внутриролевой конфликт характеризуется тем что
Ролевые конфликты
Очень часто человек при исполнении каких-либо социальных ролей становится участником конфликтной ситуации. Такие конфликты называют ролевыми и их подразделяют на несколько типов.
Примеры ролевых конфликтов
Допустим, руководитель определенного ранга сознает, что организационная роль, которую он выполняет, требует выполнения решительных действий для укрепления дисциплины персонала (например, вынесение взысканий или осуществление прочих штрафных санкций). Однако ему претят подобные действия, что приводит к возникновению внутреннего конфликта.
Выпускник фининститута проводит свою первую ревизию, в ходе которой обнаруживаются крупные злоупотребления. Социальная роль ревизора предписывает требование суда над обнаруженными нарушителями. Однако выпускник имеет натуру чувствительную и жалостливую, поэтому не может решиться на подобные действия. Данный ролевой конфликт в итоге привел к развитию у него тяжелого невроза.
Эти примеры показывают, как субъективное «Я» вступает в конфликт с предписаниями, характерными для выполняемой социальной роли. Подобные конфликты называют личностно-ролевыми.
Женщина, занимающая должность научного сотрудника, увлечена своей деятельностью: исследования, преподавание в ВУЗе, работа над докторской диссертацией. Все это отнимает у нее много времени и сил. В то же время у нее есть семья и она хочет быть хорошей женой и матерью. Однако при одновременной ориентации женщины на профессиональный рост и на семью возникает конфликт между личностными ролями — требования одной роли препятствуют хорошему исполнению другой.
Подобные конфликты именуются межролевыми (иначе — интерролевыми).
Принцип развития внутриролевых конфликтов
Довольно часто ролевые конфликты являются следствием несовместимости ожиданий, которые предъявляются к личности в процессе выполнения ею конкретной социальной роли.
Рассмотрим ситуацию некоего производственного мастера. С одной стороны он является представителем администрации с точки зрения руководства с цеха. Однако, с точки зрения рабочих этого цеха, он является их представителя перед администрацией. То есть, чтобы успешно выполнять свою социальную роль, мастеру необходимо удовлетворять требования двух этих сторон. Однако эти требования часто бывают несовместимыми.
Согласно исследовательским данным, которые были получены с одного петербургского производства, рабочие и руководство цеха используют разные основания при оценивании мастера. По мнению руководителей цеха у лучших мастеров более всего оценивается знание производства, организаторские способности и требовательность. По мнению рабочих, мастер в первую очередь должен оцениваться по таким критериям, как справедливость, спокойствие, доброжелательность, выполнение данных обещаний. Полученные материалы дают наглядную иллюстрацию известной разницы подходов к оцениванию у рабочих и руководящего звена. Рабочие дают оценку, которая является более дифференцированной. Мастер ими оценивается не только по деловым качествам, но и по его отношению к ним самим (Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999).
Когда мастером обнаруживается, что ожидания обеих сторон, которым он должен соответствовать, несовместимы — возникает конфликт, именуемый внутриролевым (иначе — интрололевым).
Последствия ролевых конфликтов
Личность может по разному реагировать на возникший конфликт, в зависимости от собственных индивидуально-психологических особенностей и характера конкретной ситуации. Ролевые конфликты ведут к повышению напряженности личности, что чревато всеми физиологическими и психическими проявлениями, которые присущи этому состоянию. В некоторых случаях подобные ситуации могут привести к заболеванию.
Согласно данным исследований Ериной С. И., которые она проводила на заводе, расположенном в Ярославле, было выявлено две группы мастеров (при помощи специальной шкалы): одна группа имела низкий уровень ролевого конфликта, а вторая — высокий.
По результатам экспертной оценки руководящий состав оценивал мастеров, имеющих низкий уровень ролевого конфликта как более успешных и умеющих справляться с возникающими производственно-технологическими вопросами, а также могущих выстраивать взаимоотношения с рабочими более эффективно на фоне мастеров, имеющих высокий уровень ролевого конфликта. У группы с высоким уровнем конфликта отмечалась пассивность (то есть применение осторожных действий и уход от разрешения возникших проблем), либо, наоборот, агрессивность (она выражается в давлении на более низшие должности, отказ от альтернативных решений проблемы). В итоге у таких мастеров увеличивался уровень тревожности (Ерина С. И. Ролевой конфликт руководителя: стратегии разрешения // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2007. № 1 (13)).
Часто для характеристики таких состояний применяется термин «ролевой стресс», что не лишено оснований. Ролевые конфликты приводят к снижению уровня продуктивности, а также удовлетворенности трудом, способствуют увеличению текучести кадров.
Ролевые конфликты являются серьезной организационной проблемой, так как могут привести к негативным последствиям не только для личности, но и для всего предприятия в целом. Для руководителя любого уровня важным направлением деятельности является стремление снизить уровень ролевых конфликтов в своих подразделениях.
Виды и способы преодоления ролевых конфликтов личности
Человек ежедневно вступает в коммуникации, знакомится с новыми людьми.
В ходе общения порой возникает недопонимание, которое приводит к конфликту.
Если при этом индивид выполнял определенные обязанности, инцидент считается ролевым. Психологи называют определенные виды ролевых конфликтов, каждый из которых обладает некоторыми особенностями.
Способы разрешения межгрупповых конфликтов вы найдете в нашей статье.
Понятие
Ролевым конфликтом называют ситуацию, когда человек выполняет определенную социальную роль, но она не отвечает его интересам или внутренним установкам, либо индивид просто не справляется с возложенными на него обязанностями, которые предполагает та или иная роль.
Психологи называют ролью реализацию себя в обществе согласно своим сильным сторонам, характеру, личностным качествам.
Если роль все больше не нравится человеку, внутри копятся негативные эмоции, появляются определенные установки. Индивид испытывает стресс, который перерастает в кризис. В итоге человек может отойти от роли.
К примеру: человек не хочет быть учителем, но обстоятельства заставляют его работать по этой профессии. Он занимается нелюбимым делом, выполняет роль, которая ему не нравится.
В результате он или смирится со своим положением, либо найдет другую работу, перестанет исполнять роль учителя.
Причины возникновения и смысл
Причинами возникновения данных конфликтов являются:
Действия индивида оцениваются окружающими и порой очень осуждаются, что только усиливает ролевой конфликт.
Ролевые конфликты появляются из-за противоречий между ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением.
Однако ролевые конфликты порой необходимы индивиду, чтобы разобраться в себе и понять, соответствует выбранная роль или нужно ее изменить.
О социальных ролях человека в этом ролике:
Как избежать конфликта в классе? Читайте об этом здесь.
Классификация
Психологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:
Специалисты также выделяют ситуационно-ролевой конфликт. Он бывает, когда индивид оказывается в новой для себя роли, но ее выполнять не может, так как помнит о старой роли.
Человек привыкает к новым обязанностям и не готов сразу проявлять себя в полной мере.
Примеры и способы разрешения
Известно немало ролевых конфликтов, которые затрагивают не только взрослых, но и подростков. Разрешить такие ситуации возможно, если приложить определенные усилия.
Карьеристка
Примером такого конфликта служит успешная в профессиональной деятельности женщина.
Она добилась высот в карьере, но когда она приходит домой, совершенно не справляется с ролью жены или матери.
Ей тяжело общаться с детьми, готовить пищу, убираться в квартире. Она либо не имеет достаточно времени для этого, либо просто теряется при реализации роли матери или жены.
Чтобы решить эту ситуацию, необходимо распределить некоторые обязанности по дому между мужем и детьми, если женщина одна не справляется, либо самой женщине необходимо увидеть в роли жены и матери больше преимуществ.
Вероятно, эти роли ей не очень нравятся, надо показать их ей в положительном свете: устроить семейные праздники, пикники, сделать подарок своими руками, показать заботу.
Тогда эта роль понравится ей больше, она захочет проявлять себя больше в кругу семьи.
Особенно помогут ей маленькие победы в роли жены или матери, а именно вкусно приготовленный обед, значительная помощь детям при выполнении домашнего задания, рукоделие. Это обязательно оценят родные, что непременно обрадует женщину.
Подросток
Он привык себя вести как подросток, допускает вольности, веселится, не думает о серьезных жизненных вопросах, но проходит немного времени и общество требует от него определенной серьезности.
Окружение может оказывать давление, касающееся выбора профессии, области деятельности, создания семьи. Индивид может внутренне не созреть для таких вопросов, но его заставляют.
Получается, что он не выполняет роль, которую накладывает на него возраст, происходит расхождение между внутренними ощущениями и устоявшимися с обществе понятиями.
Чтобы решить этот конфликт, необходимо перестать оказывать давление на человека, дать возможность определенной свободы. Придет время, человек сам неосознанно будет выполнять роль, соответствующую возрасту.
Он сам решит определенные вопросы, избежит внутреннего кризиса и стрессовых ситуаций. Иногда молодым людям требуется время, чтобы найти себя и примерить определенную роль.
Порой она становится совсем неожиданной даже в кругу семьи. Тем не менее, выбор должен осуществить индивид только сам, без оказываемого на него давления.
Смена профессии
Не менее интересным примером служит ситуация, когда индивид меняет область профессиональной деятельности.
Одна специальность предполагала определенные обязанности, но со сменой профессии изменились и они, индивиду необходимо привыкнуть к новой роли.
Очень часто человек бывает не готов к таким изменениям: он помнит старую роль и не придерживается новой. Это может рождать определенные недопонимания со стороны общества.
Чтобы решить проблему, человеку дают время, так он привыкает к новому, адаптируется в новых условиях. Если он не до конца понимает, что он него требуется, следует ему мягко об этом сказать, избегая стрессовых ситуаций.
Постепенно новая роль будет изучена и принята индивидом. Он не захочет с ней расстаться и сам будет удивляться тревожащим его в прошлом страхам.
Как избежать?
Чтобы избежать ролевых конфликтов, следует помнить о нескольких принципах:
Привыкнуть к чему-то новому поможет заряд мотивации и энергии, поэтому страх и тревога могут только помешать на пути к совершенствованию.
Профилактикой также служит борьба с внутренними волнениями, переживаниями. Помогут медитация, занятия йогой и пилатесом. Снижение волнений и чувства страха поможет спокойнее, более позитивно воспринимать свою роль.
Если внутренний конфликт все-таки развивается, следует обратиться за помощью к психологу, который поможет решить проблему.
Ролевые конфликты случаются часто: они могут появиться не только у взрослых, внутренне зрелых людей, но и у подростков, которые только учатся примерять на себя новые роли, свыкаются с ранее неизведанным, учатся вести себя в обществе определенным образом.
Приняв во внимания определенные обстоятельства, изучив себя и поговорив с родными, человек намного быстрее придет к конструктивному решению и внутренний конфликт будет улажен. Если же с этим не бороться, преодолеть кризис и стресс не удастся.
Что является причиной социальных конфликтов? Ответ узнайте прямо сейчас.
В видео кратко и ясно говорится о сути ролевого напряжения и ролевого конфликта:
Разрешение конфликтных ситуаций между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр
Немного общей информации
Само понятие возникло благодаря Роберту Мертону в 1957 году. Он считал, что каждому индивиду приходится примерять на себя сразу несколько социальных ролей. То есть необходимо выполнять требования согласно занимаемой должности, например: быть сыном, отцом, мужем и начальником.
Процесс изучения этих должностей происходит ещё в детстве, когда маленькая девочка играется в куклы, готовя им завтрак и укладывая спать. Так она учится быть мамой и хозяйкой домашнего очага.
Мальчишки в основном предпочитают солдатиков, машинки, рабочую технику, поезда, приобщаясь к мужскому миру. Затем, постепенно социализируясь, то есть, социально развиваясь, общаясь с другими людьми и пока незнакомыми для себя ролями, они перенимают опыт и знания. Эти знания помогут в дальнейшем быть устойчивым в любой позиции.
Причины возникновения и смысл
Причинами возникновения данных конфликтов являются:
Как правило, сформированные устои в обществе, правила оказывают давление на человека. Если роль требует выполнения сложных действий и человек с ними не справляется, возникает не только внутренний конфликт — переживания, но и внешний, когда появляется осуждение обществом.
Действия индивида оцениваются окружающими и порой очень осуждаются, что только усиливает ролевой конфликт.
Ролевые конфликты появляются из-за противоречий между ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением.
Однако ролевые конфликты порой необходимы индивиду, чтобы разобраться в себе и понять, соответствует выбранная роль или нужно ее изменить.
О социальных ролях человека в этом ролике:
Как избежать конфликта в классе? Читайте об этом здесь.
Основные характеристики социальных ролей
Масштаб
Могут быть ограниченными и, соответственно, размытыми, или, как ещё называют – широкими по диапазону. Ограниченные – это когда между участниками взаимодействия существует определённая цель. Для её удовлетворения они нуждаются в определённых услугах друг друга.
Чтобы было понятнее, приведу примеры: вы пришли в магазин за хлебом, находясь в роли клиента. Вы обращаетесь к продавцу не с просьбой послушать, какой был тяжелый день, и как вам надоел начальник, а подсказать, какой хлеб наиболее свежий и сколько стоит. Потому что формально, ваше взаимодействие должно быть в рамках предлагаемых магазином услуг.
А вот между мужем и женой широкий диапазон, так сказать, услуг. Они имеют право претендовать на знания о различных сферах друг друга, они имеют определённые обязанности по отношению друг к другу и права.
По способу получения
Делятся на такие виды, как предписанные и завоёванные. То есть, когда мы рождаемся, роль ребёнка, сына или дочери, получаем автоматически, по умолчанию. Так же, вырастая, становимся то мужчиной, то женщиной, потом бабушкой или дедушкой.
А вот над завоёванными приходится потрудиться, приложить усилия, потому что они характеризуют профессию или сферу деятельности, достижения. Например, чтобы стать хирургом, необходимо для начала окончить медицинский университет и интернатуру. Затем какое-то время стажироваться и только потом получить право оперировать.
По степени формализации
Если вы нарушили правила дорожного движения, сотрудник ГИБДД будет общаться с вами совсем не как родители или близкие друзья. Сложность проявляется в том, что иногда люди теряют свою профессиональную позицию, и воспринимают какую-либо критику лично.
Допустим, в магазине клиент выругался на продавца относительно качества товара, а тот поранился, посчитав, что оскорбления относятся непосредственно к нему. Порой случается, что формальные отношения перерастают в неформальные, то есть в более близкие.
Так происходит, когда люди часто соприкасаются в деятельности, и начинают испытывать какие-либо чувства к жизненным историям друг друга и вообще, общению. Их поведение меняется, расширяются границы обсуждаемых тем и прочее.
По виду мотивации
Каждый удовлетворяет определённую потребность, исполняя какую-то обязанность, функцию. Допустим, родитель заботится о жизни и здоровье малыша из чувств любви и желания обеспечить безопасность своему чаду для продолжения своего рода, чтобы ощущать, что он хороший отец.
А вот на посту начальника он преследует совсем другие цели – желание выиграть конкуренцию с другими компаниями и завоевать потребителей. Выполнить поставленные перед ним задачи или вообще, просто трудиться на благое дело.
Содержание
Типы ролевых конфликтов
Межролевой
Он происходит по причине того, что одному человеку приходится выполнять одновременно несколько функций. Они совершенно противоположны по смыслу и требованиям. Думаю, многим будет знакома ситуация, когда человек пытается совмещать построение успешной карьеры и создание счастливой семьи.
Невозможно везде успевать. Чтобы получить ожидаемые результаты в сфере бизнеса, необходимо проводить достаточно времени на работе, а не отдыхать с детьми и женой. И, соответственно, чтобы сохранить брак, нужно уделять достаточно внимания членам семьи, отчего его меньше будет рабочим нюансам.
И, разрываясь между двух огней, человек может изрядно себя измотать, и даже довести до нервного истощения и депрессии. Ведь, получая нагоняи от руководства или клиентов, личность параллельно выслушивает обвинения от супруги. Напряжение от постоянного выбора, в конце концов, даёт о себе знать, рушится здоровье или даже какая-то ценная сфера жизни.
Ситуационный
Возникает, когда человеку приходится соответствовать ожиданиям, к которым он по каким-либо причинам не в состоянии соответствовать. Чаще всего, потому что какие-то функции для него новые, либо же психологически он к ним не готов, нет опыта или осознания.
Допустим, в некоторых странах принято выдавать замуж несовершеннолетних девочек, которые порой ещё совсем дети. Так вот, они не в состоянии выполнять обязанности женщины по банальной причине – потому что ещё не завершился процесс созревания. Отчего, рожая детей, они не справляются с материнскими хлопотами и ответственностью, вплоть до того, что новорожденные умирают.
Также частые причины возникновения этого вида сложности – длительное время выполнения какой-то работы или нахождение в одних и тех же условиях. Вследствие этого формируется определённая привычка. Например, говорить громко дома и в общественном месте, потому, что человек трудился много лет на заводе, где очень шумно.
Внутриролевой
Когда наслаиваются совершенно разные понимания по отношению к одной и той же роли. Вот рождается в семье ребенок, и женщина становится матерью. В её понимании, хорошая мама заботится о малыше, то есть он здоров, накормлен и чистый.
А вот муж немного иначе себе представляет эту картинку, ему важно, чтоб дитё было послушным, хорошо училось и не баловалось. В то время как самому ребёнку нужно, чтобы мама просто обняла его и поиграла во что-то. И периодически в такой семье возникают скандалы. Представления у каждого разные, отчего и претензии у каждой стороны имеются.
Внутриличностный
Суть в том, что требования социума и представления о себе и собственной личности совершенно не совпадают. Человеку приходится находиться в тревожно-напряженном состоянии выбора, то ли остаться верным собственным убеждениям, то ли согласиться соответствовать ожиданиям других. Выбор на самом деле сложный, особенно, если от него зависит, будут ли удовлетворены потребности.
Адвокат, попадая в престижную компанию, где может продвинуться по карьерной лестнице и достичь высот, о которых мечтал, узнаёт, что обязан подделывать документы и совершать прочие махинации, защищая преступников, иначе ему грозит увольнение. И как быть, если он с детства мечтал стать адвокатом, чтобы бороться за справедливость? Да и вырос достаточно честным и искренним человеком?
Вот в этот момент и назревает внутренний дискомфорт, тревога. Потому что сложно предать себя, но и сложно отказаться от своих желаний и мечтаний.
Ролевые конфликты бывают межролевыми и внутриролевыми. Вышеприведенные примеры относятся преимущественно к межролевым конфликтам. Внутриролевые связаны с разными ожиданиями от данной роли. Например, воспитатель в детском саду. Дети ожидают от нее веселых игр. А начальство, что воспитатель будет более-менее строгим с детьми, чтобы они слишком не распоясывались. Таким образом возникает внутриролевое противоречие.
Остальной материал по этой теме выходит далеко за рамки школьного курса, поэтому не будем нагружать вас лишний раз.
Понравилась статья? Поставьте лайк, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Вступайте в нашу группу Вконтакте.
Поделиться в соц. сетях
Что делать?
1. Прежде всего, важно научиться нести ответственность за свои решения, как и принимать их.
Пускать на самотёк ситуацию – отказаться от возможности управлять своей жизнью.
А делать выборы и принимать решения следует каждый день, так что выход из зоны комфорта неминуем.
Допустим, как порой бывает, мужчина женится и приводит в родительский дом женщину, которая его отцу или матери категорически не нравится. Они высказывают своё недовольство касательно её умения готовить. Отчего несчастный становится заложником ситуации, то защищая любимую, то впоследствии «срываясь» на ней.
Единственным выходом будет – уход из дома на вольные хлеба, чтобы распоряжаться своей жизнью свободно. Только вот придётся выложиться, найти дополнительный источник заработка, откладывать деньги, и даже в чём-то начать себе отказывать.
2. Расправиться порой с конфликтом можно только «разрушив» ситуацию, которая его создала. То есть, если это конечно возможно, уйти из какой-то группы, покинуть или изменить окружение. Это кардинальный метод, но, в некоторых случаях, единственный вариант, особенно, если личность приняла решение изменить качество жизни, улучшив её.
3. Также можно попробовать изменить ожидания, как личные, так и партнёров, группы. Сделать это не просто, поэтому эта статья будет вам в помощь.
4. Займитесь творчеством, даже если не умеете рисовать или писать стихи. Давать выход накопившимся эмоциям очень важно, иначе есть риск того, что возникнут какие-либо психосоматические заболевания, вплоть до депрессии и апатии.
Также немаловажно заниматься спортом. Бег или йога отлично восстанавливают душевное равновесие, помогая определиться с выбором и найти решение проблемам. Можете посмотреть статью про медитацию, чтобы практиковать самостоятельно в удобное время.
Механизмы психологической защиты при столкновениях ожиданий
Ролевой конфликт приносит человеку дискомфорт, ведь любое вмешательство в его внутренний мир расценивается как посягательство на безопасность и признание личности. Поэтому во время таких столкновений срабатывают защитные механизмы психики, помогающие субъекту сохранить внутреннюю гармонию.
Социальная психология.
16. Ролевые конфликты.
Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.
В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. Кмеж-ролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей, и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо различные роли предъявляют ему несовместимые требования. В исследованиях межролевого конфликта следует выделить работу американского социального психолога У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности». Он называет ролевой напряженностью состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает способы снятия этой напряженности. Для этого надо освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от значимости данной роли для индивида.
Когда речь идет о межролевых конфликтах, в качестве примера чаще всего приводится маргинальная личность.
Анализ внутриролевого конфликта выявляет противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами.
Классическим в данной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей. Результаты исследования показали противоречивость ожиданий требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа.
Ролевые конфликты, по мнению исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов. Одна из таких концепций – теория ролевой напряженности У. Гуда.
Сходный подход можно обнаружить и в работах Н. Гросса, У. Мэйсона. Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов.
Первая связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя.
Вторая группа включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли.
К третьей группе факторов авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию.
Исходя из анализа этих факторов можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли.