во что играют дети аутисты
Игрушки, которые подойдут детям с аутизмом
Игрушки, которые подойдут детям с аутизмом
Дети, которые имеют расстройства аутистического спектра, обычно нуждаются в отдельном подходе к своему развитию. Визуально и многим другим признакам они отвечают нормам, однако при этом их поведение все равно отличается от сверстников.
Дети-аутисты нередко не могут нормально контактировать с миром. Иногда у них формируется практически полная отчужденность от контактов. Дети нередко пассивны – они никак не реагируют на холод, на боль, часто не отзываются даже в случае голода. Обычно такие дети молчаливые, но зачастую могут что-то внезапно рассказать.
Выбирая игрушки для таких детей, стоит проявлять особую бдительность. Многие игрушки будут проигнорированы аутистами.
Как выбирать игрушки для аутистов
Дети, вне зависимости от имеющихся предпочтений, предпочитают игру в качестве механизма получения знаний и навыков. Важно учесть, что подбор игрушек для аутистов должен быть несколько иным. Нередко аутистам нравятся игрушки, подходящие детям младшей категории. Производители специально создают такие комплекты игрушек, которые помогают детям с особенностями изучать внешний мир.
Как правильно выбрать игрушки для аутистов? Основная задача – активировать в таком случае чувство осязания. Нередко эти дети проявляют высокую творческую активность, а потому они ищут свой собственный путь исследования вещей.
В качестве игрушек для детей с аутизмом подойдут:
Игрушки – это связь между ребенком и взрослыми. Также с помощью игрушек аутисты могут устанавливать контакты и со своими сверстниками. Нередко для этого применяются лото, викторины и т.д. Выбирая игрушку, стоит обязательно ориентироваться на возраст ребенка, на степень аутизма, увлеченность, реакцию и т.д.
Разнообразие в игрушках
Дети с аутизмом плохо воспринимают что-то новое. Они каждую игрушку встречают в штыки. Потому все развивающие игры стоит покупать только по подобию: если ребенок любит игрушки одной формы, некоторого цвета и типа – эти критерии стоит учесть. Однако за постоянством всегда скрываются и проблемы. К примеру, ребенок может отказаться к восприятию чего-то нового, в результате этого его развитие будет медленным. Потому стоит пытаться покупать разнообразные материалы для развития детей.
Комната, переполненная предметами, вызывает у детей с аутизмом тревогу. Грамотно подобранные игрушки помогают реализовать потребности ребенка в качественном развитии. Можно взять ребенка с собой в магазин и там уже узнать, что именно он хочет получить.
Пазлы, батуты
Если детям хочется получить в свое распоряжение надувную горку или же домик, в котором можно прятаться, то не стоит им противоречить. Аутисты испытывают сложности в контактах с окружающим миром, не осознают реакций своего тела. Батут помогает им управляться своим телом, что дает возможность правильно реагировать на все движения.
Пазлы – хороший способ пробудить терпеливость и увеличить концентрацию ребенка на одном занятии. Стоит осуществлять начальное знакомство с изделий попроще, а затем уже переходить к более сложным пазлам.
Мультипликационные персонажи
Зачастую дети с аутизмом увлечены именно мультфильмами. Они сильно привязываются к персонажам, а потому можно приобрести таких героев, выполненных их древесины, пластика и других материалов. Лучше всего брать игрушки более крепкие, поскольку аутичные дети привязаны к таким персонажам. Любую поломку они воспринимают близко к сердцу.
Головоломки
Проблема детей с аутизмом – нарушение коммуникационных функций. Поэтому важно выбирать такие игры, во время которых дети могут взаимодействовать с родителями и друзьями.
Игры, которые пригодятся аутистам:
Конструкторы позволяют проявить фантазию, вы можете сами играть с ребенком, не оставляя его одного.
Игрушки для развития
Сенсорные игрушки также очень хорошо подходят аутистам. Игрушки позволяют развивать моторику, визуальное восприятие, слух, интеллект и т.д.
К примеру, красивый коврик с многочисленными деталями, подвесками, карточками, разными игрушками, шариками – хороший вариант приобретения для тренировки детей. Зачастую родители сами формируют целые стенды, на которых накручивают и навязывают разные ниточки, веревки, кармашки, крючки. Нужно, чтобы все вещи были разными по своему воздействию: острые, гладкие, теплые, холодные и т.д.
Стоит ли использовать спиннеры?
Спиннер – это успокаивающая игрушка, а потому ее нередко советуют аутистам. Но на практике она вряд ли их устроит. Спиннер может сильно погрузить в себя, замкнуть, поскольку он работает примерно как гипноз. Главная цель занятий с ребенком, у которого диагностирован аутизм – налаживание социализации. Потому и нужно подбирать такие предметы, которые являются коммуникаторами с миром.
Любые массажеры, планировщики, виброподушки – все это подойдет детям с аутизмом.
Процесс игры с аутичным ребенком
Дети с расстройствами аутистического спектра ведут себя во время игры не так, как остальные малыши. С первых лет у них уже можно выделить некоторые особенности:
Простые дети без расстройств часто балуются, кричат, пытаются задавать свои бесконечные вопросы. Если же ребенок перестал проявлять навыки коммуникации, он не желает ничего изучать, то в таком случае нужно обратиться к психиатру.
Если вы покупаете игрушку своему малышу, обязательно учитывайте тот факт, что она должна быть нужной, полезной, желанной. Если игрушка не придется по нраву, то она просто будет отброшена в дальний угол.
Дети с аутизмом плохо играют в сюжетные игры. К трем годам обычные дети уже способны играть в достаточно сложные ролевые игры, причем как в одиночку, так и с другими. У детей с аутизмом такого нет. Они редко проявляют свои символические навыки. Им требуется помощь со стороны, чтобы как-то их развить. Потому такие дети могут наслаждаться игрой с машинками, монотонно катая их по треку, однако никаких сложных сценок они не смогут разыграть.
Даже самая увлекательная игрушка окажется бесполезной, если ребенок не понимает, как взаимодействовать с ней. Игры детей-аутистов нередко чересчур сложны и запутанны для взрослых. Но при этом таким детям нужна помощь, иначе их состояние будет только ухудшаться.
Стоит всеми силами пытаться наладить контакт с таким ребенком.
Детский аутизм. Занимаемся с ребенком аутистом дома
Многие родители детей с аутизмом жалуются на то, что не могут дома привлечь их к целенаправленным занятиям. Аутичный ребёнок может считать занятия неинтересными, скучными, не воспринимать родителей в качестве педагогов. В результате «ученик» убегает из-за стола, расстраивается, злится, нервничает. Родители в свою очередь волнуются и переживают. Давайте разберемся с причинами, почему так происходит.
Аутичный ребенок. Занятия в домашних условиях
Если Вы пришли к выводу, что аутичный ребёнок не проявляет достаточного интереса, необходимо подумать, каким образом можно повысить его мотивацию. Иногда отсутствие учебной мотивации связано с тем, что в зону интересов ребенка аутиста попадают исключительно узко специализированные вещи (например, только машинки или шарики). Когда его отвлекают от любимой игры и предлагают что-то другое, он нервничает, переживает, плохо себя ведет. Так почему бы не использовать любимые игрушки для занятий?! Например, подбирать развивающие игры, картинки с машинками, мишками, куклами и т.д.
Возможно, увлечения ребёнка аутиста удастся использовать для создания внешней мотивации. «Ты сможешь вернуться к игре, после того, как выполнишь задание».
Вы лучше всех знаете своего малыша! Попробуйте определить, какой режим ему лучше всего подходит для занятий. Некоторые способны ждать какое-то время и выполнять несколько заданий подряд, другим тяжело терпеть, поэтому вы можете поощрять их любимой игрой или небольшим отдыхом после выполнения каждого задания.
Обратите внимание, что поощрение – это не «подкуп». Заслуженной наградой после занятий будет отдых, прогулка на свежем воздухе, просмотр мультфильма, совместная игра или творчество. Только лучше заранее предупредить об этих планах!
Если вы решите использовать какое-либо поощрение для создания внешней мотивации, то это должно стать правилом, постоянным и не отменяемым. Пообещали мультфильм после занятия, а «ученик» отказался заниматься, то просмотр автоматически «отменяется». И наоборот, занятия с ребенком аутистом прошли успешно, вы обязаны сдержать своё обещание.
Чтобы поддерживать внешнюю мотивацию, необходимо, чтобы поощрение не было постоянно в свободном доступе. Возвращаясь к примеру с мультфильмом, это означает, что ребёнку вряд ли будет значимо посмотреть его после занятия, если он может свободно пользоваться гаджетами в любое время суток.
Кроме создания внешней мотивации, можно подумать, как в целом заинтересовать совместными занятиями. Быть может лучше подобрать не учебные материалы, а игровые. В начале, пока только формируется привычка заниматься, можно включать в план занятия исключительно интересные и занимательные игры. Малыш с удовольствием согласится играть с любимыми игрушками. Единственное правило на этом этапе – находиться вместе с родителями на «рабочем месте». Для этого также может понадобиться, чтобы не было в течение дня доступа хотя бы к некоторым интересным для него игрушкам. Доступ к ним только во время занятия.
По мере того, как появляется доверие к процессу обучения, вы сможете постепенно вводить помимо игр короткие учебные задания.
Некоторым детям с диагнозом аутизм тяжело выдержать все время занятия. В этом случае желательно продумать, как сделать «урок» менее тягостным. При организации развивающих занятий с детьми аутистами важна предсказуемость и понятность ситуации. Хорошо, когда удаётся сделать их частью распорядка дня. Тогда всем будет понятно, что занятия дома проводятся в определённое время суток, всегда длятся одинаково по времени. Если вы используете расписание, включите в него «уроки», чтобы он знал, когда они начнутся, и был готов к этому моменту.
Хорошо оборудовать уголок или специально отведённое рабочее место. Это не обязательно должна быть отдельная, особым образом оснащенная комната, просто постоянное пространство, в котором комфортно заниматься. Хочется подчеркнуть, что место для коррекционных занятий с аутичным ребенком должно быть постоянным. У него должна выработаться привычка, что «урок» проходит именно здесь. Зонирование (выделение «игровой» части комнаты и рабочего места) позволяет лучше настроиться на серьезный лад.
Важно, чтобы ребёнок аутист знал, когда процесс обучения закончится. Для этого вы можете поставить песочные часы или таймер, в этом случае сработает наглядность.
Кроме расписания событий дня, вы можете ввести визуальное расписание уроков. С помощью картинок можно создать план (для читающих детей – рукописный). Ребёнок сможет проверить, сколько заданий он уже сделал и сколько ещё осталось.
Для совсем маленьких, план может включать всего 2-3 картинки с очень быстрыми и лёгкими заданиями, важно, чтобы в нем можно было легко ориентироваться. И, как легко догадаться, здесь тоже важна честность «договора». Если вы договорились, то малыш должен учиться следовать этому, задания не могут отменяться «просто так», но и добавлять новые задания, не предусмотренные планом, тоже нечестно. Согласитесь, гораздо приятнее, когда взрослый тебя заранее предупреждает, сколько нужно потерпеть и долго ли ещё осталось.
Некоторые дети аутисты с трудом усваивают материал и, как следствие, начинают переживать, расстраиваться, отказываются заниматься.
Существует нюанс, связанный с объёмом самого задания. Если задание является слишком трудным/нудным/скучным, желательно, чтобы ребенок аутист мог заранее оценить его объём и рассчитать свои силы. Иногда дети начинают плакать, только увидев огромную гору картинок, книжек, пособий. А тонкая стопочка из 10 картинок выглядят не так безнадёжно пугающе. Если вы наглядно покажете, какой объём задания, демонстративно откладывая в сторону уже пройденный материал, это не только снизит тревогу, но и повысит мотивацию («Вот какой молодец, уже почти всё доделал!»).
Если объём задания не задан самими материалами, вы можете предупредить своего «ученика» другим способом. Для этого пригодятся жетоны, как в ABA-терапии. Жетоны – это такие фишки, с помощью которых можно отметить хорошо сделанную работу или хорошее поведение. После того, как будет собрано фиксированное число жетонов, можно сменить деятельность или получить поощрение.
Необязательно использовать именно жетоны. Если Вы просто нарисуете на листе бумаги нужное вам число клеточек и будете отмечать каждое сделанное задание галочкой, то это тоже обеспечит наглядность, сделает ситуацию более понятной и менее тревожной.
Важным навыком будет научить ребёнка просить помощь каждый раз, когда задание кажется ему трудным. В этом случае он будет чувствовать вашу поддержку и принятие. Вероятнее всего снизится число поводов для расстройства и пыток избежать занятий.
Подумайте, какое обращение лучше подойдёт вашему ребёнку. Если он владеет речью, вы можете обучить его речевой просьбе. Для детей аутистов с выраженными речевыми нарушениями подойдёт дополнительная коммуникация (жест «помоги» или карточка PECS «помоги»).
Еще один важный момент, которому стоит уделить внимание – управление эмоциями. Ребенка аутиста необходимо научить успокаиваться. Если «ученик» сильно расстроился во время занятия дома, помогите ему перестать волноваться и вернитесь к выполнению заданий чуть позже.
Подумайте, что утешает вашего малыша. Некоторым детям с диагнозом аутизм нужно побыть одним, других необходимо обнять, дать поиграть с любимой игрушкой. Помогите ребёнку пользоваться этими способами успокоения: быть может, он научится вовремя (до того, как сильно расстроился) обращаться к вам с просьбой «пожалей меня» («обними», «поцелуй») или просить перерыв, чтобы побыть одному, успокоиться. Некоторым помогает, когда рядом лежит антистрессовая игрушка, которую в случае необходимости можно помять, побить или даже покусать. Так ребёнок поймёт, что вы сочувствуете ему, учитываете его состояние.
Ребенок неусидчив, отказывается побыть на месте даже несколько минут. Взрослым эта проблема кажется одной из самых трудных. Но, если встать на сторону ребёнка, то ему тоже несладко. Зачастую детям аутистам очень трудно усидеть на месте, подолгу заниматься одним и тем же делом, особенно когда неподалёку телевизор, кровать и игрушки.
Многие ребята очень сильно расстраиваются и злятся, что родители предлагают занятия вместо игры и отдыха. Вместе с тем, чтобы создать внешнюю структуру и предсказуемость, как было описано выше, можно продумать сам режим занятий, их длительность и частоту. Важно качество, а не длительность! Если вам удаётся привлечь ребёнка к занятиям на 5 минут, а после этого он убегает, то проводите занятия длительностью 4 минуты, и отпускайте отдохнуть. Тогда получается, что вы сами (на своих условиях) заканчиваете занятие, причём «на хорошей ноте». После того, как 4-х минутные занятия войдут в привычку, время можно постепенно увеличивать, буквально по минуте. Можно ввести в режим дня несколько таких коротких занятий.
Бывает так, что ребёнку достаточно просто передохнуть, и он снова согласен заниматься. В таком случае можно устраивать «переменки», как в школе: позанимался – отдохнул – снова позанимался. Заранее продумайте, как вы будете начинать и заканчивать перемены. Вероятно, понадобится таймер или песочные часы, чтобы все понимали, когда закончится отдых и нужно будет вернуться за стол.
Далеко не все дети аутисты любят перемены, новшества. Многие тревожатся, когда видят новые игры и пособия. Частично это связано с тем, что малыш ещё не знает, что с этим необходимо делать, боится, что незнакомые материалы окажутся слишком сложными или неприятными. Поэтому перед тем, как предложить ребёнку аутисту что-то ранее неизведанное, вы можете показать ему образец и что нужно с ним делать. Иногда лучше, чтобы это делал второй взрослый, а ребёнок смотрел со стороны. Родители могут разыграть мини-спектакль, чтобы мотивировать, заинтересовать, сделать ситуацию более понятной.
В современных реалиях дети обожают смотреть видео, мультфильмы. Попробуйте использовать этот интерес для объяснения что-то нового.
Существует такое направление, как видеомоделинг. Взрослые (иногда с участием детей) записывают на видео различные ситуации, часто с проговариванием ситуации, объяснением правил. При просмотре видео ребёнок с аутизмом получает представление о том, как правильно действовать в той или иной ситуации. Часто такие видео касаются именно сферы взаимодействия (например, по видео ребёнок учится знакомиться), но вы так же можете использовать видео, чтобы привлечь внимание малыша к новой игре или объяснить смысл задания. Многим ребятам интереснее смотреть на запись, как кто-то взаимодействует с какими-то материалами, чем на живого человека, который показывает то же самое. Можете записать «фильм» с членами семьи, которые играют во что-то, чтобы вызывать у ребёнка интерес. После того, как малыш увидел образец, предложите ему повторить это самому.
Ребенок аутист учится чему-то только на занятиях со специалистами, а дома полученные знания не может применить. Если Вы замечаете подобную ситуацию, значит, есть трудности переноса полученных знаний. Это может быть связано с тем, что малыш «заучивает» вопросы и задания, прочно связывает их с учебной ситуацией, а после занятия нигде не сталкивается с необходимостью применять их на практике.
Может создаться впечатление, что занятия с ребёнком аутистом дома обязательно должны напоминать школу, то есть проходить за столом с учебниками и пособиями. Однако это не так. Существует концепция естественного обучения, когда необходимые знания и навыки «ученик» получает во время возникающих в течения дня жизненных ситуаций.
Естественное обучение имеет ряд неоспоримых плюсов: ребёнок учится применять свои знания, взаимодействовать в житейских ситуациях, а не в «рафинированных» академических условиях, кроме того, он не воспринимает эти ситуации как учебные, рутинные, значит возникает более высокая мотивация для взаимодействия и обучения. И, наконец, ребёнок учится быть более гибким в поведении. Приведём пример. Вы учите ребёнка читать. Можете создать более высокую мотивацию для чтения, если он будет читать список продуктов в магазине и соотносить прочитанное с теми продуктами, которые он видит на полке, а затем найти что-то, что он сам любит. Или вы учите ребёнка отвечать на вопросы о себе, и на детской площадке к нему подходит ребёнок, который хочет узнать его имя. Когда вы учите цвета, то сможете поиграть в игру, где ребёнок находит свою любимую игрушку в коробке именно того цвета, который вы называете.
Как нетрудно догадаться, часть таких ситуаций можно подстроить самому. Попросите родных, близких, друзей «подыграть» вам, чтобы создать необходимую для обучения ситуацию. Например, предупредите учительницу в школе, что именно сегодня у ребёнка не будет с собой ручки, и он вынужден будет обратиться с просьбой к учителю или однокласснику.
Ребенок с аутизмом. Как дома выстроить режим занятия?
В целом, этого вопроса мы касались выше. Однако хотелось бы прояснить, что под режимом занятий подразумевается не только их стабильность и постоянство, но и режим нагрузок. Даже если занятие проходит в игровой форме, оно всегда является нагрузкой: необходимо сосредотачиваться на чём-то, поддерживать совместное с взрослым внимание, тратить эмоциональные ресурсы, контролировать своё поведение. Поэтому подумайте, как выстроить процесс обучения так, чтобы уроки были в радость.
Каждому родителю хочется, чтобы его чадо гармонично развивалось, росло здоровым и сильным, успешно умело преодолевать жизненные трудности. Занятия с ребенком аутистом дома принесут несомненную пользу. Но при этом не стесняйтесь обращаться за советом к специалистам. В Центре им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ работает Родительский Клуб, в котором несколько раз в месяц проходят встречи с врачами, семейными и медицинскими психологами. Приносите записи своих домашних занятий, чтобы получить обратную связь непосредственно от специалистов. Психологи Центра подскажут как более интересно организовать обучение, помогут подобрать такие игры и задания, которые будут интересны не только ребёнку, но и вам, чтобы совместные занятия приносили радость и удовольствие.
Игра в коррекции детского аутизма
Хорошо известно, насколько важна игра для нормального развития ребенка. Именно в игре ребенок исследует окружающий мир, моделирует его, осваивает житейские правила, человеческие отношения, «примеряет» на себя социальные роли.
Детская игра всегда являлась предметом интереса исследователей самых разных научных отраслей: биологов, этнографов, физиологов, психологов и педагогов. Известный возрастной физиолог академик И.А. Аршавский называл игру «инстинктом глубочайшего физиологического смысла». Он отмечал, что потребность играть для ребенка так же естественна и жизненно важна, как потребность есть, дышать, спать. Конечно, лишенный игры ребенок не погибнет. Но подавленный инстинкт игры очень скоро заявит о себе физиологической незрелостью, отставанием в росте, весе, в физическом и интеллектуальном развитии (1).
Д.Б. Эльконин определяет детскую игру как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной направленности (26).
Эти классические положения отечественной психологии и педагогики являются ориентирами не только при выборе занятий с обычными детьми, но и в той ситуации, когда речь идет о форме и содержании коррекционной помощи дошкольникам с нарушениями развития. И при таком сложном варианте дизонтогенеза, как детский аутизм, игровые занятия представляются наиболее эффективным средством специальной помощи ребенку раннего и дошкольного возраста.
Игровые занятия или отработка навыков?
Наиболее распространенным подходом к коррекции аутизма в настоящее время является бихевиоральный. Независимо от направлений (программа ТЕАСНН, метод Ловааса или другие, более «мягкие» варианты поведенческой терапии) бихевиоральные программы предполагают, в первую очередь, отработку у аутичных детей бытовых и социальных навыков. К игре с дошкольником бихевиористы относятся не как к целостной деятельности, а как к отработке конкретных игровых навыков, которые формируются с помощью системы позитивных подкреплений и, при необходимости, ограничительных воздействий.
Соглашаясь, в принципе, с необходимостью обучения аутичного ребенка навыкам, зададимся вопросом о том, являются ли подобные занятия наиболее важными в работе с детьми дошкольного возраста? Адекватны ли они задачам развития и возрасту ребенка?
Обучение навыкам, как любое обучение, требует произвольной концентрации внимания, возможности произвольного самоконтроля (хотя бы в небольшой степени). У любого ребенка в дошкольном возрасте эти возможности минимальны, точнее, они постепенно формируются на протяжении всего раннего и дошкольного возраста. В итоге к шести-семи годам обычный малыш бывает готов к ограниченному, дозированному пребыванию в обучающей ситуации. Различия между игровой и учебной деятельностью определены в классических работах Л.И. Божович: структура учебной деятельности, по ее мнению, «целенаправленна, результативна, обязательна, произвольна» (Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1995. – С. 108)
И предпосылки для обучения обычных детей, для того, чтобы учебная деятельность стала ведущей у ребенка школьного возраста, формируются на всем протяжении раннего и дошкольного возрастов.
Все приведенные здесь «азбучные истины» являются базовыми для отечественной психологии и педагогики. Есть ли основания полагать, что на аутичного ребенка не распространяются данные закономерности? Что дошкольник с аутизмом имеет больший, чем обычный ребенок, ресурс произвольности? Что пребывание в учебной ситуации не менее 30 часов в неделю, как того требуют бихевиоральные программы, именно ему, в отличие от обычного ребенка, будет по силам и пойдет на пользу? Абсурдность подобных предположений очевидна.
Есть и другая причина, убеждающая нас в преимуществах игровых занятий при коррекции аутизма в дошкольном возрасте.
Мы не отрицаем важность формирования навыков. Но любые навыки должны формироваться таким образом, чтобы ребенок понимал, зачем это нужно, осознавал, чем и как это помогает в жизни и, соответственно, имел осмысленную мотивацию для использования навыка в дальнейшем. Иначе возникает известная проблема с «переносом навыка»: ограничением возможности его использования в других ситуациях, а не только в той, в которой он вырабатывался. Данная проблема, обсуждаемая в специальной литературе, приписывается особой «когнитивной недостаточности», стереотипности детей с аутизмом. На самом деле, эта проблема является исчерпывающей характеристикой той системы воспитания, которая исходно не заботится об осмысленности усвоения навыков, о создании у детей мотивации для их использования, и, в целом, о формировании у ребенка целостной, осмысленной картины мира.
Обучение навыкам логично встраивается в воспитание обычного ребенка, который и непосредственно и опосредованно, через общение с близкими людьми, в том числе и с помощью игры, формирует собственное представление о том, каким образом устроена его собственная жизнь, как и почему надо в связи с этим самостоятельно есть, убирать игрушки, выражать собственные желания, здороваться и прощаться и т.п. Таким образом, первична здесь – эмоциональная связь с близкими людьми, возможность общения, и, в том числе – игрового взаимодействия, которое помогает ребенку-дошкольнику осмыслять события его собственной жизни, социальные правила и человеческие отношения. В этих условиях формирование бытовых и социальных навыков является естественным элементом воспитания, и, независимо от того, насколько охотно ребенок приучается, например, самостоятельно есть, мы не сомневаемся в том, что овладев данным навыком, он будет использовать его и дома, и в гостях, и в детском саду.
Еще раз подчеркнем, что эмоциональная связь с близкими, общение, игровое взаимодействие – те условия, в которых происходит развитие ребенка в норме. Соответственно, нашей исходной и наиболее важной задачей является воссоздание, формирование подобных условий для развития аутичного ребенка.
Защитное стереотипное поведение, обусловленное врожденной биологической дефицитарностью, мешает формированию подобных естественных условий для воспитания аутичного ребенка. Однако, если создание таких условий развития сделать ведущими задачами коррекционной работы при детском аутизме, то, по крайней мере, мы можем быть уверены в том, что любые навыки, сформированные у ребенка, будут использоваться им осмысленно, что проблема «переноса навыков» не возникнет.
Еще важнее, с нашей точки зрения, что в подобных условиях речь может идти не только и не столько о выработке навыков, сколько о развитии интереса ребенка к окружающему миру и к близким людям, о формировании возможностей взаимодействия с другими людьми, подражании, проявлении инициативы в контакте. Фактически, создавая подобные условия, мы стремимся воспроизвести или максимально приблизить к норме естественный контекст психического развития ребенка.
Игровые занятия являются, по нашему мнению, наиболее адекватным инструментом достижения этой цели, если речь идет об аутичном ребенке раннего или дошкольного возраста.
Какими бывают игры детей при нормальном онтогенезе?
Чтобы оценить терапевтическую и развивающую роль игровых занятий при детском аутизме, рассмотрим вначале различные виды детской игры, характерные для нормального онтогенеза.
Существует множество классификаций и периодизаций детской игры, предложенных различными исследователями. Мы, со своей стороны, предлагаем довольно схематичное и условное деление, помогающее лишь заострить внимание на тех свойствах игры, которые важны в занятиях с аутичным ребенком.
Опишем три вида детских игр, важных, на наш взгляд, для понимания наших методов и логики игровой коррекционной работы.
1. Игры с сенсорными свойствами предметов
К данному виду игр мы относим такие игры с предметами, в которых ребенок не использует их по функциональному назначению, а исследует различные свойства этих предметов. Например, малыш может просто стучать ложкой, чтобы извлечь определенный звук, или выкладывать ложки в ряд, а не пытаться покормить этими ложками игрушечных зверей. Или ребенок не возит игрушечную машину по полу, а переворачивает ее и крутит колеса, чтобы посмотреть, как они вертятся.
Часто кубики или конструктор дети используют не для того, чтобы «построить дом», а раскладывают их по цвету или по форме, выкладывают из них орнаменты. Маленькие дети (до 2-х лет) могут подолгу возиться с неигровыми предметами: крышками от кастрюль, баночками, пакетами, веревочками, бумагой. Им нравится играть с водой, песком, различными мелкими предметами. Дети стучат крышками от кастрюль, шуршат бумагой и рвут ее на кусочки, переливают воду и пересыпают песок, завязывают веревочки и нитки узелками и крутят их в руках.
Очевидно, что ребенок получает большое удовольствие от подобных «бессмысленных» занятий. Что привлекает его в такой игре? Безусловно, ощущения, которые он испытывает, играя с сенсорными свойствами предметов. Более того, массу интересных ощущений ребенок может получать от движений собственного тела, когда качается на качелях, кувыркается или кружится вокруг собственной оси, просто бежит по дорожке или быстро-быстро моргает.
Таким образом, одними из первых игр, которые появляются у детей в раннем возрасте – это игры с ощущениями, которые ребенок извлекает из окружающих предметов, исследуя их сенсорные свойства, и из собственного тела.
Ясно, что такая игра не только доставляет ребенку удовольствие, но и работает на его развитие, помогая почувствовать, сравнить и оценить (вначале только в собственном ощущении, на невербальном уровне) что теплое, а что холодное, что шершавое, а что гладкое, что большое, а что маленькое, какие звуки издают разные предметы, насколько эти предметы плотные, тяжелые или легкие, какой они могут быть формы и какого цвета, каковы они на вкус и т.п. Кроме того, важно, что подобные игры связаны с приятными ощущениями и влияют на психический тонус: так, игры с водой, мыльными пузырями, верчение и кружение радуют и возбуждают малыша, а пересыпание песка, мелких предметов, выкладывание узоров из конструктора или мозаики – успокаивают, сосредотачивают.
В процессе игровых занятий мы можем ориентироваться на эти свойства сенсорных игр, используя их как для сенсорного развития ребенка, так и, в большей степени, для регуляции его психического тонуса, дозировано включая такие игры в наше взаимодействие, в зависимости от ситуации и состояния ребенка.