внедрение crm системы что это
СRM-система – что это такое?
Про CRM всегда пишут таким непонятным языком, будто это адронный коллайдер, а на самом деле это просто программа для управления бизнесом. Правда, очень умная — настолько, что помогает увеличить прибыль на 40-50%, снизить издержки и в 2 раза ускорить обработку заявок. Но что такое CRM и что именно она делает? Как разработчик собственной системы S2, «отвечаю популярно». Итак, CRM-системы — что это простыми словами?
Как работает CRM-система?
Определение или аббревиатура CRM расшифровывается как Customer Relationship Management, то есть «управление отношениями с клиентами». CRM при помощи автоматизации процессов помогает эффективнее выстраивать диалог с покупателем, не допускать ошибок в работе и в итоге продавать ему больше.
Как это выглядит в CRM? Представьте таблицу Excel с вашей клиентской базой, но только при щелчке на имя клиента открывается удобная карточка, в которой содержится вся хронология работы с ним — от первого звонка до покупки. Здесь можно прослушать звонки, посмотреть историю покупок, создать документы по шаблону, написать e-mail или sms, поставить задачу.
Когда клиент звонит вам, CRM предлагает открыть его карточку, и вы сразу приветствуете его по имени. Даже если раньше этого покупателя вел другой менеджер, вы легко ответите на его вопросы без всяких «уточню и перезвоню». CRM сама отправит клиенту sms-сообщение о статусе заказа и напомнит о встрече. В итоге вы экономите время — и свое, и клиента. А значит, делаете его более лояльным и настроенным на покупку.
Внедрение CRM: этапы, риски и эффект
Идея внедрения CRM состоит в том, чтобы снизить эксплуатационные расходы, сэкономить рабочее время сотрудников и обеспечить бесперебойное обслуживание клиентов. Компании выбирают CRM-системы для достижения максимальной эффективности и производительности, но на практике к такому результату приходят далеко не все.
Нередко внедрение CRM-системы не оправдывает ожидания. Причин этому много. Чаще всего они связаны с ошибками на этапах внедрения, неточностями при определении целей и описании бизнес-процессов.
Преимущества внедрения CRM в компании
CRM — это сервис, предназначенный для управления взаимодействиями компании с текущими и потенциальными клиентами. Благодаря понятному интерфейсу можно систематизировать деловые контакты и более эффективно использовать их в процессе продаж.
Система хранит информацию об этих контактах в централизованной базе. Эта база постоянно обновляется, храня историю взаимодействий компании с клиентами. Это и телефонные звонки, и электронные письма, и личные встречи, и поступающие суммы оплат от каждого клиента.
Помимо управления контактами CRM помогает управлять конкретными бизнес-процессами и командами, следить за достижением целей. Рабочие процессы автоматизируются и интегрируются с основными бизнес-каналами, например, с сайтом.
Полезные статьи
Предположим, потенциальный клиент размещает запрос на вашем сайте. CRM может зафиксировать этот запрос и инициировать процесс продажи. Далее запрос обрабатывается либо кем-то из сотрудников, либо автоматически, либо это будет комбинация того и другого. Но в любом случае быстрая обратная связь повысит скорость привлечения клиентов.
Этапы внедрения CRM
Независимо от предназначения CRM, внедрять ее нужно поэтапно, с учетом потребностей пользователей, функционала и необходимых настроек.
Этап 1. Выясните потребности пользователей
Полученная информация поможет определить, какие функции следует автоматизировать, и оценить степень готовности к использованию нового инструмента.
Задайте такие вопросы:
Обратная связь поможет лучше спланировать внедрение CRM, а также решить, нужна ли интеграция с используемыми программами, сервисами, платформами.
Этап 2. Определите, какие цели нужно достичь с помощью CRM
На этом этапе определяются стратегические цели и под них расписываются планы действий.
Стратегические цели | План действий |
---|---|
Снизить отток клиентов на 10 % | Повысить скорость реакции на первый контакт с клиентом за счет внедрения онлайн-консультанта |
Сократить время обслуживания клиентов с двух недель до одной | Подготовить для менеджеров по продажам серию электронных писем с обучающими видео и запланировать повторные звонки |
Увеличить выручку на 25 % | Продавать продукт крупным производственным компаниям, которые располагают большим бюджетом и нуждаются в услугах |
Определите тактические цели для достижения стратегической цели. Например, вы хотите увеличить выручку на 25 % за счет продаж крупным производственным компаниям. Ваша тактическая цель — создание целевого списка текущих потенциальных клиентов и тех, на кого вы собираетесь ориентироваться в ближайшие месяцы. Так вы поймете, как CRM поможет вам в достижении тактических целей.
Этап 3. Соберите данные для переноса в CRM
Экспорт данных из других систем не станет проблемой. Но вполне возможно, что какие-то контакты необходимо будет вводить вручную.
Этап 4. Определите настройки CRM
Для этого следует учитывать потребности команды, которая планирует пользоваться системой. Определите настройки администратора, пользовательские разрешения, выпадающие списки, параметры ролей, отчетов и т.д.
Но перед этим разберитесь, как осуществляется процесс продаж для каждого продукта или услуги в вашей компании — от первоначального контакта с потенциальным клиентом до закрытия сделки.
Настроим Контур.CRM под задачи вашего бизнеса. Оставьте заявку — расскажем, как увеличить прибыль.
Например, примерный процесс продажи ПО для крупной компании включает такие этапы: первоначальный контакт, созвон по телефону, личная встреча, собрание заинтересованных сторон, установка целей и планирование, презентация предложения, финальный звонок для согласования результатов и сроков, заключение сделки.
Этап 5. Предусмотрите интеграцию сторонних сервисов
Интеграция повышает эффективность CRM, позволяя менеджерам работать без барьеров и необходимости переходить на другие вкладки.
Обычно встает вопрос об интеграции с электронной почтой, социальными сетями, чатами.
Этап 6. Протестируйте настройки
На финальном этапе изучите, как работают вместе все отдельные компоненты системы. Обязательно оцените все точки взаимодействия с клиентами, которые связаны с CRM.
Чек-лист для тестирования CRM
Точка контроля | Как функционирует |
---|---|
Экспорт данных | Вся перенесенная информация сверяется: всё ли учли, нет ли повторов |
Контакты | Все поля должны быть заполнены |
Интеграция с электронной почтой | Электронный адрес связан с нужным контактом, синхронизация электронной почты работает должным образом |
Отчеты | Данные соответствуют ожидаемым результатам |
Управление воронкой | Данные в воронке продаж соответствуют реальным процессам |
Маршрутизация | Маршрут ведет к нужному торговому представителю в соответствии с заранее определенными правилами |
Интеграции | Все сервисы подключены правильно |
Автоматизированные задачи | Триггеры задач работают должным образом |
Обычно CRM легко настраивать и поддерживать, независимо от опыта. Если у вас сложный запрос и требуется помощь в интеграции, обращайте внимание на тип поддержки, которую предлагает разработчик CRM.
После запуска CRM важно показать команде, как работает система.
Возможные ошибки и проблемы при внедрении
Выбор правильной CRM-системы — непростая задача. Есть ошибки, которые допускают компании при её внедрении.
Ошибка № 1: не имеют ясной цели и стратегии
Это одна из причин неудачного внедрения CRM. Если вы не понимаете, чего хотите, тогда вам будет сложно реализовать правильную стратегию. Определите цели и тип CRM, который вам нужен.
Обычно компаниям не хватает трех составляющих:
Перед планированием CRM важно принять стратегию, ориентированную на клиента.
Ошибка № 2: не думают о конечных пользователях при выборе решения
Чтобы избежать проблем в процессе внедрения CRM, компания должна активно вовлекать конечных пользователей в обсуждение проекта.
Объясните тем, кто будет пользоваться CRM, какие преимущества она дает. Сотрудники должны воспринимать сервис как полезный инструмент для достижения бизнес-целей: увеличения прибыли, сокращения затрат, автоматизации процессов, экономии времени.
Ошибка № 3: не определяют бизнес-процессы для автоматизации
CRM не ограничивается только хранением контактных данных. Её ценность в том, что она систематизирует информацию о клиентах (контакты, возможности продаж, заявки в службу поддержки).
Чтобы выжать максимум от CRM, составьте схему рабочего процесса, описывающую взаимодействие клиента с компанией.
Этот визуальный инструмент поможет эффективнее использовать функциональные возможности CRM.
Ошибка № 4: выбирают решение, которое не может масштабироваться
Есть компании, которые выбирают CRM-решения, учитывая только текущее состояние бизнеса. Однако надо оценить, как будет использоваться система в случае расширения бизнеса, когда у него появится больше клиентов и заказов.
Ошибка № 5: не обучают пользователей
В бизнес-среде немало примеров, когда CRM не используется в принципе или используется неэффективно из-за того, что пользователи недостаточно обучены работе с системой.
Позвольте сотрудникам предварительно ознакомиться с инструментом, проведите подробное обучение — оно должно быть и индивидуальным, и плановым. Ограничиваться только онлайн-тренингами рискованно.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
CRM-система: полный алгоритм внедрения
Проекты внедрения CRM проваливаются — это есть за рубежом, это есть в России. Причин много, но самая главная — стремление заказчика перепрыгнуть все ступени и получить одну кнопку «Рррраз и заработало». При таком подходе единственное, что получается хорошо, — это собрать все грабли на пути к автоматизации бизнеса. А это затраты, нервы, увольнения, простой бизнеса…
Мы подготовили, пожалуй, самую подробную схему и инструкцию по внедрению CRM-системы в компании. Она призвана помочь бизнесу любого размера внедрить корпоративное ПО правильно, в кратчайшие сроки и без потерь. В общем, цивилизованно и профессионально. Мы за правильные лестницы!
Когда полез не с той стороны: соблюдайте технику безопасности при внедрении CRM-систем
Мы внедряем CRM-системы уже 11 лет и прошли все этапы: от небольшой CRM-ки до полнофункциональной ERP, от малого и микро-бизнеса до крупных холдингов. И, честно говоря, болезни и симптомы практически везде одни и те же — просто масштабы разные. На основании этого опыта мы и подготовили нашу инструкцию и очень подробную схему.
Этапы внутри компании: подготовка, выбор CRM, сбор требований
Скачать всю схему внедрения сразу
Первый этап — внутренняя подготовка к внедрению. Часто он пропускается компаниями, и это, к сожалению, свидетельствует о низкой заинтересованности сотрудников в проекте. Такая ситуация — порочный путь к дальнейшему бойкотированию CRM-системы, когда менеджеры просто отказываются вносить данные в программу.
Даже в самой маленькой компании может случиться конфликт интересов, когда каждый отдел начинает тянуть одеяло автоматизации на себя и хочет сразу всё. Задача руководства — инициировать создание рабочей группы, в которой примут участие представители всех подразделений, чью работу затронет автоматизация. В группу должны входить либо владеющие процессами руководители, либо наиболее опытные сотрудники. Ни в коем случае не стоит воспринимать рабочую группу как формальность или имитацию деятельности — она должна быть именно рабочей. Итак, что нужно сделать в первую очередь.
Выбор нужной вам базовой CRM-системы — сложная история: на рынке десятки предложений, которые свалятся на вас как только вы введёте в поиске «выбрать CRM». Пересмотреть и протестировать их все нереально. Вот примерные критерии для отбора CRM-ок для дальнейшего изучения:
На что нужно обратить внимание при выборе CRM-системы, кроме функциональных возможностей, которые нужны вашему бизнесу?
После выяснения всех обстоятельств и нюансов вы приступаете к важному моменту — взаимодействию с вендором. Тут тоже миллион секретов и уловок со всех сторон, но есть базовый совет, который снимет больше половины рисков и головных болей: мучайте вендора, задавайте любые вопросы, не стесняйтесь уточнять и распрашивать подробно, рассказывайте о своих бизнес-целях и пробелах. Иначе проект может вас разочаровать, вендор словит негативный отзыв, и все будут грустить. Разве это цель автоматизации бизнеса?
Не стоит усложнять и превращать внедрение в запутанный процесс
Работа с вендором CRM-системы: ТЗ, настройка, доработка
Итак, после первых контактов с вендором самое время собирать требования и составлять техническое задание (Это делает вендор! Это почти всегда платно! Почему — читайте тут и вот тут). Именно на этом этапе вы можете прописать желаемые процессы и решить, от каких токсичных проявлений в бизнесе самое время отказаться.
Для тех, кто поленился почитать указанные посты о техническом задании, повторим основные моменты. Итак, ТЗ.
В принципе, теперь ничего не мешает приступить к инсталляции базовых лицензий выбранной CRM-системы (запуску и настройке WEB-приложения, если выбрано оно) и настройке программы под каждого сотрудника. Здесь также стоит учесть важные моменты.
Одновременно с началом эксплуатации и обучения при необходимости можно углубиться в доработку бизнес-логики. Вы можете заказать доработку сразу, если точно знаете, какие специфичные вещи вам нужны. А можете поработать в CRM-системе, настроить бизнес-процессы и связи отделов, а затем уже решить, чего вам не хватает, и обратиться к вендору. Нередко клиенты предпочитают выбрать для доработок фрилансера, который кажется более дешёвым решением. Это чревато — ни один фрилансер не сможет в короткие сроки понять логику системы и успешно вписать в неё доработанный компонент или отчёт. Иногда это просто невозможно. В общем, скупой платит дважды, поэтому лучше сразу обратиться к разработчику CRM-системы: выйдет быстрее, успешнее и, заверяем, дешевле.
Эксплуатация CRM-системы и крепкая дружба с вендором
Обучение — залог успешного старта CRM-системы, но и тут кроется несколько подводных камней.
Почему-то всем кажется, что лучшая форма обучения — это формат лекции и практики в учебном зале, когда тренеры вендора показывают функции и принципы работы, а сотрудники по одному или в парах за ними повторяют на тренировочных ПК. На самом деле это худшая форма обучения, и вот почему:
Каждой компании нужен внутренний эксперт — CRM-гуру, который освоит систему на уровне администратора и сможет обучать сотрудников, понимая, как система вписывается именно в ваши бизнес-процессы. Это не обязательно руководитель отдела или опытный коммерсант — таким сотрудником может оказаться помощник сисадмина, аналитик, продажник, маркетолог и т.д. Было бы желание, понимание процессов и умение формулировать мысли.
Кстати, не забудьте запросить документацию у вендора — это может быть PDF- файл, Wiki-справка, иная справка, распечатанные материалы. Главное, чтобы документация была полной, актуальной и грамотной. Ну и конечно, протестированной — но это уже на совести вендора.
С момента окончания обучения начинается этап активной эксплуатации. Фактически это уже самый длинный период — жизненный цикл CRM-системы внутри вашей компании. Вы потратили много сил, нервов, средств, чтобы внедрить программу, поэтому важно не пустить всё на самотёк, а привыкнуть к работе в системе и сделать её почти что электронной копией вашего бизнеса. Вообще человек привыкает к новым условиям за 21 день. То есть это полный рабочий месяц — именно в течение него нужно мотивировать сотрудников, инициировать постоянные взаимодействия с CRM-системой, продолжать обучение и консультации со стороны внутреннего эксперта.
Что важно на этом этапе?
Внедрение CRM: как не быть близким к провалу
Итак, вы решили внедрить CRM. В самом начале необходимо осознать три главные вещи.
Знал бы, где упасть.
Рассмотрим 10 основных ошибок и один фактор, которые могут привести к провалу внедрения CRM.
Хранение данных в разрозненных источниках. Если в компании уже сформировалась клиентская база, есть информация по сделкам, складу, программам лояльности, то, как правило, это один из вариантов.
У каждого менеджера свои данные на удобном им носителе, руководитель получает периодические сводные отчёты по объёмам сделок, продаж, реализации, остаткам и т.д.
Есть несколько программ, в которых хранятся данные. Это могут быть разные однопользовательские СRM (вроде нашей бесплатной RegionSoft CRM Express), системы учёта клиентов типа контакт-менеджеров и даже системы управления задачами, в которых информация по сделке записана единым текстовым полем, а значит, её сложно обработать.
Существует единый файл Excel, в который менеджеры вносят всю информацию. Это едва ли не самый страшный случай, поскольку неоднократно встречались повреждения файла, отсутствия бекапов, неверной сортировки, преднамеренного повреждения или несанкционированного копирования.
При внедрении CRM эта база должна быть загружена в систему, так как это основа деятельности компании. И если импорт из других систем или Excel ещё возможен, то информацию из мобильников, документов и блокнотов менеджеров нужно вносить вручную. Чаще всего эта процедура игнорируется и руководством, и работниками. В итоге эффективность CRM заметно снижается, персонал продолжает блуждать от приложения к приложению, рабочий процесс затягивается, время тратится на поиск того, где записан клиент.
Между тем, CRM — это надёжная аналитическая база компании, которая собирает данные в унифицированном виде. На их основе формируются отчёты, документы, происходит информирование подразделений, функционируют бизнес-процессы. Информация из системы служит основой принятия управленческих решений. Например, у вас рекламное агентство полного цикла с широким ассортиментом услуг. 2010 год — все заказывают сувенирку, SEO, кампании в Директе. Вы проплачиваете инструменты для работы с продвижением, закупаете материалы и оборудование. Неожиданно к 2014 году спрос меняется и вы видите, что календарей заказывают меньше, на складе мёртвым грузом лежат материалы для флаеров, клиенты уходят. Начинаете расспрашивать менеджеров, они говорят, что были обращения по SMM, диджитал, контенту и медийке. И обнаружилось это только после ощутимого спада или очередной инвентаризации. Если бы стояла CRM, вы могли бы изначально видеть, что спрос меняется не сезонно, а менеджеры не просто кладут трубку с ответом «Мы это не делаем», а фиксируют звонки с обращениями по новому типу услуги. Есть время перестроиться, сократить закупки, вывести из ассортимента позиции с низким и нулевым спросом.
Чтобы работать с клиентами, необходимо выстроить чёткую линию аналитики, которая ляжет в основу сегментации для рассылок, изменения номенклатуры или переориентации компании. Это возможно только в одном случае — если вся информация накапливается в одной системе и никто не игнорирует этот процесс.
Сбор неполной, неточной и неактуальной информации — ещё одна причина краха, связанная с аналитикой. Вызвана она тем, что менеджеры вносят информацию несвоевременно, например, по итогам месяца. С позиций CRM это опасная привычка, можно упустить из вида существенные взаимодействия. У нас было много запросов на контроль взаимодействий с клиентами — поэтому мы даже создали отдельный отчёт в RegionSoft CRM, который в графическом виде отображает динамику разработки клиента и его продвижение по этапам воронки продаж.
Внедрение CRM без интеграции. Здесь практически не нужны пояснения. Есть 1С, есть сайт, есть телефония. Все эти сущности должны дружить с CRM непосредственно или опосредованно, обмениваться с ней данными. Тогда станет ясна полная картина дел в компании. Мы в RegionSoft уделяем интеграциям значительное внимание. Так, кроме базовых связок с 1С и Asterisk, у нас есть собственный сервер сценариев RegionSoft Application Server, который творит чудеса организует автоматизированные обработки, не требующие участия пользователя. Они могут выполняться по расписанию, либо по HTTP-запросу. Например, можно настроить создание архивной копии базы данных RegionSoft CRM с использованием штатного бэкапа Firebird, который будет осуществляться каждый день в 2:00 ночи, кроме субботы и воскресенья. При этом вся работа будет проделана автоматически. Именно через App Server может осуществляться интеграция с сайтом, 1С, другими учётными системами, проводиться анкетирование, проходить рассылка и проч.
Отсутствие внятных целей. В нашем списке эта ошибка стоит не на первом месте, но заслуживает гран-при. И вот почему. Мотивом внедрения CRM в компании может быть что угодно: острая и объективная необходимость, мода, внедрение у знакомого, отзывы, требование инвесторов, навязывание бизнес-тренером… Но нужно чётко осознавать цель внедрения, которая в своей макро-реализации заложена в названии: управление взаимоотношениями с клиентами. И все текущие цели должны каким-то образом увязываться с этой целью.
Отсутствие поддержки со стороны руководства. Очень странная ошибка, но она имеет место быть. Если CRM-система внедряется для проформы, руководство в принципе может игнорировать процесс внедрения и запуска в эксплуатацию. И вот к чему это приводит:
… саботаж со стороны сотрудников — прямое следствие предыдущего пункта. Работники могут просто отказаться работать с новым интерфейсом. Руководство должно понимать, что внедрение CRM — это не маленький проект и даже не переход на новую операционную систему. CRM потенциально модифицирует многие бизнес-процессы, скорректирует стратегию продаж, введёт дополнительные показатели эффективности и, в конечном итоге повлияет на прибыль. Поэтому руководство обязано участвовать во внедрении на всех этапах, от технического задания до обучения и начала работы. Вот, что требуется от высшего звена:
CRM с лёгкостью решает такие проблемы. Например, у нас в RegionSoft CRM при совершении продажи наименования соответствующее количество сразу списывается со склада, формируются закрывающие документы, отправляется заявка на производство, проверяется наличие комплектующих и, если их не хватает, создаётся заказ поставщику. В это же время продажники успешно и точно выставляют план продаж, а маркетологи открывают отчёты и решают, какие наименования нужно включить в летнюю распродажу, а какие и так неплохо идут. Такая взаимосвязь внутри CRM-системы делает связанной и взаимозависимой деятельность команды, а это ключ к выполнению KPI и удовлетворению клиента.
Разделение бизнес-процессов и CRM — критическая ошибка. На Хабре было много постов про процессный подход, нотацию BPMN и важность соблюдения процедур. И все рассуждения отражают главную мысль — процессы должны входить в систему автоматизации организации, чтобы минимизировать человеческий фактор, управлять ресурсами, соблюдать сроки и не забывать о важных звеньях управления. Бизнес-процессы неотделимы от современных CRM-систем, поскольку они также должны привязываться к клиентам, использовать данные системы и сохранять в ней свою информацию. В RegionSoft CRM бизнес-процессы вошли в версии 5.0, и почти сразу наш нативный редактор процессов получил одобрение со стороны клиентов. Встроенные в CRM бизнес-процессы здорово усиливают её, в очередной раз связывают подразделения и выдвигают персональную ответственность на передний план. Кстати, в настройке бизнес-процессов нет ничего сложного — у нас этапы и параметры настраиваются интуитивно, не нужно никаких специфических знаний и навыков, тем более навыков программирования.
Отсутствие обучения и внутренней экспертизы если не убивают внедрение, то значительно снижают его качество и увеличивают сроки. Обучение может происходить следующим образом.
Выбор неподходящей CRM-системы — явление также распространённое. И опять же возникает ветвление по причинам неуспеха, который заключается в перерасходе средств или полном отказе от программного обеспечения.
Фактор жадности. Это жирная точка в ошибках внедрения. Если выбирать CRM только исходя из цены, довольствоваться ограничениями, отказаться от профессионального внедрения и обучения, можно даже не начинать, провал обеспечен. Такой подход приемлем исключительно для компаний, штат которых укомплектован профессионалами высокого класса, способными самостоятельно доработать и развернуть систему, обучить и прояснить нюансы. Такое встречается. Казуистически.
… соломку бы подстелил
Небольшая памятка для тех, кто собирается внедрять CRM — как это сделать быстро и безболезненно.
Соберите требования к CRM со всех отделов, обсудите их, выявите точки пересечения. Опишите основные и второстепенные бизнес-процессы, расставьте приоритеты.
Выбирайте CRM-систему исходя их комплексного подхода к автоматизации и ваших бизнес-требований. В мире корпоративного программного обеспечения нет места моде — компания внедряет тот софт, который ей удобен и который поможет интенсивно работать, а не просто собирать данные, общаться в чате или учитывать рабочее время.
Рассчитайте бюджет на внедрение и спрогнозируйте, во сколько вам обойдётся владение системой в течение 2-3 лет. Возможно, невинное обещание «всего 959 рублей за пользователя в месяц» обернётся серьёзными тратами уже при 10 сотрудниках. Через два года — 230 160, через три — 345 240, и это без учёта индексации. Для сравнения, стоимость 10 лицензий RegionSoft CRM Enterprise (это наша редакция со всеми наворотами, фактически ERP) обойдётся вам в 149 290 рублей, а самая популярная Professional — в 111 740 рублей. И это при том, что платите вы один раз и лицензии вечные.
Вносите данные максимально тщательно и организованно. Для повторяющихся данных используйте справочники — так можно выбирать унифицированное значение, избегая ошибок и многообразия ввода.
Создавайте пользовательские параметры и отчёты, используйте CRM на полную катушку. Расширяйте статусы клиентов, наименования этапов разработки, статусы задач в Service Desk. Чем детальнее информация, тем более разносторонняя м полезная получается аналитика.
Внедряйте CRM постепенно, позволяйте сотрудникам тратить время на обучение и самостоятельную работу с документацией. Не жалейте бумагу — распечатайте и скрепите руководство для каждого пользователя.
На начальном этапе выделите наиболее важны процессы и задачи для каждого из сотрудников — пусть они занимаются именно ими, постепенно расширяя свою вовлечённость в работу с системой.
Рассматривайте данные и процессы в совокупности. Их интеграция и единая база создают систему, которая увеличивает вероятность удовлетворения интересов всех сторон и делает CRM операционно эффективной.
Сделайте CRM универсальным рабочим местом (особенно важно для менеджеров по продажам!). Подключите телефонию, виртуальную АТС, интегрируйте CRM c сайтом, если это необходимо. Менеджер должен осознавать, что именно интерфейс системы является его рабочим местом.
Попросите системного администратора или внутреннего эксперта обойти всех сотрудников и настроить вид и цветовую схему CRM под желания каждого пользователя — так системой будет приятнее пользоваться.
Организуйте несколько этапов внутреннего обучения, проведите семинар по вопросам использования программы через несколько недель использования, создайте раздел вопросов и ответов на корпоративном портале или в общей папке. Кстати, в RegionSoft CRM это можно сделать в удобной базе знаний, доступной всем. Опять же, новички смогут изучить накопленный опыт, а это сокращает время адаптации.
Мотивируйте. Подводя итоги месяца, рассказывайте, опираясь на данные из CRM, показывая графики, диаграммы и отчёты в её интерфейсе.
CRM-система — это та часть автоматизации, которая нужна «ещё вчера». Если вы решились на этот шаг, обязательно продумайте все мелочи, обратите внимание на подводные камни. На самом деле, внедрение системы — проект сам по себе несложный и выполнить перечисленные правила просто в компании любого масштаба, от холдинга до студии. Главное помнить, что CRM как никакой другой софт нацелена на работу с людьми: сотрудниками, клиентами, контрагентами. В общем, нужно всё делать по-людски. Тогда оно само хорошо выйдет.