во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе

В. Г. Распутин «Уроки французского»: анализ, краткое содержание

Характеристики героев. Главные герои

Мальчик-повествователь

Мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.

во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть картинку во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Картинка про во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе

Мать мальчика

Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр, передавала еду и иногда – немного денег.

Лидия Михайловна, учительница французского языка

Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.

Василий Андреевич, директор школы

Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть картинку во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Картинка про во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе

Второстепенные персонажи

Дядя Ваня. Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.

Федька. Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.

Вадик. Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.

Птаха. Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.

Тишкин. Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

Анализ произведения

во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть картинку во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Картинка про во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе

История создания

Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в конце сороковых годов, был написан в 1973 году. Опубликован в том же году в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова-учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.

По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, именно детские впечатления легли в основу рассказа. После окончания четырёхлетней школы в своём родном селе будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для маленького мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность одеваться и питаться, как положено, непринятие деревенского мальчика одноклассниками. Всё, что описывается в рассказе, можно считать реальными событиями, ведь именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – самый главный период в формировании таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Там же он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.

В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того, как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча, с особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился чудеснейший рассказ.

во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть картинку во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Картинка про во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе

В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.

Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни, как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, достаток и уют не давали ощущения радости, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.

Деньги, которые получал главный герой рассказа в честной игре, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему не приходилось участвовать в уличных играх, где за своё превосходство и мастерство в игре его избивали мальчишки от зависти и бессилия. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил с первых строк произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий.

Композиция

во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть картинку во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Картинка про во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе

Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных, субъективных деталей.

Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?

Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунаться в воспоминания и раскрывать внутренний мир персонажей различными средствами – всё это превратило произведение в маленький шедевр – глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было распространено в 60-х-80-х годах 20 века. Суть его была в следующем: оно раскрывало особенности деревенского быта, подчёркивало его самобытность, поэтизировало и в чём-то идеализировало деревню. Так же прозе этого направления было свойственен показ разрухи и обнищания деревни, её упадка и тревоги за будущее села.

во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть картинку во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Картинка про во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе

«Уроки французского» Краткое содержание

Рассказ «Уроки французского» повествуется от первого лица. Мальчик 11-ти лет отлично окончил начальную школу, но в его деревне не было средней, и мама договорилась, чтобы он жил у ее знакомой в райцентре и учился там же. «Так началась моя самостоятельная жизнь» — пишет рассказчик.

В семье у героя было трое детей, но отца не было. Повсюду в деревнях была нищета, и они глотали зерна овса, чтобы хоть как-то унять голод. Но рассказчик был талантлив и даже зарабатывал подачки, когда помогал местным жителям с облигациями (лотерейные билеты с СССР) и письмами. Поэтому его и отправили учиться.

В райцентре он сильно тосковал по дому и отчаянно худел от недоедания. Но при этом он старался учиться только на пятерки, ведь осознавал, что все в деревне на него рассчитывают (он первый поехал учиться). Только вот не ладилось у него с французским языком — плохое произношение выдавало его сибирское происхождение. Этим он сильно расстраивал свою учительницу.

В доме у знакомой матери у героя все время воровали еду, ведь и там жилось бедно. Но он крепился и старался при матери не рыдать и не говорить о плохом. Однажды Федя, сын его квартирной хозяйки, предложил сыграть в чику — азартную игру на деньги. Мальчик стал учиться игре тайком и, наконец, научился выигрывать даже у Вадика — предводителя всех игроков из 7 класса. Но героя нельзя было назвать азартным: он зарабатывал только рубль на поллитра молока и убегал. Ему оно было необходим, ведь он страдал от малокровия, и без молока у него кружилась голова.

Но недолго ребята терпели такую удачу. Однажды героя сильно избили, ведь он ни с кем не сошелся из-за своей деревенской замкнутости, и никто не заступился за него. Напротив, все завидовали ему и были рады отомстить «выскочке».

во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть картинку во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Картинка про во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе

Утром в школе Лидия Михайловна, учительница французского и классный руководитель, заметила синяки ученика, и Тишкин, один из игроков, все ей выложил, за что немедленно был вызван к доске. За азартные игры грозило исключение из школы, и наш герой сильно испугался. «Домой с таким позором нельзя» — думал он. После уроков его ждала беседа с учительницей, но больше всего он боялся директора.

В беседе Лидия Михайловна, говорящая спокойным, ровным, но строгим тоном, выяснила, что ученик играет только на рубль и то ради заветного молока. Она взяла с него честное слово, что он обойдется без игры. Но в ту осень он не получал от матери даже хлеба, а картошку у него сразу же растащили. Голод вновь погнал его к ребятам, играющим в чику. Вадик дал ему играть, но только из азарта от игры с конкурентоспособным игроком. На 4 день его опять избили за выигрыш. Заметив это, учительница настояла на отдельных занятиях по французскому языку, ведь с распухшей губой он не мог нормально прочитать текст.

Учительница настояла на занятиях у нее дома и рассказывала о своей биографии, словом, пыталась сблизиться с застенчивым мальчиком. Он же отчаянно робел, ведь ее городская жизнь казалась ему инопланетной, как и чистая квартира с запахом духов. Она настаивала на совместном ужине, но он гордо отказывался. Отказался он и от посылки с макаронами и гематогеном, которые она хотела выдать за подарок его матери. Он же отдал ей продукты назад, сказав, что у них в деревне такого не бывает.

И все же со временем рассказчик стал лучше говорить на французском, освоил этот предмет и привык к учительнице. Теперь он разговаривал с ней и даже «вступал в споры». Однажды она показала ему игру своего детства — пристенок. При этом он призналась, что в детстве «родители с ней натерпелись», и по сей день она хотела бы прыгать и веселиться, но за стенкой живет директор, и она не хочет испортить впечатление о себе. «Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому» — осторожно заметила она. После этой беседы они, условившись о тайне, начали играть вместе, и рассказчик выигрывал деньги. Сначала он проигрывал, но потом заметил, что учительница специально поддается. Отказавшись играть, он все же вновь согласился и увидел жульничество Лидии Михайловны. После этого он уже не подозревал ее в обмане и играл в полную силу. Но во время одного ожесточенного спора к ним зашел директор Василий Андреевич. Он обвинил учительницу в «растлении» и уволил. Она уехала к себе на Кубань.

В середине января рассказчик получил посылку с макаронами и яблоками.

«Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они» — этой фразой заканчивается рассказ.

Источник

“Уроки французского” — произведение Валентина Распутина, написанное в 1973 году.

В 1948 году, в условиях послевоенной разрухи одиннадцатилетний мальчик отправляется учиться в школу за пятьдесят километров от родного дома. Молодая учительница, как может, старается помочь способному, но гордому мальчику.

История создания произведения

Опубликован рассказ был в номере газеты “Советская молодежь”, посвященном памяти Александра Вампилова — советского прозаика и драматурга. Рассказ Распутин посвятил его матери Анастасии Прокопьевне Копыловой, которая много лет проработала учителем.

Жанр “Уроков французского” — автобиографический рассказ. Распутин написал его в лучших традициях деревенской прозы. Его описание сибирской сельской жизни точно передает дух и настроение времени. Лидия Михайловна — настоящее имя бывшей учительницы Распутина, с которой он снова встретился через много лет.

во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть картинку во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Картинка про во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказеРис. 1. Главный герой. Художник В. Гальдяев

В рассказе автор поднимает тему человеческого неравнодушия, а также тему взаимоотношений между учителем и учеником. Некоторые цитаты из рассказа сами могут стать прекрасными жизненными уроками. Лидия Михайловна говорит главному герою: “Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком”.

Важно! По мотивам этого рассказа в 1978 году Евгением Ташковым был снят фильм. Режиссер очень бережно и осторожно подошел к созданию киноповести, которая очень немногим отличается от оригинала.

Список персонажей

во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть картинку во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Картинка про во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказеРис. 2. Главный герой дома в деревне. Художник В. Гальдяев

Краткое содержание “Уроки французского”

Главный герой пошел в пятый класс в 1948 году. Средней школы в его деревне не было, и мальчика отправили учиться в районный центр, где он поселился у знакомой его матери.

Мальчик — старший ребенок в семье, учился хорошо. В деревне его все считали самым смышленым из ребятни, его хвалили и порой даже подкармливали, ведь в стране все еще стоял послевоенный голод.Он помогал крестьянам читать и писать письма, но особенно любили его за то, что он умел обсчитывать облигации, накопившиеся за годы войны. Односельчане считали, что у мальчика счастливый глаз на выигрышные номера. По многочисленным советам знакомых и соседей, мать и снарядила сына за 50 километров продолжать обучение. Мальчик стал первым из их деревни, кто отправился учиться в район (так деревенские называли райцентр).

Мальчик был ответственным и старательным, получал только пятерки по всем предметам, кроме французского. Во французском его подводило произношение. Он быстро запоминал слова и правила, умел хорошо делать переводы, но никак не мог правильно и красиво выговаривать звуки, несмотря на все старания его учительницы.

Главный герой очень тосковал по домашней жизни. Особенно, когда он не был занят в школе выполнением домашнего задания или общением с одноклассниками. Мальчик впервые оказался так далеко от дома и все, о чем он мог думать, были родная деревня и семья.

Его мама очень испугалась за него, когда приехала навестить: мальчик за месяц учебы сильно похудел от тоски и недоедания. Той еды, что мама присылала, надолго не хватало. Денег у мальчика не было, а, как в своей деревне, сходить на рыбалку или охоту он не мог. Когда дядя Ваня, шофер из его деревни, привозил очередную посылку, мальчик наедался, а остаток недели снова жил впроголодь.

Еще в сентябре Федька повел его смотреть, как местные мальчишки играют в “чику” на деньги. Главным в компании ребят был Вадик. Вадик хитрил в игре, но и играл хорошо, не так, как остальные ребята. Главному герою ничего не стоило разобраться в правилах игры. Но за неимением денег ему приходилось оставаться лишь зрителем.

во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть картинку во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Картинка про во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказеРис. 3. Учительница французского Лидия Михайловна. Художник В. Гальдяев

Денег в семье мальчика не было, только пару раз мама присылала ему по пять рублей, чтобы покупал молоко на рынке. Мальчик болел малокровием, у него бывали частые приступы головокружения. Но когда в третий раз мама прислала деньги, мальчик решил принять участие в общей игре. На первых порах мальчик проигрывал, но он не сдавался, даже начал практиковаться по вечерам в одиночку, когда ребята расходились по домам. И вот, наконец, однажды он остался в выигрыше.

Октябрь в тот год стоял теплый и сухой. Мальчик каждый день после школы приходил играть в “чику”. Ребята часто менялись, появлялись новые, и только Вадик никогда не пропускал ни одной игры. Рядом с ним, как тень, стал ходить паренек, которого все звали Птаха. Он, как и Вадик, очень редко проигрывал.

Играть начал и Тишкин — резвый мальчишка, который учился в одном классе с главным героем. Но игра у Тишкина не шла, а главный герой начал выигрывать каждый день. У мальчика была своя, отличная от Вадькиной, тактика. Теперь, когда у него появилось немного денег, он стал покупать молоко регулярно, а его голова стала кружиться меньше.

Вадик не долго позволял мальчику выигрывать, ему не хотелось уступать ни место единственного чемпиона, ни деньги. И вот однажды, во время очередной игры, Вадик сыграл нечестно, на что главный герой не сумел промолчать. Завязалась драка, после которой побитого главного героя выгнали с поляны, пригрозив расправой, если кому-нибудь наябедничает.

На следующий день пришлось идти в школу с синяками и распухшим носом, которые не могла не заметить Лидия Михайловна. На вопросы о разбитом лице мальчик ответил отговорками, но Тишкин, рассмеявшись, рассказал все, что произошло накануне. Главный герой в смятении не стал оправдываться, и классный руководитель оставила его после уроков.

Мальчик очень боялся, что учительница отведет его к Василию Андреевичу — директору, а тот, в свою очередь, выставит его на линейке перед всей школой, а потом с позором отправит из школы обратно домой. Но в конце дня классный руководитель завела его в класс, где внимательно выслушала его признание. Лидия Михайловна не стала его наказывать, когда он пообещал, что перестанет играть на деньги.

во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть картинку во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Картинка про во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказеРис. 4. Главный герой получает посылку от Лидии Михайловны. Художник В. Гальдяев

Только вот без денег жить стало гораздо сложнее. Мать перестала присылать еду, потому что в колхозе выдался тяжелый год, а последний мешок картошки закончился быстрее обычного. Есть хотелось даже во сне. В конце концов герой нарушил данное учительнице обещание. И уже через несколько дней мальчика снова избили за то, что он слишком быстро выходил из игры, когда выигрывал.

Лидия Михайловна не могла не заметить распухшую губу, когда мальчик хуже обычного прочитал французский текст и, под предлогом дополнительных занятий, решила попробовать ему помочь. Занимались в опрятной и уютной квартире Лидии Михайловны, где деревенский паренек чувствовал себя скованно и некомфортно. Занятиями это было трудно назвать, Лидия Михайловна много расспрашивала мальчика о его жизни или рассказывала о себе. Такие дополнительные уроки были сравнимы пытке, потому что от стыда мальчик пугался и терялся, не в силах вымолвить и слова. Несколько раз после занятий Лидия Михайловна приглашала мальчика поужинать, но он и думать не мог о том, чтобы сесть с ней за один стол.

Однажды мальчику прямо во время уроков кто-то принес посылку. В ящике лежали макароны, сахар и гематоген. Обрадованный, он не сразу понял, что у матери не могло оказаться денег на такую роскошь. Быстро смекнув, что к чему, с этим ящиком герой отправился к Лидии Михайловне. Несмотря на уговоры учительницы, мальчик не мог принять от нее еду, хоть и очень хотелось.

После случая с посылкой Лидия Михайловна совсем отказалась от попыток накормить мальчика, и они начали серьезно заниматься французским. Очень скоро язык Вали зашевелился, произношение перестало быть настолько ужасающим, да и самому мальчику начал нравиться язык. Наказание превратилось в удовольствие.

во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Смотреть картинку во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Картинка про во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказе. Фото во что играли мальчик и учительница уроки французского в рассказеРис. 5. Главный герой. Художник В. Гальдяев

В один из вечеров Лидия Михайловна поинтересовалась, в какую игру мальчишки теперь играют деньги. С опаской герой объяснил правила “чики”. Учительница, в свою очередь, рассказала про игру “пристенок”, в которую она играла еще ребенком. Мальчик был шокирован, когда его классный руководитель предложила ему сыграть в эту игру, пусть и понарошку.

Важно! На деньги они начали играть позднее, потому что, по мнению учительницы, просто так играть было скучно и несерьезно. Лидия Михайловна проигрывала, но вскоре мальчик заметил, что она не старается, подыгрывая ему. Это очень его обидело. Лишь когда женщина пообещала играть честно, они продолжили игру.

Теперь каждый день после французского они играли в “замеряшки” (второе название игры в “пристенок”). И когда мальчик научился играть, у него снова стали водиться деньги, на которые можно было покупать немного молока. Принимать деньги учительницы ему было неловко, но это все же была не подачка, а честный выигрыш.

В один из таких дней во время игры мальчик и учительница заспорили о счете и не услышали стука в дверь. Василий Андреевич, который жил в другой половине дома, застал их в прихожей. Возмущенный поведением Лидии Михайловны он сразу ее уволил. Спустя несколько дней она уехала домой, на Кубань, перед этим не забыв попрощаться с мальчиком.

Во время зимних каникул герою пришла от нее посылка. В ящике ровно были уложены макароны, а на дне три красных кубанских яблока.

Долг каждого настоящего учителя состоит не только в том, чтобы передать своим ученикам знания по его предмету, но и в том, чтобы помочь им найти ответы на главные в жизни вопросы. Вопросы о добре и зле, о верности и предательстве, о смелости и трусости. Человечность, сострадание — величайшие ценности нашего общества. Бескорыстная помощь другим никогда не останется незамеченной. Именно этому учат нас главные герои “Уроков французского”.

Источник

Краткое содержание рассказа «Уроки французского» В. Распутина

Рассказ «Уроки французского» В. Распутин написал в 1973 году. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Уроки французского». Произведение написано в традиции деревенской прозы – направления, развивавшегося в русской литературе того периода. Произведение считается автобиографичным, повествующем об эпизоде из жизни самого В. Распутина.

Основные персонажи рассказа

Распутин «Уроки французского» кратко

Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр.

В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками.

Однако он не позволял себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день остальные ребята не дали ему уйти с рублем, а заставили играть дальше. Вадик, лучший игрок в «чику», спровоцировал драку. На следующий день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось.

Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из гордости и стеснения.

Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала парню и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Но он не принимал помощи доброй учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает.

Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило учительницу на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна – добрый и бескорыстный человек. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем.

Содержание «Уроки французского» по плану

Действие рассказа происходит в послевоенное время в 1948 году в Сибири в Иркутской области. Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Его имя не указано в рассказе.

Переезд в райцентр

Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр. Только там он может ходить в 5‑ый класс. В райцентре главный герой живет у знакомой женщины – тети Нади. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка. Мать присылает мальчику еду из дома, но ее все время не хватает. Тетя Надя или ее дети воруют продукты у мальчика. Из-за этого он часто голодает.

Плохая компания

Однажды мальчик знакомится с ребятами, которые играют в “чику” на деньги. Мальчик тоже играет с ними, чтобы заработать деньги на еду. Со временем он играет все лучше и выигрывает все чаще. Это злит старших мальчиков Вадика и Птаху. Они избивают главного героя несколько раз.

Уроки французского на дому

Учительница французского языка Лидия Михайловна решает помочь бедному ученику. Она знает, что мальчик голодает и что он играет на деньги, чтобы купить еду. Лидия Михайловна находит способ помочь мальчику. Она предлагает ему дополнительно заниматься французским языком у нее дома. Мальчик начинает ходить к учительнице домой на уроки. Учительница пытается угощать мальчика своей едой. Но мальчик отказывается от угощений.

Странная посылка

Чтобы “подкормить” голодающего мальчика, учительница однажды собирает мальчику посылку с едой. Посылку приносят в школу и говорят мальчику, что это от мамы. Но главный герой понимает, что посылка – от учительницы. И он отказывается от продуктов из посылки.

Игра в «замеряшки»

Лидия Михайловна понимает, что скромный и гордый мальчик не примет ее помощь. Тогда она предлагает мальчику поиграть с ней в «замеряшки» на деньги. Мальчику нравится игра. С тех пор, позанимавшись французским, учительница и ученик каждый раз играют в «замеряшки». У мальчика наконец появляются деньги на еду. Так учительница достигает цели: теперь мальчик не голодает и не водится с плохими ребятами.

Гнев директора

Однажды директор школы видит, как учительница и мальчик играют в свою игру. Директор обвиняет учительницу в неприличном поведении. После этого случая Лидия Михайловна увольняется и уезжает домой на Кубань. А мальчик продолжает учиться в школе. Учительница и ее ученик больше никогда не видятся.

Посылка с яблоками

Вскоре после отъезда учительницы мальчик получает от нее посылку с Кубани. В посылке он находит яблоки, которые никогда в жизни не ел. Много лет спустя главный герой по-прежнему помнит свою добрую учительницу.

Сюжет рассказа «Уроки французского» с цитатами

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после».

Главный герой пошел в 5‑й класс в 48‑м году. В их деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, ему пришлось переехать в райцентр – за пятьдесят километров от дома. Мать договорилась, что он «будет квартировать» у знакомой.

Семья главного героя жила очень бедно, постоянно голодала. Кроме рассказчика у матери было еще двое младших детей, жили они без отца. Главный герой хорошо учился, «в деревне признавался за грамотея».

В новой школе мальчик также учился хорошо, трудности были только с французским языком – ему не давалось произношение. Слушая, как ученик коверкает язык, учительница французского, Лидия Михайловна, «бессильно морщилась и закрывала глаза».

На новом месте главный герой сильно похудел – передаваемых матерью продуктов не хватало, поэтому он постоянно голодал.

Как-то сын знакомой повел главного героя посмотреть, как другие ребята играют на деньги в «чику». Выучив правила игры, рассказчик решил тоже попробовать. Периодически мать передавала ему пять рублей на молоко – мальчику его нужно было пить «от малокровия». Разменяв полученные деньги, он пошел играть. Вскоре мальчик приловчился и, выигрывая ежедневно по рублю, сразу уходил. На эти деньги он покупал молоко. Как-то местный заводила Вадик заметил, что главный герой «слишком быстро выходит из игр» и спровоцировал драку. Рассказчика сильно избили.

На следующий день первым уроком был французский. Увидев разбитое лицо мальчика, учительница сразу спросила, что случилось. Один из одноклассников, знавший о случившемся, выкрикнул, что это его избили из-за игры на деньги. Учительница сказала главному герою остаться после уроков. Мальчик боялся, что его «потащат» к директору, однако Лидия Михайловна только расспросила о том, что он делает с выигранными деньгами. Женщина была удивлена, что мальчик ограничивается рублем и тратит его на молоко.

Главный герой перестал играть. Мама в это время почти не высылала еды, и ему «все время хотелось есть». Не выдержав, он снова вернулся к игре. Мальчик старался выигрывать понемногу. Однако, когда он на четвертый день, выиграв рубль, попытался уйти, его опять избили.

Увидев на следующий день вновь избитого мальчика, Лидия Михайловна назначила ему дополнительные занятия.

Учительница со всем усердием заставляла мальчика прорабатывать произношение. Вскоре они начали заниматься у нее на дому. Учительнице было жалко мальчика, она постоянно предлагала ему поужинать, но тот каждый раз в испуге отказывался, вскакивал и быстро уходил.

Как-то главному герою прямо в школу принесли посылку. Он сначала подумал, что ее передала мама. Однако, увидев, что там лежат макароны, сахар и гематоген, понял, что посылка от учительницы – у них в деревне таких продуктов взять было негде. Мальчик сразу пошел к Лидии Михайловне домой. Несмотря на уговоры учительницы, он отказался забрать продукты себе.

Занятия по французскому продолжались. Вскоре главный герой начал достаточно сносно выговаривать французские слова, ощущал в гостях у женщины себя более свободно. Постепенно мальчик «почувствовал вкус к языку» – «наказание превращалось в удовольствие».

Как-то учительница рассказала, что в детстве тоже играла на деньги, но по-другому. Попросив мальчика «не выдавать» ее директору, женщина показала, как играть в «замеряшки». Немного поиграв «понарошку», Лидия Михайловна предложила сыграть «по-настоящему». Приловчившись, мальчик очень скоро начал выигрывать. Они играли часто. Вскоре у мальчика снова появились деньги, и он покупал уже молоко со сливками. Конечно, ему было неловко брать деньги у учительницы, но он успокаивал себя тем, что это честный выигрыш.

«Знать бы нам, чем это все кончится…»

В один из дней, в самый разгар игры к Лидии Михайловне зашел живший рядом директор. Увидев, что она играет с учеником на деньги, он сильно возмутился.

«Через три дня Лидия Михайловна уехала». Накануне она встретила главного героя и сказала, что уезжает домой, на Кубань, его же никто не тронет – тут виновата она.

«И больше я ее никогда не видел». Только среди зимы, после январских каникул, ему пришла посылка с макаронами и тремя красными яблоками, которые он раньше видел лишь на картинках.

Заключение

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник. Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.

Видео краткое содержание Уроки французского

«Уроки французского» — одно из лучших произведений Валентина Распутина. Героиня рассказа — молоденькая учительница французского языка — одна лишь увидит, как нелегко живется ее талантливому, но полуголодному ученику.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *