власяница что это у женщин
Власяница: в чем был секрет рубашки православных старцев «для умерщвления плоти»
Православные старцы полагали, что для совершенствования в христианской жизни необходимо прибегать к практике «умерщвления плоти», суть которой заключалась не столько в наказании тела, сколько в проявлении сочувствия к страданиям человечества и отдельного человека, на протяжении всей истории и жизни каждого. Одним из распространённых способов уязвления тела ради духовного знания считалось ношение рубашки-власяницы.
Власяница
Упоминающаяся ещё в текстах Ветхого Завета власяница, которую носили древние пророки, с течением времени стала знаковой одеждой подвижников и аскетов православия.
Иначе именуемая вретищем, она представляла собой длинную мешковатую рубашку, сшитую из грубой ткани, которая изготавливалась из необработанной шерсти или волос козы.
Ужасно коловшаяся и доставлявшая при ношении невероятный дискомфорт власяница надевалась на голое тело инока при принятии им монашеского пострига.
Являясь символом намеренного умерщвления и уязвления плоти ради духовного знания, власяница раздражала кожу, вызывала постоянную чесотку и могла слабого человека довести до безумия.
Смиренно и терпеливо перенося муки, аскеты спасались молитвами и силой духа.
Исторический экскурс
Согласно библейским летописям первое упоминание о власянице всплывает в связи с описанием быта живших в Синайской пустыне иудеев, которые из-за отсутствия источников пресной воды разводили в большом количестве коз и верблюдов.
Именно из их шести и волос ткались грубые и колючие холстины, предназначавшиеся для использования в качестве подстилки при сушке зерна или покрывала при перевозке хлеба на телегах. Из этого же материала шились мешки для хранения и транспортировки различных товаров.
Со временем из этой «ткани» начали моделировать достигавшие колен рубашки простого покроя, по форме напоминавшие мешок с отверстиями для головы и рук. Схожие по виду с бедуинскими плащами власяницы, перехватывались поясом и предназначались для ношения в знак скорби и памяти об умерших родственниках.
Причём, в особых траурных случаях эту неприятную для тела вещь было запрещено снимать даже ночью. В Средневековье жёсткие и колючие власяницы стали атрибутом как мужского, так и женского монашества. Вызываемый ею сильный зуд, кожные раздражения, переходившие в глубокие раны и язвы, трактовались, как способность постриженика ещё при жизни искупить часть своих грехов.
Несмотря на очевидный вред, наносимый здоровью, ношение власяницы считалась обязательной частью служения Богу, а появляющиеся от неё раны воспринимались как доказательства страданий за христианскую веру.
В католицизме в эпоху Нового времени власяница перекочевала из реальной жизни в литературные аллегории и картины на библейские сюжеты, символизируя собой глубокие душевные муки, печаль, скорбь и раскаяние. В православии же до наших дней этот аксессуар является принадлежностью монахов.
Власяница Ивана Грозного
В Москве в Государственном Историческом музее хранится уникальный тканевый экспонат второй половины XVI века – власяница Ивана Грозного.
Её первый венчанный царь Руси носил во время Великого поста, когда пребывал в Александровой слободе. Будучи очень религиозным человеком, Иоанн IV даже издал указ об основании из опричников некоего военно-монашеского братства, в котором себе отводил роль игумена, следившего за чистотой истинной веры своих иноков.
При этом он сам не уклонялся от монашеских обязанностей, пел в хоре на клиросе, звонил к заутрене, читал за общей трапезой Священное Писание, молился во время многочасовой службы, а также во имя смирения и терпения носил власяницу, являя пример благочестия.
Его тёмно-коричневая рубаха из грубой холстины была выполнена с вкраплением конских волос, а по крою не отличалась от прочих изготавливаемых со времён Древней Руси сорочек. Она представляла собой сложенное вдвое полотнище с расширяющимися сверху вниз клиньями по бокам, в округлую горловину которого вшит миниатюрный воротник — стойка.
Рукава власяницы это всего лишь соединённые простым швом прямые куски ткани с небольшими ластовицами под мышками.
Вертикальный ворот рубахи Ивана Грозного был достаточно глубоким и имел поперечные застёжки на шнурках в области воротника и груди, которые назывались разговорами.
Умерщвление плоти
Помимо ношения власяницы существовали и другие способы умерщвления плоти, целью которого является облагораживание человека и тренировка самообладания, выдержки, для того чтобы обеспечить служение Богу и другим людям.
Монахи часто практиковали наистрожайшие посты, долгое бдение, продолжительные молитвенные стояния по ночам, исполнение тяжёлых послушаний, изнуряющую работу, проживание в холодных условиях аскезы.
Весьма распространено было давать обет бедности, обматывать голое тело тонкой проволокой с шипами, а также самоистязать себя посредством ремня или розги.
Верующие добровольно могли отказаться на определённый период от еды, спиртных напитков, курения, сексуальных отношений и прочих «радостей» жизни, противодействуя желанию насытить или удовлетворить организм.
10 ужасающих традиций самоистязания из истории и современности
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Жизнь на столпе
Сирийский святой пятого века Симеон Столпник стал основателем подвижничества, названного столпничеством. Более 40 лет своей жизни он провел, предаваясь молитвам, на вершине 18-метрового столпа, окруженного забором, через который ему время от времени передавали немного еды и воды. На площадке этого столпа он находился, невзирая на зной, холод, дождь, ветер. Слухи о Симеоне разнеслись по всей стране и множество паломников потянулось к этому столпу из самых отдаленных мест. Симеон стал настолько известен, что даже императоры писали ему письма.
2. Ношение власяниц
3. Хлестание кнутами
Бичевание (хлестание кнутами) было обычным явлением во многих древних культурах, а также в некоторых христианских и исламских сектах. На Филиппинах накануне Пасхи десятки добровольцев для искупления грехов подвергаются распятию на вершине холма. Их руки и ноги огромными гвоздями прибивают к деревянным крестам, которые они на своих плечах приносят на этот холм. Вокруг распятых начинается особый ритуал, в ходе которого полураздетые мужчины избивают себя бичами и палками, а женщины с громким воем причитают и молятся.
Широко известен и религиозный праздник мусульман – Ашура. В этот день шииты устраивают траурные шествия в честь имама Хусейна, внуку пророка Мухаммеда, которые сопровождаются самоистязанием. Мужчины в неистовстве избивают самих себя до синяков и хлещут свои спины плетками или даже цепями с острыми лезвиями. К счастью, некоторые мусульмане предпочитают чествовать пророка, сдавая вместо этого донорскую кровь в больницах.
4. Изменение сознания
5. Модификация тела
Вместо того, чтобы повышать свой интеллектуальный уровень, некоторые люди предпочитают привлекать к себе внимание путем необычной модификации своего тела. Во времена доисторической японской культуры Дзёмон юношам при переходе в группу взрослых удаляли несколько резцов или клыков. Подобные модификации проводились и с целью отметки социального положения.
Такие события, как брак или утрата близких были отражены в улыбке человека, а не посредством обручального кольца или траурных одеяний. Возвращение моды на модификацию тела связано с возрождением в 1990-х годах татуировки и более экстремальных методов, таких как скарификация, субдермальные импланты, пирсинг, шрамирование и др.
Многие из этих методов использовались еще в древних племенах, а их эволюция привела к появлению новых методик, например, подвешивание на крюках. Сегодня в Соединенных Штатах есть даже церковь Модификации Тела, где используются как древние, так и современные методы.
6. Празднование Тайпусам
Более миллиона человек каждый год собираются на фестиваль Тайпусам под Куала-Лумпуром в честь индуистского бога Муругана, сына господа Шивы. В этот день празднуют получение Муруганом от своей матери копья, с помощью которого впоследствии он победил злого демона. На этом празднике люди носят сандалии с железными гвоздями.
7. Обычай племени Сатере-маве
8. Самосожжение
Самосожжение буддийского монаха Тхить Куанг Дык остается одним из самых ужасающих примеров самопожертвования в современной истории. Протестуя против притеснения буддистов в южном Вьетнаме правителем Нго Динь Зьема, этот монах вышел на улицы Сайгона, пропитанный бензином, поджег себя и горел до самой смерти, сидя в позе лотоса и не издав при этом ни звука.
Поглощение Китаем Тибета недавно также привело к эпидемии самопожертвований. В 2011 году подожгли себя 12 тибетских активистов, а год спустя – еще 80. Площадь Тяньаньмэнь в Пекине теперь снабжена оборудованием с огнетушителями, чтобы воспрепятствовать новым актам самосожжения.
9. Обрезание
В некоторых древних племенах обряд посвящения в мужчины был связан с болезненными ритуалами, в частности, с обрезанием. Особенно жестоким он был у аборигенов Австралии. Сначала юноше проводили классическое обрезание, а после заживления раны приступали к основной операции – распарывали пенис вдоль мочеточника.
После этого считалось, что юноша стал настоящим мужчиной. Распоротые пенисы у мужчин в состоянии эрекции становились плоскими и широкими, а для того, чтобы помочиться, они были вынуждены садиться на корточки.
10. Самомумификация
Древние монахи-отшельники, живущие в горах Японии, стремились стать “живыми Буддами” посредством мучительных испытаний. Наивысшей точкой этих испытаний стал акт самомумификации. Такой процесс происходил в течение 10 лет, многие монахи пытались это проделать, но получилось мумифицироваться далеко не у всех. Процесс был разделен на три тысячедневных периода. В первом периоде монахи питались только орехами и злаками, пили ледяную воду, падающую с вершин.
После этого их диета состояла только из корней и коры сосны, при этом содержание жира в их организме должно было снизиться почти до нуля. При этом они пили чай на основе токсичного сока, после чего их рвало, и таким образом они избавлялись от избыточной влажности. И их тела, пропитанные ядом, уже не могли быть съедены личинками.
После этого монахов помещали в каменные могилы с выведенными наружу трубками для поступления воздуха и для звонков, сигнализировавших о том, что они еще живы. Когда звонки прекращались, могилы запечатывали, а спустя тысячу дней вновь открывали. Мумифицированные тела, которые не разложились, помещали в храм и поклонялись им, как Будде.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Первое упоминание
Первое упоминание о ней нашлось в текстах Ветхого Завета. Там говорится о скудной растительности и недостатке пресной воды Синайской пустыни. Поэтому многие семьи не могли держать крупный рогатый скот и наиболее распространенным животным стали козы. Козье стадо кормило всех иудеев молоком и мясом, из их костей создавались орудия труда, а шкура и шерсть позволяли древним жителям Азии обуваться и одеваться. Таким образом, власяницей у древних иудеев называлась жесткая ткань из козьих волос или шерсти.
На страницах Ветхового Завета есть подтверждение, что власяница предназначалась для траура. Ее надевали на голое тело, завязывали ремнем, сделанным из того же грубого материала.
Все близкие родственники умершего должны были носить власяницу. В особых случаях эти одежды из жесткого волоса не снимали даже ночью.
Уже в Средневековье люди понимали, что власяница очень вредит здоровью. Ее постоянное ношение вызывало зуд и раздражение на коже, раны от ношения грубой ткани могли переходить в язвы. Но ношение власяницы все равно считалось обязательной частью служения Богу, а раны на теле воспринимались как свидетельства страданий за христианскую веру.
В новое время
Власяница постепенно исчезает из обихода верующих, начиная с эпохи Возрождения. Выбирали более терпимые формы поклонения Богу. Но все-таки власяница появляется в литературных аллегориях, сюжетных библейских картинах как символ печали, раскаяния, глубоких душевных мук. Власяница уже мало связана с религиозными чувствами. Выражение «надеть власяницу» стало синонимом слова «скорбеть», «печалиться». Как предмет одежды в настоящее время власяница – непременная принадлежность христианских монахов, праведников.
Власяница
Власяни́ца (также вре́тище), церков.-слав.
В наше время власяница — это длинная рубашка из простой ткани, часть монашеского одеяния, которая в первую очередь надевается монахом во время монашеского пострига. В прошлом власяница ткалась из верблюжьего волоса или овечьей шерсти и надевалась на голое тело, причём жёсткая шерсть постоянно кололась, напоминая монаху о терпении и смирении.
Аскеты, носившие власяницу
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Власяница» в других словарях:
Власяница — см. Вретище, власяница … Библейская энциклопедия Брокгауза
ВЛАСЯНИЦА — ВЛАСЯНИЦА, власяницы, жен. (церк.). Аскетическая грубая одежда из волос какого нибудь животного. «Власяницею смиренной грудь молодую облекли.» Лермонтов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ВЛАСЯНИЦА — ВЛАСЯНИЦА, ы, жен. (стар.). Грубая волосяная одежда монаха, отшельника, ведущего аскетическую жизнь. Покрыть себя власяницей. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
власяница — сущ., кол во синонимов: 4 • атрибут (13) • вретище (14) • одежда (297) • … Словарь синонимов
Власяница — длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле … Большая советская энциклопедия
Власяница — или вретище (Апок. VI, 12) темного цвета грубая ткань, изготовлявшаяся из козьей шерсти. Из нее делали мешки (Быт. XLII, 25), равно как и одежды в форме мешка, надевавшиеся мужчинами и женщинами в знак печали (III Царс. XXI, 27; IV Пар. VI, 30;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
власяница — власян’ица (Зах.13:4 ; Отк.6:12 ) в оригинале то же, что вретище (см.) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
власяница — грубая одежда из конского волоса, одеваемая на голое тело; средство самоистязания и укрощения плоти религиозных фанатиков. см.: аскетизм. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
Власяница — ж. Грубая волосяная одежда, которую носили на голом теле монахи, отшельники в знак смирения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Секреты старинной власяницы
В одном из красивейших залов Исторического музея, посвящённом «Государеву двору» и государственному управлению в XVI–XVII вв., находится памятник рубаха-власяница.
Она имеет простой крой на основе туники. Такой крой использовался при изготовлении рубах со времён Древней Руси: к прямому длинному широкому полотнищу, сложенному посередине пополам, в верхней части пришиты рукава из небольших прямых полотен, под мышками имеются ластовицы. Глубокий вертикальный ворот власяницы имеет поперечные шнуровые застёжки на воротнике и на груди — т. н. «разговоры», а в округлую горловину вшит небольшой воротник — стойка. По бокам основного полотнища вставлены клинья, сужающиеся снизу вверх. Все детали власяницы имеют двойную подрубку и соединены простыми швами. Простота изготовления рубахи и то, что она сшита из грубой шерсти с вкраплением конского волоса, напоминают об основном предназначении данной власяницы как молельной монашеской одежды, призванной служить усмирению плоти молящегося и развитию у него важнейших христианских добродетелей — смирения и терпения. Власяницы носили не только монахи, их часто использовали во время молитвы или причастия великие православные святые и подвижники.
Иудеи, жившие в Синайской пустыни, страдавшие от отсутствия запасов пресной воды и растительности, разводили коз или верблюдов — домашних животных, которые были просты в содержании и обеспечивали своих хозяев не только мясом, молоком, но шкурами и шерстью. Власяницей изначально и называлась холстина, изготавливаемая из козьих, а потом верблюжьих шерсти и волоса. Узкие полотна холстины сшивались в несколько полотнищ и использовались для просушки зерна в качестве подстилки или покрывала в телегах при перевозке хлеба, из них шили большие прочные мешки для переноса и хранения различных товаров. Позже власяницей (также вретищем) стали называть изделия, сшитые из верета, веретья — грубой ткани. Это была одежда самого простого кроя — туника, одежда в форме мешка с отверстиями для рук и головы, закрывавшая всё тело от плеч до колен и напоминавшая власяной плащ, который и по сей день носят бедуины на Востоке. Поскольку туника не была приталена, она обвязывалась поясом, сшитым из той же ткани или сплетённым из пряжи. Такой простой и удобный в носке крой одежды был распространён не только в Азии, но и в Европе. В Древнем Риме крой туники был усовершенствован, у неё появились рукава, мужчины носили туники под длинными накидками — тогами, а женщины надевали безрукавную тунику на тунику с рукавами. Это была одежда, которая постепенно приобрела особый иерархический смысл, например, сенаторы могли носить тунику с широкой пурпурной полосой, а остальные — с узкой, к тому же, гражданские туники были длиннее военных.
Со временем туника из повседневной одежды превратилась в ритуальную. Юные римлянки надевали длинные туники в день совершеннолетия и в день свадьбы, т. е. в момент прощания со старой жизнью, при переходе в новый статус. А израильтяне должны были носить власяницу, не снимая даже ночью, в знак траура по умершему близкому человеку, переходящему в мир иной. Так власяница стала символом покорности, её описание встречается в старинных религиозных текстах, где упоминается, что её носили древние пророки.
В Средние века в Европе власяница становится неотъемлемым атрибутом монашества и праведной жизни. Ношение жёсткой власяницы непосредственно на теле приводило к раздражению кожи, вызывало сильный зуд, появление глубоких ран и язв. Считалось, что таким образом, испытывая сильные физические муки и страдания, человек может искупить часть своих грехов ещё в земном существовании.
Со временем Александрова слобода превратилась в самый богатый город, царскую резиденцию, «опричный государев двор» с неприступной крепостью, с царскими палатами, окружённый рвом и валами, величественными каменными церквями и крупными улицами для купцов и государственных чиновников, приближённых воинов царя — опричников. Одевались опричники в тёмные монашеские одежды, а в знак преданности царю в «очищении православного царства» от изменщиков и врагов имели в своём снаряжении устрашающие собачьи головы и мётлы. Подобно ангелам небесного войска, они должны были отправить в ад грешные души противников и предателей царя, «выгрызть и вымести измену».
Суровый период опричнины стал символом жестокости, запомнился многочисленными опалами и бессудными казнями. Неслучайно в тематическом комплексе зала Исторического музея с власяницей размещён «Синодик опальных» — составленный по указанию царя Ивана Грозного в 1583 г. список для церковного поминовения лиц, пострадавших за годы его правления. Казнённым объявлялось прощение и полагалось щедрое пожертвование на помин души в крупных монастырях, для чего туда были отправлены многочисленные поминальные списки, где упоминались не только сами казнённые, но и члены их семей, в том числе и дети. Поминать их полагалось на литиях, литургиях и на панихидах во все дни церковных богослужений, совершалась также молитва о поминовении тех казнённых (указанных числом 10, 20, 50 человек), чьи имена не вошли в этот список: «Ты, господи, сам ведаешь имена их».
Власяница — истинное сокровище Исторического музея, поскольку является одним из немногих сохранившихся тканевых памятников второй половины XVI в. Происходит из Александровой слободы и, согласно преданию, принадлежала Ивану IV (1530–1584), великому князю московскому и первому венчанному царю всея Руси.
Автор — Елена Анисимова, методист ЭМО