевали металлические обручи. Богатые люди носили две пары штанов: холщовые и шерстяные.
На плечи набрасывали короткие или длинные плащи, которые застегивались на груди или на одном плече. Зимой славяне надевали овчинный тулуп и рукавицы.
Женский костюм
У женщины одежда была такая же, как и у мужчин, но длиннее и шире и изготовлялась из менее грубой кожи и ткани. Белые холщовые рубашки длиной ниже колен украшались вышивкой по вырезу круглой горловины, по подолу и рукавам. На длинные юбки пришивались металлические пластинки. Зимой женщины надевали короткие накидки (душегрейки), шубки.
Обувь
В дохристианский период древние славяне носили онучи (холст, которым обертывали ногу) с подошвами, прикрепленными к стопе ремешками, а также сапоги, которые изготовляли из целого куска кожи и завязывали ремнем у щиколотки.
Прически и головные уборы
На голове древние славяне носили бронзовые обручи, круглые меховые шапки с околышем, войлочные колпаки, повязки. У мужчин были длинные или полудлинные волосы, подстриженные на лбу, и бороды.
Женщины носили головные повязки, позже — платки. Замужние славянки покрывали голову очень большим платком, спускавшимся по спине почти до пят.
Девушки волосы распускали, женщины заплетали их в косы, которые обертывали вокруг головы.
Украшения
Ожерелья, бусы, множество цепочек, серьги с подвесками, браслеты, гривны из золота, серебра, меди — вот основные украшения и мужчин, и женщин.
Женщины носили металлические головные обручи, мужчины — уборы в виде шапки, из бронзовых колец. Украшениями были и шейные кольца в форме витого обруча; гривны — густо нанизанные серебряные монеты или полуобруч с цепочками. К шейным кольцам, нагрудным цепочкам прикреплялось множество подвесок, в основном, бронзовых, в виде колокольчиков, крестов, фигурок животных, звезд и т.п., а также бусы из зеленого стекла, янтаря, бронзы.
Мужчины щеголяли кожаными поясами с бронзовыми чеканными бляхами и длинными нагрудными цепями.
Женщины с удовольствием носили серьги с подвесками, височные кольца, скалывали на плечах верхнюю одежду красивыми парными булавками.
И мужчины, и женщины носили браслеты и перстни — гладкие, с узорами, или спиралевидные.
Костюм Древней Руси (10-13 века)
После принятия христианства на Руси распространяются византийские обычаи, а также и византийская одежда.
Древнерусский костюм этого периода становится длинным и свободным, фигуру он не подчеркивал и придавал ей статичность.
Русь торговала с восточными и западноевропейскими странами, и знать одевалась, в основном, в привозные ткани, которые называли «паволок». Это и бархат (с тисненым рисунком или шитый золотом), и парча (аксамит), и тафта (шелковая узорная ткань с рисунком). Покрой одежды был простой, и различалась она главным образом качеством тканей.
Женские и мужские наряды богато украшались вышивками, жемчугом, отделывались мехами. На костюмы знати шел дорогой мех соболя, выдры, куницы, бобра, а крестьянская одежда шилась из овчины, заячьего, беличьего меха.
Мужской костюм
Древний русич носил рубаху и штаны («порты»).
Рубаха — прямая, с длинными узкими рукавами, без воротника, спереди с небольшим разрезом, который завязывался шнуром или застегивался пуговицей. Иногда на рукава вокруг кисти надевали нарядные, из дорогой ткани, с вышивкой «зарукавья» — прототип будущих манжет.
Рубахи шили из ткани разных цветов — белой, красной, сине-голубой (лазоревой), украшали вышивкой или тканью другого цвета. Носили их навыпуск и подпоясывали. У простолюдинов были холщовые рубахи, которые заменяли им и нижнюю, и верхнюю одежду. Знатные люди поверх нижней рубахи надевали еще одну — верхнюю, которая расширялась книзу, благодаря вшитым в бока клиньям.
Порты — длинные, неширокие, сужающиеся книзу штаны, которые подвязывались на талии шнурком — «гашником». Крестьяне носили холщовые порты, а знать — суконные или шелковые.
Верхней одеждой служила «свита». Она также была прямой, длиной не ниже колен, с длинными узкими рукавами, книзу расширялась за счет клиньев. Свита подпоясывалась широким поясом, к которому подвешивался кошелек в виде мешочка — «калита». Для зимы свиту делали на меху.
Знать также носила небольшие прямоугольные или округлые плащи «корзно», имевшие византийско-римское происхождение. Их накидывали на левое плечо и застегивали пряжкой на правом. Или же прикрывали оба плеча и застегивали спереди.
Женский костюм
В Древней Руси красивыми считались женщины со статной фигурой, белым лицом, ярким румянцем, соболиными бровями.
Русские женщины заимствовали восточный обычай красить лицо. Они покрывали лицо густым слоем румян и белил, а также чернили брови и ресницы.
Женщины, как и мужчины, носили рубаху, но длиннее, почти до ступней. На рубахе вышивались орнаменты, она могла присобираться у шеи и обшиваться каймой. Носили ее с поясом. У богатых женщин было две рубахи: нижняя и верхняя, из более дорогой ткани.
Поверх рубашки надевалась юбка из пестрой ткани — «понёва»: сшитые полотнища оборачивали вокруг бедер и подвязывали на талии шнуром.
Девушки надевали поверх рубахи «запону» — сложенный пополам прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Запона была короче рубахи, по бокам не сшивалась и всегда подпоясывалась.
Праздничной нарядной одеждой, надевавшейся поверх поневы или запоны, был «навершник» — вышитая туника из дорогой ткани с короткими широкими рукавами.
Великокняжеский костюм
Великие князья и княгини носили длинные и узкие туники с длинными рукавами, в основном, синего цвета; затканные золотом пурпурные плащи, которые застегивались на правом плече или груди красивой пряжкой. Парадным убором великих князей был венец из золота и серебра, украшенный жемчугом, самоцветами и эмалями, и «бармы» — широкий круглый воротник, также богато украшенный драгоценными камнями и медальонами-иконами. Царский венец всегда принадлежал старшему в великокняжеском или царском роде. Княгини под венец надевали покрывало, складки которого, обрамляя лицо, ниспадали на плечи.
Так называемая «шапка Мономаха», опушенная собольим мехом, с алмазами, изумрудами, яхонтами, и крестом наверху, появилась гораздо позже. Существовала легенда о ее византийском происхождении, согласно которой этот убор принадлежал деду Владимира Мономаха по матери — Константину Мономаху, и Владимиру его прислал византийский император Алексей Комнин. Однако установлено, что шапка Мономаха была изготовлена в 1624 г. для царя Михаила Федоровича.