во что играли в старину мудрые люди
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
ВО ЧТО ИГРАЛИ НАШИ МУДРЫЕ ПРЕДКИ?
Старинная русская игрушка — настоящая копилка народной мудрости!
Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая к жизни.
Игрушки мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево.
Люльку младенца украшали подвесками из лоскутков, которые колыхались и приучали ребенка сосредотачивать взгляд, радовали и удивляли его.
Погремушки из бересты наполняли горохом и другими семенами. Они приглушено гремели, шуршали, не раздражая слух малыша. Все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению
Как только малыш делал первые шаги, ему делали каталку на палке, которая помогала ему учиться ходить, осваивать пространство. Научившись ходить, малыш получал каталку на веревочке. Как правило, это был конь. «Он следовал по пятам покорно воле маленького хозяина, а тот переживал первые ощущения своей силы и превосходства. Так каталка развивала ребенка физически и одновременно воспитывала духовно». Кони у наших предков считались главными животными, поэтому в каждой семье дети играли с деревянными лошадками на колесиках, на качалке, в виде глиняных свистулек.
Медведь считался подателем доброй силы, добрым вестником пробуждения природы, был одним из главных сказочных героев. Игрушечный медведь — символ мужской силы и доброты
Кроме развлечения игрушки служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.
Девочки играли в тряпичных кукол, кукол из соломы. Такую куклу бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.
Среди старинных игрушек нет никчемных безделиц.
«Каждая, даже вовсе примитивная потешка, имела определенное назначение, существовала не просто сама по себе, а была одним из звеньев цепи, где игрушки чередовались, сменяли друг друга в нужную пору детства».
Может быть, все дело в интуиции, проявлению которой ничего не мешало, — ни яркие рекламы и витрины, ни городская суета и череда забот. Может быть, люди, которые жили в постоянном соприкосновении с ПРИРОДОЙ, лучше понимали и мир детской души?
Раньше игрушки не были такими разнообразными, но зато какими они были мудрыми!
Игрушки были точной копией взрослых орудий труда, это приводило к тому, что детские игры были подражательны. Дети увлеченно «изображали» жизнь взрослых, их повседневные заботы и радости.
Это, безусловно, облегчало вхождение ребенка в социальную жизнь.
С 5-6 лет дети сами создавали самодельные игрушки, которые поражают своим разнообразием. Рано овладевали ребята инструментом, ножом и топором, быстро перенимали приемы работы с разными материалами, получая ценный опыт.
Изготовление игрушек было занятием семейным. Игрушки были воплощением жизни, продолжением естественного существования. Делали их то под протяжно распетую сказку, то под задорную частушку, по своему содержанию перекликающимися с образом фигурок.
Для подрастающих поколений эти сказки и песни, общение с самыми взрослыми были яркими примерами доброты, а сами творцы игрушки первыми наставниками в жизни.
В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.
Игрушки наших предков развивали воображение, учили детей анализировать, сравнивать, осмысливать явления, развивали творческие возможности. Идеи, заложенные в игрушках, формировали первые моральные представления.
В сюжетах народной игрушки использовались самые обычные повседневные ситуации, которые близки и понятны ребенку, необходимы в жизни, а потому вызывали интерес, активность самого ребенка в освоении опыта.
Путешествие в прошлое. Игры наших бабушек и дедушек.
Евгения Водопьянова
Путешествие в прошлое. Игры наших бабушек и дедушек.
Цель: Формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей. Создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.
Задачи: Приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку. Развивать физические (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психические (воля, целеустремленность, самоконтроль) качества. Способствовать сплочению детей в коллективе. Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.
Оборудование и материалы: колокольчик, платки или шарфы по количеству игроков, наперсток,
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово
Кто не любит игры? Их любят все и дети, и взрослые, которые когда-то тоже были детьми. Некоторые игры передаются из поколения в поколение, живут многие годы, меняются их названия и правила. В последнее время, к сожалению, традиции игры утрачиваются, но на смену им приходят новые – виртуальные.
Мальчишки и девчонки, я приглашаю вас окунуться в детство своих бабушек и дедушек. Открыть для себя необыкновенный мир игр, в которые играли наши бабушки и дедушки. Познакомиться с играми которые стали народными.
«Куклы Барби, роботы, трансформеры, конструкторы «Лего» – это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки?
Бабушка любила играть в куклы. В то время они были соломенные и тряпичные, и делали их дети своими руками. Тряпичные куклы делали из ваты и лоскутков ткани, а соломенные – из соломы. Тряпичную куклу перетягивали вокруг пояса, волосы делали из пакли, а глаза рисовали углем.А еще своими руками делали мячи: скручивали туго много тряпок и перевязывали их веревкой. Мальчишки мастерили из дерева автоматы, свистульки. Летом из глины лепили разные фигурки. Детской посудки тогда не было, и поэтому собирали черепки битой посуды и играли ими. Любили делать из березовых веток шалаши и играть там.
В то время не было магазинных игрушек, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.
А вот интересно: какие игры были у бабушки и дедушки? Оказывается, такие же как и у нас! «Съедобное – несъедобное», «Испорченный телефон» или «Глухие телефончики», «Дочки-матери» – в эти игры мы играли с вами на улице и в группе. А ещё играли в «Цепи кованные», «Классики», «Лапту», «Пароль» («Казаки-разбойники», «Прыгалки» и многие другие интересные игры. Но есть и такие игры с которыми мы с вами не знакомы или игры в которые мы с вами не играем так как мы про них забыли. Поэтому я предлагаю вам вспомнить правила этих игр и немного поиграть со мной в них.
Практически все игры начинались с «кричалок» или «зазывалок». Когда на улице раздавались громкие «кричалки», все дети сбегались на улицу или на полянку поиграть в любимую игру. Ну что поиграем?
Кто будет играть в интересную игру?
А потом не примем, за уши поднимем.
Уши будут красные, до того прекрасные.
Тай-тай, налетай, в интересную игру.
Всех принимаем и не обижаем.
Очень весёлая и интересна тем, что одному игроку «Звонарю» вешают на шею колокольчик и связывают руки за спиной, чтобы он умышленно не задерживал звук колокольчика. Остальные играющие «слепые» с завязанными глазами ловят «Звонаря». «Звонарь» осторожно увёртывается от «слепых», чтобы не выдать себя звонком.Правило: поймавший «звонаря» меняется с ним местами. Остальные пока отдыхают с развязанными глазами от игры.
Это очень старинная игра, ей лет пятьсот. Дети ставят по кругу свою обувь (на одну пару обуви меньше чем игроков). Все игроки движутся по кругу.После произнесенных слов: «Ты, Михасик, не зевай! Лапоточки обувай! Раз, два, три», останавливаются и каждый игрок старается обуть обувь. Игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.
Эта игра могла встречаться и по-другому, например, «Мама, ниточку распутай». Выбирается водящий, который на время выходит или отворачивается. Дети становятся в круг и берутся за руки. Затем они стараются всячески «запутаться», при этом можно пролезать под чьими-либо сцепленными руками, перешагивать через руки, но нельзя их размыкать. Вернувшись, ведущий должен распутать «путаницу».
Играть может любое количество человек. Выбирают ведущего. У него мяч. Все располагаются вокруг него или просто на лавочках. Ведущий загадывает слово.Например: «Это фрукт на «а» начинается, на «с» заканчивается». Можно загадывать фильмы, имена и т. д. Усложнять задания в зависимости от возрастной группы. Кто-то быстро называет ответ. Ведущий бросает мяч о землю,кричит: «хали-хало» и убегает. Человек, который угадал слово, должен поймать мяч и, поймав, сказать «стоп» ведущему. Затем, сделав пять шагов, он бросает мяч в ведущего. Если попал, начинает водить сам, если нет, водящий остается.
«Дедушка Мазай»
3. Заключительное слово
Вот и подошёл к концу наш праздник игр. Давайте будем беречь традиции русского народа, преумножать и передавать их из поколения в поколение. Узнавайте у своих бабушек и дедушек, в какие игры играли они? И мы с вами будем играть в эти игры. И может когда-нибудь ваши дети, внуки спросят «Дедушка или бабушка, а в какие вы играли игры в своем детстве?.»
Я считаю, цели, поставленные в начале мероприятия, были достигнуты. Дети познакомились с различными народными играми. Народные игры интересны современным мальчишкам и девчонкам. Народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дают положительные результаты, исполняют своё главное назначение – доставляют детям удовольствие и радость. Рекомендую использовать народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
Цветы для наших мам и бабушек Для создания эффективной поделки своими руками возможно превратить в оригинальный и красивый сувенир или открытку любую деталь, оказавшуюся.
«Бабушек и дедушек поздравить мы спешим». Досуг для детей младшего дошкольного возраста, посвящённый Дню бабушек и дедушек АНО «Мир детства» детский сад №1342 филиал «Солнышко» Досуг, посвящённый дню Бабушек и дедушек для детей младшего дошкольного возраста.
НОД занятие в форме игры «Звездный час» по теме «Путешествие в прошлое башкирского народа» Тема непосредственно-организованной образовательной деятельности: «Путешествие в прошлое башкирского народа» 25.04.2012г. /подготовительная.
Подготовка и праздник наших мам и бабушек! Вот и закончились февральские выходные. Осталось большое удовлетворение от проведенного утренника для наших пап. И мы с большим вдохновением.
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Игры наших дедушек и бабушек» Цель: Воспитание здорового образа жизни. Задачи: 1. Воспитывать чувство спортивного азарта, проявлять чувство товарищества, развитие положительных.
Утренник для наших мам и бабушек! Фотоотчет С первым солнечным лучом постучался праздник в дом, и от радости сосульки зазвенели за окном! Весна опять стучится в двери, весна повсюду:.
Выставка руками наших мам и бабушек В нашем детском саду в старшей группе «Непоседы», педагогами Ветчинкиной Н. М. и Опариной М. Ю. была организована выставка под названием «Выставка.
Выставка «Золотые руки наших мам и бабушек» Идет подготовка к празднику 8 марта. Все мы знаем, как это хлопотно и ответственно. Нам всегда хочется создать хорошее настроение мамам.
Проект с презентацией » Во что играли наши предки»
Выбранный для просмотра документ Во что играли наши бабушки и дедушки.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
« Во что играли наши бабушки и дедушки?» ОПФ МОУ «СОШ № 1 р. П. Татищево» в д. Македоновка
Цели и задачи: отличаются ли игры наших бабушек и дедушек от современных игр?
Задачи исследования: Изучить игры родителей, бабушек и дедушек. Выяснить влияние научно-технического прогресса на развитие игр. Выяснить влияние игры на развитие ребёнка.
Объект исследования: люди. Предмет исследования: русские народные игры. Гипотеза: мы думаем, что игры наших бабушек отличались от современных.
Методы исследования: 1.Подбор и изучение материала по теме. 2.Опрос в форме анкетирования бабушек. 3.Опрос в форме анкетирования учащихся 1-4 классов. Предполагаемый результат: Игры наших бабушек отличаются от игр, в которые играют современные дети.
Наши проекты: «Игры бабушек и дедушек» Название игры Наши бабушки и дедушки Мы
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Куклы наших бабушек
Наши проекты: «Игры бабушек и дедушек» Название игры Наши бабушки и дедушки Мы Считалочки Потешки Подвижные игры Спокойные игры
Молодёжь на Руси очень любила играть в горелки. «Горельщик» становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги! На слово «беги» пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и «горит». Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «четвертая пара» или «вторая пара».
Выводы: В ходе исследования мы узнали различные народные игры, их влияние на развитие ребёнка. Мы узнали, что есть много интересных игр и мы не будем отказываться от них. В мире компьютеризации оставим место настоящей игре Подвижные игры укрепляют наше здоровье!
Выбранный для просмотра документ проект Игры бабушек и дедушек.docx
ОПФ МОУ «СОШ № 1 р. п. Татищево»
« Игры наших бабушек и дедушек»
Ученики 2,3 классов
Руководитель: Климова С.А.
учитель начальных классов
2015-2016 учебный год
«Игры наших бабушек и дедушек?»
Данный проект информационный, практической направленности, творческого характера. Ученики поставили цель: изучить игры родителей, бабушек и дедушек; как влияет научно-технический прогресс на развитие игр; выяснить влияние игры на развитие ребёнка.
В результате проекта каждый ученик оформил книжку-малышку, в которую входят: считалки, песенки – потешки, зазывалки, кричалки и игры с ее правилами.
Цель и задачи проекта:
Тема: «Игры наших бабушек и дедушек».
Цель исследования: Изучение и пропаганда национальной культуры.
Изучить игры родителей, бабушек и дедушек.
Выяснить влияние научно-технического прогресса на развитие игр.
Выяснить влияние игры на развитие ребёнка
Предмет исследования: русские народные игры.
Гипотеза: Мы думаем, что игры наших бабушек и дедушек отличались от современных.
Подбор и изучение материала по теме.
Опрос в форме анкетирования бабушек.
Опрос в форме анкетирования учащихся 1-4 классов .
Предполагаемый результат. Игры наших бабушек отличаются от игр, в которые играют современные дети.
Подготовительный этап. Планирование проекта
Распределение заданий между детьми, составление плана проекта.
Ученики проводят опрос своих родителей, бабушек и дедушек про подвижные игры в которые они любили играть.
— В какие игры играли наши бабушки и дедушки?
— Насколько изменилась двигательная активность детей разных поколений?
— В какие игры больше всего играем мы на уроках физической культуры?
— В какие игры больше всего играем мы во дворе?
— Какие подвижные игры бывают?
Основной этап. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий
Заполнение анкеты «Подвижные игры».
Заключительный этап. Итоги.
В ходе выполнения проекта мы знакомились с различными видами подвижных игр и узнали, как изменились подвижные игры с течением времени.
Мы провели ряд исследований.
1.Провели опрос своих родителей, бабушек и дедушек про подвижные игры в которые они любили играть. В анкетировании участвовало бабушки, дедушки и родители 10 учеников. Выяснили, что игры у наших бабушек были самыми разнообразными. Играли они дома, во дворе, на спортплощадке, на улице, в лесу. Любимая игра наших бабушек в детстве, это лапта и казаки – разбойники.
Любимая игра (кол-во чел.)
Наши игры совпадают с играми наших родителей, бабушек и дедушек. Любимые игры в догонялки или по-другому в салки, в прятки, казаки-разбойники, а так же в дочки-матери, куклы, классики. Одни из любимых игр – компьютерные и футбол.
Из таблицы видно, что никто из ребят не играют в такие игры как: чижик, чехарда, ножички, лапту, выжигало и 12 палочек, в которые играли наши бабушки. Игрушки тоже отличаются от наших.
В ходе работы над проектом мы выяснили, что практически все игры у бабушек и дедушек сопровождались считалками, зазывалками, кричалками. Например:
1.Кто будет играть в интересную игру?
А потом не примем, за уши поднимем.
Уши будут красные, до того прекрасные.
2.Тай-тай, налетай, в интересную игру.
Всех принимаем и не обижаем.
3.Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько нужно гвоздей?
Говори поскорей,
Не задерживай наших людей.
– Пять!
Раз, два, три, Четыре, пять.
(Пятый выходит.)
Наши игры зазывалками и кричалками не сопровождаются, только считалками.
Мы собрали всё и оформили книжки – малышки, чтобы с этими играми познакомились и другие ребята. Эти брошюры мы передадим ребятам на досуговую площадку, которую мы будем посещать сами.
Гипотеза, которую мы выдвинули, подтвердилась не полностью.
Игры, в которые играли наши бабушки, несут не только развлекательный, но и познавательный характер. Каждая игра сопровождалась закличками, песнями, танцами.
С развитием научно-технического прогресса изменилась роль игры, появились новые атрибуты, в том числе технические средства (настольные игры, игровые приставки и конечно компьютеры)
В ходе исследования мы узнали 5 различных народных игр
Узнали, что есть много интересных игр, и мы не будем отказываться от них. В мире компьютеризации оставим место настоящей игре.
Подвижные игры укрепляют наше здоровье.
1.Былеев, Коротков, Яковлев «Подвижные игры», Физкультура и спорт, 1977г
2.А.В. Кенеман, Т.И. Осокина Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.: илл.
Во что играли в старину мудрые люди
Игры любят все: и девочки и мальчики, и дети, и взрослые, которые тоже когда-то были детьми. Некоторые игры передаются из поколения в поколение, живут многие годы, меняются только их названия и правила.
Веселые подвижные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Ктo не знает любимых пряток и догонялок, классики и дочки-матери? Ктo их придумал? Когда они возникли?
Ответ один: они созданы народом, так же как песни и сказки. Народные игры имеют многовековую историю. Они дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие местные традиции.
Бежит время, меняются обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр – тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться. Игра для наших родителей, бабушек и дедушек, когда они были детьми, являлась способом проведения свободного времени.
В играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Раньше ребёнок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействовать с окружающими. Современным школьникам же приходится тяжело: учеба в школе, домашние задания, секции, кружки и множество других дел. Бывают, конечно, и каникулы или какой-нибудь праздник. Но свободное время часто заполнено телевизором, компьютером или планшетом. А гости, пришедшие на день рождения, порой весь вечер могут просидеть за столом, скучая, и хозяева не знают, как их развлечь. Это вполне похоже на взрослую жизнь, в которой совсем не остается времени на смех и веселье, а иногда ведь так хочется побегать и покричать с друзьями!
К сожалению, многие народные игры забыты. И поэтому я решил расспросить, в какие интересные игры когда-то с упоением играли наши родители, бабушки и дедушки играли в своем детстве.
Цель: изучение и пропаганда игр советского времени.
1. Изучить игры, в которые играли наши родители, бабушки и дедушки.
2. Составить перечень игр.
3. Выяснить каково воспитательное значение игр.
4. Выяснить влияние научно-технического процесса на развитие игр.
1.1. Теоретическая часть
1.1.1. История русских подвижных игр
На протяжении многих веков основным методом воспитания и подготовкой ребенка к взрослой жизни являлась игра. На Руси считалось, что детство – это время, отведенное для игр. Именно во время игры ребёнок учится преодолевать боль, сохранять спокойствие в чрезвычайных обстоятельствах, учится прощать обиды и уважать соперника. К тому же игра развивала физическую силу, ловкость, находчивость, а также умение петь и плясать, рассказывать сказки, подражать пению птиц и повадкам животных.
Понятие ИГРА включает в себя множество различных форм, каждая из которых способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному.
Большую часть своего времени дети крестьян проводили на улице. Поэтому игр уличных было у них известно гораздо больше, чем тех, которые предназначены для помещений. Лишь в суровые зимние морозы они сидели в избе, и тогда наступало время играть в игрушки. Правда, крестьяне жёстко ограничивали своих детей в количестве игрушек. Игрушек в магазине не было: дети постарше мастерили их себе сами, для самых маленьких их делали дедушки и бабушки.
В период отрочества дети все своё свободное от хозяйственных забот время тоже посвящали играм. Среди игр самыми популярными были разные виды пряток, ловишек, пятнашек, жмурок и т.д. Существовало множество игр, в которых использовались кости животных, дощечки, мячи, палки, веревки. Зимой дети катались на коньках и санках, играли в снежки, брали штурмом снежные крепости. Часто устраивались гонки по льду на санях. В уличных играх всегда участвовало много детей – поэтому деревенские игры были, как правило, массовые, шумные, весёлые!
Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель – выполнение какой-либо конечной задачи игры, т.е. получение результата.
Сегодня уже мало ктo помнит те игры, в которые играли наши бабушки и дедушки. Между тем эти старые игры очень полезны для здоровья, так как при игре требуется постоянное движение, и вся игра может проходить на свежем воздухе.
1.1.2. Виды народных игр
Для удобства рассмотрения можно разделить народные игры на несколько типов:
игры, отражающие отношения человека и Природы
игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
игры на находчивость, быстроту и координацию
игры на силу и ловкость или состязательные игры
Отметим, что деление это условно и не ставит перед собой цели загнать все игры в определенные рамки. Мы рассмотрим наиболее типичные народные игры, а также некоторые предыгровые моменты, без которых рассказ об играх был бы не полон. В каждую из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют особых навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего.
Пальчиковые игры предназначались самым маленьким. В основе пальчиковых игр лежало движение пальцев ребенка, сопровождавшееся произнесением коротких стихов.
Сам игровой процесс немыслим без прелюдии. Предыгрoвые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки призывали потенциальных участников к игре.
Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор.
Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему – водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку.
Выбрать водящего или человека, который первым вступит в игру, можно с помощью считалок.
Считалка – неотъемлемая часть детской игры во все времена. При их создании дети часто использовали мотивы и образы колыбельных, прибауток, хороводных, плясовых, шуточных песен, частушек и других жанров фольклора. Из текстов-источников выбирается то, что привлекает внимание игрой звуков или необычностью ситуации, и убирается все лишнее, что придает этому сюжетному действию динамику.
Концовки разнообразны: «выйди вон», «это, верно, будешь ты», «все равно тебе водить».
Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды.
Сам процесс формирования двух команд – своего рода «игра перед игрой», и если вспоминать компьютерные игры, то по своей увлекательности он напоминает генерацию персонажа перед началом любой ролевой игры (даже перед большинством компьютерных).
Конечно, далеко не все нынешние подростки играли в народные игры – хватает иных развлечений. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений есть одной из наиглавнейших целей нашей культуры, ведь именно играми наши предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.
Игры, отражающие отношения человека и природы.
Жизнь человека в старину была намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. От природы зависело, будет ли община сыта, или людям придется голодать.
Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Так возникли игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники – медведь, волк, лисица – главные действующие лица.
Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков.
Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. В качестве примера ниже приведем несколько подобных игр:
Своеобразные диалoги-пригoворки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости.
Хороводные игры – игры, которые сопровождались плясками, песнями, пантомимой.
Игры на находчивость, быстроту и координацию.
Бег, прыжки и другие проявления подвижности свoйственны детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования – вот главные составляющие народных игр.
Игры на силу и ловкость или состязательные игры.
Состязательные игры – это подвижные игры, цель которых – добиться превосходства над остальными, показать свою физическую силу, ловкость, находчивость.
Военная тематика, не могла не войти и в детские игры. За свою долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде.
В самом общем варианте игра в войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.
После ознакомления с историей русских народных игр, я приступил к сбору информации об играх наших предков. На этом этапе мне помогли одноклассники и родственники. Мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди с особым трепетом вспоминали свои детские игры. Так, мною был составлен список игр и правилами к ним.
1.1.3. Русские народные игры
1. Лапта́ – русская народная командная игра с мячом и битой. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры – ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К родственным лапте видам спорта относятся бейсбол и крикет.
История русской лапты начинается очень давно: упоминания о ней встречаются даже в памятниках древнерусской письменности, а биты и мячи для игры были найдены при раскопках в Великом Новгороде в слоях, относящихся к 14 столетию.
(Приложение 2. Фото №1)
2. Казаки-разбойники. Название игры взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников. Точных данных о времени возникновения игры нет, но известно, что играли в неё ещё до революции.
(Приложение 2. Фото № 2,3)
Играют от шести человек и более (чем больше, тем лучше).
Играющие оговаривают территорию, на которой будет проходить игра. Разделившись на две команды, они по жребию определяют, кто будет играть за «казаков», а кто за «разбойников». Иногда выбираются атаманы.
«Разбойники» совещаются и загадывают кодовое слово (секретный «пароль»). Может быть не слово, а пароль 13245 и т. д., максимум 8 цифр.
По сигналу «разбойники» убегают прятаться («казаки» не должны подглядывать). Путь передвижения обозначается с помощью стрелок на асфальте и других поверхностях (стенах, заборах), чтобы у «казаков» были подсказки, где искать. Чаще всего вначале команда бежит вместе, затем разделяется, чтобы запутать соперников. Чем быстрее «разбойники» убегают и чем запутаннее рисуют стрелочки, тем у них больше шансов надёжно спрятаться.
«Казаки» в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных. Через оговоренный промежуток времени (обычно 15-20 минут) «казаки» отправляются искать «разбойников». Найденного разбойника ловят («пятнают») и отводят в темницу (он не имеет права вырываться и убегать).
Некоторые источники утверждают, что «казак», поймавший «разбойника», остаётся в «темнице», сторожить его. В других говорится о страже (1-2 человека), которая постоянно следит за «разбойниками» в «темнице», а «казаки» могут бежать ловить остальных.
В «темнице» «разбойников» «пытают» (щекочут, подсовывают насекомых, жгут крапивой, кидают на землю, дают подзатыльник). Виды «пыток» заранее оговариваются: они не должны быть жестокими или обидными.
Цель игры: переловить всех «разбойников» или выведать секретное слово – пароль.
Игра существует более двух столетий. Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. Особую популярность городки завоевали в XX веке.
С 1936 года проводились чемпионаты СССР по городкам. Согласно официальной статистике, в 1960-е-1970-е годы городками в СССР занималось около 350 тысяч человек. Популярность городков стала падать к 1980-1990-м годам.
(Приложение 2. Фото № 4,5).
Играют в прятки во дворах, в парке, в лесу, в квартире. В общем, там, где есть укромные места, в которых можно затаиться. Водящий становится лицом к стене и вслух ведет счет до определенного числа. Число выбирают таким, чтобы у игроков хватило времени спрятаться. Пока водящий считает, остальные игроки прячутся. Задача водящего – окончив счет, отыскать спрятавшихся. Если он нашел кого-то, то должен вслух выкрикнуть его имя и добежать до места, у которого вел счет, коснуться его рукой и еще раз произнести имя найденного. Обнаруженный игрок, в свою очередь, может попытаться опередить водящего, чтобы коснуться стены первым. Если игроку это удается, то водящий продолжает поиски остальных. Если проворнее оказывается водящий, то найденный игрок занимает его место, и игра начинается сначала.
Спрятавшиеся игроки имеют право попытаться добежать до стены, даже если водящий их еще не нашел. Обычно игрок выбегает из укрытия, когда поиски уводят водящего в другую сторону.
Существует и другая разновидность пряток: водящему надо отыскать всех игроков и тот из них, кого нашли первым (или последним), сам становится водящим в следующем кону (правило «первая курица жмурится»), (Приложение 2. Фото №6).
Обычно игра проходит на строго оговоренной территории, покидать пределы которой запрещено. Одному игроку завязывают глаза, и он пытается поймать остальных водящих. Иногда игроки стоят вокруг водящего и временами пересекают тот круг, хлопая водящего по плечу. Если территория достаточно велика, то играющие время от времени должны издавать какие-либо звуки (например, хлопать в ладоши или звонить в колокольчик), чтобы водящий мог ориентироваться.
Игрок, которого водящий коснулся, меняется с ним местами. Иногда недостаточно просто дотронуться до игрока, нужно поймать его и узнать, кто это – по волосам, по одежде. Если догадка неправильна, жмурка продолжает водить. (Приложение 2. Фото №7).
Для игры в вышибалы нужно как минимум 3 человека. Но чем больше участников, тем увлекательнее игра. Играющие делятся на вышибаемых и вышибающих. Вышибающие встают с двух сторон на расстоянии нескольких метров, а вышибаемые становятся между ними. Задача вышибающих – перебрасываясь мячом, попасть в вышибаемых игроков. Те пытаются увернуться.
Игрок, которого вышибли, отходит в сторонку. Если ловишь летящий мяч («свечку»), то добавляется одна жизнь. Если выбито уже несколько игроков из команды, то человек, поймавший свечку, выбирает из них того, кому следует вернуться в игру. Если мяч отскочил от земли и попал в игрока, это не считается.
Когда в команде вышибаемых остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если он справится, вся его команда возвращается в игру, в противном случае команды меняются местами. (Приложение 2. Фото №8)
Старая добрая детская игра. Вариантов её множество. Для начала надо собрать со всех присутствующих фанты. Фантом может быть предмет одежды, украшение, бумажка с именем или любой другой предмет. Главное требование к фанту, чтобы по нему можно было определить, кто именно из присутствующих является его владельцем. Каждый участник игры пишет на бумажке какое-нибудь задание. Затем бумажки собираются, перемешиваются, и ведущий не глядя, вытягивает сначала чей-либо предмет, а потом записку. Человек, которому принадлежит вытащенный предмет, должен выполнить задание, написанное на бумажке. Задание может быть любое, например, спеть, прокукарекать, станцевать, пробежать вокруг дома и т.п. Здесь все зависит от фантазии и от предварительно оговоренных рамок выполняемых заданий. Игрокам следует помнить, что им самим может попасться их собственное задание.
Играющие дети распределяют между собой роли разных членов семьи, воплощают в игре реальные жизненные ситуации, имитируют поведение родственников и ровесников, воспроизводят общение и отношения внутри своих семей, в детском саду и др. Любой разыгрываемый сюжет замешан на свойственных детям фантазии и творчестве в наполнении игры. Дети могут не только имитировать увиденное, но и воплощать в игре свои мечты о жизни.
С точки зрения психологии наблюдение за игрой в дочки-матери может дать родителям бесценную информацию о мире ребёнка. Они могут увидеть со стороны свою семейную жизнь, отношения внутри семьи, самих себя и многое другое (Приложение 2. Фото №9).
9. Салки (пятнашки, догонялки)
Сюжет этой популярной игры прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Осаленный игрок становится, в свою очередь, салкой, водящим (Фото №10).
10. Царь горы – уличная игра. Цель игры – стать «царем горы», то есть первым взобраться на ее вершину и пытаться удержаться в этой роли как можно дольше. Отпихивая и сталкивая вниз конкурентов. Сами конкуренты часто облегчают задачу царю, схватываясь между собой. Игра обычно ведется до тех пор, пока у игроков не иссякнут силы. (Приложение 2. Фото №11).
Для игры используется обычная бельевая резинка длиной 2-3 метра, связанная за концы. Играют, как правило, втроем или вчетвером. Резинка натягивается между ногами двух играющих, третий выполняет прыжки. При игре втроем играют каждый сам за себя, вчетвером – две команды, с возможностями выручить ошибившегося партнера. Прыгают, пока не ошибутся оба, тогда происходит смена команд. Можно прыгать и вдвоем и даже одному, используя любые подручные средства (стул, пень и пр.), натянув резиночку между ними.
Бывает шесть высот – уровней сложности: по ступни (первые), по щиколотку (вторые), по колено (третьи), по бедра, по пояс, по подмышки, по шею.
Цель игры – выполнить определенную комбинацию прыжков. Игрок, безошибочно выполнивший задачу на одной высоте, переходит к другой. В случае ошибки он меняется местами со «столбом». Существует огромное количество комбинаций прыжков. (Приложение 2. Фото №12).
Одного из участников игры выбирают водящим. Остальные садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч каждому из ребят по очереди, произнося при этом какое-либо слово. Если слово оказывается «съедобным» (колбаса, печенье, сок и т.д.), то игрок должен поймать мяч, а если «несъедобным» (чашка, ковер, насос и т.д.), то оттолкнуть его. Тот, кто ошибется (например, поймал сапоги и оттолкнул конфету), меняется местами с водящим. (Приложение 2. Фото №13).
1.1.4. Воспитательное значение игр
В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться – это успокоиться, перестать огорчаться, горевать. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее. Игра – это неотъемлемая часть детства. Вот почему, как взрослый человек обязан работать, так и ребенку необходимо играть.
На начальном этапе реализации проекта я решил, что будет очень важно провести социологический опрос для детей и их родителей и выявить необходимость изучение русских народных игр.
Я составил вопросы и две анкеты. Один опрос был для мам, пап, бабушек и дедушек моих одноклассников. Второй опрос был для моих сверстников. В опросе участвовало: 16 мам, 11 пап, 12 бабушек, 10 дедушек. Всего 49 человек.
Анкета 1. (Приложение 1.) В опросе участвовало: 16 мам, 11 пап, 12 бабушек, 10 дедушек. Всего 49 человек. Другие игры, которых не было в анкете, но их указали участники опроса: волейбол, баскетбол, «секретики», «чиж», «патрон», «капсула времени», «кондолы», «горячая картошка», «куча-мала», «озорница», «царь горы», «съедобное-несъедобное», «чья туфля».
Из результатов опроса следует, что большинство наших бабушек играли в дочки-матери, прятки и глухой телефон, дедушки играли в хоккей и футбол и казаков-разбойников. Большинство мам играли в прятки, резиночку, вышибалы и глухой телефон. Большинство пап играло в футбол, ножички, вышибалы и хоккей. Самой любимой игрой у участников опроса женского пола была резиночка, а у участников опроса мужского пола были ножички, вышибалы и лапта.
Анкета 2. В опросе для сверстников участвовало 28 человек. Опрос показал, что во время перемены дети не играют в телефоне, планшете (так как это запрещено учителем), мало кто играет в подвижные игры. Большинство детей общается со сверстниками, отдыхают, либо повторяют уроки. Из любимых игр дети назвали спортивные и компьютерные. Большинство детей считает, что энергию детей стоит направить в подвижные игры, но знают недостаточно таких игр. Многие хотят разучить новые игры, в том числе и игры, в которые играли наши предки. Чуть меньше половины опрошенных не желают разучивать игры наших бабушек и дедушек.
Не все ребята знают, в какие игры играли их родители, когда были детьми. В ходе исследования я узнал, что наши родители, бабушки и дедушки играли в основном в подвижные игры на улице, а современное поколение предпочитают проводить свое свободное время за компьютером. Большая часть игр наших бабушек и дедушек (например, лапта, городки, фанты, ножички) забыты и почти все дети их не знают.
В процессе исследовательской работы все поставленные мною задачи были выполнены. Я узнал об истории возникновения игр, их видах и влиянии на развитие личности ребенка.
В процессе знакомства с играми мы сделали вывод о том, что, к сожалению, не все детские игры родителей и бабушек используют нынешние дети.
Мною было проведено анкетирование родителей, бабушек и дедушек и учащихся моего класса. Результаты анкетирования показали, что наши предки играли почти во все перечисленные игры, у кого-то были более любимые игры, у кого-то менее. У них были интересные игры, которые мы не знаем, например: чехарда, городки, казаки – разбойники. В такие игры как, догонялки, прятки, классики, дочки-матери играют и сейчас. Если наши бабушки, когда были детьми, играли в подвижные игры, то в наше время дети предпочитают спортивные игры, компьютерные игры.
Игры, в которые играли наши бабушки, носили не только развлекательный, но и познавательный характер. Они объединяли, укрепляли чувство команды, давали возможность подружиться ребятам разного возраста.
Игра влияет не только на развитие ребенка, но и на его взаимоотношения с родителем. Если родитель вместе с ребенком вовлечен в процесс игры, то он становится ему лучшим другом и ему можно доверить все свои тайны.
Для того, чтобы игры наших предков не ушли в прошлое, нужно всего лишь научиться в них играть. Я узнал много новых игр, в которые играли наши бабушки и дедушки, и я хочу познакомить с ними своих сверстников.
«Из истории народных подвижных игр» https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2012/02/22/iz-istorii-narodnykh-podvizhnykh-igr
«Народные игры для детей на Руси» https://pandoraopen.ru/2013-11-30/narodnye-igry-dlya-detej-na-rusi/
Игра// Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0/. – Загл. с экрана.
Пыркин И.В. Влияние научно-технического прогресса (нтп) на развитие личности и психическое здоровье человека // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. Ст. По мат. IV междунар. Студ. Науч.-практ. Конф. № 4. URL: sibac.info/archive/humanities/4.pdf
Спортивные игры как высший этап развития народных игр// Спортивные игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stadiumgame.blogspot.ru/2012/06/blog-post_8223.html /. – Загл. с экрана.
Юрина, Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки/ Н.Г.Юрина.–М.: ООО «Фирма «Издательство» АСТ», ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1999. – 496 с.