внеурочные часы что это такое
Какие занятия в школе относятся к часам внеурочной деятельности?
Главная > Консультации > Омбудсмен > Какие занятия в школе относятся к часам внеурочной деятельности?
Внеурочная деятельность реализуется в каждой школе. Многие дети являются участниками такой деятельности в школе. Внеурочная деятельность отличается от классно-урочной формы, но направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность в современной школе неотъемлемая часть учебного процесса, которая организует свободное время детей. Обучающиеся самостоятельно выбирают те занятия, которые будут посещать.
Внеурочной деятельность имеет множество направлений, занятия могут проводиться в различных формах. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут использоваться для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Результатом таких занятий должно стать раскрытие индивидуальности и потенциала каждого ребенка.
Современная законодательная база в сфере образования разъясняет вопросы, связанные с организацией внеурочной деятельности, количеством часов, которые должна реализовать школа в данном направлении, является ли данная деятельность обязательной для детей, как родители могут повлиять на формирование плана внеурочной деятельности?
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).
Организация осуществляющая образовательную деятельность самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности, как и учебный план является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности. Могут ли родители повлиять на формирование плана внеурочной деятельности (выбор направлений деятельности, количество часов и др.)?
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право, в том числе:
Также СанПиН 2.4.2.2821–10 определяет максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности, который не зависит от продолжительности учебной недели и не должен превышать во всех классах 10 академических часов в неделю.
ФГОС общего образования определяет общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет:
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности и организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Внеурочная деятельность является обязательной, неотъемлемой частью образовательного процесса. Нередко, можно встретить родителей, которые жалуются на то, что детей обязывают посещать занятия по внеурочной деятельности? Как поступить в данном случае родителям? Закон предусматривает возможность защиты прав и законных интересов ребенка. В случаях нарушения общеобразовательной организацией прав и интересов ребенка в части посещения занятий внеурочной деятельности родители (законные представители) вправе обратиться к учредителю данной организации, в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы надзора. В образовательной организации локальным актом устанавливается порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Не следует относить к внеурочной деятельности элективные курсы по выбору. Элективные учебные предметы — это обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.
Если ребенок занимается в организации дополнительного образования, будет ли считаться, что им реализованы часы внеурочной деятельности в рамках дополнительного образования?
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
Например, если ребенок занимается в школе олимпийского резерва, то занятия, посещаемые им в данной организации, могут быть засчитаны как часы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению в общеобразовательной организации. В отличии от внеурочной деятельности участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей является добровольным. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.
6 вопросов о внеурочке в школе
Ребёнок ходит в школу на уроки по программе, дополнительно занимается в кружках, а ещё посещает мероприятия, которые называют внеурочной деятельностью. Не все родители понимают, что это такое. Наш блогер Варвара Котельникова отвечает на шесть важных вопросов о внеурочной деятельности и объясняет, для чего она нужна.
1. Чем внеурочка отличается от допов
Внеурочная деятельность — это не классический урок. Если она организована в школе не формально, то должна быть построена иначе — это может быть кружок, секция, экскурсия, олимпиада, конференция, факультатив, классный час, игра и другие варианты. При этом внеурочная деятельность — часть образовательного процесса. Её форму и виды занятий устанавливает непосредственно школа. А дополнительные занятия — это то, что для ребёнка вне школы выбирают родители. Ни к согласованию со школой, ни к ФГОС они отношения не имеют.
В соответствии с ФГОС НОО, основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением в том числе и через внеурочную деятельность. Введена внеурочка для освоения основной образовательной программы. Полную версию документа можно прочитать здесь.
2. Чем она отличается от урока
По сути, внеурочная деятельность — это обучение, но с неформальным общением между детьми и между учителем и детьми. Тут нет отметочной системы, есть возможность подобрать максимально интересные занятия для ребёнка, которые могут проходить как в школе, так и в музее, театре или где-то ещё. То есть внеурочная деятельность может быть и совместным походом в зоопарк, где организацией процесса занимается школа.
Дети привыкают к «познавательному общению» и понимают, что обучение — это не только урок, класс и парта.
3. Как распределяется нагрузка
Максимальная недельная нагрузка на ученика — 10 часов. Она может распределяться равномерно между учебными днями или нет. Зависит от интересов детей, родителей и возможностей школы.
Проще говоря, занятия могут быть по два академических часа в неделю (если речь о пятидневной учебной неделе) или как-то иначе. Например, если мы планируем поход в театр или экскурсию в музей, то единоразово такое занятие может длиться три или более часов.
Внеурочные занятия могут проходить в учебную неделю, на каникулах или в выходные и праздничные дни. Это зависит от договоренностей школы и родителей.
4. Что изучают на таких занятиях
По ФГОС, внеурочная деятельность организована по направлениям, видам и формам.
Другими словами, это могут быть такие занятия: музыка, искусство, танцы, спорт, астрономия, шахматы и другие.
5. Что такое пособия по внеурочной деятельности и зачем они нужны
Пособия по внеурочной деятельности похожи на те, что есть для обычных уроков. Выстроены по модульной структуре, которые рассчитаны на 17, 34 и 68 часов. Задания в основном составлены так, чтобы дети учились в игровой форме и общались. Это пособия для педагогов с готовой программой по тому или иному направлению. Но выбирать и предлагать направления, виды и формы занятий родители могут вместе с представителями школы.
6. Что важно
Перед тем как определиться с внеурочными занятиями, нужно учесть интересы и способности детей. Только так их занятия на внеурочке будут эффективными и интересными.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Оплата сверхурочных: все, о чем должны знать работодатели
Оплата сверхурочной работы — это вознаграждение за труд, выполненный за рамками нормальной продолжительности рабочего времени. Максимально допустимое количество внеурочного времени, в соответствии с законодательством, равно 120 часам в год. В статье расскажем, как оплачивается сверхурочная работа в 2019 году при различных режимах работы, и ответим на вопросы, которые наиболее часто возникают у работодателей.
Нужно ли издавать приказ
Необходимость выполнения или перевыполнения производственного плана не всегда укладывается в рамки нормы рабочего времени. В этом случае возникает потребность в организации труда за пределами нормальной продолжительности смены, но сверхурочная работа по ТК РФ имеет ограничения на привлечение персонала к труду за пределами лимитов нормальной продолжительности рабочего дня. Кроме собственных ограничений, установленных статьей 99 ТК РФ, привлечение к такой работе требует дополнительную оплату сверхурочных часов, что установлено статьей 152 ТК РФ.
В ТК РФ отсутствует указание на то, что оформление сверхурочной работы требует издания отдельного распоряжения руководителя. Главным требованием является наличие письменного согласия сотрудника на труд сверх нормы.
Исключение — случаи, перечисленные в ч. 3 ст. 99 ТК РФ. Согласия работника можно не спрашивать, если:
Несмотря на то, что в вышеуказанных случаях письменное согласие работника на сверхурочный труд не нужно, переработка должна быть оформлена и оплачена.
Для оплаты сверхурочное время в табеле учета рабочего времени обозначается кодом «С» или «04». Основанием для оплаты сверхурочных часов является табель.
Отказаться от сверхурочного труда имеют право следующие категории сотрудников:
Такие работники должны быть письменно ознакомлены с возможностью отказа от сверхурочного труда. Эту информацию можно указать в приказе. Руководители организаций должны знать, что запрещено привлечение к внеурочному труду беременных сотрудниц и несовершеннолетних граждан.
В каком размере и как оплачиваются сверхурочные часы
Часто руководителей организаций интересует, в каком размере оплачивать сверхурочное время, отработанное сотрудником? Для большей наглядности мы разместили таблицу:
Период внеурочного труда
Оплата за сверхурочные часы
Подлежат оплате не менее чем в полуторном размере
Не менее чем в двойном размере
Указанный в таблице размер оплаты внеурочного труда считается минимальным, то есть работодатель не имеет права платить меньше. Но размеры оплаты за труд сверх нормы могут быть увеличены руководителем предприятия. Информацию об этом следует указать в локальном акте компании или трудовом договоре с работником.
Если работник не против, время, отработанное сверх нормы, организация может компенсировать ему неденежными средствами, а дополнительным выходным. Продолжительность нерабочего периода не может быть меньше времени, затраченного на труд. Но такая сверхурочная работа оплачивается в одинарном размере.
Если же переработка является собственной инициативой работника, то такая работа не является внеурочной и не оплачивается.
Как определить количество внеурочно отработанного времени
Работодатель обязан вести учет продолжительности сверхурочного труда сотрудников.
Указанные в табеле учета часы переработки рассчитываются за соответствующий день. Исключение — суммированный учет рабочего времени. В этом случае подсчет происходит по окончании учетного периода.
Какие способы учета рабочего времени существуют
Выбор способа учета трудового времени — забота руководителей. Многое в этом вопросе зависит от сферы деятельности организации. Выбранный вид учета должен быть закреплен директором компании в правилах внутреннего распорядка. Различают следующие виды учета:
При суммированном учете возможно отклонение длительности рабочего времени в течение суток, недели или месяца. Основное требование: по окончанию учетного периода сотрудником должно быть отработано кол-во часов согласно утвержденной норме.
Стандартная длительность рабочего дня составляет 8 ч. При пятидневной рабочей неделе предел рабочего времени достигает 40 ч. Но есть исключения. Если человек трудится в смену, его рабочий день может длиться 12 часов. Для некоторых категорий сотрудников может быть установлен укороченный трудовой день. В этом случае их рабочая неделя составляет 24-36 ч. Узнать, сколько времени должен отработать трудящийся с нормальной или сокращенной длительностью рабочего дня в месяц, квартал и год, можно с помощью производственного календаря. Используя обычный калькулятор, переработки подсчитать будет несложно.
В случае с поденным учетом сверхурочное время или недоработка фиксируются в рамках одного дня. Плата за труд рассчитывается за каждый день переработки отдельно. А сверхурочные (оплата) выдают по итогам месяца.
Оплата сверхурочных часов: пример
Рассмотрим конкретный пример, как произвести расчет сверхурочных (2019). Менеджер Барулин В.М. отработал 3 ч внеурочно 03.03.2019 и 4 ч — 10.03.2019. Его часовой заработок составляет 140 рублей. Первые два часа каждой переработки следует оплатить в полуторном размере. Остальное время — в двойном. Сумма будет такова:
3 марта = (140 р. × 1,5 × 2 ч) (140 р. × 2 × 1 ч) = 700 руб.
10 марта = (140 р. × 1,5 × 2 ч) (140 р. × 2 × 2 ч) = 980 руб.
Барулину В.М. будет начислено 1680 руб. за дополнительную работу.
При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа (оплата) должна быть оценена следующим образом: внеурочно отработанное время подсчитывается по итогам учетного периода. Первые два часа труда оплачиваются не менее чем в полуторном размере. Остальное время — в двойном.
Как происходит оплата сверхурочных часов при окладе
В ст. 152 ТК РФ нет информации о том, какую сумму нужно брать в расчет. Поэтому многие работодатели задаются вопросом: учитывать ли только оклад или средний доход вместе с премиями и надбавками. Часто руководители при расчете переработок принимают за минимум двойной тариф. Стимулирующие и компенсационные выплаты при этом не учитываются. Сверхурочная работа оплачивается с учетом премиальных выплат, только если работодатель установил такой порядок.
В случае если подобный порядок не установлен, то стоимость часа равна окладу, разделенному на количество нормо-часов в учетном месяце согласно производственному календарю. При периоде суммированного учета более чем один месяц необходимо определить среднюю стоимость часа за весь период (например, доход по окладу за квартал разделить на норму времени за указанный квартал). Расчет переработок необходимо производить из полученной стоимости часа.
Какие правила действуют для оплаты сверхурочных при сменном графике
Рассмотрим, как происходит оплата сверхурочных при сменном графике работы. Если рабочий трудится посменно, его зарплата может рассчитываться как с применением часовых тарифных ставок, так и на основе оклада.
В первом случае расчет сверхурочных происходит следующим образом: количество отработанных за определенный период часов умножается на установленную ставку.
Если же организацией используется окладная система, то каждый месяц работнику перечисляют одинаковое по размеру вознаграждение.
Как рассчитывается плата за сверхурочный труд сдельщикам
Гражданам, работающим сдельно, платят за каждую изготовленную деталь. Оплата сверхурочных рабочим-сдельщикам зависит от того, сколько деталей они изготовят во внеурочное время, а также от продолжительности сверхурочной работы. Денежные средства выплачиваются без учета полуторной или двойной надбавки.
Пример: Курочкина А.Н. трудится на заводе. Она работает сдельно. За каждую изготовленную деталь ей платят 400 рублей. 09.03.2019 она отработала 4 ч внеурочно, изготовив за это время 5 деталей: 2 шт. — за первые 2 ч. и 3 шт. — за оставшиеся 2 ч. Оплата зависит от количества произведенных деталей и от времени, отработанного сверх нормы. Поэтому расчет такой:
(400р. × 1,5 × 2 шт.) (400 р. × 2 × 3 шт.) = 1200 руб 2400 руб = 3600 руб.
Как оплачивается сверхурочная работа при почасовой оплате труда
Рассмотрим, как происходит оплата сверхурочных при часовой оплате труда. Среднечасовой заработок указан в трудовом договоре работника. Оплата зависит от того, установлен ли в организации суммированный учет рабочего времени. Коэффициенты такие же, как при окладе.
Примеры:
При пятидневной рабочей недели.
Товароведу Федоровой О.В. установлена тарифная ставка — 150 руб./ч. Ей установлена пятидневная рабочая неделя.
Сверхурочно в марте 2019 года она отработала 5 ч: 2 ч — 12 марта, 3 ч —19 марта.
В организации установлен суммированный учет рабочего времени. Учетный период составляет 1 месяц.
Расчет сверхурочных будет следующим:
(150 р. × 1,5 × 2 ч) (150 р. × 2 × 3 ч) =450 900 = 1350 руб. Итого за март оплата переработки (2019) составит 1350 руб.
При сменном графике работы.
Закройщице Карягиной Н.В установлена тарифная ставка — 150 руб./ч. График работы сменный.
Организация использует суммированный учет рабочего времени. Учетный период составляет 3 месяца.
В январе она отработала 143 ч ( 7 ч сверхурочных), в феврале — 158 часов ( 7 ч сверхурочных), а в марте — 149 ч (-10 ч к норме часов месяца). Всего за три месяца Карягина отработала 450 ч. Норма времени за данный квартал составила 446 ч, значит, переработка за квартал составила 4 ч.
Расчет сверхурочных будет следующим:
(150 р. × 1,5 × 2 ч) (150 р. × 2 × 2 ч) =450 600 = 1050 руб.
Но за часы, отработанные в январе и феврале, работник уже получила плату в одинарном размере, поэтому при закрытии учетного периода оплачивать переработку в январе и феврале надо по принципу (за март переработки нет): (150 р. × 0,5 × 2 ч) (150 р. × 1 × 2 ч) = 150 300 = 450 руб.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Внеурочная деятельность в школе: что обязательно и что по выбору
Одна из проблем, которая волнует родителей школьников — это внеурочная деятельность, о чем можно судить по их отношению к внеурочной деятельности, представленному на форумах в сети «Интернет»:
— Внеурочная деятельность сводится к насильственному принуждению посещения занятий, организованных самими же учителями, которые вряд ли что-то могут дать детям в области
дополнительного образования.
— Внеурочка в наших российских школах — это лишь способ получить финансирование. И никого не волнует, что ради этого дети должны высиживать скучные занятия шестым и седьмым уроками.
— Задумка хорошая, но выбора особо нет.
— У нас внеурочка — это не кружки, а обязательные предметы. Учителя ругаются на собраниях, а принудить все равно не могут.
— У нас все дни поставили внеурочку, по 2 урока, в т. ч. динамическую паузу, которая моему ребенку нафиг не нужна. Слоняться по школьной площадке.
Но не везде так плохо:
— У нас очередь на внешкольные занятия, есть языки, шахматы, спорт и т.д. по интересам. И дети рады, и родители.
— У нас эта «внеурочка» — реально интересные кружки. Причём, по каждому направлению выбор есть. Детям нравится.
— У нас школа «полного дня пребывания». Дети в ней с утра и до 18 часов. Вся внеурочка добровольная.
Примечание.
В настоящее время следует руководствоваться письмом Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» (подробности в нашем блоге в статье « Мипросвещения РФ разъяснило, обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия».
В нем также отмечено, что «часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий».
В каком объеме реализуется внеурочная деятельность
Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
— для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения;
— на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.
О наполняемости групп при внеурочной деятельности
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 количество учащихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося не менее 2,5 кв. метра и не менее 3,5 кв. метра на 1 обучающегося при организации групповых форм. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью.
Значение внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные черты личности, школьник учится коммуникации не только в обществе, но и вне его.
В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.
Кроме того для большинства родителей, у которых нет физической или финансовой возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или какие-то частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность образовательного учреждения позволяет предоставить своим детям такую возможность на бесплатной основе.
Что обязательно и что по выбору
Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится.
В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности образовательной организацией являются обязательной, ибо она составная часть ООП. При этом образовательная организация обязана предоставить участникам образовательных отношений право выбора различных форм внеурочной деятельности на добровольной основе.
Также согласно СанПин 2.4.2.2821-10 внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Откуда следует, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.
Обратим внимание на положения ст.34 Федерального закона об образовании, согласно которой обучающиеся имеют право:
— « на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность »;
— « на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами ».
Таким образом, если обучающийся посещает кружки, спортивные секции и т. д. в учреждениях дополнительного образования, то он может обратиться в администрацию образовательной организации, в которой он обучается, с просьбой зачесть его результаты по соответствующему направлению внеурочной деятельности при условии, если в образовательной организации имеется соответствующий локальный акт.
Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования