во что может превратиться вода
Урок по окружающему миру «Превращение воды»
формировать представление о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды, их связь с сезонными изменениями в природе
образовательные: сформировать у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении воды в природе;
развивающие: развивать способности наблюдать, мыслить, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, самостоятельности мышления;
воспитательные: воспитание любви к природе, познавательного интереса
— различать три состояния воды;
— понимать цель урока, стремиться ее выполнить;
— оценивать достижения на уроке;
— наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы;
— работать со схемами: анализировать, объяснять, моделировать
— иметь представление о целостности окружающего мира;
— испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
— понимать свою роль в деле охраны окружающей среды;
— актуализация своего опыта.
Формирование универсальных учебных действий .
Познавательные: общеучебные – умение работать с информацией в тексте, умение размышлять, осмысливать, обобщить полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у учащихся собственное отношение к информации; смысловое чтение; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта), умение соотнести новую информацию с ранее полученной (от старых знаний к новым – осмысленное чтение), умение анализировать то, что он уже знает об изучаемой теме.
Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
Регулятивные: ориентирование в учебнике и в рабочей тетради; контроль своих действий; оценка результатов своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с товарищами; вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах; строить понятные речевые высказывания, аргументировать свои ответы, обосновывать свое мнение и доказывать.
Презентация «Превращения воды»; фильм «Три состояния воды»; мультфильм «Как вода становится паром и водой»; учебники; блюдце, кусочки льда; карточки на доску; карточки для самостоятельной работы детям; ТПО; схемы частиц в твердом, жидком и газообразном состоянии; условные знаки «прогноза погоды»; модели термометров; магниты; снежинки (ЗЖК)
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?
-А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока
Урок мы будем (изучать)
Информацию из урока (извлекать)
Точку зрения ( высказывать)
На вопросы ( отвечать)
И, конечно, без сомненья, речь при этом ( развивать)
— Чему будет посвящен наш урок? ( Открытию новых знаний )
— Какие задачи поставим? ( Узнать новое )
— Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.
-Сегодня на урок пришли гости. Поприветствуйте их.
— Урок окружающего мира мы начнём с прогноза погоды. ( исправляют ошибки)
— Кто может рассказать о сегодняшней погоде?
-С каким настроением вы начинаете урок? Обозначьте.
-Надеюсь, что материал сегодняшнего урока будет всем ясен и понятен.
3.Актуализация знаний о воде
-О чем пойдет речь на нашем уроке? Внимание на экран (Видеофрагмент «Вода»)
-А кто из вас сможет мне ответить что такое вода? (вода – это вещество)
— А любое вещество имеет свои свойства.
— О каких свойствах воды нам уже известно? (слайд №3)
-Какова роль воды в жизни организмов?
— Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке?
-Как можно очистить загрязненную воду? (Сначала пропустить воду через бумажный или многослойный тканевый фильтр, затем прокипятить или добавить несколько кристаллов марганцовки.)
-На какой вопрос мы не нашли ответа.
-Что в природе очищает воду?
— Кто дома нашёл ответ на этот вопрос?
-Чем пользовались при этом?
4. Диктант «Истинные и ложные высказывания»
-А сейчас вспомним о свойствах воды. Проведём игру «Веришь или нет»
На листочках запишите свои ответы «да» или «нет»
2.Вода обладает текучестью (да)
3.Чистая вода не имеет запаха. (да)
5.Чистая вода имеет приятный запах. (нет)
6. Вода растворяет любые вещества (нет)
7. Вода – это и дождь, и снег, и град, и иней, и роса? (да)
-А теперь поменяйтесь листочками, возьмите карандаш и проверьте работу соседа .
-Поднимите руку, у кого все ответы верные. Молодцы!
-А кто допустил больше трёх ошибок? Вы меня огорчили.
5.Сообщение новых знаний
— Отгадайте загадки (слова-отгадки крепятся на магнитной доске)
Лёгкий, белый и пушистый,
А на солнышке искристый,
Лишь зимой у нас бывает
И в ладошке быстро тает. (Снег)
То ли дым, то ль облака,
То ль волшебная река
Из чудесной мягкой ваты,
Кто укрыл всё белой лапой?
То не сказка, не обман,
Землю скрыл густой. (Туман)
Вышла туча на прогулку
И взяла с собой шкатулку.
Туча бегала, резвилась,
И шкатулочка открылась,
И рассыпался вниз — ох! —
Круглый, ледяной горох. (Град)
Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки —… (Роса)
— Что объединяет эти явления? (Это все вода. Вода в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.)
-Послушайте, и предположите, что это может быть?
Вчера солнышко купалось в луже под окном,
Но сегодня лужу затянуло льдом.
-Что же произошло с водой?
-А что ещё с ней может произойти?
-Так о чём же мы будем говорить сегодня?
— Итак, тема нашего урока: «Превращение воды».
-В каких состояниях может находиться вода? (Слайд №6)
(Слайд № 7 «3 состояния воды»)
-Откройте учебник на стр. 102, возьмите в руки карандаш. При чтении текста не забывайте отмечать: + новое для меня. (чтение текста вслух)
-Что из прочитанного было нам известно?
-Почему воду называют удивительным веществом?
-В каких трёх состояниях вода может находиться в природе?
-Что из прочитанного вы отметили знаком +? Что новое узнали?
При изменении температуры вода может переходить из твёрдого состояния в жидкое, а из жидкого – в твёрдое. Из жидкого состояния в газообразное, а из газообразного – в жидкое. Эти превращения воды называют процессами (процесс – переход вещества из одного состояния в другое) таяния и замерзания, испарения и конденсации.
На доске появляются карточки:
конденсация (слово это произошло от латинского конденсатио, что означает уплотнение, сгущение) ,
-Можете вы назвать, какое превращение воды называют процессом испарения и конденсации? Значит знаний нам ещё недостаточно.
-Внимательно посмотрите фильм, может быть, там вы найдёте ответ на этот вопрос.
9. Закрепление полученных знаний
а) Фильм «Три состояния воды»
-Давайте воспользуемся условными знаками осадков и распределим их по состояниям.
Дождь, роса снег, град, иней туман
-Несмотря на эти различия, все они представляют разные состояния одного и того же вещества – воды. А значит, и лёд и туман и роса состоят из одинаковых мельчайших частиц
-Вспомните, как располагаются молекулы в жидком, твёрдом и газообразном веществах?
Когда вода при нагревании превращается в пар, расстояние между молекулами увеличивается. Молекулы двигаются поодиночке, сталкиваясь при движении друг с другом и разлетаясь в стороны после столкновений.
(схема частиц в газообразном состоянии)
Когда же при охлаждении вода превращается в лёд, её молекулы объединяются, выстраиваются в стройные ряды, образуя кристаллики. Но движение молекул при этом не прекращается, они всё время колеблются.
(схемы частиц в жидкостях, в твердых состояниях)
— Вода может превратиться в снег, град, лёд, росу, иней.
-Как вода превращается в пар, росу и как это превращение воды называется
-Сейчас за окошком поздняя осень. Всё холоднее по ночам. И вот однажды утром мы увидели на лужах первый лёд. Выпал первый снег. Но всё это было недолговечно, солнце быстро растопило его…
— И что произошло с первым снегом? (превратился в воду).
Опыт № 1 Показать блюдце, в котором лежал лёд
— Ребята, подумайте, а обратное превращение возможно?
— Действительно, вода превращается в лёд при нуле градусов и ниже.
— Крошечные льдинки образуются и высоко в облаках. Там они увеличиваются, превращаются в снежинки и падают на землю. Так вода превращается в снег . Лёд и снег – это вода в твёрдом состоянии.
Происходит ещё одно превращение – вода с доски, с полов испаряется, то есть превращается в пар. Пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озер, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.
— А теперь подумайте и скажите: дождик, это какое состояние воды? (Жидкое)
— В каких трех состояниях вода находится в природе? (Жидком, твердом, газообразном.)
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
г) Просмотр фильма «Как вода становится паром и росой?» из серии мультфильмов «Семья почемучек»)
-Проверяем, кто был внимателен (№32 стр. 34 ТПО)
-Как называется процесс превращения воды в пар? ( испарение)
-А превращение пара в воду? (конденсация)
-Вдумайтесь в смысл слов замерзание – таяние. Противоположные по смыслу слова – это слова антонимы. И слова испарение и конденсация тоже слова антонимы.
-А теперь давайте применим свой жизненный опыт, свои наблюдения, какие процессы чаще всего наблюдаются в разные времена года. Приведите примеры. (ответы детей)
-Что происходит летом?
Летом – испарение и конденсация воды (солнце нагревает землю и воду, вода испаряется, а после заката солнца воздух охлаждается и пар конденсируется в воду в виде росы или дождя);
Осенью – конденсация (если ночью резко понизится температура, станет ниже 0 градусов, то вместо росы появится иней);
Весной – таяние и испарение (солнце нагревает землю, снег начинает таять, превращается в воду, вода испаряется).
д) Игра «Отгадай и назови» (Слайд № 13, 14, 15, 16)
-А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. На карточке вы видите наш круглый год. Запишите, в какое время года, какие процессы можно наблюдать.
-Подведём итоги работы. Стр. 106 вопросы
-Ответы на эти вопросы нам предстоит ещё найти. На какие-то из них вы постараетесь найти ответы дома.
-Каким знаком состояния неба вы оцените свои успехи на уроке?
— Оцените свои знания на конец урока (снежинки)