внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие

Внутренний контроль и внутренний аудит

Внутренний контроль и внутренний аудит

Внутренний контроль и внутренний аудит в российских экономических субъектах являются важнейшими компонентами их систем корпоративного управления. Поэтому основными целями внутренних контролеров и внутренних аудиторов является содействие органам управления:

Законодательной и нормативной базой, в соответствии с которой происходит создание и работа систем внутреннего контроля и служб внутреннего аудита, является ФЗ от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (статья 19 «Внутренний контроль»), который предусматривает следующее:

Основные пути реализации требований этого закона изложены в «Информации Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». В соответствии с этим документом к субъектам внутреннего контроля в экономических субъектах относятся:

Минфином России определены возможные функции вышеперечисленных субъектов внутреннего контроля. Для государственных корпораций и компаний с государственным участием эти функции уточнены соответствующими приказами Росимущества.

Требования к знаниям, умениям, трудовым функциям и трудовым действия внутренних контролеров и внутренних аудиторов определены профессиональным стандартами «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» и «Внутренний аудитор», утвержденными Минтрудом России.

Профессия «Внутренний контролер» включена этим министерством в перечень наиболее востребованных профессий в российской экономике.

В настоящее время НП НОВАК в соответствии с Трудовым кодексом РФ и решениями Национального совета при Президенте РФ по развитию профессиональных квалификаций осуществляет независимую оценку специалистов на соответствие требованиям вышеуказанных профессиональных стандартов, а также проводит по согласованию с Росстандартом сертификацию внутренних контролеров и аудиторов.

В КУМЦ АПР Вы сможете получить знания, необходимые для получения независимой оценки квалификаций профессиональному стандарту «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» (Федеральный Закон от 03.07.2016 №238-ФЗ), применительно к следующим квалификациям:

Кроме этого, вы сможете пройти добровольную сертификацию профессиональной квалификации работников (№РОСС RU.И1503.04ИЕТ0) по направлениям «Внутренний аудитор» и «Внутренний контролер».

Наравне с национальными мы предлагаем международные квалификации ИСФМ, вызывающие солидный интерес у специалистов:«Профессиональный внутренний аудитор» (PIA) и «Сертифицированный профессиональный внутренний аудитор» (CPIA).

Также в нашем учебном центре можно найти множество программ повышения квалификации для специалистов в области внутреннего контроля, внутреннего аудита и риск-ориентированного комплексного планирования.

Источник

Разница между внутренним аудитом и внутренним контролем

В государственных организациях, а также в некоторых частных фирмах в силу требований закона должны проводиться такие мероприятия, как внутренний аудит и внутренний контроль. Что они представляют собой?

Что такое внутренний контроль?

Рассмотрим для начала специфику внутреннего контроля в госструктурах. Затем изучим его особенности в частных фирмах.

Можно отметить, что процедура, о которой идет речь, в государственных организациях официально именуется «внутренним финансовым контролем». То есть предметом проверок становятся хозяйственные операции учреждения, связанные в основном с расходованием бюджетных средств.

Внутренний контроль в государственных организациях обязателен. Необходимость его проведения законодательно закреплена в положениях Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний контроль в государственных организациях — это процедура, которую должен осуществлять главный распорядитель бюджетных средств. То есть центральный аппарат того или иного ведомства, работающий на федеральном уровне, в Москве. Внутренний контроль в трактовке российского законодателя — это проверка деятельности бюджетного учреждения на предмет:

Кроме того, внутренний контроль в государственных организациях предполагает разработку главным распорядителем мер, направленных на повышение качества управления финансами в подведомственных государственных организациях.

Каковы особенности внутреннего контроля в частных фирмах? Прежде всего, стоит сказать о том, что в общем случае данные организации проводят подобную процедуру добровольно. Есть только отдельные категории частных фирм, которые обязательно должны осуществлять внутренний контроль — равно как и аудит.

В числе негосударственных компаний, которым следует по закону проводить рассматриваемые мероприятия, — корпорации, организующие торги на фондовых биржах. Данные фирмы обязаны проводить внутренний и внешний контроль в соответствии с положениями ФЗ № 325 от 21.11.2011 года.

Под внутренним контролем в трейдинговых фирмах законодатель понимает проверки, которые направлены на оценку соответствия деятельности биржи или торговой системы требованиям законодательства, а также положениям учредительных документов. Для проведения соответствующей процедуры финансовая компания должна назначить контролера либо учредить специализированное структурное подразделение.

Безусловно, понимание внутреннего контроля в тех частных фирмах, в которых его проведение необязательно, может отличаться от трактовки, которой следует придерживаться трейдинговым компаниям.

внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие. Смотреть фото внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие. Смотреть картинку внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие. Картинка про внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие. Фото внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие

Что такое внутренний аудит?

Внутренний аудит, как и контроль, является обязательной процедурой для государственных учреждений. Его сущность также отражена в положениях ст. 160.2-1 БК РФ. В данном источнике права указано, что внутренний аудит представляет собой:

В частных фирмах, как мы отметили выше, внутренний аудит в общем случае необязателен. Но те же трейдинговые компании (в соответствии с ФЗ № 325) должны его проводить. Правда, в данном федеральном законе не раскрывается сущность внутреннего аудита. Указано только, что для его проведения финансовая компания, по аналогии с организацией контроля, должна назначить внутреннего аудитора либо учредить отдельное специализированное структурное подразделение.

Но если исходить из правовой аналогии с положениями БК РФ, то допустимо предположить, что внутренний аудит в частных компаниях, как и в государственных, может представлять собой проверки, направленные на оценку надежности внутреннего контроля, достоверности отчетности и качества учета, а также выработку рекомендаций и предложений в области финансовой политики трейдинговой компании.

Сравнение

Очевидно, что внутренний контроль и внутренний аудит как в государственных организациях, так и в частных компаниях — это процедуры, которые дополняют друг друга. Но есть принципиальное отличие внутреннего аудита от внутреннего контроля. Первая процедура направлена на обнаружение ошибок в хозяйственных операциях, в составлении отчетных и иных документов. В свою очередь, внутренний аудит — это, прежде всего, оценка серьезности обнаруженных ошибок и выработка рекомендаций по их устранению. Кроме того, внутренний аудит позволяет также проанализировать эффективность контроля.

Определив то, в чем разница между внутренним аудитом и внутренним контролем, отобразим основные ее критерии в небольшой таблице.

Источник

Внутренний контроль и внутренний аудит в организации: разграничение компетенции

«Аудиторские ведомости», 2007, N 1

В статье раскрываются понятия внутреннего контроля и внутреннего аудита, показывается их сходство и различие в рамках функционирования в одной организации. Приводятся основные задачи, функции, принципы организации соответствующих служб.

Как показывает анализ опыта использования терминов «внутренний контроль» и «внутренний аудит» в хозяйственной практике, отличия между этими явлениями обусловлены их местом и функциями в структуре организации системы внутреннего контроля. Так сложилось, что вопросы внутрифирменного управления решает сама организация, законодательно они не регламентируются. Поэтому централизованное нормативное регулирование внутреннего контроля и внутреннего аудита отсутствует и каждая организация вправе самостоятельно определять состав и цели субъектов системы внутреннего контроля. Исключением из этого правила в российской хозяйственной практике является только деятельность банков, для которых вопросы внутреннего контроля и внутреннего аудита регламентированы достаточно четко (см. Положение об организации внутреннего аудита в Центральном банке Российской Федерации, утвержденное Приказом Банка России от 31.03.1997 N 02-140, с изменениями от 20.12.1999, 25.12.2002, и Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, утвержденное Приказом Банка России от 16.12.2003 N 242-П).

Для эффективной работы системы контроля в организации необходимо разграничивать компетенцию входящих в систему внутреннего контроля подразделений, непосредственно осуществляющих разработку, утверждение, применение процедур контроля и оценивающих систему внутреннего контроля. В утвержденных регламентах и положениях для каждого контролирующего подразделения организации (субъекта контроля) должны быть определены области полномочий, ответственности, взаимодействия с другими контрольными подразделениями, перечень, периодичность и порядок осуществления процедур контроля.

Проанализировав российский и международный опыт внедрения и мониторинга систем внутреннего контроля, можно предложить следующее разграничение компетенции субъектов внутреннего контроля (см. таблицу).

Совет директоров ответствен за общее состояние бизнеса, в том числе контроля в организации и утверждение политики контроля.

Руководство и специальные подразделения контроля ответственны за разработку и утверждение контрольных процедур и осуществление ежедневного мониторинга их работоспособности и эффективности. За построение эффективной системы внутреннего контроля в организации полностью ответственно руководство организации.

Рассмотрим более подробно основные цели существования и взаимодействия в рамках организации подразделений внутреннего контроля и внутреннего аудита.

Система внутреннего контроля

Процесс организации и поддержания системы внутреннего контроля может осуществляться как самим руководством компании (в небольших организациях), так и специально создаваемыми для этих целей подразделениями внутреннего контроля. Создание специальных подразделений системы внутреннего контроля целесообразно для координации построения эффективной системы риск-ориентированного внутреннего контроля в крупных организациях, со сложной оргструктурой, где бизнес-процессы проходят через несколько функциональных подразделений. На малых предприятиях с небольшим финансовым и кадровым потенциалом, задачи по организации и поддержанию системы внутреннего контроля обычно распределяются между функциональными руководителями при координации этого процесса генеральным директором, как правило, являющимся и собственником малого предприятия.

Специально создаваемая в организации СВК подчиняется как административно, так и функционально генеральному директору компании. Условия трудового соглашения с руководителем СВК, а также решения о поощрениях и наказаниях работников данного подразделения, структуре и бюджете СВК, как и любого другого функционального подразделения организации, утверждаются генеральным директором. В соответствии с установленным в компании порядком цели и задачи СВК, подотчетность службы, ее компетенция и полномочия, а также требования к профессиональной квалификации сотрудников службы утверждаются генеральным директором в положении о службе внутреннего контроля.

К основным задачам СВК относятся:

Подразделение внутреннего аудита

Определение внутреннего аудита достаточно часто встречается в российских и зарубежных изданиях. Так, Международным институтом внутренних аудиторов на основании изучения опыта западных компаний внутренний аудит характеризуется как деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий акционерам и консультаций менеджменту, направленных на совершенствование деятельности организации.

Возникает вопрос, зачем акционерам компании нужны внутренний аудит и объективные гарантии, если, во-первых, менеджмент сам (или через специальные контрольные подразделения) контролирует все процессы и способен отчитываться перед акционерами по указанным вопросам, а во-вторых, существует внешний аудит. Однако, как показывает практика, внутренний аудит объективно необходим.

Заметим, что решение о необходимости внутреннего аудита не должно определяться тем, есть ли у компании внешний аудитор, поскольку внешний и внутренний аудит выполняют разные функции.

Во-первых, внешний аудит традиционно занимается подтверждением достоверности финансовой отчетности компании и фокусируется на операциях и событиях, способных оказать существенное воздействие на финансовую отчетность компании. Внутренний аудит направлен прежде всего на оценку существующих в компании систем контроля и управления рисками и фокусируется на операциях и событиях, препятствующих эффективному достижению компанией поставленных целей.

В-третьих, внешний аудит в рамках оказания аудиторских услуг не дает оценку экономической обоснованности управленческих решений и эффективности деятельности подразделений компании, что обычно является одной из задач аудита внутреннего. Эффективный внутренний аудит может снизить затраты компании на внешний аудит: если внешний аудитор будет иметь возможность полагаться на результаты работы внутреннего аудита, это, не отменяя необходимости внешнего аудита для компании, сократит объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором.

К основным задачам СВА относятся:

В рамках организации СВА подчиняется непосредственно генеральному директору компании. Данное подчинение рассматривается исключительно в административном аспекте и не должно влиять на независимость и объективность внутренних аудиторов в процессе их деятельности. Функциональное руководство деятельностью внутреннего аудитора осуществляет совет директоров компании. Таким образом, с целью обеспечения максимальной независимости внутреннего аудита от руководства организации руководитель СВА, несмотря на административное подчинение генеральному директору, подотчетен совету директоров. С этой же целью условия трудового соглашения с руководителем СВА, решения о поощрениях и наказаниях работников данного подразделения, о структуре и бюджете службы утверждаются советом директоров по рекомендации комитета по аудиту, а не руководством компании. Подотчетность внутреннего аудита акционерам ни в коем случае не означает полное игнорирование внутренним аудитором менеджмента, с которым в обязательном порядке обсуждаются результаты проверок внутреннего аудита для принятия мер по улучшению ситуации в организации.

Кроме задач СВА в положении о внутреннем аудите определяются обязанности руководителя службы по периодической отчетности перед советом директоров (комитетом по аудиту). Отчетность внутреннего аудита включает:

Деятельность СВА осуществляется на основании квартальных планов, разрабатываемых руководителем этого подразделения с учетом мнения исполнительного руководства и утверждаемых советом директоров.

Кроме положения о внутреннем аудите желательно разработать руководство службы внутреннего аудита, освещающее вопросы организации работы внутреннего аудита, вопросы взаимодействия с другими подразделениями организации и содержащее типовые формы и методики проведения внутренних аудитов. Однако следует помнить, что внутренний аудит не является универсальным решением всех проблем организации. Так, внутренний аудит не может детально аудировать каждый бизнес-процесс компании ежегодно, но может оптимизировать выбор проверяемых бизнес-процессов на основе системного подхода к оценке рисков. Кроме того, внутренний аудит не должен разрабатывать процедуры для подразделений организации, поскольку это отрицательно влияет на его независимость, но он может анализировать процедуры, разработанные другими подразделениями (например, СВК), с целью оценки их эффективности в рамках системы внутреннего контроля организации, предлагая пути их оптимизации.

Поскольку внутренний аудит призван оценивать систему внутреннего контроля, представляется логичной классификация внутреннего аудита в соответствии с целями внутреннего контроля на следующие виды:

Источник

Внутренний контроль. Внешний. Финансовый. Государственный. Как не запутаться?

внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие. Смотреть фото внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие. Смотреть картинку внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие. Картинка про внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие. Фото внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие
VitalikRadko / Depositphotos.com

Деятельность организаций бюджетной сферы находится под постоянным пристальным контролем со стороны различных органов и служб. И это неудивительно, ведь обязанность государства – следить за использованием казенного имущества и расходованием бюджетных средств. Часть этой ответственности возложена и на сами учреждения.

Итак, существуют несколько видов контроля:

Конечно, многих такое «обилие» видов контроля пугает. Потому что неясно, какой из них должно осуществлять само учреждение, а какой – функция контролирующих органов? В чем отличие, например, внутреннего контроля от ВФК, а ВФК от ВФА? Одинаковы ли «контрольные» обязанности у казенных, бюджетных и автономных учреждений? Забегая наперед скажем, что все не так страшно. Давайте разбираться.

Осуществляют казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Проводить его обязывает ст.19 Закона № 402-ФЗ о бухгалтерском учете, причем буквально одной строкой: учреждение обязано организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. И здесь для бюджетных и автономных учреждений хорошая новость: на этом все требования по внутреннему контролю для АУ и БУ заканчиваются! Как именно будет организован внутренний контроль в учреждении, кто, когда, как и что именно будет проверять, решает уже само учреждение и закрепляет это в локальном акте.

Внутренний ФИНАНСОВЫЙ контроль (ВФК)

Осуществляют участники бюджетного процесса, в том числе органы власти, органы местного самоуправления и казенные учреждения. Бюджетные и автономные учреждения – получатели субсидий участниками бюджетного процесса не являются, а потому мероприятия внутреннего ФИНАНСОВОГО контроля не проводят.

Об обязательности осуществления ВФК с 2019 года говорится в ст. 160-2.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Этот вид внутреннего контроля одним из элементов, своего рода дополнением к внутреннему контролю по Закону № 402-ФЗ.

Что же отличает ВФК от «просто» внутреннего контроля, ну, кроме наличия в формулировке слова «финансовый»? Что должны делать казенные учреждения в рамках ВФК, чего не требуется от АУ и БУ? А дело в том, что казенные учреждения как участники бюджетного процесса наделены рядом бюджетных полномочий, в частности:

И внутренний ФИНАНСОВЫЙ контроль в казенном учреждении – это действия в целях оценки качества исполнения именно бюджетных полномочий. Эти контрольные процедуры – часть каждого бюджетного полномочия КУ.

Начиная с 2020 года порядок осуществления внутреннего финансового контроля не регулируется специальными нормативными правовыми актами. Определить порядок осуществления ВФК с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий КУ нужно самостоятельно. Но если в вопросах, не связанных с исполнением бюджетных полномочий (например, использование имущества, списание ГСМ, работа с подотчетными лицами и т.д), казенное учреждение, так же, как и АУ/БУ может организовать внутренний контроль на свое усмотрение, то в части внутреннего ФИНАНСОВОГО контроля бюджетных полномочий «простор для творчества» все же ограничен положениями БК РФ и федеральными стандартами внутреннего финансового АУДИТА.

Внутренний финансовый аудит (ВФА)

Насколько качественно в казенном учреждении организован внутренний финансовый контроль, призван оценить внутренний финансовый АУДИТ. Поэтому Стандарты ВФА – основа для организации не только аудита, но и внутреннего финансового контроля.3. Внутренний финансовый аудит (ВФА)

На бюджетные и автономные учреждения обязанность по осуществлению внутреннего финансового аудита не распространяется, поскольку они, повторимся, не являются участниками бюджетного процесса. А вот добровольно организовать у себя ВФА бюджетные/ автономные учреждения вполне могут.

Максимум важной и полезной информации, ответы на множество вопросов по различным видам контроля – в специальной Памятке для специалиста по финконтролю и аудиту в бюджетной сфере. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Важно понимать, что ВФА – это не контроль одного уровня над другим. Это своеобразное продолжение, следующая ступень внутреннего финансового контроля. Задача ВФА – сделать внутренний финансовый контроль максимально эффективным. Для этого аудиторы казенного учреждения оценивают, как работает ВФК в учреждении, есть ли какие-то слабые места, насколько такая система ВФК обеспечивает качественное исполнение бюджетных полномочий, достоверность бюджетной отчетности, эффективность использования бюджетных средств. Информацию обо всем этом аудиторы должны представить руководителю учреждения вместе с предложениями по повышению качества ВФК.

Он как раз представляет собой схему межуровневого контроля. Это контроль органа-учредителя в отношении подведомственных учреждений – и казенных, и бюджетных, и автономных. Проверять, как учреждения расходуют выделеные им средства (ЛБО и субсидии), как используется закрепленное за ними имущество, каково состояние финансово-хозяйственной деятельности учреждений и т.д. учредителя обязывают положения:

Непосредственно ведомственные проверки проводят контрольно-ревизионные отделы органа-учредителя либо специальные органы/ управления, например, в структуре местной администрации. Порядок осуществления ведомственного контроля определяют нормативные акты самих ведомств.

Внутренний ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ финансовый контроль

Добавляя к уже знакомому нам понятию внутреннего финансового контроля слово «государственный» или «муниципальный», получаем финансовый надзор на уровне соответственно субъекта РФ или муниципального образования. На федеральном уровне внутренний государственный/ муниципальный контроль осуществляет Казначейство, а на региональном и местном – органы государственного/ муниципального финконтроля субъектов РФ и муниципальных образований, например, департамент финансово-бюджетного надзора. Эти контролирующие структуры созданы внутри системы органов власти, потому и контроль – внутренний.

Внутренний государственный/ муниципальный контроль – это прежде всего проверка законности расходования бюджетных средств и целевого их использования. Но это не значит, что в рамках внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля проверяют только получателей бюджетных средств – казенные учреждения. Объектами этого вида контроля являются все типы учреждений.

Необходимость проведения такого контроля установлена п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса. С 1 июля 2020 года органы внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля должны осуществлять проверочные мероприятия в соответствии с федеральными стандартами. Учреждения в своей деятельности этими стандартами не руководствуются. Однако же учреждения могут и должны знать о своих правах и обязанностях при проведении контрольных мероприятий – они прописаны в Стандарте. Как и порядок обжалования результатов проверки, действий или бездействия контрольного органа – по этим вопросам есть специальный Стандарт.

Поднимается еще на ступень выше. Здесь – ВНЕШНИЙ государственный/ муниципальный финансовый контроль. Почему внешний? Потому что его осуществляют органы, созданные вне системы органов власти, – Счетная палата на федеральном уровне и контрольно-счетные органы (КСП) – на уровне регионов и муниципальных образований.

ВНЕШНИЙ государственный/ муниципальный финансовый контроль

Такой вид контроля установлен п. 2 ст. 265 Бюджетного кодекса. В рамках внешнего контроля проверять могут любые учреждения. Например, при обязательной внешней проверке годового отчета ГРБСа могут быть выборочно проверены АУ и БУ – получатели целевых субсидий или средств МБТ, предоставленных ГРБСу и затем распределенных учреждениям.

Источник

Отличительные черты внутреннего и внешнего аудита

Внутренний и внешний аудит — две стороны одной медали. И медаль эта — компания. Аудит проводят специалисты разного уровня и разного подчинения. Но все они призваны найти в компании слабые места и тех, кто использовал их ради собственной выгоды, а также определить остальные участки, которые можно оптимизировать. Часто результаты работы внутреннего аудита используют для проведения внешнего аудита. В этом материале собраны различия внешнего и внутреннего аудита.

Что такое внутренний аудит

Внутренний аудит — это вид независимой оценки работы компании или ее составляющих. Результаты внутреннего аудита помогают руководству увидеть эффективность работы менеджмента по определенным показателям. Также позволяют проверить достоверность финансовой отчетности, качество и соблюдение порядка ведения бухучета, сохранность активов, недоработки по документообороту, соблюдение буквы закона при выполнении операций и любую другую деятельность департаментов или функционирование системы компании по заказу руководства.

Внутренний аудит проводят сами сотрудники предприятия. В это подразделение должны входить специалисты, не имеющие отношения к бухучету или любому другому проверяемому направлению. Иначе это противоречит принципу незаинтересованности. Интересно, что принцип независимости для отдела внутреннего аудита носит внешний характер, поскольку проверяющие все же находятся в подчинении у руководства компании.

Департамент внутреннего аудита может существовать в компании отдельной единицей на постоянной основе или работать в формате комиссии. Приоритеты работы этого отдела определяет руководство компании.

Преимущества внутреннего аудита состоят в том, что его проводят сотрудники компании, которые погружены в ее процессы и хорошо ориентируются в них. Они заинтересованы в обнаружении ошибок и недоработок, а их заключения могут влиять на управленческие решения и процессы в компании для улучшения результатов.

Недостатки внутреннего аудита заключаются в том, что сотрудники фирмы работают на определенном участке и не могут дать объективную оценку при проверке. Чаще всего проведение внутреннего аудита связано с передачей материальной ответственности, поиском схем мошенничества, обнаружением или предотвращением хищений, повышением эффективности работы определенного участка компании.
Услугами службы внутреннего аудита пользуются открытые акционерные общества с филиалами и структурными подразделениями, холдинги с несколькими юридическими лицами, региональные компании, а также фирмы, ведущие отчетность по МСФО.

внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие. Смотреть фото внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие. Смотреть картинку внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие. Картинка про внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие. Фото внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие

Что такое внешний аудит

Внешний аудит — это независимая оценка работы компании. Ее проводят специалисты аудиторской фирмы. Специалистов, которые проводят внешний аудит в компании, не должны связывать никакие родственные связи с руководством проверяемой компании, должности в ней или другие обязательства, кроме указанных в договоре на проверку. Его проводят по требованию собственников и акционеров компании, а также согласно законам.

Внешний аудит проводят:

Процесс проведения внешнего аудита тщательно планируется, его ход и участки работы прописывают в договоре с компанией-клиентом. Сам коллектив уведомляют о грядущей проверке и знакомят с ее целью. Конечным результатом работы внешнего аудита выступает аудиторское заключение в письменной форме. Оно содержит полные данные об аудиторе, сроке проверки, ее объекте и результатах. Эти данные могут использоваться для управленческих решений в дальнейшем.

Преимущества внешнего аудита заключаются в том, что специалисты, которые его выполняют, независимы от руководства компании и работают в интересах заказчика. Они предоставляют оценку состояния компании, дают “взгляд со стороны” и могут также, кроме проверки документов, провести опрос сотрудников, анкетирование, проверить рабочие процессы на местах.

Недостатки внешнего аудита кроются в трактовке обнаруженных ошибок и несоответствий в документах и отчетах. Так сказано в исследовании, опубликованном в журнале The Accounting Review сотрудниками факультета EY Эрин Гамильтон и Джейсоном Смитом из Университета Невады, Лас-Вегас.
«Фундаментальное различие между ошибкой в ​​бухгалтерском учете и мошенничеством заключается в намерении, лежащем в основе искажения, поэтому, если менеджеры совершают мошенничество способами, которые кажутся непреднамеренными, аудиторы могут ошибочно полагать, что полученные искажения являются невинными ошибками, а не попытками мошенничества», — говорит Смит.
Интересно, что в 2-х проведенных исследователями экспериментах выяснилось, что менеджеры склоняются чаще опускать расходы, чем завышать доходы компании.

Отличительные черты внутреннего и внешнего аудита

В фокусе внимания внутреннего и внешнего аудита находится компания и ее функционирование. Их отличают между собой специалисты, которые проводят аудит, а также заказчики, частота и тип проведения этих работ.
Список отличительных черт внутреннего и внешнего аудита представлен в сравнительной таблице.

Таблица. Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита

ХарактеристикаВнутренний аудитВнешний аудит
Вид работПодготовка информационных материалов о состоянии подразделения или процесса на предприятииПодготовка соответствующих заключений о достоверности данных, соблюдении требований законодательства, анализ деятельности
ИсполнителиСотрудники предприятияСпециалисты независимой организации
Специальные требования к исполнителямОтсутствуютНаличие квалификационного аттестата (для аудитора). Членство в саморегулируемой организации аудиторов (для аудиторской организации)
Объект аудитаЛюбой процесс, функциональное направление или система деятельности в организацииФинансовая отчетность организации, другие объекты по запросу заказчика
Цель работОценка эффективности, экономичности и соответствия законодательствуОценка достоверности финансовой отчетности организации, контроль соблюдения законодательства, поиск возможностей оптимизации ресурсов
Нормативная базаВнутренние документы компанииЗаконодательные акты и международные стандарты
Оплата услугПо должностному окладуНа основании договора
Срок выполненияНепрерывно, по запросу1 раз в год или чаще, по запросу
Влияние на организациюВысокое. Есть возможность внести корректировки в принятые управленческие решения ради повышения эффективностиНизкое, поскольку проверяют результаты принятых управленческих решений
Уровень независимостиНизкий. Подчиняется руководству предприятияВысокий. Осуществляют деятельность на договорной основе
Пользователи заключенийРуководство предприятияАкционеры, инвесторы, налоговые службы, банки, бизнес-партнеры, органы власти

Внешнему аудитору важно защищать интересы клиентов компании. Внутреннему — интересы самой компании. Второй будет более ценным специалистом, поскольку работает на своей территории и сканирует компанию на наличие ошибок, “пробоин” и мошенничеств. Если вы хотите расширить карьерные перспективы и научиться эффективно работать в качестве специалиста по непрерывному улучшению процессов компании, то вам подойдут курсы по внутреннему аудиту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *