во что дети любят играть больше всего
Во что играют современные дети?
«Дети сейчас не те… Им бы только в компьютер поиграть», — причитает старшее поколение. «Ещё ходить не научились, а уже знают, как скачать приложение на смартфон, куда нажимать на экране планшета и как подключить приставку».
Дети сейчас, и правда, с гаджетами на ты с пеленок. Но действительно ли они проводят всё своё время в виртуальном пространстве, или остались еще реальные забавы? Попробуем разобраться.
Во дворе
В поисках ответа иду к главному эксперту – младшей сестре (12 лет).
— Во что играете с друзьями?
— Знаешь, есть такое приложение…
— А если без телефона?
— Нужно убегать от водящего. Кого поймали, тот становится мертвецом и ловит остальных.
Что ж, кому как нравится. Главное, что подвижно.
Спустя полчаса лист дворовых игр в моём блокноте пополнился еще тремя развлечениями, которые, однако, оказались мне знакомы.
Ведущий должен ловить остальных. Если игрок дотронулся до какого-то предмета, т.е прилепился, то его нельзя трогать.
Для этой игры нужны сооружения, где можно полазить. «Мухи» забираются повыше на «паутину» и пытаются убежать от «паука». Кого осалили — становится водящим.
Водящий кидает мяч кому-то и называет имя (любое слово), игрок ловит мяч, если имя ему понравилось или отбрасывает, если не понравилось. Стоит ребенку замешкаться и его уже зовут «Лавочка», «Велосипед» и т.п
«Войнушка» мальчишками тоже не забыта, но герои поменялись. В разведчиков и снайперов уже не играют, гораздо круче быть черепашкой-ниндзя, джедаем или Капитаном Америка.
И всё же, стоит признать, что дворы опустели. Дошкольники еще порой шалят на детских площадках, а вот те, кто постарше, уже не успевают: школа, домашнее задание, бассейн, дополнительные занятия, и по нарастающей.
Настольные игры
Выходные и каникулы — вот повод разгуляться! С верхних полок и потаенных уголков достаются настольные игры.
— Костя (9 лет), а ты в шашки играть умеешь?
— Конечно, мы с папой по субботам и в шахматы иногда балуемся.
— А что такое «над..надры»?
Объяснила. Но и не забыла про принцип: «Учи детей и учись у детей сам».
Из первых уст я узнала о следующих новомодных (и не очень) играх:
Интересный факт: за рубежом даже проводятся коммерческие соревнования по этой игре с внушительными денежными призами.
Коробку с «Барабашкой» достают, когда хотят посоревноваться во внимательности и от души покричать. На пол/стол/диван расставляются незатейливые фигурки, а задача участников — схватить быстрее всех ту, чей цвет или форма не представлены на карточке. Эмоции обычно зашкаливают.
Кто из нас не страдал от скучной роли мирного жителя и не притворялся мафиози? Вечное противостояние добра и зла. Раньше карточки вырезали сами из попавшегося под руку тетрадного листка, а теперь существует целый набор, состоящий из ярких карт с описанием персонажей и масок двух цветов: белого и черного. Суть игры от этого, конечно, не поменялась. Детям по-прежнему нравится «раскалывать» друг друга.
Творческие
— Конечно, а зачем она нужна?
— Она рисует пластиком. Можно создавать объемные картины и игрушки.
Вот дела… Раньше выжигали на досках «Ежика в тумане», а теперь мебель для кукол одним взмахом руки делают.
Вообще, вариантов для творчества сейчас не счесть. Та же самая лепка вовсе не канула в лету, а вышла на новый уровень. Какой только пластилин не увидишь на витринах: и светящийся в темноте, и с блестками, и гранулированный.
Головоломки и прочее
Пока я собирала материал для статьи, в очередной раз убедилась, что всё с детьми в порядке и рано еще бить тревогу, мол «они играть разучились». Оставьте их на несколько минут без телефона и вы увидите, как быстро они найдут себе занятие. И последите за собой: быть может, тоже пора прерваться на игру?
Автор статьи: Губа Алёна — филолог, педагог, эксперт в области развития детей.
В какие игрушки играют современные дети и сколько они стоят?
В нашем детстве девочки мечтали о настоящих куклах Барби — таких, чтобы ноги сгибались, а руки нет. И о куклах, похожих на настоящих младенцев, которых можно было кормить и поить и которые даже умели писать! А мальчики — о радиоуправляемых машинках. Теперь, оказывается, куклы Барби больше не актуальны — дела у компании Mattel, подсадившей в свое время миллионы девочек на длинноволосых красавиц-кукол, в последнее время идут плохо. Современным детям Барби кажется устаревшей. И мечтают они уже о совсем других игрушках. О каких именно — это мы и решили выяснить, расспросив родителей мальчиков и девочек. Итак, встречайте хит-парад самых востребованных у современных детей игрушек. И заодно стоимость таких игрушек. Тем, у кого нет детей, лучше не смотреть — цены на некоторые игрушки, мягко говоря, шокируют.
Наталья, мама 7-летней девочки
— Моя дочь очень просила «лизуна» — я так и не нашла его в продаже. Если помните, в нашем детстве были такие липкие мячики, которые можно было кидать на стенку и они по ней ползли. На Новый год у Деда Мороза она попросила Furby boom — нам нельзя заводить живых питомцев из-за аллергии, так хоть интерактивную зверушку, он самообучаемый, реагирует на некоторые фразы, прикасания и музыку. В семь лет дочь прониклась игрой в куклы, поэтому на первом месте сейчас маленькие чайные наборы, домики, кроватки и одежда для Аладдина (он у нас вместо пресловутого Кэна). А мужскую кукольную одежду поди поищи! А вместо Барби у нас теперь Рапунцель — выглядит как Барби, только не лысая и фигура не совсем как у больной модели — и еще вторая отрицательная героиня то ли из «Хроник Нарнии», то ли ведьма из страны Оз — тоже хорошо сработанная кукла, не голая, а в боди, которое не снимается. Перед тем, как покупать, я спросила дочку, кого она хочет. Мне было сказано: чтобы можно было заплетать. У Рапунцель самые длинные волосы из всех «барби». Чувствую, эти куклы переживут детство дочери и перейдут по наследству следующему поколению. Недаром и стоят они больше 1000 рублей каждая.
Катерина, мама 4-летней девочки и 2-летнего мальчика
— Какие игрушки любит моя дочь? Тут все просто: включаем канал «Карусель», а там через мультик реклама какой-нибудь дорогой штуки. Например, там постоянно рекламируют интерактивного щенка Гого FurReal Friends. С ним можно гулять, он реагирует на поглаживания, кивает головой, виляет хвостом, лает и умеет воспроизводить 18 звуков, характерных для собаки. Пришлось купить его, потому что, когда мы пришли в магазин, дочь кричала и никак не хотела уходить. Стоит такой щеночек больше 4 тысяч. А крестнику я едва нашла на Новый год вот набор Hot Wheels Порт акул (серия Color Shifters). Это игра такая, там машинки, попадая в воду, меняют цвет. Ее тоже рекламируют постоянно. Я всю Россию обзвонила, чтобы эту игру найти. И еще и крестнику, и дочке нравятся фигурки монстров IMC Toys Teutans, они стреляют чем-то. А еще я заметила, что сейчас у детей самая популярная игрушка — это набор доктора. Каждую неделю ходим в гости к разным детям. И все они с такими наборами, и очень ими дорожат.
Ольга, мама 10-летней девочки
— Моя дочь любит куклы Monster high американского производства,продаются в интернет- магазине «Империя кукол». Покупка из четырех кукол стоила около шести тысяч. А еще наша тема — Lps (littlest pet shop), маленькие такие зверюшки. Их полно в магазинах, но в почете у коллекционеров старенькие. На днях нам пришла кошечка этого бренда, заказывали на ebay. А еще дочка любит ООАКов, это переделанные художниками куклы: и макияж, и волосы, и одежда — всё переделано. Ассортимент кукол шире, если заказывать по Интернету. Цена ниже. А так я не чувствую разницы по внешним параметрам. Меня впечатляют лишь ООАКи, они прекрасны.
Марина, мама 4-летнего мальчика (живут за границей)
— После того, как сыну исполнилось 4 года, он начал открывать в себе сверхспособности. Он, например, думает, что если наденет костюм Спайдермена, то может на любую стену залезть и спасти всех хороших. Кроме костюма Человека-паука, у него есть железный человек (правда, он пластмассовый). Он им немного играет, но мультики может смотреть с этими супергероями. Знает Халка еще. Не из супергероев ему нравится Майк Вазовски из «Корпорации монстров», и был монстр, который может быть невидимым — не знаю, как зовут. Из мультика Toy Story у сына был Buzz Lightyear, но потом он его поменял на Майка из Inc. Играть сыну нравится с Lego. Это любовь с первого взгляда. Играет давно, с влюбленностью в Lego к нему пришел интерес смотреть мультики про Lego-героев. С друзьями сын любит играть в Jenga (это такие маленькие деревяшки, которые надо складывать в башню, а потом по одной вытаскивать. Они кричат, визжат, когда все падает. Еще забыла про Молнию Mcqueen! Тоже смотрит мультик. Игрушки такой нет, но есть полотенце, футболка с ним. И футболки с машинками Hotweels. Ну и, конечно же, много-много машинок Hotweels. Их он складывает в грузовик-перевозчик. И когда играет с любой машинкой, делит их на скоростные, высокоскоростные и улиток. И, конечно, трансформеры! Сын смотрел фильмы и мультики про них, балдеет от Оптимус Прайм (желтый такой трансформер), у нас и игрушка такая есть.
Александр, отец троих сыновей 18, 12 и 6 лет
Павел, отец двух мальчиков 9 и 7 лет
— Мои сыновья постоянно играют с детскими автоматами — бластерами Nerf. Они бывают разных видов и модификаций, недавно вот появился бластер «Зомби», зеленый такой. Стоят такие игрушки недешево. Недавно на день рождения сыну дарил бластер, стоил он около 4 тысяч рублей, но деваться некуда. Отдельная тема — игрушки Furby Boom. Они сейчас есть почти у каждого ребенка, многие их с собой в школу носят. Это такие забавные зверьки, которые, как говорят их создатели, умеют почти все: танцуют под музыку, поют, разговаривают, кушают, играют, могут шутить и смеяться, учиться новому, если с ними играть. Игрушка взаимодействует с телефонами и планшетами iPhone и iPad и Android. Цены на ферби бывают разные — от 5 с лишним тысяч до тысячи с лишним рублей. Есть ферби для мальчиков и для девочек, и между собой ферби как-то общаются. Честно говоря, очень беспокойная штука. Если ее тронуть, то здорово кричит, поэтому своих ферби мы держим на балконе. Отдельная и очень затратная тема — серии игр Disney Infinity и Skylanders. Почти сразу после выхода новой игры появляются фигруки к ней. Если ты хочешь нового персонажа в игру, то покупаешь его фигурку, ставишь ее на специальный портал — и герой появляется в игре. Коллекции персонажей к каждой игре обычно большие — до 30 штук разных героев. А дети обычно хотят собрать всех персонажей, что, вообще-то, разорительно для кошелька.
Ну и наше краткое резюме: почти все родители отметили, что дети перестали играть в уличные игры. Нет больше пряток и салочек. Да и во дворе теперь мало кто гуляет. Планшеты и компьютеры, особенно родительские, — любимые игрушки у маленьких детей. У тех, кто постарше, игрушки не похожи на те, которыми мы играли в детстве. Но ведь так и должно быть — у каждого поколения свои, новые герои. И мы бы тоже не стали играть куклами своих мам. Правда, кое-что общее у нас все-таки осталось. К примеру, наборы доктора были в нашем детстве. И мы тоже увлеченно играли в больницу.
Игры для детей от 1 до 4 лет
Почему игры важны для развития малыша, во что играть с детьми, как научить ребенка играть самостоятельно и когда малыши начинают активно играть друг с другом
Игры с детьми от 1 до 2 лет
Если вашему малышу недавно исполнился год, наверняка он только начинает ходить и с удвоенным интересом пытается познавать окружающий мир. Ребенок с удовольствием изучает новые предметы, пытается их попробовать «на зубок», перекладывает с места на место, переворачивает, толкает, запихивает — одним словом, все время проявляет какую-то активность. Ее непременно нужно поощрять, и для этого отлично подойдут совместные игры: играя вместе с родителями, малыш быстрее развивается и узнает окружающий его мир.Вот основные направления игр с детьми в возрасте от года до двух:
О занятиях для развития мелкой моторики вы можете прочитать в нашем материале «Мелкая моторика: развитие с рождения». Не менее важны игры с водой: они благотворно воздействуют на весь организм, способствуют гармоничному развитию и, конечно, очень нравятся детям.Вот что годовалый малыш может делать в ванной:
Активные игры очень важны для малышей. Это могут быть прятки, салки, догонялки, бег наперегонки или любимая детьми игра в лошадку, когда один из взрослых — чаще всего папа — катает ребенка на спине.
Развивающие игры
Особое внимание надо обратить на развивающие игры, которые помогут малышу выучить цвета и формы, развить наблюдательность, память и речь.Вот несколько примеров:
Заниматься с ребенком развивающими играми лучше всего в одно и то же время, чтобы он привыкал к определенному распорядку дня. Это важно для усвоения малышом получаемой информации.
Игры в 2 – 3 года
К тому моменту, когда ребенку исполняется 2 года, это уже не беспомощный карапуз, а настоящая маленькая личность, которая осознает собственное «я». В этот период дети начинают проявлять бурный интерес к окружающей действительности, и родители должны удовлетворять любопытство своих малышей, не боясь бесконечных «почемучек».
До 3 лет ребенок все еще предпочитает общество родителей играм со сверстниками. Он наверняка может какое-то время играть самостоятельно, не призывая на помощь маму или папу. Если малыш не умеет занимать себя сам, надо попытаться научить его этому: самостоятельная игра развивает чувство уверенности, воображение и образное мышление.
Таким самостоятельным времяпровождением могут стать ролевые игры. Именно в 2 – 3 года малыши начинают активно играть с машинками, куклами, плюшевыми игрушками, моделируя ту или иную ситуацию и выступая в роли сразу нескольких героев. У девочек может появиться любимая кукла, которую необходимо будет кормить, поить, укладывать спать и выгуливать в коляске. А мальчишки представляют себя водителями, летчиками и машинистами, строителями, играя с машинками, самолетами, поездами и конструкторами.
Часто для ролевых игр дети привлекают собственных родителей — не отказывайте им в этом. Популярные сюжеты — «семья», «магазин», «больница», «детский сад». Подавайте малышу новые идеи: почему бы не поиграть в «гости», «пляж», «лавку сладостей» или «фабрику игрушек»?
Игры с мячом
Очень важно уделять внимание физическому развитию 2 – 3-трехлетнего ребенка. Для этого отлично подойдет обыкновенный мяч: игра с ним улучшает координацию движений, развивает ловкость, глазомер, быстроту реакции, повышает наблюдательность и концентрацию внимания.Вот несколько вариантов игры с мячом:
Игры в 3 – 4 года
Чем старше ребенок становится, тем интереснее и разнообразнее могут быть игры с ним. Некоторые из них помогут не только развить внимание, но и, например, выучить элементарные правила дорожного движения, которые понадобятся ребенку в повседневной жизни.
К подобным играм можно отнести «Светофор». Необходимо подготовить два картонных круга — красный и зеленый — и поочередно показывать их ребенку, поставив перед ним задачу перейти воображаемую дорогу. Малыш должен слушаться сигналов «светофора»: когда взрослый показывает красный круг, нужно остановиться, а на зеленый — идти к цели. Благодаря этой забавной игре трехлетка будет лучше ориентироваться в правилах дорожного движения.
Топ игр для детей от 3 до 4 лет
Поиск сокровищ
Для этой игры потребуется несколько баночек, коробочек или шкатулок, в которые можно спрятать «сокровища»: монетки, маленькие игрушки, наклейки. Спрячьте их в доме, дворе или близлежащем парке и отправьтесь на поиски вместе с ребенком. Можно нарисовать настоящую пиратскую карту, которая укажет путь к сокровищам.
Шпион
Эта игра отлично подходит для пеших прогулок и помогает развить наблюдательность. Загадывайте разные предметы, которые видите на улице, и просите ребенка угадывать их, говоря: «Я вижу кое-что желтого цвета / круглое / деревянное, чего не видишь ты!» Затем поменяйтесь ролями.
Игра в слова
Для того чтобы развить словарный запас ребенка, поочередно называйте разных животных или героев мультфильмов, города, слова на конкретную букву, сказочных персонажей.
Кукольный театр
В этом возрасте дети готовы к тому, чтобы «основать» домашний кукольный театр. Актерами в нем могут быть любимые плюшевые звери, самодельные игрушки или специальные пальчиковые куклы. Не обязательно разыгрывать только сюжеты любимых книг и мультфильмов — напишите вместе с малышом собственный сценарий!
Дышим глубже
Трехлетки обожают игры для тренировки дыхания. Попробуйте вместе надувать мыльные пузыри и воздушные шары, дуть на полоски бумаги, удерживая их в воздухе, задувать свечи, с помощью дыхания перемещать по столу кусочки ваты или маленькие шарики.
Игры со сверстниками
После 3 лет дети активно начинают играть друг с другом, поскольку уже довольно хорошо могут выразить свои мысли, пожелания и возражения. Им интересно бегать наперегонки, вместе рисовать мелками на асфальте, лепить снеговиков или строить снежные крепости. Очень часто игра заключается в том, что дети повторяют друг за другом одно и то же действие или фразу. Это абсолютно нормально: подражание — важный этап развития ребенка. В возрасте 3 – 4 лет в детях просыпается соревновательный дух, который можно поощрять в игровой форме, устраивая для малышей всевозможные марафоны и конкурсы.
Игры в гостях
После 3 лет детям часто не хватает общения в садике или на площадках — начинается эра гостей. Приглашающая сторона должна понимать, что после совместных игр дом будет похож на поле битвы, а сами гости — быть готовыми в любой момент уйти со скандалом. Увы, мирная игра трехлеток может в одно мгновение перерасти в ссору.Вот простые правила хорошего «игрового свидания» для детей 3 – 4 лет:
Мамины помощники
Важно помнить, что больше всего на свете дети от 1 до 4 любят «играть» во взрослые дела: уборку, готовку, уход за садом. Это увлечение стоит поощрять, ведь очень скоро оно может перерасти в реальную помощь. В любом возрасте для ребенка найдется дело: годовалый малыш может достать вещи из стиральной машины, двухлетка — замесить тесто для пирога, а трехлетка — подмести пол и протереть его тряпкой. Устраивайте соревнования в духе «кто быстрее вымоет посуду», покупайте ребенку миниатюрные веники, скалки и швабры и обязательно хвалите его за успехи. Именно так, в игровой форме, вы сможете привить малышу любовь к домашней работе и обрести настоящего маленького помощника.
Советы родителям: как и во что играть с ребенком в 2 года
[dropcap]Р[/dropcap]ебенок в 2 года – маленький самостоятельный человечек, который с любопытством изучает окружающий мир. Взрослые максимально должны помочь малышу адаптироваться посредством игры. Во что играть с 2 летним ребенком родители решают самостоятельно, соответственно уровню физического и интеллектуального развития малыша.
Что должен уметь ребенок к двум годам:
Игры, способствующие лучшему физическому развитию
Игры с мячом
В активных развлечениях взрослым не стоит оставлять детей играть одних без присмотра:
Преодоление препятствий
Дети 2-3 лет очень любят спортивные игры:
В таком возрасте у малыша нет чувства страха и опасности, поэтому взрослым рекомендуется осуществлять постоянное наблюдение за ребенком, чтобы исключить возникновение несчастных случаев. Рекомендуется рассказывать малышу о поведении на гимнастических снарядах, необходимости крепко держаться.
Во что поиграть с ребенком в 2 года на улице советуют специалисты:
Игры, улучшающие мелкую моторику
Гармоничное развитие маленького человека немыслимо без игр, тренирующих мелкую моторику рук. Движения руками, пальцами у детей в 2 года напрямую связаны с работой головного мозга – способствуют лучшему развитию речи, логики, зрительной координации движения.
Творчество
Игры с песком
Очень полезны занятия малыша в песочнице:
Рисование на стекле, посыпанном песком, способствует развитию фантазии, самостоятельности.
Развитие речи
Поиграть с малышом 2 лет можно, рассказывая ему сказки, разучивая вместе детские стишки, особенно такие, как «Мишка косолапый», в которых совмещается рассказ и действие. Эффективно использовать музыкальное сопровождение в играх с ребенком 2 лет: предложить малышу делать движения телом в такт музыки – подпрыгивать, приседать. Или самому играть на каком-либо инструменте.
В игровой форме следует учить детей четко выговаривать слова, поправлять при неправильном произношении. Рекомендуется беседовать с малышом, как с взрослым, увеличивая словарный запас маленького человека.
Определение качества предметов
Как играть с ребенком в 2 года, чтобы малыш научился определять форму предметов, умел правильно применять полученные знания на практике? Рекомендуется взять разные фигурки по форме: кубики, шарики, пирамидки, куклы. [pullquote-left] Найди отличия – такие игры помогают ребенку развить внимание и сообразительность[/pullquote-left] Требуется закатить их в игрушечные ворота. Родителям следует доходчиво объяснить в игре с ребенком, почему быстрее всех катится шарик, а не кубик. Малыш на примере разных игрушек сможет различать форму предметов.
Игры на сравнение качества предметов развивают сообразительность и внимание: рекомендуется взять 2 игрушки, например куклы, одетые в различную одежду, с неодинаковыми прическами, разного роста. Ребенок 2 лет должен рассказать, что у них общего и в чем отличие. Играть часто с ребенком в подобные игры – хорошая тренировка для умственного развития.
Звуковое окружение
Хорошее предложение играть с малышом на распознавание звуков, окружающего пространства. Следует внимательно прислушаться к тиканью часов, жужжанию мухи, шуму машин за окном. Объясняя ребенку происхождение звуков, желательно повторять их вместе. Можно самим стать источником звука: поцарапать ногтями по стене, стеклу, хлопнуть дверью, кашлянуть, изобразить, какие звуки издают домашние животные. Повторяя за взрослым, ребенок меньше воспринимает посторонние шумы при укладывании в постель и засыпании.
Мелкая моторика
Во что, и как играть с детьми 2 лет, выбирают родители, руководствуясь рекомендациями для гармоничного развития малыша в 2-3 года. [pullquote-right] Мелкую моторику развивают игры с мелкими предметами [/pullquote-right] Прекрасно развивает моторику пальцев перебирание мелких предметов – разноцветных пуговиц, зерен фасоли, колечек, сверкающей бижутерии. Интересно малышам нанизывать колечки на пирамидку. Чередуя цвета, ребенок 2 лет запоминает последовательность правильного сложения фигуры.
Складывание зерен фасоли или пуговиц в бутылку с узкой горловиной – увлекательное занятие для малышей, развивающее мелкие движения пальцев, массажируя их подушечки, что благосклонно действует на психическое развитие ребенка.
Помощь маме
Развитие внимания
Развивают сообразительность, внимание, логику игра в пазлы. Сначала требуется складывать простейшие варианты из малого количества частей, постепенно увеличивая сложность задания.
Определению формы, цвета предметов помогает несложная игра: в 2 емкости следует сложить игрушки разного цвета. Объяснить ребенку, где какой и просить дать игрушку определенной окраски. За каждое правильное действие желательно поощрять ребенка словом.
Неизменный восторг вызывает пускание мыльных пузырей. Самостоятельное выдувание пузырей развивает дыхательную систему крохи, а попытка поймать переливающееся разными цветами чудо, улучшает координацию движения.
Во всех играх с ребенком двухлетнего возраста должны участвовать взрослые, чтобы предупредить травмы малыша. Обязательно следует хвалить крошку, вне зависимости от того, хорошо или плохо получилось задание. Ребенок должен чувствовать любовь и защиту родителей. Разнообразие игр зависит от желания и фантазии мамы и папы.
«Лучше бы делом занялся, играет он!»: Игра в жизни ребенка
Не успел малыш еще встать на ножки, как мама ведет его в развивающую студию. Опытные педагоги предлагают самые разнообразные занятия на развитие моторики, памяти, внимания, мышления, речи, эмоционального интеллекта. Придуманы методики, по которым буквам и цифрам начинают учить уже годовалого малыша! Танцы, спорт, бассейн, гимнастика, скорочтение, особенные сады с уклоном, ментальная арифметика для дошкольников. А тут уже и подготовка к школе показалась на горизонте.
«Я стараюсь дать своему ребенку все. Он еще маленький, а значит, впитывает, как губка. Я не хочу упустить момент, ведь потом ему будет намного сложнее учиться и развиваться, чем сейчас», говорит мать замечательного малыша. «Кроме того, бегая с кружка на кружок, я сама чувствую себя значимой и ценной для него, ведь я делаю все, что от меня зависит».
Мы не будем рассуждать о пользе или вреде раннего развития и такого воспитания (безусловно, родители руководствуются благими целями), но обратим внимание, что в такой «гонке за развитием» у ребенка не остается времени, чтобы просто поиграть.
Родители не понимают, почему дети должны играть
На своей практике не раз пришлось столкнуться с тем, что родители часто недооценивают детскую игру. Мне приходится объяснять родителям, почему детям нужно играть.
«Только оставь его без присмотра, так он сразу же начнет баловаться».
Начинаем выяснять, что значит «баловаться»: доставать игрушки из шкафа, разбрасывать конструктор, бегать по комнате с машинкой, рассыпать ложкой фасоль. Минуточку! Кажется, здесь речь идет о том, что ребенок играет. Он рассматривает игрушки, изучает окружающие предметы. Любопытство — одно из самых важных для малыша качеств! Он пытается «готовить суп», изображает таксиста. Только для мамы все эти действия объединены словом «баловаться». Отдельная проблема — если это происходит в общественных местах.
«Она постоянно шкодит. То камни принесет, посередине комнаты положит, то песок на стол высыпет. Только отвернусь, как обязательно что-то натянет на голову. Сил просто нет».
Да, часто дети в процессе игр (особенно, подвижных и активных) могут причинять некоторые неудобства, испортить наведенный порядок, перевернуть игрушки и даже испачкать ковер. Но сравнимы ли эти потери с тем, что получает ребенок во время простых игр. Так зачем детям нужны игры?
Чему учат детские игры
Дело не только в развлечениях. Вспомним, что в каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка таковой деятельностью является именно игра.
Что дает игра детям разного возраста?
Для самых маленьких характерно манипулирование предметами. Они изучают материальный мир. Они могут рассматривать предметы, совершать с ними непонятные действия, пробуют их на вкус, нюхают. Им интересно, как падает камень, поэтому они будут бросать его много раз и наблюдать за падением. Их завораживает процесс пересыпания песка. Песчинка к песчинке. Он падает, отталкивается об стол и снова подпрыгивает. Ну чем не волшебство!
Самое главное — все эти действия совершает сам ребенок. Он может влиять на предметы, передвигать их. Это он создает звук падающего камня и бегущей воды. Ох, каким же великим он себя чувствует в это время, как хочет поделиться с вами своими достижениями! А сколько интересных вещей вокруг!
Кроме физического смысла разбрасывания предметов, который заключается в изучении его свойств, звуке при падении, способности влиять на окружающую среду, есть и психологический смысл.
Ох, каким же великим он себя чувствует в это время, как хочет поделиться с вами своими достижениями! А сколько интересных вещей вокруг!
Ребенок разбрасывает карандаши — мама собирает, возвращает их. Карандаши возвращаются. Они уходят на некоторое время, гуляют, но потом возвращаются домой. Мама принимает ребенка и брошенные карандаши, возвращает их. Если что-то уходит, то оно вернется. Вернется мама, вышедшая из комнаты, вернется малыш, который отправился на прогулку. За уходом следует возвращение, есть цикл. Так происходит осознание основных закономерностей, то, чему учат детские игры в том числе.
На уровне предметной игры ребенка еще мало интересуют сверстники, общение. Все их внимание сосредоточено на себе, окружающих предметах, их физических свойствах и изучении своей способности на эти предметы влиять.
Постепенно ребенок начинает не только бросать предметы и пробовать их «на зуб», но и изучать их общепринятые свойства, уделять внимание функциям. Ложкой можно кушать, машинка катится, из кубиков строят башню. И, наконец, примерно к трем годам в играх ребенка появляются сюжеты.
Малыш придумывает фантастические истории, строит новые миры. Он становится воином или поваром, мамой или папой, учителем или врачом. Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.
За день можно прожить тысячи жизней, побывать в самых различных образах, пережить самые непредсказуемые ситуации.
Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.
Игры способствуют развитию воображения ребенка, фантазии, творческого потенциала. Малыш учится проживать самые разные чувства. Сегодня он злой волк, а завтра трусливый заяц или храбрый лев. Он учится, помогает себе понять, как это: злиться, бояться, сражаться.
В игре ребенок учится общаться, ищет свое место в обществе, в жизни. Да он словно репетирует саму жизнь! И для этого ему дано все детство.
Умеем ли мы играть с детьми
В самом начале своего пути детского психолога часто ловила себя на мысли, как же сложно просто играть. Придумывать сюжет, фантазировать. Немного снизить контроль и дать волю эмоциям. Почувствовать ребенка, подхватить его сценарий и дополнить его, помочь развернуть его логическую цепочку. Присоединиться к его деятельности и добавить новый элемент, новое направление. Каких же огромных усилий стоит снова стать ребенком!
На первых встречах с родителями я интересуюсь, как и во что они играют с ребенком. Единицы отвечают, что во время совместных игр собирают конструктор, пазлы, рисуют, катают машинки или участвуют в ролевых «постановках». Большинство говорят, что рассматривают с ребенком буквы и цифры, называют животных, просят подать или принести какую-то игрушку, показать части тела — сосредоточены на интеллектуальных играх. Одним словам учат.
Когда родители узнают, что с ребенком нужно играть, причем именно в его игру, очень часто теряются. По глазам видно, что просто не умеют этого делать.
Тогда я пытаюсь оказать помощь: спрашиваю, во что мама сама играла, когда была маленькой. Мало кто может вспомнить что-то больше, чем просто куклы и дочки-матери. Память о своем детстве осталась так глубоко спрятана, что вопросы об игре вызывают недоумение.
Наблюдая за игрой ребенка
Самая важная работа психолога состоит именно во внимательном наблюдении за игрой ребенка, слежением за сюжетом, за главными героями игры. Ребенок еще не может ясно выражать свои мысли и чувства. Зато прекрасно может все показать в игре.
Он не скажет, что испугался собаки, однако образ большого животного, острых зубов обязательно появляются в игре.
Малыш, который недавно утратил статус первенца, закапывает в песок все предметы, которые попадаются ему на глаза. Он пытается засунуть большую машинку в маленький гаражик. Внимательное наблюдение за его действиями покажет его желание снова стать маленьким, когда он был единственным, когда он помещался в животик к маме, где было тепло и спокойно.
Каждое действие ребенка, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря которым мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка.
Сейчас он большой. Возвращение в животик невозможно. Зато можно в это играть. А вместе с тем прожить много чувств: желание возвращения к младенчеству, боль от невозможности воплощения этого желания, поддержку близкого человека рядом в этот нелегкий для него момент.
Другой ребенок постоянно сталкивает машинки друг с другом, бьет одной машинкой другую, посыпает ее песком. После разговора с мамой выясняю, что на детской площадке есть мальчик, который постоянно обижает этого ребенка. Однако потому что обидчик старше, малыш не может дать ему «сдачу». Зато проживает все свои чувства в игре.
Прожитые, осознанные, проявившиеся в игре чувства перестают мучить ребенка, наступает облегчение — это тоже немаловажная задача игр, они дают разрядку. Каждое действие ребенка, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря которым мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка, о чем он думает, о чем мечтает, что его беспокоит.
Как играть с ребенком
Научить играть невозможно. Важно начать чувствовать ребенка, понимать его язык и обращать внимание на интересы. Для начала стоит просто понаблюдать и попробовать понять, что значит игра в жизни ребенка, о чем та или иная игрушка, слово, действие. Попробуйте понаблюдать, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких — наоборот. Во что он играет, когда пришел из садика? Может, он рассказывает о том, что происходило в группе?
В нужный момент ребенок сам вовлечет вас в игру, объяснит идею, даст роль. Идите за ним, играйте по его сценарию. Можно попробовать копировать действия ребенка. Но будьте внимательны. Ребенок разбрасывает кубики, мама строит пирамидку. Это разные игры. Ребенок занят изучением свойств кубиков, а мама конструированием. Побросайте кубики вместе с ним.
Можно ненавязчиво спросить ребенка, а кто эта игрушка? Как ее зовут? Она злая или добрая? Можно попросить ребенка дать вам игрушку и спросить, что бы он хотел, чтобы вы с ней сделали.
Ребенок разбрасывает кубики, мама строит пирамидку. Это разные игры. Побросайте кубики вместе с ним.
Как видите, снова и снова идем за ребенком, исследуем его игру, его правила, его мир. Не пугайтесь и не расстраивайтесь, если ребенок не хочет пускать вас в игру. Значит, сейчас для него важно поиграть самому. Побудьте рядом, понаблюдайте, подумайте, о чем игра.
Очень важно, чтобы у ребенка было время и место, когда он может играть наедине с самим собой. Это развивает его самостоятельность, способность справляться самому, повышает его чувство собственной значимости, формирует личное пространство — тоже важное значение игр в жизни ребенка. Но и снова не забывайте о совместной игре.
Не обязательно все время сидеть рядом с ребенком. Достаточно, например, играя в школу, дать классу задание, и иногда, в перерывах между своими делами, заходить и проверять, как ребята справляются с заданием. Можно поддерживать игру даже из кухни: «Ага, шумите! А я все слышу. Вот скоро приду и спрошу у вас домашнее задание».
А можно быть полицейским, который иногда выходит в город проверить порядок, после чего снова идет к себе на работу.
В подобных случаях ребенок будет чувствовать ваше участие в игре, и в то же время получит пространство для самостоятельной игры, а вы — время для своих дел.
И, наверное, самое главное, почаще вспоминайте, как это — быть ребенком. Во что играли вы в детстве, как играли с вами родители, чего хотелось, а чего нет. В каждом из нас сидит внутренний ребенок, который здорово может помочь в любых ситуациях в отношениях с собственными детьми, в том числе и понять роль игр в жизни ребенка.