во что одет хлебороб изображенный на колонне вднх
Арка Главного входа
Самая мощная ассоциация с ВДНХ у любого человека — это арка парадного входа на Выставку, открывающая Центральную аллею.
На вершине арки «Тракторист и колхозница» возносят на 32-метровую высоту аллегорический сноп колосьев — тяжелую промышленность и сельское хозяйство.
Когда построен, кто автор
Арка была построена к открытию ВСХВ в 1954 году, архитектор — Иннокентий Мельчаков, который принимал участие в оформлении советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.
Над скульптурой «Тракторист и колхозница» — эмблемой Выставки — трудился целый творческий коллектив: А. П. Антропов, С. Д. Рабинович, И. Л. Слоним, Н. Л. Штамм под руководством С. М. Орлова.
Статус
Объект культурного наследия федерального значения.
Современное состояние
Проведена реставрация. Открыта для посещения.
История создания
Арка в духе имперской архитектуры Древнего Рима — знак славы советского народа, победителя Великой Отечественной войны, — подчеркивает статус государства-триумфатора и соответствующий ему новый масштаб ВСХВ 1954 года.
Интересные факты
Арку венчает главный символ Выставки — скульптура тракториста и колхозницы. Ее довоенный аналог — скульптуру «Рабочий и колхозница» на 65-метровой башне Конституции рядом с Главным павильоном ВСХВ 1939 года было принято взять за основу на заседании Главного комитета Выставки — 28 июля 1951 года. Послевоенный символ выставки был уже облицован золотой смальтой, ярко сияющей на солнце.
Довоенный вариант скульптуры был несколько «фривольным»: тракторист одной рукой держал сноп пшеницы, а другой поддерживал колхозницу за талию. В послевоенном варианте тракторист уже себе таких «вольностей» не позволял и держал сноп обеими руками.
Во что одет хлебороб изображенный на колонне вднх
На месте останкинских болот, где в 1934 году сотрудники НКВД разогнали осевший там цыганский табор, уже через пять лет появилось одно из главных культурных мест столицы, которое на протяжении всей своей истории притягивало туристов со всего мира.
ВСХВ (всесоюзная сельскохозяйственная выставка), ВДНХ (выставка достижений народного хозяйства), а позже ВВЦ (всероссийский выставочный центр) — грандиозная по своим масштабам выставка достижений народного хозяйства, на которой за время ее существования побывал каждый восьмой житель планеты…
История «Главной выставки страны» началась с обращения II Всесоюзного Съезда колхозников-ударников в центральные органы коммунистической партии и правительства с просьбой об организации в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Просьбу удовлетворили, и был создан Главный выставочный комитет.
Чтобы получить право участвовать во Всесоюзной выставке, колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции, научные учреждения должны были иметь определенные показатели за 1937 и 1938 годы, а передовики и организаторы сельского хозяйства за 1938 год. Благодаря этому условию ни одна сельскохозяйственная выставка в мире не имела такого количества экспонентов.
Популярность готовящейся Выставки среди тружеников сельского хозяйства была необычайно велика. За право участвовать в ней боролись миллионы колхозников и рабочих совхозов, тысячи агрономов, зоотехников, механизаторов. Выставочный комитет получил около 250 тысяч заявок о желании быть ее экспонентом.
Главвыставком установил награды: тысяча дипломов первой степени и четыре тысячи второй степени. Хозяйства, удостоенные диплома первой степени, получали 10 тысяч рублей и легковую машину, а награжденные дипломом второй степени – 5 тысяч рублей и мотоцикл.
Для передовиков сельского хозяйства были учреждены одна тысяча больших и две тысячи малых золотых медалей, три тысячи больших и пятнадцать тысяч малых серебряных.
Кроме того, учреждалась книга Почета, куда заносился каждый экспонент с указанием его достижений.
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка стала и своеобразным вкладом в архитектуру столицы. Выросший на ее северной окраине целый выставочный город площадью в 136 гектаров включил в себя пруды, парки, опытные участки, 250 всевозможных строений.
Посевы и насаждения, занимавшие около 20 гектаров, представляли сельское хозяйство всего Советского Союза. Около 600 сортов различных культур высеяли на одном зерновом участке. Удивительную картину представлял собой выставочный сад: в нем было высажено около 10 тысяч растений. Среди них – 600 сортов плодовых и ягодных культур, богатейшая коллекция мичуринских сортов.
На участке технических и южных теплолюбивых культур посетитель видел посевы хлопка, риса, свеклы, льна, конопли, табака, кенафа, каучуконосов, хмеля. Всего на открытых участках экспонировалось 260 культур свыше 3 тысяч сортов.
Архитектурный ансамбль Всесоюзной сельскохозяйственной выставки создали архитекторы В.Щуко, В.Гейльфрейх, Л.Поляков, Д.Чечулин, скульпторы С.Коненков, ГМотовилов; монументалисты А.Дейнека, А.Бубнов, П.Соколов-Скаль и многие другие талантливые художники. Под руководством главного архитектора С.Чернышева работало более двух тысяч профессионалов и народных мастеров.
Выставочный город в Москве с огромной любовью украшал весь советский народ.
Страна готовилась к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки как к большому всенародному празднику. Оно состоялось 1 августа 1939 года. Первые посетители вошли через арку, построенную по проекту архитектора Л.Полякова в традициях древнеримских триумфальных арок.
На торжественной церемонии, в которой принимало участие более 10 тысяч человек, присутствовали руководители партии и Советского государства. При въезде на Выставку стояла 24 метровая скульптурная группа «Рабочий и колхозница» выдающегося скульптура В. Мухиной.
Эмблемой же Всесоюзной сельскохозяйственной выставки стала грандиозная скульптурная группа, изображающая тракториста и колхозницу, высоко поднявшим над головами золотистый сноп пшеницы. Она была установлена на 50 метровой башне Главного павильона, который представлял собой монументальное белое здание с красивой колоннадой. Фасад здания украшали гербы союзных республик и герб Советского Союза.
Из Главного павильона посетитель попадал на одну из красивейших площадей – площадь Колхозов.
Здесь и на прилегающих аллеях расположились павильоны союзных республик, краев и областей. Обходя эти дворцы-павильоны, посетитель как бы совершал путешествие по необъятным просторам нашей Родины: от ледяных просторов суровой Арктики до вечнозеленых субтропиков, от Камчатки до Балтики.
Каждый павильон выделялся своей самобытностью, с использованием в строительстве национальных мотивов.
На огромной площади Колхозов особое внимание привлекало здание Московского павильона (павильон «Зерно», в настоящий момент павильон № 59), построенного из камня, бетона, стекла, украшенного нержавеющей сталью по проекту архитектора А. Чечулина. Фасад был обрамлен горельефами, фигурами овощеводов, доярок, садоводов, трактористов.
Здесь же были изображены тучные животные, золотые снопы пшеницы, крупные клубни картофеля, огурцов, помидоры и другие овощи. По всему фасаду выгравирован лозунг: «Создадим вокруг Москвы и других крупных городов картофельно-овощные и животноводческие базы». На самом верху орден Ленина-награда Московской области за успехи, достигнутые в сельском хозяйстве.
Рядом расположился павильон «Украина». Построен по проекту архитектора А. Тация и К. Иваньченко, облицован украинской майоликовой плиткой, фасад украшают золотые колосья, арку входа обрамляет декоративный керамический венок, над входом витраж – «Переяславская рада».
Одним из разделов выставки 1939 года стал раздел «Новое в деревне». Он раскинулся на участке площадью 12 га. Здесь демонстрировалась новь советской деревни. По типовым проектам, рекомендуемым для массового строительства, были возведены: сельсовет, правление колхоза, машинно-тракторная станция, животноводческие фермы, колхозный клуб, школа, родильный дом, детские ясли.
Особый интерес был к яслям, ведь деревня не имела о них понятия. Все эти постройки и сейчас, несколько обновленные, служат офисами для подразделений ВВЦ.
Интерес вызывал павильон «Охота и звероводство», где демонстрировался Пушкинский зверосовхоз, одним из первых начавший разведение соболя в неволе. На открытой площадке перед павильоном показывались речные бобры, нутрии, ондатры, обитавшие здесь в условиях, близких естественным.
Был на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки действующий образец колхозной гидроэлектростанции. Она стояла на реке Каменка, протекающей по территории Выставки. Ее расчистили от камышей и построили земляную плотину высотой около 5 метров. Ток от станции подавался в соседнее здание, где были установлены сельскохозяйственные машины, приводимые в действие электромоторами.
ВСХВ-39 стала не только школой передового опыта, внушительно продемонстрировавшей достижения сельского хозяйства, но и любимым местом отдыха москвичей и гостей столицы. В большом старинном парке, соседствовавшем с Выставкой, была разбита зона отдыха. Были открыты разнообразные аттракционы: парашютная вышка, колесо обозрений, комната смеха, карусели и др. Для детей был создан детский городок с площадками для игр.
На самой Выставке был построен Зеленый театр, концертная эстрада, цирк, два кинотеатра.
Успех Всесоюзной сельскохозяйственной выставки был огромен. С 1 августа по 25 октября ее посетило свыше 3,5 миллиона человек.
На ВСХВ работало 2000 экскурсоводов, 1000 групповодов. Двести гидов обслуживали иностранных гостей, интерес которых к советской выставке был необычаен. Несмотря на то, что Выставка была задумана как разовое мероприятие, партией и правительством было принято решение продолжить ее работу. В 1940 году выставка проработала 5 месяцев, ее посетили 4.5 миллиона человек.
В 1941 году она действовала всего 1 месяц и пять дней… Во время Великой отечественной войны экспозицию и библиотеку Выставки эвакуировали в Челябинск.
Вновь Всесоюзная сельскохозяйственная выставка приняла посетителей лишь 1 августа 1954 года. Целью ее стала широкая пропаганда достижений сельского хозяйства, быстрейшее внедрение в колхозное и совхозное производство передового опыта.
Чтобы принять участие в послевоенной Выставке, нужно было достичь более высоких результатов, чем прежде. Так для участия в ВСХВ-39 колхоз нечерноземной полосы должен был собрать 12-14 центнеров пшеницы с гектара, а в 1954 году – не менее 19!
Архитектурный облик Выставки изменился коренным образом. Была проведена огромная строительная работа, значительно увеличилась ее площадь – до 207 гектаров. Были возведены павильоны Прибалтийских республик.
Был построен павильон «Узбекистан» – один из красивейших павильонов, сейчас это – «Культура». Вход в павильон украшает ажурная ротонда, внутри фонтан, который подчеркивает легкость и изящность ее колон. Орнамент с изображением кустов и коробочек хлопка, украшающих ротонду. Работа лучших мастеров Узбекистана.
Была построена Арка Главного входа на Выставку. Мощные четырехгранные колоны легко несут массивную арку, разделяя ее на центральный и боковые пролеты. На колоннах барельефы, основная тема которых – труд людей. Венчает арку скульптурная группа «Тракторист и колхозница», с высоко поднятым снопом пшеницы.
Был достроен Главный павильон, мощная колоннада, высоко поднятые шестиметровые скульптурные группы, многочисленные барельефы, 35 метровый шпиль, увенчанный золотой звездой. Перед павильоном был установлен памятник В. Ленину.
На площади Колхозов был построен фонтан «Дружба народов». Колхозницы в национальных костюмах ведут праздничный хоровод. Фонтан выбрасывает ежесекундно более тонны воды на высоту восьмиэтажного дома. Скульпторы З. Баженова, Л.Баженов, А.Тенета, З.Рылеева, И.Чайков выполнили скульптуры из бронзы с тончайшим золотым покрытием, снопы – из листовой, с позолотой меди.
Фонтан «Дружба народов» работы архитекторов К.Топуридзе и Г. Константиновского пережил свой идеологический смысл, но его красота и неповторимость продолжают радовать гостей выставки.
На противоположном конце площади Колхозов расположился фонтан «Каменный цветок», сооруженный по мотивам сказов Бажова. В обширном бассейне, обрамленном красным полированным гранитом, возвышается фантастический каменный цветок из разноцветных сплавов.
В бассейне плещутся бронзовые рыбы и птицы. По бокам – декоративные горки из плодов и овощей. И по ныне эти фонтаны являются лучшим украшением выставки.
В каждом павильоне демонстрировались достижения отраслей народного хозяйства в республике, областях, районах.
Зеленый наряд выставки был исключительно богат. На ее территории был представлен практически весь растительный мир Советского Союза. Выставочный городок украшали 40 тысяч декоративных деревьев, 450 тысяч кустарников. Около 5.5 миллиона однолетних и многолетних цветов. Гордостью выставочных садоводов был розарий – в нем произрастало около 50 тысяч сортовых роз.
С утра до вечера нескончаемым потоком тянулись посетители к животноводческим павильонам. Только в 1954 году в этом разделе показывалось 800 голов крупного рогатого скота 32 пород, 800 овец 53 пород, 500 свиней 30 пород, 3000 голов домашней птицы. Животных демонстрировали на выводном кругу. Это было яркое зрелище. С раннего утра в животноводческом городке царило оживление: животных скребли, чистили, мыли. Затем представители хозяйств в красочных национальных костюмах показывали своих питомцев авторитетному жюри и зрителям.
У павильона «Коневодство» можно было увидеть две скульптуры коней. Одна изображала знаменитого ипподромного бойца, жеребца Квадрата орловской рысистой породы, другая жеребца – Символа буденновской породы. В павильоне посетители могли полюбоваться этими красавцами и несколькими десятками лошадей орловской, русской рысистой, советской тяжеловозной и др. пород.
На открытых площадках демонстрировалась новая сельскохозяйственная техника.
На базе Выставки проводилось обучение новым методам работы, практиковался выезд экскурсантов в передовые хозяйства. Совершенствовалась экскурсионная деятельность, группы экскурсантов формировали из работников одной профессии.
С июня 1956 на территории ВСХВ начала свою работу Всесоюзная промышленная выставка, главными задачами которой была демонстрация успехов индустрии.
Одним из значительных и перспективных экспонатов стала первая электронной вычислительная машина. Создание этой техники в Советском союзе началось еще в 1948 году.
Экспозиция выставки расположилась в 21 павильоне, которые были сгруппированы в основном на площади Механизации. Здесь был установлен первый советский пассажирский реактивный авиалайнер, спроектированный и построенный под руководством выдающегося авиаконструктора А. Туполева.
Одним из главных павильонов промышленной выставки стал павильон «Машиностроение». К нему примыкало много открытых площадок. На которых демонстрировались образцы новой техники.
Создание в 1959 году ВДНХ СССР
ВДНХ создана в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 28 мая 1958 «Об объединении Всесоюзных промышленной, сельскохозяйственной и строительной выставок ( на Фрунзенской набережной) в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР».
16 июня 1959 года ВДНХ СССР гостеприимно распахнула для посетителей двери своих павильонов. В 1963 году Совет Министров СССР принял постановление «О перестройке работы ВДНХ СССР».
Выставочная деятельность стала строиться по производственно-отраслевому принципу. Тематические выставки и смотры приобрели первостепенное значение в работе всех павильонов. На их базе широко проводились обмен опытом и обучение работников промышленности, строительства, сельского хозяйства.
Такая организация позволила значительно ускорить внедрение в производство новой техники, современных методов труда. Ежегодно на ВДНХ СССР открывалось около 300 выставок и смотров, на которых показывалось более 100 тысяч экспонатов.
ВДНХ СССР отражала как зеркало основные вехи в жизни страны, такие как первый полет в космос Ю.Гагарина, строительство Байкало-Амурской магистрали и др.
Были в истории строительства ВСХВ и загадочные, а местами даже мистические моменты. Одна из таких мистических историй рассказывает о том, что Вячеслав Константинович Олтаржевский (главный архитектор ВСХВ) задумал сделать выставку не просто культурным центром Советского Союза, а центром всей Вселенной.
Если посмотреть на генеральный план ВСХВ, можно увидеть, что площадь механизации, являясь центром выставки, напоминает солнце, вокруг которого расположились девять планет. На этой площади, по его задумке, должна была возвышаться фигура Ленина.
От Площади механизации, как от библейского Древа Жизни, разбегаются четыре источника, которые в точке пересечения, как в системе координат, образуют начало всех начал. Эта система сформирована с математической точностью — как египетские пирамиды — и заключена в правильный восьмиугольник — христианский символ обновления и обретенного райского блаженства. Эти знаки сочетались с огромным крестом и всевозможными символами буддийских и индуистских мифов.
В.К.Олтаржевский, Р.Л.Подольский, Н.В.Алексеев, А.Б. Борецкий, Д.Г. Олтаржевский. Проект планировки ВСХВ. Перспектива.
Но по прошествии небольшого количества времени главный архитектор всероссийской сельскохозяйственной выставки был отправлен за Полярный круг, а план выставки был изменен. Там специалисту по многоэтажным зданиям, который десять лет перенимал опыт строительства небоскребов в Соединенных Штатах Америки нашли достойное применение — он стал проектировать лагерные бараки. Об открытии некогда созданной им выставки Олтаржевский узнал лишь из киножурнала.
В тоже время, в 1942-м году главному архитектору выставки вернули его свободу, после чего он стал личным консультантом вождя по вопросам высотного строительства.
Второе открытие выставки произошло 1 августа 1954-го года. При входе людей встречала только что отстроенная арка ошеломляющих размеров и удивляло отсутствие фигуры Сталина, на месте которой был открыт фонтан Дружбы народов. Шестнадцать позолоченных изваяний первоначально должны были символизировать союз всех республик. Но вскоре, когда республик осталось только пятнадцать, символика в очередной раз разошлась с реальностью.
Вскоре выставка стала полностью индустриально-промышленной, и в 1959 году получила новое название — ВДНХ (Выставка Достижений Народного Хозяйства) СССР.
После первого полета человека в космос, в 1961-м году, выставку, помимо всего остального, украсила копия ракеты Гагарина. Она, между прочим, была установлена на Площади механизации, в том самом мистическом центре, где, по планам Олтаржевского, должна была возвышаться фигура тогдашнего вождя.
Кстати, сам Вячеслав Константинович после освобождения в 1943 году так ни разу и не посетил свое творение. Умер он в 1966 году в возрасте 86 лет.
С 1992 года – Всероссийский Выставочный Центр
23 июня 1992 года Указом Президента Российской Федерации и постановлением Правительства РФ ВДНХ была переименована в Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр» (ГАО ВВЦ).
В 90-е годы ВВЦ считался выставкой, скорее, формально. Фактически павильоны были сданы в аренду под склады и точки продажи бытовой, компьютерной техники, а также разнообразных товаров народного потребления. Вместе с тем работал парк аттракционов, в павильоне «Центральный» для детей и молодёжи проводился показ различных физических опытов — ВВЦ по-прежнему был местом, куда приходили отдыхать, но разруха и торговля портили всё впечатление.
В 2002-м году подавалась заявка на проведение престижной международной выставки «ЭКСПО — 2010» в Москве. К сожалению, заявку не приняли, но, несмотря на это, для многих жителей Москвы ВДНХ является местом первого свидания или других романтических приключений.
Люди гуляют по этим великолепным местам, делают покупки, смотрят на достижения науки и техники, привезенные со всего мира, мечтают, да и просто заряжаются хорошим настроением и положительной энергией.