во что играть с ребенком для развития речи
Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет
Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).
Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.
Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.
Итак, игры и упражнения для развития речи:
1. Пальчиковые и жестовые игры
Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:
Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:
На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)
2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики
Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:
3. Артикуляционные упражнения
Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:
Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
Надувать мыльные пузыри;
Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.
Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):
«Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.
4. Игра «Кто в домике живет»
На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.
5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.
Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.
6. Дыхательная гимнастика
Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.
7. Чтение книг
Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.
Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:
8. Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.
Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.
9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка
Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!
Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.
Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.
10. Постоянно разговаривайте с ребенком!
Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.
Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).
Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.
На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!
Игры на развитие речи
Марина Мироненко
Игры на развитие речи
В своей работе с детьми я стараюсь использовать дидактические и словесные игры. Так как одной из важных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.
Основная цель данных игр для младшего возраста – развитие речевой активности, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, понимание значения слов, умение правильно их произносить. Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике.
Среди многих основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных,частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Цель: упражнять детей в произнесении стихотворения в сочетании с движениями.
Ход игры: воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика,произнося стихотворение:
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне,
Ну, лови, лови скорей,
Вот он светленький кружок,
Вот, вот, вот – левей, левей!
Дети ловят зайчика на стене.Хорошо направить его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удается поймать рукой солнечного зайчика.
Цель: развитие наглядно – образного мышления, помогает научить ребенка договаривать слово.
Как играем:произносите вместе с ребенком:
Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например,ребенок говорит: «Ло-», —вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем:продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.
Цель: развитие мышления (операции анализа и синтеза,речи.
Задания могут быть двух видов:
1. Назови фрукты, рыб, мебель, птиц…
2.Назови одним словом:
туфли, ботинки, сапоги — это…
молоток, пила, топор — это…
сосна, берёза, клён — это…
Цель: развитие восприятия, мышления и речи.
Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом, выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.
Цель: учить детей использовать уменьшительно – ласкательные суффиксы в речи.
Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей,а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.
«Какая бывает собака?»
Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т. д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т. п.
Цель: учить детей называть свойства предмета с помощью прилагательных.
1. Кто больше перечислит свойства предмета.
2. Кто больше назовет возможных действий с предметом.
(Из книги Е. Сербиной “Развивающие игры для детей”)
Цель: расширять словарный запас, развивать речь.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!”
Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Ласковые слова для мамы», и т. д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
«Кто это?» знакомимся с профессиями
Цель: продолжать знакомство с профессиями, развитие связной речи.
Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.
1 вариант:Задаем вопросы: Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
2 вариант:Вопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки.Например: Этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру?И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?
Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.
«Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать».
Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.
У апельсина цвет. голубой.
Как на нашей улице
Крякали две. курицы.
Цель: развитие внимания, логического мышления, развитие речи.
Взрослый выставляет на фланелеграф (раскладывает на столе) картинки с изображением животных по количеству детей. Вызывается один из детей. Взрослый начинает произносить название животного, просит ребенка продолжить.
«Я скажу: «Лоша…»,а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».
Взрослый произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.
Цель: развитие артикуляционного аппарата, развитие внимания.
Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила. «Когда скачут лошадки,то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд,колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.»
Игра повторяется 3 раза.
Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры В своей работе использую дидактические игры, так как считаю что дидактическая игра является и игровым методом обучения детей, и формой общения,.
Развитие речи у детей 4–5 лет в процессе дидактической игры «Развитие речи у детей 4-5 лет в процессе дидактической игры» ВВЕДЕНИЕ Вопросы развития речи изучались многими исследователями в разных.
Игры и упражнения на развитие речи ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Речь имеет большое значение для полноценного психического развития ребенка. Еще до школы детям следует.
Игры на развитие речи для детей 3–4 лет Игры на развитие речи для детей 3-4 лет Игра «Кто быстрее». Цель: развивать речь, память, внимание. Ход игры: встать рядом с ребенком.
Игры с песком на прогулке на развитие связной речи Игры с песком в детском саду являются одним из любимых занятий детей на прогулке. Занятия с песком стимулируют развитие творческих способностей.
Педагогический опыт «Развитие речи посредством театрализованной игры» Педагогический опыт Тема: «Развитие речи посредствам театрализованной игры» Введение Я, Чесных Александра Николаевна работаю.
Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры В период дошкольного детства важное значение для психического развития ребенка приобретает становление речи. С каждым годом педагоги отмечают.
Словесные игры на развитие речи в 6–7 лет «Соедини» Ведущий называет ребёнку несколько несогласованных слов, которые надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение.
Развитие речи через подвижные игры РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Учитель-логопед Кузнецова Т. Н. Дошкольный возраст — это время активного усвоения разговорного.
Игры, помогающие развивать речь ребёнка
Лариса Максимова
Игры, помогающие развивать речь ребёнка
Основной деятельностью малыша в дошкольном детстве является игра. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир, развивается, учится общаться. Родители покупают малышу много разнообразных игрушек. Желательно, что бы большую часть всего ассортимента занимали игрушки развивающего характера: пирамиды из разного количества колец, матрёшки, доски с вкладышами разнообразной формы, кубики с разрезными картинками, лото, парные картинки, детские домино, игры на шнуровку, мозаики кнопочные и магнитные и многое другое. Этот игровой материал можно использовать с ещё большей пользой. Вот несколько игр, которые помогут развить речь ребёнка.
Игра «Мой, моя, моё, мои»
Игра способствует уточнению понимания ребёнком рода имён существительных и сочетания их с притяжательными местоимениями.
Взрослый показывает ребёнкуигрушку и спрашивает: «Это чей самолёт?»
Ребёнок отвечает: «Мой самолёт» и т. д.
Самолёт Неваляшка Лото Карандаши
Вертолёт Матрёшка Домино Кубики
Волчок Машина Картинки
Мишка Пирамида Весы
Зайка Мозаика Часы
Можно поиграть с одеждой,одевая малыша на прогулку:
Шарф Кофта Пальто Сапоги
Свитер Шапка Варежки
Тренируемся в образовании множественного числа имён существительных.
В эту игру интересно играть, перекидывая мяч.
Игра «Назови ласково»
Тренируемся в образовании имён существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Вещи личной гигиены: мочалка – мочалочка; мыло – мыльце; зеркало – зеркальце; расчёска – расчёсочка; полотенце – полотенчико; лента – ленточка…
Игра «Чудесный мешочек» или «Что в сумочке?»
Для игры нужна непрозрачная сумочка и набор мелких игрушек. Малыш закрывает глазки, достаёт игрушку, ощупывая её пальчиками, и отгадывает, какая игрушка у него в руках. Затем можно назвать игрушку ласково.
Игра «Из чего сделано?»
Взрослый сравнивает игрушки и говорит, что мяч сделан из резины, значит, он резиновый. Матрёшку сделали из дерева, значит, она деревянная. Так постепенно ребёнок научится различать материал, из которого изготовлены игрушки,а затем научится образовывать относительные прилагательные: пластмассовый, картонный, железный и т. д.
Игра «Чего не стало?»
Учимся образовывать родительный падеж имён существительных.
Для игры понадобится несколько игрушек. Ребёнку предлагается запомнить их. Он закрывает глазки. Взрослый прячет одну – две игрушки, спрашивает «Чего не стало?»
Малыш отвечает «Нет машины, куклы» и т. д.
Можно поиграть с картинками и другими предметами.
Развиваем логическое мышление, речь.
Дудочка – мяч- барабан – гармошка и т. д.
Рекомендуется выучить с ребёнком стихи А. Барто из цикла «Игрушки».
Ещёлюбят дети отгадывать загадки об игрушках:
Одноногий Ивашка – Из ладоней в ладони лечу –
Расписная рубашка! Смирно лежать не хочу!
А стоять никак! Вот упрямый человек –
(Волчок) Не заставишь лечь вовек.
Можно научить детей составлять загадки в форме описательных рассказов: «Круглый, разноцветный, резиновый, высоко прыгает. Что это?» и т. д.
Знакомьте ребёнка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их,задайте по содержанию несколько вопросов ребёнку. Читайте небольшие рассказы, сказки, такие как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др. Побуждайте ребёнка помогать вам рассказывать сказку, приговаривая «… бабка за дедку, дедка за репку…»
Читайте и перечитывайте малышу его любимые стихи и сказки.
Подстёгивайте любопытство ребёнка, разжигайте в нём желание поговорить о том, что он видел, узнал и испытал.
Всё это поможет вам развить устную речь ребёнка, которая является необходимой предпосылкой умения читать и писать.
«Развиваем речь у ребёнка раннего возраста» Конспект консультация для родителей. Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для.
Развиваем связную речь ребёнка В младшем дошкольном возрасте закладывается начало умения рассказывать, а именно: малышей учат рассказывать по вопросам взрослого. Это ещё.
Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы» Давным-давно известно, что «Ум находится на кончиках пальцев» (В. А. Сухомлинский). Также много сказано, о зависимости уровня развития речи.
Игровые ситуации, помогающие дошкольникам лучше узнать друг друга Игровые ситуации, помогающие дошкольникам лучше узнать друг друга. Игровая ситуация «Мой друг» Дети по очереди описывают своего друга:.
Какие игры помогают развивать память ребенка? Память – это важнейший элемент интеллектуального развития. Не секрет, что качество памяти совершенствуется с возрастом: чем старше ребенок.
Консультация для родителей Отстаньте от детей! Или как развивать ребёнка, не навредив его здоровью Консультация для родителей Отстаньте от детей! Или как развивать ребёнка, не навредив его здоровью Паршина И. Е., воспитатель МБДОУ детского.
Круглый стол Тема: «Я говорю, играю, или как развивать речь ребенка» Фазлыева З. А., воспитатель, МБДОУ №7 «Ляйсан», п. Джалиль Сармановского района РТ Круглый стол Тема: «Я говорю, играю, или как развивать.
Некоторые советы родителям дошкольников. Почему необходимо развивать речь малыша с самого раннего возраста. Уважаемые родители! Вы хотите, чтобы ваш ребёнок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал карьеру, преуспевал в бизнесе? Конечно.
Развиваем речь ребёнка. Развиваем речь ребёнка. Своевременное и полное овладение речью, является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики.
Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста
Анна Самойлович
Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста
Известно,что в игре усвоение знаний происходит значительно успешнее,
чем на учебных занятиях. Ребенок,увлеченный привлекательным замыс
лом, как бы не замечает того,что он учится. В основе развивающих игр заложено совмещение элементов игры и учения,постепенный переход от игр-забав к учебно-познавательной деятельности.
В таких играх повышается умственная активность ребенка,развивается мышление и речь. Речь и мышление-эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом. Развивающие игры способствуют снятию у детей чувства скованности,преодолению застенчивости,развитию логики мышления,речевой и общей инициативы, неординарность мышления.
Для развития речи детей, например, чтобы поупражнять в правильном употреблении окончаний родительного падежа (в названии овощей,фруктов, ягод,использую игру на внимание «Чего не стало?» Ребенок закрывает глаза, я убираю из корзины две груши.Ребенок отгадывает: «Не стало груш (слив,яблок.).
Чтобы поупражнять детей в правильном произношении прилагательных с существительным и расширить смысловое значение слова,используем игру «Что может быть …узким (широким, жидким,мягким, горячим и т. д.) Эту игру можно провести в кругу с мячом. Воспитатель задает вопрос и бросает мячь ребенку,тот ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мячь обратно. Воспитатель бросает мяч следующему. В кругу с мячом мы проводим очень много развивающих игр. Так для расширения словаря и знакомства с обобщающими словами использую следующие игры :
«На чем можно ездить?» ;
Для расширения словаря использую игру с мячом «Животные и их детеныши»(Воспитатель называет животное-ребенок детеныша)Для закрепления артикуляции звуков и на вычленение звука в слове на слух (в начале слова,в середине, в конце) использую игры с мячом (и без): «Придумай слово,начинающееся со звука.»;
«Пидумай слово,которое оканчивается на звук.» ;
Использую также игры развивающие языковое чутьё,которые учат подбирать рифмующие слова:
«Подбери похожие слова» Ребенок в центре круга называет слово и бросает мяч, другой ловит, называет похожее слово,бросает мяч обратно (лук-жук, галка-палка, кошка-лошка) ;
«Найди себе пару».Ребенок в центре круга говорит слово,кто-то из детей (кто быстрее придумает) называет рифмующееся с ним слово (птичка-синичка) и становится с первым ребенком в пару,а мяч бросает любому другому ребенку,тот в свою очередь называет новое слово. Игра продолжается,пока все не станут в пары и остается 3й лишний. Можно тогда поиграть в подвижную игру «Третий лишний».
В своей работе с детьми для развития речи я использую игры по системе ТРИЗ. Игра «Чем похожи и чем отличаются?».Например, мы рассматривали курицу и куропатку. Разделились на две команды. Дети назвали несколько признаков,чем похожи:
обе курочки, обе птицы, начинаются со слова «ку», имеют клюв,две лапки, крылья, перья,хвост, вылупляются из яйца ;
нет гребешка есть гребешок
нет в магазине куриные яйца есть в магазине
Игра «Хорошо-плохо».Идет дождь. Что хорошо? иЧто плохо?
Для того, чтобы дети учились правильно задавать вопросы, а также правильно употреблять определения и прилагательные с существительным, мы используем такие игры как: «Отгадай что это?»-дети называют предметы по описанию взрослого (типа загадки);игра «Загадай предмет»-ребенок загадывает предмет и описывает все его признаки,какой он,из чего сделан,дети отгадывают;игра «Да-нет»-ведущий загадывает слово,например, котенок,дети задают вопросы, пытаясь отгадать, что это (напр., оно живое, мяукает, морковку ест, пушистое? и т. д.).Ведущий имеет право отвечать только «Да» или «Нет».Прямые вопросы «Это котенок?» не допускаются.
В игре «Зверь, птица, небылица» дети придумывают небылицы, упражняются в придумывании названий животных и птиц. Дети стоят в кругу. Все хором произносят «зверь, птица, небылица», повторяют несколько раз и хлопают в ладоши. Ведущий неожиданно говорит «стоп» и указывает любого игрока. Если игра прервалась на слове «зверь», ребенок называет какое-либо животное,на слове «птица»-птицу, на слове «небылица» придумывает то, чего не бывает (крокодил летает, писа сидит на березе т. п.)Нельзя повторять ранее сказанное.
В игре-загадке с пантомимой «Где вы побывали, что вы повидали?» дети,стоя в кругу договариваются, что они будут изображать пантомимой (едят летят на самолете, шьют, вяжут спицами,надевают шапку, плавают и т. д.).Один ребенок стоит в стороне отвернувшись (не подсматривать и не подслушивать) Когда дети позовут его, он подходит,здоровается с детьми и спрашивает: «Где, вы, побывали, что,вы, повидали?»Дети отвечают: «Где мы были,мы не скажем, а что делали, покажем».Ребенок отгадывает и объясняет словами, где дети были и что делали. В этой игре дети учатся передавать связной речью и выразительными движениями свои впечатления о различных жизненных ситуациях.
Для развития у детей связной речи я использую такой метод,как сочинение сказок. Для этого используем разные приемы, например,фланелеграф или ковролин и набор картинок по сказкам. Так, взяв набор картинок к сказке «Заюшкина избушка»,братики Дима Б. и Сережа Б.сочинили новую сказку: «Собака встретила медведя, потом они пошли в гости к зайчику,а у зайчика в гостях уже был петушок. Зайчик позвал его, чтобы он ему накосил травы на зиму.»Всем детям очень понравилась новая сказка. Я также поощряю детей рисовать веселые картинки-путаницы и объяснять их содержание,сочинять сказки от клякс. При составлении рассказов, сказок используем игру «Дорожка».Еще её называют мнемодорожкой. Мнемоника-это совокупность приемов, облегчающих запоминание. Каждый ребенок получает комплект геометрических фигур. Я рассказываю сказку, например, «Колобок».Какое –
нибудь слово условно обозначается фигурой. «Баба по амбару помела, по су
секам поскребла,набрала горсточку муки»- на стол положить треугольник. «Замесила тесто, сделала колобок»-выкладываем круг. «Посадила в печь»-прямоугольник. «Испекся колобок,положили его остудить на окошко»-ромб. Пришел в конце кот шалунишка и рассыпал «дорожку» из геометрических фигур. Дети с удовольствием восстанавливают «дорожку»,сопровождая рассказом сказки. По схеме можно рассказывать и стихотворение.
Чтобы провести работу по освоению детьми сложноподчиненных предложений используем игры «Волшебники» или «Если бы я был волшебником, президентом».
Для развития речи детей использую ещё такую игру как «Игра в «карты».Изготавливается колода из 12-20 карт, на которых изображены персонажи из какой-либо сказки (можно использовать картинки из журналов,открыток,старых потрепанных книжек).Действия сказочных героев можно изобразить символически –схематично мнемодорожкой. Детям раздаются карты и они рассказывают сказку по картам.
Со временем в подготовительной группе дети стали сочинять собственные сказки. самые интересные я записывала. Некоторые из них предоставляю вашему вниманию.
Яна Овчарова «Волшебный цветок» (подг. гр.)
Денис Рудаков (подг. гр.)
Жила-была черепаха-мальчик. Звали его Леонардо. Вот выплыла черепаха из воды на берег, тут подполз к ней краб и хотел ущипнуть её, но сломал об её панцирь левую клешню, но он был настырный и решил опять ущипнуть ее за лапу, но она спрятала голову, лапы и хвост под панцирь,а краб сломал себе вторую клешню и побежал жаловаться к своей маме. А черепаха Леонардо опять поплыл в море. Там он подружился с морским ежом. Он покатал ежа на своей спине. Когда еж слазил с черепахи несколько иголок упало с него на панцирь и они приклеились. Леонардо стал похож на ежа. только иголок у него было мало. Его хотела ужалить медуза,но попала на иголки и уплыла, акула тоже хотела схватить его,но тоже накололась и уплыла. Леонардо долго так плавал пока не вырос,а иголки у него постепенно отпали. Леонардо выплыл на берег,там он увидел черепаху Тортилла. Они поженились.У них были дети: мальчики Донатело и Рафаель и девочка Мекиланжело. Фамилия у них была Нинзя.
Скубакова Алина (6 лет, подгот. группа)
Жили-были две бабочки. Мама не разрешала им далеко улетать от дома. Но они не послушались маму и полетели искать цветочную поляну. Летели,летели и заблудились. Они встретили Слоника и спросили, не знает ли он где находится цветочная полянка,но слоник не знал. Тогда они повстречали пчелку, пчелка знала и показала им дорогу. Они подружились с пчелкой. Пчелка пригласила их к себе в гости. Они согласились, но когда зашли к ней в улей, одна бабочка прилипла к меду и стала плакать. Другая бабочка и пчелка,как ни старались,не могли ее оттуда вытащить. Другая бабочка полетела звать на помощь. Она опять увидела Слоника и попросила его помочь. Слоник хоботом как дунул,и вытянул бабочку из меда,топько от этого у нее помялось немного крылышко и она не могла лететь. Тогда Слоник посадил ее к себе на спину и проводил бабочек домой.Бабочки сказали Слонику: «Спасибо»,и с тех пор всегда слушались маму, жили поживали и добра наживали.
«Приключения Чипполино и Колобка»
Борисов Ваня (6 лет,подгот. группа)
Колобок катился по дорожке и встретил Чипполино. Они подружились. Потом они решили сделать
себе домики. Колобок сделал себе домик из масла,а Чипполино из лука. И когда к Чипполино приходил кто-нибудь в гости,то начинал чихать,а тот,кто приходил к Колобку вымазывался в масле. Один раз Колобок катился –гулял и встретил волка,волк хотел его съесть. Тогда Колобок закричал и позвал на помощь Чипполино. Чипполино тут-же прибежал и как брызнет луком прямо волку в глаза. Волк сморщился и убежал. Однажды Чипполино и Колобок были голодные,но недалеко от них жила фея-волшебница, она решила им помочь. Фея сделала так,что пошел дождь из сосисек. Колобок и Чипполино наелись сосисек,но их было еще так много!Тогда они продали все сосиски и купили себе аппарат для делания шоколада. Они сделали из шоколада телевизор,дом и все,все…Они стали есть шоколад и все съели. Потом они решили поменяться туловищем,им Фея помогла. И тогда Колобок стал человечком,а Чипполино луком. Вот и сказке конец,а кто слушал молодец.
Лизина Маша (6 лет,подготов. группа)
«Три волшебных домика»
В лесу жила баба Яга. У нее был черный домик,в нем было грязно и одно зло. В лесу были еще два волшебных домика,один серый-в нем тоже было пыльно,но он был такой средний,в нем было и добро и зло)и еще один домик-весь белый,в нем было одно добро. Пошла как-то баба Яга гулять и набрела на белый домик. Смотрит,около домика растут красивые подснежники: «Фу,какая гадость»-сказала баба Яга и плюнула на цветы. Они тут-же засохли. Прошла дальше,там тоже цветы разные красивые растут,она опять: «Фу,какая мерзость».Вдомике было все так красиво и чисто,но бабе Яге ничего не понравилось. Злая она побежала домой. Баба Яга жила с котом,он был толстый-претолстый. Кот сидел у двери,баба Яга со злости так стукнула дверь ногой,что прибила дверью кота. Кот как-будто стек по стене. Баба Яга стукнула еще со злости по столу кулаком,пыль поднялась столбом,баба Яга от пыли так чихнула,что все грязные кастрюли посыпались ей на голову. Одна кастрюля наделась бабе Яге прямо на голову,а другая упала на кота. Кот обиделся на бабу Ягу и ушел из дома. А баба Яга не могла снять кастрюлю с головы, так и ходила с ней на голове вместо шапки целую неделю.
Кот шел,шел и набрел на серый домикПоселился кот в этом домике и стал там все прибирать,наводить порядок. Тогда серый домик побелел и все зло от него убежало.
А баба Яга,наконец-то,сняла кастрюлю с головы,и пошла искать кота. Ступу с метлой она дома оставила,зато взяла с собой волшебный клубочек. Он покатился по горам,а баба Яга побежала за ним вприпрыжку. Клубочек упал в ямку,а баба Яга разбежалась и упала прямо на него.Клубочек как завопит: «Что за камень на меня упал!Помогите!Спасите!»,-как выскочит,как подпрыгнет и покатился с горы. Катился,катился и попал в деревню к людям. А там девочка одна связала из него носочки. Если кто одевал те носочки,то бегал быстро-быстро,быстрее спортсменов,и никогда не могли заблудиться,носки всегда приводили их домой.
А баба Яга встала,покрехтела,покрехтела и пошла домой. Вернулась баба Яга к себе домой и скучно ей было без кота.Позвала она гусей-лебедей: «Слетайте в дальние страны,принесите мне хорошее настроение».Долго не было гусей,но вот они прилетели и принесли бабе Яге хорошее настроение. Она его поджарила и быстро проглотила,и развеселилась,стала добрей и,вдруг,увидела,какая гадость ее избушка,вся грязная. Тогда она вспомнила про белую избушку и пошла ее искать,но не нашла. Зато нашла другую избушку,тоже белую,где жил кот. Баба Яга так обрадовалась!Она попросила прощения у кота и стали они жить с котом опять вместе в его избушке. И всем,кто случайно к ним попадал помогали.
Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста. Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики.
Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.
Игры с кинетическим песком для развития речи детей младшего дошкольного возраста «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» К. Д. Ушинский В наш технологический век, когда телевизор, компьютер, всевозможные гаджеты.
Занятие по развитию всех сторон речи детей в детском саду в средней группе «Использование малых фольклорных форм» При обследовании речи детей в средней группе были выявлены недоста- точные речевые навыки, в том числе: бедный словарный запас, недоста.
Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Мастер – класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста». Цели: 1. Повысить педагогическую грамотность.
Музыкальные развивающие игры для детей дошкольного возраста Музыкальные развивающие игры Для детей 3-7 лет (рекомендации для родителей) Назначение музыкальных игр Музыкальное воспитание в дошкольных.
Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие восприятия Восприятие — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это выделение наиболее характерных.
Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Введение. Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются.
Статья «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Развивающие игры для дошкольников Развивающая игра – это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность,.
Театрализованные занятия с детьми, как средство развития всех сторон детской речи Театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательно-образовательные задачи, в том числе и речевую. В ходе освоения театрализованной.