внебюджетные средства бюджетных учреждений на что можно тратить
Внебюджетные средства бюджетных учреждений на что можно тратить
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 17 марта 2020 г. N 02-09-09/20248 О нецелевом и неэффективном использовании бюджетных средств
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Учитывая, что обращение не содержит предложений, заявлений или жалоб, соответствующих вышеизложенным требованиям Федерального закона N 59-ФЗ, не представляется возможным обеспечить его рассмотрение в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ.
Для получения в установленном порядке позиции Минфина России по вопросам, решение которых входит в компетенцию Минфина России, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
В этой связи следует отметить, что при квалификации совершенных муниципальным образованием финансово-хозяйственных операций в качестве нецелевого (неэффективного) использования средств субсидии, предоставленной муниципальному образованию в форме городского округа для нужд жилищно-коммунального хозяйства, необходимо исходить из соблюдения положений нормативных правовых (правовых) актов, в том числе правил, регламентирующих порядок, цели и условия предоставления указанной субсидии, а также соглашения (договора) о предоставлении указанных средств.
Кроме того, сообщаем, что согласно положениям пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно положениям статьи 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации под нецелевым расходованием бюджетных средств понимается расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.
Ответственность за нарушения порядка, целей и условия предоставления (использования) указанной субсидии, допущенные муниципальным образованием и выявленные уполномоченным органом, в том числе за нецелевое (неэффективное) использование бюджетных средств, установлена указанными выше положениями законодательства Российской Федерации, а также может быть предусмотрена положениями договоров (соглашений) либо иных документов, являющихся правовым основанием предоставления средств, использованных с нарушением.
Кроме того, полагаем необходимым отметить, что понятие «неэффективное использование бюджетных средств» в действующем законодательстве Российской Федерации не определено.
При этом статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно которому участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий при расходовании бюджетных средств обеспечивают:
— достижение заданного результата с использованием наименьшего объема средств (экономность);
— получение наилучшего результата с использованием определенного объема средств (результативность).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Также обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 26.02.2009), оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 БК РФ, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В этой связи конкретная расходная операция (в том числе направление средств субсидии на приобретение техники для нужд жилищно-коммунального хозяйства) может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Кроме того, сообщаем, что контроль за соблюдением целей и условий соглашений (договоров) о предоставлении средств муниципальным образованиям из бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется, в том числе контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации, органом внутреннего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации.
Также полагаем необходимым отметить, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляет Прокуратура Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента | С.С. Бычков |
Обзор документа
При квалификации совершенных городским округом финансово-хозяйственных операций в качестве нецелевого (неэффективного) использования средств субсидии на нужды ЖКХ необходимо исходить из соблюдения положений актов, регламентирующих порядок, цели и условия предоставления субсидии, а также соглашения (договора) о ее выделении.
Конкретная расходная операция (в том числе направление средств субсидии на приобретение техники для нужд ЖКХ) может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Положение о внебюджетных средствах
Приказом МБОУ СОШ № 5
о порядке формирования и расходования внебюджетных средств в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Предгорного муниципального района Ставропольского края
1.1. Настоящее Положение о порядке формирования и расходования внебюджетных средств (далее Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами: от 11 августа 1995 года № 135 –ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 29 декабря 2012 года № 237- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 07 февраля 1992 года № 2500-1 Законом «О защите прав потребителей», Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706, распоряжением администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от 21.03.2014 № 64-р «Об утверждении Методических рекомендаций о привлечении и расходовании благотворительных пожертвований и мерах по предупреждению незаконного сбора с родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников образовательных организаций Предгорного муниципального района Ставропольского края», Уставом МБОУ СОШ № 5 и другими нормативными документами, действующими в сфере образования, регламентирующими правила ведения бухгалтерских операций и отчетности.
1.2. Настоящее Положение разработано с целью:
— правовой защиты участников образовательного процесса в Учреждении и оказания практической помощи в осуществлении привлечения внебюджетных средств;
— создания дополнительных условий для развития Учреждения, в том числе совершенствования материально- технической базы, обеспечивающей образовательный процесс;
— эффективного использования внебюджетных средств.
1.3. Настоящее Положение регламентирует порядок формирования привлечения внебюджетных средств в Учреждении.
1.4. Внебюджетные средства — средства сторонних организаций или частных лиц, в том числе и родителей (законных представителей), на условиях добровольного волеизъявления.
Источник внебюджетных средств
2.1. В Учреждении источниками внебюджетных средств являются:
— доходы Учреждения от оказания платных образовательных услуг;
— добровольные пожертвования граждан и(или) юридических лиц;
— средства иных источников, не запрещенных законом.
2.2. Платные образовательные услуги – услуги, осуществляющие образовательную деятельность по заданиям и за счет средств физических или юридических лиц по договору об образовании, который заключают при приеме на обучение — образовательные услуги, оказываемые сверх основной образовательной программы, гарантированной государственным стандартом.
2.3. Платные образовательные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств (средств сторонних организаций или частичных лиц, в том числе и родителей (законных представителей), на условиях добровольного волеизъявления и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансирование которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований, средств бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
2.4. Стоимость оказываемых платных образовательных услуг в договоре определяется на основании калькуляции затрат Учреждения, связанных с организацией работы по предоставлению платных образовательных услуг по соглашению между исполнителем и потребителем.
2.5. Потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре.
2.6. Размеры внебюджетных средств, поступающие за счет оказания платных образовательных услуг поступают на лицевой внебюджетный счет Учреждения и определяются в сметах расходов по каждой конкретной платной образовательной услуге.
2.7. Порядок оказания платных образовательных услуг Учреждения регламентируется Положением об оказании платных образовательных услуг.
2.8. Благотворительная деятельность – добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
2.9. Благотворительные пожертвования Учреждения от физических и юридических лиц поступают исключительно на добровольной основе и размерами не ограничиваются.
3. Порядок привлечения благотворительных средств
3.1. Приём благотворительных средств производится на основании письменного заявления благотворителя на имя заведующего учреждения и договора пожертвования, заключаемого в установленном порядке, в котором должны быть отражены:
сумма взноса или перечень (наименование) имущества;
конкретная цель использования средств;
реквизиты благотворителя (жертвователя);
дата внесения средств.
3.2. Оплата за предоставление платных образовательных услуг, целевых взносов и добровольных пожертвований производится посредством безналичных расчетов через лицевой счет Учреждения в банковском Учреждении с указанием в платёжном поручении «добровольные пожертвования на уставные цели» от физического или юридического лица (в этом случае Учреждению предоставляется квитанция о внесении денежных средств на расчетный счёт благотворителем).
3.3. Имущество, полученное от физических и юридических лиц в виде благотворительного пожертвования, поступает в оперативное управление Учреждения и учитывается в балансе в отдельном счете в установленном порядке.
3.4. Постановка на отдельный баланс имущества, полученного от благотворителей и (или) приобретённого за счёт внесенных ими средств оформляется в обязательном порядке актом приёма-передачи.
3.5. Добровольные пожертвования недвижимого имущества подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.6. Учреждение при принятии добровольных пожертвований, для использования которых Жертвователем определено назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
3.7. Учёт добровольных пожертвований ведётся в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственной академии наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 г. №157н.
3.8. Учреждение обеспечивает размещение полной и объективной информации о порядке предоставления платных образовательных услуг, порядке привлечения целевых взносов и пожертвований в Учреждении в доступном для обозрения родителей (законных представителей) месте, а так же на сайте Учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
3.9. Учреждение обеспечивает ежегодный публичный отчет о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств.
3.10. Не допускается неправомерные сборы денежных средств с воспитанников и их родителей (законных представителей), принуждение со стороны педагогических работников, органов самоуправления и родительской общественности к внесению благотворительных средств, сбора наличных денежных средств.
3.11. В Учреждении запрещается работникам и родителям (законным представителям) воспитанников проводить сбор наличных денежных средств. Работникам учреждения запрещается осуществлять незаконный сбор наличных денежных средств родителей (законных представителей) воспитанников (вступительный взнос при приеме ребенка в учреждение, принудительный сбор денег на ремонт и т.п.)
4. Порядок расходования внебюджетных средств
4.1. Внебюджетные средства (благотворительные пожертвования) расходуются на уставные цели.
4.2. Если цели пожертвований не обозначены, то Учреждение вправе направлять их на улучшение имущественной обеспеченности уставной деятельности.
4.3. Внебюджетные средства используются на материально – техническое, социальное и учебно – методическое развитие Учреждения:
выплату педагогам и сотрудникам по договорам возмездного оказания услуг;
дополнительные выплаты работникам Учреждения;
приобретение предметов интерьера, приборов, мебели, учебно-методической литературы, оборудования, материалов для учебных и общеобразовательных целей, предметов и материалов хозяйственного пользования;
организацию досуга и отдыха детей, поощрения воспитанников за достижения;
организацию различных мероприятий по вопросам образования: участие педагогических и административных работников в курсах, конференциях, семинарах и т.д. по вопросам повышения квалификации педагогических кадров и совершенствованию образовательного процесса;
оплату за разработку и оформление технической документации, юридических документов, нотариальных услуг в интересах Учреждения;
оказания благотворительной помощи.
4.4. Учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
4.5. Работникам Учреждения могут быть установлены следующие дополнительные выплаты за счет внебюджетных средств:
единовременные дополнительные выплаты по результатам работы;
премирование работников по результатам работы за месяц, квартал или иной период времени;
оплата командировочных расходов сверх установленных законодательством норм.
4.6. В учреждении устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:
выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
выплаты за качество выполняемых работ;
премиальные выплаты по итогам работы.
4.7. Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам составляется и утверждается заведующим Учреждения один раз в год с ежеквартальной корректировкой.
5.Этапы приема пожертвований от благотворителей
5.1. Прием пожертвований от благотворителей включает следующие этапы:
заключение договора пожертвования;
постановка на бухгалтерский учет имущества, полученного от благотворителей в виде материальных ценностей.
5.2. Денежные средства, полученные от благотворителей поступают на внебюджетный счет Учреждения в банковском Учреждении с указанием их целевого использования. Перевод счетов с бюджетных средств на внебюджетные счета и обратно не разрешается.
5.3. Учет имущества (в т.ч. денежных средств), полученного в качестве пожертвований производится отдельно.
5.4 Целевое использование (расходование) имущества, полученного в качестве пожертвований, подтверждается документами, предусмотренными требованиями Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственной академии наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 г. №157 н.
6. Порядок осуществления выплат за счет внебюджетных средств
6.1. Расходование внебюджетных средств может осуществляться путем установления выплат в процентном отношении (доплаты, надбавки к заработной плате, премирование и т.д.) или в абсолютных величинах (приобретение товаров, работ и услуг и т.д.)
6.2. Расходование внебюджетных средств производится по решению заведующего Учреждения и одобрения Совета учреждения в пределах этих средств, направляемых на конкретные цели.
6.3. Внебюджетные средства, имеющие целевой характер (добровольные пожертвования), расходуются Учреждением исключительно по назначению, определенному жертвователем, в порядке, установленном действующим законодательством и договором пожертвования. Остатки неиспользованных средств по состоянию на 31 декабря текущего года на внебюджетных счетах является переходящими, с правом использования в следующем году.
7. Учет расходования внебюджетных средств
7.1. Учет и контроль по расходованию внебюджетных средств осуществляется в соответствии с действующим бюджетным законодательством и локальными актами Учреждения.
7.2. Заведующий Учреждения несет ответственность за соблюдение действующих нормативных документов в сфере привлечения и расходования благотворительных пожертвований и оказания платных образовательных услуг.
7.3. Контроль за организацией и условиями предоставления платных образовательных услуг, а так же за соответствием действующему законодательству нормативных актов и приказов, выпущенных руководителем учреждения образования по вопросам организации предоставления платных образовательных услуг в образовательном учреждении, осуществляется государственными органами и организациями, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации возложена проверка деятельности образовательных учреждений, а также заказчиками услуг в рамках договорных отношений.
8.1. Нарушение принципа добровольности при привлечении денежных средств родителей (законных представителей) воспитанников, требование внесение вступительного взноса при приеме ребенка в Учреждение, принудительный сбор денег на ремонт, принуждение к получению платных образовательных и иных услуг являются незаконными.
8.2. В Учреждении ведется строгий учет и контроль по расходованию внебюджетных средств и вся необходимая документация.
8.3. Отчетность по использованию внебюджетных средств проводится один раз в год перед всеми участниками образовательного процесса в публичном докладе на сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
8.4. Ответственность за правильное использование внебюджетных средств за соблюдение действующих нормативных документов в сфере привлечения и расходовании благотворительных пожертвований и оказания платных образовательных услуг несет заведующий Учреждения.
8.5. Руководитель Учреждения обязан (не менее одного раза в год) предоставить отчет о доходах и расходах средств, полученных образовательным Учреждением.
8.6. Наличие в Учреждении внебюджетных средств для выполнения своих уставных целей не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств Учредителя.
8.7. В настоящее Положение по мере необходимости, выхода указаний, рекомендаций вышестоящих органов могут вноситься изменения и дополнения, утверждаемые заведующим Учреждения.
Ликбез: за чей счет закупают ТРУ по 44-ФЗ и по 223-ФЗ
Финансирование закупок — это выделение средств на госзаказ из бюджетов разных уровней. Заказчики также используют и внебюджетные средства, то есть деньги от ведения предпринимательской деятельности и безвозмездные поступления.
Какие средства идут на закупки по ФЗ-44
Государственные закупки в рамках Федеральной контрактной системы — целевые. Это значит, что ведутся закупки на деньги, выделенные на определенные цели: заказчик не вправе потратить целевое финансирование на иные потребности.
Все трансферты бюджета строго контролируются. На стадии планирования проводится финансовый контроль: казначейство проверяет планы-графики, сверяет источник финансирования закупки по 44-ФЗ по смете или ПФХД, лимиты бюджетных обязательств и финансовые объемы, которые организация заложила на заказ.
Исполнение госзаказа и целевое использование денег проверяют другие контролирующие органы — счетная палата, контрольно-ревизионное управление, распорядители бюджета. РБС и ГРБС устанавливают, как правильно распоряжаться деньгами от госконтрактов, на региональном и муниципальном уровне и доводят локальные нормативы до подведомственных учреждений.
Следите за изменениями в закупках с помощью КонсультантПлюс!
Настройте индивидуальный профиль и получайте сообщения о новостях и поправках сразу, как они появляются в системе. А пояснения экспертов и сравнение редакций НПА помогут понять запутанные формулировки и разобраться в новых правилах. Попробуйте бесплатно!
В БК РФ и Федеральной контрактной системе указано, какие источники финансирования используются при государственных закупках по закону №44 (ст. 6 БК РФ, ст. 15 44-ФЗ):
К бюджетным средствам относятся трансферты из федерального, регионального и местного бюджета. Субсидирование госзакупок ведется из доходов бюджета. В нормативах БК РФ разъясняется, получение госзаказа — внутренний или внешний источник финансирования: внешний, т. к. деньги на госзакупки выделяют из федеральных субсидий или местных бюджетов.
Организации проводят субсидированные закупки не за счет налогоплательщиков. Налоговые поступления — это не основной источник бюджетного дохода. Кроме налогов, доходную часть формируют неналоговые доходы (внешнеэкономическая деятельность, использование государственного имущества, продажа активов) и безвозмездные поступления. Все эти деньги перераспределяются в равных долях и формируют расходную часть бюджета РФ. В целом на госзакупки отправляется не больше 7% всех расходов.
На поступления из бюджета госзаказчики проводят закупки. Вот куда обычно отдел закупа переводит деньги — поставщикам, которых определили по результатам конкурентных процедур и с которыми подписали контракт (в том числе и единственным поставщикам).
Кроме денег из бюджета, для заказов по закону №44 используют и внебюджет. В ст. 15 закона №44 закреплено, как по 44-ФЗ работать с внебюджетными средствами:
Кроме того, заказчики используют для госзакупок по ФЗ-44 иные внебюджетные средства — деньги внебюджетных фондов (ФФОМС), субвенции на конкретные цели, гранты (ч. 1 ст. 15 44-ФЗ).
За счет чего проводятся заказы по ФЗ-223
Обычно если источники финансирования в договоре — внебюджетные средства, то соглашение заключили по ФЗ-223 (исключения — в ст. 15 закона №44). Закон о закупках отдельными видами юридических лиц предусматривает осуществление заказов за счет собственных средств организации. Если заказчик разместил положение в ЕИС, он использует внебюджетные деньги только по ФЗ-223.
Основной источник финансирования по 223-ФЗ — это поступления от предпринимательской и приносящей доход деятельности. Во внебюджете учитывается оплата услуг и безвозмездные поступления, пожертвования. Эти средства отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) и распределяются на госзакупки наравне с трансфертами из бюджета.