внешний долг что это значит
Внешний долг
Что такое внешний долг?
Внешний долг – это деньги, взятые в долг правительством, корпорацией или частным домохозяйством у правительства или частных кредиторов другой страны. Внешний долг также включает обязательства перед международными организациями, такими как Всемирный банк, Азиатский банк развития (АБР) и Международный валютный фонд (МВФ). Общий внешний долг может представлять собой сочетание краткосрочных и долгосрочных обязательств.
Внешний долг, также известный как внешний долг, в последние десятилетия неуклонно растет с нежелательными побочными эффектами в некоторых странах-заемщиках. К ним относятся замедление экономического роста, особенно в странах с низким уровнем дохода, а также тяжелые долговые кризисы, потрясения на финансовых рынках и даже вторичные эффекты, такие как рост нарушений прав человека.
Ключевые выводы
Понимание внешнего долга
Правительство или корпорация могут брать займы у иностранного кредитора по ряду причин. Во-первых, местные долговые рынки могут быть недостаточно глубокими для удовлетворения своих потребностей в заимствованиях, особенно в развивающихся странах. Или иностранные кредиторы могут просто предложить более привлекательные условия. Особенно для стран с низкими доходами заимствование у международных организаций, таких как Всемирный банк, является важным вариантом, поскольку он может обеспечить финансирование, которое иначе было бы невозможно получить, по привлекательным ставкам и с гибкими графиками погашения.
Всемирный банк совместно с МВФ и Quarterly External Debt Statistics (QEDS). Сбор данных о долгосрочном внешнем долге также осуществляется совместно Всемирным банком, отдельными странами, имеющими внешнюю задолженность, а также многосторонними банками и официальными кредитными агентствами в основных странах-кредиторах.
Влияние роста внешнего долга
Чрезмерный уровень внешнего долга может ограничить способность стран инвестировать в свое экономическое будущее – будь то через инфраструктуру, образование или здравоохранение, – поскольку их ограниченные доходы идут на обслуживание своих кредитов. Это мешает долгосрочному экономическому росту.
Плохое управление долгом в сочетании с потрясениями, такими как обвал цен на сырьевые товары или серьезный экономический спад, также могут спровоцировать долговой кризис. Это часто усугубляется тем, что внешний долг обычно выражается в валюте страны кредитора, а не заемщика. Это означает, что если валюта страны-заемщика ослабевает, обслуживать эти долги становится намного сложнее.
Высокий уровень внешней задолженности способствовал возникновению некоторых из самых серьезных экономических кризисов за последние десятилетия, включая азиатский финансовый кризис и, по крайней мере, в случае Греции и Португалии, долговой кризис еврозоны.
В ожидании следующего кризиса
Согласно одной из оценок, сумма денег, которые правительства развивающихся стран выплачивают в счет погашения внешнего долга, почти удвоилась с 2010 по 2018 год как процент от государственных доходов. Чрезвычайно низкие процентные ставки, действующие после глобального финансового кризиса 2008 года, облегчили правительствам, предприятиям и потребителям возможность брать на себя более высокие долги. А в связи с серьезным глобальным экономическим спадом, разворачивающимся из-за распространения нового коронавируса, в недалеком будущем представляется вероятным разрушительный долговой кризис в одной или нескольких странах.
Человеческая цена высокого внешнего долга
Помимо страданий, вызванных экономической стагнацией, Организация Объединенных Наций также связала высокий уровень внешнего долга и зависимость правительства от иностранной помощи с нарушениями прав человека. В связи с экономическим кризисом правительства сокращают социальные расходы и сокращают ресурсы, необходимые для обеспечения соблюдения трудовых норм и соблюдения прав человека, заявляет ООН.
Что такое государственный долг страны
Инвестпривет, друзья! В последнее время всё чаще в новостях говорят о государственном долге различных стран. Разберемся, что это такое, из каких частей состоит государственный долг, как он измеряется, как влияет на экономику и почему инвестору необходимо о нем знать.
Что такое государственный долг
Госдолг, если говорить простыми словами – это макроэкономический показатель, характеризующий общий размер задолженности государства перед своими кредиторами. Кредиторами государства могут быть:
Основу госдолга составляют государственные облигации. В России, например, это ОФЗ (облигации федерального займа), ОФЗ-н и муниципальные облигации, в США – казначейские облигации (трежерис).
Купить госдолг любой страны можно на бирже в свободном доступе. Те же ОФЗ могут купить кто угодно. На Мосбирже также обращаются государственные облигации Белоруссии и Казахстана – можно вложиться в госдолг братских государств.
Трежеря купить на Мосбирже не получится: за ними нужно идти на Нью-Йоркскую биржу. Но инвестировать в американский госдолг можно опосредованно – путем покупки ETF FXMM или FXTB.
Госдолг, как и любой кредит, включает в себя тело займа и проценты. Процент заимствования определяется значением ключевой ставки центрального банка. Чем выше значение ставки, тем дороже обходится обслуживание долга.
Например, ключевая ставка ЦБ РФ на текущий момент составляет 4,25%. Ставка бескупонной доходности гособлигации составляет 4,05-7,11% годовых. Именно в таком диапазоне находится среднее значение ставки по российском госдолгу.
Лучше всех себя на рынке внешних заимствований чувствуют себя американцы – базовая ставка ФРС США равна 0-0,25%. В итоге доходность трежерис находится в районе 1-2%. Представьте, что вы бы платили кредит по ставке 1% годовых, а еще бы имели возможность нарисовать (напечатать) денежки, чтобы отдать долги?
Типы госдолгов
Существуют два подхода к трактовке понятия «внешний долг»:
Также госдолг бывает отрицательным или положительным. Отрицательный госдолг – это хорошо. Его наличие означает, что резервов государства хватает для покрытия обязательств. Но у большинства стран госдолг положительный.
Главное для правительств – следить, чтобы соотношение госдолга и ВВП не переходило опасную черту в 77%.
У России традиционно низкий госдолг. На 1 июля 2020 года он составлял примерно 14,765 трлн рублей, из которых 11,171 трлн рублей – внутренний госдолг, а 3,594 трлн рублей (или 51 млн долларов) – внешний.
Внутренний и внешний долг
Итак, госдолг делится на внутренний и внешний. Внутренний долг – это обязательства правительства перед физлицами, организациями и банками внутри страны, а именно:
Внешний госдолг – это долги по бумагам, номинированным в иностранной валюте и выпущенных для покупки иностранными агентами. К ним относятся:
Основная масса госдолга обоих типов формируется гособлигациями.
В российский госдолг, кстати, можно проинвестировать с помощью БПИФа SBGB.
Как покрывается и обслуживается долг
Государство, как и любой другой должник, обязано погашать свои обязательства, выплачивая при этом проценты. И чем выше уровень доверия к государству, тем охотнее ему будут давать в долг, и тем меньшую ставку оно будет предлагать. Если же доверия к государству нет, и инвесторы ожидают от него дефолта (привет Венесуэле!), то для привлечения капитала правительство будет увеличивать ставку по своим облигациям.
Платит государство, как и любой другой должник, по графику – в каждом выпуске облигаций зафиксированы даты и суммы платежей, а также дата окончательного расчета, когда будет погашен весь выпуск.
Платежеспособность государства оценивается по многим параметрам. Самый главный – наличие ликвидных активов. Обычно к ликвидным активам относятся:
Государство покрывает свои долги за счет данных средств. Россия имеет валютные запасы практически эквивалентные по размеру госдолгу. То есть в случае чего наша страна может тут же расплатиться со всеми долгами разом.
Если у государства не хватает денег на покрытие внешних и внутренних долгов, то оно может нарастить резервы не совсем приятными для граждан способами: путем повышения налогов и акцизов или сокращения внутренних расходов.
Ну, или правительство можете перезанять денег у других стран (или у своих граждан), реструктуризировать задолженность или (если это США) напечатать недостающую сумму долга.
Чем грозят санкции против российского госдолга
США уже несколько раз грозились ввести санкции против российского госдолга (и иногда-таки вводили). Что это значит на практике? США запрещают своим внутренним инвесторам приобретать и хранить российские государственные бумаги – то есть ОФЗ.
Чем это грозит России?
Владельцами значительной части ОФЗ (в разные времена – от 30% до 44%) является нерезиденты России – иностранные инвесторы. Чтобы купить ОФЗ, они меняют свои франк, иены и доллары на рубли. Если они будут выходить из ОФЗ, это грозит:
В итоге для России выход нерезидентов из ОФЗ ничем хорошим не обернется. И сильная нефть тут не поможет.
С другой стороны, падение стоимости ОФЗ повлечет повышение их доходности – и внутренние инвесторы будут охотнее скупать российские госбумаги с высоким уровнем надежности. Но вот девальвация рубля – это будет очень неприятно.
Для чего нужно смотреть на размер госдолга
Само по себе значение госдолга мало о чем говорит – это всего лишь показатель. Гораздо интереснее (и полезнее) сравнивать госдолг с другими макроэкономическими показателями, например, резервами и ВВП.
В сравнении с резервами госдолг показывает платежеспособность страны. Его у страны нет возможности заплатить по долгам, то ее облигации начнут падать в цене. При прекращении выплат появляется вероятность дефолта. А это вообще неприятная вещь, уж поверьте.
В сравнении с ВВП госдолг показывает долговую нагрузку компании. Это некий аналог мультипликатора NetDebt / EBITDA для предприятия, который позволяет оценить «запас прочности» государства.
Специалисты Всемирного банка считают, что пороговым «безопасным» значением является размер госдолга в 77% от ВВП. Если ниже – всё нормально. Выше – пора бить тревогу.
У России на протяжении последних 10 лет соотношение госдолга и ВВП было меньше 17%. А вот у США он составляет 107%. Рекордсмен здесь Япония – соотношение госдолга и ВВП у нее 237%.
Власти обычно стремятся установить ограничение на размер госдолга, но помогает это мало. В тех же США потолок госдолга регулярно поднимают.
В целом для таких развитых экономик, как Япония, США или Италия, высокий уровень госдолга по отношению к ВВП не является проблемой, если он (госдолг) обслуживается. Но в той же Японии такая нагрузка – проблема. Уже больше трех десятилетий в стране пытаются разогнать инфляцию и простимулировать производство. Получается плохо.
Для развивающихся стран высокий показатель госдолг / ВВП критичен. Страна просто не сможет брать в долг по хорошим процентам и развиваться.
Страны с самым высоким и низким госдолгом
Рекордсменом по самому высокому размеру госдолга являются США – они должны кредиторам 26,728 трлн долларов. Затем идут:
Весь внешний долг Евросоюза составляет 15,378 трлн долларов, а Еврозоны – 11,807 трлн.
Единственная страна с отрицательным внешним госдолгом – Великобритания, ее госдолг равен –10,99 млрд долларов. Также небольшой долг у Никарагуа (0,21 млрд долларов), Сейшелов (0,837 млрд), Косово (1,414 млрд), Суринама (1,581 млрд), Ботсваны (2,27 млрд), Черногории (3,693 млрд).
По отношению госдолга к ВВП «места» распределены так:
Это, можно сказать, самые закредитованные страны. Они должны выплатить гораздо больше, чем производят внутреннего продукта.
С другой стороны находятся:
У этих стран долгов гораздо меньше по сравнению с ВВП.
У братской Белоруссии, кстати, отношение госдолга к ВВП составляет 26,5%, а у Казахстана – 21,9%. У Китая – 50,5%.
Теперь вы знаете, что такое государственный долг и почему на него нужно обращать внимание, когда вы выходите на международный рынок облигаций. Конечно, только по этому показателю оценивать платежеспособность страны не нужно – но этот индикатор важен в общей картине. Удачи, и да пребудут с вами деньги!
Госдолг: что это такое и какие виды бывают
«Долг платежом красен!» А что, если должник – не человек, а целое государство? Кто может дать взаймы целой стране, насколько большим бывает госдолг? Подробнее расскажем в статье.
28,4 трлн долларов – поистине астрономическая сумма. Чтобы осознать, насколько это много, попробуйте представить гору чистого золота весом в полмиллиона тонн – она будет сравнима с египетской пирамидой средних размеров. И это не оценочные затраты на колонизацию Марса в ближайшем столетии, а размер долга.
Конечно, вы догадались, что речь идет о госдолге США. Объем их ВВП более века является самым большим в мире, но даже он не дотягивает до размера ее государственных обязательств (107% от ВВП).
На первый взгляд положение нашей страны намного устойчивее, чем США. Однако все не так просто.
Что такое госдолг
Кто и кому должен, и, главное, кто понесет ответственность за неисполнение своих обязательств?
Госдолг – это важный макроэкономический показатель, который отражает объем задолженности государства перед различными кредиторами, в числе которых могут быть:
Да-да, любой россиянин может одолжить денег государству. Причем не только своему, но и многим другим. И для этого не нужно нести в Министерство Финансов наличные деньги или переводить их на банковскую карту директору ФРС (Федеральная резервная система США – аналог нашего Центробанка).
Достаточно открыть брокерский счет в любом банке и приобрести государственные облигации. В России они называются ОФЗ (облигации федерального займа), в США – казначейские облигации (иначе – трежерис).
Наверняка вы слышали что-нибудь в духе: «Доходность американских трежерис выросла до 2%. На мировом рынке финансов начинается паника». Речь идет как раз о казначейских облигациях США, которые вдобавок являются хорошим индикатором устойчивости мировой финансовой системы.
Логика следующая: если минфин США поднимает доходность трежерис, это значит, что интерес инвесторов к ним падает. Чтобы его поддержать, приходится увеличивать купонный доход (прибыль с каждой облигации).
Соответственно, с одной стороны будет быстрее расти задолженность государства перед держателями облигаций, с другой – пассивность инвесторов означает слабую веру в потенциал экономического роста страны. Оба фактора не предвещают США, а значит, и всей мировой экономике ничего хорошего.
Таким образом, чем более устойчива экономика страны и выше ее кредитный рейтинг, тем ниже доходность государственных облигаций. Она напрямую зависит от ключевой ставки Центробанка.
К примеру, для США этот показатель является одним из самых низких – базовая ставка ФРС сохраняется на уровне 0,25%. Соответственно, купонный доход для трежерис – в пределах 1-2%.
В России ключевая ставка уже достигла 6,75%, а доходность вновь выпущенных ОФЗ начинается от 7,5%. Приблизительно такая же картина и в других развивающихся странах.
Поэтому обслуживание госдолга для США – не настолько большая проблема, как это может показаться на первый взгляд. К тому же американский «печатный станок» позволяет в значительной мере нивелировать угрозу дефолта.
Дефолт (англ. default – неуплата) – ситуация, когда правительство страны отказывается от выполнения финансовых обязательств перед кредиторами в связи с отсутствием денег. То есть это своего рода банкротство на государственном уровне.
Многие помнят август 1998 года, когда Россия объявила дефолт. Главной причиной была неспособность государственных институтов власти выплачивать купонный доход по ОФЗ из-за неэффективного финансового планирования и управления.
А вот Аргентина, к примеру, объявляет дефолт с завидной регулярностью. Но это характерно только для стран с молодой развивающейся экономикой.
Какие типы госдолгов существуют
Есть несколько видов классификации.
В зависимости от того, кому государство задолжало, госдолг делят на:
В более широком понимании внутренний долг может также включать социальные и пенсионные обязательства государственных служб перед своими гражданами, которые обеспечиваются из казны.
В России и в ряде других стран с федеративным устройством отдельную категорию внутреннего долга занимают обязательства регионов перед инвесторами, муниципалитетами и гражданами.
Кроме того, в зависимости от баланса задолженности и всех видов накоплений, государственный долг может быть:
Очевидно, что власти любого государства должны стремиться сделать свой госдолг отрицательным. Однако у большинства развивающихся стран есть проблемы.
Россию в этом плане можно поставить в пример. В середине 2000-х годов, благодаря высоким ценам на нефть и, не в последнюю очередь, грамотному руководству, наша страна рассчиталась с большей частью долгов, как доставшихся по наследству от СССР, так и образовавшихся в «лихие девяностые».
До лета 2020 года наш государственный долг был в отрицательных значениях – сумма на счетах двух суверенных российских Фондов (Резервном и Фонда национального благосостояния) превышала задолженность перед всеми кредиторами (внешними и внутренними).
Однако коронавирусный кризис подпортил эту радужную картину, и с тех пор баланс сдвинулся в область положительных значений. В настоящее время дефицит накоплений составляет около 80 млрд долларов США.
В чем отличие между внутренним и внешним госдолгом
В первую очередь – в предсказуемости. В отличие от обстановки на внутреннем рынке, которая более или менее прогнозируема, внешнеполитические игры чреваты резкими изменениями конъюнктуры.
Так, иностранные кредиторы теоретически могут внезапно потребовать исполнения обязательств по некоторым видам долга.
Кроме того, и этим часто пугают Россию, международные организации могут ввести санкции на госдолг. США, возглавляя неформальную коалицию западных стран, часто злоупотребляют этим рычагом давления против недружественных, по их мнению, государств. Например, против Ирана или Северной Кореи.
Такое «наказание» означает запрет странам-членам международных сообществ, частным фондам и просто инвесторам одалживать деньги (через покупку государственных облигаций) стране «изгою». А это может быть очень серьезным ударом по ее благосостоянию, поскольку именно кредиты толкают вперед экономику, как на микро-, так и на макроуровнях.
Введение таких санкций в адрес России вызовет «эффект домино»: нерезиденты начнут массово продавать облигации госзайма. А это спровоцирует девальвацию (обвал) курса рубля и, одновременно, рост задолженности перед кредиторами.
Как выплачивают госдолг
В соответствии с графиком. Отвечает за своевременное перечисление средств Министерство финансов, так что такой доход можно считать очень надежным.
Для каждой государственной облигации установлен срок ее обращения и периодичность выплаты купонного дохода держателю.
Фактически, все происходит просто: если вы открыли брокерский счет в банке, то в определенное время на него поступит заранее известная сумма – накопленный купонный доход (НКД).
Вы можете приобрести российские ОФЗ по уникальной инвестиционной программе «Совкомбанк-лизинг» на выгодных условиях. При этом у вас есть возможность дополнительно получать налоговый вычет до 52 тысяч рублей в год, открыв ИИС.
Важно: с 1 января 2021 года владельцы российских ОФЗ должны уплачивать НДФЛ в размере 13% от прибыли. До этого такой доход налогом не облагался.
Вам не придется заполнять декларацию о доходах. Налог автоматически будет удержан брокером при перечислении вам прибыли.
О чем говорит размер госдолга
Здесь все относительно, поскольку само по себе абсолютное значение долга ни о чем не говорит. Более или менее ясную картину дает соотношение размера финансовых обязательств с ВВП страны.
Большое значение имеют и другие факторы:
Возвращаясь к госдолгу США, следует отметить, что несмотря на его огромный объем, американское правительство пока не считает положение критичным и продолжает повышать потолок долга. Основания для этого у него имеются – доллар уже 70 лет считается главной резервной валютой мира, которая составляет около ⅔ финансовых накоплений в мире.
А для России и других стран с развивающейся экономикой критически важен финансовый суверенитет, если они желают демонстрировать самостоятельность на международной политической и экономической аренах. Здесь, как и в человеческом обществе, – чем больше долг, тем сильнее связаны руки.
Внешний долг
Внешний долг – часть общей задолженности субъектов экономической деятельности в стране, приходящаяся на иностранных кредиторов.
Внешний долг подразделяется на государственный и корпоративный. Кроме того, в странах со свободно конвертируемой валютой возможно получение кредитов гражданами за рубежом, то есть в отдельную категорию выделяется частный долг, но для нашей страны это редкость.
Государственный внешний долг России, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, – это «обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)».
На лето 2011 года госдолг России составлял 34,2 млрд долларов США, из которых 31,7 млрд приходится на федеральные, 2,5 млрд – на муниципальные органы власти.
По времени заимствования общий внешний долг можно разделить на наследие СССР в размере 2,6 млрд и 29 млрд – новые долги.
Максимальный размер государственного внешнего долга России был в 1999–2000 годах и достигал почти 160 млрд. Однако большая часть этой суммы приходилась именно на СССР и впоследствии была реструктуризирована и выплачена.
Таким образом, на сегодняшний день размер госзаимствований российских органов власти на внешнем рынке считается небольшим.
Иначе дело обстоит с корпоративными долгами. Общая задолженность компаний на лето 2011 года, по данным ЦБ РФ, составляет: банки – 157 млрд, прочие организации – 328,5 млрд. Общая сумма внешних заимствований оценивается в 532,2 млрд долларов, что больше, чем когда-либо. При этом следует учитывать, что в большинстве крупнейших компаний, имеющих доступ к международным денежным рынкам и рынкам капиталов, крупнейшим акционером выступает государство. Поэтому не исключено, что в случае дефолта иностранные кредиторы могут попытаться обратить взыскание на федеральные органы власти.
Для оценки размера внешнего долга экономисты, как правило, используют показатель отношения его размера к валовому внутреннему продукту (ВВП). По данным Всемирного банка, самый большой внешний долг у США: он составляет 14,59 трлн долларов, или 99% от ВВП. На втором месте – Великобритания (8,98 трлн, 400% от ВВП), на третьем – Германия (4,7 трлн, 142 %). При этом общая задолженность Евросоюза всего на 0,87 трлн меньше, чем американская. На этом фоне общий внешний долг России выглядит умеренно: мы занимаем 21-е место в мире: 532 млрд, или 33% от ВВП. Это составляет приблизительно по 3 тыс. долларов США в пересчете на каждого жителя страны.
Что такое внешний государственный долг страны? Внешний долг стран мира в таблицах
В современном мире осталось совсем не много стран, которые не используют внешние займы.
Внешние займы способствуют укреплению финансовых ресурсов страны, снижению бюджетного дефицита и в тоже время повышают риск экономического кризиса и формируют внешний долг. Долговые обязательства формируют дополнительную налоговую нагрузку для населения на будущие годы, сдерживают развитие страны и рост экономики.
Понятие внешнего долга
Внешний государственный долг – это средства заимствованные для погашения дефицита бюджета за пределами собственной страны: у других стран, зарубежных компаний и финансовых институтов, фондов, частных банков, физических лиц-иностранцев.
Внешнее заимствование происходит путем продажи государственных ценных бумаг за пределами страны или получением денежных средств прямым способом. Величина внешнего долга складывается из обязательств перед организациями развития, органами власти других стран, банковских ссуд, кредитов поставщиков.
Получение внешних займов способствует укреплению финансовых ресурсов,
увеличению спроса на товары и услуги собственного производства, если деньги использовать на эти цели. Также внешние поступления могут направляться на погашение предыдущих займов и процентов по ним, оплату импорта, финансирование расходных статей бюджета и социальные выплаты.
Однако, долговые выплаты и погашение процентов по обслуживанию кредитов приводит к сокращению размеров ВВП в той части, которая могла быть направлена на экономическое развитие страны.
Виды внешних долгов
Различают внешний долг государственный и корпоративный, когда субъекты экономической деятельности имеют задолженность перед иностранными кредиторами. Государственный складывается из внешних обязательств органов власти и управляющих структур. Сюда входят и гарантии под займы частного капитала.
Корпоративный долг — долг частных или государственных компаний. Корпоративный долг является составляющей в расчете общего внешнего долга. Государство не имеет обязательств по корпоративным долгам, если нет госгарантий.
Внешний долг делится на текущий и общегосударственный. В текущем учитываются суммы для выплат по долговым обязательствам текущего года. Общегосударственный объединяет все текущие долги и задолженность, которая будет погашаться в дальнейшем.
В структуре долга выделяют краткосрочные займы на срок не более 1 года, среднесрочные – на 5 лет и долгосрочные займы на срок свыше 5 лет. Именно краткосрочные кредиты наиболее обременительны для государства, что объясняется высокими процентными ставками и сжатыми сроками возврата. Подобные займы приходится консолидировать или пролонгировать, что возможно лишь при согласии кредиторов.
Интересно: Внутренний государственный долг — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
Различие между госдолгом и внешним долгом
Под государственным долгом понимается вся совокупность долговых обязательств включая проценты перед физическими и юридическими лицами внутри страны, а также перед международными организациями, банками и странами с выплатами в конкретный срок.
На формирование государственного долга не влияет задолженность других стран этому государству. Взятые обязательства по возмещению кредитов страны-должника не привязываются к возврату собственного займа.
Внешний долг входит в структуру государственного наравне с внутренним. Под внешним долгом понимаются обязательства по всем видам займов у нерезидентов страны и проценты по принятым обязательствам.
Основные кредиторы в мире
Главными организациями-кредиторами в мире является Международный валютный фонд МВФ (International Monetary Fund, IMF) и Международный банк реконструкции и развития. Данные структуры предоставляют государствам кредиты при условии проведения экономических и социальных реформ, внедрение рекомендация их финансовых специалистов. Кроме этого, существуют региональные фонды кредитования и поддержания экономик дружественных стран по национальным и экономическим интересам (Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР, Арабский валютный фонд).
Интересный факт. Неформальные объединения кредиторов работают наравне с официальными структурами. Наиболее знамениты Лондонский клуб банков и Парижский клуб правительств. Каждый из них имеет постоянных членов. Здесь занимаются погашением и реструктуризацией долгов государств перед банками и странами-кредиторами.
Суть проблемы внешнего долга государства
Долги государства негативно влияют на экономическое положение. Внешний долг признан самым обременительным по нескольким причинам. Проблемы внешнего долга:
В случае, когда выплаты по долговым обязательствам превышают 30% от внешнеэкономической деятельности, правительству становится сложнее получить новый транш. Кредиторы диктуют свои условия, требуют поручительств, дополнительных гарантий, повышают процентные ставки.
Между государственным долгом и бюджетным дефицитом существует прямая зависимость. Бюджетный дефицит провоцирует правительство к новым заимствованиям, государственный долг растет, а статья расходов на покрытие займа становится значительной. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, приходится повышать ставки налоговых платежей для населения, что повышает социальную напряженность в обществе.
Рейтинг 10 стран мира, у которых наименьший внешний долг на 2018 год
Название страны | Внешний долг (млн. долларов) | Внешний долг к ВВП (%) |
Бруней | 0 | 0 |
Макао | 0 | 0 |
Республика Палау | 0 | 0 |
Экваториальная Гвинея | 174 | 1 |
Алжир | 3 389 | 2 |
Иран | 15 640 | 4 |
Нигерия | 15 730 | 5 |
Фиджи | 127 | 5 |
Гаити | 428 | 7 |
Азербайджан | 6 059 | 8,2 |
Показатели, характеризующие внешний долг
Для оценки долгового бремени в долгосрочной перспективе используются показатели внешнего долга. Они демонстрируют макроэкономическую стабильность экономики и ее зависимость от иностранных инвестиций. Используются в дальнейшем при построении стратегии экономического развития страны.
Показатели делятся на две группы: отражающие потоки и остатки. К основным коэффициентам платежеспособности относится:
Состояние экономики государства оценивается по уровню налоговых поступлений и внешнего долга, а также по объему иностранной валюты в структуре долга, что повышает уязвимость от колебаний валютного курса.
Важным индикатором является отношение общей суммы внешнего долга к экспортной выручке.
Критическим признан уровень в 200%. Если отметка выше 275%, то может рассматриваться вопрос о полном или частичном списании внешних долгов государства. Показатель указывает на безопасный порог, после которого возникают сложности с выполнением долговых обязательств. На реальную картину кредитной нагрузки влияют и условия получения займов, процентные ставки: высокие или льготные.
Интересный факт. При оценке кредитных возможностей международные организации в первую очередь обращают внимание на соотношение внешнего долга и ВВП страны. Экспертами МВФ критическим признан уровень 60%, для Всемирного банка показатель 80-100%.
Способы регулирования внешнего долга
Для обслуживания внешнего долга существует система управления и мониторинга. Она отслеживает размер задолженности, устанавливает предельную величину заимствований, занимается рационализацией структуры, работает над изменением условий кредитования, разрабатывает программу погашения и реструктуризации.
Регулирование внешнего долга направлено на решение ряда задач:
Программа сокращения государственного долга основывается на доходной части бюджета, экономических прогнозах и общем состоянии экономики в стране.
Планомерное и ответственное погашение внешнего долга возможно за счет собственных средств и рефинансирования из новых кредитов, из золотовалютных резервов, путем проведения внутреннего займа, продажи ценных бумаг и привлечения инвестиций.
Управление внешним долгом страны имеет свои особенности, ведь в случае чрезмерного увеличения задолженности возникает угроза национальной безопасности и банкротство. Основное внимание уделяется на этапе кредитования, определения целей использования и поиска механизмов погашения.
Внешние заимствования имеют три формы размещения:
К методам управления внешним долгом относятся операции по отсрочке выплат, пролонгации договоров, объединению займов, продлению сроков действия, реструктуризации, когда краткосрочные и дорогие кредиты заменяются долгосрочными и на более выгодных для страны условиях. Возможна и процедура аннулирования государственного долга, когда происходит политическая смена власти либо государство объявляет себя банкротом.
Оценка должников
Величину внешних заимствований экономисты оценивают по показателю отношения суммы долга к ВВП. Расчет ведется в национальной валюте государства или в долларах США. Пересчет из иностранной валюты в национальную осуществляется по рыночному курсу на день переоценки. Для объективности сумма выражается в процентах.
Списки стран мира по внешнему долгу
Внешний долг разных стран мира на 2018 год к ВВП:
Позиция | Название государства | Процент от ВВП |
---|---|---|
1 | Япония | 250.91 |
2 | Ливан | 147.62 |
3 | Италия | 131.71 |
4 | Эритрея | 127.5 |
5 | Португалия | 127.33 |
6 | Кабо-Верде | 122.25 |
7 | Бутан | 122.12 |
8 | Ямайка | 116.07 |
9 | США | 107.48 |
10 | Барбадос | 106.58 |
11 | Бельгия | 106.52 |
12 | Гамбия | 99.24 |
13 | Ливия | 98.94 |
14 | Франция | 98.84 |
15 | Испания | 98.47 |
16 | Сингапур | 97.93 |
17 | Мальдивы | 95.84 |
18 | Кипр | 95.32 |
19 | Ирак | 95.22 |
20 | Мавритания | 94.58 |
21 | Сан-Томе и Принсипи | 93.77 |
22 | Украина | 92.31 |
23 | Белиз | 92.04 |
24 | Бахрейн | 92.01 |
25 | Канада | 90.56 |
26 | Хорватия | 88.99 |
27 | Египет | 88.82 |
28 | Антигуа и Барбуда | 88.08 |
29 | Великобритания | 87.92 |
30 | Сент-Люсия | 87.87 |
31 | Иордания | 87.45 |
32 | Ирландия | 84.6 |
33 | Австрия | 83.85 |
34 | Мозамбик | 82.02 |
35 | Словения | 81.78 |
36 | Сент-Винсент и Гренадины | 81.73 |
37 | Доминика | 81.28 |
38 | Бразилия | 80.49 |
39 | Гренада | 78.26 |
40 | Сербия | 77.94 |
41 | Черногория | 76.99 |
42 | Шри-Ланка | 74.83 |
43 | Венгрия | 74.46 |
44 | Киргизия | 73.52 |
45 | Гана | 72.21 |
46 | Тринидад и Тобаго | 69.4 |
47 | Республика Конго | 68.99 |
48 | Беларусь | 68.89 |
49 | Ангола | 68.65 |
50 | Албания | 67.77 |
51 | Израиль | 67.69 |
52 | Багамские Острова | 67.56 |
53 | Малави | 67.45 |
54 | Финляндия | 66.25 |
55 | Лаос | 66.11 |
56 | Германия | 65.88 |
57 | Индия | 65.56 |
58 | Нидерланды | 64.89 |
59 | Вьетнам | 64.82 |
60 | Уругвай | 64.01 |
61 | Марокко | 63.97 |
62 | Пакистан | 63.66 |
63 | Того | 63.13 |
64 | Сальвадор | 61.79 |
65 | Джибути | 61.33 |
66 | Аргентина | 60.87 |
67 | Мальта | 60.78 |
68 | Тунис | 59.27 |
69 | Эфиопия | 59.03 |
70 | Замбия | 58.61 |
71 | Лесото | 58.5 |
72 | Сейшельские Острова | 58.49 |
73 | Йемен | 58.15 |
74 | Пуэрто-Рико | 57.7 |
75 | Маврикий | 57.56 |
76 | Самоа | 57.01 |
77 | Катар | 56.38 |
78 | Сенегал | 56.22 |
79 | Сент-Китс и Невис | 55.98 |
80 | Малайзия | 54.96 |
81 | Кения | 54.96 |
82 | Мексика | 54.89 |
83 | Зимбабве | 54.89 |
84 | Таджикистан | 54.43 |
85 | Гайана | 54.1 |
86 | Польша | 52.85 |
87 | Исландия | 52.63 |
88 | Судан | 52.43 |
89 | Сьерра-Леоне | 52.14 |
90 | Центральноафриканская республика | 52.11 |
91 | Южно-Африканская Республика | 52.11 |
92 | Словакия | 51.89 |
93 | Гондурас | 49.76 |
94 | Габон | 49.52 |
95 | Китай | 49.32 |
96 | Армения | 48.93 |
97 | Боливия | 48.28 |
98 | Колумбия | 47.99 |
99 | Нигер | 47.85 |
100 | Дания | 47.73 |
101 | Либерия | 47.65 |
102 | Коста-Рика | 47.34 |
103 | Гвинея-Бисау | 45.83 |
104 | Молдова | 45.02 |
105 | Гвинея | 44.71 |
106 | Босния и Герцеговина | 44.5 |
107 | Таиланд | 44.49 |
108 | Фиджи | 44.18 |
109 | Швейцария | 44.12 |
110 | Азербайджан | 43.8 |
111 | Руанда | 43.27 |
112 | Суринам | 43.07 |
113 | Папуа — Новая Гвинея | 42.71 |
114 | Танзания | 42.58 |
115 | Швеция | 41.9 |
116 | Оман | 41.7 |
117 | Литва | 41.42 |
118 | Камерун | 41.33 |
119 | Чехия | 40.97 |
120 | Бенин | 40.63 |
121 | Румыния | 40.21 |
122 | Уганда | 40.16 |
123 | Австралия | 39.96 |
124 | Македония | 39.67 |
125 | Грузия | 38.77 |
126 | Чад | 38.46 |
127 | Мадагаскар | 38.11 |
128 | Эквадор | 37.89 |
129 | Вануату | 37.79 |
130 | Южная Корея | 37.45 |
131 | Панама | 37.41 |
132 | Тайвань | 37.3 |
133 | Бурунди | 36.96 |
134 | Республика Гаити | 36.21 |
135 | Мали | 36.07 |
136 | Доминиканская Республика | 35.85 |
137 | Латвия | 34.67 |
138 | Бангладеш | 34.18 |
139 | Филиппины | 33.79 |
140 | Тувалу | 33.32 |
141 | Буркина-Фасо | 33.01 |
142 | Камбоджа | 33.01 |
143 | Маршалловы Острова | 32.5 |
144 | Мьянма | 32.24 |
145 | Никарагуа | 32.16 |
146 | Намибия | 31.82 |
147 | Кот-д’Ивуар | 31.47 |
148 | Болгария | 30.62 |
149 | Южный Судан | 30.47 |
150 | Коморские Острова | 29.59 |
151 | Непал | 29.45 |
152 | Турция | 29.2 |
153 | Новая Зеландия | 29.02 |
154 | Индонезия | 28.4 |
155 | Норвегия | 27.94 |
156 | Парагвай | 27.28 |
157 | Экваториальная Гвинея | 27.25 |
158 | Венесуэла | 27.13 |
159 | Саудовская Аравия | 25.77 |
160 | Перу | 25.48 |
161 | Микронезия | 25.25 |
162 | Туркменистан | 24.54 |
163 | Алжир | 24.45 |
164 | Косово | 24.36 |
165 | Гватемала | 24.28 |
166 | Свазиленд | 22.77 |
167 | Чили | 22.51 |
168 | Демократическая Республика Конго | 22.18 |
169 | Люксембург | 22.13 |
170 | Кувейт | 22.08 |
171 | Сан-Марино | 21.57 |
172 | Кирибати | 20.77 |
173 | Казахстан | 20.46 |
174 | Объединённые Арабские Эмираты | 19.71 |
175 | Россия | 19.43 |
176 | Иран | 17.71 |
177 | Узбекистан | 15.19 |
178 | Нигерия | 13.98 |
179 | Ботсвана | 11.83 |
180 | Соломоновы Острова | 10.07 |
181 | Эстония | 9.16 |
182 | Афганистан | 8.01 |
183 | Бруней | 3.52 |
184 | Гонконг | 0.06 |
185 | Макао | 0 |
По статистике, публикуемой Международным Валютным Фондом. Обновлено 21.07.2018. Источник fincan.ru.
Показатели внешнего долга разных стран мира в пересчете на душу населения
№ | Страна | Внешний долг, млн долларов США | Дата информации | Внешний долг на душу населения | Внешний долг, % к ВВП |
1 | США | 19 911 051 | 31 марта 2016 | 53 851 | 98 |
2 | Европейский союз | 17 950 000 | 31 декабря 2012 | 31 313 | 101 |
3 | Япония | 11 499 000 | 31 декабря 2012 | 23 736 | 261 |
4 | Великобритания | 7 554 816 | 31 декабря 2016 | 119 000 | 314 |
5 | Германия | 5 002 093 | 31 Декабря 2016 | 61 700 | 148 |
6 | Нидерланды | 2 935 000 | 31 декабря 2012 | 81 061 | 700 |
7 | Франция | 2 430 000 | 31 декабря 2012 | 32 000 | 236 |
8 | Италия | 2 604 000 | 31 декабря 2012 | 42 217 | 144 |
9 | Люксембург | 2 504 000 | 31 декабря 2012 | 4 552 700 | 3600 |
10 | Испания | 2 164 000 | 31 декабря 2012 | 48 089 | 137 |
11 | Швейцария | 1 544 000 | 31 декабря 2012 | 191 527 | 417 |
12 | Австралия | 1 480 000 | 31 декабря 2014 | 66 910 | 151 |
13 | Бельгия | 1 424 000 | 31 декабря 2012 | 136 276 | 338 |
14 | Канада | 1 331 000 | 31 декабря 2012 | 38 209 | 88 |
15 | Сингапур | 1 174 000 | 31 декабря 2012 | 210 874 | 346 |
16 | Гонконг | 1 109 000 | 31 декабря 2013 | 155 918 | 290 |
17 | Швеция | 1 039 000 | 31 декабря 2012 | 106 851 | 188 |
18 | Австрия | 812 000 | 31 декабря 2012 | 98 746 | 194 |
19 | КНР | 784 800 | 31 декабря 2013 | 579 | 9 |
20 | Норвегия | 698 900 | 31 декабря 2013 | 139 800 | 201 |
21 | Финляндия | 586 900 | 31 декабря 2012 | 111 392 | 266 |
22 | Дания | 586 700 | 31 декабря 2012 | 105 349 | 244 |
23 | Греция | 568 700 | 31 декабря 2012 | 52 776 | 234 |
24 | Россия | 525 700 | 1 апреля 2017 | 3 590 | 36 |
25 | Португалия | 508 300 | 31 декабря 2012 | 47 005 | 232 |
26 | Бразилия | 475 900 | 31 декабря 2013 | 2 348 | 22 |
27 | Республика Корея | 430 900 | 31 декабря 2013 | 8 786 | 36 |
28 | Индия | 412 200 | 31 декабря 2013 | 333 | 23 |
29 | Польша | 365 200 | 31 декабря 2013 | 9 523 | 71 |
30 | Турция | 359 500 | 31 декабря 2013 | 4 404 | 44 |
31 | Мексика | 354 900 | 31 декабря 2013 | 2 950 | 27 |
32 | Индонезия | 223 800 | 31 декабря 2013 | 882 | 26 |
33 | Венгрия | 170 300 | 31 декабря 2013 | 17 168 | 130 |
34 | ОАЭ | 163 800 | 31 декабря 2012 | 24 273 | 41 |
35 | Казахстан | 163 757 | 01 апреля 2017 | 9 100,5 | 105,9 |
36 | Саудовская Аравия | 149 400 | 31 декабря 2013 | 5 463 | 20 |
37 | Катар | 149 400 | 31 декабря 2013 | 70 367 | 70 |
38 | Китайская Республика | 146 800 | 31 декабря 2013 | 6 284 | 30 |
39 | ЮАР | 139 000 | 31 декабря 2013 | 2 873 | 39 |
40 | Румыния | 130 400 | 31 декабря 2013 | 6 000 | 71 |
41 | Украина | 113 643 | 01 апреля 2017 | 2 673,8 | 127 |
42 | Чили | 119 000 | 31 декабря 2013 | 6 853 | 42 |
43 | Аргентина | 111 500 | 31 декабря 2013 | 2 591 | 23 |
44 | Чехия | 103 200 | 31 декабря 2013 | 9 711 | 52 |
45 | Исландия | 102 000 | 31 декабря 2012 | 321 411 | 699 |
46 | Малайзия | 100 100 | 31 декабря 2013 | 3 328 | 32 |
47 | Израиль | 96 300 | 31 декабря 2013 | 12 312 | 35 |
48 | Кипр | 95 280 | 31 декабря 2013 | 81 265 | 107 |
49 | Таиланд | 86 100 | 31 декабря 2013 | 1 271 | 21 |
50 | Колумбия | 85 830 | 31 декабря 2013 | 1 856 | 23 |
51 | Новая Зеландия | 81 360 | 31 декабря 2013 | 18 483 | 45 |
52 | Венесуэла | 74 870 | 31 декабря 2013 | 2 593 | 20 |
53 | Филиппины | 72 810 | 31 декабря 2013 | 676 | 27 |
54 | Словакия | 68 440 | 31 декабря 2012 | 12 572 | 70 |
55 | Вьетнам | 68 380 | 31 декабря 2013 | 732 | 40 |
56 | Пакистан | 66 457 | 1 сентября 2015 | 346 | нет данных |
57 | Хорватия | 63 300 | 31 декабря 2013 | 14 159 | 108 |
58 | Ирак | 59 490 | 31 декабря 2013 | 1 825 | 27 |
59 | Пуэрто-Рико | 56 820 | 31 декабря 2010 | 15 692 | 61 |
60 | Словения | 53 900 | 31 декабря 2012 | 27 109 | 115 |
61 | Перу | 50 150 | 31 декабря 2013 | 1 663 | 24 |
62 | Египет | 48 760 | 31 декабря 2013 | 561 | 19 |
63 | Мальта | 46 220 | 31 декабря 2012 | 112 006 | 496 |
64 | Судан | 40 920 | 31 декабря 2013 | 1 153 | 78 |
65 | Латвия | 39 870 | 31 декабря 2013 | 18 414 | 131 |
66 | Белоруссия | 37 567,4 | 1 января 2017 | 3 995 | 79 |
67 | Болгария | 37 850 | 31 декабря 2013 | 5 466 | 70 |
68 | Марокко | 36 510 | 31 декабря 2013 | 1 107 | 35 |
69 | Кувейт | 34 410 | 31 декабря 2013 | 12 546 | 19 |
70 | Бангладеш | 30 690 | 31 декабря 2 013 | 184 | 22 |
71 | Литва | 29 550 | 31 декабря 2013 | 8 429 | 63 |
72 | Сербия | 29 031 | 1 января 2015 | 4 027 | нет данных |
73 | Бахрейн | 28 820 | 31 декабря 2013 | 21 931 | 102 |
74 | Шри-Ланка | 27 530 | 31 декабря 2013 | 1 259 | 42 |
75 | Тунис | 26 950 | 31 декабря 2013 | 2 464 | 56 |
76 | Эстония | 26 740 | 31 декабря 2013 | 21 257 | 110 |
77 | Ливан | 26 740 | 31 декабря 2013 | 4 546 | 61 |
78 | Куба | 23 440 | 31 декабря 2013 | 2 122 | 32 |
79 | Ангола | 22 710 | 31 декабря 2013 | 1 190 | 18 |
80 | Иордания | 22 040 | 31 декабря 2013 | 2 779 | 65 |
81 | Эквадор | 19 910 | 31 декабря 2013 | 1 272 | 22 |
82 | Доминиканская Республика | 18 010 | 31 декабря 2013 | 1 740 | 30 |
83 | Гватемала | 17 670 | 31 декабря 2013 | 1 206 | 33 |
84 | Уругвай | 17 610 | 31 декабря 2013 | 5 283 | 31 |
85 | Багамы | 17 560 | 31 декабря 2013 | 54 562 | 210 |
86 | Нигерия | 15 730 | 31 декабря 2013 | 89 | 5 |
87 | Иран | 15 640 | 31 декабря 2013 | 193 | 4 |
88 | Панама | 15 220 | 31 декабря 2013 | 4 218 | 37 |
89 | Коста-Рика | 15 100 | 31 декабря 2013 | 3 175 | 31 |
90 | Гана | 14 680 | 31 декабря 2013 | 570 | 32 |
91 | Сальвадор | 14 440 | 31 декабря 2013 | 2 357 | 58 |
92 | Грузия | 14 116 | 1 января 2015 | 3 785 | нет данных |
93 | Танзания | 13 820 | 31 декабря 2013 | 278 | 43 |
94 | Ямайка | 13 820 | 31 декабря 2013 | 4 717 | 96 |
95 | Папуа — Новая Гвинея | 13 610 | 31 декабря 2013 | 2 077 | 84 |
96 | Эфиопия | 11 990 | 31 декабря 2013 | 124 | 25 |
97 | Кения | 11 960 | 31 декабря 2013 | 266 | 26 |
98 | Босния и Герцеговина | 11 140 | 31 декабря 2013 | 2 877 | 59 |
99 | Оман | 10 840 | 31 декабря 2013 | 3 366 | 13 |
100 | Кот-д’Ивуар | 12 080 | 31 декабря 2009 | 565 | 54 |
101 | Демократическая Республика Конго | 10 000 | 2007 | 164 | 100 |
102 | Армения | 8 595 | 1 января 2015 | 2 890 | нет данных |
103 | Сирия | 7 621 | 31 декабря 2009 | 374 | 15 |
104 | Мьянма (Бирма) | 7 373 | 31 декабря 2009 | 123 | 27 |
105 | Ливия | 6 491 | 31 декабря 2009 | 1 025 | 11 |
106 | Йемен | 6 245 | 31 декабря 2009 | 264 | 25 |
107 | Азербайджан | 6 059 | 1 января 2014 | 647 | 8.2 |
108 | Зимбабве | 5 821 | 31 декабря 2009 | 496 | 132 |
109 | Македония | 5 458 | 31 декабря 2009 | 2 648 | 59 |
110 | Боливия | 5 349 | 31 декабря 2009 | 523 | 30 |
111 | Республика Конго | 5 000 | 2000 | 1 722 | 155 |
112 | Туркмения | 5 000 | 2009 | 934 | 31 |
113 | Никарагуа | 4 700 | 31 декабря 2009 | 743 | 76 |
114 | Маврикий | 4 567 | 31 декабря 2009 | 3 565 | 52 |
115 | Непал | 4 500 | 2009 | 161 | 36 |
116 | Мозамбик | 4 159 | 31 декабря 2009 | 197 | 42 |
117 | Камбоджа | 4 157 | 31 декабря 2009 | 298 | 38 |
118 | Молдавия | 3 970 | 31 декабря 2009 | 1 113 | 73 |
119 | Узбекистан | 14 700 | 1 апреля 2018 | 449 | 20,1 |
120 | Киргизия | 3 743 | 31 декабрь 2016 | 600 | 54,1 |
121 | Алжир | 3 389 | 31 декабря 2009 | 97 | 2 |
122 | Гондурас | 3 315 | 31 декабря 2009 | 423 | 23 |
123 | Замбия | 3 313 | 31 декабря 2009 | 277 | 25 |
124 | Парагвай | 3 220 | 31 декабря 2009 | 513 | 22 |
125 | Либерия | 3 200 | 2005 | 930 | 606 |
126 | Лаос | 3 085 | 2009 | 484 | 55 |
127 | Гвинея | 3 072 | 31 декабря 2009 | 290 | 70 |
128 | Габон | 3 065 | 31 декабря 2009 | 2 078 | 28 |
129 | Сомали | 3 000 | 2001 | 393 | нет данных |
130 | КНДР | 3 000 | 2012 | нет данных | |
131 | Камерун | 2 929 | 31 декабря 2009 | 147 | 13 |
132 | Мали | 2 800 | 2002 | 240 | 84 |
133 | Сенегал | 2 763 | 31 декабря 2009 | 216 | 22 |
134 | Афганистан | 2 700 | 2008 | 96 | 23 |
135 | Нидерландские Антильские острова | 2 680 | 2004 | 12 280 | нет данных |
136 | Таджикистан | 2 169 | 15 февраль 2013 | 271 | 28 |
137 | Нигер | 2 100 | 2003 | 178 | 79 |
138 | Тринидад и Тобаго | 2 079 | 31 декабря 2009 | 1 589 | 10 |
139 | Мадагаскар | 2 054 | 31 декабря 2009 | 99 | 24 |
140 | Уганда | 2 050 | 31 декабря 2009 | 62 | 13 |
141 | Монголия | 1 860 | 2009 | 690 | 44 |
142 | Буркина-Фасо | 1 840 | 31 декабря 2009 | 128 | 23 |
143 | Ботсвана | 1 651 | 31 декабря 2009 | 910 | 14 |
144 | Сьерра-Леоне | 1 610 | 2003 | 311 | 163 |
145 | Чад | 1 600 | 2005 | 177 | 27 |
146 | Албания | 1 550 | 2004 | 497 | 21 |
147 | Западный берег реки Иордан | 1 300 | 2007 | 552 | нет данных |
148 | Сейшельские Острова | 1 250 | 31 декабря 2009 | 14 706 | 163 |
149 | Бенин | 1 200 | 2007 | 135 | 22 |
150 | Бурунди | 1 200 | 2003 | 167 | 202 |
151 | Намибия | 1 184 | 31 декабря 2009 | 569 | 13 |
152 | ЦАР | 1 153 | 2007 | 270 | 68 |
153 | Малави | 1 091 | 31 декабря 2009 | 78 | 24 |
154 | Белиз | 945 | 2008 | 2 982 | 70 |
155 | Гвинея-Бисау | 941 | 2000 | 722 | 203 |
156 | Бутан | 836 | 2009 | 1 239 | 66 |
157 | Гайана | 804 | 30 сентября 2008 | 1 049 | 42 |
158 | Барбадос | 668 | 2003 | 2 456 | 25 |
159 | Черногория | 650 | 2006 | 939 | 24 |
160 | Гамбия | 629 | 2003 | 438 | 170 |
161 | Мальдивы | 589 | 2009 | 1 707 | 43 |
162 | Лесото | 581 | 31 декабря 2009 | 233 | 36 |
163 | Свазиленд | 534 | 31 декабря 2009 | 520 | 18 |
164 | Суринам | 504 | 2005 | 1 011 | 28 |
165 | Аруба | 478 | 2005 | 4 935 | 21 |
166 | Джибути | 428 | 2006 | 573 | 56 |
167 | Гаити | 428 | 31 декабря 2009 | 48 | 7 |
168 | Антигуа и Барбуда | 360 | 1 июня 2006 | 4 388 | 36 |
169 | Гренада | 347 | 2004 | 3 402 | 74 |
170 | Кабо-Верде | 325 | 2002 | 722 | 53 |
171 | Сан-Томе и Принсипи | 318 | 2002 | 2 193 | 349 |
172 | Сент-Китс и Невис | 314 | 2004 | 6 408 | 79 |
173 | Эритрея | 311 | 2000 | 87 | 44 |
174 | Сент-Люсия | 257 | 2004 | 1 586 | 32 |
175 | Коморы | 232 | 2000 | 420 | 115 |
176 | Сент-Винсент и Гренадины | 223 | 2004 | 2 084 | 54 |
177 | Доминика | 213 | 2004 | 3 000 | 75 |
178 | Самоа | 177 | 2004 | 994 | 47 |
179 | Экваториальная Гвинея | 174 | 31 декабря 2009 | 136 | 1 |
180 | Соломоновы Острова | 166 | 2004 | 355 | 44 |
181 | Бермуды | 160 | 1999-2000 | 2 560 | нет данных |
182 | Острова Кука | 141 | 1996 | 7 756 | нет данных |
183 | Фиджи | 127 | 2004 | 150 | 5 |
184 | Маршалловы Острова | 87 | 2008 | 1 377 | 54 |
185 | Вануату | 81 | 2004 | 383 | 22 |
186 | Тонга | 81 | 2004 | 791 | 33 |
187 | Новая Каледония | 79 | 1998 | 404 | нет данных |
188 | Острова Кайман | 70 | 1996 | 2 078 | нет данных |
189 | Фареры | 68 | 2006 | 1 409 | нет данных |
190 | Микронезия | 61 | 2005 | 563 | нет данных |
191 | Гренландия | 58 | 2009 | 1 007 | нет данных |
192 | Виргинские Острова (Великобритания) | 36 | 1997 | 1 897 | нет данных |
193 | Науру | 33 | 2004 | 2 599 | нет данных |
194 | Кирибати | 10 | 1999 | 120 | 14 |
195 | Монтсеррат | 9 | 1997 | 14 958 | нет данных |
196 | Ангилья | 9 | 1998 | 818 | нет данных |
197 | Уоллис и Футуна | 4 | 2004 | 244 | нет данных |
198 | Ниуэ | 0,4 | 2002 | 196 | нет данных |
199 | Андорра | 0 | 2010 | 0 | 0 |
200 | Бруней | 0 | 2005 | 0 | 0 |
201 | Ватикан | 0 | 2003 | 0 | 0 |
202 | Лихтенштейн | 0 | 2006 | 0 | 0 |
203 | Макао | 0 | 2010 | 0 | 0 |
204 | Монако | 0 | 2005-2006 | 0 | 0 |
205 | Палау | 0 | 1999-2000 | 0 | 0 |
206 | ФШМ | 0 | 2006 | 0 | 0 |