внеурочная деятельность и внеклассная работа в чем разница
Чем отличаются внеурочная внеучебная внеклассная внешкольная деятельности?
Выродова М.А.
Чем отличаются «внеурочная», «внеучебная», «внеклассная» и «внешкольная» деятельности?
Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Анализ различной методико-педагогической литературы показал, что помимо множества определений внеурочной деятельности, существует проблема с использованием в данной тематике таких смежных понятий, как «внеклассная» и «внеучебная» деятельность. В различных литературных источниках представлен широкий перечень определений. Как научиться их отличать, в чем их принципиальные отличия и взаимосвязь я попыталась обобщить в следующей таблице:
Сравнение определений основных понятий по различным источникам педагогической литературы
Педагогический словарь. / под ред. И. А. Каирова.– М., 1960.
Педагогическая энциклопедия. / под ред. И.А. Каирова и Ф.Н. Петрова. – М., 1964. – т.1
Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых.
Проблемы методики преподавания. / Верзилин Н.М. – М.: Просвещение, 1983.
Российская педагогическая энциклопедия. / под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993-1999.
Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть уч.-воспитат. процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В. р. в дорев. России проводилась уч. заведениями гл. обр. в виде занятий творчеством, организации тематич. вечеров и др. Большое развитие В. р. получила после Окт. революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеят. коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали В. р. как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997.
Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. / Панчешникова Л.М., Душина И.В., Дронов В.П. и др.; под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1997
Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время при такой организации, что творчество и инициатива учащихся выступают на первый план. (И.В. Душина)
Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007.
Внеурочная деятельность – является часть учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. (И.Б. Шилина)
Педагогический энциклопедический словарь
Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях
Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: голоссарий. http://standart.edu.ru/
Данная таблица представляет возможность отследить процесс изменения, эволюцию педагогической мысли. В качестве источников использовались разные типы педагогической литературы: текст Федерального Государственного Образовательного Стандарта и его сайт, учебные пособия для педагогических учебных заведений (в том числе географической специальности), педагогические словари и энциклопедии, отдельные труды авторов.
Всего в таблице представлены данные одиннадцати источников. Для удобства сравнения определений понятий в случаях совпадения из значений соответствующие колонки объединялись. Все цитируемые определения сохранены в исходном виде.
В результате анализа данной информации, мне представляется возможным сделать следующие выводы:
В методико-педагогической литературе 1960-1990 гг. использовалось только понятие «внеклассная работа».
В 90-е годы появляется термин «внеурочная работа», не имеющий принципиального отличия от определений «внеклассной» (2 примера в табл. 1), а чаще всего отождествляемый с ней (4 примера в табл. 1).
Позже в отдельных учебно-методических пособиях и в глоссарии Федерального Государственного Образовательного Стандарта начинает встречаться понятие «внеучебной деятельности», которое вообще не находит самостоятельного определения, являясь равным «внеурочной деятельности».
Попытки найти определение данного понятия в глобальной информационной сети дали всего лишь два результата, которые нельзя отнести к полноценно научным:
Внеучебная деятельность – это специфический вид деятельности, основанной на принципах выбора, самообразования, добровольности, имитации основных сфер деятельности будущего специалиста.
Внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.
Таким образом, данные таблицы 1 подтверждают отсутствие единства в определении таких часто используемых всеми понятий «внеклассная деятельность», «внеурочная деятельность» и «внеучебная деятельность».
В процессе поиска истины в правильности использования этих понятий в курсе лекций по педагогике Калининградского университета О.С. Гребенюк [6], опубликованном в 1996 г., установлено, что деятельность школьников можно классифицировать по следующим признакам:
по месту проведения (классная и внеклассная деятельность);
по времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);
по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).
Рассмотрим взаимосвязь классификаций по месту и по времени проведения деятельности школьников.
В классе могут проводиться как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия проводятся вне класса (урок природоведения в парке, физкультура на спортивном стадионе). Экскурсии, турпоходы проводятся вне класса и во внеурочное время. Из вышесказанного следует, что допустимо отождествлять понятия классной и урочной деятельности, а также внеклассной и внеурочной деятельности (рис. 2).
Рис. 2. Взаимосвязь различных видов деятельности школьников (по Трофимовой А.Л.)
Теперь следует рассмотреть взаимосвязь деятельности школьников по времени проведения и по отношению к учебным задачам.
Невозможно провести взаимосвязь между урочной и внеучебной деятельностью, т.к. на уроках непосредственно решаются поставленные учебные задачи. Многие внеурочные занятия, такие как кружки и факультативы призваны решать учебные задачи. Художественные, театральные студии, спортивные секции проводятся во внеурочное время, но могут быть не связанными или опосредованно связанными с решением учебных задач, что относит их либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности школьников соответственно.
Представим взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников в виде множеств на рис. 3.
Рис. 3. Взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников (по Трофимовой А.Л.)
Для окончательного вывода об определении выбранных понятий можно обратиться к их этимологии с учётом методического аспекта проблемы (рис. 4):
Рис. 4. Взаимосвязь понятий «внеурочная» и «внеклассная деятельность»
Итак, понятие «внеурочная деятельность», подразумевает любую организованную учителем или учащимся самостоятельно деятельность школьников во внеурочное время, основанную на личной заинтересованности участников с целью развития как в образовательном, так и духовно-нравственном плане.
В случае смещения акцентов данной деятельности в большей степени на воспитание и отсутствие учебных задач можно говорить о внеучебной деятельности.
Понятие «внеклассная работа» можно считать сходным с понятием «внеурочная деятельность».
Урочная, внеурочная, внеклассное, дополнительное образование. В чём разница?
Урочная, внеурочная, внеклассное, дополнительное образование. В чём разница? В форме таблицы показаны
Деятельность
Время и место
Результат
Род деятельности
Реализация деятельности
Содержимое разработки
основная обязательная часть общеобразовательной программы.
Учебные занятия в рамках учебного плана по предметным областям, организуемые в классно-урочной форме занятия включены в школьное, классное расписание в определенное время
Направлена на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ
Занятия проводимые по нормативным учебным программам, а также большинство факультативных занятий по учебным предметам.
Четкое планирование организации учебно-воспитательной работы в рабочей программе, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.
В З А И М О С В Я З Ь
неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.
Внеурочные занятия проводятся как в школе, так и вне ее.
Направлена на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ
Активность и самостояте-сть обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.
Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, подлежит аккредитации.
организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время
собрания, линейки, митинги, классные часы, заседания, органы самоуправления, стенгазеты, экскурсии, походы, фестивали, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки, утренники, вчера, капустники, посиделки, концерты.
формирование познавательного интереса к предмету;
связывание школьного предмета с жизнью;
развитие способностей учащихся;
Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся.
— Большое значение следует придавать самостоятельной работе учащихся.
— Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы.
— Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения
Рабочей программы не имеет.
Деятельность внеклассных мероприятий прописывается в воспитательной программе классного руководителя
Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п. 14 ст. 2 Закона об
Организация свободного времени ребенка и взрослых (п.2 ст. 75 закон об образовании РФ) является добровольным.
Обеспечение адаптации участников образования к жизни в обществе, профессиональная ориентация, а также выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности (ст.75 Закон об образовании в РФ).
Исследовательский, творческий характер. А также предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.
Дополнительные общеобразовательные программы разрабатываются и утверждаются организацией самостоятельно (общеразвивающие и предпрофессиональные). П.2 ст.75 закон об образовании в РФ.
Программы не проходят аккредитации.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
Внеурочная деятельность и внеклассная работа в чем разница
Внеклассная и внеурочная работа по технологии
Внеклассные занятия по окружающему миру выступают в качестве дополнительной.
формы учебно-воспитательной работы с детьми. Внеклассная работа – это форма организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности. Внеклассная работа учащихся отличается тем, что:
-отсутствует обязательная программа;
-педагог осуществляет консультативную помощь;
-работа строится на инициативности детей;
-деятельность имеет творческий, исследовательский характер;
-работа не регламентирована жесткими временными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем;
-в работе могут принимать участие как одновозрастные, так и разновозрастные дети.
К внеклассной работе по технологии можно отнести:
— классные часы, эстетические беседы о профессиях, промыслах, искусствах, ремеслах, технических достижениях, беседы – игра («Путь батона хлеба», «Путь письма»);
— диспуты («Самые популярные профессии», «Профессия и риск»);
— конкурсы, соревнования (украшение класса к Новому году);
— праздники (урожая, деревьев, цветов, птиц, хлеба), дни профессий;
Внеурочная работа включает работу над домашним заданием, которое может включать наблюдения, исследования, поиск информации, практическую работу.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся
Многие методисты, разрабатывающие проблемы организации обучения технологии, рассматривают исследовательскую и проектную деятельность учащихся как наиболее продуктивные способы развития учащихся средствами материала учебной дисциплины «Технология».
— исследование, направленное на выявление свойств изучаемых объектов. При данном исследовании задействованы все виды анализаторов (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание), что позволят описать явные свойства материалов, используемых в работе, а также определить, основываясь на знании его свойств, на что нужно обратить внимание при работе с данным материалом;
— вербальное исследование, сущность которого заключается в постановке детьми вопросов и нахождении ответов на них;
— собственно исследование, направленное на всестороннее (возрастосообразное) изучение темы, целенаправленное, включающее определенные этапы, действия, средства.
Каждый из видов исследований характерен для детей определенного возраста. Первый и второй вид свойствен первоклассникам, затем, постепенно овладевая знаниями и исследовательскими умениями, учащиеся способны осуществлять более полные и сложные учебные исследования;
2)по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые (несколько человек из класса), коллективные (весь класс). На уроках технологии, как правило, реализуются коллективные либо групповые исследования. Индивидуальные исследования могут быть предложены педагогом с учетом готовности учащихся конкретного класса к подобному виду деятельности;
3) по месту проведения: урочные, внеурочные. На уроке, как правило, проводятся кратковременные исследования, направленные на выявление различных свойств материалов, на выдвижение и проверку конструкторских идей и проч. Вне урока возможно проведение более глубокого исследования. К примеру, найти информацию о технологии, историю ее происхождения, разработать и представить изделие в данной технике.
— по времени: кратковременные или долговременные.
Наибольшее влияние проектная деятельность оказывает на следующие группы умений: исследовательские (генерировать идеи и выбирать самое лучшее); социального взаимодействия (сотрудничать, организовывать взаимодействие, направлять совместную деятельность на достижение результата); оценочные (ход, результат деятельности); информационные (самостоятельный поиск информации, оценка ее достаточности); презентационные (выступать, отвечать на вопросы, использовать наглядность).
По мнению Н.М.Конышевой, проектная деятельность младшего школьника имеет следующие особенности:
— проектная деятельность младших школьников направлена на формирование способов познавательной и творческой деятельности;
— проектная деятельность детей нацелена на «открытие для себя»;
— главным компонентом деятельности ставится интеллектуальный поиск;
— проектная деятельность младших школьников должна быть направлена на углубление общеобразовательной подготовки и развитие творческих способностей.
Разумеется, проекты младших школьников не могут быть абсолютно самостоятельными и требуют координации деятельности со стороны учителя и максимальной направляющей помощи родителей, особенно в случаях выполнения внеурочных проектов.
По мнению Е.А. Лутцевой, творческий проект в начальной школе – это самостоятельная творческая работа, от идеи до ее воплощения выполненная под руководством учителя. Творческие проекты по технологии могут быть коллективными или индивидуальными. Она определяет следующий порядок работы над проектами по технологии:
1 этап. Разработка проекта
1. Целеполагаение. Осознание назначения.
2. Определение объекта и направлений деятельности:
— изделие или информация;
— какова конструкция изделия или форма подачи информации;
— какие материалы использовать;
— зарисовки, схемы, эскизы, чертежи объекта;
— выбор лучшего варианта.
3. Осмысление технологии изготовления:
— технологическая последовательность выполнения;
— возможные конструкторско-технологические проблемы;
— как решить эти проблемы;
2 этап. Выполнение проекта
1. Воплощение замысла:
— изготовление изделия или подготовка информации;
— дополнения, исправления (в конструкцию, форму, технологию).
3этап. Защита проекта
При защите важны ответы на следующие вопросы:
Чем отличаются «внеурочная», «внеучебная», «внеклассная» и «внешкольная» деятельности
Чем отличаются «внеурочная», «внеучебная», «внеклассная» и «внешкольная» деятельности?
Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Анализ различной методико-педагогической литературы показал, что помимо множества определений внеурочной деятельности, существует проблема с использованием в данной тематике таких смежных понятий, как «внеклассная» и «внеучебная» деятельность. В различных литературных источниках представлен широкий перечень определений. Как научиться их отличать, в чем их принципиальные отличия и взаимосвязь я попыталась обобщить в следующей таблице:
Сравнение определений основных понятий по различным источникам педагогической литературы
Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых.
Проблемы методики преподавания. / – М.: Просвещение, 1983.
Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время при такой организации, что творчество и инициатива учащихся выступают на первый план. ()
Внеурочная деятельность – является часть учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. ()
Педагогический энциклопедический словарь
Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В. р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях
Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: голоссарий. http://standart. edu. ru/
Данная таблица представляет возможность отследить процесс изменения, эволюцию педагогической мысли. В качестве источников использовались разные типы педагогической литературы: текст Федерального Государственного Образовательного Стандарта и его сайт, учебные пособия для педагогических учебных заведений (в том числе географической специальности), педагогические словари и энциклопедии, отдельные труды авторов.
Всего в таблице представлены данные одиннадцати источников. Для удобства сравнения определений понятий в случаях совпадения из значений соответствующие колонки объединялись. Все цитируемые определения сохранены в исходном виде.
В результате анализа данной информации, мне представляется возможным сделать следующие выводы:
- В методико-педагогической литературе 1960-1990 гг. использовалось только понятие «внеклассная работа». В 90-е годы появляется термин «внеурочная работа», не имеющий принципиального отличия от определений «внеклассной» (2 примера в табл. 1), а чаще всего отождествляемый с ней (4 примера в табл. 1). Позже в отдельных учебно-методических пособиях и в глоссарии Федерального Государственного Образовательного Стандарта начинает встречаться понятие «внеучебной деятельности», которое вообще не находит самостоятельного определения, являясь равным «внеурочной деятельности».
Попытки найти определение данного понятия в глобальной информационной сети дали всего лишь два результата, которые нельзя отнести к полноценно научным:
- Внеучебная деятельность – это специфический вид деятельности, основанной на принципах выбора, самообразования, добровольности, имитации основных сфер деятельности будущего специалиста. Внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.
Таким образом, данные таблицы 1 подтверждают отсутствие единства в определении таких часто используемых всеми понятий «внеклассная деятельность», «внеурочная деятельность» и «внеучебная деятельность».
В процессе поиска истины в правильности использования этих понятий в курсе лекций по педагогике Калининградского университета [6], опубликованном в 1996 г., установлено, что деятельность школьников можно классифицировать по следующим признакам:
- по месту проведения (классная и внеклассная деятельность); по времени проведения (урочная и внеурочная деятельность); по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).
Рассмотрим взаимосвязь классификаций по месту и по времени проведения деятельности школьников.
В классе могут проводиться как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия проводятся вне класса (урок природоведения в парке, физкультура на спортивном стадионе). Экскурсии, турпоходы проводятся вне класса и во внеурочное время. Из вышесказанного следует, что допустимо отождествлять понятия классной и урочной деятельности, а также внеклассной и внеурочной деятельности (рис. 2).
Рис. 2. Взаимосвязь различных видов деятельности школьников (по )
Теперь следует рассмотреть взаимосвязь деятельности школьников по времени проведения и по отношению к учебным задачам.
Невозможно провести взаимосвязь между урочной и внеучебной деятельностью, т. к. на уроках непосредственно решаются поставленные учебные задачи. Многие внеурочные занятия, такие как кружки и факультативы призваны решать учебные задачи. Художественные, театральные студии, спортивные секции проводятся во внеурочное время, но могут быть не связанными или опосредованно связанными с решением учебных задач, что относит их либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности школьников соответственно.
Представим взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников в виде множеств на рис. 3.
Рис. 3. Взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников (по )
Для окончательного вывода об определении выбранных понятий можно обратиться к их этимологии с учётом методического аспекта проблемы (рис. 4):
Рис. 4. Взаимосвязь понятий «внеурочная» и «внеклассная деятельность»
Итак, понятие «внеурочная деятельность», подразумевает любую организованную учителем или учащимся самостоятельно деятельность школьников во внеурочное время, основанную на личной заинтересованности участников с целью развития как в образовательном, так и духовно-нравственном плане.
В случае смещения акцентов данной деятельности в большей степени на воспитание и отсутствие учебных задач можно говорить о внеучебной деятельности.
Понятие «внеклассная работа» можно считать сходным с понятием «внеурочная деятельность».