внимание ребенка в раннем возрасте характеризуется тем что
Внимание ребенка в раннем возрасте характеризуется тем что
Укажем особенности развития внимания в младенчестве:
— первоначально выступает как реакция сосредоточения;
— сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними;
— сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему;
— появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.
§ 3. Развитие внимания в раннем детстве
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание.
В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.
При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого.
Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания.
Вопросы
Одна из первых эмоций, которая появляется в жизни младенца — это:
Кризис первого года жизни связан с несколькими образованиями. Среди них лишнее:
а) первые акты протеста
г) эмоциональная привязанность к матери
Ведущая деятельность в раннем возрасте:
а) непосредственно эмоциональное общение
б) сюжетно-ролевая игра
в) предметно-манипулятивная деятельность
г) учебная деятельность
В раннем возрасте реализуется общение:
Главная задача развития детей раннего возраста:
а) развитие ощущений
б) развитие восприятия
в) развитие мышления
г) развитие воображения
Главная черта социальной ситуации развития в раннем детстве:
а) рост влияния сверстников
б) ситуация слитности с матерью, ситуация «Мы»
в) связанность ребенка с конкретной ситуацией
г) пассивное отношение к окружающему миру
К основным достижениям в развитии психики ребенка раннего возрасте не относится:
а) овладение предметной деятельностью
в) освоение сенсорных эталонов
Для раннего возраста характерна ситуация:
а) ребенок — предмет
б) ребенок — взрослый — предмет
в) ребенок — взрослый
г) взрослый — предмет
Ведущей функцией в раннем возрасте выступает:
Внимание ребенка в раннем возрасте характеризуется тем, что:
а) складываются элементы произвольности в управлении вниманием
б) слабо концентрировано, неустойчиво
в) выступает как реакция сосредоточения
г) появляются элементы послепроизвольного внимания
Для развития речи в раннем возрасте характерно:
а) установление связи между названием предмета и самим предметом
б) возникновение описательной речи
в) потеря ситуативности
г) возникновение предпосылок для освоения грамоты
Особенности развития внимания детей дошкольного возраста
Шелтыганова Екатерина Вадимовна
Особенности развития внимания детей дошкольного возраста
«Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных обьектов» [ Эльконин 1989].
Традиционно внимание не рассматривается как самостоятельный психический процесс, как, например, восприятие или мышление, но при этом, по мнению, Д. Б. Эльконина, оно является неотъемлемой частью всех познавательных процессов и «при этом той их стороной, B какой внимание играет существенную роль в деятельности, которая направлена на объект»[ Эльконин 1989]. Все познавательные процессы, в том числе и внимание, определяют целостность деятельности и образа.
Невозможно быть внимательным постоянно, внимание вообще проявляется B обусловленных,определенных психических процессах: когда ребенок старается разглядеть предмет, принюхивается, решает задачи, прислушивается, сочиняет текст, т. е. когда повышается его познавательная активность B процессе восприятия и отражения окружающей его действительности. «Внимание — это, прежде всего, подвижная часть прохождения познавательной деятельности, оно формулирует важнейшие взаимоотношения психической деятельности с конкретным объектом»
Традицонно выделяется три вида внимания, B зависимости от того, что
является причиной его возникновения. Рассмотрим их более подробно.
1. Первичное (непроизвольное) внимание подразумевает под собой такой вид внимания, при котором отсутствуют поставленная цель и волевые усилия.
внимания явлестя ориентировочный безусловный рефлекс» [Немов 1999].
Непроизвольное внимание преобладает у детей в младенческом и раннем возрасте, а также в дошкольном детстве. Из довольно просто отвлечь, если представить игрушку, красочную погремушку, новую игру или мультфильм.
Если ребенок дошкольного возраста интересуется чем-либо
(мультфильмом, компьютерной игрой, игрушками, то его внимание будут
привлекать и удерживать именно такие явления или предметы, которые
пробуждают в нем заинтересованность и такое внимание, не требует от ребенка
каких-либо усилий, оно притягивается самим объектом, его внутренним
содержанием, соответствующим устремленности, интересам ребенка. Когда
дошкольники слушают увлекательный рассказ, изготавливают интересную
поделку или занимаются собиранием конструктора или мозаики, у них
возникает вторичное непроизвольное внимание.
Для эффективного развития непроизвольного внимания можно
использовать познавательные интересы детей. Однако при этом, учителю не
следует стремиться к развлекательности на уроке,1 так как смешные рассказы,
шутки, игры или комические сценки на уроке могут отвлечь внимание
школьника от учебного материала. 1
Это такое внимание, которое управляется волевым усилием человека,
осознанием необходимости быть внимательным.
«Большая плотность переходов из одного вида внимания в другой
обуславливается особенностями высшей нервной деятельности».
У дошкольников с легкой или увеличенной возбудимостью внимание направлено на нужную деятельность или на тот объект, с каким ожидается деятельность. Для дошкольников каждого типа нервной системы свойственны циклические
колебания внимания. Эти «волны» внимания и отвлечения от главного занятия
встречаются тем чаще, чем младше дошкольник, чем меньше он проявляет
активность, чем больше продолжительность и монотонность работы» [Левитина 2016].
Произвольное внимание, как считала, Ф. Н. Гоноболина, относится к
высшим психическим функциям, присущим только человеку.
Психологический механизм возникновения внимания непосредственно
связан с постановкой разнообразных целей и деятельностью человека. Под
контролем произвольного внимания осуществляются: формирование цели,
подбор подходящей модели действий для ее реализации, коррекция
производимых действий и последующая оценка полученного результата.
Произвольный вид внимания возникает при решении человека
сознательно уделить внимание объекту и концентрироваться.
П. Я. Гальпериным была выдвинута теоретическая концепция внимания.
Основные тезисы данной концепции могут привести к следующему:
1) По своей функции внимание представляет собой контроль за
внутренним содержанием действия, его ориентировочной, исполнительской и
контрольной частями. Где контрольная часть определяется вниманием.
2) Внимание как определенный, автономный акт отличается только в тот
момент, когда действие становится как умственным, так и укороченным.
3) He каждый контроль надлежит разбирать как внимание. Контроль лишь
дает оценку действию, пока внимание содействует его совершенствованию.
4) Внимание проявляется одним из моментов ориентировочно-
исследовательской деятельности. Внимание выступает как психологическое
воздействие, которое обращается на внутреннее содержание мысли, иного
образа, феномена, который имеется в психике ребенка в настоящий момент
5) Произвольное внимание это — внимание, которое планомерно
выполняется, осуществляется по заранее составленному образцу или плану
6) Контроль во внимании исполняется посредством критерия, меры,
образца, что Дает вероятность сопоставления результатов действия и его
уточнения. [Немов 1999].
А. Н. Леонтьев утверждал, что процесс возрастного формирования
внимания — это совершенствование внимания на протяжении некоторого
времени, на которые воздействуют внешние раздражители. Примером таких
раздражителей являются окружающие вещи, предметы, некоторые слова, речь
старших. С первых дней жизни ребенка его внимание в большей степени
является управляемым с использованием со стороны взрослого слов-стимулов.
Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Слайд 1. Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Слайд 2. Необходимость.
Особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА М. А. Коен ГБДОУ детский сад №120 комбинированного вида Фрунзенского.
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е.
Особенности развития элементов произвольного внимания у дошкольников с ОВЗ Л. В. Кузнецова и Л. И. Переслени выделяют внимание, как базовый психический процесс, «питающий» все другие психические функции и виды деятельности.
Научные исследования особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте открывается многообразие окружающего мира, ребенок вступает в разнохарактерные взаимодействия, с различными сфера-ми.
Психологические особенности развития произвольного внимания младших школьников Период развития человека с 6–7 до 10–11 лет в отечественной науке принято называть младшим школьным возрастом (по периодизации Д. Б. Эльконина.
Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие.
Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста Возрастные особенности музыкального развития ребёнка. Дети 3-4 лет Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку.
«Развитие внимания в раннем и дошкольном возрасте»
Статья «Развитие внимания в раннем и дошкольном возрасте»
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание.
В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.
При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого.
Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания.
Выделим особенности развития внимания в раннем детстве:
— расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок;
— малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;
— под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;
Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.
Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:
— значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
— складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
— внимание становится опосредованным;
— появляются элементы послепроизвольного внимания.
Внимание ребенка в раннем возрасте характеризуется тем что
В раннем возрасте формируются все психические функции ребенка: внимание, память, познавательная сфера. Взаимосвязь между собой психических функций формируется в процессе деятельности, а также в результате общения и направляющей роли взрослого. Хорошо известно, что дети обучаются с момента рождения. Уже и вначале первого года жизни они учатся брать игрушку из рук взрослого, понимают названия отдельных предметов, действий, подражают звукосочетаниям, словам.
Все эти навыки формируются ни основе внимания, которое вызывает сосредоточение, необходимое для выполнения тех или иных действий. Однако далеко не всегда от детей можно получить необходимые ответные реакции. И, несмотря на то что, как писал Л.С. Выготский, ребенок в раннем возрасте «сенситивен во всем», он зачастую не реализует свой потенциал.
К тому же в исследованиях психологов отмечается, что произвольное внимание формируется лишь в дошкольном возрасте. Тогда каким же образом малыш за три года достигает необыкновенных успехов в своем развитии? Естественно, что причин для этого множество. Но нельзя отрицать, что для этого необходимо на наличие внимания, даже носящего непроизвольный характер.
Однако в практике воспитания и обучения детей раннего возраста часто не учитывается использование специальных приемов, вызывающих непроизвольное внимание, а тем более установление связей между ним и вниманием произвольным. Известно, что в настоящее время наблюдается большое количество детей дошкольного и школьного возраста с дефицитом внимания, поэтому так важно не упустить неповторимые возможности, характерные для детей раннего возраста, своевременно формируя развитие их психических функций.
Развитие внимания
Внимание — это направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте, при отвлечении от других. Физиологическая основа внимания — ориентировочный рефлекс «что такое?» как биологическая защитная реакция организма на воздействие окружающей среды (сильный звук, яркий свет).
Уже в первые три месяца на основе внимания у ребенка формируются зрительное и слуховое сосредоточение, слежение за двигающимся предметом, отыскивание источника звука. К 5-6 месяцу в результате общения со взрослым формируются зрительные и слуховые дифференцировки. Малыш узнает близких, прежде всего мать, голос, а затем и тон обращения. На основе развития непроизвольного внимания формируется ориентировочная деятельность.
Итак, внимание может носить непроизвольный характер, который преобладает у детей раннего возраста. Для практики воспитания детей необходимо знать и владеть приемами, вызывающими непроизвольное внимание. Естественно, что одна из ведущих мотиваций, способствующих возникновению внимания к объекту, — это интерес, в основе которого лежит ориентировочная реакция. Особенно важно не упустить период второго года жизни ребенка, когда сенсорное развитие занимает доминирующую роль и характерна особая чувствительность к речевому восприятию и речевому обучению.
В то же время это период овладения ходьбой и нахождения «во власти зрительных восприятий». Привлечь внимание ребенка к нужному объекту бывает очень нелегко. Поэтому, учитывая интересы малыша и идя в этом плане за ним, пользуясь его непроизвольным вниманием к тем или иным объектам, необходимо направлять их для его развития. Тем не менее, следует владеть приемами, вызывающими непроизвольное внимание к развивающим играм, занятиям, речевому обучению.
Итак, какие приемы воспитателя, объекты, обучающие игрушки, и изображения предметов способствуют привлечению непроизвольного внимания малыша?
Прежде всего, его привлекает новизна предмета. Если ребенку предлагается выбрать по слову взрослого, например, из двух картинок, одна из которых показывается впервые, он может дать неадекватную реакцию и показать не на ту, о которой говорит взрослый, а на вновь увиденную. Поэтому, прежде чем получить нужную реакцию, надо снять новизну, позволить малышу предварительно ознакомиться с новой картинкой. То же самое бывает и в том случае, когда предметы или их изображения различны по яркости: ребенок выберет из предлагаемого более яркие. В данном случае происходит конкуренция между зрительными и речеслуховыми раздражителями.
Внимание ребенка больше привлекает зрительное восприятие, нежели слово взрослого. Нужно также учитывать и эмоциональное отношение ребенка к данному предмету или изображению. Так, например, если полуторагодовалому мальчику предложить найти изображение из двух картинок, на одной из которой будет изображена машина, а на другой курочка, он, независимо от вопроса взрослого, покажет то, что его больше привлекает — машину.
Итак, в играх, направленных на развитие понимания и активной речи, очень важен правильный подбор предметов и их изображений. Внимание ребенка привлекают такие приемы, которые взрослый использует в речевых играх и занятиях, — это внезапность появления и исчезновения предметов. Большое значение имеет и роль двигательного анализатора, когда ребенок, знакомясь с предметом, не только его рассматривает, но и действует с ним.
Следует отметить, что внимание ребенка привлекают движущиеся предметы, их динамичность. Мы часто видим, что еще сидя в кроватке, ребенок выбрасывает игрушки и внимательно смотрит, как они падают на пол.
К сожалению, довольно часто приходится наблюдать, как скучно и неинтересно проходят речевые занятия с детьми. Показывается предмет, медленно и методично рассматриваются его части (глазки, носик). Дети, естественно, отвлекаются. Ребенка привлекает динамичность предмета, его действия — выразительные, эмоциональные, внезапно меняющиеся. Все вышеуказанные приемы вызывают и удерживают внимание ребенка. При этом его внимание вызывается и фиксируется словами взрослого «Кто там? Где тот-то? Сделай так-то», т.е. вкрапливаются элементы произвольного внимания.
Оно проявляется в деятельности ребенка и связано с его интересом: он взбегает в группе на горку, чтобы увидеть проезжающий за окном транспорт. Но уже на третьем году жизни детей элементы произвольного внимания проявляются не только в играх, организованных взрослыми («Чего не стало?», «Что лежит в мешочке?»), или угадывания на ощупь. Постепенно внимание начинает носить целенаправленный, устойчивый характер.
Объем воспринимаемых объектов в большой степени зависит от интереса, возможностей ребенка, а также от того, насколько воспринимаемые объекты попали в поле его зрения. Так, на первом году жизни — это 1-2 объекта, на втором — 2-3, на третьем — 4-6. Это игрушки и картинки для восприятия, называния, развивающие дидактические игрушки.
Устойчивость внимания — способность ребенка определенное время заниматься одним видом деятельности.
Свойства внимания
Эти важные свойства внимания, которые лежат в основе длительности тех или иных видов и занятий, определяются возрастными возможностями ребенка, а именно: чем младше ребенок, тем длительность его деятельности короче; эмоциональным отношением ребенка к той или иной деятельности, а также сложностью задания, которое определяется видом деятельности. Наиболее сложны задания, связанные с умением ребенка слушать рассказы, сказки, не подкрепленные наглядной ситуацией.
Участие различных анализаторов также определяет длительность игр и занятий, поэтому наиболее длительными могут быть музыкальные и физкультурные занятия, связанные с двигательной активностью и сменой видов деятельности. Менее длительные игры связаны с работой рук — продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), дидактические и строительные игры. Еще более короткие речевые занятия (показы картинок), а самые короткие — рассказывание без показа.
Концентрация внимания — степень сосредоточенности ребенка на определенном объекте. С одной стороны, переключение внимания может носить произвольный и непроизвольный характер. Чем меньше ребенок, тем менее длительная его продуктивная деятельность, тем чаще он отвлекается и переключается на другую деятельность.
С другой — бывают ситуации, когда ребенка нужно переключить на другую деятельность, отвлекая от прежней. Так, например, малыш долго сидит за столом и что-то делает. По всему видно, что он устал и его хорошо было бы переключить на другой вид деятельности, но нужно сделать так, чтобы он понял, почему его отвлекли от прежней работы и что он будет делать дальше. Часто взрослые не учитывают возможности малыша и требуют сделать что-то быстро, например, быстро идти мыть руки и кушать.
Ребенку нужно дать возможность спокойно закончить одну деятельность и дать приятную, интересную установку на другую. Показатели невнимательности малышей в играх и занятиях — низкая продуктивная деятельность и частые отвлечения. Нужно обязательно проанализировать, что мешает ребенку сосредоточиться, отвлекает его внимание, и самим создать необходимые условия, способствующие развитию его внимания.
Наиболее сложным свойством внимания является его распределение — способность ребенка удерживать внимание на определенном числе объектов (действий) одновременно. Это свойство формируется постепенно на протяжении дошкольного и школьного возраста. Для детей раннего возраста представляет большие трудности одновременно совершать несколько видов деятельности, например, в танце работать одновременно руками и ногами.
Сложности в речевых занятиях представляют для ребенка раннего возраста слышать вопрос взрослого, смотреть на изображение, отвечать на поставленные вопросы. Подобные задания малыш получает уже в 1 год 9 месяцев, когда ему предлагается из двух изображений выбрать нужное. Но если взрослый действует методом, изложенным выше, он получает в ответ адекватную реакцию ребенка. При этом разводится одновременное действие раздражителей разного типа — зрительного и слухового. И если ребенку показываются две картинки и дается вопрос «Где то-то?», он не слышит вопроса взрослого и показывает на изображение, которое в наибольшей степени привлекает его внимание.
Поэтому сначала снимается действие зрительных раздражителей. Взрослым молча показывается одна, далее другая картинка, затем обе прячутся, и задается вопрос «Где то-то?», предваряющий зрительное восприятие, и лишь после этого показываются обе картинки. В данном случае разводится воздействие разных раздражителей, и ребенок в ответ дает адекватную реакцию, правильно справляется с предложенным заданием.
Развитие памяти
Память — психический процесс, формирующийся в результате индивидуального опыта человека. Физиологической основой памяти является формирование условного рефлекса. Первый условный рефлекс на «положение под грудью» формируется на 9-15-й день жизни малыша. Если до этого положение под грудью подкреплялось кормлением, то у новорожденного на 9-15-й день появляются сосательные движения до получения пищи. Существуют различные виды памяти, формируемые в раннем детстве: двигательная, зрительная, обонятельная, вкусовая, осязательная, речеслуховая.
Память носит разный характер — кратковременная (актуальное сосредоточение человека на запоминание), долговременная (рассчитанная на длительный срок «хранения»), оперативная, промежуточная (сохраняется в течение определенного срока). Память имеет разные фазы: запечатление, связанное со вниманием; хранение — непрерывный процесс, связанный с жизнью человека; припоминание — выступает в двух формах: узнавание, воспроизведение. Память в виде узнавания формируется в первые месяцы жизни ребенка. Это узнавание ситуации кормления, сна, знакомых лиц, предметов, изображений, действий.
Воспроизведение — важнейшая форма памяти, которая развивается в раннем возрасте и выступает как показатель обучения. Это память, на основе которой идет обучение движениям, действиям, словам в результате подражания.
Память малыша, также как и внимание, носит непроизвольный характер. В основе запоминания детей раннего возраста лежат два момента.
1. Повторность, которая бывает в жизни ребенка и заложена в основе формирования навыков, развития определенных функций. При этом важно учитывать, что чем младше ребенок, тем больше требуется повторов в обучении. Так, на первом году жизни формирование каких-то умений требует повторов несколько раз в день (брать игрушку из рук взрослого, умение ползать).
На втором году жизни повторы для развития умений должны быть не менее 3-4 раз в неделю, а на третьем году — 3-4 раза в месяц. На основании этого составляется план развивающих игр и занятий в дошкольном учреждении. Нужно особо отметить, что дети любят повторы. Ведь именно на них построены сюжеты русских народных сказок и, слушая их, дети не дадут взрослому пропустить какой-то повтор.
2. Память детей раннего возраста связана с эмоциональными переживаниями как положительными, так и отрицательными. Дети долго помнят праздник елки и заглядывают в помещение, где это происходило, в их памяти надолго остаются посещение зоопарка, цирка, моменты участия в играх и занятиях, в ходе которых они получили положительные эмоции. Точно так же надолго малышами запоминаются отрицательные эмоции, неприятные процедуры в поликлинике, прием горьких лекарств, различные обиды, страхи.
Наиболее сложно, в то же время важно развивать ребенку речеслуховую память путем запоминания четверостиший, содержания сказок, рассказов, различных изображений. Развитие внимания и памяти лежит в основе формирования познавательной деятельности ребенка, поэтому взрослым необходимо уделить внимание созданию оптимальных условий для их развития.