во что играют в компьютерных клубах 2020
Пошли в компы. Почему в Россию вернулись компьютерные клубы
Фразу «Пошли в компы» хорошо помнят те, кто был подростком в девяностые и нулевые. Теперь она снова звучит всё чаще — в России бум компьютерных клубов. «Секрет фирмы» выяснил, как происходит возрождение практически вымершего бизнеса и почему не всем удаётся заработать на ажиотаже.
Что спровоцировало бум
В конце 2019 года в городах-миллионниках было больше 400 компьютерных клубов. Всего за год это число выросло на 80%. Санкт-Петербург, Челябинск, Волгоград, Самара и Нижний Новгород показали двукратный рост, а в Воронеже количество таких заведений почти утроилось, подсчитал «Коммерсантъ» на основе данных сервиса «2ГИС».
В Москве за то же время компьютерных клубов стало в два с половиной раза больше. В ноябре 2019 года в столице работало 147 заведений. Ажиотаж продолжился и в 2020 году: в начале марта «2ГИС» по запросу «компьютерный клуб» показывал уже 238 адресов, убедился «Секрет».
«Это похоже на истерию», — говорит владелец новосибирского клуба Windeta Сергей Закревский. Он открыл этот бизнес в мае 2019 года. По словам Закревского, после этого в городе стали появляться по два клуба в месяц. «К концу года их стало 20 штук. Даже для такого большого города, как Новосибирск, это много», — считает предприниматель.
К взрывному развитию рынка, по мнению экспертов, привели как минимум два фактора. Первый — увеличение стоимости комплектующих для домашних игровых компьютеров. Популярность майнинга криптовалют привела к дефициту видеокарт и росту цен на них. По словам геймеров, минимальная стоимость игрового компьютера составляет 35 000 рублей, а оптимальный набор «железа» приближается к отметке в 100 000 рублей.
«При таких высоких темпах роста киберспортивной отрасли не хватает мест, где люди могут заниматься киберспортом, — рассказал «Секрету» представитель франшизы компьютерных клубов Colizeum Ринат Магдеев. — Во-первых, далеко не у каждого есть дома хороший игровой компьютер. Во-вторых, в клубы люди ходят не просто поиграть, а пообщаться и отдохнуть с друзьями, окунуться в атмосферу. В-третьих, клубы сегодня реально стали площадками для тренировок команд, для участия в турнирах. Теперь это полноценные спортзалы».
Компьютерные клубы — самое популярное направление для инвестиций на российском киберспортивном рынке. «90% тех, кто говорит, что вложился в России в киберспорт, вложились именно в такие клубы», — утверждает венчурный инвестор и основатель инвестиционной компании А.Partners Алексей Соловьёв.
Что такое компьютерный клуб в 2020 году
Современные клубы отличаются от тех, что были в 90-е и в начале нулевых. Запах пота, сигарет и алкоголя в большинстве случаев ушёл в прошлое. «Сейчас делают крутой дизайн, создают уютную атмосферу и пытаются придать компьютерному клубу особую энергетику», — рассказывает представитель франшизы CyberX.
В клубы первой волны ходили в том числе для того, чтобы посидеть в интернете. Сейчас выход в Сеть ограничивают, чтобы защитить компьютеры от вирусов и майнеров. Также в большинстве клубов нельзя скачать анонимный браузер Tor и выйти в Даркнет.
Вокруг клубов владельцы стараются создать сообщества из постоянных посетителей. Почти во всех крупных заведениях есть система лояльности: клиент получает бонусы за посещение клуба и проведённое в нём время. Также клубы регулярно проводят турниры.
Но «одни компы — это тупик», — говорит Алексей Колесников, открывший в Чебоксарах сеть компьютерных клубов Strike Arena. В отличие от конкурентов, он сделал акцент на лаундж-зонах.
«Мы мыслили логически: если у тебя есть 30 компьютеров, при цене игрового часа 100 рублей и при полной посадке выше определённого потолка не прыгнешь, — говорит он. — На большую компанию могут до четырех кальянов заказать плюс берут чай, снеки и так далее. Средний чек лаундж-зоны в регионе примерно 1000 рублей, а на компьютерах — около 270–300 рублей».
Ещё один новый тренд — большая арена, которая может быть одновременно компьютерным клубом и местом для проведения различных мероприятий. Самое крупное подобное заведение в СНГ — московская Yota Arena на 105 игровых мест. Здесь, помимо киберспортивных турниров, проводят корпоративы и концерты.
«Первые арены появились в 2017 году, и для меня эти заведения были удивительны — я не понимал, для чего они нужны, — вспоминает владелец сети интернет-кафе Кирилл Савин. — Долгое время они стояли пустые, туда просто никто не ходил, а потом киберспорт в России внезапно стал популярен».
Кто ходит в компьютерные клубы
Аудиторию можно разделить на несколько групп, рассказывает Алексей Колесников. Есть те, кто приходит только в лаундж-зону: играть в приставку, курить кальян и пить пиво. Обычно это молодые люди 23–27 лет.
В первой половине дня поиграть в компьютерные игры приходят школьники 13–16 лет, после 16 часов подтягиваются молодые люди до 30 лет. Средний возраст геймеров, по словам Колесникова, — 24 года.
Представитель франшизы CyberX подтвердил «Секрету», что основная аудитория современных клубов — подростки от 14 лет.
«Молодёжи, как и нам в 1990-е, по-прежнему негде тусоваться, — говорит основатель Colizeum Алексей Локонцев. — Клуб даёт им возможность общаться, создаёт комьюнити: дворовая тусовка перешла из подъездов и фуд-кортов торговых центров в киберспортивные клубы. В клубе безопасно, тепло, и здесь они находят единомышленников. Кроме того, индустрия киберспорта в целом развивает целый ряд новых профессий — от разработчиков игр и организаторов турниров до сисадминов и администраторов, которые будут обслуживать клубы».
Какие инвестиции нужны и почему многие прогорают
По словам опрошенных «Секретом» участников рынка, в среднем одно игровое место стоит от 120 000 до 200 000 рублей. Таким образом, открытие клуба на 50 компьютеров может обойтись в 6–7 млн рублей, если это делать самостоятельно, и в 7–8 млн рублей при поддержке франшиз.
Осенью 2019 года всего за три месяца спрос на киберспортивные франшизы вырос в 12 раз, заявила «Коммерсанту» эксперт сервиса Franshiza.ru Анна Рождественская. Представитель сети CyberX объяснил «Секрету» такой всплеск прибыльностью бизнеса.
Продавцы франшиз обещают, что клуб окупится за 11–16 месяцев — в зависимости от площади, количества компьютеров, стоимости часа игры и заработной платы персонала.
«Доходы в 300 000 — 400 000 рублей в месяц, о которых говорят продавцы франшиз, могли быть в середине 2019 года. Сейчас рынок перенасытился, прибыль снизилась. Но при этом клуб продолжает себя окупать и приносить доход», — говорит Сергей Закревский. Он ожидает, что не выдерживающие конкуренцию игроки будут пытаться выйти из бизнеса.
И это уже происходит. На Avito по всей стране уже продают около 40 клубов. Ценники — в диапазоне между 1 млн и 7,5 млн рублей, средняя цена — в районе 3,5 млн рублей.
Автор одного из объявлений, продавец клуба в Набережных Челнах Ленар рассказал «Секрету», что до начала бума компьютерных клубов доход такого заведения достигал миллиона рублей в месяц. «О таких деньгах сейчас мечтать не приходится, тем более в малых городах», — объясняет он.
Павлу Абрамову в Вологде не удалось вывести такой проект даже на самоокупаемость. Он открыл клуб в апреле 2019 года. «Первое время поток клиентов был хорошим, — рассказывает Павел. — Ходили в основном школьники, хотя мы рассчитывали на студентов. После произошёл резкий спад, прибыль была ниже планируемой на 40–50%. Осенью я закрыл клуб».
Нередко клубы открывают ради «пассивного дохода», отмечает представитель франшизы CyberX. «Многие ошибочно полагают, что высокую окупаемость в сравнении с недвижимостью можно получить, открыв компьютерный клуб. Но это не пассивный доход. Клуб, как любое другое заведение, нужно раскручивать, заниматься им», — говорит он.
Чем больше на рынке клубов, тем дольше окупается каждый из них, признаёт Ринат Магдеев из Colizeum. При этом он не согласен, что рынок перенасыщен. По его прогнозу, в Москве пик наступит через два-три года, а в регионах — через три-пять лет.
«И когда это случится, то начнут закрываться аутсайдеры: клубы низкого уровня «прямиком из 90-х» либо просто неудачные форматы от бизнесменов-дилетантов, — резюмирует Магдеев. — Крупные сети, современные клубы с хорошим сервисом и крутой организацией останутся и сохранят аудиторию».
«Мы создаём рынок, на котором наши внуки будут зарабатывать», — отмечает начальник Магдеева, основатель Colizeum Алексей Локонцев. Он заявляет, что ниша пока не занята. По подсчётам Локонцева, рядом с одним клубом на 40 компьютеров в радиусе километра должно быть минимум пять школ. «Например, в Туле 198 школ. Соответственно, нужны 40 клубов, а у нас там пока только один. Рынок свободен», — отметил предприниматель и заявил, что планирует до конца 2020 года довести число клубов по стране с 50 до 300.
Как изменились компьютерные клубы России за последние 25 лет
Культура возвращается
За последние 20-25 лет концепция компьютерных клубов сильно изменилась — налицо сильный перекос в сторону киберспорта, популярность которого растет быстрыми темпами. Кроме того, изменился и экстерьер, а также контингент подобных заведений.
«В начале существования клубы располагались в совершенно неожиданных местах, на первых этажах почти каждого дома, кинотеатрах и даже в магазинах.
Большинство из них представляло собой несколько ПК, стоящих вдоль стен.
Клубы из нескольких соединенных в сеть IBM PC возникли только к концу 90-х. Публика в них собиралась самая разная, от тех, кто искал место для досуга в своем городе до продвинутой молодежи, которая пыталась программировать», — рассказал «Газете.Ru» сооснователь сети киберспортивных клубов и арен Colizeum Алексей Локонцев.
По словам директора по стратегическим коммуникациям ESforce Holding Ярослава Мешалкина, в девяностые и нулевые компьютерные клубы делились на интернет-кафе и игровые заведения — в первые ходили ради интернета, чтобы пообщаться на форумах, а во вторые, чтобы поиграть в классику того времени — Quake, WarCraft и StarCraft, а потом и Counter-Strike.
«Это обычно были темные подвальные помещения с разнокалиберными компьютерами, я помню буквально пару-тройку цивилизованных клубов в Москве из доброй сотни существующих.
Сегодня компьютерные клубы напоминают футуристические пространства из фильмов.
Там самое современное «железо», обеспечивается безопасность, рядом есть приличные кафе. Выросла и публика — если раньше это были большей частью школьники с небольшой прослойкой студентов, то сейчас в клубе легко можно встретить компанию инвестиционных менеджеров, решивших пойти поиграть вместо бара», — сообщил Мешалкин.
«Мое знакомство с компьютерными клубами началось в 1997 году, — вспоминает президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит. — В журнале Game.EXE я увидел рекламную статью о новом клубе «Орки», где на тот момент проводились соревнования по второму «Варкрафту». Клуб располагался в неприметном месте – на задворках магазина, продававшего компьютерную технику, в небольшом отдельном помещении. Это был один из первых клубов в Москве, и он был хорош тем, что когда приходил товар в магазин, его надо было протестировать, и таким образом он использовался несколько дней в компьютерном клубе.
В большинстве своем первые компьютерные клубы занимали полуподвальные, подсобные помещения или нерентабельную площадь, компьютерная техника была слабой, да и о комфорте заботились редко.
Но со временем рынок стал развиваться и появился, например, клуб «Арена» с несколькими филиалами, а клуб «Орки» стал приносить больше прибыли, чем магазин. В какой-то момент в клубе было более 120 современных компьютеров».
Ключевой особенностью того времени было практически полное отсутствие интернета в России. Люди по большей части играли в отдельных «локалках», которые были выстроены с помощью клубных компьютеров. Это стало ключевым фактором такой популярности — в одной только Москве было около тысячи клубов. Со временем интернет стал более доступен, как и компьютерная техника, которая массово начала появляться в офисах, да большинство игр тех времен не требовали серьезного «железа».
«В итоге дети начали играть из дома, родители из офиса, везде был интернет, поэтому культура походов в компьютерные клубы стала угасать. Помимо этого, свою лепту внесла борьба с пиратством – почти у всех клубов были установлены нелицензионные операционные системы и игры», — отметил глава ФКС России.
Действительно, после эпохи расцвета компьютерных клубов интерес к ним упал почти на десять лет.
И только сейчас эта культура вернулась, причем с еще большим размахом на волне развития киберспорта во всем мире, появления мощного «железа», а также современных игр, которые могут потянуть только геймерские компьютеры.
«Клубы сейчас – это ультрасовременный дизайн, мощное железо, новинки компьютерных игр, обучение геймеров, организация турниров. Сетевые концепции упакованы настолько профессионально, что выступают в качестве площадок для тренировок команд, проведения турниров. И подход к клубам изменился, сегодня – это прибыльный динамично развивающийся сегмент индустрии развлечений», — считает Локонцев.
По словам собеседника издания, киберспорт сейчас выступает как социальный лифт для молодежи, особенно в регионах.
«В клуб приходят сегодня не просто общаться и играть, а зарабатывать. В среднем, игрок профессионального уровня может получать от 4000 евро в месяц. Плюс за каждое призовое место – премиальные. Если команда выигрывает турнир, помимо призовых, их зарплата на следующие 3 месяца увеличивается в 2-3 раза. Профессионалы высшего уровня получают от 10 тысяч евро в месяц, если не считать рекламных контрактов», — сообщил эксперт.
О киберспорт, ты — мир
Почти половина российских посетителей компьютерных клубов в 2020 году намерена связать свою карьеру с киберспортом, говорится в исследовании Colizeum.
В России киберспорт был официально признан видом спорта в 2016 году. Из-за относительно недавнего признания объемы рекламного рынка в этой отрасли пока невелики — год назад PwC оценивал российский рынок киберспорта в 2,6–3,9 млрд руб.
Тем не менее, уже сейчас российские геймеры являются активными участниками международных киберспортивных соревнований. Гейминг становится высокооплачиваемой профессией. Все идет к тому, что в самом ближайшем будущем киберспортсмены будут зарабатывать больше спортсменов в классических видах спорта.
Начинают же геймеры именно с компьютерных клубов – именно здесь они погружаются в атмосферу киберспорта, получают доступ к киберспортивным трансляциям и профессиональным компьютерам, а также собирают команду для участия в турнирах.
25,9% респондентов исследования Colizeum признались, что ежедневно следят за киберспортивными трансляциями. Еще 36,5% смотрят соревнования время от времени. При этом больше половины посетителей компьютерных клубов хотят стать профессиональными киберспортсменами (57,8%). Почти половина — 44,3% — хотела бы пройти обучение по киберспортивным дисциплинам у тренера.
Что же касается игр, которые являются самыми популярными среди посетителей, то подавляющее большинство геймеров, которые посещают клубы, предпочитают шутеры (60,4%) наподобие Counter-Strike. На втором месте по популярности – MOBA (16%), сочетающая в себе элементы стратегии в реальном времени и компьютерной ролевой игры. На третьем оказался жанр «королевская битва» – симулятор выживания с режимом last man standing (9,9%).
Сети против одиночек
Рынок компьютерных клубов Москвы приблизится к насыщению не ранее, чем через пять-семь лет, в регионах – через 10-15 лет, считает Алексей Локонцев.
Инвестиционная привлекательность этого сегмента не пострадала от пандемии и кризиса. Доходность сетевых киберклубов может достигать 50% и более годовых. Возврат инвестиций составляет от 10-12 месяцев. Такие условия сегодня сложно найти на банковском или фондовом рынке, признает эксперт.
«Через примерно 5-7 лет рост числа клубов сохранится, но не будет таким насыщенным, как сейчас. Будет происходить замещение одиночных игроков сетевыми компаниями, увеличится доля тех, кто сможет предложить интересные концепции, насыщенный календарь событий для игроков своих клубов.
По нашим оценкам, в перспективе 7-10 лет на рынке останутся 3-4 федеральных сетевых игрока и в каждом регионе будут присутствовать свои небольшие сети из 5-7 точек.
Одиночные клубы, которые сейчас в основном превалируют на региональном рынке, сдадут свои позиции в течение 1-2 лет. Они давно уже не выдерживают конкуренцию по дизайну помещений, предлагаемым услугам, а главное — качеству «железа»», — заявил собеседник «Газеты.Ru».
Число компьютерных клубов в ближайшие годы должно вырасти, считает Ярослав Мешалкин.
«В 2019 году статистика показала, что индустрия активно развивается:
в некоторых городах за год рост числа клубов достиг 175%, а в Москве количество таких заведений увеличилось в 2,5 раза — до 147 площадок.
Можно пофантазировать, что в будущем на смену компьютерным клубам придут некие виртуальные пространства для совместной игры. Но понимание того, что стоимость оборудования вряд ли сократится в разы, возвращает нас в реальность и дает владельцам компьютерных клубов надежду на долгий срок жизни их бизнеса. Альтернативой компьютерным клубам может стать облачный гейминг, но социальный аспект, возможность общения с друзьями офлайн останется «фишкой» компьютерных клубов», — заключил эксперт.
Ностальгия или новый мейнстрим? Почему компьютерные клубы в 2020 году по-прежнему востребованы
Полуподвальные помещения, сигаретный дым, вечно недовольный и грубый администратор и постоянные крики: «Го раш Б» — так выглядели компьютерные клубы нулевых в России. Как и многие атрибуты той эпохи, они просуществовали недолго и почти исчезли. Однако несколько лет назад эта индустрия воскресла. «Нож» решил разобраться, почему в 2020 году геймеры предпочитают играть вне дома.
В 2019 году количество компьютерных клубов в Москве увеличилось в два с половиной раза, и вообще в последние несколько лет этот сегмент индустрии видеоигр переживает новый расцвет. Только на смену школьным деревянным стульям и клавиатурам с западающими из-за разлитой газировки кнопками пришли заведения с современными девайсами и крутыми геймерскими креслами.
Теперь едва ли не в каждом компьютерном клубе можно провести время в действительно приятной обстановке с немыслимым по меркам нулевых уровнем сервиса. Нередко гостям предлагают отдельные комнаты, где никто не мешает стримить, или даже целые помещения для буткемпов (аналог спортивных баз, только для геймеров).
Администратор московского компьютерного клуба F5 Дарья Федотова объясняет, что заведения такого типа раз и навсегда выбрались из «подвалов» и стали важной частью индустрии развлечений:
«В наши дни сложно найти игровое помещение в состоянии „разрухи“ — уровень геймеров, да и гостевой аудитории в целом вырос. Всё, что происходит здесь, действительно больше похоже на киберспорт».
Но даже если это так, почему бы не создать подобные условия дома и спасать вымышленные миры от нечисти в пижаме и с чашкой чая? Одна из причин популярности компьютерных клубов — дороговизна игровых ПК: цены на мощные процессоры начинаются с 70 тыс. рублей и доходят до 200 тыс. Домашняя машина, купленная родителями семь лет назад, способна удовлетворить далеко не все запросы современного геймера. В соревновательных онлайн-играх, особенно в шутерах, хорошая видеокарта и большой объем оперативной памяти — обязательные требования. С высоким FPS (количество кадров в секунду) разваливать соперников значительно проще. Но дело не только в «железе» — у многих игроков, с которыми мы пообщались, есть отличные геймерские ПК дома, однако они всё равно предпочитают посещать компьютерные клубы. Дарья Федотова объясняет:
«Добротное железо — это еще не всё. Мир кибериндустрии по-прежнему остается живым, развивающимся комьюнити. В таких заведениях легко можно найти единомышленников, друзей, познакомиться с новинками и просто интересно провести время».
Поиск людей, близких по духу и увлечениям, — то, что объединяет подвальные предприятия из нулевых и современные клубы. Это отмечает и психолог Ольга Воловельская:
«Геймеры, так же как и все люди, живут в социуме, и им необходимо общение. Компьютерный клуб — это своеобразный кружок по интересам, где им проще адаптироваться и, возможно, найти собеседников».
Психолог Наталья Вячеславовна Моисеева полагает, что геймеры действительно более склонны к интроверсии, уточняя, однако, что неверно называть этим термином замкнутых людей, которые избегают общения. По ее словам, интроверты просто сильнее и быстрее утомляются в процессе коммуникации, потому что обладают повышенной чувствительностью к реакциям и раздражителям. Их мозг более восприимчив к смене выражений лица, тональности речи, эмоций. И на обработку этой невербальной информации тратится много энергии. Чтобы зарядить «внутренние батарейки», интроверты предпочитают одиночество или узкий круг знакомых. Игры помогают геймеру социализироваться, не расходуя на это такое огромное количество усилий.
«Компьютерные клубы становятся удобной площадкой, где можно получить всё в одном месте: человек выходит из дома, проводит досуг в компании других людей со схожими интересами, общается, обменивается с ними мнениями и эмоциями — а спустя минуту погружается в комфортную для него виртуальную реальность, переключаясь между ролями. Вероятно, это и есть главная причина популярности заведений такого формата».
Наталья Вячеславовна считает, что компьютерные клубы помогают игрокам снять с себя морально-этическую нагрузку из-за потраченного времени.
По ее словам, видеоигры в некотором смысле позволяют отделить физическую сущность от личности. Все жизненные сценарии, травмы, запреты, комплексы, бытовые заботы и обязательства остаются за пределами онлайн-роли. В игре люди выстраивают свою идентичность заново и каждого участника сообщества оценивают по его вкладу в командный результат, а не по фактам биографии.
«Когда геймеры встречаются в реальности, то могут сидеть в том же компьютерном клубе или баре и смеяться над неудачами, шутками и личностными причудами, как будто персонажи, которыми они управляют, — часть их самих».
К тому же сейчас игроки ищут единомышленников не только для того, чтобы обсудить «миссию с вертолетиком» из GTA или тактику за ночных эльфов в Warcraft III, но и чтобы собрать команду и поучаствовать в первом в своей геймерской карьере киберспортивном турнире.
Киберспорт
Владелец питерского компьютерного клуба Cyber:X Антон Рутсев полагает, что мощным катализатором развития индустрии стал киберспорт.
«Второе пришествие компьютерных клубов началось, думаю, в 2017–2018 годах. Но настоящий бум случился в 2018–2019-м. Я связываю это, прежде всего, с развитием киберспорта и с тем, что его официально признали спортивной дисциплиной [в июне 2016 года. — Ред.]».
По данным американской исследовательской компании Nielsen, аудитория киберспорта в России в 2019 году составила 12 млн человек. У подростков перед глазами есть примеры молодых и успешных игроков, которые благодаря геймингу смогли построить успешную карьеру и заработать огромные и отнюдь не виртуальные деньги.
Двадцатилетний дотер Роман RAMZEs Кушнарёв только на турнире получил более 1 млн долларов призовых (и это без учета зарплаты, превышающей 10 тыс. долларов).
Заодно он успел появиться на страницах Esquire, попав в список «апостолов нашего времени». «Быть как RAMZEs» хотят многие молодые игроки, но пробиться на профессиональную сцену довольно сложно. Первый шаг на пути к этому — собрать свою команду в компьютерном клубе.
Киберспорт повлиял и на «ассортимент» игровых заведений нового поколения. По словам Антона Рутсева, пользователям интересно прежде всего то, что позволяет пробиться в профессионалы.
Согласна с коллегой по индустрии и Дарья Федотова:
«Наша основная аудитория предпочитает Counter-Strike: Global Offensive, PUBG, Call of Duty: Modern Warfare, League of Legends и, конечно, Dota 2».
Все эти игры — популярные киберспортивные дисциплины, по которым проводятся крупнейшие международные соревнования. Интерес к ним подогревают и компьютерные клубы, организуя локальные турниры с символическими призовыми. Казалось бы, что мешает устраивать похожие мероприятия в онлайне? 16-летний Саша уверен, что разница огромна. Он рассказал, что выступать при зрителях, даже если их всего пара человек, — это совершенно другой опыт, нежели сидеть дома в тапочках с чашкой чая. Когда на твою игру смотрят вживую, ты испытываешь удивительное чувство — смесь страха и восторга. А еще в компьютерном клубе можно найти приятных собеседников.
«Когда играешь онлайн из дома, то нормально обсудить происходящее с союзниками нереально. Люди токсичные — ужас. В „компах“ всё несколько иначе.
Здесь ребята умеют разговаривать, оскорблять просто так никто никого не будет. Даже если вы проиграли, то можете выйти на свежий воздух и спокойно обсудить ошибки, а не кричать в голосовой чат: „Идиот, всё из-за тебя!“»
Киберспорт вырос в компьютерных клубах. Еще 10–15 лет назад не было никаких миллионных призовых и огромных стадионов — весь движ проходил именно здесь. В «компах» собирались, знакомились и проводили сотни часов будущие чемпионы и миллионеры. Пока учителя в школе твердили, что «игрульки в жизни никак не помогут», киберспорт показал «пользу» «Доты» или CS. Компьютерные клубы дают этакий стартер-пак — мощное железо, возможность найти команду и спарринг-партнеров, а также поучаствовать в турнирах.
Ностальгия и вечнозеленая трава на Mansion
Соревновательный азарт и мощное железо — это то, что привлекает в компьютерных клубах зумеров. Но, по словам Антона Рутсева, их основная аудитория шире: в нее входят люди до 30 лет. По меркам киберспорта они уже староваты для подобных забав, впрочем, и планов выступать на профессиональной сцене у них нет. Это «олды», которые были еще завсегдатаями тех самых подвальных заведений в нулевых.
Дмитрию 28 лет, и они со школьными друзьями регулярно собираются в компьютерном клубе, чтобы сыграть в Counter-Strike 1.6 — шутер, в прошлом году отметивший двадцатилетие. Наш герой признаётся, что его геймерские навыки с опытом нисколько не улучшились и тягаться с молодыми он не может, но ему это и не нужно. Поход в компьютерный клуб с друзьями стал для Дмитрия своеобразным ритуалом.
«Я помню, как мы сбегали с последних уроков и шли в „компы“ в соседнем доме. Прямо так, в пиджачках, с портфелями и сменкой. Рубились по несколько часов в „КС“ на одной и той же карте — и нам не надоедало. Тогда играть нормально дома по интернету было сложно. Сейчас все возможности есть, но хочется просто отключиться от проблем, оставить домашних и снова зарубиться».
Counter-Strike 1.6, DotA Allstars, Warcraft III — все эти популярные в начале нулевых игры остаются в почете у российских геймеров. Многих возрастных пользователей нисколько не пугает «доисторическая» графика и аляповатые модели, которые повергли бы в шок молодое поколение, выросшее на Fortnite. Дарья Федотова рассказывает, что и в их клубе без «нестареющей классики» никуда:
«Ностальгические игровые издания, такие как CS 1.6 или World of Warcraft, пользуются популярностью в основном у нехардкорных геймеров и поклонников олд-версий».
На вопрос, почему Дмитрий не перейдет с друзьями на новую часть Counter-Strike, он отвечает, что просто не хочет переучиваться — ему приятно видеть старые модельки солдат, гранату огромного размера и чувствовать привычную отдачу AK-47:
«Я столько сотен часов своей жизни провел на карте Mansion — каждый сантиметр, каждый пиксель там изучил… Да, я знаю, что новая часть [CS:GO. — Ред.] современная и крутая, но мне хочется тех старых ощущений, а еще простреливающихся бетонных стен (смеется)».
Дмитрий не одинок в своей любви к игре двадцатилетней давности. По статистике Steam Charts, ежедневный средний онлайн у CS 1.6 — около 10 тыс. человек, больше, чем у многих новинок. По мнению журналиста DTF и портала «Игры. Mail.Ru» Олега Камалова, сегодняшние компьютерные клубы с их олдскульным арсеналом — это своеобразная машина времени:
«Мне кажется, что таким образом люди вспоминают детство, которое у каждого нынешнего 25—30-летнего парня было одинаковым. Особенно у тех, кто рос без хорошего интернета или компьютера дома».
Арбузный кальян и светлое нефильтрованное
Главным атрибутом здесь по-прежнему остаются мощные ПК, только теперь в наборе идут еще консоли, бар с крафтовым пивом, настольные игры и кальян.
Популярность таких заведений во многом связана с изменившимся отношением к гейминг-индустрии в обществе. Пока Дональд Трамп продолжает клеймить видеоигры, называя их источником пропаганды насилия и причиной разложения молодежи, в массовой культуре сформировался совершенно иной образ. Иван Ургант и российские федеральные каналы наперегонки бегают за гейм-дизайнером Хидэо Кодзимой, а популярные бренды, среди которых Adidas и Red Bull, подписывают контракты со стримером Тайлером Ninja Блевинсом. Рэпер Дрейк играет на стриме в Fortnite и вкладывается в киберспортивный клуб 100 Thieves. В Голливуде собираются экранизировать Uncharted (среди приглашенных актеров — Том Холланд и Антонио Бандерас), а также снимать сериал по The Last of Us. Авторы самого популярного неанглоязычного продукта Netflix «Бумажный дом» осуществили коллаборацию с шутером Rainbow Six: Siege, а Fortnite — с фильмами «Мстители: Финал» и «Джон Уик 3». Если раньше создатели «Южного парка» высмеивали фанатов World of Warcraft, то теперь Барт Симпсон становится киберспортсменом. Все эти коллаборации в определенном смысле легитимизируют индустрию гейминга в глазах широкой аудитории и особенно той ее части, которая к пиксельным мирам всегда относилась с пренебрежением или даже опаской.
Игры становятся частью нашей жизни и современной культуры наравне с кино. Россия по итогам 2018 года вошла в топ-10 стран по количеству геймеров — у нас их около 66 млн человек. Меняется и отношение к самим фанатам этого хобби — образ полного прыщавого девственника из мемов перестает быть актуальным.
«С компьютерными играми сейчас в той или иной степени не понаслышке знаком едва ли не каждый, — отмечает Олег Камалов, — и потому подобные увлечения воспринимаются нормально.
Уже не стыдно говорить, что ты вечерами любишь не только ходить в кино или театры, но и сидеть с друзьями в Call of Duty или зачищать подземелья в World of Warcraft».
Изменения в общественном сознании тонко почувствовали владельцы киберлаунджей, совместив привычный формат баров и кальянных с видеоиграми. В одном из таких заведений мы познакомились с Таней. Ей 22, она учится на историка и сама не играет. Сюда она приходит вместе со своим парнем. Однако, по словам Татьяны, для нее эти визиты вовсе не тяжкая повинность — девушка действительно получает удовольствие от происходящего.
«Впервые я оказалась в подобном заведении года полтора назад во время чемпионата мира по „Доте“ [The International по Dota 2. — Ред.]. Здесь как раз шла трансляция каких-то важных матчей. Я ничего не понимала, собственно, как и в спортбарах, когда там транслируют футболы и хоккеи. Но это оказалось забавно. Все так же кричат, чему-то радуются — короче, драйв. И происходящее тебя захватывает, даже если ты буквально ничего не смыслишь в этом».
Таня призналась, что иногда не прочь порубиться в Mortal Kombat или просто поболеть за своего парня, когда он увлеченно расстреливает соперников в шутерах. К слову, девушек-геймеров становится всё больше. В 2019 году в Европе их было почти столько же (46%), сколько и мужчин, — правда, они отдают предпочтение мобильным играм. Дарья Федотова рассказала, что у них в F5 женская аудитория гораздо меньше, но те геймерши, что приходят, играют не хуже парней. В киберлаунджах девушек куда больше, чем в традиционных компьютерных клубах.
Стать частью хардкорного игрового комьюнити многие женщины в России, возможно, еще не готовы, но приобщиться к этой культуре в приятной обстановке с бокалом «Космополитена» оказывается намного проще.
Пожалуй, главный секрет популярности современных компьютерных клубов — в их разнообразии. Одни заведения смогли привлечь хардкорных игроков, организуя для них турниры и убирая всё лишнее. Другие воссоздают «ламповую» атмосферу нулевых для тех, кто хочет вернуться в детство. Ну а третьи ориентированы на более широкую аудиторию, которая постепенно приобщается к миру видеоигр и киберспорта.