во что играли наши бабушки и дедушки в детстве
Путешествие в прошлое. Игры наших бабушек и дедушек.
Евгения Водопьянова
Путешествие в прошлое. Игры наших бабушек и дедушек.
Цель: Формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей. Создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.
Задачи: Приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку. Развивать физические (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психические (воля, целеустремленность, самоконтроль) качества. Способствовать сплочению детей в коллективе. Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.
Оборудование и материалы: колокольчик, платки или шарфы по количеству игроков, наперсток,
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово
Кто не любит игры? Их любят все и дети, и взрослые, которые когда-то тоже были детьми. Некоторые игры передаются из поколения в поколение, живут многие годы, меняются их названия и правила. В последнее время, к сожалению, традиции игры утрачиваются, но на смену им приходят новые – виртуальные.
Мальчишки и девчонки, я приглашаю вас окунуться в детство своих бабушек и дедушек. Открыть для себя необыкновенный мир игр, в которые играли наши бабушки и дедушки. Познакомиться с играми которые стали народными.
«Куклы Барби, роботы, трансформеры, конструкторы «Лего» – это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки?
Бабушка любила играть в куклы. В то время они были соломенные и тряпичные, и делали их дети своими руками. Тряпичные куклы делали из ваты и лоскутков ткани, а соломенные – из соломы. Тряпичную куклу перетягивали вокруг пояса, волосы делали из пакли, а глаза рисовали углем.А еще своими руками делали мячи: скручивали туго много тряпок и перевязывали их веревкой. Мальчишки мастерили из дерева автоматы, свистульки. Летом из глины лепили разные фигурки. Детской посудки тогда не было, и поэтому собирали черепки битой посуды и играли ими. Любили делать из березовых веток шалаши и играть там.
В то время не было магазинных игрушек, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.
А вот интересно: какие игры были у бабушки и дедушки? Оказывается, такие же как и у нас! «Съедобное – несъедобное», «Испорченный телефон» или «Глухие телефончики», «Дочки-матери» – в эти игры мы играли с вами на улице и в группе. А ещё играли в «Цепи кованные», «Классики», «Лапту», «Пароль» («Казаки-разбойники», «Прыгалки» и многие другие интересные игры. Но есть и такие игры с которыми мы с вами не знакомы или игры в которые мы с вами не играем так как мы про них забыли. Поэтому я предлагаю вам вспомнить правила этих игр и немного поиграть со мной в них.
Практически все игры начинались с «кричалок» или «зазывалок». Когда на улице раздавались громкие «кричалки», все дети сбегались на улицу или на полянку поиграть в любимую игру. Ну что поиграем?
Кто будет играть в интересную игру?
А потом не примем, за уши поднимем.
Уши будут красные, до того прекрасные.
Тай-тай, налетай, в интересную игру.
Всех принимаем и не обижаем.
Очень весёлая и интересна тем, что одному игроку «Звонарю» вешают на шею колокольчик и связывают руки за спиной, чтобы он умышленно не задерживал звук колокольчика. Остальные играющие «слепые» с завязанными глазами ловят «Звонаря». «Звонарь» осторожно увёртывается от «слепых», чтобы не выдать себя звонком.Правило: поймавший «звонаря» меняется с ним местами. Остальные пока отдыхают с развязанными глазами от игры.
Это очень старинная игра, ей лет пятьсот. Дети ставят по кругу свою обувь (на одну пару обуви меньше чем игроков). Все игроки движутся по кругу.После произнесенных слов: «Ты, Михасик, не зевай! Лапоточки обувай! Раз, два, три», останавливаются и каждый игрок старается обуть обувь. Игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.
Эта игра могла встречаться и по-другому, например, «Мама, ниточку распутай». Выбирается водящий, который на время выходит или отворачивается. Дети становятся в круг и берутся за руки. Затем они стараются всячески «запутаться», при этом можно пролезать под чьими-либо сцепленными руками, перешагивать через руки, но нельзя их размыкать. Вернувшись, ведущий должен распутать «путаницу».
Играть может любое количество человек. Выбирают ведущего. У него мяч. Все располагаются вокруг него или просто на лавочках. Ведущий загадывает слово.Например: «Это фрукт на «а» начинается, на «с» заканчивается». Можно загадывать фильмы, имена и т. д. Усложнять задания в зависимости от возрастной группы. Кто-то быстро называет ответ. Ведущий бросает мяч о землю,кричит: «хали-хало» и убегает. Человек, который угадал слово, должен поймать мяч и, поймав, сказать «стоп» ведущему. Затем, сделав пять шагов, он бросает мяч в ведущего. Если попал, начинает водить сам, если нет, водящий остается.
«Дедушка Мазай»
3. Заключительное слово
Вот и подошёл к концу наш праздник игр. Давайте будем беречь традиции русского народа, преумножать и передавать их из поколения в поколение. Узнавайте у своих бабушек и дедушек, в какие игры играли они? И мы с вами будем играть в эти игры. И может когда-нибудь ваши дети, внуки спросят «Дедушка или бабушка, а в какие вы играли игры в своем детстве?.»
Я считаю, цели, поставленные в начале мероприятия, были достигнуты. Дети познакомились с различными народными играми. Народные игры интересны современным мальчишкам и девчонкам. Народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дают положительные результаты, исполняют своё главное назначение – доставляют детям удовольствие и радость. Рекомендую использовать народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
Цветы для наших мам и бабушек Для создания эффективной поделки своими руками возможно превратить в оригинальный и красивый сувенир или открытку любую деталь, оказавшуюся.
«Бабушек и дедушек поздравить мы спешим». Досуг для детей младшего дошкольного возраста, посвящённый Дню бабушек и дедушек АНО «Мир детства» детский сад №1342 филиал «Солнышко» Досуг, посвящённый дню Бабушек и дедушек для детей младшего дошкольного возраста.
НОД занятие в форме игры «Звездный час» по теме «Путешествие в прошлое башкирского народа» Тема непосредственно-организованной образовательной деятельности: «Путешествие в прошлое башкирского народа» 25.04.2012г. /подготовительная.
Подготовка и праздник наших мам и бабушек! Вот и закончились февральские выходные. Осталось большое удовлетворение от проведенного утренника для наших пап. И мы с большим вдохновением.
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Игры наших дедушек и бабушек» Цель: Воспитание здорового образа жизни. Задачи: 1. Воспитывать чувство спортивного азарта, проявлять чувство товарищества, развитие положительных.
Утренник для наших мам и бабушек! Фотоотчет С первым солнечным лучом постучался праздник в дом, и от радости сосульки зазвенели за окном! Весна опять стучится в двери, весна повсюду:.
Выставка руками наших мам и бабушек В нашем детском саду в старшей группе «Непоседы», педагогами Ветчинкиной Н. М. и Опариной М. Ю. была организована выставка под названием «Выставка.
Выставка «Золотые руки наших мам и бабушек» Идет подготовка к празднику 8 марта. Все мы знаем, как это хлопотно и ответственно. Нам всегда хочется создать хорошее настроение мамам.
Игры наших бабушек и дедушек
Игры бабушек и дедушек в их детстве
Игры из бабушкиного сундука для детей 5-8 лет
Среди детских игр любой страны можно найти немало тех, возраст которых составляет уже несколько веков. Именно в эти игры играли, когда были маленькими, наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Не было еще ни телевизоров, ни компьютеров. Даже о том, что такое футбол и хоккей, знали далеко не все. Игрушки не покупались в магазинах, а были сплошь самоделками. Именно старые игры показывают, насколько богатой может быть фантазия: используя в качестве необходимого оборудования обычные чурочки, веревочки и дощечки, наши бабушки и дедушки играли в прекрасные содержательные игры, тренирующие ловкость, выносливость, точность движений, оттачивающие ум. Чего стоит одна лишь игра в «Веревочки», при которой небольшую веревочку или круглую резинку хитрым образом надевали на пальцы рук так, чтобы из веревочки складывалась фигура. А другой игрок должен был с помощью определенных приемов перенести веревочку на свои руки, причем фигура из веревочки менялась. Хотите верьте, хотите нет, но наши бабушки доходили так до 15—20 фигур, хотя максимум, доступный почти каждому из нас, — 5—6!
Итак, кажущаяся простота и вместе с тем привлекательность — вот что отличает настоящие «бабушкины» игры. Уверены, что, обучив хотя бы некоторым из них своего ребенка, вы очень скоро перестанете жаловаться на то, что он постоянно сидит за компьютером или перед телевизором: вдруг окажется, что побегать по двору, играя в лапту или «Штандер» намного интереснее, чем осваивать новую компьютерную «стрелялку».
Предлагаем вам познакомиться с правилами игр «из бабушкиной коллекции». Выбирайте то, что вам нравится, и играйте!
Прятки
Возраст: 6 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей внимание, сообразительность, а также быстроту реакции и выносливость.
Необходимое оборудование: набор «волшебных» палочек.
Ход игры. Принимать участие в игре могут до 10 человек. Играть в прятки лучше всего на улице или во дворе, так как на игровом поле должны быть места, удобные для того, чтобы там прятаться. Из числа игроков выбирается водящий. Он поворачивается к стене и начинает считать до десяти, двадцати, пятидесяти — по договоренности. За это время игроки должны разбежаться по полю и спрятаться, пока водящий их не видит. Досчитав до заданного числа, водящий говорит: «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать!» Если к этому времени все спрятались, он начинает поиски, если же кто-то не успел притаиться, водящий дополнительно считает еще до десяти. После этого задача водящего — найти всех притаившихся игроков. Первый найденный им игрок будет водящим в следующей игре.
Игра на первый взгляд проста, но у нее есть немало вариантов. Например, сказав «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать», водящий может прибавить «Кто не спрятался — я не виноват (-а)». В этом случае все игроки, неуспевшие спрятаться, остаются в поле зрения водящего, и он, понятно, сразу же их «находит».
Игру можно значительно усложнить, если играть в прятки с «застукалочками». В этом случае, заметив кого-то. из игроков, водящий должен слегка постучать кулаком по стене, возле которой считал, проговорив при этом: «Тук-тук, (имя игрока)». «Изюминка» этого варианта игры состоит в том, что, пока водящий ведет поиски, любой игрок, находящийся в этот момент ближе к стене, чем водящий, может добежать до нее и, постучав, сказать «Тук-тук, за себя». В этом случае водящий уже не имеет права «застукивать» игрока. Разумеется, если водящий, заметивший бегущего игрока, опередит его у стены, то имеет право сам «застукать» его.
Наши бабушки нередко пользовались в таких случаях «палочкой-застукалочкой» (другой вариант названия — палочка-выручалочка). Это обычная небольшая палочка. Ее клали в определенном месте поля на землю или, например, на скамейку. Любой игрок, который добежал до палочки, опередив водящего, стучит ею по земле (скамейке) и кричит: «Тук-тук, за себя!»
У игры в прятки есть и еще один вариант — «двенадцать палочек»; Перед началом игры водящий кладет на камень доску. На конец ее, опустившийся на землю, водящий кладет двенадцать небольших палочек. Потом ударяет ногой по противоположному концу доски, и палочки разлетаются. За то время, пока водящий вновь ставит доску на камень и раскладывает на ней палочки, игроки должны разбежаться и спрятаться (разумеется, водящий не имеет права за ними наблюдать). Дальше игра идет так же, как и классический вариант пряток, с той разницей, что самый проворный игрок, не замеченный водящим, может незаметно подкрасться к доске и сам ударить по ней ногой, заставив палочки разлететься. Если ему удается проделать это незаметно от водящего, тот должен перестать искать игроков и вновь собирать палочки, а за это время игроки перепрятываются, а те, кого водящий уже успел поймать, считаются «вырученными», то есть приобретают право снова участвовать в игре.
Жмурки
Возраст: 5 — 8 лет.
Цель игры: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве на слух. Игра тренирует слух, внимание и ловкость.
Необходимое оборудование: шарф, косынка или другая плотная повязка на глаза.
Ход игры. В игре могут принимать участие до десяти игроков. С помощью считалки выбирается водящий, которому завязываются глаза. Суть игры заключается в том, что водящий ловит остальных игроков с завязанными глазами. Естественно, что игроки при этом должны находиться на довольно небольшом замкнутом пространстве (поэтому в жмурки лучше всего играть в помещении). Варианты игры в «жмурки» могут быть самыми разными.
♦ Первый вариант: игроки становятся в круг вокруг водящего и для начала основательно «запутывают его», заставляя его покружиться на месте, чтобы потерять привычные ориентиры. «Покрутив» водящего, игроки разбегаются по помещению и стоят на своих местах неподвижно, время от времени хлопая в ладоши или что-то говоря, чтобы водящий мог найти их.
♦ Второй вариант: игроки не стоят неподвижно, а передвигаются. Как ни странно, при таком, казалось бы, усложненном варианте у водящего может появиться совершенно неожиданный шанс поймать кого-то из игроков, пробегающих мимо.
Игра заканчивается по договоренности. Дети младшего возраста могут играть в жмурки, пока водящий не поймает кого-то из зазевавшихся игроков, после чего они меняются ролями и игра начинается заново. Игроки постарше могут договориться между собой о том, что игра закончится, только когда водящий переловит всех игроков. После этого все (кроме водящего) считаются заново, и новый водящий выбирается из их числа, а прежний водящий становится обычным игроком.
Примечание. В эту игру играло уже много поколений, так что она успела «обрасти» самыми разными вариантами, некоторые из них, отличающиеся от классического, мы даем в других разделах книги. Но не будем забывать, что какими бы разными ни были варианты «жмурок», все они восходят к этому — «бабушкиному». Это одна из игр для всех возрастов: и пятилетние дети, и школьники играют в нее с одинаковым удовольствием и охотно принимают участие в «досочинении» ее правил.
Камушки
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: развить моторику пальцев и координацию движений. Игра тренирует ловкость, внимание и глазомер.
Необходимое оборудование: пять круглых камушков примерно одинакового размера (их можно заменить одинаковыми деревянными или глиняными шариками).
Ход игры. Играть в нее могут 3 — 4 человека. Суть игры состоит в следующем: камушки нужно подбрасывать и ловить, но приемы игры в разных ее конах могут различаться. Тот игрок, который смог правильно пройти через все коны и поймать камушки, считается победителем.
Если игрок справляется с «Пятерками», то может перейти к следующему кону, который называется «Тройки». В этом кону все пять камушков вновь кладутся на ладонь, после чего той же рукой подбрасывается рабочий камушек. Пока он не коснулся земли, нужно успеть разложить остальные камушки так, чтобы три из них лежали вместе, а один — отдельно от них. При этом надо успеть поймать рабочий камушек. Далее кон продолжается. Игрок подкидывает рабочий камушек и, успев взять в руку один камушек, лежащий на земле отдельно от других, ловит его. То же самое затем делается с остальными камушками. На ладони лежит два камушка (вместе с подобранным), рабочий камушек подкидывается. За то время, пока он летит, игрок должен подхватить с земли три оставшихся камушка и успеть поймать рабочий камушек, пока он не коснулся земли. Если игроку и это удается, он может перейти к следующему кону.
♦ Следующий кон называется «Двойки». Проходит он так же, как и предыдущий, с той разницей, что игрок во время первого подкидывания рабочего камушка должен успеть разложить остальные четыре попарно. При последующих подкидываниях камушков игрок схватывает с земли по два камушка за один раз.
♦ Последний кон игры называется «Одиночки». Подкинув рабочий камушек, игрок должен успеть разложить на земле остальные четыре отдельно друг от друга. После этого, подкидывая рабочий камушек, игрок последовательно схватывает с земли по одному камушку. В конце игры у него на ладони должны оказаться все пять камушков. В итоге выигрывает тот, кто проходит все коны игры, ни разу не ошибившись.
Игрок в ходе игры должен быть очень внимательным и ловким: стоит ему не поймать вовремя рабочий камушек или нечаянно задеть рукой камушки, разложенные на земле, как очередь переходит к другому игроку.
Примечание. При усложненном варианте игры игроки стараются отвлекать друг друга, например, что называется, «говоря под руку». Остальные правила и приемы игры при этом остаются неизменными. Игрок, потеряв свою очередь, должен дожидаться ошибок со стороны других игроков, чтобы вновь возобновить игру. При этом начинать игру он может с того этапа, на котором потерпел поражение.
А вот и один из вариантов русской народной «дразнилки», которой можно помешать игроку.
Не съезжай со двора,
Чрез камушки глядели.
Либо ворох, либо промах,
Чужой доли не едать;
Ни направо, ни налево;
Лапта
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей быстроту реакции и ловкость движений.
Необходимое оборудование: небольшой резиновый мяч и бита (дощечка длиной 60 см, обструганная с одного конца).
Ход игры. В лапту играют двумя командами по одинаковому количеству игроков в каждой. На площадке огораживают или расчерчивают игровое поле (оно должно быть большим). Одна из команд становится внутри поля, а другая — за его пределами, причем с одной его стороны. На поле в стороне, противоположной команде, стоящей за «городом», рисуется «дом» — линия, до которой должен будет дойти игрок.
Игра начинается. Один из игроков команды, стоящей за «городом», кладет себе под ноги мяч и бежит к «дому», отбивая мяч битой так, чтобы мяч постоянно катился перед ним. Игроки команды, находящейся в пределах игрового поля, стараются помешать игроку достичь «дома». Если им это удается, то мяч передается другому игроку команды за «городом», и тот делает свою попытку. Если же игрок оказывается более ловким, то он достигает «дома», отбивая мяч, и таким же образом возвращается обратно.
Примечание. В эту игру лучше всего играть таймами по 20—30 минут каждый. По окончании каждого тайма команды меняются местами (и ролями). После игры подсчитываются результаты. Та команда, игрокам которой удалось большее количество раз довести мяч до «дома» и обратно, считается победившей.
Казаки-разбойники
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: научить детей ориентироваться в пространстве. Игра способствует развитию сообразительности, быстроты и выносливости.
Необходимое оборудование: мелки (по одному на каждого игрока одной из команд).
Ход игры. Игроки (их может быть много — до 20 человек) делятся на две равные команды. Одна команда — это «казаки», другая — «разбойники». Каждому игроку команды разбойников вручается по мелку. Для начала «разбойники» должны убежать и спрятаться от «казаков». Для этого им дается фора по договоренности (например, команда «казаков» считает до пятидесяти). В течение этого времени «разбойники» разбегаются по игровому полю, оставляя после себя метки — стрелочки, нарисованные мелом, указывающие направление, в котором убегают «разбойники». Каждый «разбойник» помечает таким образом свой собственный путь. Задача «казаков» — найти всех «разбойников». После этого игра начинается заново, но команды меняются ролями.
Если «казаку» удалось запятнать «разбойника», то последний считается пленником, и «казак» отводит его в «тюрьму» (роль «тюрьмы» могут сыграть любая часть площадки, скамейка и т. д.). При этом пленников надо охранять, поэтому кто-то из «казаков» остается «на часах». Остальные «разбойники» пытаются вызволить их из плена, но это дело рискованное: «казак», сторожащий «тюрьму», может оказаться достаточно ловким, чтобы осалить и «разбойника», пришедшего на подмогу. Впрочем, не только сторожить «разбойника», но и довести его до «тюрьмы» не так-то просто. Дело в том, что по дороге на «казака» могут напасть другие «разбойники» и, осалив его, освободить плененного товарища.
Есть и еще один вариант этой игры: «разбойники» вовсе не оставляют после себя следы, а прячутся и незаметно передвигаются по игровому полю. В этом случае «казакам» приходится быть еще ловчее и внимательнее: они могут также затаиться в определенном месте игрового поля и выслеживать «разбойников», дожидаясь, пока кто-нибудь из них не сделает неосторожное движение и тем самым не выдаст себя.
Эта игра сейчас забывается, а зря: она воспитывает чувство товарищества, ловкость, быстроту, смекалку. Между прочим, поколение, прошедшее через Великую Отечественную войну, утверждало, что именно эта игра во многом и помогла им победить врага, и мы думаем, что это вовсе не преувеличение.
Примечание. Для этой игры требуется очень большое игровое поле, дающее к тому же возможность спрятаться. Даже детской площадки может оказаться недостаточно. Вот почему поначалу есть смысл играть в более простой вариант игры: «разбойники», прячась, остаются на месте, пока их не найдут. В более сложных вариантах игры «разбойники» постоянно уходят от «казаков», оставляя за собой следы. В этом случае «казакам» приходится быть более проворными, чем «разбойникам»: они должны поймать «разбойников» до того, как те успеют скрыться, окончательно запутав свои следы.
Дети более старшего возраста (а в нее можно играть и в среднем школьном возрасте) могут сделать игру еще сложнее и интереснее. Например, игроки могут договориться между собой о том, что следы можно запутывать (например, неправильно рисовать направление стрелок).
Садовник
Возраст: 5 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей быстроту движений. Игра также является обучающей, так как позволяет детям повторить (а также запомнить новые) названия цветков.
Ход игры. В игре принимают участие от шести до десяти человек. Из числа игроков выбирается «садовник». Каждый игрок из оставшихся так, чтобы «садовник» его не услышал, присваивает себе название какого-нибудь цветка: пион, роза, тюльпан и т. д. После этого игроки становятся в линию лицом к «садовнику» на расстоянии пяти-шести шагов. «Садовник» читает приговорку:
Я садовником родился.
Не на шутку рассердился.
Все цветы мне надоели, кроме
Далее «садовник» называет какой-либо цветок. Если такого среди игроков нет, он повторяет попытку, если же есть, то названный «садовником» игрок убегает, а «садовник» ловит его. После этого игра может продолжаться в двух вариантах.
♦ Вариант первый: поймав одного из игроков, «садовник» вновь произносит те же слова и называет следующий цветок, после чего игра идет по прежнему сценарию, пока «садовник» не поймает всех игроков.
♦ Вариант второй: поймав игрока, «садовник» меняется с ним ролями. При этом игроки должны заново распределить между собой названия цветов, потому как новый «садовник», конечно, знает, кто как назвался. Играть можно, пока это не надоест.
Холодно — горячо
Возраст: 5 — 8 лет.
Цель игры: научить детей находить предмет по ориентирам. Игра развивает сообразительность и способствует осознанному восприятию пространства.
Необходимое оборудование: игрушка средних размеров.
Ход игры. Это не групповая игра, в нее можно и нужно играть с одним ребенком. Водящий (взрослый) прячет игрушку незаметно от ребенка, а потом просит найти ее. Никаких предварительных указаний на то, где может находиться игрушка, водящий не дает, но помогает игроку, подсказывая ему словами «Холодно», «Мороз», «Тепло», «Еще теплее», «Горячо» и т. д. Этими словами водящий должен комментировать действия игрока: если тот отходит все дальше от места, где спрятана игрушка, водящий должен говорить «Холодно» или «Мороз», если подходит, то нужно говорить «Теплее», «Еще теплее». Ну а если игрок подошел совсем близко к игрушке, то нужно говорить «Горячо» или даже «Ой, обожжешься!» После того как игрушка найдена, можно поменяться ролями: игрок становится водящим и сам прячет игрушку.
Примечание. В эту игру нужно играть на ограниченном пространстве, в комнате или на площадке. Лучше всего играть все-таки в помещении: предметы мебели, занавески дают больше возможностей спрятать игрушку похитрее. Поначалу не стоит прятать игрушку далеко, а вот после того, как ребенок освоится с правилами игры, ее можно усложнить, пряча игрушку более искусно. Ребенку младшего возраста лучше поиграть со взрослым, а дети постарше могут играть в «Холодно — горячо» и между собой, деля между собой роли ведущего и игрока и обмениваясь ими после каждой удачной находки.
Городки
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей точность движений и меткость. Игра способствует выработке глазомера и значительному улучшению координации движений.
Необходимое оборудование: бита (постепенно утолщающаяся палка с круглым срезом длиной примерно 50 см) и пять цилиндрической формы чурочек длиной 15—20 см (диаметр среза — 5—7 см).
Ход игры. Играть в нее могут несколько игроков по очереди. Каждому игроку дается право сыграть самому, отдельно от других.
Для начала обозначают игровое поле. На земле или асфальте надо начертить квадрат со стороной в 1 м. Этот квадрат называется «город». В «городе» определенным образом расставляются «городки» — чурочки. Для начала можно просто поставить их в «городе» в ряд. Задача игрока — с определенного расстояния (для начала 6—7 шагов) попытаться выбить одним ударом все чурочки из «города». Если ему удалось вышибить хотя бы один «городок», то он может повторять попытки до тех пор, пока все чурочки не окажутся вне «города». В случае промаха игрок уступает место следующему желающему попробовать свои силы.
Чурочки в игре располагаются определенным образом в виде так называемых фигур, каждая из которых состоит из пяти «городков». Например, можно составить фигуру «Пушка»: из четырех чурочек строится своеобразное «окошко», из которого «выглядывает пятая чурочка — «пушка».
Можно составить и фигуру «Звезда»: пять чурочек кладутся на землю так, чтобы концами они сходились к центру. В результате каждая чурочка представляет собой один луч звезды. Фигура «Вилка» состоит из трех чурочек, уложенных на небольшом расстоянии параллельно друг другу («зубьев вилки»), одной чурочки, положенной перпендикулярно им («основания зубьев»), и еще одной, параллельной ей и перпендикулярной основанию («ручки вилки»).
Можно придумать и свои фигуры и, играя, выбивать их из кона в строго определенной последовательности.
Наши бабушки и дедушки, играя в «городки», расставляли их определенным образом. Например, фигура «Бабушка в окошке» состоит из чурочки, положенной на землю, двух чурочек, поставленных на срезы с обеих концов первой, и четвертой чурочки, установленной на срезы второй и третьей чурочки сверху. Получается своеобразное «окошко». Пятая чурочка при этом прислоняется к первой, как бы «выглядывая» из этого «окошка». Можно придумать и свои комбинации. При этом следует учитывать, что фигуры из «городков», лежащие на земле, выбивать сложнее, чем стоящие.
Примечание. На самом деле в эту игру могут играть дети даже среднего и старшего школьного возраста. Да и взрослые могут принять участие в этой забаве. Максимальное расстояние от игрока до «города» — 13 м, но выбивать все «городки» с такого расстояния смогут только настоящие мастера.
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей ловкость и точность движений. Игра помогает выработать хороший глазомер и отработать точные и сильные броски.
Необходимое оборудование: биты по количеству игроков (палки длиной 70—80 см, с одного конца обструганные лопаточкой), клек (чурочка длиной 15 см и 7 см в диаметре).
Ход игры. Прежде всего нужно правильно разметить игровое поле. На земле или асфальте прочертите квадрат со стороной 50 см (в игре он зовется городом). Отступив 1 —2 шага от квадрата, проведите линию — это полугород. Сделайте два шага от полугорода и начертите линию полукона. Отступив два шага от полукона, проведите линию кона.
В игру можно играть командой.
Водящий становится около города, остальные игроки встают за линией кона. Чурочка (клек) устанавливается водящим в центре города, после чего водящий отходит в сторону. Первый игрок вступает на линию кона (напоминаем: она располагается дальше всего от города) и кидает биту, стараясь попасть ею в клек. Если бросок оказался удачным, то не должны зевать ни игрок, ни водящий. Водящий старается как можно быстрее добежать до клека и вернуть его обратно — в центр города. Однако это сделать не так-то просто, потому что в тот же самый момент метальщик срывается с места и бежит за своей битой, которая отлетела на порядочное расстояние. Если метальщик успевает добежать до своей биты и стукнуть ею по центру «города», крикнув при этом «Клек!» до того, как водящий успеет вернуть чурочку на место, то он имеет право на повторный бросок биты уже с линии полукона (после того как все игроки команды выполнят по первому броску). Если и этот бросок оказывается удачным, то следующий он выполняет уже с линии полугорода (дождавшись своей очереди), а самый последний (что проще всего) — с линии самого города (снова подождав, пока выполнят все броски остальные игроки). Впрочем, строго говоря, последний «бросок» уже броском и не является, так как клек находится настолько близко, что игроку достаточно просто стукнуть по нему битой.
Таковы правила игры. Однако прелесть игры в «Клек» заключается в том, что по ходу ее возникают самые разные ситуации, о которых мы тоже расскажем.
2. Если метальщик далеко бросил биту, но по клеку не попал, то он может встать у черты кона и спокойно дождаться удачного броска кого-то из своих товарищей, после чего вновь включиться в игру. Это называется «выручка». После того как кто-то удачно сбил клек, игроки, временно находящиеся вне игры, могут вместе с удачливым игроком бежать до своих бит и «заклекиваться» в городе, после чего вставать в очередь и дожидаться права следующего броска.
3. Очень редко возникает ситуация, при которой все метнули свои биты, но по клеку так и не попали. В этом случае водящий идет к битам, выбирает ту из них, которая располагается дальше всего от города, и старается сбить ею клек. Если не получается, берет другую биту, которая теперь оказывается самой дальней. Попытки повторяются до тех пор, пока клек не будет сбит. Чьей битой клек будет сшиблен, тому и водить. Однако, как мы сказали, такая ситуация случается довольно редко: как правило, хотя бы один игрок из команды все-таки попадает по клеку и даже успевает «заклекаться» в городе, ударив по нему битой до того, как водящий добежит до чурочки и установит ее в центре города.
4. Для водящего хуже всего является ситуация, когда метальщик находится на черте города, и его действий ждут игроки, сделавшие перед тем неудачные броски. Как мы уже говорили, биту даже не придется бросать в клек, настолько близко он будет находиться. Удачливому метальщику достаточно будет лишь стукнуть битой по клеку для того, чтобы тотулетел оченьдалеко. Пока водящий добежит до клека и вернет его, все игроки (как неудачливые, так и тот, кто их выручил) смогут, разумеется, добежать до своих бит и быстро «заклекаться» до его возвращения с клеком.
5. Удачливый игрок, который пробил клек со всех линий, включая черту города, получает одно очко, которое может использовать в следующей игре: если он промахнется, то сможет еще раз кинуть биту.
6. Одно из важных правил игры в «Клек» гласит, что если игрок промахнулся, а потом был выручен товарищем, то независимо от того, с какой линии — кона, полукона или полугорода — был сделан неудачный бросок биты, после выручки он должен начинать свое продвижение вперед заново — с кона, то есть с самой дальней линии.
Примечание. «Клек» по праву считается младшим братом «Городков»: обе игры развивают одинаковые навыки у игроков — требуют точности, быстроты, ловкости. Эта игра, как и «Городки», практически не имеет возрастных ограничений: осваивать ее можно и семилетним детям, но она вполне может превратиться в излюбленную игру детей старших возрастов. Расстояние между линиями в игре мы указали, рассчитывая на умения начинающих игроков. Более же опытные игроки могут увеличить расстояние между городом, а также линиями кона, полукона и полугорода. Пусть оно равняется не двум шагам, а трем или даже четырем. Это не только интересно, но и полезно, так как в игре дети будут постоянно тренироваться и тем самым значительно разовьют свои навыки метания. Может быть, не все из них в будущем станут чемпионами по легкой атлетике, но вот в ловкости им не откажешь в любом случае. Обязательное условие: каким бы ни было расстояние, оно должно быть одинаковым применительно ко всем линиям.
Горелки
Возраст: 5 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей быстроту движений.
Ход игры. В ней может принимать участие нечетное число игроков, но не менее 11. С помощью считалки среди игроков выбирается водящий. Остальные игроки строятся в колонну парами. При этом игроки каждой пары встают, держась за руки, затылком друг к другу.
Водящий стоит лицом к игрокам на расстоянии нескольких шагов от первой пары игроков. По команде водящего игроки последней пары расцепляют руки и бегут (каждый со своей стороны колонны). Увернувшись от водящего, который старается поймать одного из игроков, они должны встать во главе колонны, вновь взявшись за руки и повернувшись спинами друг к другу. Если водящему не удалось поймать одного из игроков пары, он повторяет свою попытку, пока она не закончится удачей (при этом каждый раз бегут игроки той пары, которая в колонне оказывается последней). Если же водящему удалось поймать одного из игроков пары, он вместе с пойманным образует новую пару во главе колонны, а оставшийся без пары игрок сам становится водящим.
Мы рассказали об обычных «горелках», но наши бабушки и дедушки играли еще и в «двойные горелки». Принцип игры остается все тем же, но игроки распределяются по парам, образуя не одну, а две колонны. Естественно, что в этом случае количество игроков должно быть, как минимум, в два раза больше, чем в обычных «горелках». Колонны располагаются напротив друг друга на некотором расстоянии (до 30 шагов). В отличие от обычных «горелок», в игре участвует двое водящих, так что исходное количество игроков должно быть четным. По сигналу последние пары обеих колонн расцепляют руки и бегут вперед, причем по одному игроку из каждой пары бежит к противоположной колонне. Игроки должны не просто образовать две пары во главе колонны, не дав себя поймать ведущему, но еще и образовать пару с игроком из противоположной команды.
Примечание. Начинать игру можно не только по сигналу, а после особых приговорок, которые игроки выкрикивают хором.
В качестве подготовительной работы предлагаем разучить с детьми следующие приговорки.