внешний вид наглядности в дидактике что относится
Понятие принципа наглядности в дидактике
С точки зрения дидактики, принцип наглядности в дидактике означает обучение с использованием зрительных опор. Наличие зрительной опоры предполагает наблюдение за процессами, использование различных методических иллюстрированных материалов. Определение принципа предметности неразрывно связано с процессом наблюдения, как методом познания.
Принцип наглядности в обучении впервые был выдвинут чешским педагогом Я. А. Коменским в XVII веке. Выдвинутый принцип имеет научное обоснование: глаза человека — самый чувствительный анализатор. Благодаря зрению человек получает бо́льшую часть информации. Более того, зрительно полученная информация является самой достоверной. Именно поэтому в учебном и воспитательном процессах так важна зрительная опора.
Принцип иллюстративности не раз был подвержен критике и детальному рассмотрению как со стороны педагогики, так и методики. С точки зрения Песталоцци, сущность правила демонстративности заключалась в развитии логического мышления.
В рамках современной методики принцип предметности подразумевает познание с задействованием чувственных анализаторов, а именно: зрения. Наличие зрительной опоры является одним из обязательных условий успешного учебного процесса.
Виды наглядности
Наглядный компонент обучения имеет разные виды:
Любой из видов демонстративности положительно влияет на процесс обучения как в целом, так и на каждом этапе. Ко́мплексное прямолинейное применение нескольких видов параллельно могут повысить эффективность обучения.
Что относится к внешнему виду наглядности, она может быть реализована через муляж, иллюстрации, карты, ментальные карты, таблицы, схемы, диаграммы, предметы и др.
Роль принципа наглядности
Наглядность играет крайне важную роль в рамках освоения знаниями. Проанализировать важность наглядности лучше всего во взаимосвязи с другими дидактическими принципами.
Зрительная опора, особенно натуральная или интерактивная, позволяет оценивать и воспринимать информацию с учётом индивидуальных особенностей, что напрямую связано с обеспечением немаловажного правила доступности.
Также иллюстративность обеспечивает крепкую связь теории и практики. Освоив теоретические основы в рамках изучаемого предмета, учащиеся переходят к наглядной части работы, т. е. к практической. Натуральная наглядность как нельзя лучше позволяет применить полученные теоретические знания, подтвердить их и укрепить.
Благодаря использованию зрительных опор учащиеся получают максимально полные образные представления о предмете изучения, получая возможность самостоятельно сделать выводы о них.
Однако чрезмерное использование опор для обучения несёт в себе определённую опасность. Давая учащимся готовое представление об объектах и явлениях, можно невольно «стереть» их способность к самостоятельной визуализации, ввиду чего учащиеся будут неспособны самостоятельно определять явления и их вид, функции и назначения.
Тем не менее эффективность от применения опор на уроке сводит к минимуму возможные негативные последствия. Опоры выполняют ряд немаловажных функций:
Таким образом, наглядность обеспечивает высокие результаты обучения. Главным условием достижения наилучших результатов при помощи наглядности является их умеренное применение и грамотное соотношение видов применяемых опор.
Принцип наглядности в дидактике
В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению некоторых специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения – 100000, т.е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.
Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принцип наглядности ставят на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.
Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.
Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному предмету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности:
Натуральная или естественная наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. такие, какие встречаются в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т.п.
Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения.
Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).
Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение конкретных практических операций при обучении в ПТУ и т.п.
Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление. Например, при выводе формулы расчета сопротивления проводника (на уроках физики) учащимся не надо показывать проводники разного сечения, из разного материала. Здесь необходимо, чтобы они представили абстрактный проводник и логически рассуждали, отчего может зависеть его сопротивление.
В последнее время особое значение в процессе обучения отводится изобразительной наглядности (хотя желательно использовать разнообразные виды в их сочетании). Преимущества изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например) заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).
Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:
Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы. Еще Н.Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо… ничего путного не сделают» (Пирогов Н. Вопросы жизни. Соч. Т. 1. – СПб, 1887. – С. 116).
Существуют разные способы сочетания слова и наглядности, которые подробно проанализированы и обобщены Л.В.Занковым в его книге «Наглядность и активизация учащихся в обучении» (М.: Учпедгиз, 1960). Наиболее типичными из них являются:
Очевидно, что второй способ более эффективен, нежели первый, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.
С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна быть как можно ярче и красочнее, например, при изучении истории, литературы и т.п.
С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления. Когда младших школьников мы обучаем счету, то не нужны плакаты с красивыми корабликами или самолетами, здесь необходимы плакаты с обычными карандашами, так как в противном случае мы привлечем внимание детей не к количеству предметов, не к счету, а к самолетикам, к самой картинке.
Виды наглядных средств обучения.
Виды наглядных средств обучения.
На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия. Принцип наглядности находит свое отражение в многообразии видов наглядности.
В современной дидактике принято различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.) и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.).
Существует классификация по внешним признакам. В нее включают: печатные (картины, иллюстрации, карты, схемы, таблицы); экранные и экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи); компьютерные (графические изображения: картины, рисунки, графики, таблицы) средства обучения.
Выделяют наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую.
К предметной наглядности относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию. Также выделяется специально изготовленная предметная наглядность – различные макеты и модели.
Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность. К изобразительной наглядности относятся произведения живописи, учебные карты, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются:
а) изображения документального характера – документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;
б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;
в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого;
г) технические средства обучения: диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски.
Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.
Высокая степень обобщенности содержания курса обществознания выдвигает на первое место условную наглядность, прежде всего, схематическую и символическую, к которым относятся таблицы и схемы. Их применение при изучении обществознания делает трудный материал более доступным для восприятия учащимися, способствует повышению их интереса к освоению данного курса, создает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности школьников. Использование таблиц и схем в образовательном процессе позволяет выявить самые существенные признаки изучаемого объекта и сознательно отвлечься от второстепенных характеристик, чтобы его главные черты могли быть изображены визуально и раскрывали, хотя и схематично, самую суть рассматриваемого объекта.
В современных условиях в школьной практике наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности.
Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины – наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Таким образом, у современного педагога на вооружении существует масса видов наглядного материала и средств его предоставления. А результативность и мастерство деятельности учителя зависит от его желания преподавать и любви к ученикам и своей профессии.
«Значение принципа наглядности в обучении»
Автор: Шевченко Наталья Михайловна
«Значение принципа наглядности в обучении»
Шевченко Наталья Михайловна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ Углегорская СОШ
В современной педагогической науке все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию разнообразных организационных форм и средств обучения, которые позволяют более эффективно решать учебно-воспитательные задачи, максимально учитывая содержание изучаемых курсов, возрастные особенности учащихся, разумное сочетание рационального и эмоционального в преподавании и учении. Социальные запросы, предъявляемые сегодня школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения. Одной из таких актуальных проблем и является потребность использования новых технологий в обучении, новых форм проведения интересных занятий, которые развивали бы у учащихся речь, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность. Здесь особое значение следует уделить принципу наглядности, в основе которого лежат определенные соотношения чувственного и логического в процессе обучения.
Принцип наглядности, как один из основных принципов обучения, в современной дидактике понимается шире как систематическая опора не только на конкретные предметы и их изображения, но и на их модели. Это, в свою очередь, означает расширение сферы их применения.
Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, точными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс усвоения.
Развивая идеи Коменского о наглядности в обучении, Песталоцци переоценивал наглядность, ошибочно считая ее абсолютной основой всякого познания.
К.Д.Ушинский подчеркивал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих “ формами, красками, ощущениями “. Наглядное обучение “ строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника или же прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье “. Такой ход учения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представления к мышлению, а не наоборот Ушинский считал единственно правильным, естественным, основывающимся на ясных психологических законах.
Подтверждая и развивая мысли Коменского и Песталоцци о необходимости использования возможно большего количества органов чувств в восприятии конкретной действительности, Ушинский говорил о необходимости сочетания наглядного обучения с мыслительной деятельностью учащихся, имея в виду, что наша мыслительная способность всегда имеет дело с материалами, почерпнутыми из реального мира. Образную речь учителя он соотносил к средствам наглядности, а наглядность считал одним из путей сближения учителя с классом, подтверждая это тем, что даже молчаливые дети под влиянием удачно выбранных средств наглядности говорят свободно и непринужденно.
Модификацией применения наглядности в обучении служит получившая распространение теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.). В основе этой теории лежит следующая : всякое умственное действие берет начало с материального, с внешнего действия. Чтобы сформировать любой умственный навык или умение, надо вначале создать учебные условия, моделирующие его в виде действий с предметами и иными объектами, затем перевести его выполнение на вербальный (словесный) уровень. Это позволяет реально управлять процессом формирования умственных действий.
Современная дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.
Различают следующие виды наглядности:
Изобразительная наглядность – карты, плакаты, таблицы, чертежи, рисунки, схемы, графики, картины, диаграммы.
Некоторые авторы выделяют в особую группу звуконаглядные средства, к которым относят звукозаписывающие и воспроизводящие звук приборы (магнитофоны и др.), а также словесную наглядность, применение в обучении художественного слова.
Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.
Принцип наглядности обучения способствует приобретению осознанных знаний, вызывает познавательную активность учащихся, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, доступности обучения и других дидактических принципов.
Степень использования наглядности и характер различны на различных ступенях обучения. Наиболее полно используется она в начальных классах, где довольно широко применяется индуктивный путь приобретения знаний. В средних и особенно старших классах наглядность сочетается с теоретическими положениями, которые излагаются учителем или формулируются в учебнике и играют роль исходного начала в обучении.
Психологические исследования и изучение опыта работы учителей говорят о том, что принцип наглядности может иметь не только положительное, но и отрицательное значение.
Чрезмерное увлечение наглядностью и неправильное ее использование затрудняет формирование понятий, так как отвлекает внимание учащихся от существенных признаков наблюдаемых предметов или явлений и усиливает второстепенные по сущности, но иногда более заметные по внешнему признаки, приводит к ошибочным обобщениям и выводам. Далеко не всегда точное воспроизведение предметов, о которых говорит на уроке учитель, способствует пониманию и усвоению материала. Так, например, при изучении математики, особенно в начальных классах, не следует увлекаться внешней стороной оформления наглядных средств, изображая их схематически и обращая больше внимания на установление логических связей между ними.
Таким образом, можно определить следующие функции наглядности:
На начальном этапе обучения большое внимание отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что у младших школьников особенно превалирует образное мышление. Поэтому наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы младших школьников, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.
При использовании мультимедийной наглядности в начальной школе, кадры видеосюжета должны быть однозначны, чтобы внимание учащихся сконцентрировать не на самом сюжете, а на конкретных предметах и ситуациях. По мере усложнения изучаемого материала усложняются и сами задания. Они приобретают характер коммуникативной направленности, например, пересказ фрагмента или рассказ о своем отношении к увиденному. Появляется возможность работы в парах по вопросно-ответной системе, что провоцирует общение и развивает речевые умения.
Самыми главными требованиями к любому виду наглядности являются: умеренность в оформлении и полезность в содержании. Именно в таком ракурсе должны создаваться наглядные материалы не только для младших школьников, но и для учащихся старших классов.
Правила применения наглядностей крайне просты.
Принцип наглядности получил всеобщее признание и возымел высокую значимости в обучении, но уникальные возможности человеческого зрения по переработке и распознаванию изображений еще недостаточно используются как в обычных, так и компьютерных учебниках, а вместе с тем и в других мультимедийных наглядностях.
От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.
Широкое использование того или иного вида иллюстраций, в трудных для понимания фрагментах текста, требующих наглядного разъяснения, иллюстрирования понятий и определений, явлений и процессов, а также оптимального использования иллюстраций для «оживления» всего материала (как печатного, так электронного) позволяют улучшить восприятие, понимание и усвоение, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом. Вышеперечисленные задачи в части реализации принципа наглядности с успехом решаются в настоящее время с помощью новых информационных технологий.
Какое же новое качество приобретает принцип наглядности обучения при использовании информационных технологий, в частности для разрабатывающихся электронных учебных изданий? Ответ на вопрос можно свести к следующим положениям:
с одной стороны, средства современных информационных технологий существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа;
с другой, в связи с тем, что при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание «наглядной абстракции», то есть разнообразных моделей (в т. ч. условно-графическая интерпретация), явлений, процессов.
По какому принципу осуществлять отбор перечня видов и количества иллюстративного материала? Ответ на поставленный вопрос содержится в следующих критериях, позволяющих отчасти определить целесообразность использования того или иного вида иллюстраций. В частности, как показывает опыт, иллюстративный материал нужно использовать в следующих случаях:
в местах, трудных для понимания учебного материала, требующих
дополнительного наглядного разъяснения;
для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков (в конце
модуля, темы, параграфа); для общего «оживления» учебного материала и повышения мотивации.
Так сколько должно быть иллюстраций, например, в одной теме? Ответ однозначен: количество иллюстраций диктуется содержанием учебного материала и психолого-возрастными особенностями контингента обучаемых. Конкретное количество иллюстраций на страницу или тему курса специально не может быть установлено.
Принцип наглядности в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Использовать наглядные средства в обучении важно не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей, т. к. это одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания.
Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.
Зимняя И. А. Педагогическая психология – М.: Логос, 2000.