во что должен верить мусульманин
Основы веры мусульманина
Слово «иман» в переводе с арабского означает «вера». Иман – это полное принятие всего того, с чем пришёл Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), то есть вера во всё то, что он говорил и передал народу от Всевышнего Аллаха.
Что будет с человеком, не признающим хоть один из столпов веры?
Тот, кто не уверует хоть в один из этих шести составляющих имана или засомневается в них, отойдёт от веры, т. е. станет кяфиром. Он должен сожалеть об этом, покаяться от всей души и просить Всевышнего о прощении. Затем он должен прочитать шахаду, понимая смысл читаемого. Нужно уверовать во все шесть столпов имана и в то, что всё, с чем пришёл Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), является истиной. Во всё это человек должен уверовать сердцем и произносить вслух.
Вера (иман) состоит из шести столпов. Кто отрицает хоть один из столпов веры или сомневается в нём, тот не является мусульманином, его ждут вечные муки на том свете.
Столпы веры:
Вера в Аллаха
Вера во Всевышнего Аллаха заключается в нашей глубокой убеждённости в том, что у Него есть двадцать обязательно присущих Ему качеств или атрибутов, двадцать недопустимых (невозможных) и один допустимый для Него атрибут. Эти качества, которые называются сыфатами, обязан знать каждый мусульманин.
Качества, обязательно присущие Всевышнему Аллаху
Такими качествами Всевышнего являются: 1. Существование. 2. Вечность без начала. 3. Бесконечность. 4. Независимость. 5. Бесподобие. 6. Единственность. 7. Всемогущество. 8. Воля. 9. Всезнание. 10. Вечная жизнь. 11. Речь. 12. Всеуслышание. 13. Всевидение. 14. Всемогущий. 15. Имеющий волю. 16. Всезнающий. 17. Вечно живой. 18. Разговаривающий. 19. Всеслышащий. 20. Всевидящий.
Истинная религия и разум требуют утверждения этих двадцати качеств по отношению к Аллаху. Кроме вышеназванных качеств у Всевышнего Аллаха есть ещё 99 прекраснейших имён-эпитетов («аль-Асмаъ аль-хусна»). Есть также неисчислимое множество совершенных качеств и великих имён, сущность которых знает только Он Сам.
Качества, не присущие Аллаху и недопустимые по отношению к Нему
Качества, противоположные двадцати перечисленным выше, не присущи Всевышнему Аллаху, они недопустимы для Него: 1. Небытие. 2. Наличие начала. 3. Наличие конца. 4. Подобие кому-либо или чему-либо. 5. Зависимость от чего-либо или кого-либо. 6. Множественность. 7. Отсутствие могущества. 8. Отсутствие воли. 9. Незнание чего-либо. 10. Смерть. 11. Отсутствие речи. 12. Отсутствие слышания. 13. Отсутствие видения. 14. Не всемогущий. 15. Не имеющий волю на что-либо. 16. Не всезнающий. 17. Не вечно живой. 18. Не разговаривающий. 19. Не всеслышащий. 20. Не всевидящий.
Аллах чист от этих качеств, они являются не достойными Его. Недопустимость этих качеств по отношению к Аллаху доказывают истинная религия и разум. Аллах вообще чист от всех качеств, не соответствующих Его Величию и Совершенству.
Аллах не меняется во времени, и время не меняется для Него. Он сам меняет времена. По отношению к Аллаху нельзя пользоваться такими пространственными ориентирами, как верх, низ, правая и левая стороны, вперёд, назад и т. д. Бессмыслен вопрос «где Аллах?», ибо ответ на вопрос «где?» указывает на место в пространстве, например на небесах или на Арше, или что Он везде, а такое утверждение делает Аллаха похожим на Его творения. Всевышнему Аллаху не присущи движение или статичность, Он не состоит из каких-либо органов или частей, Он не делится на какие-либо части. Аллах чист от этих и других несовершенных качеств, уподобляющих Всевышнего Его созданиям и не достойных Его. Кто бы и в каком бы образе ни пытался представить Аллаха, Он абсолютно не похож на этот образ. Он един в сущности, в качествах и в делах. Его видение, слышание, знание, могущество и все другие качества были всегда и не являются созданными, они ни в чём не похожи на качества людей.
У Всевышнего есть ещё не обязательное, но возможное, допустимое для Него качество. Это сотворение чего-либо. Если Он захочет что-то, то Он создаёт его, если не захочет – не создаёт.
Истинное величие, сущность Аллаха, Его совершенство, истину о Нём никто не в состоянии полностью осознать, кроме Самого Аллаха. Необходимые и достаточные знания о Нём человечество получает от Него Самого через Его пророков и из Его книг. На этом свете никто не видит Всевышнего, а в вечной жизни Его увидят верующие.
Доказательством существования Аллаха являются этот устроенный удивительным и совершенным образом окружающий нас мир и Его творения. Как мы знаем, каждая вещь нуждается в создателе. К примеру, часы сделаны мастером, автомобиль или самолёт свидетельствуют о существовании их конструктора и т. п. Небеса, Земля, планеты, Солнце, Луна, звёзды, горы, реки, моря, люди, животные, растения и другие творения, от атома до галактик, свидетельствуют об их Создателе, устроившем такой порядок, управляющем ими и охраняющем их. Они сами по себе, без Создателя, не могут образовываться. Именно Аллах является Тем, Кто создал всё и управляет всем.
Человек, который, видя такие творения, тем не менее не верит в существование Аллаха, является тем, кто опровергает свой разум, не доверяет ему и не получает от него никакой пользы.
Вера в ангелов
Верить в ангелов необходимо в общем виде, а также конкретно по именам, как об этом упоминается в священном Коране и благородных хадисах. Существование этих ангелов является истиной.
Как необходимо верить в ангелов в общем виде?
Мусульманин должен верить, что ангелы являются чистыми, безгрешными и почтенными рабами Аллаха, созданными Им из света (нура). Они строго выполняют повеления Аллаха и никогда не ослушаются Его. Им не надоедает поклоняться Аллаху. Они не едят, не пьют, не спят и не имеют пола. Ими заполнены небеса и земли, и их количество знает только Всевышний. Они умрут вместе с другими созданиями и в Судный день воскреснут.
Как необходимо верить в ангелов по именам?
Мусульманин должен знать поимённо и верить в существование нижеперечисленных ангелов: Джабраил – передаёт откровения от Аллаха пророкам; Микаил – раздаёт блага и имущество на земле; Исрафил – вострубит в Рог (Сур), возвещая о наступлении Конца Света, и в Судный день, чтобы воскресить творения из мёртвых; Азраил – забирает души людей по окончании их жизненного срока (ангел смерти). Они являются архангелами, то есть главными ангелами.
Необходимо верить и в то, что является истиной существование ангелов Ракиба и Атида – записывающих хорошие и плохие деяния рабов Аллаха; Мункара и Накира – уполномоченных и ответственных за могильный допрос; Ризвана – руководящего ангелами, которые содержат Рай, и Малика – руководящего ангелами, которые следят за порядком в Аду; ангелов, совершающих обход вокруг Арша, несущих на себе Арш, и других ангелов.
Если спросят, откуда вы знаете о существовании ангелов, то ответ таков: это известно из Корана и хадисов, ибо в них содержится только истина.
Вера в книги
Мусульманин должен знать и верить, что от Всевышнего Аллаха ангел Джабраил (мир ему) передал посланникам книги и свитки. Всего было ниспослано 104 книги, 100 из них в виде свитков и 4 в виде книг. Из них самыми главными являются четыре следующие книги: Таврат (Тора) – ниспосланный пророку Мусе (мир ему), Забур (Псалтырь) – Давуду (мир ему), Инжил (Евангелие) – Исе (мир ему) и Коран – Мухаммаду (мир ему и благословение). Из свитков же пророку Адаму (мир ему) было ниспослано 10, Шису (мир ему) – 50, Идрису (мир ему) – 30, Ибрахиму (мир ему) – 10.
Книги Всевышнего учат людей истинной религии и правильному образу жизни на земле. Коран – последняя книга Всевышнего, в которой заключается смысл всех предыдущих писаний. Это самое большое чудо Аллаха, которое никто не в состоянии исказить до Конца Света. А также никто не в состоянии сочинить подобное Корану, даже самую маленькую суру.
Вера в посланников
Мусульманин должен верить, что посланники – это самые почтенные и любимые рабы Аллаха, которых Он избрал из всего человечества, ниспослал им откровение и послал их к народам, чтобы призывать их к истинной религии Творца. Первым из них является Адам (мир ему), а последним – Мухаммад (мир ему и благословение). Предыдущие посланники были направлены Всевышним в определённые страны, к определённым народам и в определённое время. А Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был послан ко всему человечеству. Его посланничество будет иметь силу и сохранится до Конца Света. Он является последним Пророком и Посланником (мир ему и благословение), завершающим звеном в цепочке пророков.
Необходимо знать по именам и верить в следующих пророков, чьи имена упомянуты в священном Коране: Адам, Идрис, Нух, Худ, Салих, Ибрахим, Лут, Исмаил, Исхак, Якуб, Юсуф, Шуайб, Аюб, Зулькифли, Муса, Харун, Сулайман, Давуд, Ильяс, Альяса, Юнус, Закарья, Яхья, Иса, Мухаммад (да благословит их всех Аллах и приветствует).
Посланники (расуль) – это особые рабы Аллаха, избранные Им из всего человечества и получившие от Аллаха откровение и повеление довести его до людей. Пророки (наби) – это тоже особые рабы Аллаха, избранные Им из человечества и получившие откровение от Аллаха, однако они не получили повеление довести его до людей. Посланники одновременно являются и пророками. Точное количество пророков знает лишь Аллах. Некоторые учёные говорят, что пророков всего было 124 тысячи, из них 313 являются посланниками.
Доказательством истинности посланников и пророков являются чудеса (муджизаты), которыми их одаривал Всевышний Аллах, и особые качества, свойственные им.
Качества пророков
Качества, обязательно присущие пророкам
Всевышний Аллах наделил пророков следующими совершенными качествами, обязательно присущими им: честность, правдивость во всём, что говорят, абсолютная безгрешность, умственное совершенство, получение откровения и его полное доведение до людей; пророками бывают только мужчины, и все они были свободными от рабства.
Качества, недопустимые для пророков
Качества, противоположные перечисленным выше, пророки иметь не могут, то есть они недопустимы для них, и все пророки чисты от них. Это: нечестность, лживость, греховность, интеллектуальное несовершенство, сокрытие от людей откровений, переданных Всевышним для доведения до них; пророками не могут быть женщина или раб.
Качества, допустимые для пророков
Пророки являются самыми лучшими, самыми ценными творениями Всевышнего Аллаха. Среди пророков наиболее почитаемыми являются посланники, а среди посланников – следующие пятеро: Мухаммад, Ибрахим, Муса, Иса и Нух (мир им всем). Этих пятерых пророков называют «улюль-азми» («обладатели твёрдой решимости»). Из них самым почитаемым, избранным из всего человечества, самым ценным и лучшим из созданий Аллаха, посланным Им как милость для всех миров, является Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).
Вера в Судный день
Каждый мусульманин должен быть убеждён в том, что допросы в могиле, начиная со дня смерти, воскрешение из мёртвых в Судный день, Рог Исрафила, в который он вострубит, сбор всех людей на местности под названием Арасат, и то, что люди в соответствии со своими деяниями будут утопать там в поту (кроме особых категорий людей), что Всевышний будет отчитывать Своих рабов, что праведники получат свои «Книги деяний» справа, после чего Аллах направит их в Рай по Своей милости, а грешники – слева, после чего Аллах направит их в Ад по Своей справедливости, взвешивание благих и дурных деяний на Весах справедливости, также заступничество в Судный день, мост Сират, перекинутый через Ад и служащий испытанием для верующих, сам Ад и все наказания и мучения в нём, Рай и все блага в нём, Хавз Пророка (мир ему и благословение) (источник, вода которого утоляет жажду навечно) и т. д., – всё это является истиной. Об этом нам повествуют Коран и хадисы, а в них содержится только истина.
В потустороннем мире не бывает смерти, он является вечным и непреходящим пристанищем человека.
Вера в предопределение судьбы
Мусульманин должен верить в то, что всё в этом мире, будь то хорошее или плохое, происходит по воле Аллаха, согласно предначертанной Им судьбе, о которой Он ведал ещё до сотворения Вселенной. Однако людям дано право выбора между добром и злом. Всевышний Аллах одарил людей разумом, чтобы они могли различать добро и зло, послал к ним пророков, чтобы обучить их совершению благого и отдалению от запретного, и ниспослал им книги. Он рассказал о вознаграждении, которое ждёт в Вечном мире совершившего добро, и о наказании, предназначенном совершившему зло. Поэтому тем, кто совершает добро, Всевышний Аллах доволен, а совершивший зло навлекает на себя Его гнев.
Кратко о мировых религиях. Ислам
Ислам: определение
Ислам — одна из мировых религий, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога. Как и для христиан, ислам для его приверженцев — это гораздо больше, чем религия. Ислам это:
В переводе с арабского Ислам означает «покорность».
Основные принципы, суть ислама
Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.
Среди принципов Ислама — единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».
Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.
Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.
Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).
Главные предметы веры в Исламе:
Течения ислама
Ислам делится на два основных течения:
Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.
Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом.
Ислам и православие
Несмотря на то, что Ислам, как и христианство — монотеистическая религия, мы не можем говорить о том, что верим в одного Бога, потому что Бог не обезличен. Иисус в Исламе считается лишь пророком, но не Богом. Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха.
Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.
В Исламе очень много внимания уделяется исполнению традиций и внешних постановлений, христианство придерживается несколько других принципов, которые можно описать как «не человек для субботы, но суббота для человека».
Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.
Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.
Расшифровка Во что верят мусульмане
Символ веры мусульман, пять столпов ислама, а также пророки, ангелы, джинны, рай и ад, грехи, добродетели, покаяние и мусульманские святые
Главной формулой, в которой формулируется вероисповедное кредо мусульманина, является следующее высказывание: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха!» Эта формула называется шахада, «свидетельство». И произнесение этой формулы с убеждением в сердце являет собой акт перехода человека в ислам. То есть для того, чтобы стать мусульманином, необходимо, уверовав в истинность этого высказывания, публично об этом объявить, произнеся это перед свидетелями-мусульманами. Эта фраза состоит из двух частей: в первой из них утверждается строгое единобожие, отрицание допустимости и возможности поклонения кому бы то ни было, кроме Аллаха. А во второй части утверждается вера в пророческую миссию Мухаммада, основателя ислама, в то, что он является посланником Аллаха.
Аллах — так мусульмане называют единого и единственного Бога, понимая это таким образом, что Бог, которому поклоняются мусульмане, — это тот же самый Бог, который являл свои откровения пророкам библейской традиции, а также некоторым другим упомянутым в Коране пророкам, про которых Библия не знает. Но в любом случае это тот же самый Бог, что и Бог иудеев и христиан. Не специальное отдельное арабское божество, которое решили провозгласить единственным, а именно Бог авраамической традиции. И Коран постоянно настаивает на том, что из одного и того же источника ниспосылались откровения всем пророкам, начиная с первого человека, Адама, и кончая Мухаммадом, и все эти пророки проповедовали одну веру, которую впоследствии люди искажали и создавали исторические религии.
Аллах — от арабского ал-илах, Бог с определенным артиклем. Этот же корень для обозначения Бога известен и в других семитских языках, в том числе его можно встретить и в древнееврейской Библии.
Признание кого бы то ни было наряду с Богом обозначается термином ширк — и это важная категория для мусульманской богословской мысли. Когда первая часть свидетельства утверждает, что нет никакого другого Бога, кроме Аллаха, то есть кроме Бога с большой буквы, она тем самым настаивает на недопустимости никаких форм ширка. То есть признание соучастника в Божественном промысле. А когда такое допускается, то это рассматривается как шаг в сторону многобожия и язычества. И вот классическим примером такого искажения изначального единобожия является, например, для мусульман христианский догмат о Троице и о Боговоплощении в целом.
В противоположность этому христианскому представлению Коран выдвигает принцип строгого единобожия, утверждает, что Бог не был рожден и не родил. Во второй части свидетельства утверждается, что Мухаммад — посланник Аллаха. Мухаммад действительно считается в исламе последним посланником, после которого больше пророков не будет — до Судного дня. Однако до него пророки были. Первым пророком считается первый человек Адам, затем признаются все библейские пророки, а также ряд библейских героев, считающихся пророками, как, например, царь Соломон — Сулейман в Коране.
Все эти пророки с точки зрения ислама равны, в одинаковой степени получили Откровение от Бога. Среди пророков выделяются посланники, которые, помимо Откровения, получили еще и определенную миссию, связанную с введением того или иного закона. Таких наиболее крупных посланников выделяются шесть. Это Адам — первый человек; это Нох — библейский Ной, основоположник послепотопного человечества; это библейский Авраам — Ибрахим в Коране, первый монотеист, первый единобожник и прародитель арабов и евреев (с ним еще отдельно мусульманское предание связывает строительство Каабы, главной исламской святыни в Мекке); затем это Моисей, Муса в Коране; это Иисус Христос —Иса ибн Марьям аль-Масих (Иисус Христос — сын Марии), которого Коран считает также пророком, а не Богом или Сыном Божьим, признает его непорочное зачатие, но не признает факта распятия. Говорится, что Иисуса не распяли, но он был забран живым на Небо и вернется в конце времен, перед Судным днем. То есть в любом случае признается его функция как Мессии. Ну и наконец, последний пророк — Мухаммад.
Задача пророков состоит в том, чтобы увещевать человечество, указывать правильный путь, отделять запретное от дозволенного (и наоборот — грехи от праведных деяний). И считается, что на протяжении всей истории человечества хотя бы один пророк был ниспослан каждому народу — таким образом, Откровение, приходящее от Бога через пророков, носит в исламе универсальный характер. Оно не обращено к избранному народу, а предназначено всему человечеству в целом. И это касается и Мухаммада. Мухаммад был ниспослан не только для арабов, а ниспослан он был, как говорится в Коране, в качестве «милости для всех миров». Через пророков ниспосылаются священные писания, которые все так же являются вариантами главной священной книги, которая содержится на так называемой Хранимой Скрижали у престола Божьего и ниспосылается с каждым из пророков в разных формах.
Таким образом, ислам признает Тору — Пятикнижие, ниспосланную Моисею в качестве Священного писания; признает Евангелие, ниспосланное Иисусу (именно как ниспосланное писание, а не как биографию, составленную апостолами и евангелистами); признает ряд других священных писаний, ниспосланных библейским пророкам. Так, Давиду (Дауду) был ниспослан Псалтырь — Забур, который также относится у них к категории священных писаний. Ну и, наконец, Мухаммаду был ниспослан Коран — как последнее священное писание, которое, в отличие от всех предыдущих, не будет искажено людьми и сохранится в неизменном виде до Судного дня.
По поводу Корана в мусульманском богословии шли споры о его сотворенности и несотворенности, его предвечности или существовании во времени — это отдельная тема мусульманских богословских дискуссий. Но в целом надо сказать, что священные писания считаются с точки зрения ислама Божественным словом в прямом смысле слова, а не написанными людьми боговдохновенными книгами.
Мусульмане верят в ангелов, а также в противоположных ангелам джиннов. Ангелы — малаика, или маляк в единственном числе, — это особые существа, созданные из света и являющиеся проводниками божественных повелений, не обладающие собственной свободой воли и свободой выборов, они неспособны к совершению греха.
Среди ангелов выделяются несколько приближенных. Таковы, например, ангел Ридван, охраняющий рай, и ангел Малик, охраняющий ад. Таков ангел Джибриль, соответствующий Гавриилу иудеохристианской традиции; через Джибриля передаются откровения от Бога пророкам: в частности, Джибриль передавал откровения Корана Мухаммаду. К ним же относится ангел Азраиль — ангел смерти, изымающий души людей в момент, когда они умирают; Исрафил — ангел небесной трубы, чей трубный глас возвестит о наступлении конца света, а потом второй раз — о воскрешении из мертвых. Микаль, соответствующий иудеохристианскому Михаилу, пекущийся о пропитании всех тварей.
Кроме того, в Коране упоминаются еще ангелы Мункар и Накир, которые допрашивают умерших в могиле, благодаря чему пребывание человека в могиле, между смертью и Судным днем, становится аналогом чистилища. И если человек пройдет эти испытания, ему легче будет пройти Судный день. Если он не выдержит, то, значит, он не выдержит и в Судный день. Еще также упоминаются ангелы Харут и Марут, которые в Вавилоне обучали людей колдовству, но, однако, предупреждали их, что это знание является искушением, не может никому принести вреда, иначе как с попущения Всевышнего. Таким образом, получается, что ислам отрицает изначальность зла, противостоящего Божественной благости, и зло оказывается лишь результатом искажения добра, отклонения от истины и прямого пути. На противоположном от ангелов полюсе находятся джинны. Некоторые из которых называются еще также шайтанами. Представления о джиннах были еще у доисламских арабов, которые видели в них стихийных духов природы, во многом напоминавших человека, но многократно превосходящих его своими возможностями и физическими данными: ростом, силой. Считалось, что они обладают способностью перемещаться в пространстве — в короткое время на дальние расстояния.
Принципиальное отличие джиннов от ангелов, сближающее джиннов с человеком, состоит в том, что у джиннов есть физическая природа и свобода воли. Они могут сознательно делать добро или зло. В отличие от ангелов, созданных из света, джинны созданы из чистого огня. Некоторые из них приняли ислам, другие же остались неверными. Причем не только язычниками: среди джиннов есть иудеи и христиане.
Судный день, согласно представлениям мусульман, последует сразу за концом света, время наступления которого есть тайна, известная одному только Богу. Вместе с тем предания — хадисы — указывают на различные знамения, которые предшествуют наступлению Судного дня, или часа, как его чаще называют в мусульманских источниках.
Есть знамения малые и есть большие. К первым обычно относят упадок веры и нравственности у людей. Среди больших знамений называют, например, приход лже-Мессии (ал-Масиха ад-Даджжаля, мусульманского Антихриста); затем последует второе пришествие Христа, которого, согласно представлениям мусульман, не распяли, а живым взяли на Небо, и вот в Судный день он вернется для того, чтобы победить Даджжаля. Ну а также физические странные явления, такие как раскол Луны, восход Солнца с запада и другие. Затем о наступлении последнего часа возвестит трубный глас ангела Исрафила: при первом его звуке мир уничтожится, а после второго все живое воскреснет и соберется на суд Божий. На этом суде каждый в отдельности будет спрошен о его деяниях, которые будут взвешены на весах, и после этого люди пройдут по переброшенному над адской пропастью мосту Сират, который тоньше волоса и острей меча. Грешники не удержатся на этом мосту и низвергнутся в адскую пропасть, наполненную огнем, а праведники же перейдут и отправятся в сады рая.
В аду, который называется словом джаханнам, или нар (огонь), наказанные, отверженные грешники пребывают, скованные цепями, окутанные одеждой из смолы или из самого огня, или находятся внутри огня; пищей им будут плоды дерева заккум, отвратительного на вкус, горячие, как огонь, словно змеиные головы, питьем — кипяток.
В противоположность им обитатели райского сада, джаннат, наслаждаются всеми желанными благами, изысканными яствами, включая запрещенное в земной жизни для мусульман вино, от которого, правда, в раю не пьянеют, и обществом собственных жен и райских чернооких дев — так называемых гурий. Несмотря на то что эти удовольствия описываются как телесные, смысл их, как правило, рассматривается как духовный, и высшим наслаждением рая является созерцание лика Божьего.
Ад и рай вечны, но пребывание человека в аду может быть не вечным по милости Бога. И, скажем, если из верующих попадет в ад за грехи, то потом благодаря вере он может быть из этого ада освобожден, прощен и оказаться в раю.
Самым главным грехом для мусульманина считается неверие или вера во многих богов, приравниваемая к неверию. Это единственный грех, который Бог не прощает, в то время как все остальное — меньшее, чем это, — Бог простить может и, более того, обещает прощение грехов, говоря неоднократно в Коране, что Он — прощающий, милосердный, приемлющий покаяние; Его милость превосходит Его суровость в наказании и так далее. Тем не менее неверие, согласно мнению всех богословов, не прощается никогда — вне зависимости от количества благих дел, которые совершил человек.
Также — лишение имущества, воровство, грабеж, насильственный отъем. Также к большим грехам относится прелюбодеяние. К ним же относится нарушение тех запретов, которые непосредственно высказаны в Божественном откровении, но это запреты, в основном связанные с невыполнением обязательств. Если предписано человеку совершать молитву или соблюдать пост, то, не делая этого, он совершает грех, который относится к категории больших грехов. Если ему предписано не употреблять опьяняющие напитки, а он их употребляет — это тоже скорее большой грех, чем малый. Закрытого списка больших грехов нет, в богословской литературе иногда этот список расширялся, включая в себя и третьестепенные вещи, поэтому здесь окончательной концепции нет. Это предмет дискуссий — таких же, какими они были в раннем мусульманском богословии. Но тем не менее некое общее представление о том, что грехи могут быть большие и малые и что удержание себя от больших грехов снимает малые грехи и обеспечивает их прощение, тоже существует.
Равно как существует и представление о покаянии. Но мусульманская концепция покаяния основывается на том, что принять это покаяние может только Бог и это вопрос личных взаимоотношений между человеком и его Cоздателем. То есть никакой институции типа церковной, которая могла бы данной ей властью отпускать эти грехи, в исламе нету. Это тайна между человеком и Богом. Поэтому, кстати, еще в мусульманской этике не приветствуется человеку говорить о своих грехах: если совершил грех — молчи, это твое частное дело, молись Богу, Бог захочет — простит, не захочет — накажет.
Обязанности мусульманина также можно разделить на обязанности ритуального характера и этического. Ритуальные обязанности образуют так называемые пять столпов ислама, в которые, помимо исповедания веры — первого столпа, признания единобожия и пророчества Мухаммада, — входит еще четыре практических. Это совершение ежедневной пятикратной молитвы по установленному ритуалу, это соблюдение поста в месяц Рамадан, это паломничество в Мекку (хадж) раз в год, при наличии для этого возможности, и это благотворительный налог, закят, который состоятельные мусульмане платят в пользу неимущих и который расходуется общиной на благотворительные цели.
Кроме этого, есть этические обязательства, которые налагаются на мусульманина. Это, например, почтение к родителям. Об этом отдельно говорится в Коране — что к родителям необходимо проявлять почтительность, не грубить, не дерзить им, не повышать на них голос. Одновременно вот как дети должны относиться к родителям, жена должна относиться к мужу. Но и муж, в свою очередь, должен соблюдать права жены, не унижать ее достоинство, не прибегать к жесткому и грубому обращению. И хотя говорится, что непослушных жен можно ударять, тем не менее большинство богословов трактуют это символически. То есть разрешение ударить непослушную жену трактуется чаще всего как легкий подзатыльник, но ни в коем случае не серьезные насильственные действия. Кроме того, в Коране много раз говорится о том, что необходимо быть честным в делах; крайне греховным и преступным является обман, обвешивание, продажа некачественного товара, умышленное совершение подлога и недобросовестности. Вообще образ правильных весов, справедливой и честной торговли сквозной для Корана, и в этих образах часто описывается и посмертная судьба человека. Там о грешниках, получающих в Судный день адское наказание, говорится, например, что «плоха была их торговля» — и вот они просчитались. А, наоборот, о праведниках, вознагражденных раем, говорится, что торговля их прибыльна. То есть торговая метафора была очень понятна слушателям Мухаммада, обитателям крупнейшего торгового города — Мекки. И поэтому в исламской этике честность при сделках является важным отдельным и детально разработанным аспектом.
В этой деловой сфере ислам, например, наряду с нечестностью в торговле и в финансах запрещает ростовщичество, то есть взимание ссудного процента за задолженность. Это важный аспект, он связан исторически с торгово-экономической этикой доисламской и раннеисламской Аравии, где ростовщичество было серьезно распространено, но и при этом было такой очень существенной обузой.
Зачастую проценты по долгам доходили до 300–400, то есть долг взимался в кратном размере. И поэтому бремя вот этих долгов для большинства людей бедных и среднего достатка было совершенно невыносимым, и иногда могли возникать ситуации, когда человек полностью лишался своего имущества и чуть ли не продавал себя в долговое рабство. Поэтому был введен этот запрет. Однако наряду с ним всегда в исламе существовали практики кредита — без процента, но с прибылью. То есть деньги или имущество даются в долг не под процент от суммы, а, например, под процент от прибыли, если эта сумма кредитуется на дело. То есть кредитор становится как бы компаньоном должника и делит с ним как дивиденды, в случае если они будут, так и риски. То есть принципиальное отличие этой схемы состоит в том, что ростовщик в любом случае потребует от тебя долг с процентами, не важно, выгорело у тебя или прогорело, а тот, кто оказывает такое беспроцентное кредитование на основе процента от прибыли, тот в случае отсутствия прибыли будет делить с тобой и убытки. То есть, таким образом, это важная часть доктрины экономической справедливости, которая развивается в исламе с самых ранних времен и сегодня не умирает: в мире существуют исламские банки, которые оказывают финансовые услуги на основе такого рода принципов (или по крайней мере так в теории декларируется).
Таким образом, целый ряд запретов, касающихся взаимоотношений между людьми, характера сделок, характера взаимоотношений между соседями, родственниками, деловыми партнерами, формирует определенную модель исламского образа жизни. Которая на практике для многих мусульман оказывается не менее важной, а иногда и более, чем содержание того, во что мусульмане верят.
То есть в обычной бытовой ситуации мусульманин чаще всего определяется по тому, как он действует, что он соблюдает, что он не соблюдает, и только во вторую очередь начинают задумываться о том, к какой богословской школе он принадлежит, каковы тонкости его догматических взглядов и так далее. Нормы ислама — запреты, предписания, обязанности мусульманина — берутся из нескольких источников. О прямо сказано в Коране, и тогда это принимается безусловно. А о нормах мы узнаем из преданий о тех или иных словах и поступках пророка. Таких предписаний гораздо больше, и в основном они касаются не самых главных вещей, а вещей менее главных. То есть, например, из Корана мы узнаем, что предписана молитва — а уже из хадисов (преданий, составляющих сунну пророка, то есть представления об обычаях пророка) мы узнаем, что молитв должно быть пять, что они должны совершаться по определенному порядку.
То есть обширный корпус пророческих преданий выступает как первый круг интерпретаций коранического откровения, Священного писания. Можно даже сказать, что с точки зрения исламской нормативной культуры Коран не существует вне интерпретации. Очень редко можно непосредственно и исключительно из текста Корана в деталях понять, что требуется от мусульманина делать в тех или иных обстоятельствах. полное представление об этом можно составить, только сопоставив соответствующие места Корана с разъясняющими их хадисами.
Но часто оказывается и так, что и Корана с хадисами в совокупности также бывает недостаточно для понимания деталей. И тогда включается богословская интерпретаторская традиция. Та самая, которая сформировалась в результате многочисленных расколов — как религиозно-политических, так и религиозно-богословских, так и религиозно-правовых — в первые века ислама. Все эти школы более или менее согласны в основных положениях: пять столпов ислама никто не подвергает сомнению, пока он остается мусульманином. Но в частных трактовках школы эти могут отличаться. В этой интерпретаторской традиции большая роль и авторитет принадлежит сподвижникам пророка и членам его семьи. То есть те предания, которые восходят к наиболее приближенным сподвижникам и родственникам пророка, считаются наиболее достойными доверия. И в этой связи такие сподвижники и такие родственники, скажем жены пророка, в мусульманской традиции почитаются если не как святые, то по крайней мере заслуживающие почитания и обладающие высоким авторитетом. Вообще три первых поколения мусульман, живших в «эпоху счастья», при первых праведных халифах и несколько позднее, они представляются более поздним мусульманам благочестивыми предками, с деяниями и поступками которых они сверяют свое сегодняшнее поведение.
Кроме того, уже позднее в исламе возник отдельный «культ святых», как его иногда называют, похожий по форме на почитание святых в христианстве, и, видимо, он возник в исламе по тем же сходным причинам, что и во всех других религиях, где подобного рода вещи есть. К этим святым относятся как сподвижники пророка, так и члены его семьи. Но к ним могут относиться и многие другие люди, которые просто в то или иное время, в том или ином месте пользовались духовным, моральным, религиозным авторитетом при жизни и продолжали пользоваться этим авторитетом и почитанием и после смерти.
В частности, особая роль в структуре этого культа святых принадлежит почитанию суфийских шейхов. Считается, что они и места их захоронения продолжают сохранять особую благодать после их смерти. И, соответственно, люди посещают их могилы для того, чтобы приобщиться к этой благодати или призвать этих святых выступить заступником и в известной степени посредником между грешным рабом Божьим и Всевышним.
Богословы книжной, классической традиции, как правило, к этому культу, почитанию святых относятся как минимум настороженно — зачастую и открыто его критикуют, видя в этом размывание строгого единобожия. Тем не менее потребности такой народной, повседневной религиозности, видимо, всегда оказывались на протяжении истории сильнее, и поэтому изжить этот культ святых не удалось.
Тем не менее в отличие, например, от христианства, этот культ не носит канонического характера. Не существует института причисления к лику святых, не существует критериев, по которым можно было бы считать человека святым или приписывать ему ту или иную степень святости. Это все складывается стихийно. И таких людей называют вали — приближенный, или «друг Божий» в буквальном переводе. То есть речь идет о том, что человек достиг некоторой степени близости к Богу и это признано окружающими.