внешние факторы это что
Внешние факторы
Смотреть что такое «Внешние факторы» в других словарях:
внешние факторы — išoriniai veiksniai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogaus judėjimo veiklos tobulėjimui įtakos turintys išorės, aplinkos veiksniai: fiziniai ir psichiniai krūviai, gamtinė ir socialinė aplinka, mityba ir kt. atitikmenys:… … Sporto terminų žodynas
Внешние факторы поисковой оптимизации — Содержание 1 Внешние факторы поисковой оптимизации 2 Факторы, влияющие на ранжирование … Википедия
Внешние факторы коррозии — факторы, влияющие на скорость, вид и распределение коррозии, связанные с составом коррозионной среды и условиями коррозии (температура, давление, скорость движения среды, внешние напряжения). Источник: snip id 5429: Руководство по проектированию… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Внешние факторы воздействия на метрополитен — Внешние факторы воздействия факторы экологического и природно техногенного характера, возникающие в процессе градостроительной и хозяйственной деятельности на территории города в зонах прохождения линий метрополитена, в результате воздействия… … Официальная терминология
внешние факторы коррозии — Факторы, влияющие на скорость, вид и распределение коррозии, связанные с составом коррозионной среды и условиями коррозии (температура, давление, скорость движения металла относительно среды и т.д.). [ГОСТ 5272 68] Тематики коррозия металлов … Справочник технического переводчика
внешние факторы старения полимерного материала — Факторы внешней среды, вызывающие старение полимерного материала. [ГОСТ 9.710 84] Тематики старение полимерных материалов … Справочник технического переводчика
Внешние факторы коррозии — – факторы, влияющие на скорость, вид и распределение коррозии, связанные с составом коррозионной среды и условиями коррозии (температура, давление, скорость движения металла относительно среды и т. д.). [ГОСТ 5272 68] Рубрика термина: Виды… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Внешние факторы развития субъекта РФ — Внешние факторы развития не зависящие от действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и коммерческих организаций условия, оказывающие существенное влияние на развитие субъекта Российской Федерации. Источник: ПРИКАЗ… … Официальная терминология
внешние факторы горной породы — Силы, силовые и энергетические воздействия и вещественные среды, вызывающие изменения свойств и состояния горной породы. [ГОСТ Р 50544 93] Тематики горные породы EN external factors of a rock DE aubere Faktoren FR facteurs externes … Справочник технического переводчика
внешние факторы горной породы — 33 внешние факторы горной породы Силы, силовые и энергетические воздействия и вещественные среды, вызывающие изменения свойств и состояния горной породы Источник: ГОСТ 30330 95: Породы горные. Термины и определения оригинал документа 33 внешние… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Внешние факторы и их влияние на организацию
Каждая организация отличаются от других по различным аспектам. Так, одной из самых значительных характеристик организации является ее зависимость от среды внешней и внутренней. Каждая организация зависит от факторов внешней среды. К этим условиям и факторам, которые возникают в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе, относят факторы, воздействующие на нее. Выделяют факторы внешней и внутренней среды.
Внешняя среда организации
Внешняя среда – это все те факторы макроокружения, которые находятся за пределами организации и могут воздействовать на ее деятельность. Внешняя среда всегда находится в непрерывном движении и подвержена изменениям. К примеру, модифицируются вкусы и предпочтения у потребителей, видоизменяется рыночный курс валюты рубля в сопоставлении с иностранной валютой, учреждаются новейшие законы, акты, постановления, налоги, изменяется конъюнктура рынка и его структура, новые технологии коренным образом отражаются на процессах производства, и т.д. Успех организации зависит от ее способности своевременно реагировать и устранять негативные, для организации, изменения внешней среды. Вместе с тем эта способность является условием существования запланированных стратегических изменений. Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия, которые представлены на рисунке 1.
PEST – факторы
К факторам косвенного воздействия относят PEST – факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии (Рисунок 2). PEST–анализ – это инструмент, который предназначен для выявления аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию и дальнейшее развитие и функционирование компании.
Можно выделить следующие факторы косвенного воздействия:
Политические факторы
Представленные факторы являются объектами комплексного анализа среды. Рассмотрим последовательно каждую группу факторов.
Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации. Национальные и иностранные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. В этом случае, анализ внешней среды служит важным аспектом для оценки и исследования политической обстановки.
Экономические факторы
Существует множество экономических факторов, например, такие, как насколько доступен кредит, какое влияние оказывают курсы обмена валют, сколько придется заплатить налогов, и многие другие. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей.
Социальные факторы внешней среды
Социальные и культурные факторы формируют стиль нашей жизни, работы. К социально–культурным факторам требуется отнести: рождаемость и смертность, коэффициенты интенсивности эмиграции и иммиграции, коэффициент средней продолжительности жизни, располагаемый доход населения, уровень образования населения, покупательские предпочтения.
Технологические факторы
Технологические факторы считают основным двигателем производственного прогресса. Коренные изменения в области технологического прогресса открывают большие возможности, но при этом, создают серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать.
Для того чтобы оставаться рентабельными, организации должны уметь противостоять неопределенности обстановки, которая складывается на внешне политической арене, отражается на экономических отношениях, их взаимосвязи с социальными факторами и их проявлениями, и технологическим. Поведение внешней среды удобно анализировать и соответственно проектировать будущую стратегию организации, если адекватно оценить воздействие на организацию комплекса, состоящего как минимум из четырех типов факторов макросреды.
Внешняя среда организации — понятие, факторы, стратегия, анализ и характеристика
На успешное функционирование того или иного предприятия неизбежно влияет множество факторов. Они могут быть как внешними, так и внутренними. Если говорить профессиональным языком, сферы воздействия на работу организации называют внешней средой и внутренней соответственно.
Что такое внешняя среда организации?
Из названия более-менее ясно, что это — совокупность внешних факторов, воздействующих на предприятие. Чтобы деятельность организации пребывала в постоянном движении и развитии, мало просто адаптироваться к внешней среде. Необходимо прогнозировать и подстраиваться под ее перемены, ибо избежать и повлиять на них невозможно. Она представляет собой экономические условия, правительство, потребительский спрос, который тоже зависит от немалого количества факторов, и т. д. По сути говоря, внешняя среда легко продолжит свое существование без определенной компании, тогда как компания без внешней среды полноценно функционировать не сможет.
Условно факторы внешней среды можно разделить на четыре группы
Правовые и политические
Самый простой пример, который можно привести для краткой характеристики этой группы — изменение налогового законодательства. Адаптация под новые налоговые базы зачастую проходит болезненно для организации. Здесь нужен не просто аналитик, а профессиональный юрист с многолетним опытом работы, для которого привычно и прогнозируемо любое движение в законодательстве.
Помимо налогов, изменения в сфере кредитной политики, патентного права, бюджетных планов правительства также могут повлиять на дальнейшую деятельность организации. Взаимодействие с другими государствами, внутриполитический строй — все это смело можно отнести к группе правовых и политических факторов. Это именно та часть внешней среды предприятия, на которую оно повлиять не может ни при каких условиях.
Экономические факторы
Экономических факторов внешней среды организации много. Причем это могут быть явления, происходящие как внутри страны, так и вне ее. Первое, что, пожалуй, приходит в голову — это инфляция, общеизвестное явление экономики, влияющее на жизнь как физических лиц, так и юридических. Курс валют столь же неизменно влияет на жизнедеятельность пердприятия, как и предыдущий фактор.
От позиции рубля на рынке зависит экспорт и импорт товаров и, соответственно, рентабельность того или другого.
Среди остальных экономических условий, составляющих внешнюю среду организации, выделяют:
Культурные и социальные
К этой группе факторов внешней среды относятся:
Технологические
В связи с развитием технологий на сегодняшний день уходят в прошлое предметы, обеспечивавшие быт и досуг в прошлом. Если организация хочет идти в ногу со временем, ей просто необходимо быть в курсе технических новинок. Помимо того, что это стимулирует спрос профильных предприятий, на условия труда это также оказывает не меньшее положительное влияние: большинство профессий сейчас основано на знании компьютера и других технических инноваций.
Анализ внешней среды организации
Сколько бы вариантов анализа внешней среды не предлагали ведущие экономисты, сам процесс аналитики состоит из двух этапов: сбор информации и определение дальнейшей линии поведения.
Самыми распространенными инструментами анализа среды обитания организации являются SWOT-анализ и PEST-анализ. SWOT-анализ — общепринятый способ сбора информации и прогнозирования развития событий как во внутренней, так и во внешней среде организации. Подразумевает под собой комплексный подход в подготовке данных по всем элементам влияния на предприятие. Цели такого вида анализа внешней среды организации — выявить сильные и слабые стороны жизнедеятельности фирмы, установить взаимосвязь между ними и на основании этого продумать дальнейшие действия для устранения выявленных проблем и поддержания функционирования компании на должном уровне.
PEST-анализ — вид анализа, основанный на исследовании четырех групп факторов, о которых было упомянуто ранее: политика, экономика, социум и технологии. Одно, как правило, вытекает из другого: изменение налогового законодательства может спровоцировать повышение процентных ставок по кредитам, а это, в свою очередь, приведет к снижению покупательской способности населения. В результате может резко упасть спрос на товары неповседневного использования, и развитие технологий в дальнейшем надолго останется на том же уровне.
Каким бы способом не анализировали внешнюю среду организации, заключительным этапом данного процесса всегда должна стать разработка стратегии роста. Грамотно выстроенная линия поведения, основанная на полученных результатах исследований, позволит предприятию не только остаться на плаву, но также и получить возможность выделиться среди конкурентной массы.
Характеристика внешней среды организации
Чтобы определить основные особенности внешней среды организации, необходимо выделить и разобраться в следующих понятиях.
Микросреда — это прямая внешняя среда влияния на деятельность организации, создаваемая взаимодействием со сторонними предприятиями и физическими лицами: поставщиками, посредниками, потребителями, конкурентами, финансовыми учреждениями, государственными органами.
Макросреда — обуславливается влиянием экономических, технологических, социальных и природных факторов. Одно вытекает из другого: макросреда влияет на поведение микросреды. Это, кстати, и является одной из основных характеристик внешней среды организации: взаимосвязь между ее элементами. Другая отличительная особенность — это переменчивость. Все внешние определяющие факторы подвержены неизбежным изменениям, развитию или наоборот, деградации. Сложность внешней среды определяется количеством условий влияния и скоростью их реформации. Самой пугающей особенностью является коэффициент соответствия собранной информации реальным фактам. Прогнозирование — это отличный инструмент расчета оптимальной стратегии развития, основанный на опыте прошлого. Но даже самый скрупулёзный анализ не может со стопроцентной точностью определить, какими буду результаты управленческих решений, основанных на этом самом прогнозе.
Примеры внешней среды организации
Попробуем проанализировать внешнюю среду транспортного предприятия на примере пассажирского такси. Если брать за основу метод SWOT-анализа, обратим внимание на следующие определяющие факторы.
Общее положение на рынке транспортных услуг. Из чего в данном случае будет составляться информация? Это количество легковых автомобилей в парке, количество сотрудников, а также средний тариф на услуги перевозки пассажиров.
Среднестатистическое таксомоторное предприятие содержит в своем автопарке не менее ста единиц легкового автотранспорта. При этом, исходя из возможного графика работы водителей, можно выявить, что на одну машину приходится как минимум два человека. При том, что 70% машин будут находиться на линии, в бесперебойной работе организации должно участвовать не менее 70 водителей. Этого количества должно быть достаточно, чтобы удовлетворить потребности в услуге небольшого города при условии низкой конкуренции.
Для города-миллионника это количество будет достаточным только в том случае, если конкуренты предложат примерно тот же ценовой диапазон.
Диспетчера такси, как правило, работают в четыре смены при 12-часовом рабочем дне. Их количество, опять же, зависит от масштаба деятельности и территории охвата организации. В среднем, при количестве 1000 клиентских звонков за одну рабочую смену достаточно 5-6 человек. В расчет не берутся выходные и праздничные дни. При стабильном уровне функционирования организации в увеличении штата нет смысла.
Необходимость в ином персонале также зависит от масштабов деятельности предприятия и уровня конкуренции. Функционал бухгалтера и руководителя может совмещать один человек.
Что же касается непосредственно макросреды, то факторы, провоцирующие изменения в деятельности компании — это перемены в транспортном законодательстве (в том числе налогообложение), антимонопольной политике, а также колебания цены на топливо, которое напрямую зависит от курса валют и общепринятой стоимости за баррель нефти. Инфляция, как правило, понижает уровень спроса и негативно влияет на качество жизни в целом, соответственно, количество клиентов может резко уменьшиться, и нужда в сегодняшнем числе как человеческих, так и технических ресурсов отпадет сама собой. Еще одним вариантом реакции на возможный уровень доходов населения может стать понижение тарифов.
Здесь все будет зависеть от того, в какой именно форме происходит взаимодействие с водителями: сдельной или окладной. Те сотрудники, доход которых зависит от количества и суммы выполненных заказов, могут попросту уйти к более дорогим и популярным конкурентам. Соответственно, резко сократится автомобилей на линии, процент выполненных заказов станет ниже, и начнется неизбежный отток клиентов.
При грамотно построенном анализе работы предприятия подобные последствия можно спрогнозировать. Прежде всего, необходимо изучить тенденции изменений на законодательном и экономическом уровне, используя статистику последних лет. Далее определить, насколько конкурентоспособным является организация на текущий момент. А уже исходя из этого выстроить стратегию выхода из возможного кризиса и дальнейшего развития компании.
Структура внешней среды организации
Как уже говорилось ранее, внешняя среда организации подразделяется на микросреду и макросреду.
В микросреду, как правило, входят:
Если с микросредой все более или менее понятно, то влияние макросреды обычно вызывает массу вопросов в силу, почему-то, малому уделению внимания ее изменениям. Некрупные предприятия крайне редко берут в расчет внешнеэкономические факторы, довольствуясь скупыми данными анализа микросреды. В связи с этим большинство начинающих предпринимателей терпят неудачу в первый же год открытия собственного бизнеса.
Как изменяется внешняя среда организации
Изменения внешней среды организации подобны принципу домино. При падении первой костяшки запускается необратимый процесс, ведущий иной раз к совершенно непредсказуемым результатам. Колебания куса валют влияют на импортно-экпортные отношения, а также на ценообразование в государстве. Повышение или понижение цен воздействует на конечного потребителя и может как простимулировать спрос, та к и дать обратный эффект.
Повышение налогов в той или иной сфере деятельности может существенно повлиять на уровень прибыли предприятия, которое в свою очередь начнет экономить на человеческих ресурсах. Описать весь процесс изменений общими словами невозможно: необходимо учитывать индивидуальные особенности конкретной ситуации, чтобы выявить возможные последствия и выработать сценарий борьбы с ними, если того потребует положение дел.
Стратегия
Стратегия, выработанная на анализе внешней среды предприятия, основывается прежде всего на потенциале компании. Наука менеджмента и внешняя среда организации тесно взаимосвязаны между собой, ибо под ее изменения входит в спектр управленческих решений. Выявляя закономерности между переменами в макро- и микросредах, а также обнаружение слабостей в функционировании предприятия, можно заранее определить потенциально провальный или же наоборот — перспективный вид деятельности.
Исходя из аналитических данных, обычно прорабатывается сценарий, который может включать в себя:
SWOT. Внешние факторы, что это?
Если Вы готовили или приступаете к подготовке SWOT-анализа, то эта статья для Вас. Внешние факторы (Opportunity – Возможность и Threats – Угрозы), это события, явления, тенденции, которые происходят во внешней среде и являются для компании благоприятным (удобным) или неблагоприятным случаем. Возможности и угрозы существуют во внешней среде, не зависимо от объекта исследования.
На практике внешние факторы, характеризующие «Угрозы», формулируются, как правило, правильно. Это связано с тем, что английское слово «Threats» трактуется так же, как на русском языке трактуется слово «Угрозы». Угрозы всегда приходят извне[1]. Ошибки возникают при формулировании «Возможностей». Это связано с восприятием слова возможность. В русском языке это слово трактуется «от себя». Я, мы, Компания может сделать это или то, у нас есть возможность. В то же время Opportunity (возможность) в SWOT анализе – это те факторы, которые действуют во внешней среде, причем не зависимо от объекта рассмотрения, которые могут способствовать (создают возможности). Английское слово «Opportunities», имеет несколько значений: шансы, стечение обстоятельств, удобный случай, перспектива, и, конечно, возможности. Вероятно переводчики, в свое время выбрали не самый лучший вариант перевода, чем ставят в ступор многих исследователей до сих пор. Рекомендую вместо наименования группы факторов «возможности» использовать наименование «благоприятные внешние факторы», что уменьшит количество ошибок.
Для понимания приведу следующий пример. За окном, в тот момент, когда я писал эти слова, а писал я их давно, погодные условия можно было охарактеризовать словами: «мороз и солнце, день чудесный»[2]. Наконец-то наступил ясный солнечный день. Следовательно, я имел возможность пойти покататься на лыжах или покатать внуков на санках. В данном случае благоприятным фактором являются сложившиеся погодные условия – наступил морозный, но ясный и солнечный день. Именно эту формулировку следует использовать в будущем как результат идентификации факторов, но ни в коем случае ни мои действия, не зависимо от их содержания. Возможность, которая у меня есть (покататься на лыжах или покатать внуков на санках) можно воспринимать как цель, намерение, желание, действия, но это уже не характеристика внешней среды. Примеры из практики см. тут: «SWOT-анализ без ошибок».
В части выявления факторов внешней среды следует отметить еще на одно обстоятельство. Достаточно часто в качестве внешнего фактора исследователи используют качественную характеристику внешней среды или описание ситуации. Например, «Плохая (хорошая) экономическая ситуация в стране» или «Благоприятный (не благоприятный) инвестиционный климат». Ситуацию охарактеризовать просто, достаточно посмотреть новостную программу по TV. Однако ситуация является продуктом множественности событий, поэтому является размытым понятием. Влияние ситуации на компанию носит значительный налет неопределенности. Очень часто выявление логически четких причинно следственных связей затруднено. В то же время ситуация складывается из событий и порождает событие. Именно эти события имеют более или менее ясную причину и влияют на компании. Поэтому внешние факторы, это события.
Для примера еще одна аналогия, основанная на природных событиях. «Тучи над городом встали, в воздухе пахнет грозой»[3] (это ситуация). Но это означает, что скоро будет гроза (ожидается событие). Именно надвигающаяся гроза принесет с собой обильные осадки и может нанести ущерб, как населению, так и самому городу. Точно так же при анализе внешней среды следует в качестве внешних факторов формулировать не ситуацию, а событие. Событие происходит с определенной вероятностью и приводит к определенным последствиям. Ситуация оказывает общее влияние, это некий фон, а конкретное событие, обусловленное этой ситуацией ─ прямое влияние. Оценить количественно ситуацию крайне сложно, да и не надо, а события могут принести прямой измеримый ущерб или создать конкретную возможность. Кстати в риск менеджменте в качестве риска рассматривается именно событие.
Еще одно обстоятельство, заслуживающее рассмотрения. Поголовно исследователи используют данные, характеризующие состояние того, или иного сегмента внешней среды. Например, исследуя степень значимости факторов внешнего окружения на предприятие по выпуску средств женской гигиены, исследователи использовали такие «факторы» как уровень инфляции, падение ВВП, падение цен на нефть, девальвация местной валюты, кредитный рейтинг страны[4]. Все эти параметры, бесспорно, характеризуют состояние экономики страны. Одновременно экономика страны влияет на предприятие по производству личных средства женской гигиены, впрочем, как и на другие предприятия других отраслей. Однако эти параметры характеризуют ситуацию в экономике и очень важны для макроэкономического планирования, но на конкретное предприятие его влияние оценить невозможно. Если опустить цепочку причинно следственных связей, то плохое состояние экономики приводят в конечном итоге к падению жизненного уровня населения и падению спроса или перераспределению спроса на более дешевые виды продукции. Падение спроса, как внешний фактор, влияющий на конкретное предприятие, значительно проще оценить, чем влияние макроэкономических показателей.
Итак, в качестве внешних факторов (Opportunity – Возможность и Threats – Угрозы) следует использовать события, явления, тенденции, которые произошли или произойдут в будущем и могут оказать влияние на компанию. Влияние оказывают конкретные события и тенденции, а они, как правило, имеют дату и количественное выражение.
Если есть вопросы, пишите в комментариях. Может быть, данная публикация будет полезна Вашим друзьям по социальным сетям. Пожалуйста, сообщите им.
Среда организации
От момента создания организации, вокруг и внутри нее, существует множество элементов, которые влияют на ведение бизнеса. Это набор функций, факторов, процессов, входов и выходов, а также условия и ограничения, связанные с повседневной работой. Совокупность таких элементов и есть среда организации или ее контекст.
После вступления в силу стандарта ISO 9001:2015 понимание среды организации стало являться обязательным требованием. Область действия системы качества значительно расширилась. Теперь организация должна идентифицировать, проводить анализ и понимать среду, в которой она осуществляет свою деятельность. Этим необходимо заниматься систематически, на постоянной основе.
Среда организации играет важную роль в существовании и развитии компании. Понимание среды организации – это ключ к правильной бизнес-стратегии, не говоря уже о правильной стратегии качества.
Факторы внешней среды могут оказывать как прямое, так и косвенное воздействие. Внутренняя среда является составной частью самой организации, поэтому она всегда оказывает прямое воздействие.
Косвенное влияние возникает за счет взаимодействия элементов среды, непосредственно не участвующих в работе организации. Они оказывают более или менее одинаковое воздействие на все организации, находящиеся в одном регионе, работающие в одной отрасли или занимающиеся одним и тем же видом деятельности. На такие факторы организация повлиять не может. Они представляют собой неконтролируемые силы, которые необходимо выявлять и соответствующим образом реагировать на них.
Прямое влияние возникает, если среда организации непосредственно задействована в работе компании. Такое взаимодействие существует при выполнении ежедневных (оперативных) задач. При этом сама организация также может воздействовать на элементы среды.
Факторы среды оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность организации. Положительное влияние способно открыть новые возможности в рамках существующей деятельности или помочь созданию новых направлений в работе. Отрицательные влияния – это потенциальные риски и угрозы, которые могут привести к ухудшению положения организации на рынке или вообще к прекращению ее существования.
Факторы внешней среды организации
Для компаний, которые хотят добиваться успеха, а не просто существовать на рынке, факторы внешней среды становятся упорядоченной совокупностью источников информации для получения представления о происходящих в их окружении переменах.
Чтобы факторы внешней среды организации действительно стали источником ценной информации для развития компании, их необходимо определенным образом классифицировать. Первым этапом такой классификации является разделение на факторы прямого и косвенного воздействия.
Факторы косвенного воздействия относятся к макросреде организации. Влиять на эти факторы организация не в состоянии, но она должна вовремя адаптироваться к ним. Количество таких факторов не велико.
Как правило, выделяют от четырех до шести факторов:
В зависимости от того на каком рынке работает организация (потребительском или деловом), скорость и сила воздействия факторов внешней среды организации может изменяться. Факторы макросреды оказывают серьезное влияние, однако они имеют достаточно длительный период изменений, поэтому у организаций есть запас времени на адаптацию.
Внешние факторы прямого воздействия часто называют факторами микросреды, т.к. они присущи работе только одной конкретной организации. С влиянием этих факторов каждой компании приходится сталкиваться в повседневной деятельности.
Разнообразие факторов микросреды может быть сведено к нескольким группам:
Факторы внутренней среды организации
Внутренняя среда включает в себя совокупность факторов, которые находятся под прямым контролем и управлением организации. Для того чтобы обеспечить стабильную работу компании, факторы должны быть хорошо известны и находить соответствующее отражение в управленческих решениях. Информация о факторах внутренней среды организации используется при разработке миссии, постановке целей, определении стратегических направлений деятельности, оценке достижения результатов и пр.
Факторы внутренней среды организации могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на положение компании на рынке. Обнаружить возможности или угрозы, связанные с изменениями, происходящими в организации, позволяет анализ внутренних факторов.
К факторам внутренней среды организации относятся:
Определение среды организации
Существует множество методов, позволяющих определить внутренние и внешние факторы среды организации. Крупные компании могут применять методы стратегического анализа и ситуационного моделирования. Для небольших организаций достаточно простых методов: SWOT анализ, PEST метод, модель «Пять сил» Портера. Важно чтобы среда организации находилась под постоянным контролем. Периодичность мониторинга и анализа устанавливается исходя из динамики изменений внешней и внутренней среды.
Среда организации может быть выявлена за счет следующих действий:
Документирование анализа среды организации
Документирование анализа среды организации включает в себя две составляющие: документирование этапов анализа и документирование его результатов.
Документирование этапов анализа необходимо в том случае, когда проводится работа с массивами данных. Сбор данных о факторах среды организации, их систематизация и обработка сами по себе подразумевают их документирование.
Результаты анализа представляют собой выводы и решения, принятые на основе данных, которыми характеризуется среда организации. Их документирование помогает установить риски и возможности. Результаты анализа являются основанием для разработки стратегических и тактических планов. Поэтому документирование результатов становится неотъемлемой составляющей процесса стратегического управления.
Результаты анализа могут представляться в таких документах как:
Прямого требования документировать анализ среды организации (этапы анализа и его результаты) стандарт не устанавливает. Но провести анализ без документирования сложно, особенно, когда это касается крупных и средних компаний.
Понимание организации и ее среды
Данное руководство в доступной форме объясняет требования раздела 4.1 стандарта ISO 9001:2015, связанные с внешней и внутренней средой работы организации.
Рассматриваются виды факторов среды, особенности работы организации на разных рынках, приводится порядок выявления факторов и документирование результатов.
В приложении даются подробные практические примеры выявления факторов внешней и внутренней среды организации на основе методов PEST и SWOT анализа.
Пособие может быть интересно широкому кругу читателей, но наибольшую пользу оно принесет специалистам, отвечающим за внедрение стандарта ISO 9001:2015 – менеджерам по качеству, уполномоченным по системе качества, руководителям служб качества.
Документ включает в себя 59 страниц формата А4 (210х297).