внешние эффекты возникают потому что

Внешние эффекты

Понятие и виды внешних эффектов

Рыночные сделки могут сопровождаться воздействиями на лиц, не принимающих в них участия. Если производство сопряжено с загрязнением окружающей среды, то вредному воздействию подвергаются все жители прилегающей территории. Это ведет к росту заболеваемости населения и увеличению его затрат на поддержание здоровья. Когда кто-то, заботясь о собственном здоровье, делает профилактические прививки от инфекционных болезней, то от этого выигрывают все окружающие, которые, получая реальную выгоду, не несут затрат по вакцинации. Перемещения (эффект перелива) части издержек или выгод к не участвующим в рыночных сделках лицам называются внешними эффектами или экстерналиями (externalities).

Суть их заключается в том, что они не связаны с рыночными способами взаимодействия и потому не отражаются в цене благ. Они могут быть следствием как производственной деятельности, так и процесса потребления.

Внешние эффекты – это воздействие на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках в виде расходов или выгод, не отраженное в рыночных ценах.

Издержки и выгоды могут быть общественными, частными и внешними (рис. 14.1).

Частные издержки (PC – private costs) – издержки участников рыночной сделки.

Внешние издержки (EC – external costs) – издержки третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке.

Общественные издержки (SC – social costs) – общие издержки участвующих в сделке и третьих лиц (рис. 14.1):

внешние эффекты возникают потому что. Смотреть фото внешние эффекты возникают потому что. Смотреть картинку внешние эффекты возникают потому что. Картинка про внешние эффекты возникают потому что. Фото внешние эффекты возникают потому что

Предельные частные, внешние и общественные издержки – дополнительные издержки в результате увеличения производства (ΔQ) (рис. 14.2).

Предельные частные издержки (marginal private costs)

Предельными внешними (marginal external costs)

Предельными общественными издержками (marginal social costs)

внешние эффекты возникают потому что. Смотреть фото внешние эффекты возникают потому что. Смотреть картинку внешние эффекты возникают потому что. Картинка про внешние эффекты возникают потому что. Фото внешние эффекты возникают потому что

Частная выгода (PB – private benefit) – выгода потребителя от рыночной сделки.

Внешняя выгода (EB – external benefit) – выгода третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке.

Общественная выгода (SB – social benefit) – совокупная выгода участвующих в сделке и третьих лиц, не участвующих в сделке:

внешние эффекты возникают потому что. Смотреть фото внешние эффекты возникают потому что. Смотреть картинку внешние эффекты возникают потому что. Картинка про внешние эффекты возникают потому что. Фото внешние эффекты возникают потому что

Предельная частная, внешняя и общественная выгода – дополнительная выгода, вызванная увеличением производства ((ΔQ) (рис. 14.4).

Предельная частная выгода (marginal private benefit):

Предельная внешняя выгода (marginal external benefit):

Предельная общественная выгода (marginal social benefit) (рис. 14.4)

внешние эффекты возникают потому что. Смотреть фото внешние эффекты возникают потому что. Смотреть картинку внешние эффекты возникают потому что. Картинка про внешние эффекты возникают потому что. Фото внешние эффекты возникают потому что

Формы проявления внешних эффектов и вызываемые ими последствия

В зависимости от последствий воздействия рыночных сделок на третьих лиц внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными.

Отрицательные внешние эффекты

В случае, когда производство приводит к дополнительным издержкам третьих лиц, не участвующих в сделке, имеют место отрицательные внешние эффекты или экстерналии.

Отрицательный внешний эффект (negative externality) – это издержки третьих лиц, не входящие в цену произведённого блага, возникающие в процессе его использования.

Расходы третьих лиц не включаются в издержки производства, поэтому частные предельные издержки меньше предельных общественных.

Пример отрицательного внешнего эффекта: сброс заводами отходов в водоёмы.

Допустим, выпускается Q* продукции при цене P*. Точка С – точка рыночного равновесия, где спрос (MSB) равен предложению (MPC) (рис. 14.5):

Предельные общественные издержки (MSC) будут равны сумме предельных частных (MPC) и предельных внешних издержек (MEC):

внешние эффекты возникают потому что. Смотреть фото внешние эффекты возникают потому что. Смотреть картинку внешние эффекты возникают потому что. Картинка про внешние эффекты возникают потому что. Фото внешние эффекты возникают потому что

При объёме выпуска Q* совокупные внешние издержки равны (P2 – P*)·Q* – площади заштрихованного прямоугольника на рис. 14.5.

Площадь треугольника BAC – иллюстрация потери эффективности (MPC

Источник

Внешние эффекты возникают потому что

Тесты
1. Предельная норма технологического замещения труда капиталом в производстве яблок равна 4, а в производстве молока – 1. Выберите правильный ответ:
a) Размещение ресурсов эффективно;
б) Размещение ресурсов неэффективно и нужно переместить капитал из производства молока в производство яблок, а труд – из производства яблок в производство молока;
в) Размещение ресурсов неэффективно и следует переместить капитал в производство молока, а труд – в производство яблок;
г) Следует уменьшить объем использования капитала в обеих отраслях.

2. Предельная норма замещения товара Х товаром У равна 1. Для увеличения производства Х на одну единицу товара надо пожертвовать 3 единицами У. Для увеличения эффективности следует:
a) Сократить производство У и увеличить производство Х;
б) Увеличить производство У и сократить производство Х;
в) Увеличить производство Х и У;
г) Сократить производство Х и У.

3. В экономике производятся товары Х и У. При каком из перечисленных условий достигается эффективная структура выпуска продукции?
a) MRTX,Y=MRSX,Y;
б) MRSX,Y=PX/PY;
в) MRSX,Y должны быть равны для всех потребителей;
г) MRTX,Y=MCX:MCY;
д) MRSX,Y=MCX:MCY.

б) системы здравоохранения;
в) жилищно-коммунального хозяйства городов;
г) транспортной системы.

6. Сторонники классических представлений о рынке, вероятнее всего, выступили бы в поддержку:
а) роста государственного сектора в экономике,
б) введения закона о минимальной заработной плате,
в) роста государственных расходов для стимулирования предложения,
г) политики невмешательства государства в экономику.

7. Допустим, что побочные явления, возникающие при производстве или потреблении товара, не учитываются в его рыночной цене. Тогда можно сделать вывод о том, что
а) ресурсы правильно распределены на рынке;
б) имеет место внешний эффект;
в) общество потребляет и производит нужное количество товара;
г) рынок совершенно конкурентный.

8. Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государство?
а) распределением денежных доходов в обществе;
б) оказывать помощь конкретному потребителю с ограниченными доходами, определяя способы их рационального использования;
в) определять, что и сколько нужно произвести из наличных ресурсов;
г) определять круг товаров и услуг, в которых нуждается общество независимо от вкусов и предпочтений какой-либо группы или всего населения.

9. Неконкурентоспособность и неисключаемость являются характеристиками
а) нормальных товаров;

г) общественных товаров.

10. Внешние эффекты – это неявные следствия производства
а) данной фирмы для другой фирмы;
б) данной фирмы для общества;
в) государственного сектора для данной фирмы;
г) все ответы неверны.

Источник

Вопрос 50 Внешние эффекты и внешние издержки.

Внешние эффекты и внешние издержки.

ОТВЕТ

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (экстерналии) – это воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участия в сделке; факторы, которые не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают влияние на благосостояние людей.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) – это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта.

Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом и производства, и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Чем больше объем сброса отходов в реку, тем больше вред, наносимый полезности, связанной с использованием реки.

Выделяют следующие виды отрицательных внешних издержек.

Совокупные внешние издержки (ТЕС) это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются.

Предельные внешние издержки (МЕС) это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц.

Предельные индивидуальные издержки (МРС) это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты. При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных.

Предельные общественные издержки (MSC) это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек.

Отрицательный внешний эффект иллюстрируется на рис. 50.1.

На рис. 50.1 видно, что эффективные объем выпуска и цена достигаются в точке, в которой предельные общественные издержки равны предельной общественной полезности.

Предельная общественная полезность (MSB) дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы продукции.

При существовании отрицательного внешнего эффекта общее условие достижения эффективности может быть выражено следующим образом:

МРС + МЕС = MSC = MSB.

При суммировании предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек последние поднимаются до уровня предельных общественных издержек. В условиях свободной конкуренции и при наличии отрицательного внешнего эффекта происходит занижение цены в сравнении с эффективной и завышение объема производства в сравнении с эффективным:

Положительные внешние эффекты это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах.

внешние эффекты возникают потому что. Смотреть фото внешние эффекты возникают потому что. Смотреть картинку внешние эффекты возникают потому что. Картинка про внешние эффекты возникают потому что. Фото внешние эффекты возникают потому что

Рис. 50.1

При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превышает предельную индивидуальную полезность.

В связи с тем что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете. Отсюда результатом положительных внешних эффектов являются недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики. Поэтому, чтобы обеспечить эффективный объем выпуска, необходим такой механизм, благодаря которому третьи лица, использующие внешний эффект, вносили бы свой вклад в его получение и потребление. При этом одна часть вклада третьих лиц направлялась бы на снижение цены, уплачиваемой потребителями с тем, чтобы стимулировать рост их потребления, а другая часть использовалась бы для компенсации любого увеличения предельных издержек с тем, чтобы поощрять производителей увеличить выпуск продукции.

Выделяют следующие виды положительных внешних эффектов.

Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара – предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Чтобы извлечь связанную с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к предельной индивидуальной полезности прибавить предельную полезность, извлекаемую третьими лицами.

Предельная внешняя полезность (МЕВ) товара это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями данного товара.

Совокупная внешняя полезность (ТЕВ) равна произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц.

Положительный внешний эффект изображен на рис. 50.2. На рис. 50.1 и 50.2 потери обозначены заштрихованными площадями (DWL), что свидетельствует об отрицательном влиянии на экономику как положительных, так и отрицательных внешних эффектов.

внешние эффекты возникают потому что. Смотреть фото внешние эффекты возникают потому что. Смотреть картинку внешние эффекты возникают потому что. Картинка про внешние эффекты возникают потому что. Фото внешние эффекты возникают потому что

Рис. 50.2

Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективности размещения и использования ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения индивидуальных общественных издержек или индивидуальной и общественной полезности. Решение проблемы внешних эффектов состоит в достижении равенства предельных общественных издержек и предельной общественной полезности:

Внешние эффекты превращаются во внутренние, в результате чего происходит интернализация внешних эффектов, означающая, что предельные частные издержки или выигрыши, связанные с обращением товаров на рынке, скорректированы таким образом, что показывают реальные общественные предельные издержки и выигрыши.

В частном секторе экономики проблема экстерналий может решаться посредством рыночного механизма без внешнего его вмешательства благодаря деятельности экономических агентов.

Проблема экстерналий может решаться двумя путями. Во-первых, посредством слияния (объединения) производителей и потребителей внешних эффектов в единую целостность (фирму, общество потребителей и т. д.). Вследствие чего ранее существовавшие внешние эффекты превращаются во внутренние. Во-вторых, внеэкономическими методами (моральные нормы, традиции и т. п.), т. е. путем воздействия на поведение экономических агентов, вызывающие внешние эффекты.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Внешние накопители

Внешние накопители • FireWire.• USB.• FireWire/USB

4.2.5. Внешние сообщники внутреннего злоумышленника

4.2.5. Внешние сообщники внутреннего злоумышленника Высока вероятность действий внутреннего злоумышленника в сговоре с внешним по отношению к организации лицом (внешним злоумышленником). При этом инсайдер может выступать как организатором нападения, так и используемым

12.4. Внешние эффекты и затраты

12.4. Внешние эффекты и затраты Процессы производства и потребления некоторых видов товаров и услуг сопровождаются полезными или вредными эффектами, которые испытывают на себе лица, непосредственно не участвующие в этих процессах. Такие эффекты называются внешними

12.4.1. Отрицательные внешние эффекты

12.4.1. Отрицательные внешние эффекты Предположим, что производство единицы продукта сопровождается внешними затратами в размере Е руб. К тому же положим, что эта величина не зависит от объема выпуска. Поэтому на рис. 12.4, (рисунок остается прежним) а внешние затраты

12.4.2. Положительные внешние эффекты

12.4.2. Положительные внешние эффекты Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим.MSB = MPB + MEB,где MSB – предельные общественные выгоды,МРВ – предельные частные выгоды,МЕВ – предельные внешние

Занятие 14 Внешние эффекты и затраты

Занятие 14 Внешние эффекты и затраты Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Что такое внешние эффекты? Как они влияют на цену товаров, предлагаемых на рынке? Каким образом рынок может создавать недопроизводство товаров и

51. Внешние и внутренние заимствования

51. Внешние и внутренние заимствования Государственные внешние заимствования РФиспользуются для покрытия дефицита федерального бюджета и для погашения государственных долговых обязательств РФ.Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ Часто причиной сомнении и нерешительности в поступках являются неблагоприятные изменения во внешнем окружении человека или в собственной его жизни. Например, в бизнесе ухудшение конъюнктуры или непредвиденные финансовые потери

Внешние изменения

Внешние изменения Краткосрочные кризисы в мировой экономике, скорее всего, негативно повлияют на вашу карьеру. Например, вопреки мнению многих обозревателей, финансовый крах 2008 года не был «катаклизмом, который случается раз в 100 лет». Безусловно, крах ипотеки

День 10 Добавляем внешние ссылки

День 10 Добавляем внешние ссылки Если вы выполняете наши упражнения в режиме реального времени, ваш базовый сайт готов, чтобы представить его широкой публике. А если ваш сайт уже давно действует, пора начать продвигать его более системно.Ваша цель на сегодня проста:

Внешние препятствия

Внешние препятствия Культура компании не приемлет такого подхода. Это ожидаемо: не будь такого рода проблемы, в компании давно бы уже практиковали коучинг. Философия коучинга составляет часть новой философии, которую наиболее просвещенные руководители вашей

Внешние триггеры

Внешние триггеры Технологии создания покупательских привычек начинают изменять поведение, цепляя пользователя призывом к действию. Эти сенсорные раздражители в изобилии представлены в нашем окружении. Во внешние триггеры встроена информация, которая подсказывает

Мотивация и внешние факторы

Мотивация и внешние факторы Такие факторы внешней среды, как потенциал сбытовых территорий и уровень конкуренции, влияют на возможность добиться высоких показателей. Низкий потенциал и ожесточенная конкуренция отрицательно сказываются на результатах работы торговых

Внешние источники

Внешние источники Когда внутри компании не находится подходящих кандидатур на вакансии в отдел продаж, ей приходится расширять круг поиска, обращаясь к внешним

Внутренние и внешние ограничения

Внутренние и внешние ограничения Известное правило 80/20 применимо и к ограничениям. Примерно 80 % факторов, сдерживающих развитие вашей компании, являются внутренними, а не внешними. Приблизительно 80 % причин, по которым вы не можете удвоить продажи и прибыль, скрыто внутри

Источник

Внешние эффекты в экономике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие внешних эффектов в экономике

Внешние эффекты – это экономическая ситуация, при которой сопутствующая прибыль или расходы не отображаются в конечной цене блага.

Особенность внешних эффектов заключается в том, что стороны взаимодействия будут нести потери или наоборот получать выгоду, но каждый по отдельности. То есть, при негативных последствиях для одного лица, другое получит выгоду и наоборот. Примером может послужить градообразующее предприятие, которое своей перерабатывающей деятельностью отрицательно сказывается на экологии района. При этом, если руководством предприятия будет принято и реализовано решение по строительству дороги, то это принесет выгоду как для предприятия, так и для населения близлежащих территорий.

Следующий перечень величин характеризует экономические внешние эффекты:

Возникновение внешних эффектов является продолжением несовпадения величин частного и социального характера. Практическим примером внешнего эффекта может стать обмен между двумя лицами, последствия которого лягут на третье лицо. При этом третье лицо совершенно не задействовано в сделке, но испытывает негативный или положительный эффект от нее.

Появление внешних эффектов является продолжением ситуаций, свидетельствующих о рыночной несостоятельности. Стремление к выгоде и получению прибыли в данном случае не способствует эффективному использованию имеющихся ресурсов. В такой ситуации рыночная информация, поступающая в виде цен, искажается.

Отрицательный внешний эффект ведет к общественным потерям, их так же называют экстернальными затратами. Частный производитель расходует согласно своему производственному плану, при этом общество теряет больше, чем производитель. При положительном эффекте производитель несет выгоду обществу, теряя собственные возможности увеличения дохода.

Готовые работы на аналогичную тему

Рассмотрим пример. Выпуск одной тонны стали обходится предпринимателю в сто долларов, которые уходят на оплату сопутствующих расходов. Для того, чтобы предприятие могло функционировать цена на сталь не должна быть ниже 100 долларов за 1 тонну. Однако, помимо производственных затрат частный предприниматель несет дополнительные затраты, например, на установку очистительного оборудования для снижения количества вредных выбросов в атмосферу. Негативное влияние завода на окружающую среду оказывает воздействие на качество жизни жителей, чьи дома расположены недалеко от предприятия. Эти жители несут экстернальные издержки, которые в экономике учитываются как расходы при создании 1 тонны стали.

Допустим, с экономической точки зрения загрязнение окружающей среды обходится в 20 долларов на каждую тонну выпущенной стали. Тогда ее себестоимость составит 120 долларов с учетом экстернальных издержек. Рыночная цена, как правило, учитывает только издержки производителя. То есть, потребители будут считать, что цена уже включает в себя издержки на очистку окружающей среды, что стимулирует их к приобретению большего количества стали. Снизится эффективность использования стали, а значит, ресурсов необходимых для ее создания. Именно так проявляется отрицательное воздействие на рыночную информацию внешних эффектов.

Графическое представление внешних эффектов

Рисунок 1. Графики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На рисунке график a – отрицательный эффект, график b – положительный эффект.

Причины возникновения внешних эффектов, инструменты воздействия

Рыночная экономика предполагает ограниченную роль государства в экономических процессах. Возникновение внешних эффектов является одной из причин государственно регулирования. С помощью определенных инструментов государство может снизить объем недопроизводства общественно полезных благ, а также изменить степень влияния отрицательных внешних эффектов. Инструментами экономической политики выступают следующие категории:

Оба инструмента заставляют производителя учитывать внешний эффект от его деятельности, а значит, выпуск приближается к оптимальному, с точки зрения общего экономического состояния. По-другому дело обстоит с подакцизными товарами. Спрос на них неэластичен, то есть изменение цены практически не оказывает влияние на объем потребления. Чтобы компенсировать негативные внешние эффекты от употребления алкоголя и табачных изделий, государству необходимо перенаправлять средства налогоплательщиков в социальную сферу для компенсации негативного воздействия на здоровье граждан. Существуют такие блага, которые сложно обложить налогом или компенсировать за счет субсидий. Эти блага становятся общественными и полностью потребляется коллективными усилиями вне зависимости от его оплаты.

Причиной возникновения внешних эффектов принято считать разницу между частными и общественными выгодами или издержками, однако, они не полностью отражают существующее положение дел. Вследствие ограниченности ресурсов между субъектами возникает конкуренция, которая заставляет производителей использовать различные методы преобразования имеющихся ресурсов. Причиной конкуренции становится факт отсутствия собственности на ресурс, его доступность для всех участников производства. Если бы права владения были установлены, то учет издержек и внешних эффектов был бы намного упрощен. То есть, внешних эффектов не существовало бы, а, например, чистый воздух, продаваемый обществом заводу, учитывался в себестоимости его продукции.

То же правило распространяется на положительные внешние эффекты. Если лицо, приносящее общественную пользу могло установить цену на этот дополнительный эффект, то оно включило бы его в цену продажи, чтобы компенсировать свои издержки. То есть, причиной возникновения внешних эффектов можно назвать отсутствие имущественных прав на ряд ресурсов.

Получается, что внешние эффекты связаны с величинами, которые могли бы стать предметом несуществующих в реальности рынков. Кроме того, очень сложно определить объект хозяйствования, который оказал негативное воздействие окружающую среду и является причиной, например, кислотного дождя.

Проблема внешних эффектов связана со снижением общественной полезности. В итоге цена на одни ресурсы снижается, а на другие увеличивается. Колебание цены напрямую зависит от альтернативных способов использования ресурсов. Для того, чтобы уравновесить выгоды или затраты частные с выгодами или затратами общественными экстерналии стремятся перевести в интерналии, то есть во внутренний эффект. Чтобы снизить отрицательный внешний эффект предпринимаются действия по уменьшению объема выпуска, но увеличению цены на благо. Положительный эффект ведет к увеличению выгоды частного производителя. Для уравновешивания частной и общественной выгоды применяют инструменты, снижающие общую неэффективность.

Таким образом, внешние эффекты являются следствием неустановленных прав на ресурсы, которые доступны всем хозяйствующим субъектам. Установление имущественных прав позволило бы включать ресурсы в себестоимость, то есть переводить экстерналии в интерналии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *