вмр отходы что это

Вторичные материальные ресурсы или сокращенно ВМР

Кроме того, использование его снижает себестоимость и удельные капитальные вложения. Также, оно вовлекается повторно в хозяйственно-экономиечский оборот и ускоряется темп экономического роста. Основными источниками вновь созданных материальных ресурсов служит мусор производства и потребления продукции. Стекло, пластик, поддоны, бумага, картон, металл, ПЭТ и другое.

Отходы производства и потребления и их применение в Беларуси

Отходы производства — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при выпуске продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

вмр отходы что это. Смотреть фото вмр отходы что это. Смотреть картинку вмр отходы что это. Картинка про вмр отходы что это. Фото вмр отходы что этоОстатки потребления — изделия и вещества, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа. На практике различают неиспользуемый мусор, для которых в настоящее время отсутствуют условия использования. Вторичное сырье, которое в настоящее время может повторно применяться в народном хозяйстве.

Соотношение категорий вторичные материальные ресурсы и отходы в настоящее время четко не установлено. В результате, существуют три основные точки зрения этого понятия. Согласно первой, понятие ВМР шире понятия мусор. Авторы, придерживающиеся такой позиции, отмечают, что помимо отходов составной частью ВМР является попутная и побочная продукция. Нам представляется, что такая трактовка данного термина включает в их состав попутные и побочные продукты, являющиеся, готовой продукцией. Также ту часть остатков, использование которой невозможно на данном этапе развития науки и техники.

Второй подход к терминам стирает разницу между ними. В соответствии с ним к вторичным материальным ресурсам относятся повторный материал производства и потребления, образующиеся в экономике. На наш взгляд, в этом случае к вновь образовашимся запасам относится и та часть созданных веществ, переработка которых затруднена ввиду технологических ограничений в народном хозяйстве, что вряд ли целесообразно.

И, наконец, можно выделить еще одну точку зрения, согласно которой прикладной характер понятия ВМР (вторсырье) ограничивает круг включаемых в него отходов только теми, которые на данном этапе развития науки и техники используются в народном хозяйстве.

К вторичным материальным ресурсам авторы причисляют виды отходов:

вмр отходы что это. Смотреть фото вмр отходы что это. Смотреть картинку вмр отходы что это. Картинка про вмр отходы что это. Фото вмр отходы что этоЗдесь учтен классификационный признак стадийности производства. Безусловно, с таким определением следует согласится с определенной корректировкой. Остатки сырья и материалов могут иметь потребительские свойства. Но не потребительную стоимость, поскольку последняя характеризует готовый продукт.

Соответственно, понятие ВМР не тождественно значению отходы как вещества повторно во влеченные в хоз. оборот. Главное различие состоит в наличии потребительских свойств и возможности их использования.

По мере того, как выявляются новые потребительские свойства различных видов мусора, они включаются в состав вновь образовавшихся материальных запасов. Однако, поскольку всегда имеется вторсырье, использование которого ограничено техническими возможностями производства, понятие ВМР не может выступать синонимом значения мусор. Следует полностью согласится с авторами работы, которые считают, что прикладной характер ВМР ограничивает круг включаемых в него остатков только теми, которые на данном этапе развития науки и техники могут быть использованы в народном хозяйстве. Иными словами, главным критерием, отличающим понятия, является научно-техническая возможность использования последних в данный момент времени. Следовательно, под вновь созданными запасами (остатками) необходимо понимать только ту часть остатков и материалов, образовавшуюся вследствие нерационального использования природно-сырьевых запасов, которую можно повторно использовать на данном этапе развития науки и техники.

Объекты вторичных материальных ресурсов и вторсырья

Объектом наших исследований являются вторсырье, получаемое в системе недропользования. Учитывая вышесказанное, справедливо будет назвать часть мусора горно-промышленного производства минеральными запасами по аналогии с общими терминами отходов и вторичных материальных ресурсов.

В научной и нормативной литературе используется термин вторичное сырье, что подразумевает возможность его применения. Так, в ряде работ как повторное сырье рассматриваются разнообразные материалы и изделия, которые после первичного полного использования могут применяться повторно. Это означает, что термин вторсырье зачастую дублирует основные понятия. Как показывает анализ, данный термин употребляется, в основном, применительно к остаткам потребления. Таким образом, является синонимом понятия ВМР применительно к данной части отходов.

ВторТехноТорг предоставляет услуги по приему, сбору и заготовке вторсырья. Также, предоставляем в аренду контейнер (бункер) для мусора строительного, крупногабаритного. Контейнеры от 8 до 27 м3, вывоз мусора осуществляем системой лифтрдрип. В наличии для продажи есть щебень вторичный и гранитный щебень с самовывозом в Минске, ТЭЦ-4 и промышленная зона Шабаны.

Источник

Вмр отходы что это

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Термины и определения

Resources saving. Secondary material resources. Terms and definitions

Дата введения 2012-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ФГУП «ВНИЦСМВ») и Федеральным государственным учреждением «Научно-исследовательский центр по проблемам управления ресурсосбережением и отходами» (ФГУ «НИЦПУРО»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом 349 «Обращение с отходами»

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2018 г.

Введение

Определения основных понятий, используемых в сфере обращения с отходами, вторичными материальными ресурсами и сырьем на их основе, регламентируются следующими нормативно-правовыми и нормативными документами:

Формой государственного статистического наблюдения 14-МЕТ (лом) «Сведения об образовании и использовании лома черных и цветных металлов» [5];

ГОСТ 33573 «Ресурсосбережение. Упаковка. Критерии выбора методов и процессов переработки использованной упаковки в качестве вторичных материальных ресурсов с учетом материальных потоков»;

ГОСТ 30772 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»;

ГОСТ 30775 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения».

При разработке настоящего стандарта были использованы справочники по вторичным материальным ресурсам 7.

Номенклатуру приведенных в этих базовых документах терминов и определений в области вторичных материальных ресурсов (BMP) следует признать ограниченной, при этом ряд определений требуют уточнения с учетом накопленных в последние годы знаний в этой области. В большой мере это относится к сфере обращения с отходами как с BMP. Достаточно сказать, что ГОСТ 25916-83 [15] разрабатывался Госкомитетом СССР по материально-техническому снабжению и содержал всего 12 терминов и 11 определений к ним, что явно недостаточно для современных рыночных условий хозяйствования.

Кроме указанных документов при разработке настоящего стандарта были также использованы следующие источники информации:

проект концепции Национальной программы ресурсосбережения на 1998-2003 годы, подготовленный ФГУ «НИЦПУРО» по заказу Минпромнауки России [16];

отчеты ФГУ «НИЦПУРО», подготовленные в 1980-1990 годах по заказам Госснаба СССР и других министерств и ведомств [17];

проект федерального закона «О вторичных материальных ресурсах» [18];

рабочие материалы ТК 349 «Обращение с отходами».

Для целей гармонизации настоящего стандарта с европейскими, а также с межгосударственными терминами и определениями были использованы модифицированные национальные стандарты ГОСТ Р 53719 (ЕН 14182:2002), ГОСТ Р 53742 (ЕН 13430:2004), ГОСТ 33573, Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза* [24], а также Модельный закон «Об отходах производства и потребления» [3].

Краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, приведены после стандартизованного термина и отделены от него точкой с запятой.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два термина, имеющие общие терминоэлементы. В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные термины и их определения в области обращения с отходами как с постоянно пополняемыми (условно возобновляемыми) вторичными материальными ресурсами, при использовании которых в виде сырья хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) добивается ресурсо- и энергосбережения в процессах хозяйственной деятельности с одновременным снижением техногенной нагрузки на окружающую среду.

Настоящий стандарт распространяется на вторичные материальные ресурсы, образующиеся из отходов производства и потребления в процессах хозяйственной деятельности.

Настоящий стандарт не распространяется на отходы от оборонной продукции, на медицинские, биологические и ядерные отходы.

Термины и определения, установленные в настоящем стандарте, предназначены для применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам вовлечения отходов производства и потребления в качестве вторичных материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов с обеспечением защиты окружающей среды в процессах хозяйственной деятельности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 16482 Металлы черные вторичные. Термины и определения

ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения

ГОСТ 30775 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения

ГОСТ 33573 Ресурсосбережение. Упаковка. Критерии выбора методов и процессов переработки использованной упаковки в качестве вторичных материальных ресурсов с учетом материальных потоков

ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения

ГОСТ Р 53719-2009 (ЕН 14182:2002) Ресурсосбережение. Упаковка. Термины и определения

ГОСТ Р 53742 (ЕН 13430:2004) Ресурсосбережение. Упаковка. Требования к отработавшей упаковке для ее переработки в качестве вторичных материальных ресурсов

ГОСТ Р 54098 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения

3 Термины и определения

3.1 Основополагающие термины и определения в ресурсно-сырьевой сфере хозяйственной деятельности

ресурсы: Используемые и потенциальные источники удовлетворения потребностей общества.

1 Совокупность веществ и материалов, являющихся сырьевой базой хозяйственной деятельности.

2 Понятие «ресурсы» является первичным (родовым) по отношению ко вторичному (видовому) понятию «сырье».

3 Различают первичные ресурсы, образуемые и накапливаемые в биоестественных (природных) условиях, и вторичные ресурсы, образуемые в техногенных (антропогенных) условиях хозяйственной деятельности.

4 Ресурсами вторичного сырья являются ежегодно образующиеся и накопленные вторичные материальные ресурсы.

3.1.2 материально-сырьевые ресурсы: Совокупность первичных (добываемых в природе) видов материалов, веществ и вторичных материальных ресурсов (из отходов производства и потребления), из которых получают сырье для хозяйственной деятельности.

3.1.3 топливно-энергетические ресурсы: Совокупность традиционных и альтернативных видов топлива, возобновляемых и невозобновляемых источников энергии, других запасов энергетических ресурсов, используемых в хозяйственных целях.

сырье: Природные или вторичные ресурсы, которые могут быть использованы или уже используются в каком-либо производственном процессе.

1 Материалы, вещества, получаемые из запасов ресурсов в соответствии с потребностями хозяйствующих субъектов.

2 Различают первичное сырье, получаемое из биоестественных природных ресурсов, и вторичное сырье, получаемое из вторичных техногенных ресурсов.

3 Первичным сырьем является материал, который прежде не перерабатывался ни в какую форму конечного полезного продукта (см. ГОСТ Р 53719).

продукция: Результат деятельности или процессов.

1 Результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях [2].

2 Различают первичную продукцию, получаемую из первичного сырья, и вторичную продукцию, получаемую из вторичного сырья.

3.1.6 отходы (производства и потребления): Остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства [1].

Источник

Отходы как вторичные материальные ресурсы

Отходы как объект управления и государственного регулирования, с одной стороны, загрязняют окружающую среду, а с другой – являются вторичными материальными ресурсами (ВМР). При этом главное свойство отходов как ВМР – постоянное «воспроизводство», что дает основания классифицировать их как одну из разновидностей возобновляемых материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.

По оценкам ФГУ НИЦПУРО, ресурсы многотоннажных видов ВМР в виде промышленных отходов были воспроизведены в расчете на 2005 г. в количестве 2,7–3,4 млрд т. Более 90% из них составляют отходы добычи и обогащения полезных ископаемых (табл. 1).

Оценка количества образования важнейших видов ВМР и уровня их использования (по 2005 г.)

Отходы добычи и обогащения

Лом черных металлов

Отработанная серная кислота

Использование ВМР в Российской Федерации осуществляется практически во всех отраслях промышленности. Однако масштабы и уровень использования характеризуются значительной неравномерностью и зависят от ресурсной ценности отходов, от экологической ситуации, возникающей в связи с обращением с ними как с загрязнителями окружающей среды, и, самое главное, от складывающихся экономических условий, определяющих рентабельность каждого конкретного вида производства, использующего отходы.

Традиционные виды вторичного сырья, такие как лом и отходы металлов, высококачественные отходы полимеров, текстиля, макулатуры, характеризуются высоким уровнем переработки. Сложные многокомпонентные отходы, а также загрязненные отходы, практически не перерабатываются (смешанные и загрязненные нефтепродукты, изношенные шины, отходы упаковки из ламинированной бумаги, осадки и шламы очистных сооружений, гальваношламы и т.д.).

Наиболее высокими показателями использования отходов в качестве вторичного сырья в промышленных масштабах характеризуется черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов. (табл. 2). Полностью или почти полностью из вторичного сырья изготавливаются отдельные виды бумаги и картона, изделия широкого хозяйственного потребления из полиэтилена (ящики, ведра, поливочные шланги, пленка и т.д.).

Оценка доли вторичного сырья в производстве важнейших видов промышленной продукции

Лом черных металлов

Продукция из термопластичных полимеров

Дробленка, агломерат, гранулят из отходов термопласта

Крошка резиновая, регенерат

Нерудные строительные материалы (щебень, гравий, песок)

Отходы добычи и обогащения, шлаки металлургические, золы и шлаки ТЭС

В России средний уровень использования вторичного сырья можно оценить примерно в 1/3, что в 2–2,5 раза ниже, чем в более развитых странах. При этом уровень переработки ТБО в качестве вторичного сырья в среднем не превышает 4–5%. В результате имеют место значительные потери материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), содержащихся в отходах, и одновременно продолжается интенсивное накопление неиспользуемых отходов в окружающей среде со скоростью 2–2,5 млрд т/год, что составляет примерно 60–70% от количества их образования за год. В конечном итоге, несмотря на принимаемые Правительством РФ меры по обеспечению экологической безопасности, экологическая обстановка во многих регионах России в связи с воздействием неиспользуемых отходов не улучшается.

Проблема осложняется тем, что в обозримом будущем не существует предпосылок для существенного сокращения образования отходов. Количество отходов производства будет увеличиваться и далее из-за роста объема промышленного производства на фоне сохранения и даже снижения концентрации полезных ископаемых в извлекаемом из недр сырье. Отходы потребления будут расти еще более высокими темпами из-за опережающего роста уровня конечного потребления, в том числе бытовой, компьютерной и радиоэлектронной техники, предметов домашнего обихода, одежды, автомобилей и т.д.

Что сдерживает использование отходов в промышленности

Основными факторами недостаточ ного в среднем уровня хозяйственного использования отходов как ВМР являются:

Отсутствие достаточных стимулов для организации сбора и переработки ВМР определяется, главным образом, высоким уровнем затрат на сбор и подготовку многих видов отходов к использованию в качестве вторичного сырья, что не обеспечивает приемлемой для предпринимателей рентабельности их переработки. В особой мере это относится к отходам потребления в виде потерявшей потребительские свойства конечной продукции и ее упаковке, содержащих такие хорошо рециркулируемые материалы, как черные и цветные металлы, термопласты, резина, волокнистое сырье из макулатурообразующих видов картонно-бумажной продукции. Высокий уровень затрат на сбор и переработку значительной части отходов потребления обусловлен:

Отсутствие стимулов для организации сбора и переработки ряда видов ВМР связано также с низкой конкурентоспособностью продукции с использованием отходов, поскольку снижение ее цены в сравнении с продукцией, изготовленной только из природного сырья, не всегда адекватно снижению качества такой продукции. В особой мере это относится к широкому ассортименту продукции из отходов термопластов и резины (таре, поливочным шлангам, полимерной пленке, изделиям технического назначения из термопластов и резины), регенерированным моторным маслам, туалетной бумаге из макулатуры и т.д. Спрос на такую продукцию часто остается довольно низким даже при существенном снижении цены на нее до 50% и более.

Определенное сдерживающее воздействие на использование отходов как ВМР оказывает также высокая обеспеченность промышленности России сырьевыми ресурсами и их доступность на фоне высоких мировых цен на основные виды сырья и топливно-энергетические ресурсы.

Следует отметить также, что из-за несовершенства законодательства имеют место значительные экономические потери сборщиков и переработчиков отходов России, обусловленные отсутствием возможности использования для этих целей ресурсов зарубежных поставщиков в Россию тех видов продукции, на которые в странах-импортерах введена ответственность производителей за сбор и переработку после утраты продукцией потребительских свойств.

Несовершенство нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами как с ВМР выражается прежде всего в отсутствии законодательных положений, регламентирующих:

Система сертификации вторичного сырья из отходов производства и потребления, по существу, отсутствует. В особой мере это актуально применительно к полимерному сырью, поскольку наличие в нем даже небольших примесей и мусора значительно снижает качество продукции и производительность оборудования. Отсутствует государственная система маркировки полимерных материалов на деталях промышленной продукции, изготовленных из различных пластмасс, что затрудняет идентификацию полимерных отходов при их сортировке.

Природоохранные инструменты государственного регулирования обращения с отходами предназначены для применения лишь в целях обеспечения предотвращения загрязнения окружающей среды и не предусматривают регулирования обращения с отходами как с ВМР.

Разрешительная система размещения отходов с установлением лимитов не устанавливает ограничения на захоронение и депонирование отходов, характеризующихся высокими сырьевыми свойствами.

Сложившиеся механизмы начисления платежей за размещение отходов во многих регионах России позволяют органам экологического контроля облагать такими платежами и те отходы, которые предназначены для использования в качестве вторичного сырья. Это противоречит нормам, установленным постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (с изм. от 01.07.2005). В соответствии с этим постановлением нормативы платы за размещение отходов не распространяются (применяются с коэффициентом 0) при размещении отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных другой организации (для использования в течение этого срока). Однако доказательство того, что определенные виды отходов удовлетворяют этим условиям, представляет собой непростую задачу.

Необходимо отметить также, что нормативы платежей потеряли свое первоначальное значение (возмещать общественно необходимые затраты на создание мест захоронения и депонирования отходов) из-за отставания их индексации в сравнении с темпами инфляции. Снижение нормативов платежей по этой причине составляет сейчас около 6–7 раз в сравнении с 1992 г. (в сопоставимых ценах). Вместе с тем и эти нормативы считаются обременительными для многих предприятий, в особой мере для предприятий, в производственной деятельности которых образуются многотоннажные отходы 3-го и 4-го классов опасности (отходы производства минеральных удобрений, металлургические шлаки и др.).

Важным недостатком нормативно-правового обеспечения сбора и использования ВМР является также несовершенство традиционных инструментов экономического стимулирования предпринимательской деятельности. К числу таких инструментов принято относить кредитную, налоговую и тарифную политику. Использование этих инструментов применительно к сбору и переработке ВМР пока не получило развития в России.

Налоговые льготы применительно к сбору и переработке отходов действующим налоговым законодательством не предусмотрены. Некоторым исключением из этого является вывод вторичного сырья (если оно является продукцией черной и цветной металлургии) «из перечня товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога (в отношении земельных участков, используемых для производства и (или) реализации этих товаров)».

Практика субсидирования мероприятий в области сбора и переработки отходов в рамках специальных региональных и местных природоохранных программ характеризуется пока незначительными масштабами, а на федеральном уровне с 2005 г. упразднена полностью.

Государственная тарифная политика в области железнодорожных перевозок не предусматривает никаких льгот применительно к транспортировке ВМР.

Несовершенство организационного обеспечения сбора отходов для использования в качестве ВМР заключается:

В соответствии с российским законодательством (федеральные законы «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об отходах производства и потребления»), ответственность за организацию сбора и переработки отходов для использования в качестве вторичного сырья возлагается на органы местного самоуправления. Однако пока они обладают очень ограниченными ресурсами на эти цели. Исключение составляют крупные мегаполисы, такие как Москва, Санкт-Петербург, Московская область и др. Однако и в них реализуются лишь пилотные проекты.

Недостатки информационного обеспечения управления сбором и переработкой ВМР выражаются в несовершенстве государственной статистической отчетности, а также в неразвитости информационной инфраструктуры обслуживания предпринимательской деятельности в этой области и в целом рынка вторичного сырья.

Государственная статистическая отчетность по форме 2ТП (отходы), введенная с 2002 г., имеет пока ограниченный и недоступный характер для широкого круга потребителей. Имеющиеся данные сосредоточены в Ростехнадзоре и в полной мере не публикуются. Используемая при этом классификация отходов плохо стыкуется с принятыми в отраслях промышленности наименованиями вторичного сырья.

В целом недостаточный уровень использования ВМР обусловлен главным образом не технологическими факторами, а несовершенством институциональных основ в этой области, в частности несовершенством нормативно-правового обеспечения сбора и переработки отходов.

Предложения по увеличению использования ВМР

В связи с изложенным подъем уровня использования отходов как ВМР видится в создании более благоприятных нормативно-правовых и экономических условий для их сбора и переработки, что требует значительного усиления государственного регулирования в этой области. В связи с этим представляется целесообразным:

1. Выделить на законодательном уровне хозяйственное использование отходов как ВМР в качестве объекта государственного регулирования и наделить одно из федеральных министерств или ведомств полномочиями по осуществлению государственной политики в этой области.

2. Ввести на законодательном уровне специальную систему всеобщей ответственности за организацию сбора и переработки отходов, в том числе:

Особое значение должно иметь введение в России правовой нормы «ответственности производителей продукции» за организацию сбора и переработки (в пределах установленных законодательством нормативов) определенных видов своей продукции после ее использования потребителем, а также использованной в собственном производстве упаковки. В число видов продукции, в отношении производителей которой целесообразно установить это требование, необходимо включить:

Целесообразность введения механизма ответственности производителей продукции обусловлена следующими факторами:

3. Создать особые нормативно-правовые условия для использования природоохранных механизмов и инструментов государственного регулирования в целях стимулирования хозяйствующих субъектов к вовлечению отходов в хозяйственный оборот (разрешительной системы размещения отходов с установлением лимитов размещения отходов, платежей за размещение отходов, государственной экологической экспертизы и лицензирования деятельности). В частности, природоохранные инструменты и механизмы государственного регулирования отходов можно было бы использовать в целях введения ограничений на захоронение общераспространенных ВМР, экономического стимулирования сбора и переработки отходов как ВМР, стимулирования технического перевооружения производственной базы.

4. Создать особые нормативно-правовые условия для применения традиционных инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности в целях экономического стимулирования сбора и использования ВМР, в том числе установить:

Нормативы льгот в этой области, порядок их обоснования и установления должны регламентироваться специальным (налоговым) законодательством.

В конечном итоге все эти меры необходимы для формирования и развития специальной саморегулируемой организационно-производственной инфраструктуры, по существу отрасли промышленности. Глав ной особенностью этой инфраструктуры должна являться возможность ее постоянной подпитки финансовыми ресурсами на покрытие убытков от организации сбора и переработки «нерентабельных» отходов потребления за счет имеющихся и предлагаемых механизмов государственного регулирования предпринимательской и природоохранной деятельности, в том числе за счет средств производителей продукции, в отношении которых предлагается установить ответственность за организацию сбора и переработки их продукции и использованной упаковки. Кроме того, для стимулирования устойчивого спроса на продукцию с использованием «нерентабельных» отходов должно быть предусмотрено использование механизмов государственного и муниципального заказов.

Наиболее рациональной формой введения предложенных выше основополагающих нормативных правовых положений следует считать разработку специального федерального закона «О вторичных материальных ресурсах». Проект такого закона был подготовлен, в частности, ФГУ НИЦПУРО в 2004 г. по заказу Минпромнауки России.

В 2006 г. ФГУ НИЦПУРО совместно с ОАО НТК «Механобртехника» по заказу Минпромэнерго России подготовили новый вариант концепции федерального закона «О вторичных материальных ресурсах», предусматривающий введение норм прямого действия по уровню ответственности производителей продукции за ее сбор и переработку у потребителей после использования. Этот законопроект не требует отмены Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а лишь дополняет его в части обращения с отходами как с вторичными материальными ресурсами.

В.В. Девяткин
ФГУ НИЦПУРО
«Экология производства» №2 2007 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *