влг в лагере что это
Танцевальный флешмобКаждая команда готовит свой танец, если быть точнее несколько движений под музыку. Подготовку необходимо начать за несколько дней до начала.
Конкурс хореографии «держи ритм»Каждая команда (отряд) представляет танцевальную программу выступления, которая будет оцениваться по общепринятым критериям: техническое мастерство (соответственно номинации и возрасту), артистизм, сложность репертуара, художественное оформление номера, создание художественного образа и т.д.
Общий сбор лагеряРуководитель программы вместе со старшим вожатым объявляет детям о начале нового творческого блока, рассказывает о том, что будет происходит в течении трех дней и что необходимо будет подготовить каждой команде – итоговый продукт блока.
Мастер класс «голос»Создать условия для развития творческого потенциала ребенка через обучение вокалу.
Шоу программа «угадай мелодию»Заинтересовать детей музыкой, способствовать расширению кругозора, умению работать в группах.
Конкурс «битва хоров»Выявить талантливые коллективы, исполняющие вокальные номера в различных вокальных жанрах.
Конкурс вокального творчества «voka star»Каждая команда (отряд) представит вокальные номера в различных жанрах по желанию.
Мастер класс «импровизация»Расширить знания детей в области театрального искусства, развить артистическую и фантазию.
Станционная игра «шахматы»Привить интерес ребенка к шахматам, а также способствовать развитию его памяти, внимания и пространственного воображения
Конкурс актерского мастерства «праздник лицедеев»Создать условия для творческой реализации детей и выявить наиболее артистичных участников.
Арт-выставка «герои среди нас»Героико-патриотическое воспитание детей и популяризация службы в Вооруженных силах РФ, а также пропаганда ЗОЖ.
Вечер ценностейПриобщение участников программы к общечеловеческим ценностям.
Режимные моменты
— А во сколько завтра подъем?
— Как только разбудим
Режим дня — это определенный порядок чередования различных видов деятельности детей и необходимых бытовых функций (еда, сон, личная гигиена и т.д.), который формирует определенный уклад жизни детского оздоровительного центра.
13.30-14.00 Обед 14.00-16.00 Тихий час 16.30 Полдник
Разнообразие деятельности в лагере.
По утрам, когда пойдёте будить детей, постарайтесь выглядеть бодро. От этого зависит успех предстоящего дня. Необходимо придти на отряд за 5-10 минут до подъема, а тем, кто живет вместе с детьми, до подъема успеть привести себя в порядок. Будить детей надо спокойно, без криков, но настойчиво. Полностью полагаться на дежкома не стоит, зайдите сами в каждую комнату, убедитесь, что все дети встали. Минут через пять пройдите снова по всем комнатам и, если кто-то еще не встал, настойчиво потребуйте, чтобы все поднялись. Так как через 15 минут уже начинается зарядка, а для этого надо одеться и выйти на место проведенияя зарядки.
Не забывайте о том, что настроение, с которым человек поднимается, создает ему настрой на весь последующий день. Поэтому вожатый всегда должен быть весёлым и приветливым. Юмор, доброта, внимание и креативность помогут вам сделать подъем в отряде желанным и бодрым.
Обратить внимание на:
Уборка территории и детских комнат по графику дежурств. Проснулся, оделся, а теперь убери свою планету 😉
Помните, любая уборка проводится с вашим непосредственным участием.
Обратить внимание на:
На любой прием пищи дети идут, вымыв руки (и вожатый должен это проконтролировать и сам не забыть это сделать). Они строятся перед специальной чертой и ждут команды вожатого. Ни в коем случае не штурмуют столовую без него, не заходят с дежкомом, без команды вожатого. Дежурный командир за 5 минут пересчитывает порции, проверяет, хватает ли ложек, вилок, стаканов, хлеба или булки, стульев, чистые ли сами столы. Если чего-то не хватает, надо доставить на столы. Отряд заходит в столовую только в полном составе, все вместе, а не по частям. С первого же дня надо показать, что у нас недопустимо заходить в столовую по одному. И объяснить, что одна из главных причин та, что у нас выставляются порции по конкретному количеству человек, и не больше. Вожатый отвечает за то, что их количество совпадает с количеством детей в отряде. Если из каждого отряда дети будут забегать по одному, никто не знает, сколько порций можно не досчитаться. Не забудьте, что есть дети, которым может быть что-то противопоказано, что некоторые дети могут медленно есть. Обращайте внимание на качество еды! И от вас зависит нормальное состояние детских желудков. Следите, чтобы дети не выходили из-за стола, ничего не поев. Чтобы до еды они не отоваривались в ларьке. Не забудьте о традиции ‘чистого стола’. Немедленно пресекайте любые попытки кидаться едой, чем бы то ни было. Не забывайте напоминать детям, что с набитым ртом стараются не разговаривать. И в столовой, как правило, не кричат и не аплодируют. В большинстве лагерей следят за манерами и правилами поведения за столом. Однако никогда не заставляйте детей есть. Лучше выясните, почему ребенок не ест и решите эту проблему вместе. Может быть, он по дому скучает.
Завтрак. На завтрак обычно дают кашу и порционные блюда: сыр, колбасу, творожки, сырки и т.п. Ее получает вожатый на раздаче, обязательно пересчитывает, не отходя в зал, если не хватает, просит добавить порцию (необходимо помнить, что медпункт забирает порции для тех, кто в изоляторе). Если это порезанные сыр, колбаса и т.п., то надо взять вилку, которой вы будете раздавать продукты (а не руками).
Ужин. На ужине снова детям раздаются порционные блюда: обычно это фрукты. Дайте фрукт каждому ребенку в руку, таким образом, вы убедитесь, что никого не пропустили, что всем хватило. Если дети отказываются от порционных блюд, как на ужине, так и на завтраке, предложите ‘тем, кто хочет добавки’. Не стремитесь оставлять порционные блюда себе, родители часто спрашивают детей, куда идет та еда, от которой они отказываются. И возникают большие проблемы, так как родители платят за лето большие деньги.
Самообслуживание. Забота о детях.
Ненавязчиво, но настойчиво вы должны следить за такими вроде бы очевидными моментами (это касается любого возраста):
Собраться с силами! Завтра будут еще дела! Но не должны изгибаться в конвульсиях удовольствия на пустом месте.
Правила организации тихого часа:
Старайтесь мыть детей хотя бы раз в два дня. Перед походом в душ проверьте, чтобы у каждого ребенка был с собой набор банных принадлежностей, чтобы дети не забывали взять с собой полотенце. Обязательно находитесь рядом во время мытья ваших детей, потому что случиться может всякое. В Ваши обязанности также входит следить за тем, хорошо ли они помылись или просто намочили себя. Малышей перед душем очень желательно сводить в туалет.
Принятие душа в детском лагере.
Особенности мероприятия в банный день:
ВИСО обычно делится на две части: заканчивающийся день и предстоящий. По прошедшему дню, в первую очередь, надо подвести итоги. Хорошо, если с первого дня вы завели традицию в вашем отряде проводить не просто ВИСО, а маленький ‘огонек’, со свечкой. Детям обычно это больше нравится. На ВИСО:
Готовить детей ко сну необходимо заранее, так как у детей часто именно после отбоя возникает потребность делать гигиенические процедуры. Именно для этого существует время, именуемое ‘подготовкой ко сну’. Постарайтесь не оставлять детям из этого получаса 10-15 минут, они просто ничего не будут успевать и задержат отбой, что непозволительно, или лягут спать грязными. Поэтому сворачивайте все свои дела и отправляйте детей мыться. Обязательно сами следите за этим процессом, напоминайте тем, кто уже умылся, сколько времени осталось до отбоя. И помните, что в это время вожатый постоянно должен быть среди детей, а не в вожатской, не у телефона и т.п.
До отбоя вожатым необходимо провести ряд организационных мероприятий.
Вообще свои действия и требования хорошо бы проговаривать и объяснять. Зачем нужен отбой, что вы требуете неукоснительно, почему …
С первого дня заведите правило, что за пять минут до отбоя все должны лежать в кроватях, аккуратно сложив повседневную одежду. Не списывайте на возраст старших, что их не уложить. Просто будьте спокойны, но требовательны. Проверьте, что все дети во время отбоя должны быть на своих местах, если кого-то не хватает, узнайте, где может быть ребенок у детей вашего отряда. Сообщите дежурному администратору.
Перед своим сном убедитесь, что все дети на местах и все спят. Никогда не оставляйте детей одних, рассчитывая, что они уже спят.
Во время отбоя можно включить тихонько медитативную музыку, тихонько поиграть на гитаре, почитать сказку или легенды, но все очень тихо, и реагируя на каждый шум в комнатах детей.
Не зависимо от места нахождения детей, всегда на их головах должны быть надеты головные уборы. Важно следить за тем, как одеты дети. В течении дня переодевать их по погоде.
Динамика дня. ( Человек не может все время думать или бегать! )
Режимные моменты должны быть четкими и организованными, чтобы не тратить на них лишнее время. Введите в отряде «закон точного времени». И условный знак сбора, какие-нибудь хлопки в ладоши или кричалки. Например, вожатому нужно срочно собрать отряд. Он зовет ребят из ближайших палат и они хором начинают считать до десяти. Остальные уже знают, что за это время каждый должен успеть выбежать на отрядное место. Если кто-то опаздывает, его можно заставить выполнить какой-нибудь необидный фант. Если разбавить игрой даже самые обыденные моменты, то ребята легко к ним привыкнут, и у вас не будет сложностей с организацией отряда.
Для особо креативных вожатых из неДавнего советского прошлого 😉
Несмешные вещи, особенно если у тебя маленькие дети:
Многие дети кладут под матрац грязные носки, белье, сырые плавки, купальники и т.д. Это категорически запрещено. В тумбочках могут храниться только предметы личной гигиены, письменные принадлежности, личные предметы (в чистом виде). Верхняя одежда храниться в шкафу на вешалке или в полиэтиленовом пакете.
Вторичная легочная гипертензия (ВЛГ)
Наиболее часто развивается вследствие вторичных, склеротических изменений ствола легочной артерии и ее ветвей у больных хронической сердечной и легочной патологией. В первом случае – это результат длительных застойных явлений в малом круге кровообращения при развивающейся сердечной недостаточности, особенно при митральных пороках. При хронических заболеваниях бронхолёгочной системы развивается так называемое «легочное сердце», как результат длительного повышения давления в легочной артерии. Клинические проявления ВЛГ такие же, как и при ПЛГ, однако одновременно выявляются симптомы основного заболевания (пороки сердца, хронический бронхит, эмфизема легких и др.)
В начальной стадии развития легочной гипертензии наиболее целесообразно принимать антагонисты кальция – коринфар, кордафен внутрь.
При выраженной легочной гипертензии (декомпенсированном легочном сердце) рекомендуются нитраты: нитросорбид в течение 3-4 недель. При плохой переносимости нитратов можно назначить молсидомин. Хороший эффект дает курсовое лечение виагрой.
При развитии правожелудочковой сердечной недостаточности в терапию включаются мочегонные препараты (гипотиазид, фуросемид, диакарб), в том числе антагонисты альдостерона (верошпирон) утром ежедневно или через день внутрь.
Сердечные гликозиды целесообразно назначать только в случае выраженной правожелудочковой недостаточности. Предпочтительно использование коргликона внутривенно на физиологическом растворе. Проведение адекватной оксигенотерапии.
Как поехать в лагерь вожатым
Дисциплина, сон по 4 часа и ответственность
В 2016 году я три недели работала вожатым в детском оздоровительном лагере «Атлантус» в Крыму.
Зачем вообще ехать работать вожатым
Чаще всего в лагерь едут, чтобы заработать денег, бесплатно отдохнуть на море с питанием и проживанием и интересно провести время. Студенты педагогических вузов в лагере проходят практику, а учителя подрабатывают во время длинного летнего отпуска.
Независимо от образования и профессии, вожатыми становятся ради опыта управления коллективом, новых знакомств и общения с детьми.
Кто может стать вожатым
Вожатым может стать совершеннолетний гражданин России без судимости и медицинских противопоказаний, например психических расстройств или инфекционных болезней. Необязательно быть студентом педагогического вуза или иметь педагогическое образование. Но закон обязывает пройти программу профессиональной подготовки в области образования и педагогики.
Специальные курсы подготовки называются школой вожатых. Обычно она длится 2—3 месяца в очной или заочной форме. После обучения каждый желающий стать вожатым обязан пройти итоговую аттестацию в форме квалификационного экзамена и получить подтверждающий документ — диплом или сертификат. Конкретных требований к документу нет — образовательная организация вправе самостоятельно определять его название и форму.
Как победить выгорание
На работу вожатых набирают разные организации: турагентства, педотряды и вузы. Они же организовывают свои школы вожатых. Каждая организация, которая отправляет вожатых, предъявляет свои требования к персоналу для смены в лагере: где-то требуют отработать минимум две смены, а где-то не рассматривают семейных людей или ищут одаренных танцоров.
Чаще всего вожатыми становятся те, у кого есть тяга к общению с детьми и время. Поэтому обычно в летние лагеря устраиваются студенты и учителя: у них длинные летние каникулы.
Если вы располагаете трехнедельным отпуском, тоже сможете поехать работать в лагерь. Вдобавок заложите время на подготовку к смене: сперва предстоит пройти школу вожатых и сдать пару экзаменов.
Школа вожатых
Организации, которые подбирают персонал для лагеря, готовят его к смене в школе вожатых. По сути, это курс, на котором рассказывают, как вести себя в разных ситуациях в лагере. Обучение в школе обычно бесплатное, но за аренду помещения для занятий и расходные материалы некоторые организации могут установить взнос.
Обычно занятия в школе вожатых проходят в вечернее время или в выходные, чтобы удавалось безболезненно совмещать их с работой или учебой.
Я проходила школу вожатых в Московском физико-техническом институте, где тогда и училась. Занятия длились с февраля по апрель с семи до девяти вечера дважды в неделю. Лекции читали сотрудники института с психологическим образованием и выпускники школы вожатых прошлого года, которые уже съездили в лагерь. За обучение я ничего не платила.
На лекциях нам рассказывали о возрастной психологии, конфликтологии, основах первой медицинской помощи, типичном распорядке дня. Многие оздоровительные лагеря находятся на море, поэтому особенно подробно объясняли правила купания детей.
Посещаемость проверяли строго. В начале новой лекции мы сдавали проверочный тест по материалам прошлых занятий. Правда, тесты проверяли явку, а не реальные знания: их результаты не влияли на то, получит выпускник курсов сертификат школы вожатых или нет. Сертификат выдавали всем, кто исправно ходил на лекции и сдал итоговый экзамен. Допускалось не больше трех пропусков по уважительной причине, например по болезни.
Помимо теоретических занятий нас дважды собирали в выходные на пять часов, чтобы рассказать про разные игры. Каждый вожатый должен знать минимум 7—10 игр каждого типа:
Всего на подготовку к лагерю в школе вожатых я потратила 72 часа. После этого сдала теоретический экзамен: побеседовала с руководителем вожатского отряда и ответила на вопросы вроде «Что делать, если ребенок не хочет есть кашу?» Правильный ответ — мотивировать с помощью игры или даже через запрет: дети хотят сделать именно то, что им не разрешают.
После экзамена по теории я проводила игровое мероприятие в начальных классах школы. Так я на практике показала, что способна организовать группу детей.
Но даже если человек получил сертификат школы вожатых, это еще не гарантирует трудоустройство в лагерь. У каждой организации, которая набирает вожатых на смену, свои критерии отбора педсостава: могут быть дополнительные тесты, эссе или экзамен на знание игр. Чтобы поехать работать в «Мосгортур», необходимо сдать еще внутренний теоретический экзамен.
Выбор лагеря
Когда я успешно сдала экзамен в «Мосгортуре», мне предложили на выбор два лагеря на море в Крыму и две смены — в июле и в августе. У меня не было предпочтений по месту, поэтому я выбрала вариант, где было меньше желающих.
Трудоустройство
Перед тем как подписать договор о работе вожатым, нужно собрать пакет документов. У каждой отправляющей организации он свой, но есть и устоявшийся перечень, который требуют у всех будущих вожатых.
Стандартный набор документов для трудоустройства в детский оздоровительный лагерь выглядит так:
Справку об отсутствии судимости бесплатно выдают в МФЦ после личного визита или заказа на сайте госуслуг. Справка будет готова минимум через 30 календарных дней после подачи заявки. Свою справку я получила через 40 дней, без нее на работу не возьмут.
На момент поездки в лагерь я была студентом и диплома об окончании института у меня не было, поэтому для трудоустройства мне была необходима справка из вуза. Такая справка должна подтверждать статус студента. Обычно ее оформляют в учебном отделе. На ней обязательно должна быть подпись проректора и печать. Свою справку я получила за несколько минут в учебном отделе. Если нет справки из вуза, то подойдет справка о трудоустройстве с текущего места работы.
Заключение нарколога и психиатра выдают в наркологическом и психоневрологическом диспансерах по месту прописки. Платить за них тоже не нужно.
Чтобы получить медкнижку, нужно пройти семь врачей и сдать несколько анализов. Полный список врачей подскажет отправляющая организация или регистратор в районной поликлинике. Оформление медкнижки по полису ОМС займет немало времени: нужно попасть к терапевту, получить направление на прием к профильным специалистам и ждать, если кто-то в отпуске. Это отнимает много времени и нервов, поэтому я и знакомые обращались в частные клиники.
я заплатила за медицинскую книжку в платной клинике
Чтобы получать зарплату, понадобится банковская карта платежной системы «Мир», оформленная либо в Сбербанке, либо в «Райффайзенбанке». Если такой карты нет, ее оформит работодатель.
доплатил московский центр занятости молодежи за работу вожатым в 2016 году
Подготовка к смене
Когда я подписала договор, со мной связался старший вожатый лагеря, чтобы пригласить на общую встречу вожатых моего отряда. Мы собирались в Москве один раз и знакомились с главной темой смены — «Профессии».
В первый рабочий день мы встретились на ВДНХ в 4 часа утра. Нам выдали форму, рассказали, как принимать детей в отряд и какие справки и подписи нужно собирать с родителей. Около 7 утра к месту сбора начали подъезжать родители с детьми. Они заранее подготовили медицинские справки для детей, которые разрешают находиться в лагере. Вожатый проверяет у каждого ребенка справки, а если чего-то не хватает, отправляет родителей с ребенком к старшему организатору. На моей смене со справками не было никаких проблем.
Дети заранее знают, в какие отряды они попадут, или узнают это на месте сбора у старших организаторов, поэтому сразу подходят к своему вожатому. Когда принимаешь детей у родителей, становишься ответственным за их жизнь на ближайшие три недели. Это не метафора, чтобы напустить важности или страху, а очень важный пункт из трудового договора, о котором еще пойдет речь ниже.
После того как все дети приехали на точку сбора, мы отправились на организованном трансфере в аэропорт, откуда все вместе улетели в Крым. Билет на самолет для вожатого оплачивал работодатель.
Работа вожатым
До поездки в лагерь я считала, что вожатый — самая простая работа в мире: предстоит бесплатно жить у моря, играть с детьми и получать за это зарплату. На деле все оказалось не так радужно. Вожатый — это и организатор, и танцор, и создатель смешных костюмов из бумаги, и лучший друг, и строгий воспитатель.
Если говорить юридическим языком, задача вожатого — «содействовать организации и сопровождению деятельности детского коллектива в организациях отдыха детей и их оздоровления». Но в жизни все сложнее.
Со своей напарницей я познакомилась в первый рабочий день, когда мы приехали вместе с детьми. Она уже была в лагере, так как осталась с пересменки: когда вожатый едет на две смены подряд, его не отправляют обратно в Москву на пару дней, а оставляют в лагере до начала следующей смены.
Вожатый должен следовать распорядку дня, который устанавливает лагерь: этот пункт прописан в трудовом договоре. Если нарушить распорядок дня, вожатого могут отстранить от работы. Обычно следовать распорядку несложно, но иногда дети очень долго собираются на завтрак, а отвечает за это, конечно, вожатый.
Дети не хотят строиться, носить головные уборы, смотреть скучное мероприятие, иногда даже дерутся друг с другом. Я решала такие ситуации играми, строгим взглядом или даже повышенным голосом. Если в первые три дня смены вести себя как старший наставник, а не добродушный друг, потом будет легче справляться с 25 детьми. Иногда я наказывала провинившихся пропуском дискотеки или предлагала помочь нарисовать плакат.
Распорядок дня вожатого
7:00. Узнает план дел на день и происшествия за последнюю ночь на утренней планерке. Второй вожатый остается в отряде и готовит реквизит и музыку для ближайшего мероприятия.
8:00. Будит детей: они не хотят вставать и идти на зарядку. Вожатым приходится ходить по комнатам по несколько раз и всех поторапливать.
8:15. Один вожатый делает зарядку вместе с детьми, второй следит, чтобы они активно делали упражнения.
8:25. Строит на завтрак. Старшие воспитатели следят за тем, чтобы все дети ходили ровной колонной. На деле кто-то забудет кепку — с ним нужно идти в комнату. Дети шумят и разбегаются — приходится придумывать игры, чтобы выстроить их по парам. Если отряд передвигается по лагерю, один вожатый идет впереди, а другой замыкает колонну.
8:30. Завтрак. Старшие воспитатели следят, чтобы каждый ребенок снял головной убор и помыл руки. Пока один вожатый ест, второй следит, чтобы дети не просто ковыряли тарелку, а наедались и, конечно, не кидались кашей.
9:00. Проходит мастер-классы вместе с детьми. Наша смена была связана с профессиями — вожатые вместе с детьми пробовали себя в роли фотографов, журналистов и даже физиков. Вожатые помогают организаторам проводить мероприятия и следят, чтобы дети были вовлечены в процесс.
11:00. Помогает детям собраться на пляж. Дети переодеваются и берут пляжные вещи. Вожатый выстраивает детей и ведет за территорию лагеря вместе с другими отрядами. При переходе дороги первый вожатый становится посреди дороги и машет красным флагом машинам.
11:15. Купает детей в море. У каждого отряда своя территория в тени под навесом. Дети купаются по свистку спасателя вместе с одним вожатым, который контролирует, чтобы за него никто не заплыл. Второй вожатый остается на берегу и каждую минуту пересчитывает детей. Обычно каждый отряд купается по пять-десять минут дважды. Все остальное время дети проводят на пляже: строят замки из песка, загорают и общаются.
12:15. Возвращается с детьми в лагерь: все так же строем и в головных уборах.
12:30. Отводит детей на обед. Может на кухне попросить добавку для ребенка, который не наелся.
13:00. Укладывает детей спать. Во время дневного отдыха один вожатый все время следит за детьми, а второй заполняет педагогический дневник — основной документ вожатого, где отражается вся информация о смене и детях, проводится анализ дня и ставятся педагогические задачи.
15:00. Будит детей, строит и отводит на полдник.
15:30. Собирает детей для похода на пляж. Следит за купанием в море.
17:30. Готовит детей к мероприятию в зависимости от расписания — конкурсу талантов, танцевальному шоу.
19:00. Ведет детей на ужин.
20:00. На мероприятии следит, чтобы дети не шумели во время номеров на сцене и громко аплодировали после. Иногда вожатые устраивают для детей конкурс эрудитов, вечер живописи или спортивные соревнования.
21:00. На дискотеке танцует вместе с детьми в кругу или по отдельности с каждым. Главное — не показать, что у вожатого есть любимчики.
22:30. Обсуждает с детьми прожитый день, раздает «сонник» — йогурт или сок с вафлей.
23:00. Укладывает детей спать.
00:00. Подводит итоги дня на вечерней планерке для педсостава, репетирует танцы или даже участвует в играх на сплочение коллектива.
02:00. Отдыхает: наконец-то принимает душ и засыпает.
При таком распорядке дня я научилась засыпать ровно в ту секунду, как закрывала глаза. Три недели подряд я не высыпалась и мало общалась с детьми, поэтому решила больше не ездить в лагерь.
На практике оказалось, что вожатый только и делает, что водит детей за собой, а не раскрывает личность каждого ребенка в отряде. Для меня это было самое большое разочарование. В течение дня мне не хватало времени ни на игры, ни на простое общение с детьми. Я была бы рада узнать, как у ребенка дела и понравилось ли ему вчерашнее мероприятие.
Больше всего я ценила время, когда удавалось просто поговорить с детьми из отряда: по пути на море десятилетний мальчик рассказывал о любовном треугольнике, а девочки делились секретами. Когда дети помогали сделать костюм или просто говорили теплые слова и обнимали, я понимала, что не зря поехала в лагерь.
Те, кто интересуется мастер-классами, кружками и вечерними мероприятиями, работают в лагере организаторами. Для такой работы нужны специальные навыки: хореографии, вокала или рисования. У организаторов больше свободного времени — они могут поспать днем и успеть, например, постирать вещи.
Отдых и личное время
Вожатый имеет право на выходные дни — их количество указано в трудовом договоре. У меня было три выходных за смену, которые нельзя брать в первые и последние три дня смены. Сперва дети привыкают к новому месту, а потом тоскуют и не хотят уезжать. В обоих случаях им нужно больше внимания вожатого. Также нельзя отдыхать в один день со своим напарником.
Я ездила в лагерь с подругой, и мы были в разных отрядах. Друзей и влюбленных никогда не ставят работать вместе: велика вероятность ссор, которые отразятся на детях. Я дважды брала выходной вместе с подругой. В эти дни мы ездили по достопримечательностям недалеко от лагеря, в окрестностях Севастополя.
Однажды мы опоздали на паром, который должен был увезти нас к автобусной остановке в лагерь. Не захотели переплачивать за такси, поэтому добрались в лагерь на следующем. Вернулись к 7 часам утра — как раз к утренней планерке.
В выходные дни я завтракала в лагере, а после уходила за территорию. В личное время я тратила деньги на еду, транспорт и сувениры домой. В сумме у меня вышло не больше двух тысяч рублей расходов за три выходных дня.
Обязанности вожатого
Полный список обязанностей вожатого прописан в трудовом договоре. Я прочла его внимательно и поняла, что в лагере меня не ждет веселая и беззаботная жизнь. Например, вожатый следит, чтобы дети всё доедали во время приема пищи в столовой, сопровождает детей на пути в лагерь и обратно, обеспечивает безопасность, охрану жизни и здоровья детей из своего отряда и постоянно контролирует занятия каждого ребенка. Далее я расскажу только о самых важных моментах, с которыми столкнулась.
Отвечать за жизнь детей. Первая и главная обязанность вожатого звучит так: «Работник несет ответственность за жизнь и здоровье детей вверенного отряда». В первую очередь именно поэтому в требованиях к работе указывают возраст от 18 лет. До достижения 18 лет человек за себя отвечает не в полном объеме, а за других — тем более. После совершеннолетия наступает полная гражданская дееспособность.
Законодательство России предусматривает уголовное наказание за причинение физических или нравственных страданий ребенку, а также за причинение смерти по неосторожности, если ненадлежаще исполнять профессиональные обязанности. Минимальное наказание — 2 года исправительных работ, максимальное — лишение свободы на срок до 4 лет.
Это очень важный пункт, о котором говорят и в школе вожатых, и в отправляющей организации перед тем как подписать договор. Каждый вожатый должен быть готов нести ответственность. Если что-то случится, родители могут подать в суд — отвечать придется не только директору лагеря и старшим воспитателям, но и вожатому.
Следить за каждым ребенком. Вожатый должен в любую минуту знать, где конкретный ребенок из его отряда. О любой проблеме он сообщает старшим по смене — старшему вожатому или директору лагеря — по телефону или лично. Детей никогда нельзя оставлять одних: если напарник отошел, надо вызвать дежурного вожатого на подмогу. Также вожатый обязан вести педагогический дневник и записывать в него все неординарные ситуации, в том числе любой поход в медицинский кабинет.
Соблюдать трудовую дисциплину. В лагере, где ответственно подходят к работе с детьми, вожатых наказывают за курение, алкоголь и нарушение распорядка дня. Обычно в таком случае работника увольняют. При этом в личном деле делают запись о нарушении и больше никогда не допускают к работе с детьми.
На моей смене двое вожатых вернулись с выходного выпившими и в таком состоянии контактировали с детьми на дискотеке. Им повезло: на следующий день обоим позволили написать заявление по собственному желанию.
я заработала за 18 рабочих дней по 19 часов в день
Бережно использовать имущество лагеря. В трудовом договоре также прописано, что работник обязан бережно относиться к имуществу работодателя. В начале смены на вожатого записываются все вещи отряда: шкафы, тумбочки, постельное белье в комнатах детей и даже мячик для игр. В конце смены нужно все вернуть без повреждений. Если потерять или испортить лагерное имущество, его стоимость вычитают из зарплаты. Мне повезло: мы с напарницей недосчитались нескольких комплектов, но из зарплаты у нас ничего не вычли.
Выполнять поручения руководства. Потеря или порча имущества — не единственный вариант потерять в зарплате. Если не выполнять поручения старших по смене, не проконтролировать, есть ли головной убор на ребенке, или опоздать с отрядом к мероприятию, можно получить штраф. Его сумма нигде не прописана — такая угроза похожа на манипуляцию со стороны руководства.
Носить форму — или хотя бы один ее элемент в течение всего рабочего дня. Форма от «Мосгортура» состояла из футболки, поло, майки и толстовки. Вожатому выдают один комплект на смену, но времени на стирку в распорядке дня нет.
Итоги
На первой лекции в школе вожатых нас спросили, любим ли мы детей. Тем, кто отвечал на этот вопрос положительно, было тяжелее всего. Звучит парадоксально, но, чтобы быть вожатым, не нужно любить детей.
Нужно уметь быть строгим и договариваться. Я считаю, что справилась с этой непростой задачей — и услышала от детей в конце смены заветные слова: «Вы самый лучший вожатый».
Я считаю, что работа вожатым не лучший способ заработка. За 18 рабочих дней по 19 рабочих часов в день я заработала около 26 тысяч рублей. То есть мой рабочий час стоил 76 рублей. Но лагерь дает интересный опыт и положительные эмоции, а за ними стоит ехать обязательно.