вне юрисдикции что значит
вне юрисдикции
Смотреть что такое «вне юрисдикции» в других словарях:
Офшорная зона — (Offshore zone) Оффшорная зона это территория государства с низким налогообложением Определение офшорных зон, полный перечень зон с низким налогообложением и их роль в экономике Содержание >>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ — термин, используемый в христ. богословии для определения принадлежности к единой Христовой Церкви как отдельных лиц, так и христ. сообществ (конфессий, деноминаций, общин). Вопрос о Г. Ц. является одним из самых актуальных в совр., в т. ч.… … Православная энциклопедия
пиратство — 1) в международном праве неправомерный акт насилия, задержания или грабежа в открытом море или в другом месте, находящемся вне юрисдикции какого либо государства; совершается с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна… … Большой юридический словарь
Облачные вычисления — (англ. cloud computing), в информатике это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу (англ. pool) конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетям передачи данных,… … Википедия
Западноевропейский экзархат русских приходов — У этого термина существуют и другие значения, см. Западноевропейская епархия. Александро Невский собор на рю Дарю (Париж … Википедия
Пиратство — (от гр. peirates грабитель, разбойник; лат. pirata; англ. piracy) 1) в международном праве преступление международного характера. Древнее международное обычное право признавало пиратом всякое лицо, совершающее в открытом море с корыстной целью… … Энциклопедия права
АЛЕКСИЙ I (Симанский Сергей Владимирович) — (Симанский Сергей Владимирович; 27.10.1877, Москва 17.04.1970, ст. Переделкино Московской обл.), Патриарх Московский и всея Руси. Род Симанских. Детские и юношеские годы Алексия I Владимир Андреевич Симанский Владимир Андреевич Симанский Род… … Православная энциклопедия
ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ — города, районы и страны, в которых иностранные (нерезидентные) кредитные учреждения и иные компании осуществляют операции с нерезидентами (иностранными физическими и юридическими лицами) в иностранной для данной страны валюте при отсутствии… … Энциклопедия юриста
Богословие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Рим город* — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Рим, город — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Значение слова «юрисдикция»
1. Право производить суд, решать правовые вопросы.
2. Область, на которую распространяется такое право. — Вам известно, что частновладельческие леса не подлежат юрисдикции нашего с вами департамента? Леонов, Русский лес.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В соответствии со сферой применения термину юрисдикция соответствуют следующие понятия:
подсудность, то есть разграничение компетенции между судебными органами по рассмотрению дел:
в зависимости от их характера (административные, гражданские, уголовные и т. п.);
в зависимости от места совершения преступления либо правонарушения;
в зависимости от цены иска;
в зависимости от местожительства либо местонахождения сторон судебного спора;
подведомственность, то есть отнесение того или иного правоотношения к соответствующему органу власти.
В международном праве — полномочия государства давать правовую оценку фактам, решать какие-либо правовые вопросы.
В церковном праве — принадлежность каждого прихода, храма, монастыря, общины верующих и культового строения одной из юридически легитимных церковных структур.
ЮРИСДИ’КЦИЯ, и, мн. нет, ж. [латин. jurisdictio] (право). 1. Право производить суд; рассматривать какой-н. правовой вопрос. Обладать юрисдикцией. 2. Область, на к-рую распространяется такое право, подведомственность. Подлежать чьей-н. юрисдикции. || Подсудность.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
юрисди́кция
1. юр. правомочие производить суд, решать правовые вопросы
2. правовая сфера, на которую распространяются полномочия определённого органа власти ◆ У современного понимания коммерческого права и контрактных юрисдикций существуют общие идейные корни — философия экономической свободы, получившая наименование либертарианства. В.Ф Попондопуло, О.Ю Скворцов, «Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права», 2005 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ректорский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое юрисдикция, или где Решать правовые споры?
Если заглянуть в Юридический словарь, то
юрисдикция (лат. jurisdictio – судопроизводство, от jus – право и dico – говорю) – это установленная законом совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и дела о правонарушениях, оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности либо неправомерности, применять юридические санкции к правонарушителям.
Кто Царь Горы?
Самыми обширными правомочиями в стране обладает Президент Российской Федерации, который является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. К Президенту как к главе государства ежегодно направляются сотни тысяч жалоб и предложений. Есть возможность подать жалобу почтой, онлайн и во время «Прямой линии с Президентом». Больше всего жалуются на органы прокуратуры, на втором месте – деятельность судебных приставов, а вот жалобы на органы внутренних дел только на 6-м месте. Разумеется, лично Президентом разрешается минимальное количество вопросов, остальными жалобами разбирается Администрация Президента. Именно она передает жалобы исходя из подведомственности и территориальности, то есть в тот государственный орган, в юрисдикции которого находятся правомочия для разрешения вопроса.
Куда жаловаться онлайн
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Если гражданину не нравится закон или он желает предложить свой, то сделать он это не может, так как не обладает соответствующей юрисдикцией. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, членам Федерального собрания, Правительству Российской Федерации, законодательным органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы также есть у Конституционного суда и Верховного суда по вопросам их ведения.
Поэтому придется обращаться к своему депутату, в суд или высказать свое мнение на специальных государственных интернет-ресурсах. Например, Федеральный портал проектов нормативно-правовых актов (https://regulation.gov.ru/) или Российская общественная инициатива (https://www.roi.ru/). Жаловаться в органы законодательной власти бесперспективно, у них иная юрисдикция.
Юрисдикция исполнительной власти
Структурно и количественно самой многочисленной является исполнительная власть, которая делится на федеральную и государственную (согласно ст. 5 Конституции субъекты РФ равноправны, а республики в составе Федерации признаются государствами). Осуществляя государственное управление наряду с Президентом РФ, исполнительная власть обладает обширной юрисдикцией в сфере административных правомочий, таких как:
• нормотворческие,
• регистрационные,
• лицензионно-разрешительные,
• контрольные и надзорные,
• технико-правовые регулятивные (технические регламенты, стандартизация, сертификация, аккредитация).
Нормотворчество
Решения Президента по оперативным, организационным и кадровым вопросам называются распоряжениями; решения нормативного характера, рассчитанные на постоянное и многократное действие, называют указами. Подобным же образом поступает Правительство: его постановления имеют нормативный характер, а распоряжения издаются как акты по оперативным и текущим вопросам.
Регистрационная юрисдикция
Регистрацией граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах страны, а также миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется Министерством внутренних дел.
Государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводит Федеральная налоговая служба, а регистрация и учет общественных объединений ведется еще и Министерством юстиции.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним отнесена к исключительной компетенции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Транспортные средства граждан и юридических лиц регистрируют несколько государственных органов:
автомобильный транспорт и приравненный к нему – в ГИБДД и в Военной автомобильной инспекции (ВАИ),
трактора и иные самоходные машины – в Гостехнадзоре,
воздушные суда – в Федеральном агентстве воздушного транспорта,
водные суда – в Министерстве транспорта,
маломерные суда – в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС),
регистрация космических объектов, запускаемых Российской Федерацией в космическое пространство, в Регистре космических объектов Российской Федерации ведется Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос«.
Лицензирование
Согласно федеральному закону от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в Российской Федерации лицензируется 53 вида деятельности. Лицензии выдаются федеральными министерствами, службами и агентствами, а также данные полномочия могут быть переданы в юрисдикцию региональных структур.
Видов деятельности, которые требуют разрешения, значительно больше. Например, разрешение на организацию и проведение публичных мероприятий – собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований выдают региональные или местные власти.
Контрольная и надзорная юрисдикция
Главным надзорным органом государства является прокуратура. Но кроме нее надзорными правомочиями обладают специальные службы: Пожнадзор, Обрнадзор, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Гостехнадзор (на уровне субъектов РФ), Трудовая инспекция, уполномоченные Президента по правам человека (ребенка, предпринимателей) и т. д. Контрольные и надзорные органы, указанные в КоАП, вправе налагать за совершение административных правонарушений административные наказания. Этому посвящено 17 глав Кодекса об административных правонарушениях.
Технико-правовая юрисдикция
Очень обширный специализированный раздел, интересен будет только узким специалистам, поэтому останавливаться на нем нецелесообразно.
Итак, это была юрисдикция органов исполнительной власти.
Уголовная юрисдикция
Особой юрисдикцией обладают правоохранительные органы – это и есть уголовная юрисдикция.
В зависимости от совершенного деяния предварительное расследование проводится органами дознания или следственными органами.
К органам дознания относятся:
1) органы МВД,
2) органы Федеральной службы судебных приставов,
3) органы Военной полиции Вооруженных сил,
4) органы государственного пожарного надзора,
5) дознаватели пограничных органов Федеральной службы безопасности,
6) дознаватели таможенных органов Российской Федерации.
Предварительное следствие производится:
1) следователями Следственного комитета,
2) следователями органов Федеральной службы безопасности,
3) следователями органов внутренних дел.
Споры о юрисдикции того или иного деяния разрешаются прокурором.
В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядках.
Причинение легкого вреда здоровью, повторное нанесение побоев и клевета считаются уголовными делами частного обвинения и возбуждаются по заявлению потерпевшего или его законного представителя.
Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат. К ним относятся побои, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, нарушение неприкосновенности частной жизни, тайна переписки, неприкосновенность жилища, необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины (или имеющей ребенка до 3 лет) или лица, достигшего предпенсионного возраста, нарушение авторских или избирательных прав, мошенничество и ряд других.
Подсудность уголовных дел
Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы,
Районному суду подсудны уголовные дела обо всех преступлениях, за исключением уголовных дел, отнесенных к подсудности других судов.
Верховному суду республики и приравненных к нему подсудны уголовные дела о преступлениях, по которым могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная, а также уголовные дела в отношении депутатов и судей и уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.
Особая юрисдикция у Дальневосточного окружного военного суда, Московского окружного военного суда, Приволжского окружного военного суда и Северо-Кавказского окружного военного суда.
Гражданская, административная и конституционная юрисдикция
Если разрешить спорную ситуацию по подведомственности не получилось в досудебном порядке, то важно разобраться с подсудностью, то есть в какой суд (судье) следует обратиться для дальнейших разбирательств. Подсудность деяний, за которые предусмотрена уголовная или административная ответственность, в большинстве случаев определяется компетентными органами. А вот с подсудностью гражданских, административных и конституционных споров заявителю придется разбираться самостоятельно.
Мировой судья
Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
1) дела о выдаче судебного приказа;
2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
4) дела об определении порядка пользования имуществом;
5) дела об административных правонарушениях.
Районный суд
Районный суд рассматривает:
1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
2) административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий;
3) дела, разрешаемые в порядке приказного производства;
4) дела особого производства;
5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
Арбитражный суд
К подведомственности арбитражного суда законом отнесены:
1) дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) экономические споры и иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя;
3) дела о несостоятельности (банкротстве);
4) дела по корпоративным спорам;
5) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
6) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
7) по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
8) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса;
9) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Конституционные суды
К компетенции Конституционного суда РФ относится:
1) разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации:
2) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
4) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
5) по запросам федерального органа исполнительной власти разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;
6) дает толкование Конституции Российской Федерации;
7) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
8) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации.
Таким образом, вы теперь знаете, в какой государственный орган следует обращаться на стадии досудебного разрешения спора и в случае неудовлетворения результатом, в какой суд подавать заявление.
О юрисдикции органов местного самоуправления, их должностных лиц и некоторых других субъектов права, например, нотариусов, арбитражных управляющих, патентных поверенных, медиаторов, третейских судов и различных СРО будет рассказано в следующей статье.
Вне юрисдикции
Сергей Астахов, юрист.
Концепция разделения властей не предполагает дополнительного дробления внутри каждой из ветвей власти. Особо актуальной данная идея становится для судов, поскольку, хотя судопроизводство и делится на разные виды, сама по себе судебная власть должна оставаться единой. И это, как правило, осуществляется на практике. Однако когда возникают вопросы подведомственности, все может принять иной оборот.
Разрешив ряд сложных вопросов подведомственности, связанных с деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, высшие судебные органы затронули и те случаи, когда речь идет о физическом лице, ранее действовавшем как индивидуальный предприниматель, но прекратившем заниматься предпринимательской деятельностью.
Пленум ВС РФ в Постановлении от 24.03.2005 N 5 указал, в частности, что «судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, совершенных. индивидуальными предпринимателями, поскольку эти дела подсудны судьям арбитражных судов. Дела, указанные в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, не подсудны судьям судов общей юрисдикции и в том случае, когда. индивидуальный предприниматель, совершивший административное правонарушение. утратил статус индивидуального предпринимателя».
Казалось бы, Пленум проанализировал нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу. Но сразу же возникает вопрос о целесообразности принятия подобного решения одним Пленумом. Поскольку речь идет о подведомственности (хотя бы и сформулированной через подсудность), явно предпочтительнее выглядит идея принятия подобных решений исключительно совместными усилиями Пленумов ВС и ВАС. Когда суд в одиночку отстраняется от рассмотрения некоей категории дел «за неподсудностью», не может быть гарантировано судопроизводство по данной категории дел в принципе! Просто в силу того, что самоустранение одной системы судов не означает автоматического признания другой системой судов своей подведомственности при рассмотрении данной категории дел. Теоретическое предположение блестяще (что не может не огорчать) подтверждает практика.
Потому что арбитражные суды точно так же уклоняются от признания своей подведомственности по делам бывших предпринимателей, как и суды общей юрисдикции. Что подтверждает, в частности, Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2004 N 4746/04.
Президиум ВАС рассматривал ситуацию, когда налоговая инспекция попыталась на основании Налогового кодекса довзыскать налоги с индивидуального предпринимателя, который к моменту вынесения инспекцией решения уже утратил статус предпринимателя. Нижестоящие суды единодушно отказали инспекции, считая, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Президиум ВАС поддержал такой подход, сославшись на подведомственность судам дел, связанных с предпринимательской деятельностью, но также и на то, что ответчик предпринимателем уже не является. Иными словами, из решения следует безусловный вывод: дела бывших предпринимателей неподведомственны арбитражным судам.
Кстати, примечательно следующее: налоговая инспекция, обращаясь в ВАС, пожаловалась, что суды общей юрисдикции попросту отказываются принимать заявления о взыскании налогов с бывших предпринимателей!
. И возник судопроизводственный вакуум. В рамках как бы единой судебной власти. Бывшие предприниматели оказываются неподсудны. Вообще!
Ведь логично ожидать, что Пленум ВС в случае рассмотрения вопроса о возможности взыскания с бывших предпринимателей задолженности по налогам станет ориентироваться на собственную позицию, изложенную в Постановлении от 24.03.2005 N 5, и не признает подведомственности дел судам общей юрисдикции в данном случае.
Логично ожидать, что и Президиум (либо Пленум) ВАС, рассматривая вопрос о возможности привлечения бывшего предпринимателя по КоАП, также останется на своей позиции, изложенной в Постановлении от 21.12.2004 N 4746/04. И тоже не признает.
В силу специализации арбитражных судов подход ВС кажется более разумным: при рассмотрении вопроса о соблюдении либо нарушении бывшим предпринимателем законодательства суд должен исходить из правил, установленных именно для предпринимателей. И поскольку как раз арбитражные суды рассматривают дела такого рода, то зачем же на суд общей юрисдикции взваливать не свойственную ему работу?!
Но ситуация такова, что хотя бы какое-нибудь совместное решение «единой судебной власти» по данной проблеме уже стало бы прогрессом в деле судопроизводства.
Особенно с точки зрения той налоговой инспекции.