внешний каркас палатки что это
Внешний каркас палатки что это
В этой статье сознательно не затрагиваются сверхдешевые палатки из гипермаркетов, имеющие однослойную конструкцию с внешними дугами.
Введение
В этой статье мы расскажем об интересной разновидности палаток, имеющих внешнее расположение каркаса. Такую конструкцию иногда называют «скандинавской», подобные палатки отличаются большим удобством использования в тяжелых погодных условиях, в противовес традиционной схеме с внутренним каркасом. Однако из-за высокой стоимости и/или большого веса они мало распространены среди обычных туристов, и большинство не имеет опыта обращения с ними.
С 2004 по 2016 годы автор статьи использовал в велопоходах и пеших ПВД немало моделей палаток производства Пик-99, Tramp, Salewa, MSR, Big Agnes и Marmot. Все они имели классическую конструкцию: каркас с подвешенной под ним внутренней палаткой, поверх натягивается тент.
Однако после серии велопоходов по Исландии, где туристы широко используют экспедиционные палатки с внешним каркасом (преимущественно Vaude), на глаза стало попадаться больше информации о подобных моделях. В 2015 году палатка Vaude Mark UL 3P была опробована автором в магазине, но оказалась тесновата, в 2016 году — приобретена большая палатка для семейных походов (Hilleberg Kaitum 3), а в 2017 — еще одна, поменьше и на 1 кг легче (Fjallraven Abisko Lite 3). Таким образом, в коллекции автора «скандинавские» палатки полностью заменили традиционные.
Основная цель этой замены — добиться максимальной легкости установки-сборки большой палатки в одиночку (пока жена отвлекает сына, чтобы он всё не порушил), в том числе под ливнем, в сильный ветер или зимой. Но обо всём по порядку.
Кому и зачем нужен внешний каркас
Палатки рассматриваемого типа (строго говоря, внешний каркас имеют не все — есть палатки, у которых карманы для дуг пришиты к тенту не снаружи, а внутри) имеют два существенных отличия от традиционных моделей с внутренним каркасом. Во-первых, внутренняя палатка и тент у них сцеплены друг с другом, и разделять их надо либо для просушки, либо при желании установить тент без внутренней палатки. Во-вторых, вся палатка тем или иным способом подвешивается под каркасом, при этом одновременно ставятся и внутренняя палатка, и тент.
Кстати, в коммерческой палатке впервые такая схема была использована шведом Бо Хиллебергом в 1973 году, а возможность при необходимости разделить тент и внутреннюю палатку появилась только спустя 4 года.
Такая конструкция палатки иногда называется «скандинавской» (у производителей встречается термин «Nordic», а Леонид Александров, известный как Комбриг, называет такую конструкцию «экзоскелетом»), и больше всего ей уделяют внимание именно компании со скандинавскими и европейскими корнями: Hilleberg (как родоначальник), Vaude, Fjallraven, Helsport, Tatonka, Jack Wolfskin, Снаряжение, Баск. Причину этого стоит искать в более низких температурах и в большем количестве осадков, характерных для Скандинавии по сравнению с США, где большинство разрабатываемых палаток (MSR, Marmot, Big Agnes и т. д.) имеют традиционную конструкцию.
Чтобы оценить главное достоинство «скандинавского» типа палаток, достаточно вспомнить, как происходит установка традиционной палатки под дождем:
При сборке палатки ее заливание водой происходит в обратном порядке.
Разумеется, опытные туристы научились сводить количество воды внутри палатки к минимуму. Если установка осуществляется вдвоем, то помощник держит тент над палаткой все время, пока другой турист работает с дугами. Это несложно при тихой погоде, на свежую голову и пока руки не онемели от холода, однако в тяжелых условиях возрастает шанс ошибиться и залить палатку. Кроме того, под дождем все операции нужно выполнять быстро, что увеличивает риск случайного повреждения палатки, особенно на фоне усталости.
Другая проблема возникает, если нужно поставить палатку в сильный ветер, особенно в одиночку. Приходится сначала прикреплять внутреннюю палатку колышками к земле, потом устанавливать дуги и поднимать внутреннюю часть. В этот момент возникает риск поломки палатки, поскольку оттяжки крепить пока что не к чему, а легкая внутренняя ткань заметно менее прочная, чем тент. Затем начинается самое сложное — правильная установка и закрепление тента, который норовит вырваться из рук и скрыться вдали. Сложность установки палатки при сочетании сильного ветра с сильным дождем читателю предлагается оценить самостоятельно.
Таким образом, несмотря на привычность большинству туристов, установку палатки с внутренним каркасом нельзя назвать легкой и удобной в тяжелых погодных условиях. А вот использование внешнего каркаса решает проблемы, присущие традиционным палаткам. Такие палатки специально разработаны для максимальной легкости установки под дождем, в сильный ветер, в одиночку и при этом будучи в толстых рукавицах.
Как работает палатка с внешним каркасом
Установка и сборка
Установка начинается с того, что когда вы извлекаете палатку из мешка и раскладываете ее на земле, она уже находится в сборе, и внутренняя ее часть закрыта тентом. Далее вы крепите тент к каркасу и поднимаете всю палатку целиком вместе с каркасом, при этом ее внутренняя часть ни на секунду не открывается непогоде.
Видео с установкой палатки в одиночку
при ветре 27 м/с (97 км/ч — сильный шторм)
Как правило, дуги внешнего каркаса полностью или частично заправляются в специальные карманы, пришитые снаружи (изредка — изнутри) к тенту, далее тент тем или иным способом натягивается на дугах. Карманы сделаны из прочной ткани с силиконовым покрытием, поэтому установка и извлечение дуг проходят предельно легко и быстро (несмотря на казалось бы сложный процесс), даже в теплых перчатках.
Поскольку тент не требуется точно позиционировать на собранном каркасе, и риска залить палатку нет, все операции могут быть выполнены в одиночку и без спешки, независимо от размеров палатки. У традиционных же моделей чем больше тент, тем сложнее с ним совладать.
В сильный ветер установка упрощается из-за того, что тент не нужно накидывать на палатку — достаточно лишь закрепить наветренную часть палатки несколькими колышками и оттяжками, и она уже никуда не улетит, можно спокойно собирать дальше. Ряд моделей палаток даже не предусматривает участия второго человека при установке — в тихую погоду ему будет практически нечего делать.
Зачастую владельцу доступны разные варианты установки палатки:
Особенности конструкции
Очень полезная особенность конструкции у многих палаток с внешним каркасом — если тент после ночи мокрый от дождя и/или конденсата, то можно вначале демонтировать внутреннюю палатку и отдельно уложить ее в сухое место, затем упаковать свои вещи под тентом и уже непосредственно перед выездом сложить тент и каркас. Таким образом, внутренняя палатка к следующей ночевке будет максимально сухой. Установка производится в обратном порядке — сначала ставится тент, потом под ним крепится внутренняя палатка.
На случай шторма или даже урагана (ряд моделей палаток выдерживает ветер ураганной силы) зачастую есть возможность радикально повысить прочность палатки посредством установки на двойных дугах. Для этого потребуется приобрести второй комплект дуг, а в остальном установка палатки мало отличается от обычной. Что важно в сильный ветер, в ряде случаев штормовые оттяжки не просто крепятся к тенту, а еще и обматываются вокруг дуг. А если дуга все же оказалась сломана, то вероятность, что она при этом порвёт тент, достаточно мала.
Для максимального натяжения тента у палаток с внешним каркасом часто используются специальные натяжители на дугах в поперечном направлении, а у полубочек — еще и стропы на торцах, натягивающие палатку в продольном направлении. Сильное натяжение облегчается с использованием полноразмерных карманов для дуг: дуга продевается в карман до упора, свободный конец устанавливается в натяжитель, тянем за стропу — и тент натянут. Застежки-фастексы, как заведомо слабое звено, практически не применяются.
У полусфер бывает гибридная система крепления тента к каркасу: концы дуг заправляются в короткие карманы, а центр подвешивается на клипсах. Так проще устанавливать палатку на двойных дугах, что важно в экстремальных условиях. Еще есть вариант, когда карманы разрываются в самой верхней точке полусферы, где дуги пересекаются. У фирмы Vaude применяется своя оригинальная конструкция: палатка подвешивается под каркасом на специальных эластичных шнурах.
В зимних условиях палатки с внешними дугами, заправляющимися в полноразмерные карманы, имеют преимущество: дуги изолированы от окружающей среды и от конденсата, собирающегося внутри палатки. Таким образом, секции дуг меньше смерзаются друг с другом.
Как известно, ко многим зарубежным палаткам можно докупить так называемый «футпринт» — это непромокаемый «второй пол», основная задача которого — продление срока службы дна палатки. Также, благодаря футпринту, в дождливую погоду дно палатки не касается мокрой земли. У палаток с внутренними дугами футпринт, при его наличии, отдельно расстилается на земле в самом начале сборки. Если дует ветер, то футпринт норовит улететь. Особенность палаток «скандинавского» типа — футпринт пристегивается к тенту так же, как и внутренняя палатка, и ставится одновременно со всей палаткой.
В отличие от традиционных палаток, футпринт у палаток с внешним каркасом обычно закрывает всю площадь пола, включая тамбуры, что удобно зимой (снег не начинается сразу за порогом палатки) и уменьшает конденсацию влаги, испаряющейся с почвы. Также появляется возможность сделать легкое 1-слойное укрытие с неплохой защитой от насекомых, если снять внутреннюю палатку. Некоторые модели палаток вдобавок имеют сетку на вентиляции тента как раз в расчете на такое использование — можно открыть вентиляцию, и комары не будут залетать. Иногда даже встречается сетка на выходах из тента дополнительно к основной тканевой двери.
Используемые материалы
У большинства моделей палаток с внешними дугами для изготовления максимально легкого и при этом прочного тента используется нейлон (полиамид) с 2-сторонним силиконовым покрытием (вплоть до 4 слоев чистого силикона), далее для краткости будем называть такую ткань Si-нейлоном. Еще в 1975 году всё тот же швед Бо Хиллеберг случайно обнаружил, что такая ткань обладает высокой прочностью на раздир — до 6–7 раз превышающей аналогичный показатель у традиционных тканей с полиуретановым (ПУ) покрытием. Считается, что причина этого в том, что силикон действует, как связующее между нитями.
Кстати, прочность на раздир измеряется по ISO 13937-4 — в образце вырезается П-образный язычок, и за него тянут, измеряя усилие. Если пытаться порвать неповрежденную ткань («разрыв», а не «раздир»), то это окажется намного тяжелее.
Применяемые для качественных тентов ткани варьируются от сверхлёгкого Si-нейлона плотностью 15–20D с прочностью на раздир 8–10 кгс (даже такую ткань сложно порвать голыми руками) до Si-нейлона 40D с прочностью 15–20 кгс. Последний вариант применяется в палатках экстремального класса и оказывается вдвое легче нейлона или полиэстера плотностью 68–75D с полиуретановым покрытием — типичной недорогой палаточной ткани, имеющей прочность на раздир всего 5 кгс.
Однако швы на ткани с двухсторонним силиконовым покрытием нельзя проклеивать термолентой в заводских условиях. Вместо этого используется специальная технология шитья, не требующая обязательной проклейки: например, принудительное охлаждение иголок, специальная разбухающая от воды нить или минимальная скорость машинки, чтобы иголка не проплавляла ткань. Швы на тенте делаются с зацепом, так, что нитка прошивает сразу 4 слоя ткани. При желании, владелец может проклеить тент палатки вручную кисточкой с силиконовым клеем, однако на новых палатках это обычно не требуется.
Для пола на таких палатках обычно используется привычный нейлон с полиуретановым покрытием и плотностью 40D. 100D. Считается, что такое покрытие хоть и не дает большой прочности на раздир, зато усиливает устойчивость ткани к проколу (из-за того, что полиуретан формирует сплошную пленку), что актуальнее для пола. В бюджетных моделях аналогичная ткань может использоваться и для тента, однако такое решение приблизительно на полкило увеличивает вес, который и без того немаленький.
Тип используемых дуг для каркаса зависит от ценового диапазона: от обычных дуг у бюджетных российских моделей до легких DAC Featherlite NSL с переменным диаметром у импортных палаток высшего класса, где комплект таких дуг стоит как целая российская палатка. Диаметр дуг зависит от класса палатки — у более легких моделей применяются 9-мм дуги, у более прочных — 10 мм или даже 11 мм. Если палатка имеет малый радиус изгиба дуг (например, полубочка), либо производителю хочется сделать сечение палатки более «квадратным», дуги получают слегка изогнутую форму еще на заводе. Хорошим тоном считается прикладывать к палатке запасную секцию дуги и ремонтную втулку.
В целом, именно на палатках с внешним каркасом чаще всего встречаются наиболее передовые материалы в палаткостроении, дающие более выгодное сочетание массы и прочности (увы — за счет высокой стоимости). Вдобавок, из-за отсутствия непосредственного соприкосновения тента с дугами, соединительными втулками и клипсами (как у классических палаток), ткань тента меньше подвержена истиранию и прослужит дольше.
Недостатки внешнего каркаса
Почему же палатки «скандинавского» типа не получили широкого распространения? Несмотря на хорошую работу в тяжелых погодных условиях, у таких палаток есть ряд серьезных недостатков:
Да, недостатки достаточно существенные, особенно сочетание достаточно большой массы и высокой стоимости. С другой стороны, производители таких палаток продвигают идею того, что счастье кроется не в граммах, и более тяжелая и прочная палатка имеет больше шансов преодолеть трудности, встречающиеся в походах. Наверно, в этом тоже есть своя истина.
Во второй части статьи мы рассмотрим распространенные конструкции палаток с внешним каркасом.
Внешний каркас палатки что это
В первой части статьи мы рассмотрели конструктивные особенности палаток с внешним каркасом (иногда называемых «скандинавскими»), их достоинства и недостатки. Напомним, такие палатки отлично подходят для эксплуатации в тяжелых погодных условиях, однако при этом заметно тяжелее и дороже традиционных.
Примеры конструкции
Здесь мы не претендуем на полноту описания всех возможных разновидностей палаток с внешним каркасом (например, типа «шатёр») — расскажем о наиболее часто используемых вариантах, имеющих свои характерные особенности.
Виды геометрии палаток и их особенности были ранее описаны в нашей статье про палатки для велотуризма.
Полусферы и их разновидности
Классические полусферы с внутренними дугами можно без сомнений назвать самыми популярными палатками среди туристов всего мира, они выпускаются в самых разных вариантах конструкции. Но большинство моделей классических полусфер относятся к трекинговым палаткам — средним во всех смыслах, умеренно прочным и достаточно легким. Такие палатки подходят для нужд большинства туристов, что и объясняет их популярность.
В исполнении же с внешними дугами типичная полусфера — это тяжелая, прочная и очень устойчивая палатка для походов по горной местности, намного более ветро- и снегостойкая, чем классические привычные всем трекинговые полусферы.
Зачастую такие палатки имеют 3 дуги полной длины — таким образом, тамбур растягивается отдельной дугой и не требует наличия колышков (по земле проходит система шнуров, позволяющих каркасу держать форму даже без установленной внутренней палатки). Такая палатка является полностью самонесущей и одинаково легко ставится как на обычной почве, так и на льду, снегу и камнях.
Отметим, что в ветреную погоду нормальное закрепление палатки колышками и оттяжками необходимо в любом случае. Современные палатки не предназначены для «работы» в сильный ветер без оттяжек, и немалая часть поломок происходит из-за пренебрежения этим правилом.
Платой за прочность и удобство установки выступает большой вес: такие палатки примерно на килограмм тяжелее обычных трекинговых полусфер. Типичные двухместные палатки с 3 дугами начинаются от 3 кг (здесь и далее имеется в виду полный вес палатки в заводской комплектации), трехместные — от 3,7 кг. Существует даже одноместная палатка такой конструкции весом 2,4 кг (на фото справа). И всё это с использованием ткани тента плотностью 20–30D, то есть весьма и весьма легкой.
Можно сказать, что такие палатки предназначены для действительно сложных погодных условий, наблюдающихся только в горах, а в лесной зоне их прочность избыточна. Для наиболее суровых условий (когда от палатки зависит выживание обитателей) выпускаются еще более тяжелые и прочные модели.
Также распространены полусферы с 2 дугами (иногда с коромыслом, увеличивающим ширину палатки в верхней части), которые легче моделей с 3 полными дугами примерно на 500–800 грамм и ближе по своим свойствам к традиционным трекинговым палаткам. Такие палатки уже требуют как минимум пару колышков для растягивания тамбуров.
Полусферы с внешними дугами бывают и в сверхлегком исполнении с массой, начинающейся от 1700 грамм для двухместных моделей и вплоть до таких рекордов облегчения, как 2500 грамм у трехместной полусферы с 3 дугами. Разумеется, здесь не идет речи о выдающейся долговечности и просторности подобной палатки — всё подчинено малому весу, включая количество места для поклажи. Нередко такие палатки относятся к 3-сезонным и имеют упрощенную вентиляцию с большими сетчатыми окнами и зазорами между тентом и землей.
Также к разновидностям полусфер можно условно отнести геодезические модели с 4 и более дугами, отличающиеся чрезвычайной прочностью и запредельным весом. Эти палатки предназначены сугубо для экстремальных погодных условий с ураганными ветрами и далеко выходят за рамки нашей статьи.
В отличие от классических палаток, среди моделей с внешними дугами полусферы не держат уверенное первенство по популярности среди туристов. Что, в общем, вполне объяснимо, учитывая их немалый вес и избыточную для многих прочность. Вот как распределяется интерес клиентов к различным видам палаток у законодателя мод в этом классе, компании Hilleberg:
(На основании числа просмотров роликов с установкой различных моделей палаток на канале Youtube )
Почему так много полубочек?
Поскольку конструкция с внешним каркасом хронически страдает от лишнего веса, один из способов облегчить палатку без снижения прочности, долговечности и обитаемости — отказаться от самонесущей конструкции, сделав такую палатку на основе полубочки. Интересно, что среди традиционных палаток полубочки почти не встречаются, тогда как с внешними дугами они очень популярны (как минимум, не уступают полусферам).
Такие палатки характеризуются хорошим сочетанием веса, прочности и внутреннего объема. Однако ради этого пришлось пожертвовать возможностью легкой установки там, где нельзя использовать обычные колышки. Владельцу такой палатки придется использовать специальные снежные или скальные колышки, а при стоянке на камнях — укреплять углы палатки подручными тяжелыми предметами.
Вашему вниманию предлагается реальный опыт использования снежных колышков длиной 30 см (масса каждого — 50 грамм) в жестком снегу глубиной сантиметров 5. Сложность в том, что земля под снегом смерзлась, и обычный колышек вбивать жалко, можно погнуть. Проблема решилась так: снежный колышек с веревочкой и карабинчиком кладется плашмя, на него набрасывается горка снега со всей округи, затем надо аккуратно попрыгать сверху — держит! А когда к утру снег заледенел, колышки оказалось не так уж просто извлечь (качественно вмёрзшие колышки проще всего извлекать лопатой). Еще снежные колышки в летнее время удобно использовать на рыхлом песке, а на скалах их можно приваливать горкой камней или расклинивать в складках местности.
Распространенное заблуждение гласит, что полубочки требуют много колышков для установки. На самом деле, чтобы палатка уверенно стояла, достаточно всего четырех колышков, сильно (это важно) натягивающих тент с торцов. (Впрочем, палатка кое-как стоит и с 2 колышками, примерно как традиционная полусфера без колышков.) В отличие от ряда легких конструкций палаток, тут не нужна целая система оттяжек, чтобы тент не ложился на внутреннюю палатку — сверх четырех основных, дополнительные колышки и оттяжки устанавливаются по желанию владельца, в зависимости от погоды.
Установка палатки Hilleberg Kaitum 3 занимает от 3,5 минут (видео автора)
Полубочки превосходно противостоят ветру, дующему с торцов. Боковой ветер эти палатки переносят хуже полусфер с 3 дугами (примерно на уровне обычных трекинговых палаток) и требуют использования оттяжек. С ними такая палатка может выдержать штормовой ветер, а компактные прочные модели — даже ураганный (более 33 м/с), тогда как трекинговые палатки даже с оттяжками нередко ломаются при 20–22 м/с. Однако полубочки плохо переносят статическую нагрузку от выпавшего мокрого снега — нарастает «шапка», которая норовит продавить палатку.
Малые полубочки (с 1 тамбуром)
Разновидность малых полубочек (с 2–3 дугами) имеет один довольно просторный тамбур с вертикальной торцевой стенкой, а задняя часть палатки снижается к торцу до нуля. Дно палатки сужается к ногам. Такие палатки достаточно приземистые, спартанские и больше рассчитаны на ночлег после ходового дня, нежели на непрерывное проживание в них. Однако бывают и достаточно тяжелые модели, отличающиеся высокой прочностью, живучестью и неплохим комфортом. С малыми полубочками идет до 22 колышков и до 8 сдвоенных оттяжек.
Легкие двухместные полубочки с 2 дугами и стандартным тамбуром (без отдельной дуги) весят приблизительно 1,8–2,5 кг, трехместные — 2–2,8 кг. Более крупные и живучие модели будут потяжелее на полкило–килограмм. Для достаточного простора малую полубочку лучше брать «на размер больше». Наличие сверхразмерного тамбура на отдельной дуге увеличивает массу палатки на 300–1000 грамм, и при этом длина палатки будет превышать 4 метра. Впрочем, даже стандартный тамбур весьма просторен (намного больше тамбура у типичной полусферы — свободно вмещает сидящего взрослого человека), хорошо защищает багаж и вход от дождя и вмещает вещи для двоих человек.
К малым полубочкам также можно отнести одноместные (редко — полуторные) конструкции на одной дуге, где торцы палатки поддерживаются с помощью растяжек. Они имеют боковой тамбур, весят в пределах 1–2 кг и популярны среди тех, кому нужна предельно легкая одноместная палатка всесезонного класса.
Большие полубочки (с 2 тамбурами)
У малых полубочек есть две характерные проблемы: во-первых, в задней части потолок палатки круто снижается, пол сужается (например, со 160 до 115 см у трехместной модели), и внутренний объем оказывается маловат для номинального числа обитателей. Во-вторых, такие палатки имеют только один тамбур, что плохо влияет на удобство входа-выхода, складирования багажа и качество вентиляции.
Эти проблемы решены у больших полубочек, имеющих 3–4 дуги, два тамбура в торцах и солидную длину — от 4 метров. У этих палаток высота потолка приблизительно постоянна на всем протяжении, внутреннего простора хватает с лихвой, есть две отвесные торцевые стенки (вместо одной у малых полубочек), а пространства для складирования вещей минимум в 2 раза больше. Можно один тамбур полностью забить вещами, а другой — отвести под вход-выход или вообще убрать для лучшей вентиляции в жару. Благодаря вертикальности торцевых стенок, эти палатки отличаются максимально возможной «эффективной» длиной спального места, тогда как у других видов наклонные торцы уменьшают фактически доступную длину.
Интересно, что и малые, и большие полубочки устанавливаются одинаково на своих 4 колышках, разница только в количестве дуг, которые надо установить в карманы на тенте. Разумеется, в ветреную погоду чем больше палатка, тем лучше ее надо укреплять.
Часто большие полубочки оснащены еще и сверхразмерным тамбуром на 4-й дуге — таким образом, длина палатки достигает 5,5 метров, а пространство для складирования багажа (или готовки в тамбуре) становится просто огромным.
Конечно, большие размеры не проходят бесследно для массы: модели со стандартными тамбурами начинаются от 3 кг (двухместные), однако большинство больших полубочек выпускаются с увеличенным тамбуром и весят много: от 3,7 кг начинаются двухместки, и далее каждое следующее место прибавляет минимум по 400 грамм. Самые крупные и прочные четырехместные модели могут весить до 6 кг.
Кому нужны такие тяжелые и большие палатки? Зачастую они используются в качестве базового лагеря в высокогорье (например, на Эвересте) и в таких регионах мира, как Антарктика и Заполярье. Хотя палатки с геодезической геометрией прочнее, тяжелые полубочки с использованием двойных дуг и множества оттяжек (обычно с палаткой такого класса идет до 22 колышков и до 10 сдвоенных оттяжек) намного просторнее и, по всей видимости, уверенно противостоят самым сильным ветрам.
С другой стороны, модели полегче (весом 3–4 кг) вполне могут использоваться в качестве особо просторных, теплых и прочных семейных или общественных палаток. Благодаря вертикальным торцевым стенкам, внутренний объем таких палаток и их тамбуров просто несравним с классическими полусферами.
Полубочки с хребтом
Эти палатки выпускаются фирмой Vaude и призваны добиться сочетания просторности полубочки с самонесущей конструкцией полусферы. В отличие от всех ранее рассмотренных палаток, здесь используются не отдельные полные дуги, а единая Ж-образная конструкция каркаса. Хотя она придает возможность установки без колышков, наличие муфт-соединителей, теоретически, может снижать прочность каркаса при экстремальных погодных условиях. Возможность установки на двойном каркасе здесь отсутствует.
Особенность такой конструкции — когда палатка расстелена на земле, каркас не продевается в карманы на тенте, а устанавливается сверху на палатку, почти как у традиционных моделей. Далее тент крепится к каркасу оригинальным образом — с помощью крючков и эластичного шнура. По опыту, крепить тент таким образом довольно просто и удобно (хоть и непривычно) — на установку всей палатки тратится столько же времени, как на установку внутренней палатки у классической конструкции. По идее, такой способ крепления должен снизить парусность палатки, но с другой стороны, эластичный силовой шнур — это явная уязвимая часть конструкции.
В целом, полубочки с хребтом менее просторны, чем обычные полубочки. У них сечение жилой части ближе к треугольнику, чем к полукругу (но иногда в верхней точке каркаса добавляют поперечное «коромысло» для увеличения просторности), нет вертикальных торцевых стенок, а тамбуры заметно меньше по объему. Немаловажно, что по бокам есть большие площади тента без поддержки дугами. В отличие от обычных полубочек, здесь следует использовать оттяжки, чтобы тент не ложился на внутреннюю палатку. Печальный опыт автора показывает, что оттяжка посреди большого полотнища ткани (обычно оттяжки стараются ставить как минимум на шов, а лучше — на дугу) может быть вырвана вместе с солидным куском тента.
При определенных недостатках полубочек с хребтом, они мало отличаются по весу от обычных полубочек (за счет меньшей просторности), заметно легче полусфер с 3 дугами и, что важно для многих, являются самонесущими.
Палатки Y-образной конструкции
Такие палатки с внешними дугами тоже выпускаются фирмой Vaude, и фактически они представляют собой «половинки» от полубочек с хребтом. Передняя часть у них практически такая же, а задняя — плавно опускается до земли. Интересно, что здесь используется не подвеска тента под каркасом на шнуре, а внешние или даже внутренние карманы для дуг.
Автор использовал Y-образную палатку (с традиционным расположением дуг) в 2013–2015 годах. Можно засвидетельствовать, что подобные модели менее удобны, чем полубочки с 1 тамбуром. Они требуют нескольких оттяжек, чтобы тент не ложился на палатку, часто отсутствует удобная вертикальная лицевая стенка (она же дверь), тамбур достаточно низкий и маленький.
Такие палатки больше подходят для летних ПВД с минимумом снаряжения, а для длительных и зимних походов они менее удобны. С другой стороны, такие палатки весьма легкие и могут быть самонесущими.
Заключение
В этой статье мы рассказали об основных особенностях палаток с внешними дугами, их разновидностях, достоинствах и недостатках. Автор остался очень доволен двумя своими полубочками, особенно в части простоты установки и сборки, наличия места для поклажи и достигаемой защиты от непогоды. Очень важно, что установка и сборка палатки перестали доставлять какие-либо неудобства в дождь, ветер и мороз — достаточно вспомнить борьбу с тентом в сильный ветер или немеющие руки, когда приходится разбирать обледеневшую палатку поутру.
Как оказалось, качественную полубочку устанавливать даже легче, чем формально самонесущую сверхлегкую палатку, которая, однако, требовала несколько оттяжек для того, чтобы тент не ложился на палатку. Здесь же достаточно всего 4 колышков, которые в велотуризме могут быть заменены лежащими велосипедами либо подручными тяжелыми предметами. Конечно, если обычные колышки использовать нельзя, то установка палатки заставляет задуматься об использовании специальных колышков для снега или каменистого грунта.
К сожалению, по сочетанию массы и стоимости палатки с внешним каркасом сильно проигрывают традиционным. Особенно это относится к импортным палаткам, стоимость которых обычно начинается от 500 долларов и легко переваливает за 1000. Кроме того, покупатель зачастую вынужден выбирать между не самонесущими полубочками и избыточно тяжелыми и прочными полусферами. Увы, даже с неограниченным бюджетом выбор подходящей палатки — это всегда компромисс.
Нужна ли палатка с внешним каркасом обычному туристу? На взгляд автора, такая палатка пригодится в походах «повышенной сложности», то есть по регионам с заведомо дождливым и холодным климатом, а также с ночевками на открытых пространствах или хотя бы в небольших горах. Во всех этих случаях есть риск попасть на такие погодные условия, когда обычная трекинговая палатка если и не будет повреждена, то доставит немало неприятных минут при установке и сборке.
Отдельно хочется сказать про зимние походы — легкость установки-сборки в рукавицах и (в ряде случаев) защиту дуг от смерзания нельзя переоценить. Разумеется, это в первую очередь относится к полусферам на 3 дугах, которые словно созданы для зимы, с их легкой установкой без колышков. Полубочки зимой требуют использования специальных «снежных» колышков (либо лыж и палок в случае лыжных походов).
С другой стороны, для простых походов по лесной зоне палатки с внешними дугами, особенно полусферы, — это повод серьезно задуматься над тем, так ли много вы приобретаете по сравнению с обычными моделями. Тут уже могут быть важны такие недостатки, как заметно больший вес таких палаток по сравнению с трекинговыми, а уж про стоимость импортных моделей мы промолчим. Впрочем, самые передовые технологии палаткостроения имеют свою цену.
Надеемся, что эта статья даст читателям полезную информацию и поможет в выборе своей палатки.
© 2017 Владимир Горбунов (VORON)
Фото из архива автора и фирм-производителей:
Hilleberg, Fjallraven и Vaude, а также сообщества Wikipedia