во что чичиков и ноздрев играли на мертвые души
ответьте на вопросы.
«Мертвые души» (глава 4).
1. Как характеризует автор
Ноздрева?
а) Вода с
сахаром; б) Рассол с огурцами;
в) Водка да
вино; г) Кровь с молоком.
2. Ноздрев был человек
а)
Биологический; б) Исторический;
в)
Геометрический; г) Географический.
3. В свои 35, как и в 18, Ноздрев был
охотник
а) Побегать;
б) Поплавать; в)
Попрыгать; г) Погулять.
4. Сколько бутылок шампанского, по словам
Ноздрева, он выпил за обед?
5. Какие предметы были в кабинете у
Ноздрева?
а) Бумаги и
книги;
б) Сабли и ружья;
в) Портреты и картины; г)
Часы с кукушкой.
6. Что было написано на турецком
кинжале?
а) «За
Родину» ; б)
«Сделано в Швейцарии» ;
7. Какую песню играла
шарманка Ноздрева в конце мазурки?
а) «Гром победы, раздавайся» ; б)
«Мальбруг в поход поехал» ;
8. Ноздрев среди собак был
а) Как рыба в
воде;
б) Как уж на сковородке;
в) Как отец среди
семейства; г) Как сыр в масле.
9. Как называет автор блюдо повара
Ноздрева?
а) Катай –
валяй;
б) Пальчики оближешь;
в) Просто
объеденье; г) Сойдет и так.
10. Что Чичиков заметил
в руках у Ноздрева после отъезда Мижуева?
а) Бутылку портвейна; б)
Колоду карт; в) Сигару; г) Трубку.
11. Во что Чичиков и Ноздрев играли на
мертвые души?
а) В карты; б) В
шашки; в) В шахматы; г) В лапту.
12. Как Ноздрев обращался к Чичикову,
когда был в хорошем расположении духа?
а) Батенька; б)
Друг; в)
Брат; г) Чувак.
13. Как при ссоре Ноздрев называет
Чичикова?
а) Тюфяк; б)
Дурак; в) Фетюк; г)
Жидомор.
14. Как охарактеризовал Чичиков Ноздрева?
а) Человек –
амфибия;
б) Человек – паук;
в) Человек –
дрянь;
г) Снежный человек.
Во что играли Чичиков и Ноздрев в романе Гоголя «Мертвые души»?
Ноздрёв и Чичиков играли в шашки. Предложил Ноздрёв, а Чичиков очень нехотя согласился, а потом пожалел, поскольку Ноздрёв нагло жульничал, а будучи уличённым, едва не довел дело до мордобоя. Спас Чичикова вовремя явившийся капитан-исправник.
Чичиков и Ноздрев играли в шашки.
«Давненько не брал я в руки шашек» говорил Чичиков двигая шашку. Ну а Ноздрев ему отвечал «Знаем мы вас, как вы плохо играете». Игра шла на души. Партия не была закончена, потому что Чичиков заметил как Ноздрёв попытался смухлевать сдвигая шашку обшлагом халата.
Когда Чичиков находился у Ноздрева, тот уговорил Чичикова сыграть в шашки. Но Ноздрев мухлевал, а Чичиков это заметил и отказался играть. За это Ноздрев чуть не избил Чичикова. На его счастье, прибыл исправник, чтобы арестовать Ноздрева.
Чичиков и Ноздрев играли в шашки. Павел Иванович хоть и был аферистом, но человеком он был робким, и общение с грубияном Ноздревым его пугало. Он хотел побыстрее закончить дела и уехать, Ноздрев же хотел задержать гостя, так как скучал. В итоге жадность и желание получить побольше мертвых душ в Чичикове оказались сильнее трусости.
В трактире Чичиков встретился снова с Ноздревым и когда тот предложил поехать к нему, то радостно согласился в надежде заполучить от него мертвые души.
Интересный вопрос, во что играли герои: в карты или шашки? Ноздрев предложил Чичикову сначала карты, но тот не согласился, тогда Ноздрев достал шашки и Чичиков начал играть
Верный ответ: шашки.
В принципе, это совсем не удивительно, учитывая характеристику Ноздрёва.
Да, конечно, вот основной план сочинения, который можно расширить на основании фактического материала. Можно взять эпиграфом:
Чичиков предпринимает деловое решение – совершить не гостевую, ознакомительною или развлекательную поездку, а поездку именно с целью получения экономической выгоды. Это единоличное предпринимательство Чичикова, потому что он принимает все
расходы и риски от поездки на себя:
II. Чичиков – предприниматель и в переносном смысле этого слова, т.е не только деятель в экономической, финансовой сфере, предприимчивый и практичный человек, но и
Так что по всем параметрам характеристика Чичикова полностью соответствует понятию «предприниматель.
Николай Васильевич Гоголь взял пять черт характера, характерных для помещиков того времени, и распределил их между своими персонажами.
Чичиков это собирательный образ всех выше описанных персонажей. В нем есть чуть- чуть от каждого. Поэтому он довольно легко сходится с каждым.
Любимыми сказками Павла Ивановича Чичикова были не «Колобок», не «Репка» и не «Волк и семеро козлят».
Именно на этом несовершенстве налоговой системы Российской Империи Чичиков и придумал свою аферу с приобретением «мертвых душ».
Согласно одиннадцатой главе «Мертвых душ» Чичиков сперва служил чиновником в казенной палате, после работал повытчиком. В дальнейшем пошел на службу в строительную комиссию, где растратил казенные деньги, из-за чего был уволен. Однако пользуясь обширными связями, устроился в таможню, где активно помогал контрабандистам, на чем нажил немалое состояние, однако рассорился с своим сообщником, был разоблачен и дальше ввязался в авантюру с мертвыми душами.
Чичиков у Ноздрева (изучение 4-й главы поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
Разделы: Литература
План характеристики героя (предлагается учащимся перед анализом темы в виде домашнего задания к предыдущему уроку):
1. Ноздрёв. Его роль в поэме Гоголя “Мёртвые души”:
а) портретная характеристика героя; роль портрета в понимании сущности героя;
б) речь Ноздрёва, примеры ярких слов и выражений; роль речевой характеристики;
в) поместье Ноздрёва, интерьер кабинета;
г) какое значение имеет замечание о том, что “обед, как видно, не составлял у Ноздрёва главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось”;
д) реакция Ноздрёва на предложение Чичикова о продаже мертвых душ;
е) какова авторская характеристика героя, какие черты более всех выделяет автор;
ж) какова цель введения персонажа в текст поэмы.
2. Какие новые черты натуры Чичикова предстают перед читателем? Как он раскрывается в общении с Ноздрёвым?
Ход урока
I. Погружение в тему.
На картинах – полнота жизни, буйство красок, яркие колоритные личности, суета, быстротечность момента, динамика. Сюжеты картин так или иначе отражают отличительные черты натуры Ноздрёва. Иллюстрации помогают проникнуть в мир Ноздрёва, мир сумасбродства, “лёгкости необыкновенной”, мир порывистости, какой-то высшей эмоциональности, мир открытости и “любви” ко всем и каждому.
II. Исследование текста в связи с темой.
1. Портретная характеристика героя и роль портрета в понимании сущности характера героя.
Глава 4: Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами, свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.
Главные детали портрета – румяные щёки, свежесть лица, ключевое слово портрета – здоровье. Детали отражают сущность внутреннего портрета героя, его разбитного характера, его бессмысленных поступков. Как здоровье в нём прыщет через край, так и эмоциональность переходит все границы.
2. Речь героя. Примеры самых ярких и типичных слов и выражений героя. Роль речевой характеристики.
Каков человек, такова и речь его (Цицерон):
Убухал, всё спустил …
Искажение французских слов: бурдашка, бонбон, розетка, безешка, суперфлю.
Речь Ноздрева так же искромётна, как и его натура. Эту речь не назовёшь бесстрашной, это речь человека эмоционального, напористого, не заботящегося о завтрашнем дне. Главные ценности жизни – банчишка, выпивка, собаки и вообще всё, что называют словом “кутить”. Это человек, отличающийся “неугомонной юркостью и бойкостью характера”, по выражению Гоголя. Всё это отражается в речи героя.
— Но только ли отрицательное мы можем усмотреть в речевом портрете героя?
Мы не можем сказать, что Ноздрёв лишён творческого начала. Его речь – это игра с общепринятыми словами, а на эту игру способен далеко не каждый человек. Ноздрёв занят речетворчеством. Обратите внимание на его эксперименты с французскими словами.
3. Поместье Ноздрёва. Его дом. Какое значение для понимания сущности натуры Ноздрёва играет интерьер?
Конюшня: два коня, остальные стойла пусты.
Пруд, в котором водилась рыба такой величины, что два человека её с трудом вытаскивали.
Псарня: самое достойное зрелище в имении Ноздрёва.
Кабинет. Впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья – одно в триста, а другое в восемьсот рублей.
Шарманка: играла не без пиятности, но в средине её, кажется, что-то случилось, ибо мазурка оканчивалась песнею: “Мальбруг в поход поехал”, а “Мальбруг в поход поехал” неожиданно завершался каким-то давно знакомым вальсом. Уже Ноздрёв давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго ещё потом свистела она одна.
Ноздрёв – русский помещик, но помещик, лишённый какой-либо духовной жизни. Может быть, он все силы отдаёт ведению имения и ему некогда погружаться в чтение? Нет, имение давно заброшено, никакого рационально управления не существует. Следовательно, нет ни духовной, ни материальной, жизни, но зато есть жизнь эмоциональная, которая поглотила всё. Постоянное враньё, желание спорить, азарт, неумение подавить свои чувства – вот что составляет сущность Ноздрёва. Для русского помещика охота – одна из составляющих жизни, а Ноздрёву псарня заменила всё. Он некий Троекуров, потерявший власть и влияние, изменивший свою грубую сильную натуру.
4. Какое значение имеет замечание Гоголя о том, что “обед, как видно, не составлял у Ноздрёва главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось”? Вспомните, что и у Манилова, и у Коробочки Чичикова угощают хорошо, и описание обеда занимает достаточно места в главе.
Обед, вкушение пищи, обилие и разнообразие блюд – символическое обозначение животной жизни у Гоголя. Таким образом автор подчёркивает, что герой лишён духовного начала. Ноздрев изображён крайне эмоциональным человеком, в котором есть живые чувства, хотя и искажённые, поэтому здесь нет описания вкушения пищи.
5. Как Ноздрёв реагирует на предложение Чичикова о продаже мёртвых душ? Как расценить поведение Ноздрёва после отказа Чичикова продолжать игру в шашки?
Этот разбитной малый лишён каких бы то ни было нравственных принципов, социальных предпочтений, это некое ребячество, некий примитивизм, доисторическое существование взаимоотношений.
III. Основные выводы урока
1. Какие новые черты натуры Чичикова предстают перед читателем? Как он раскрывается в общении с Ноздрёвым?
Чичиков, безусловно, антипод Ноздрёва. Условия, в которых формировался Павел Иванович, заставили его скрывать свои эмоции и желания, заставили сначала думать, затем действовать, сделали его расчётливым и предприимчивым. В Чичикове нет эмоциональности, нет бесшабашности, нет глупости, нет “жизни через край”. Герой новой капиталистической эпохи, эпохи эгоизма и расчёта, лишён сильных эмоций, а значит, лишён ощущения полноты жизни. Эти мысли посещают нас именно в момент чтения главы о Ноздрёве. Таким образом, глава представляет тип русского помещика, но многое раскрывает и в натуре главного героя – Чичикова.
Главная национальная черта русского характера – открытость, “широта души”. В Ноздрёве Гоголь изображает, как искажается эта черта, если нет духовной жизни.
IV. Домашнее задание
Письменный ответ на вопрос: “Какой человеческий тип изображает Гоголь, представляя помещика Ноздрёва?”
Тест по произведению Гоголя «Мертвые души»
9 класс. Н.В. ГОГОЛЬ. «МЁРТВЫЕ ДУШИ»
1. Среди художественных средств, используемых Н.В.Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали-«лейтмотивы». Соотнесите такие детали с характерами помещиков.
а) мешочки, коробочки 1) Манилов
б) сахар 2) Коробочка
в) куча, прореха 3) Ноздрев
г) здоровье 4) Плюшкин
2. Н.В.Гоголь также использует зоологизацию персонажей. Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует.
а) медведь 1) Манилов
в) птица 3) Собакевич
д) собака 5) Плюшкин
3. Только один из тех помещиков, которых посетил Чичиков, задумался о законности предлагаемой сделки. Кто это был?
4. В главах, посвященных помещикам, Н. В. Гоголь использует одну и ту же последовательность описаний. Восстановите эту последовательность.
Портрет помещика и членов его семьи; дом; еда; интерьер (использование предметно-бытовых деталей); пейзаж; отношение к предложению Чичикова.
5. Кто так угощал Чичикова: «. блюда не играли большой роли: кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновением и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец — он сыпал перец, капуста ли попалась — совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох — словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет. »?
6. Кого из описанных помещиков Н. В. Гоголь собирался «взять с собой» во второй том «Мёртвых душ»?
7. Как можно объяснить смысл заглавия поэмы?
а) определение бюрократического жаргона, обозначающее умершего крестьянина :
б) бездуховный, погрязший в заботах о суетном герой; обозначение «омертвения» помещиков и чиновников
в) противопоставление в художественном мире произведения понятий «мертвого» и «живого»
8. Афера Чичикова с «мёртвыми душами» основана на
а) застойности бюрократического аппарата России
б) предприимчивости и ловкости Чичикова
в) крепостнической системе России
9. Н.В.Гоголь определил жанр «Мертвых душ» как поэму, подчеркнув этим равноправие эпического и лирического начала. Лирический элемент в «Мёртвых душах» проявляется в
а) любовной интриге
б) лирических отступлениях
в) пейзажных зарисовках
г) авторских комментариях и оценках
д) вставных элементах
10. С какой целью Н. В. Гоголь вводит в повествование «Повесть о капитане Копейкине»?
а) изобразить жизнь столичного чиновничества
б) показать бездуховность бюрократических законов
в) опровергнуть идею безнаказанности властей
г) приостановить развитие сюжета
11. В чём состоит смысл образа дороги в поэме?
а) символ будущего России
б) источник вдохновения для автора
в) единственный способ передвижения по России
г) универсальная форма организации произведения
д) символ жизненного пути человека
е) «карнавальное пространство, где неизбежны неожи
данные встречи и происшествия. »
12. Автор «Мёртвых душ» выступает в поэме как
а) действующее лицо
б) знакомый главного героя
г) лирический герой
д) сторонний наблюдатель
13. По замыслу Н. В. Гоголя во втором, сожжённом, и третьем ненаписанном томе «Мёртвых душ» должно было произойти
а) перерождение Чичикова в апостола Павла
б) окончательное падение главного героя
в) возрождение России
г) социальные изменения в обществе
14. Почему Н. В. Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой (Манилов — Коробочка — Ноздрев — Собакевич — Плюшкин)
последовательности?
а) герои располагаются по степени деградации, омертвления
б) герои располагаются по принципу «оживления»
в) каждый последующий помещик противопоставлен предыдущему
г) посещение Чичиковым помещиков не построено по какой-либо схеме
1 5. Соотнесите имя помещика и средства комического, которое Н. В. Гоголь использовал для его описания.
а) Манилов 1) комическая гиперболизация
б) Коробочка 2) алллогизм
в) Собакевич 3) сатира
г) Плюшкин 4) гротеск
д) Ноздрёв 5) фарс, ирония
Ответы к тесту « Н.В. ГОГОЛЬ. «МЁРТВЫЕ ДУШИ»
1. а — 2, б — 4, в — 3, г — 1
2. а — 3, б — 1, в — 2, г — 5, д — 4
4. пейзаж; дом; интерьер; портрет; еда; отношение к предложению Чичикова
15. а — 5, б — 1, в — 3, г — 4, д — 2
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-986196
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ноздрев и Чичиков.
Ноздрев, с которым Чичикова сводит очередная «случайность», – образец безобразно широкой русской натуры. О таких людях Достоевский скажет позднее: «Если Бога нет, то все позволено». У Ноздрева Бог – он сам, его ничем не ограниченные капризы и желания. Он пленник собственных распущенных страстей. Неуемная энергия, вечное движение и беспокойство этого человека – результат отсутствия в нем скрепляющего личность нравственного центра. «В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите».
Для желаний Ноздрева не существует никаких границ: «Теперь я поведу тебя посмотреть, – продолжал он, обращаясь к Чичикову, – границу, где оканчивается моя земля…» «Вот граница! – сказал Ноздрев. – Все, что ни видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все что за лесом, все мое».
Вся жизнь Ноздрева – бесконечное и не знающее пределов насыщение самых низких чувственных инстинктов человеческой природы. В окружении своих собак Ноздрев «как отец среди семейства». Кутежи и попойки, карты и шулерство в картежной игре – вот стихия Ноздрева. Упоение ложью сближает его с Хлестаковым. Но в отличие от него ноздревская ложь не безобидна: в ней всегда присутствует подлое желание «нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины».
Ноздрев мгновенно сочиняет одну ложь за другой, да так ловко, что будто бы и сам верит в сочиненное. Подтверждая сплетню, что Чичиков собирался увезти губернаторскую дочку, Ноздрев сочиняет такие подробности, от которых никак нельзя было отказаться: даже названа была по имени деревня, где находилась та приходская церковь, в которой положено было венчаться, именно деревня Трухманчевка, поп отец Сидор, взявший за венчание 75 рублей, «и то не согласился бы, если бы Ноздрев не припугнул его».
Убегая от Ноздрева, Чичиков и в ум взять не может, зачем он поехал в его усадьбу, почему «как ребенок, как дурак» доверился ему. Но прельстился он Ноздревым не случайно: по природе своей Чичиков ведь тоже авантюрист, и для достижения своих корыстных целей он легко переступает через нравственные законы. Обмануть, приврать да еще и слезу пустить Чичиков горазд не хуже всякого Ноздрева. «Ноздрев еще долго не выведется из мира, – говорит Гоголь. – Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно-непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком».
Верный своему приему овеществления человека, Гоголь сравнивает расстроенную и развращенную душу Ноздрева, а вслед за ним и современного человека вообще с испорченной шарманкой: «Шарманка играла не без приятности, но в середине ее, кажется, что-то случилось, ибо мазурка оканчивалась песнею: „Мальбруг в поход поехал“, а „Мальбруг в поход поехал“ неожиданно завершался каким-то давно знакомым вальсом. Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка, очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна». Замечательны, конечно, в расстроенных «шарманках» покалеченных, сбитых с толку душ гоголевских героев эти «Божьи дудки», которые свистят в них порой сами по себе и часто сбивают с толку так хорошо продуманные, так логично и безукоризненно спланированные аферы.
Читайте также
Манилов и Чичиков.
Манилов и Чичиков. Обратим внимание, что в «мертвые души» помещиков Чичиков всматривается как в кривое зеркало. Эти люди представляют доведенные до крайности и перехлеста частицы его собственной души. Именно потому с каждым из них он находит общий язык, за исключением,
Коробочка и Чичиков.
Коробочка и Чичиков. Коробочка, к которой занес Чичикова случай, – полная противоположность маниловской мечтательности, парению в голубой пустоте. Это одна из тех «небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем
Собакевич и Чичиков.
Собакевич и Чичиков. Талант изображения человека через бытовое его окружение достигает у Гоголя торжества в рассказе о встрече Чичикова с Собакевичем. Этот помещик не витает в облаках, он обеими ногами стоит на земле, ко всему относясь с черствой и трезвой практичностью.
Плюшкин и Чичиков.
Плюшкин и Чичиков. В представленной Гоголем на всеобщий позор и посмеяние галерее помещиков есть одна примечательная особенность: в смене одного героя другим нарастает ощущение пошлости, в страшную тину которой погружается современный русский человек. Но по мере
Павел Иванович Чичиков
Павел Иванович Чичиков «…Гоголь великий русский поэт, не более; “Мертвые души” его – тоже только для России и в России могут иметь бесконечно великое значение. Такова пока судьба всех русских поэтов… Никто не может быть выше века и страны; никакой поэт не усвоит себе
Ноздрев и Плюшкин
Ноздрев и Плюшкин На первый взгляд между этими двумя персонажами – «историческим человеком» Ноздревым, рубахой-парнем, страдающим разве что от избытка «задора», и сжавшимся, ушедшим в себя, как мышь в нору, маниакально скупым Плюшкиным – нет ничего общего. Ноздрев более
«Старое барство» в романе Льва Толстого «Война и мир», или как Хлестова и Ноздрев стали положительными героями
«Старое барство» в романе Льва Толстого «Война и мир», или как Хлестова и Ноздрев стали положительными героями [135]О том, что Лев Толстой в «Войне и мире» опоэтизировал мир «старого барства», писали еще литературные критики – современники автора. О консерватизме
3. НАШ ГОСПОДИН ЧИЧИКОВ
3. НАШ ГОСПОДИН ЧИЧИКОВ 1 Старые английские переводы «Мертвых душ» не стоят медного гроша и должны быть изъяты из всех публичных и университетских библиотек. Когда я писал заметки, из которых составлялась эта книга, «Читательский клуб» в Нью-Йорке выпустил совершенно