вне факультета что значит
Значение слова «факультет»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В высших учебных заведениях ряда стран учебные подразделения, соответствующие факультетам, могут называться департаментами, институтами, колледжами. В большинстве стран факультетами (англ. faculty) называется только совокупность преподавателей таких подразделений, в англосаксонской модели образования факультеты, в отличие от департаментов, отделений, колледжей, не включают в себя студентов, так как программы их обучения часто являются междисциплинарными.
ФАКУЛЬТЕ’Т, а, м. [нем. Fakultät от латин. facultas — возможность, способность]. Отделение высшего учебного заведения, обнимающее науки, относящиеся к одной какой-н. отрасли знаний. Биологический ф. Медицинский ф. Исторический ф. Филологический ф. Рабочий ф. (см. рабочий 2 ).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
факульте́т
1. учебно-научное и административное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям ◆ В тот момент, когда нужно думать о всемерном развитии факультета, ректорату приходится рассматривать вопрос о его возможном расформировании. «Грустные каникулы», 12 сентября 2003 г. // «Поиск» (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова золотарник (существительное):
Что такое факультет и кафедра вуза
Факультет
Вузовский факультет – это подразделение университета или института, в котором ведется подготовка студентов по специальностям определенного направления. Во главе стоит декан.
Количество факультетов зависит от типа и масштаба учебного заведения. В специализированных относительно небольших вузах (например, в узкопрофильных академиях, институтах – транспорта, таможенного дела и т. д.) их начитывается пять-десять. В структуре крупных классических университетов обычно несколько десятков факультетов (В МГУ – 43, в СПбГУ – 18).
Какие бывают
Поскольку вузы готовят специалистов для всех отраслей экономики и сфер общественной жизни, факультеты бывают самые разные, но их названия во всех университетах и институтах отражают направления подготовки.
Какие есть факультеты в большинстве крупных классических (то есть многопрофильных) университетов:
Причем на юридический можно поступить и в СПбГУ, и в МГУ, и в КФУ. Кроме этих стандартных факультетов, в многопрофильном вузе могут быть и редкие или вовсе уникальные: такие как городского и регионального развития (ВШЭ) или космических исследований (МГУ). Их окончить можно только в этих вузах.
В узкопрофильных институтах или академиях, готовящих специалистов для определенных сфер профессиональной деятельности, факультеты чаще всего без преувеличения эксклюзивные, как, например, во ВГИКе – анимации или сценарного мастерства и киноведения, в академии имени Строганова – искусства реставрации.
Кафедра
Узкопрофессиональной подготовкой студентов факультета занимаются кафедры. Это научно-образовательные подразделения, осуществляющие обучение в рамках одной специализации. Например, на гуманитарном факультете кафедра лингвистики готовит переводчиков, а филологии – преподавателей английского языка.
Вузовская кафедра не только обеспечивает проведение лекций и семинаров, но и занимается организацией производственной или учебной практики, исследовательской работы студентов (курирует написание курсовых, дипломов, диссертаций). На одном факультете может быть (и в большинстве случаев имеется) несколько кафедр.
Возглавляет кафедру заведующий, который избирается на пять лет голосованием преподавательского коллектива. Он подчиняется декану, который, в свою очередь, – ректору.
Межфакультетская
Кроме того, в вузе всегда есть межфакультетские кафедры. Их преподаватели читают лекции, проводят практические занятия, принимают зачеты и экзамены по «сопутствующим» непрофильным дисциплинам, общим для программ подготовки специалистов на разных факультетах учебного заведения.
Обычно во всех высших учебных заведениях это кафедры физического воспитания. В технических университетах – иностранного или русского языка, в гуманитарных или педагогических институтах – информационно-коммуникационных технологий, в творческих вузах – истории искусств и т. д. Часто преподаватели таких подразделений, независимых от руководства какого-либо факультета, привлекаются в качестве консультантов или рецензентов дипломных работ студентов различных факультетов.
Базовая
В последние годы в российских вузах активно создаются базовые кафедры. Их специфика заключается в ориентированности на интересы и потребности бизнеса и производственных компаний, работающих в разных отраслях. Поэтому к преподаванию привлекаются не только педагоги вуза – студентов обучают практикующие специалисты, причем обычно на базе предприятий.
Суть работы базовой кафедры – вовлечь студентов в специальность, повысить качество образования и профессионального обучения, открыть больше возможностей для будущей карьеры. Нередко подготовка специалистов ведется по заказу конкретного предприятия, которое после защиты диплома забирает к себе в штат всех (или наиболее успешных) выпускников определенной программы.
К примеру, базовые кафедры в МФТИ:
Предприятия, предоставляющие учебную базу, заинтересованы в высококвалифицированных молодых специалистах, поэтому охотно нанимают на работу студентов, начиная со второго курса.
Военная
Эти кафедры готовят рядовых, офицеров и сержантов запаса. Выпускники вместе с дипломами получают военные билеты с отметкой о прохождении срочной службы. Желающие могут во время учебы заключить контракт с Министерством обороны, по которому обязуются отслужить минимум три года после получения диплома.
Также по отдельным программам обособленные структуры гражданских вузов – учебные военные центры – готовили для Вооруженных сил кадровых офицеров по технологичным, инженерным и наукоемким специальностям. В январе 2019 года военные кафедры объединили с ними и преобразовали в военные учебные центры (ВУЦ).
Для студентов принципы и суть подготовки не изменились. ВУЦ, как и прежние военные кафедры, будут по разным программам готовить рядовых, офицеров, сержантов запаса и кадровых военнослужащих. Сейчас ВУЦ открыты в 93 вузах страны.
Какие именно факультеты есть в вузе, узнать можно на сайте выбранного учебного заведения. Но и это еще не всё. Внимательно изучите кафедры и специальности, программы обучения, так как вполне может оказаться, что по стандартному, казалось бы, направлению экономический факультет конкретного вуза не готовит финансистов, а выпускает только бухгалтеров.
Чего ждать от факультета международных отношений
Для тех, кто тяготеет к гуманитарным наукам, но не может выбрать специальность
Ещё 15 лет назад на международные отношения поступали дети дипломатов и высокопоставленных лиц, а сегодня — любой желающий. Выпускники с широкими познаниями в гуманитарной сфере востребованы не только в министерствах, но и в коммерческих организациях: они работают референтами, экспертами, аналитиками и журналистами. Поговорили об особенностях обучения на факультете международных отношений с выпускницей.
выпускница факультета международных отношений ВГУ
Многопрофильность
Студенты факультета международных отношений разных вузов изучают основные и дополнительные курсы из множества областей. Помимо обязательных для большинства специальностей физкультуры и английского, международники выбирают второй и третий иностранные языки, а также предметы из длинного перечня гуманитарных дисциплин.
Ниже в таблице собраны примеры курсов из базовой программы и факультативы, причём в разных вузах один и тот же предмет может входить как в обязательную, так и в программу по выбору.
Обязательные курсы | Курсы по выбору |
---|---|
История международных отношений Теория международных отношений Теория государства и права Основы маркетинга и менеджмента Государственное право России и зарубежных стран Теория и история дипломатии | Международный деловой протокол и этикет Культурно-религиозные традиции мира Международные кредитно-валютные операции История мировых лидеров бизнеса Теория государства и права Психология |
Типичные дисциплины на факультете международных отношений
Языковая подготовка
На факультете международных отношений изучают два-три иностранных языка: вы сможете работать по специальности за границей или переводчиком. Зачастую студенты отправляются на стажировку в те страны, языки которых они выбрали для изучения.
Зарубежные стажировки
В вашем вузе зачтут предметы, которые вы будете изучать на стажировке за рубежом. Выбирайте либо свои любимые, либо те, что легче пойдут на иностранном языке. Кстати, язык обучения вы выбираете сами.
Решайте, что для вас важнее: подтянуть второй иностранный или прокачать английский. Некоторые вузы с программами МО сотрудничают с университетами Франции, Испании, Марокко, Китая, Эстонии, Канады и США, поэтому оформить документы несложно.
На большинство программ выделяют стипендии и гранты, а количество поездок не ограничено, так что всё в ваших руках.
Профильные проекты
Чтобы проверить свои силы на практике студенты-международники участвуют в деловых играх и конференциях.
Студенческая модель ООН. Проходит и на вузовском, и на всероссийском уровнях.
Модели G20. Участники российской и международной модели разбираются в тонкостях работы данной площадки и совершенствуют навыки аргументации.
Еврошкола. Здесь будущие дипломаты знакомятся с работой ЕС и его представителями.
Летняя школа по правам человека. Осуществляется Консорциумом российских вузов при поддержке Верховного комиссара ООН по правам человека и МИД России.
Балканский клуб МГИМО МИД объединяет исследователей проблем региона и проводит образовательные мероприятия, например, поездки в юго-восточную Европу, разборы кейсов, встречи с послами.
Европейский молодёжный форум. Движение за права молодых людей во всём мире.
Это неполный перечень мероприятий, в которых участвуют активные студенты. Помимо форумов, клубов, моделей и каникулярных школ проходят тематические погружения и конференции.
Конечно, научные конференции проходят на любом факультете, но на мероприятиях международников разных вузов можно услышать доклад посла США в России, главы представительства ЕС или Российской академии наук. Например, на таких конференциях выступали главный редактор московского бюро русской службы «Би-би-си» К. П. Эггерт и эксперт по проблемам евровалюты профессор О. В. Буторина.
Студенты участвуют и в роли слушателей, и в роли спикеров. Молодые исследователи отрабатывают навыки публичных выступлений и пополняют портфолио.
Широкий выбор
Благодаря разносторонней подготовке выпускники бакалавриата выбирают магистерские программы любых гуманитарных факультетов: лингвистики, юриспруденции, экономики или менеджмента. С таким багажом знаний выпускники работают в сфере международной коммуникации, журналистики, управления и права.
Что важно знать при поступлении
На факультете международных отношений вы получите обширные знания, при этом важно не заблудиться среди десятков направлений. Хорошо, если уже на первом курсе вы определите приоритетные направления, но если нет, к концу обучения нужно выбрать специализацию.
⌛️ Учиться придётся долго
Возможно, вы найдёте работу с дипломом бакалавра-международника широкого профиля, но для успешной карьеры обычно требуется магистерская степень. Так что если вы не настроены на продолжительное обучение, а мечтаете поскорее начать работать, присмотритесь к другим факультетам.
Так как первый факультет международных отношений в России появился в 1996 году, на всю страну их не более сотни. Если диплом бакалавра можно получить в одном из региональных вузов, то для работы над магистерской лучше перебираться в столицу. В Москве и Санкт-Петербурге больше возможностей найти работу по специальности и сделать карьеру.
Международные отношения — отличная база для тех, кто ещё не до конца понял, чем хочет заниматься. В крайнем случае всегда можно продолжить обучение на другом факультете. Я, например, иду в магистратуру на международную журналистику и хочу связать свою жизнь с этой профессией. Хороший специалист востребован в любой области.
Изображение на обложке: Brad Cuzen / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Словарь абитуриента: сложные термины простым языком
35258 | 02 мая 2020 |
Объясняем простым языком термины, которые должен знать каждый поступающий, чтобы правильно выбрать место обучения и не запутаться при поступлении в вуз.
Понравилось | 234 |
Мы обнаружили, что многие абитуриенты путают термины, которые необходимо знать, чтобы не запутаться при поступлении. Так, например, мы обнаружили большую путаницу в терминах “направление подготовки”, “специальность”, “профиль подготовки”, “образовательная программа”, “кафедра” итп.
Сразу скажем, что мы не хотим давать четкие определения терминам, их можно загуглить. Мы хотим разжевать суть понятным языком. Начнём по порядку.
Направление подготовки.
Самый важный термин, который нужно знать абитуриенту – это направление подготовки. Многие путают его с профилем, специальностью, профессией.
Путаница с термином “специальность” произошла после введения Болонской системы в вузах России. Если вкратце и грубо, то эта система предполагает упразднение программ подготовки специалистов (5 лет обучения) в пользу программ подготовки бакалавров (4 года обучения). До этого термин “направления подготовки” можно было приравнять к термину “специальность”. Теперь базовое высшее образование – это подготовка не только специалистов, а и бакалавров. Однако, до сих пор выбирая себе место обучения абитуриенты ищут именно “специальность”, что теперь некорректно и сильно усложняет жизнь. Так как появились направления подготовки не только специалитета, а и бакалавриата, то теперь корректно выбирать не специальность, а направление подготовки. Соответственно, теперь есть направления подготовки бакалавров и направления подготовки специалистов. Список направлений подготовки строго регламентирован его можно посмотреть у нас на сайте тут https://tabiturient.ru/np/. Это очень важно понимать и желательно его изучить.
Профиль подготовки.
Незнание того, что есть конкретный список направлений подготовки приводит к тому, что возникает путаница с другим термином – профиль подготовки или специализация (не путать со специальностью/специалитетом). Мы обнаружили, что в нашем поиске по направлению подготовки люди часто пишут что-то вроде “национальная экономика”, “программирование” итп. На самом деле, таких направлений как “национальная экономика” и “программирование” не существует. Есть направление подготовки “Экономика”, где есть профиль “национальная экономика”, есть направление подготовки “Прикладная математика и информатика”, где есть профиль “системное программирование».
Формулировка профиля подготовки может быть абсолютно любой. Это решает сам вуз. Если речь идет о направлении подготовки “Экономика”, то вузы любят приписывать что-то вроде “мировая экономика и политика”, “инновационный бизнес”, “финансовая аналитика” итп. Очень часто (не всегда) профили – это всего лишь приписки в рекламных целях для привлечения абитуриентов. Согласитесь, инновационный бизнес звучит привлекательней, чем экономика. По факту же, очень часто, эта приписка означает лишь то, что программа “Экономика” с профилем инновационный бизнес от программы “Экономика” общего профиля отличаются лишь тем, что у первой будет полгода такой предмет. Даже в дипломе этот профиль записан не будет. Будет записано только направление подготовки, в данном случае будет написано “освоил(а) программу бакалавриата по направлению 38.03.01 Экономика”. Справедливости ради хочется ответить, что есть программы, где этот профиль действительно важен и учебные планы программ очень отличаются, но сейчас речь не об этом. Нам важно донести мысль, что не стоит путать направление подготовки и профиль.
Кафедра.
Будучи студентом, я когда-то работал в приемной комиссии. Самое большое негодование у меня вызывала фраза абитуриента “хочу поступить на кафедру макроэкономики”. Пожалуйста, забудьте вообще о кафедрах. Я постоянно вижу, что на нашем сайте ищут какие-то кафедры и хотят туда поступить. Простым языком говоря, кафедра – это объединение преподавателей или научных сотрудников. Все, что нужно знать абитуриенту о кафедре, это то, что он будет прикреплен к ней, когда будет писать диплом. Подробно рассказывать об этом не буду. Хочу лишь донести ту мысль, что на кафедры никто не поступает. Вот пример. Есть кафедра физкультуры. Даже если Вы будете учиться на Менеджменте и писать диплом на кафедре управления персоналом, то все равно будете иметь дело с преподавателями кафедры физкультуры.
Вуз.
Вуз – высшее учебное заведение. Далее грубая терминология. Если вуз включает в себя несколько институтов и факультетов, он называется университетом, высшей школой или академией. Если вуз включает в себя только совокупность факультетов, то он называется институт. Когда у вуза появляется несколько институтов, то он называется не институт, а университет.
Путаница заключается в том, что институт может быть как самостоятельным вузом, так и находиться внутри какого-то учебного заведения.
Более того, вуз будучи университетом может называться институтом. Например, МФТИ (Московский Физико-Технический Институт). Когда-то действительно был институтом. Теперь он университет. Название сохранено, видимо, из-за того, что хотели сохранить бренд.
Сейчас осталось очень мало институтов как самостоятельных вузов. Как правило, институты сейчас находятся внутри каких-то университетов, высших школ, академий.
Образовательная программа.
Обратите внимание, что Вы поступаете именно на образовательную программу. Не на факультет, не на кафедру, не на направление подготовки, а именно на образовательную программу.
Каждая образовательная программа реализуется в рамках вышеупомянутого направления подготовки. Образовательная программа может быть в составе факультета или института. У образовательной программы может быть профиль подготовки. Лекции будут вестись преподавателями разных кафедр. Для наглядности, чтобы понять, что такое образовательная программа, давайте возьмем НИУ ВШЭ. Если вы перейдете на страницу со списком проходных баллов ВШЭ по направлению “Экономика” тут https://tabiturient.ru/vuzu/hse/proxodnoi/?1112, Вы обнаружите, что есть 5 разных программ. Эти 5 программ находятся на 3 разных факультетах. Они имеют разные профили (кстати, профили могут пересекаться).
Хоть все они ведут подготовку по направлению Экономика и даже профили у них будут одинаковые, им выделено разное количество бюджетных мест, стоимость обучения у всех разная, у каждой образовательной программы свой собственный учебный план и даже преподаватели. Придя в приемную комиссию, нужно четко понимать на какую именно образовательную программу Вы поступаете. Нельзя просто нести документы в ВШЭ на экономику или менеджмент.
Теперь Вы знаете чем отличается направление подготовки от профиля и образовательной программы 🙂 Надеемся, нам удалось хоть немного разжевать термины, которые помогут Вам более точно определиться с местом обучения.
Понравилось | 234 |
К сожалению, только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Что такое факультет, чем отличается от специальности и кафедры?
Высшее образование с каждым годом играет все большую роль в обществе. Диплом вуза существенно увеличивает шансы молодого специалиста устроиться на интересную работу, получать достойный оклад или гонорары, добиться высокого социального статуса. Тем не менее, и абитуриенты, и их родители нередко оказываются недостаточно осведомленными о реалиях системы высшего образования. В частности, много заблуждений порождает вопрос, что такое кафедра и факультет при институте.
Всем более-менее понятно, что факультет является, грубо говоря, составной частью вуза. Но ведь в вузе также есть и специальности, и кафедры. Дополнительное непонимание вызывают такие термины, как «направление подготовки», «программа» или «профиль обучения». Во избежание возможной путаницы сейчас мы разберем каждый из этих терминов подробно.
Что такое специальность?
Факультет и специальность – понятия неравнозначные. Специальность представляет собой некое направление профессиональной подготовки. Существует обширная отрасль теоретического знания, которая состоит из нескольких более узкоспециализированных секторов. Эту совокупность смежных секторов знания объединяет некая общая основа – база, от которой они все отпочковались. Эту базу обозначают термином «направление подготовки», а ее частные сектора – «специальностями».
У каждого направления и специальности есть свой номер. Специальность выпускника подтверждается документально – она зафиксирована в его дипломе.
Вот конкретный пример: специальность бакалавриата «Фундаментальная информатика и информационные технологии», номер 1.02.03.02.
Факультеты, на которых в разных вузах обучают этой специальности, не обязательно должны носить одинаковое название. Например, в МГУ стать экспертом в области фундаментальной информатики можно на факультете вычислительной математики и кибернетики, а в Московском государственном областном университете – на физико-математическом факультете.
Специальности, в свою очередь, делятся на профили обучения. В нашем конкретном примере это будут:
Структура и деятельность вузовской кафедры
В пределах факультета учебные дисциплины распределены по кафедрам. Это научно-исследовательское и методическое структурное подразделение, чья деятельность сконцентрирована на определенном конкретном направлении. Именно на этом уровне ведется воспитательная работа с учащимися, организуется их производственная практика, осуществляется повышение квалификации кадров.
Вот пример, наглядно демонстрирующий, в чем разница между факультетом и кафедрой. В Российском государственном институте нефти и газа им. Губкина есть факультет геологии и геофизики нефти и газа. Он состоит из следующих кафедр:
Именно при кафедре проводится защита курсовых, дипломных и докторских работ, а также диссертаций. Сюда, а не в деканат, должен в первую очередь обращаться студент, если в процессе обучения у него возникают какие-либо проблемы. Карьера преподавателей вуза тоже строится в рамках кафедры.
Кафедра характеризуется наличием:
Возглавляет кафедру руководитель в статусе доктора наук, доцента или профессора. Его избирают на 5 лет (с возможностью повторного переизбрания) методом голосования всех сотрудников. Главными критериями для назначения на руководящую должность являются как минимум 5-летний стаж работы в вузе, а также хорошая репутация и высокий профессиональный авторитет среди коллег и подчиненных.
Глава кафедры не отрывается от преподавательской деятельности. Он ведет лекции и семинары, участвует в мастер-классах и прочих разовых мероприятиях. Однако, как правило, уделяет этому меньше времени по сравнению со своими подчиненными.
Приоритетом для заведующего кафедры являются научная и организационная работа. Именно под его контролем происходят все проверочные работы, тесты, зачеты и экзамены.
В дополнение к этому, кафедра является тем подразделением, которое отвечает за формирование расписания лекций и защиту дипломных работ. Таким образом, нагрузка руководителя достаточно высока, что, к счастью, компенсируется его повышенной зарплатой.
Факультет – основная структурная единица института
Теперь, когда смежные понятия разобраны и отсеяны, настала время разобраться непосредственно в том, что такое факультет – в отличие от кафедр, специальностей, программ и направлений.
Итак, факультет – это подразделение вуза, которое выделяют на основании административных и учебно-научных критериев, где производится подготовка учащихся на несколько смежных специальностей. Состоит из кафедр и отвечает за координацию их взаимосвязанной деятельности.
Факультетом руководит научный совет, возглавляемый деканом. Сотрудник, претендующий на должность декана, должен обладать богатым опытом административной работы, а также званием профессора и степенью доктора наук.
В ведении научного совета находятся, в частности, такие вопросы, как:
На уровне факультета производится вручение дипломов, а также документов, подтверждающих повышение квалификации. Оформлением и выдачей документов занимается канцелярия.
Итак, мы разобрались с тем, что такое факультет и в чем его отличие от кафедры. Кстати, факультет бывает составной единицей не только учреждения, выдающего дипломы о высшем образовании. Этот термин может быть актуальным также и для колледжа.
Какой факультет даст лучшую зарплату?
В следующем видео – 10 самых востребованных профессий:
Как уже упоминалось выше, в разных вузах на одну и ту же специальность могут готовить на разных факультетах. Сфера деятельности будущего выпускника определяется не тем, какой факультет указан в его дипломе, а тем, какую специальность он избрал и программу подготовки прошел.
На данный момент наибольшим спросом на рынке труда пользуются:
Если абитуриента интересует одна из этих профессий, ориентироваться надо на соответствующую специальность и выбирать факультет, где ее можно получить.
Лайфхак для составления резюме
Факультеты, кафедры и целые вузы с течением времени могут менять название, сливаться между собой или, наоборот, распадаться на более мелкие структурные единицы. Если вы закончили вуз достаточно давно, перед составлением или обновлением резюме загляните на сайт своего бывшего учебного заведения.
Проверьте актуальность той информации, которую планируете предоставить работодателю: например, не изменилось ли название вашей специальности. Если перемены имели место, следует указать оба варианта информации – то, что прописано у вас в дипломе, и то, как изменилась ситуация на данный момент.