во что играете с детьми 6 месяцев
Как играть с ребенком в 6 месяцев
В какие развивающие игры играть с ребенком? Предлагаем варианты
Елена Смирнова зав. лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО,
профессор, д. психол. н.
Навыки ребенка в 6 месяцев
В этом возрасте ребенок умеет уже очень много. Он уже может самостоятельно переворачиваться со спины на живот и обратно, облокачиваться на одну руку, хватая другой игрушку, держаться пальчиками за руку взрослого, а некоторые дети в 6 месяцев могут уже сидеть. Малыш, скорее всего, пытается ползать на четвереньках, приближаясь к интересующей игрушке. А если взять его за подмышки, он будет упираться и отталкиваться ножками, как бы пританцовывая. Возможно, дитя пытается самостоятельно встать, держась за край кроватки. Шестимесячный ребенок изучает игрушку, ощупывая ее, а если игрушку спрятать, начнет искать. В этом возрасте малыш умеет самостоятельно играть до 10-15 минут, но с родителями ему будет интереснее.
Ребенок меньше кричит и плачет, теперь он пытается взаимодействовать с взрослыми с помощью лепета. Может создаваться впечатление, что малыш уже произносит слова, но это не так. В этом возрасте дети успешно имитируют взрослую речь, но смысловой наполненности в лепете пока нет. При этом малыш пытается понять смысл сказанного вами, например, он может найти взглядом вещь, о которой говорится, узнать по голосу отца и мать. В детском мышлении появляется первичное понимание о причинно-следственных связях. Он знает, что если нажать на кнопку – заиграет музыка и т.д. Малыш начинает интересоваться функциями и качествами окружающих предметов и просит показать их у взрослых.
Развитие ребенка с помощью игр
Стимулировать развитие навыков и умений малыша лучше всего с помощью игр. Например, развитие речи можно поддерживать с помощью красочных книжек, которые содержат не только картинки, но и короткий текст. Читайте детям вслух, это поможет малышам раньше заговорить.
Важно начать развивать мелкую моторику рук. Тут помогут игры с коробочками или формочками, матрешками. Вложите ребенку в ладошки небольшой шарик, размером 5-6 см в диаметре, своими руками сожмите его руки с шариком внутри и покатайте его там. Поможет развитию мелкой моторики рук сжимание специальной игрушки-пищалки и игры со спиральками, по которым нужно двигать фигурки.
Игры, способствующие психоэмоциональному развитию
Знакомая всем с детства игра в ладушки не потеряла актуальности. Она способствует и развитию мелкой моторики рук, и появлению причинно-следственных связей.
Развитию речи поспособствует игра «Разговор с чашкой». Для нее нужно собрать вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося каждую ко рту, произнесите какое-то слово (например, имя ребенка). Малыш обратит внимание, что слово каждый раз звучит по-разному, а чем чаще будет их слушать, тем скорее начнет повторять.
Причинно-следственные связи поможет постичь игра с шариком, наполненным водой. Для этого наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Сжимайте и разжимайте шарик, чтобы малыш увидел, как меняется его форма, а затем дайте ребенку самому поиграть с ним. Экспериментальным путем дитя выяснит, что шарик подпрыгивает, когда его бросают, и качается, когда его вертят.
Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяйте ложкой по каждой за них, чтобы бутылки издавали разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и захочет присоединиться к игре.
Научите ребенка разбираться с проблемами тоже можно с помощью игр. Например, когда ребенок держит в обеих руках по игрушке, предложите ему третью. Поначалу он будет пытаться схватить ее, не освобождая рук, но скоро поймет, что это невозможно и сначала нужно выпустить хотя бы одну игрушку из рук.
Если спрятать любимую игрушку под одеяло, оставив видимой какую-то ее часть, малыш схватит ее за ту часть, которую увидит, а через какое-то время научится стаскивать с игрушки одеяло.
В возрасте 6 месяцев уже можно давать ребенку доску для игр, поместив на нее любимые игрушки малыша и те предметы, с которыми удобно обращаться.
Игры для развития координации
Медленно и внятно расскажите ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите фразу «Птички полетели», аккуратно поднимите руки малыша наверх и хлопните в ладоши. Через какое-то время он начнет ждать этого момента и заранее смеяться, а в дальнейшем и сам начнет хлопать в ладоши.
Ребенок будет учиться сохранять равновесие, если папа или мама посадят его на плечи и слегка пораскачивают. Малыш начнет контролировать свои движения, а кроме того, увидит мир с новой точки зрения.
Поможет развитию координации и покачивание малыша на ноге. Для этого сядьте на удобный стул и посадите малыша на ногу. Возьмите его за руки и начните покачивать ногой в такт какой-нибудь песенке.
Если ребенок уже учится ползать, соорудите для него полосу препятствий из нескольких подушек в разноцветных наволочках. Пускай малыш попытается перебраться через них.
Если ребенок не хочет ползать, можно подтолкнуть его к этому с помощью крутящегося шарика. Начните медленно вращать шарик на некотором расстоянии от ребенка, привлекая его внимание. Скорее всего, малыш заинтересуется и подползет поближе к шарику.
Поиграйте с мячиком, посадив ребенка на пол и начав катать перед ним мячик туда-обратно. Чтобы ребенку было веселее, пойте ему какую-нибудь песенку.
Игра в туннель поможет развитию не только координации, но и мыслительных навыков, пространственному ориентированию, решению задач. Чтобы построить туннель, вам понадобятся картонная коробка и небольшое детское одеяло. Обрежьте коробку с двух сторон, сделав туннель. Положите малыша на пол с одной стороны этого туннеля. Перейдите на другую сторону туннеля и позовите малыша. Когда он заберется в коробку, завесьте ваш конец туннеля одеялом, чтобы малыш не видел вас, а потом протяните руку к ребенку и потяните его к себе, чтобы он пролез на вашу сторону.
Как правильно развивать ребенка в 6 месяцев и чем его занять: полезные игры и развивающие занятия
Полгода – первый маленький юбилей и важный рубеж для малютки. В этом возрасте кроха уже умеет ползать, сидеть, благодаря чему у него есть возможность видеть окружающее пространство по-новому – из вертикального положения. Меняются и развлечения ребенка: он пристально разглядывает свои любимые игрушки, будто изучая их вновь, начинает видеть и открывать в них другие качества.
Основная задача родителей – помочь своему чаду развиваться и совершенствовать свои навыки дальше, ведь еще столько нужно узнать и освоить. Отличным помощником в этом станут игры с малюткой.
Основная задача родителей полугодовалого ребенка – помочь природному развитию малыша, захватить его внимание и привлечь к изучению новых навыков
Значение игр для развития крохи
В полугодовалом возрасте малыш активно развивается, тщательно изучает все вокруг, и родители обязаны помочь ему в этом. Все обучение должно проходить в игровой форме.
Если мама и папа заботятся о благополучии своего малыша, им просто необходимо регулярно уделять ему время, играя дома. Чем же занять кроху в таком возрасте?
Современные психологи указывают на большое значение развивающих игр в жизни 6-тимесячного крохи, они помогают малышу совершенствовать уже имеющиеся навыки, а также приобретать новые.
Формируем мелкую моторику
Сегодня в детских магазинах имеется огромный ассортимент обучающих игр, но для крохи в возрасте 6 месяцев подойдут самые простые развлечения. Родителям для этого стоит запастись как незамысловатыми игрушками, проверенными не одним поколением детишек, так и различными предметами обихода (коробочками, баночками, клубочками, пластмассовыми стаканчиками).
Пирамидка с кольцами
Обычная пирамидка с крупными кольцами – незаменимая игрушка для развития полугодовалого крохи. Конечно, ребенок не начнет сразу же самостоятельно собирать и разбирать ее, для начала нужно продемонстрировать ему, как это делается. В первую очередь, будем учить кроху разбирать пирамидку: показываем нижнее кольцо и просим ребенка снять его, делаем это сами, затем ручкой малыша, и только после серии упражнений кроха освоит этот навык. Когда ребенок научится управляться с одним кольцом, следует усложнить ему задачу и добавить еще пару колец на пирамидку. По мере развития и совершенствования навыка количество колечек нужно продолжать увеличивать.
Как только кроха научится разбирать пирамидку, можно переходить к следующему этапу – нанизыванию на стержень колец. Это задача требует от малыша большей сосредоточенности и умения координировать свои движения – такие манипуляции он освоит ближе к 7-8 месяцам, а может и позже.
Пирамидка – игрушка многофункциональная, она способствует развитию внимания, логики и мелкой моторики. Играя с ней, кроха познакомится с разными цветами и размерами предметов.
Несмотря на простоту конструкции, пирамидка является незаменимой вещью: она учит малыша различать формы, цвета и размеры предметов
Коробочка с игрушками
Небольшие контейнеры, ящички и коробочки с крышками станут отличными игрушками для полугодовалого малыша. Любознательные детки попытаются самостоятельно открыть их, желая узнать, что спрятано внутри. Если кроха не заинтересовался игрушкой, можно привлечь его внимание: потрясти коробочку, спросить, что в ней лежит, предложить открыть ее.
Стаканчик и мячики
Тренируем крупную моторику
С целью совершенствования крупной моторики малыша можно развлечь его таким образом: лечь на пол, надев на ноги плотные носки, кроху разместить на своих ступнях лицом к себе. Удерживая малютку за ручки, приподнять ноги и двигать ими в воздухе в различных направлениях (в стороны, вверх-вниз, по кругу).
Такое развлечение научит ребенка доверять взрослому – между ними наладится устойчивая психологическая взаимосвязь. Также кроха будет совершенствовать крупную моторику, координацию, вестибулярный аппарат. Молодая мамочка же во время такой забавы сможет привести в тонус свой пресс и убрать животик после родов.
Это развлечение придется по вкусу и малышу, и его маме. Оно поможет крохе научиться ориентации в пространстве, разовьет его способность сохранять равновесие.
Учим ползать
В 6-7 месяцев большинство деток активно учатся передвигаться ползком. Многие специалисты, в том числе и доктор Комаровский, указывают на необходимость помочь малышу освоить этот навык.
Сразу это у него не получится, но достаточно несколько раз позаниматься с малышом по 10-15 минут, и в итоге он поползет. Для начала нужно помогать крохе – подкладывать ему под грудь свернутое валиком полотенце или одеяло, так малютке будет легче приподнять туловище и освоить навык ползания.
Такая нехитрая забава принесет свои плоды очень скоро – кроха, стараясь дотянуться до любимой игрушки, обязательно подползет к ней. Но проводить уроки с малышом нужно каждый день.
Развиваем тактильные навыки
Новорожденный начинает познавать окружающее пространство именно путем тактильных ощущений, в полугодовалом возрасте их нужно продолжать совершенствовать. Помогут в этом простые развлечения с малюткой, а перышки, ленточки, кусочки шелковой или махровой ткани станут главными игрушками.
Открыть новые ощущения поможет такая забава: следует раздеть кроху до подгузника и уложить его на спинку, предметами с разной текстурой (что-то гладкое, пушистое, шероховатое) нужно водить по туловищу младенца. Из-за новых ощущений ребенок будет испытывать различные эмоции – то настороженно замирать, то радостно «агукать» и улыбаться (подробнее в статье: когда в норме дети начинают агукать?). Начинать прикосновения нужно с животика, затем перемещаться к ручкам и ножкам, когда малыш успокоится, его следует перевернуть и погладить ему спинку.
В течение одного занятия не стоит использовать больше 2-3 предметов, этого малютке будет достаточно. Такая забава приносит удовольствие всем деткам, она дарит им новые ощущения и эмоции. Узнать об опыте других мам и других интересных развивающих решениях можно на видео.
Разговариваем с крохой
С полугодовалым крохой необходимо разговаривать как можно чаще. Разнообразные детские песенки, стишки и потешки способствуют формированию речевых навыков у ребенка в будущем.
В возрасте 6-8 месяцев можно выполнять с малюткой упражнение «Телефон». Для этого нужна телефонная трубка, в которую взрослый должен говорить простые слоги, но с различной интонацией. Итак, сев рядом с малышом, прикладываем телефон к своему уху и произносим, например, «ма-ма», потом «ма-ма?», затем подносим трубку к малышу, пусть он попытается что-то повторить.
Для деток постарше (от полугода до года) можно порекомендовать забаву под названием «Первые слова». Ее цель – обучить малютку подражанию звукам и лепетанию. Можно уложить ребенка на спинку и немного склониться над ним, чтобы он видел лицо взрослого. Взяв кроху за ручки, начинаем проговаривать слоги и короткие слова. Во время игры на каждом слове ручки разводим в стороны и сводим снова, такой прием поможет малютке концентрироваться на самом процессе «общения» с родителями. Малыш будет внимательно слушать речь взрослого, следить за его губами, пытаясь повторить движения.
Хотя малыш еще очень мал, родителям требуется активно общаться с ним и использовать разговорные элементы в играх – это понадобится малышу уже очень скоро
Что еще нужно знать о развивающих играх?
Все заботливые родители непременно окружают своего малыша вниманием и заботой, уделяя время играм и обучению. Важно еще, чтобы эти занятия приносили настоящую пользу и удовольствие, а не были в тягость ребенку или взрослым. Необходимо создать все условия для того, чтобы кроха полноценно развивался и обучался новому.
Психологи дают родителям следующие рекомендации:
Веселые обучающие игры не только принесут удовольствие малышу, но и помогут ему сформировать новые навыки, лучше узнать окружающее пространство. Еще больше о методах развития малыша в 6 месяцев можно узнать из полезного видео.
Младенческие игры: от 6 до 9 месяцев
К шести-семи месяцам у вашего ребенка появились большие достижения: он уже уверенно переворачивается с живота на спинку и со спинки на живот, сидит без поддержки и активно пытается ползать. Если его поддерживать под грудь, он будет переступать ножками – так он готовится к тому, чтобы сделать первый самостоятельный шаг.
В восемь месяцев ребенок хорошо ползает, самостоятельно садится и ложится; встает, цепляясь за опору. Его движения становятся все более точными и целеустремленными: в шесть месяцев он может хватать предметы одной рукой, размахивать погремушкой, в семь он перекладывает игрушку из одной руки в другую, в восемь – пытается хлопать в ладоши, а в девять он уже способен собирать мелкие предметы или доставать кубики из коробки. Все больше времени ваш малыш проводит бодрствуя. Во что бы с ним поиграть? Может быть, потренировать пальчики?
Логопеды и психологи не устают повторять, что развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Дело в том, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Как собирать пирамидку?
В шесть месяцев малыш уже может играть с пирамидкой. Пока, правда, он будет только снимать колечки, а вы – снова и снова надевать их на стержень. Обычно советуют надевать колечки только в «правильном» порядке – от большего к меньшему. Но можно попробовать и другие варианты: например, собрать «самоходную конструкцию». На оба конца стержня наденьте большие колечки, а посередине – маленькие. Конструкцию закрепите наконечником пирамидки, чтобы колечки не падали. Теперь пирамидку можно катать друг дружке по полу, а потом снова разобрать по колечку. Обязательно комментируйте действия малыша: «Дашенька сняла колечко. Еще одно колечко сняла. Даша сняла все колечки! Нет больше колечек».
Если же у вас случайно оказалось две пирамидки (почему-то родственники и знакомые очень любят дарить малышам именно эти игрушки), можно за пять минут соорудить почти настоящую гоночную машину. В большой пластиковой бутылке из-под воды или кваса аккуратно проделайте четыре отверстия, в которые потом вставьте два стержня от пирамидок (это будут оси). На каждую ось наденем по два колеса, и машина готова к путешествию по квартире.
Баловство с пользой для дела
Когда ваше чадо хватает еду руками, облизывая пальчики, расстегивает только что надетый памперс и ковыряет в носу, пусть утешением вам послужит мысль, что тем самым юный исследователь развивает мелкую моторику. Если же вас это раздражает, предоставьте достойную альтернативу.
Можно, например, выдать ненужную сумку или рубашку с крупной застежкой-молнией. Однако внимательно следите, чтобы в нее не попали пальчики малыша. Обычно детям нравятся открывать и закрывать застежки на липучке, особенно если под клапаном застежки спрятана интересная картинка или аппликация. Если же у вас на какой-нибудь одежде найдется карман на липучке, спрячьте в него небольшую игрушку и покажите малышу, как ее достать. Известные американские педиатры У. и М. Серз пишут, что их шестимесячный сын Мэтью обожал исследовать нагрудный карман папиной рубашки, поскольку там он неизменно находил авторучку.
Учите ребенка перелистывать странички сначала картонных, а потом и обычных книжек, стучать пальчиком по клавишам пианино, снимать носочки, выжимать в ванне небольшую тряпочку или губку – все это помогает развивать мелкую моторику.
Где найти новую игрушку?
В возрасте шести-семи месяцев нередко самым привлекательным местом в доме становится кухня. Во-первых, тут чаще всего бывает мама и творит что-то страшно интересное в своих кастрюльках и сковородках, из которых доносятся умопомрачительные запахи. А во-вторых, здесь столько всяких баночек, коробочек и крышечек, что просто глаза разбегаются! Но можно ли с этим играть? Конечно! На любой кухне наверняка найдутся:
Не стремитесь «завалить» ребенка игрушками в надежде на то, что он надолго оставит вас в покое, разбирая свои сокровища. В этом возрасте малыш может заниматься лишь одной-двумя игрушками. А когда они ему наскучат, вы замените их новыми.
Психологи считают, что для развития ориентирования в пространстве полезно располагать игрушки на некотором расстоянии от малыша, чтобы он мог их достать, подтянув к себе. Можно и привязывать к игрушкам ленты длиной около 30-50 см, тогда возможности манипулирования игрушками увеличатся. Лучше использовать ленты или тесьму из натуральных тканей (прекрасно, если они будут разные по фактуре – шелк, бархат, хлопчатобумажная тесьма, кружево). Капроновые ленты слишком жесткие, и обычно они не очень нравятся детям.
Прятки
Спрячем игрушечного зайчика так, чтобы какая-нибудь его часть осталась на виду (прикроем, например, пеленкой или легким одеяльцем). Сначала лучше прятать игрушку на глазах у малыша. Нашел? Отлично! Теперь исхитримся и спрячем зайчика в тот момент, когда ребенок отвернется, однако какую-то небольшую часть игрушки по-прежнему оставим на виду. Где же зайчик? Задача усложнилась. Если не удалось справиться с ней с первого раза, не расстраивайтесь и уж тем более, не ругайте малыша. В 7-8 месяцев он решает важный вопрос: что происходит с предметами, когда их не видно. В его памяти запечатлевается определенный образ.
Эта игра, как ни удивительно, готовит кроху к первым разлукам. Для того, чтобы отпустить маму, ребенку нужна уверенность, что мама обязательно вернется, что она ушла не навсегда. А для этого в его памяти должен сохраниться мамин образ.
Потом можно попробовать спрятаться за каким-то укрытием и позвать малыша. Если он не смог сразу вас найти, выгляните из укрытия и снова позовите его. Ура, мама нашлась!
Ползем? Ползем.
Значение ползания трудно переоценить, хотя зачастую родители не обращают на этот этап особого внимания. Именно с помощью ползания малыш впервые начинает самостоятельно передвигаться в пространстве. Но для того, чтобы он это делал, необходимо предоставить ему пространство для передвижения! У ребенка, который целый день находится в кроватке или в манеже, просто нет возможности поползти. Лучшее место для малыша от шести месяцев и старше – пол.
Однако предоставить возможность для ползания – это еще не все. Нужно создать потребность в ползании, а в этом, кроме специальных упражнений, как всегда, помогут игры. Вспомните, как в 4-5 месяцев ваш малыш учился хватать игрушку, висящую на ленточке (подробно мы говорили об этом в прошлом номере). Этот опыт теперь пригодится ему в освоении нового навыка. Может быть, ему понравится гоняться за сороконожкой на веревочке? Приблизьте ее к малышу на расстоянии вытянутой руки, а потом потихоньку чуть-чуть отодвиньте. Получилось? Дайте крохе почувствовать радость победы, искренне похвалите его за успешную «охоту» и, конечно, вручите ему честную добычу. Если же он не смог достать до игрушки, пробуйте снова и снова. У вас обязательно все получится!
Следующий этап: эстафета из игрушек. Расставьте на полу несколько игрушек на некотором расстоянии друг от друга (расстояние определяется исключительно возможностями вашего малыша). Обратите внимание ребенка на игрушки и предложите ему переползать от одного предмета к другому.
Когда малыш будет ползать более уверенно, можно поиграть в тоннель, сделанный из большой картонной коробки. Для начала прокатите через нее мяч, а потом предложите ребенку самому пролезть через тоннель.
Во втором полугодии принципиально меняется стиль общения ребенка и взрослого. Если в первые шесть месяцев это была исключительно эмоциональная связь, то теперь малыш и взрослый, если так можно выразиться, становятся еще и деловыми партнерами. Конечно, эмоциональная связь сохраняется, и кроха с удовольствием будет общаться с вами, сидеть у вас на руках, принимать вашу любовь и дарить вам свою. Но, кроме внимания и ласки, отныне он ждет от вас сотрудничества и активной совместной деятельности. Например, ребенок бросает игрушку и радостно улыбается в ожидании того, что вы ее поднимете и вручите ему. Подняли, вручили. Снова бросок с улыбкой на устах. Не раздражайтесь, малыш делает это не для того, чтобы испытать прочность ваших нервов, он лишь приглашает вас в игру. В другой раз он протянет вам игрушку и будет ждать, что вы не только возьмете ее, но и поиграете с ним.
Постарайтесь чутко реагировать на призывы своего чада, и он обязательно оценит это!
От 6 до 9 месяцев
Поддерживаем атмосферу общения
Достигнув полугода, малыш превращается в неугомонного деятеля. Его неудержимо влекут к себе игрушки и всевозможные предметы. Он ловко дотягивается до них почти из любых положений, цепко держит предметы в руке, тянет в рот, перекладывает из руки в руку, отбрасывает и вновь достает. Желание взять, достать, завладеть, подержать в руках, попробовать на вкус различные предметы полностью поглощает малыша. Эмоциональное общение с близкими людьми начинает уходить на второй план, а на первый приходит стремление к практическому взаимодействию.
Теперь ребенок стремится к общению со взрослыми, чтобы получить необходимую игрушку и исследовать ее: открыть, нажать, постучать, высыпать, покатать, потолкать, вынуть, снять, выбросить из кровати или сбросить со стола. При этом он ждет реакцию взрослого на свои действия. Таким образом, эмоциональное общение изменяется, переходя в форму предметно-практического или «делового» общения. К средствам эмоционального общения: взгляд «глаза в глаза», улыбка, двигательное оживление, звуки речи — начинают добавляться средства «делового» общения: движения, позы, предметные действия, мимика, жесты, звуки лепета, а к концу года — первые простые слова.
Следует помнить, что переход к новой форме общения не зависит от конкретного возрастного этапа, а зависит от того, как и в какой мере малыш освоил эмоциональное общение со взрослым.
Помните! Возрастные нормы существуют только для ориентира. Для развития ребенка важен не столько возраст, в котором он должен что-либо делать, сколько последовательное продвижение в развитии.
Если вы научились понимать желания малыша, угадывать его поведение и реагировать на него так, как хотелось бы ему, если его потребности в безопасности, защищенности, ласке и любви удовлетворены, то он сам своим поведением подскажет вам, что уже необходимо переходить к игре с предметами и игрушками.
Помните! Развитие — это сложный процесс, в котором последующие умения зависят от качества предыдущих.
Усвоить новые действия с игрушками: открывать коробочки, снимать кольца с пирамидки, качать куклу и мишку, катать мячик и машину, прятать и находить предметы, причесывать лошадку — малыш может только под руководством взрослого. Не забывайте, что интерес к сотрудничеству с вами не возникает сам по себе. С ребенком необходимо много разговаривать, показывать ему новые действия с игрушками, читать и рассказывать короткие стихи, петь песенки, привлекать его к рассматриванию простых картинок, играть в игры «Ладушки», «Ку-ку», «Сорока-сорока», «Коза рогатая», веселить и развлекать его.
На руках у взрослого
За прошедшее полугодие у вас сформировался целый набор привычных и удобных поз для держания, ношения ребенка и общения с ним. Возможно, что еще некоторое время вы будете ими пользоваться, однако малыш растет, развиваются его двигательные возможности. Он начинает переворачиваться, крутиться на животике, перекатываться, подползать на коленках. Для малыша с такими возросшими возможностями будут полезны различные позы на четвереньках.
Сядьте на пол. Сначала поставьте малыша на четвереньки рядом с вашим чуть приподнятым бедром, другой ногой слегка страхуйте его. Такое положение обеспечит малышу близость к вам, он будет более активно брать игрушки, а вы сможете при необходимости помогать ему. Обязательно перекладывайте ребенка на другую сторону, для того чтобы увеличивалось пространство для обзора.
Сядьте на пол, поставьте малыша на четвереньки так, чтобы опорой ему служили ваши ноги. В таком положении у него будет больше свободы в движениях руками и корпусом.
В качестве опоры для стояния на четвереньках можно использовать надувное бревно или туго скатанное одеяло достаточно большой высоты.
С того момента, когда малыш сел сам, можно начинать пробовать различные позы в положении «сидя». Взрослый берет ребенка на руки и сажает себе на колени, тогда малыш может играть, сидя за столом.
Сядьте на пол, наклонитесь немного вперед, посадите малыша на пол так, чтобы его спина опиралась на вашу грудь.
Лягте на пол, посадите малыша себе на живот так, чтобы его ступни упирались в пол, а ваши колени создавали опору для его спины.
Если малышу еще трудно сидеть из-за некоторых особенностей координации движений или излишнего напряжения мышц, то тогда, сев на пол, посадите его напротив себя, а своими ногами прижмите колени ребенка. Или посадите его боком к себе, тогда одна ваша нога послужит ему опорой для спины, а другая станет барьером перед грудью. В таком положении малыш может более устойчиво сидеть, а вы сможете показывать ему разнообразные действия с игрушками.
Выбираем место для игры и общения
Малыш в начале второго полугодия жизни — деятельное существо, которому обязательно надо дотянуться, добраться, доползти до всех имеющихся в доме игрушек и предметов. Поэтому пребывание в кровати, манеже, сидение в подушках на взрослой кровати или в углу комнаты, отгороженной диваном, он воспринимает как посягательство на его свободу. Теперь местом его игр, его исследований и открытий становится все пространство пола комнаты. Здесь он может ползать, вставать на четвереньки, сидеть, вставать на ножки, держась за диван, за кровать, за ножку стола или дверку шкафа. По своему желанию он может менять позы в пространстве и свое местоположение. Смена местоположения и мобильность его действий резко меняют характер деятельности малыша, он становится более самостоятельным. Ему уже некогда скучать, потому что пространство комнаты его манит и увлекает все новыми и новыми предметами.
Малыш обретает свободу передвижения, а у его близких появляется множество забот. Вам необходимо обезопасить пространство комнаты. В розетки вставьте заглушки, а провода, острые и стеклянные предметы, косметику, лекарства, бытовую химию и многое другое уберите как можно выше. Определить предметы, которые могут оказаться очень привлекательными для вашего неугомонного малыша, достаточно просто: лягте на пол и осмотритесь вокруг, а потом встаньте на корточки, и вы увидите эти предметы своими глазами. Лучше заранее принять меры безопасности, чем потом лечить ушибленные пальцы, желудочные расстройства или ругать кроху за испорченные вещи. Не вынимайте заглушки из электрических розеток и не снимайте ограничители с дверей шкафчиков на глазах у малыша, так как через некоторое время, когда вас не будет в комнате, он сможет удачно повторить этот «эксперимент».
Выбираем игрушки
Используйте все игрушки, которые уже скопились в вашем доме, но попробуйте добавить еще и такие:
* пирамидки деревянные и пластмассовые, у которых кольца имеют отверстия большого диаметра;
* матрешки, разъемные деревянные сферы;
* коробочки-вкладыши; различные коробочки с крышками, открывающимися по-разному;
* машины деревянные и пластмассовые; тележки; заводные и резиновые игрушки; различные мячи;
* сюжетные игрушки;
* куклы бибабо и куклы, надевающиеся на пальцы;
* кубики деревянные, пластмассовые, мягкие из ткани.
Эти игрушки пригодятся для развития подражания и выполнения действий с предметами.
Продолжайте знакомить ребенка со звучанием различных игрушек и детских музыкальных инструментов. Для этого приобретите: дудочку, свирель, треолу, барабан, шарманку, игрушечное пианино, металлофон, колокольчики, бубенцы, музыкальный треугольник.
В этом возрасте необходимо познакомить малыша с богородскими деревянными игрушками, которые помогают ему понять, в какой последовательности движутся деревянные фигурки, учат наблюдать за действиями взрослого, способствуют развитию разнообразных движений пальчиками.
Известно, что, если вы предлагаете ребенку только игрушки, вы лишаете его возможности изучать мир во всей полноте. Добавьте к вашим игрушкам такие на первый взгляд неподходящие для игр предметы, как пластмассовые чашки и бутылочки, ситечки, клубки разноцветной шерсти, резинки для волос, лоскутки ткани разной фактуры, несколько платков и шарфиков. Каждый предмет должен быть интересным, но безопасным, чтобы малыш не смог откусить, проглотить, засунуть его в ухо или нос. Предлагайте малышу не более двух игрушек одновременно, так как их обилие мешает ему сосредоточиться на одной и утомляет. Не забывайте о смене комплектов игрушек через 3—4 дня.
* Побуждайте ребенка к обследованию предметов и действиям с ними: помещайте игрушки и красочные предметы в поле зрения и досягаемости малыша, показывайте игрушки с различных сторон, демонстрируйте их свойства; показывайте разнообразные действия с предметами, побуждайте ребенка к подражанию действиям взрослого.
* Носите малыша по квартире, привлекая его внимание к разным предметам. Наблюдайте за ним, его обязательно заинтересует какая-то вещь. Дайте ему возможность рассмотреть эту вещь, дотянуться до нее и потрогать.
* Комментируйте все действия малыша и свои собственные в процессе игр и режимных моментов, сопровождайте режимные моменты и игры стишками, потешками, песенками.
* Называйте все предметы и игрушки, которые показываете малышу или на которые он смотрит сам.
* Привносите новые действия в игры с предметами и игрушками.
* Поощряйте инициативные и самостоятельные действия ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу, избегая как принуждения, так и чрезмерной опеки.
* Радуйтесь успехам малыша, поддерживайте его и поощряйте.
* Придумывайте для малыша новые игры. Предлагайте ему те стишки и песенки, которые вы сами любите или которые дороги вам с детства. Ведь только вы понимаете своего малыша, знаете его интересы и предпочтения.
Развиваем чувство взаимного доверия
Ухаживая за малышом, взрослые все время комментируют все действия, которые происходят с ним; их речь размеренная, интонация ласковая, успокаивающая, распевная. Когда малыш просыпается, потягивается, его, еще сонного, поглаживают в кроватке, приговаривая: «Потягýнюшки, порастýнюшки, поперек — толстунюшки!». При кормлении младенца, в паузах между сосанием или глотанием, произносят: «Щи да квас для тебя у нас. Ешь, малыш, будешь выше нас!» При купании и переодевании малыша приговаривают: «Вода текучая, дитя растучее!» Укладывая его на сон, поют колыбельную песню, а когда он бодрствует, рассказывают ему потешки, стишки, поглаживая ручки, ножки, спинку и животик, разминая, потирая, перебирая пальчики. Ласковые движения, нежные звуки вашего голоса, тихое пение поддерживают эмоционально-положительный фон настроения, подготавливая малыша к иному общению — «деловому».
Проведите ладонями по тельцу ребенка. Приготовьте для игры платочки различной фактуры. Поглаживайте малыша мягкими платочками по ножкам и ручкам, щекочите его животик, пяточки, приговаривая:
Шла баба из-за моря,
Несла кузовок здоровья,
Тому-сему помаленьку,
А Ванюшке
(или другое имя) весь кузовок!
Понаблюдайте за своим ребенком, подмечая, какие прикосновения и поглаживания доставляют ему наибольшее удовольствие.
«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ»
Переодевая малыша, играйте с ним: перебирайте его пальчики на ручках и ножках, поглаживайте и массируйте их:
Раз, два, три, четыре, пять,
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
А ты, братец, не шуми,
Пальчики не разбуди.
Поглаживайте малыша махровой или льняной варежкой. Ритмично прикасаясь к разным частям его тельца, рассказывайте стишок:
Тушки-тутушки,
На столе преснушки,
На столе преснушки,
А в печи ватрушки.
Преснушки, ватрушки —
Нашему Ванюшке
(или другое имя)!
Подушечками пальцев постукивайте по спинке, ножкам, ручкам и животику малыша, приговаривая:
Барашеньки-
Крутороженьки
По лесам ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню (или другое имя) потешали!
Обхватив ручки малыша, поочередно подводите их к груди, повторяйте:
А совище из лесища
Глазищами хлоп-хлоп!
Обхватите ножки малыша в голеностопном суставе, прижмите их к животу, говоря при этом:
А козлище из хлевища
Ножищами топ-топ!
Подводите ножки малыша к животику поочередно или одновременно. Распевайте песенку, ритм которой вызовет у него двигательную активность и повысит настроение:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
— Ква-ква, ква-ква.
Скачут, вытянувши ножки.
Вот из лужицы на кочку
Да за мушкою вприскочку.
— Ква-ква, ква-ква,
Ква-ква, ква-ква.
Да за мушкою вприскочку.
Больше есть им неохота,
Прыг опять в свое болото!
Подумайте, какие игры доставляют удовольствие именно вашему малышу. Почему? Не забываите их повторять.
Потяните малыша слегка за ручки, медленно разводите их в стороны и чуть вверх, подведите ручки к груди, поочередно выводя то левую, то правую руку наверх и приговаривая:
Тяни холсты
На покроечку,
Тяни холсты
На рубашечку!
Тяни-тяни,
Потягивай,
Да поперек
Покладывай!
Каждый раз, приступая к кормлению малыша, обязательно заранее сообщайте ему об этом. Неся малыша к столу, приговаривайте:
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Гули сели на ели,
Разговоры завели.
Стали думать да гадать,
Чем нам Машу
(или другое имя) питать.
Один гуля говорит:
— Надо каши сварить.
Другой гуля говорит:
— Надо детку покормить!
Для ребенка важно, чтобы взрослые комментировали все его действия и свои собственные в процессе игр и во время режимных моментов, сопровождая эти действия детскими стишками, потешками, песенками.
Посадите малыша к себе на колени. Поставьте на стол небольшую чашку. Показывая на нее, говорите: «Вот какая чашка!» Поднесите ее ко рту, сделайте вид, что пьете из нее, приговаривая: «Пей, пей!» Почмокайте и скажите: «Ах, как вкусно!» Поднесите чашку ко рту малыша и произнесите те же слова.
«ЧЕМ РЕБЕНКА КОРМИТЬ!»
Сопровождайте процесс кормления самыми простыми стишками, например:
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки.
Будут гули говорить,
Чем Ванюшу
(или другое имя) накормить.
Полетят они в лесок
И найдут там колосок.
Станут кашку варить,
Станут Ваню
(или другое имя) кормить
Белой кашкой с молочком
И румяным пирожком!
Во время еды давайте малышу в ручку корочку хлеба. Приучайте малыша держать и брать ее в рот. Если малыш уже умеет сидеть в высоком стуле, вы можете давать ему вареные овощи, нарезанные кубиками, кусочки банана и т. п. Положите еду перед малышом, побуждая его брать ее в ручки и класть в рот.
Купая малыша, приговаривайте:
* * *
С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя
Вся худоба.
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!
* * *
С гоголя вода,
С дитя худоба.
С гоголихи вода,
Детке сон да тягота,
Доброго здоровья!
«ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ!»
Намыливая ручки, ножки, животик и спинку малыша, напевайте:
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
Намыливая голову малыша мылом или шампунем и смывая пену водой, напевайте:
Как под наши ворота
Подливалася вода.
Ой, калина моя!
Ой, малина!
Подливалася вода,
Расстилалася трава.
Ой, калина моя!
Ой, малина!
Расстилалася трава,
Трава шелковая.
Ой, калина моя!
Ой, малина!
Стимулируем положительные эмоции
Приготовьте для игры прозрачный платочек. Положите малыша на животик на диван или на большую кровать. Накиньте на голову малыша платок. Приподнимайте платок, заглядывая под него, и вновь опускайте. Весело спрашивайте: «Где мой малыш (имя ребенка)?» И после паузы отвечайте: «Вот мой малыш!» Пощекочите, поцелуйте ребенка и вновь опустите платочек. В эту игру можно играть и втроем. Взрослый с малышом прячутся под платком, а другой взрослый заглядывает под него.
Эта игра очень нравится малышам и никогда им не надоедает.
Сядьте на пол, положите малыша поперек бедра. Покажите ему бубен. Постучите ладонью по бубну, подставьте бубен под ручку малыша, ожидая, что и он тоже похлопает по нему. Если малыш не попытается этого сделать, обхватите его локоть рукой и легонько хлопайте его ручкой по бубну, ритмично напевая:
Бубен, бубен, долгий нос,
Почем в городе овес?
Две копейки с пятаком!
Ехал бубен с колпаком,
Овса бубен не купил,
Только лошадь утопил!
Подвиньте бубен к другой ручке малыша, похлопайте по бубну, приглашая ребенка повторить за вами эти действия.
«ХЛОПНИ ИМ В ЛАДОШИ»
Если малыш уже овладел умением садиться, посадите его к себе на колени. Если он еще не умеет садиться сам, то не стоит его заставлять, лучше положите его к себе на колени. Напевайте песенку на самый незатейливый мотив, хлопая в ладоши и побуждая малыша повторять движения за вами:
Тень-тень, потетень.
Села кошка под плетень.
Налетели воробьи,
Хлопни им в ладошки.
Улетайте, воробьи!
Берегитесь кошки!
Не следует преждевременно сажать малыша! Он только тогда готов к сидению, когда может сесть самостоятельно.
Возьмите малыша под мышки, поднимая и опуская его, напевайте:
Маленькие ножки,
Маленькие ножки!
За водой ходили
Маленькие ножки.
И домой спешили
Маленькие ножки.
Дома танцевали,
Ой, как танцевали
Маленькие ножки!
Организуйте игру с малышом на полу. Если ребенок уже научился садиться и сидеть, посадите его на пол, если этого умения у него пока нет, поставьте его на четвереньки у туго скатанного одеяла или надувного бревна.
Возьмите двух плюшевых мишек, напевая веселую песенку, действуйте игрушками, покажите, как мишки пляшут, возятся и падают.
Танцевать два мишки вышли —
Та-ра-ра, ра-ра!
Тонкий миша с толстым мишей —
Та-ра-ра, ра-ра!
Миша толстый стал кружиться —
Та-ра-ра, ра-ра!
Тонкий начал торопиться —
Та-ра-ра, ра-ра!
Мне за толстым не угнаться —
Та-ра-ра, ра-ра!
Тонкий начал спотыкаться —
Та-ра-ра, ра-ра!
Миша тонкий уморился —
Та-ра-ра, ра-ра!
И на толстого свалился —
Та-ра-ра, ра-ра!
Дайте одного мишку малышу и поиграйте еще раз вместе, говоря при этом: «Как мишка пляшет? Вот как! Ля-ля-ля! Как мишка падает? Вот как! Бах!» Заставляйте его подражать вашим действиям.
Возьмите малыша под мышки, приподнимая и опуская его на ножки, напевайте:
Наши детки на полу
Ножкам затопали.
Посмотрите, хороши,
Наши детки-малыши!
Для того чтобы малыш научился сгибать ножки в коленочках, поднимайте и опускайте его на пружинящем диване или кровати.
Делая вид, что бежите за малышом, обратитесь к нему: «Догоню, догоню, догоню, свою детку (имя ребенка) догоню!», побуждая его ползти быстрее и быстрее. Догнав малыша, подбросьте его несколько раз вверх, а затем вновь повторите игру.
Придерживая малыша за локотки, учите его топать ножкой под ваше пение, а чтобы было веселее, наденьте ему на ножку погремушку в виде браслета или бубенчик на липучке.
Чок, чок, каблучок,
Чок, чок, каблучок!
Чок, чок, каблучок,
Чок, чок, каблучок!
Лягте на пол, под голову подложите валик, ноги согните. Посадите малыша на ноги лицом к себе так, чтобы его ноги были разведены, а стопы упирались в пол. Возьмите руки малыша в свои, покачайте его из стороны в сторону, а затем вперед и назад, приговаривая:
Баба сеяла горох —
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок —
Прыг-скок, прыг-скок!
Баб шла, шла, шла,
Пирожок нашла.
Села, поела,
Опять пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стала русскую плясать,
А потом вприсядку!
Если малыш не хочет играть, подумайте почему. Может быть, он устал, голоден, отвлекается на посторонние голоса, шум или музыку?
Сядьте вместе с малышом перед зеркалом. Показывайте малышу в зеркале его отражение, дотрагивайтесь до его носика, щечек, рта, ушек, читая стишок:
— Чей нос? — Саввин.
— Где был? — Славил.
— Что выславил? — Копеечку.
— Что купил? — Калач.
— С кем съел? — Один.
— Не ешь один! Не ешь один!
Привносим в общение новизну и остроту ощущений
«НА МОЛОДЕНЬКОЙ ЛОШАДКЕ»
Покачайте малыша на гимнастическом мяче так, чтобы он ножками отталкивался от пола, а при приближении головы к полу выбрасывал ручки вперед, страхуя себя:
На молоденькой лошадке —
Трюх-трюх-трюх!
А на старой да на кляче —
Бух!
Повторяйте игру до тех пор, пока она будет доставлять малышу удовольствие.
Играйте в эту игру на полу. Положите малыша на животик на большую подушку. Потяните за конец подушки. Передвигая малыша таким образом, напевайте или приговаривайте:
Ехал мальчик маленький
На лошадке каренькой
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму —
Бух!
Малыш любит, когда игра заканчивается постепенно. После игры подержите его еще некоторое время на руках, чтобы он чувствовал тепло и запах вашего тела.
«НА ЛОШАДКЕ, В КРАСНОЙ ШАПКЕ»
Сядьте удобно на диван или на стул, положив ногу на ногу. Посадите малыша на ногу, крепко придерживайте его за ручки. Ритмично напевайте песенку, раскачивая малыша:
Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке.
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам.
Все прямо и прямо,
А потом вдруг. в яму —
Бух!
Слегка подбросьте малыша так, чтобы он мягко приземлился к вам на ногу. Во время игры он должен доверять вам, ощущать вашу силу и свою безопасность.
«НЕ КРУЖИСЬ НА ЛУГУ»
Возьмите малыша под подмышки, прижмите его спиной к себе. Плавно кружитесь с малышом, напевая песенку:
Ай гу-гу, ай гу-гу,
Не кружись на лугу.
На лугу-то лужица,
Голова закружится,
Прямо в лужу упадешь,
Мокрый к ужину придешь!
Осторожно положите ребенка на пол, потормошите его, чтобы он засмеялся.
Развиваем совместное внимание
В солнечный день поставьте малыша на подоконник лицом к окну, подстрахуйте его, стоя сзади. Обратите внимание ребенка на то, как яркое солнышко заглядывает в окошко, «просится в гости». Понаблюдайте за тем, что происходит на улице. Спойте малышу веселую песенку для создания хорошего настроения. Пусть малыш похлопает по стеклу, а вы напевайте:
Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!
Бросьте мячик в противоположную сторону от малыша, но так, чтобы малыш его видел. Спросите у ребенка: «Где мячик, куда укатился?» Поищите мячик вместе. Учите малыша катать мячик. Чтобы разнообразить ощущения от игры, используйте мячики, разные по размеру и весу, резиновые, пластмассовые, матерчатые, гладкие, шершавые и т. д.
Для малышей второго полугодия жизни важно, чтобы они могли наблюдать за действиями взрослого и подражать им. Детям надо показывать разнообразные действия с игрушками, которые они могли бы свободно брать в руки.
Возьмите игрушечного зайку. Посадите его на полку шкафа или подоконник так, чтобы малыш его хорошо видел из манежа или кроватки. Поднесите малыша к игрушке, пусть он ее потрогает, рассмотрит, погладит. Не забывайте разговаривать с малышом, комментируя его действия. Посадите или положите малыша на пол, поднесите к нему игрушку, повторяя все предыдущие действия с ней. В конце игры посадите зайку на место, а малыша попросите найти его и спросите: «Где зайка?»
Для детей важно, чтобы их побуждали к обследованию предметов и действиям с ними: помещали игрушки и красочные предметы в поле зрения и досягаемости ребенка, показывали их с различных сторон, демонстрировали их свойства.
Положите в корзинку игрушечных курицу и нескольких цыплят. Побуждайте малыша заглянуть в корзинку. Покажите ему игрушки, дайте их потрогать, погладить. Пока он рассматривает игрушки, прочитайте один из стишков:
Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Цыпляток водит,
Хохолок раздувает,
Малых деток потешает.
— Курочка-рябушечка,
Куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка,
Зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка-рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи, пи-пи-пи!
Покажите малышу, как курочка ходит, клюет, зовет цыпляток, а цыплятки пищат, клюют зернышки, разбегаются и прячутся.
Называйте все предметы и игрушки, которые показываете малышу или на которые он смотрит сам.
Возьмите игрушечного мишку и прозрачный платок. Играйте с малышом на полу, освободив для игры достаточно места. Напевая песенку, выполняйте следующие действия:
Мишка милый,
Мишка славный,
Неуклюжий и забавный.
Весь из плюша мишка сшит,
Ватой пышною набит.
Спрячьте под платок игрушку на глазах у ребенка, спросите: «Где мишка? Найди!» Когда малыш доползет до игрушки, снимет платок, дайте ему возможность поиграть с ней. И вновь спрячьте ее под платок, но уже в другом месте комнаты.
Поощряйте инициативные и самостоятельные действия ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу, избегая как принуждения, так и чрезмерной опеки.
«ДВА ПОЖАРНИЧКА БЕЖАЛИ»
Для игры вам потребуется губная помада. Сядьте вместе с малышом перед зеркалом. Накрасьте губы и поцелуйте его носик и щечки. Яркий след от помады станет для него подсказкой. Показывайте малышу в зеркале его отражение, дотрагивайтесь до его носика, щечек, рта, ушек, читая стишки:
* * *
Два пожарничка бежали,
Эту кнопочку нажали.
Пип! Пип! Пип!
* * *
Глазки — уголь,
Нос — картошка,
Щечки — булочки у нас.
Возьмите малыша на руки. Включите свет и воскликните: «Ай! Огонек! Посмотри, вот огонек! Выключите свет и скажите: «Нет огонька! Нет огонька!» Играйте в эту игру ежедневно, и ваш малыш через некоторое время в ответ на вопрос «Где огонек?» будет поднимать голову и находить взглядом люстру, торшер или бра.
Стимулируем подражание и предметные действия
Сядьте на пол, посадите малыша перед собой. Если он еще не умеет сидеть, то поставьте около него надувное бревно или надувной круг. Напевая песенку, выполняйте хлопки в ладоши. Малыш будет вам подражать.
Ладушки-ладошки
Были у Тимошки.
— Что ели? — Крошки.
Ели-поедали,
Пили-попивали,
На Маню поглядали.
Поднимите руки вверх. Если малыш затрудняется выполнить это движение после вашего показа, сделайте это вместе с ним, обхватив его ручки за запястья.
Возьмите две деревянные ложки. Положите малыша так, чтобы ему и вам было удобно играть, а если малыш уже умеет сидеть, посадите его напротив себя. Постучите ложками, привлекая внимание малыша. Отдайте ему одну ложку, побуждая его постукивать ею о пол, приговаривая:
Идет кузнец из кузницы,
Несет кузнец два молота.
Тук-тук-тук,
Да ударим разом вдруг!
После того как малыш научится стучать ложкой о пол, внесите разнообразие в игру: пусть он стучит ложкой по бубну, по ведерку, по барабану, по вашей ложке, а потом попробует стучать ложкой о ложку.
Взяв пальчик малыша, тычьте им в ладошку другой его руки, напевая:
Курочка моя,
Умница моя.
Вот пшено, водичка.
Дай ты мне яичко,
Умница моя!
В дальнейшем малыша приучают подражать действиям взрослого и выполнять движения под эту песенку самостоятельно.
Учите малыша прятаться, закрывая глазки ладонями. Вначале он будет подражать вам, а потом начнет соотносить свои действия со словами потешки:
Сел комарик под кусточек,
На еловый на пенечек,
Свесил ножки на песочек,
Сунул носик под листочек —
Спрятался!
Заверните несколько игрушек в разную по фактуре бумагу: гофрированную, фольгу, подарочную. Сложите все в красивую коробку или корзинку, предложив малышу самому разворачивать каждую игрушку. Рассматривайте игрушки вместе с ним, называйте их, предлагайте малышу выполнить с ними определенные действия.
«ОТКРОЙ — ЗАКРОЙ КРЫШКУ»
Приготовьте разные коробочки с крышками, по-разному открывающимися. В каждую коробочку положите интересную для малыша игрушку. Побуждайте его открывать коробочки и находить игрушки. После того как он освоит способы открывания крышек, покажите ему, как закрывать каждую из коробочек, пряча в них игрушки.
Подтолкните резиновый мяч так, чтобы он покатился, ударился о стенку и снова вернулся к вам. Проделайте эти игровые действия несколько раз, для того чтобы привлечь малыша к игре. Вначале помогите ему, а потом предоставьте ему возможность самому потолкать мяч, подражая вам. Когда малыш будет толкать мяч, приговаривайте:
Толкаю мой мяч,
Толкаю опять,
Толкаю туда,
Толкаю сюда.
Мой мячик, катись,
Обратно вернись.
Наденьте на руку большие плоские кольца от пирамидки или разнообразные резинки для волос, протяните малышу свою руку и попросите его снять эти предметы с нее. В этой незатейливой игре ребенок учится снимать предметы и понимать слово «сними».
Сядьте на пол, посадите малыша так, чтобы его спина опиралась на вашу грудь.
Хлопайте ладошками ребенка в ритм песенки:
Пеки блины румяные,
Румяные, горячие.
Пеки блины румяные,
Румяные, горячие.
Научите его подражать вашим действиям. В дальнейшем добивайтесь, чтобы малыш сам хлопал в ладошки, услышав первую строчку стишка.
Обеспечивайте эмоциональную поддержку малышу: быстро реагируйте на все признаки дискомфорта, устраняя его причину, успокаивая и поддерживая малыша.
Посадите малыша к себе на колени. Обхватите его ручки своими руками и помашите ими, как крыльями, приговаривая:
Ай, люли, люли,
Прилетели гули.
Прилетели, прилетели,
На головку сели!
(Положите ручки
на головку малыша.)
Ты, моя детка,
Помаши ладошкой.
Кыш, гули, кыш!
(Помашите ручкой ребенка,
как бы отгоняя птичек.)
Затем вновь прочитайте потешку, повторяя действия. Как только малыш научится подражать вам, учите его выполнять действия, слушая слова стишка.
Побуждайте ребенка подражать вашим звукам и словам, не требуя точного воспроизведения.
«СНИМАЕМ И НАДЕВАЕМ КОЛЬЦА»
Сядьте на пол, малыша посадите спиной к себе. Переверните детский стульчик — две ножки от стула окажутся перед вами и малышом.
Наденьте на них кольца от пирамидки. Покажите малышу, как снимать кольца с ножек стула, а потом как надевать.
Водите по ладошке ребенка его пальчиком и читайте стишок:
Сорока-сорока,
Где была? — Далеко!
Кашу варила,
На стол становила,
На крыльцо скакала,
Гостей поджидала.
В дальнейшем, когда малыш научится сам водить пальчиком по ладошке, усложните игру, добавив движения со сгибанием каждого пальчика, приговаривая:
Этому — кашки,
Этому — бражки,
Этому — малины,
Этому — калины,
А этому — шишок,
Шишок — под носок!
Он мальчик мал,
Крупку не драл,
По воду не ходил,
Кашки ему не дадим!
Шуг-шуг! Полетели,
На головку сели,
Песенки запели!
При словах «шуг-шуг» поднимите ручки ребенка кверху и положите их на его головку.
Стимулируем речевое развитие
Приготовьте пуховку (или мягкую косметическую кисточку) и жесткую зубную щетку. Перебирайте своими руками пальчики малыша, приговаривая:
Уж ты, котенька-коток,
Котик — серенький лобок!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусок пирога.
Затем поглаживайте каждый пальчик ребенка попеременно то мягкой кисточкой, то зубной щеткой. Так он сможет ощутить, как различны на ощупь кисточка, щетка и ваша рука. В свободную ручку дайте малышу кисточку или щетку, чтобы он учился длительно удерживать предмет в руке. Игры с пальчиками будут стимулировать лепетные звуки.
Посадите малыша к себе на колени. Поглаживайте и растирайте каждый его пальчик от кончиков к ладони, приговаривая:
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел:
Ля-ля-ля-ля-ля!
Ля-ля-ля-ля-ля!
«ПАСТУШОК, ЗАИГРАЙ В РОЖОК»
Показывайте малышу по очереди следующие игрушки: барашка, козочку, уточку, коровку и лошадку, рассказывая или напевая следующую потешку:
Пастушок, пастушок,
Заиграй в рожок:
Ду-ду-ду!
Ду-ду-ду!
Рано утром на заре
Гони стадо к реке.
Овечки в речке умываются,
Барашки в овражке бодаются:
Бе-бе-бе!
Бе-бе-бе!
Козочки у лозочки
Поскакивают:
Ме-ме-ме!
Ме-ме-ме!
Утоньки в луженьке
Покрякивают:
Кря-кря-кря!
Кря-кря-кря!
Коровки у дубровки
Помыкивают:
Му-му-му!
Му-му-му!
Конички у горочки
Побрыкивают:
И-го-го!
И-го-го!
Повторяйте за малышом произносимые им звуки, слоги, слова.
Сядьте на большой гимнастический мяч, малыша посадите себе на колени, крепко обняв его. Если у вас нет такого мяча, подойдет пружинящий диван или кровать.
Легко подпрыгивая вместе с малышом на мяче или на диване, в ритме движений произносите различные слоги: да-да-да, та-та-та, ду-ду-ду, ма-ма-ма, тпру-тпру-тпру, му-му-му, так-так-так, вот-вот-вот, гоп-гоп-гоп, пу-пу-пу. После произнесения одних и тех же слогов останавливайтесь, делая паузу для того, чтобы малыш вместе с вами произносил эти слоги.
Лягте на спину на пол, предварительно подложив под голову валик, согните ноги в коленях. Малыша посадите сверху так, чтобы его спина опиралась на ваши колени, ноги были разведены, а стопы упирались в пол. Возьмите ручки малыша в свои руки, двигайте ими то к себе, то от себя, читая потешку:
Ай, та-та, та-та, та-та,
Пожалуйте решетá —
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
Ай, да-да, да-да, да-да,
Пирожки затеять!
А для нашей лапушки
Затеем оладушки.
Покачивайте ребенка, произнося различные слоги лепета.
Возьмите игрушечную собачку и легкую непрозрачную накидку. Накройте игрушку накидкой и предложите малышу посмотреть, что там. Снимите накидку вместе. При этом не спешите: ваши движения должны быть неторопливыми, плавными, настороженными. Это помогает сделать игру более таинственной и снять у малыша чувство страха перед неизвестным. Найдя игрушку, изобразите удивление и радость. Постарайтесь передать свои эмоции малышу. Возьмите собачку, осторожно дотроньтесь ею до малыша, то приближая, то удаляя ее, выразительно рассказывая стишок:
Ты, собаченька, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою детку не буди.
Темна ноченька — не спится,
Моя деточка боится.
Ты, собаченька, не лай,
Мою детку не пугай!
Поиграйте в своеобразную перекличку с малышом. Лайте, как собачка, спрашивая у малыша: «Где собачка? Как она лает?» Делайте паузу, выразительно глядя на малыша, опять лайте. Сделайте игру эмоционально насыщенной. Прячьте собачку за спину, говоря: «Нет собачки, где она?» Стимулируйте малыша к звукоподражанию.
Читайте малышу стишок с повторяющимися слогами, обязательно делайте паузу для того, чтобы ребенок мог вам ответить:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Погляди смело
На синее небо —
Гуси-лебеди летят,
На весь белый свет кричат:
«Га-га-га, га-га-га,
Не догнать нас никогда!»
Для игры вам понадобятся игрушка птичка на резиночке и свистулька. Свистульку зажмите в кулаке так, чтобы малыш не заметил ее, и, отвернувшись, осторожно посвистите. Когда малыш сосредоточится на необычном звуке, сделайте удивленное лицо, разведите руки в стороны и скажите: «Кто же там свистит? Может, птичка к нам прилетела и песенку поет: «Чик-чирик! чик-чирик!»? Еще раз посвистите. Затем, напевая песенку, покажите малышу птичку на резинке. На слово «Ай!» прячьте птичку за спину, удивленно восклицая: «Улетела!»
Сделайте игру эмоционально насыщенной. Сажайте птичку на подоконник, на ладошку к малышу. Отбрасывайте птичку в сторону, говоря: «Ай, где птичка, куда полетела? Скорее поймай птичку! Дай маме! Дай, дай, дай!» Пусть малыш возьмет ее и отдаст вам или сам поиграет под ваше пение. Стимулируйте малыша к звукоподражанию. Для игры вы можете использовать следующую потешку:
Воробей, воробей,
Не летай на песок,
Не клюй песок,
Не тупи носок.
Пригодится носок
На овсяный колосок.
Посадите малыша к себе на колени, читайте ему стишок:
Как пошли наши подружки
В лес по ягоду гулять.
Дело, дело, дело, дело,
В лес по ягоду гулять.
Да-да-да-да,
В лес по ягоду гулять!
Да-да-да-да,
В лес по ягоду гулять!
Чтобы малыш к вам присоединился, каждый раз делайте паузу, ожидая от него ответа:
Они ягод не набрали,
А подружку потеряли.
Жалко, жалко,
жалко, жалко,
А подружку потеряли.
Ба-ба-ба-ба,
А подружку потеряли.
Ба-ба-ба-ба,
А подружку потеряли.
Смотрите на малыша, повторяя несколько раз строчки со слогами:
Ты ау, ау, Катюшка,
Наша малая подружка.
Где ты, где ты,
где ты, где ты,
Наша милая подружка.
Та-та-та-та,
Наша милая подружка.
Та-та-та-та,
Наша милая подружка.
Эта игра научит малыша прислушиваться к слогам лепета и повторять их. Произнося слоги, слегка покачивайте ребенка. Ритм стихотворения настроит его на «разговор» с вами.
Не в лесу ли заблудилась,
Не в траве ли заплелась?
Где ты, где ты,
где ты, где ты,
Не в траве ли заплелась?
Да-да-да-да,
Не в траве ли заплелась?
Да-да-да-да,
Не в траве ли заплелась?
Вы уже наверняка изучили музыкальные пристрастия своего ребенка, научились угадывать его желания. Продолжайте расширять репертуар колыбельных песен, но не навязывайте их малышу. Среди них обязательно должна быть песенка, в которой постоянно упоминается его имя. Возможно, именно она и станет в дальнейшем его любимой. Постепенно расширяйте круг «исполнителей» колыбельных песен, привлекая к укладыванию на сон бабушку или дедушку. Каждый человек обладает своим неповторимым тембром голоса и манерой исполнения, поэтому засыпание малыша под папину, бабушкину или дедушкину песенку будет привносить новизну в общение. Кроме того, такое тесное взаимодействие со всеми близкими взрослыми (а не только с мамой) будет способствовать формированию чувства доверия к окружающему миру.
Уж как сон ходил по лавочке,
Дрема по полу брела.
Дрема по полу брела,
В кроватку к детке забрела.
К ней в кроватку забрела,
На подушечку легла.
На подушечку легла,
Детку ручкой обняла.
Люли, люли, люли,
Все давно уснули.
Одна деточка не спит
И в окошечко глядит.
Под окошком петушок
Громко песенку поет.
Громко песенку поет,
Детке спать не дает.
А ты, деточка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Ребенок на пороге своего десятого месяца проявляет большой интерес ко всему окружающему. Ему интересно содержимое письменного стола и платяного шкафа, он настойчиво стремится завладеть мобильным телефоном и пультом от телевизора, его притягивает и влечет к себе содержимое мусорного ведра и маминой косметички. Ваш малыш становится настоящим исследователем. Ведь он уже умеет быстро ползать, меняет положение своего тела в пространстве: сидит, встает на четвереньки, на ножки.
Он сосредоточенно и увлеченно совершает разнообразные действия с предметами, познавая на доступном ему уровне их свойства и свои возможности. У него появились любимые игрушки и постоянные любимые игры с близкими людьми. Он начинает больше понимать и старается ориентироваться на речь взрослого. Малыш с интересом наблюдает за действиями взрослых, подражает им, благодаря чему он начинает приобщаться к играм с предметами и сюжетными игрушками, к рассматриванию картинок и фотографий в семейном альбоме.
Психологический портрет ребенка
от 6 до 9 месяцев
К 7 месяцам ребенок:
* на вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте;
* стучит, размахивает игрушкой, перекладывает, бросает ее и т. д.;
* подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги: ма-ма, ба-ба, па-па, на-на и др.;
* хорошо и быстро ползает в разных направлениях.
К 8 месяцам малыш:
* хорошо различает своих и чужих, не идет на руки к постороннему человеку;
* на вопрос «где?» находит несколько (2—3) предметов на постоянных местах;
* по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например: «ладушки», «дай ручку» и др.;
* игрушками занимается долго, разнообразно действует с ними; подражает действиям взрослого с игрушками: толкает, стучит, бросает и др.;
* громко, четко повторяет различные слоги;
* сам садится, сидит и ложится;
* придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается;
* переступает, держась за барьер.
к 9 месяцам малыш:
* на вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного местонахождения;
* знает свое имя, оборачивается на зов;
* подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете;
* совершает плясовые движения под ритмичную мелодию;
* действует по-разному с предметами, в зависимости от их свойств: катает, открывает, гремит, нажимает и др.;
* видит и пытается преодолеть препятствие, для того чтобы достать желанную игрушку или предмет, может воспользоваться при этом другим предметом;
* совершает запретные действия на слово «нельзя»; ждет при этом эмоциональной реакции взрослого;
* переходит от одного предмета мебели к другому, слегка держась за них руками.
Баенская Е. Р. Научитесь общаться с младенцем