внеурочка и допобразование в школе в чем разница
Внеурочная деятельность и дополнительное образование: сходство и различие
В связи с внедрением в образование ФГОС НОО обязательным для учащихся становится внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности школьника.
В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая частью образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.
В материалах сопровождения ФГОС (в частности в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения) констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
Необходимость «разведения» внеурочной деятельности и дополнительного образования детей связано с тем, что, имея много общего, эти две сферы обладают и значительными различиями.
Общими характеристиками внеурочной деятельности и дополнительного образования являются:
Характеристиками, различающими внеурочную деятельность и дополнительное образование являются:
Внеурочная деятельность
Дополнительное образование
организационная «единица» – («модуль») внеурочной деятельности – класс или группа одноклассников, ровесников
организационная «единица» дополнительного образования детей – творческий коллектив, состоящий из детей и подростков разных классов и возрастов
внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы
занятия в творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие, как правило, базовую непедагогическую профессию (инженер, эколог, музыкант и т.п.) и получившие в дальнейшем квалификацию, позволяющую работать с детьми;
взаимодействие между учителем и учениками
взаимодействие между педагогом (мастером, тренером) и ребенком
внеурочная деятельность в целом организуется педагогами, школьникам же предлагается принять участие в тех мероприятиях, которые включены в сформированный ими план (на уровне класса или школы); в этом случае степень свободы у ребенка значительно меньше: ему трудно отказаться о тех дел, в которых участвуют его класс
дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора форм и видов деятельности самому ребенку (или ребенку совместно с родителями)
Сказанное не означает стремления доказать большую значимость внеурочной деятельности или дополнительного образования. Однако очевидна необходимость сохранения и развития той и другой сферы, их специфики и функций. Более того, необходимо их гармоничное соединение с основным образованием. Такой подход позволяет создать единое образовательное и культурное пространство, и что наиболее существенно, расширить пространство детства, в котором у ребенка появляется возможность сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика на роль ребенка, подростка – спортсмена, художника, актера и значительно расширить круг общения.
Количество просмотров: 557
В наше время люди часто путают внеурочную деятельность и дополнительное образование детей. Давайте по порядку. Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования в рамках реализации ФГОС НОО. Дополнительное образование – это составная (вариативная) часть общего образования, сущностно-мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. В педагогической практике эти виды образовательной деятельности называются «неформальным образованием» или «альтернативным образованием». Направления работы у них так же отличаются. Внеурочная деятельность: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Дополнительное образование: техническое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое. Характеристики, различающие внеурочную деятельность и дополнительное образование: 1. Часы, отводимые на занятия: во внеурочной деятельности – количество курсов и часов существует обязательно для всего класса, но выбирает их посещение сам обучающийся и его родители (законные представители), которые несут ответственность за посещение внеурочной деятельности, так же, как и урочной; в дополнительном образовании – часы занятий устанавливаются и утверждаются образовательным учреждением для всех детей, посещающих это творческое объединение, одинаково, но выбор посещаемости часов индивидуальных или групповых занятий зависит от заинтересованности всех сторон образовательного процесса: ученик-родитель-педагог. 2. Формы организации: Во внеурочной деятельности – это экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и другие формы, но аудиторных занятий должно быть не более 50%, все формы организации внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение в рамках основной образовательной программы общего образования. Формы проведения занятий ДО подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов. 3. Основная организационная «единица»: «модуль» внеурочной деятельности – класс или группа одноклассников не более 15 человек (хотя внеурочная деятельность может быть также организована и на уровне параллели классов и на общешкольном уровне); «единица» дополнительного образования детей — творческий коллектив, состоящий из детей и подростков разных классов и возрастов (в группах не более 15 человек). 4. Кадры: внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы (на уровне школы); занятия в творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие, как правило, базовую непедагогическую профессию (спортсмен, инженер, эколог, музыкант и т.п.) и получившие в дальнейшем квалификацию, позволяющую работать с детьми. 5. Научно-методической основой деятельности является: во внеурочной деятельности – ПЛАН РАБОТЫ классного руководителя, воспитателя; у педагогов дополнительного образования — образовательная программа с полным комплектом структурных частей и продуманных специальных процедур их оценки и утверждения.
—> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Советского муниципального района
Мы в социальных сетях:
Категории раздела
Официальные выступления [294] |
Изучение деятельности образовательных учреждений [346] |
Школа в режиме развития [13] |
Год науки и технологий [22] |
Для Вас, родители [106] |
Питание обучающихся [33] |
Десятилетие детства [32] |
Культурный дневник школьника [23] |
Культурный дневник дошкольника [6] |
Сертификат дополнительного образования [51] |
Наши успехи [199] |
Национальный проект «Образование» [98] |
Совет отцов [14] |
Финансово-хозяйственная деятельность [7] |
Муниципальный консультационный центр [3] |
Новости из образовательных учреждений [352] |
Государственная аттестация обучающихся [633] |
Электронные услуги [103] |
ФГОС [87] |
Оценка механизмов управления качеством образования [22] |
Независимая оценка качества образовательных услуг [336] |
Методические рекомендации [143] |
Аттестация педагогических и руководящих работников [99] |
Курсы повышения квалификации [78] |
Творческие группы профессионального развития [465] |
Инновационная деятельность [200] |
Семинары и конференции [411] |
Августовский педсовет [145] |
Педагог. Как много смысла в этом слове [13] |
Конкурсы [589] |
Учитель года [337] |
Цифровизация образования [304] |
Дистанционное обучение [207] |
Интернет-олимпиады [104] |
Лето [206] |
Здоровый образ жизни [145] |
Профориентация [89] |
Профилактика правонарушений [78] |
Безопасность в образовательных учреждениях [224] |
Психологическая служба [141] |
ГТО [104] |
Спорт [176] |
Защита прав участников образовательного процесса [247] |
Юбилеи и праздники [485] |
50 лет Советскому району [10] |
80 лет Саратовской области [43] |
Библиотечное дело [70] |
Год памяти и славы [101] |
Год театра [12] |
Год добровольца (волонтера) [30] |
Основным отличием между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием является то, что последнее не имеет уровней и федерального государственного стандарта, оно реализуется во всём образовательном пространстве, которое находится за его пределами. А внеурочная деятельность является неотъемлемой составной частью образовательного стандарта, которая влияет на результаты его реализации. Законодательно установлены статус, цель, задачи и форматы дополнительного образования в парадигме непрерывности.
Нормативные документы, регламентирующие внеурочную деятельность и дополнительное образование.
Нормативно-правовая основа в некоторых моментах одна, так как определенные документы общего содержания регламентируют всю образовательную систему, но, несмотря на это, внеурочная деятельность и дополнительное образование совершенно не могут подменять друг друга.
К общим документам относятся: федеральный закон; указ президента; федеральная целевая программа развития. В остальном нормативно-правовые базы совершенно разные. У дополнительного образования, например, основными документами являются: концепция развития и порядок реализации дополнительной общеобразовательной программы. Для внеурочной деятельности это все тексты стандартов и приказы, которые вносят в них изменения.
Нормы СанПиН, которые регламентируют условия организации обучения в общеобразовательных организациях и учреждениях, тоже установлены отдельно для внеурочной деятельности и дополнительного образования. Важным моментом является то, что лицензируется конкретный вид образования, а не отдельные программы. При этом подаётся пакет документов, в котором содержится весь их перечень, который будет установлен порядком лицензирования. И в него должны входить дополнительные общеобразовательные программы.
Внеурочная деятельность сама по себе не лицензируется, в отличие от дополнительного образования, потому что она является составной частью основной программы, которая устанавливается для учреждения в целом.
Содержание, целевые ориентиры и направленности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование – это два разных понятия, самостоятельных и самоценных вида образовательной деятельности.
Их содержание определяют программы, но в случае дополнительного образования они работают на индивидуальный выбор и находятся за пределами федерального государственного стандарта.
А внутри находится как раз внеурочная деятельность, которая является частью основной образовательной программы. Значительно отличаются и целевые ориентиры. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а также на организацию свободного времени детей. То есть оно работает на удовлетворение интересов личности в образовании, поэтому и является дополнительным.
А внеурочная деятельность направлена только на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В этом их главное отличие. Также внеурочная деятельность и дополнительное образование различаются по направлениям развития личности (направленностям). Для внеурочной деятельности это: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное (или спортивно-оздоровительное), социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное направления развития личности.
Для дополнительного образования это: физкультурно-спортивная, художественная, техническая, социально-педагогическая, туристско-краеведческая и естественно- научная направленности.
Таким образом, внеурочная деятельность и дополнительное образование имеют как общие характеристики, так и отличительные особенности. На практике они очень схожи, из-за чего у педагогических работников иногда появляются определенные проблемы с идентификацией своего труда. Также вводит в заблуждение данная фраза из нормативного документа: “если школа не может самостоятельно реализовать внеурочную деятельность, то она может использовать ресурс дополнительного образования”. Но важно понимать, что это не одно и то же. У них разная нормативно-правовая база, хоть и некоторые моменты регламентируются одними документами. Кроме того, содержание, целевые ориентиры и направленности существенно отличаются, поэтому внеурочная деятельность и дополнительное образование никак не могут подменять друг друга.
Статья на тему «Внеурочная деятельность и дополнительное образование: сходство и различие»
Организация работы системы дополнительного образования.
Отличие дополнительного образования от внеурочной деятельности.
Сегодня мы будем разговаривать о таких одинаковых и в тоже время различных понятиях в системе образования, как внеурочная деятельность детей и дополнительное образование детей. И так, что же из себя представляет каждое из этих понятий:
1.Система дополнительного образования – понятие, давно существующее и поэтому хорошо известное всем работникам образования. В настоящее время образовательные учреждения, организуя работу этой системы, руководствуются двумя главными нормативными актами:
-Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отражены следующие моменты:
— Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени; дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
К учреждениям дополнительного образования относятся: Центры дополнительного образования детей, дворцы детского (юношеского) творчества, дома детского творчества, детская студия (по различным видам искусств), станция юных натуралистов, школы: детско-юношеская спортивная и детская школа искусств
Учреждения дополнительного образования реализуют дополнительные общеобразовательные программы, которые подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы ;
Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от преподавателей (педагогов) решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и технического творчества, различных спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и др. видов деятельности, число которых весьма велико.
2. Внеурочная деятельность.
Образовательные стандарты второго поколения, также как и другие важные документы последних лет (национальный проект Образование»; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа») призваны обеспечить достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям в целом.
Необходимо отметить, что в стандарте речь также идет об освоении образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования; создание инфраструктуры социальной мобильности.
Кроме того значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Результативность дополнительного образования и внеурочной деятельности отслеживается через участие детей в выставках, конкурсах, концертах различного уровня
Рассмотрим различия между ними.
2.Следующее отличие нового образовательного компонента – внеурочной деятельности – от дополнительного образования в том, что в систему ДО учащийся приходит уже определившимся, часто с целью профессиональной ориентации. Другими словами, у ученика есть интерес к какому-то виду деятельности, есть задатки, есть любовь к этому занятию, у него это дело получается. Задача преподавателя при этом – совершенствовать знания и умения этого ребёнка, довести до мастерства. И, наконец, довольно часто этот вид деятельности учащийся выбирает в качестве будущей профессии.
Однако Приказ Минобрнауки № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», корректирует место внеурочной деятельности в образовательном процессе школы. Отмечается, что реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением, а при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Совершенно очевидно, что учителя не могут в полной мере заменить педагогов дополнительного образования, даже если они пройдут специальную переподготовку, (а для этого требуются значительные средства, время, дополнительные возможности). Учитель сегодня в одном лице представляет профессионала, как учитель-предметник….воспитателя и организатора творческих дел класса, как классный руководитель и учитель качественно должен преподнести ту область внеурочной деятельности, профессионалом в которой он не является….большая ответственность, не правда ли?
Отмечу, что документы ФГОС с одной стороны значительно повышают статус внеурочной деятельности, (что не может не радовать!), а с другой – снижают значение и место дополнительного образования в целом. По сути дела можно говорить о подмене дополнительного образования детей внеурочной деятельностью.
Загруженность детей в общеобразовательной школе основными предметами и обязательной внеурочной деятельностью в последние годы стало приводить к сокращению численности детей посещающих учреждения доп. образования, что приводит к уменьшению образовательных, творческих, культурных, профориентационных возможности подрастающего поколения.
Чем отличается внеурочная деятельность от дополнительного образования
Чем отличается внеурочная деятельность от дополнительного образования.
Понятие «внеурочная деятельность»
Каждый ученик обязательно занимается по программам внеурочной деятельности
Содержание внеурочной деятельности, цель занятий.
•Ученики достигают планируемых результатов ООП каждого уровня общего образования по ФГОС Программа занятий. •Педагоги самостоятельно пишут и реализуют рабочую программу, которая является обязательной частью ООП
Содержимое разработки
Чем отличается внеурочная деятельность от дополнительного образования проект презентации подготовил Заместитель Директора по УВР МБУ ДО «Грачевская ДЮСШ» Матвеев Юрий Алексеевич
Понятие «внеурочная деятельность»
В какой форме проводят
Личностные, метапредметные и предметные результаты по ФГОС
Формы занятий отличаются от уроков ( студия, клуб, научное общество, спортивная секция и др.)
Каждый ученик обязательно занимается по программам внеурочной деятельности
Понятие «дополнительное образование»
В какой форме проводят
Результаты определяет разработчик программы, потому что нет ФГОС для дополнительного образования
Формы занятий определяет разработчик программы
Добровольный выбор ученика
Содержание внеурочной деятельности
ПРОГРАММА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
Требования ФГОС к рабочей программе внеурочной деятельности
Входит в содержа-тельный раздел ООП
Плани-руемые результаты освоения внеурочной деятельности
Содержание внеурочной деятельности
Разраба-тывается на основе требований ФГОС
Часы для внеурочной деятельности
1350 – начальное образование
1750 – основное образование
Часы для внеурочной деятельности
Конкретный объем часов
Указан в образовательной программе
С учетом запросов учеников и их родителей, возможностей школы
Проектная деятельность учеников на внеурочных занятиях
Ученик выполняет проект самостоятельно
Реализует в рамках одного или нескольких предметов
В рамках одного направления внеурочной деятельности
Помогает ученику провести и завершить работу
Помогает представить продукт проектной деятельности
освоил виды деятельности
1. Навыки деятельности:
2. Способности к деятельности:
3. Сформированность критического мышления
Ученик освоил проектную деятельность
– сформулировать гипотезу исследования;
– найти и интерпретировать информацию;
– собрать данные в ходе исследования;
– структурировать аргументы по результатам;
– подготовить и провести презентацию результатов исследования;
– самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий, чтобы решать поставленные задачи;
– использовать знания предметов и предметных областей
Содержание дополнительного образования
ПРОГРАММА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
Дополнительное образование развивает школьника
Здоровый и безопасный образ жизни
Дополнительные общеразвивающие программы
Дополнительные общеобразовательные программы
Дополнительные предпрофессиональные программы
Дополнительные предпрофессиональные программы
ФГТ к содержанию, структуре, условиям реализации предпрофессиональных программ по физической культуре и спорту учитывают требования федеральных стандартов спортивной подготовки
Разрабатывает и утверждает программы в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ)
Важно! Школа такие программы не реализует
Дополнительные общеразвивающие программы
Разрабатывает и утверждает программы
Определяет самостоятельно содержание программ (закон не устанавливает требования к содержанию)
Указывает сроки обучения по программам
Дополнительные общеразвивающие программы
Учитывают возрастные и индивидуальные особенности учеников
Может освоить любой ученик
Программу школьник выбирает, если хочет по ней учиться
Дополнительные программы можно интегрировать с основными образовательными программами общего образования
каждому». Ученики успешно готовят и показывают представления за пределами школы. Но есть запрос родителей – больше развивать социальную деятельность старшеклассников. Поэтому педагоги в новом учебном году планируют реализовать программу «Школа вожатых», чтобы больше вовлечь старшеклассников в образовательное волонтерство
Результаты внеурочной деятельности
Администрация школы проводит мониторинг результатов с помощью психолого-педагогических диагностик, портфолио, в том числе электронного
Педагог конкретизирует результаты в рабочей программе с учетом требований ФГОС
Часть результатов освоения ООП
Результаты дополнительного образования
Разработчик программы определяет результаты самостоятельно
Требования к результатам освоения дополнительных общеразвивающих программ
Заместитель директора школы
Педагог дополнительного образования
Педагог дополнительного образования