властелин колец что было после 3 части
Четвёртая Эпоха (Fourth Age)
Эпоха главенства Людей в Средиземье. Четвёртая Эпоха началась после отплытия Хранителей Трёх Эльфийских Колец 29 сентября 3021 года Третьей Эпохи. Но в записях Гондора первый день Четвёртой Эпохи был перенесён на шесть месяцев назад, на 25 марта, которое стало первым днём нового летосчисления, в знак годовщины поражения Саурона.
Хоббиты из Шира, однако, придерживались другой системы. Большинство из них проигнорировало смену Эпох и продолжало пользоваться Летосчислением Шира. Те из них, кто начал отсчёт лет Четвёртой Эпохи, считали первым её днём 2 июля 3022 года. Разные подходы в Гондоре и Шире могут привести к разнице в один год в исчислении событий Четвёртой Эпохи.
Содержание
Основные события
Четвёртая Эпоха характеризовалась ростом влияния Людей. Королевства Гондор и Арнор были объединены под властью Арагорна, Короля Элессара. В годы его правления Воссоединённое Королевство процветало, население Минас Тирит возросло, а северные города Аннуминас и Форност были заново отстроены.
Рохан также процветал в начале Четвёртой Эпохи под правлением Короля Эомера и его сына Эльфвинэ. Дейл остался независимым государством под защитой Воссоединённого Королевства. Люди Руна и Харада жили в мире с Воссоединённым Королевством, хотя и существовали немногочисленные очаги сопротивления, подавленные Элессаром и Эомером.
Хотя Саурон потерпел поражение и никогда не мог вернуться, зло не оставило мир. Скорее всего, войны и конфликты среди людей имели место и на протяжении Четвёртой Эпохи. По одному из источников (HoME XII, p. 409-21), первый заговор случился уже на заре Воссоединённого Королевства, во время правления сына Элессара Эльдариона (см. ниже «Новая Тень»).
Король Элессар умер в 120 году. Его сын Эльдарион правил Королевством примерно до 220 года. Было предсказано, что королевство Эльдариона будет великим и будет находится под правлением его потомков сто поколений Людей. Также сказано, что его потомки будут править многими государствами будущего. (HoME XII, p. 218)
С увеличением влияния Людей, другие расы стали уменьшаться, особенно это касается Эльфов. Многие из них покинули Средиземье и уплыли в Бессмертные Земли. Некоторые уплыли ещё до Войны Кольца, и много больше отправились в путешествие сразу после уничтожения Единого Кольца, которое лишило силы Три Кольца Эльфов, так что они не могли более сохранять красоту и замедлять ход времени.
Келеборн оставался в Лотлориэне некоторое время и даже расширил границы королевства за Андуин, но вскоре он уехал в Ривенделл, и население Лотлориэна стало уменьшаться. В Ривенделле жили Эльфы под правлением сыновей Эльронда Элладана и Эльрохира. Позже Келеборн воссоединился с Галадриэлью в Бессмертных Землях. Он был в числе последних Эльфов, покинувших Средиземье. Говорится, что Кирдан ждал его в Серых Гаванях, чтобы уплыть на запад на Последнем Корабле.
Гномы и Хоббиты также жили в Четвёртой Эпохе, хотя со временем их численность уменьшилась. Гномы Одинокой Горы процветали, равно как и жители Синих Гор. Гимли увёл группу Гномов в Блистающие Пещеры в Белых Горах. Говорится, что во время Короля Дурина VII Гномы вернули Мориа и восстановили великое королевство Кхазад-дум, которое существовало «до тех пор, пока мир не состарился, и Гномы исчезли, а род Дурина прервался». (HoME XII, p. 278)
Шир жил в мире и процветании много лет. Западные Пределы были присоединены к его границам в 31 году. Земли стали ещё богаче и плодороднее, после того, как Сэм использовал землю из Лотлориэна, подаренную ему Галадриэлью. 3020 год стал настолько урожайным, что вошёл в историю как Великий Год Изобилия.
В какое-то время, несмотря на указ Короля Элессара, Шир стал частью Королевства Людей. Хоббиты продолжали жить в регионе, но по-прежнему избегали Людей. Неизвестно, случилось ли это на протяжении Четвёртой Эпохи или позже.
Новая Тень
Несмотря на то, что Саурон был побеждён, последователи Саурона и Моргота продолжали свою деятельность в Средиземье. По одной версии в 100-120, по другой в 220 году Четвертой эпохи начал свою деятельность Хэрумор — таинственный деятель, предположительно человек, создавший заговор против Воссоединенного Королевства и новый культ Тьмы. Толкин начал описывать это в неоконченном произведении, названном «Новая Тень», но бросил написание этого произведения, так как счел неинтересной тему «боевика о разоблачении заговора». Начало «Новой Тени» опубликовано в XII томе «Истории Средиземья» (HoME XII, p. 409-21).
Датировка 100-120 годом более правдоподобна, так как в «Новой Тени» фигурирует Борлас, сын Берегонда, который, не будучи таким же чистокровным Дунаданом, как Арагорн, не мог дожить до 220 года Четвертой эпохи.
Продолжительность
Длительность Четвёртой Эпохи неизвестна. Вторая и Третья Эпохи длились примерно по 3000 лет каждая. В Письме №211 Толкин говорит, что последующие Эпохи должны быть короче. Он предположил, что между Третьей Эпохой и нашими временами прошло примерно 6000 лет, и сейчас мы живём в конце Шестой или начале Седьмой.
Первая, Вторая и Третья Эпохи заканчивались войнами, изменившими Средиземье. Вероятно, конец Четвёртой Эпохи также был отмечен войной или катаклизмом. В одном из источников говорится, что королевство потомков Эльдариона будет стоять «пока новая эпоха не привнесёт новые вещи». (HoME XII, p. 245) Возможно, это означает, что Воссоединённое Королевство Гондора и Арнора закончило своё существование в конце Четвёртой Эпохи. Если исходить из предсказанного правления в 100 поколений, можно предположить, что это произошло между 2000 и 3000 годами.
Хронология Четвёртой Эпохи
Приведены только известные даты.
4 Рождение дочери Сэма Розы Гэмджи.
6 Арагорн, Король Элессар, провозглашает Шир Свободной Землёй под защитой Северного Скипетра и запрещает людям пересекать его границы. Уилл Уитфут уходит с поста Мэра, и на эту должность избирается Сэм. Понто Бэггинс становится главой семейства Бэггинсов. Рождение дочери Сэма Мерри Гэмджи. Пиппин Тук женится на Диамонде из Лонг Клив.
8 Рождение сына Сэма Пиппина Гэмджи.
12 Рождение дочери Сэма Дейзи Гэмджи.
15 Арагорн, Король Элессар, и Королева Арвен приезжают на север, в резиденцию в Аннуминасе. Они встречаются с Пиппином, Мерри и Сэмом возле Брендивайнского Моаста. Сэм получает Звезду Дунэдайн. Эланор Гэмджи становится служанкой Королевы Арвен. Рождение сына Сэма Бильбо Гэмджи.
17 Рождение дочери Сэма Руби Гэмджи.
20 Сэм Гэмджи избирается Мэром в третий раз.
21 Сэм, Рози и Эланор посещают Гондор. Том Коттон становится Помощником Мэра. Рождение сына Сэма Тома Гэмджи.
27 Сэм Гэмджи избирается Мэром в четвёртый раз.
30 Эланор Гэмджи выходит замуж за Фастреда из Гринхолма.
31 Западные Пределы, от Дальних Увалов до Башенных Холмов, добавлены к территории Шира, как дар Арагорна, Короля Элессара.
34 Сэм Гэмджи избирается Мэром в пятый раз. Фастред становится Стражем Западных Пределов и вместе с семьёй переезжает в Подбашенники (примечание: в редакции The Lord of the Rings 2004 года дата, когда Фастред стал Стражем изменена на 1462 по Летоисчислению Шира (41 год Четвёртой Эпохи). Это основано на интерпретации заметок и исправлений Толкина).
41 Сэм Гэмджи избирается Мэром в шестой раз. Рождение сына Фродо Гарднера Холфаста.
42 Фарамир Тук женится на Голдилокс Гэмджи.
48 Сэм избирается Мэром последний седьмой раз в возрасте 96 лет.
55 Последний год Сэма в качестве Мэра.
64 Мерри и Пиппин уезжают жить в Гондор. Пиппин берёт копию Алой Книги в Минас Тирит, где корректирует и дополняет её. Новый вариант называется Книгой Тана. Они остаются в Гондоре до самой смерти (дата неизвестна).
91 Возможно, Двалин умер примерно в это время (см. также 2).
172 Книга Тана завершена.
220 Король Эльдарион закончил правление приблизительно в это время.
Этимология
Куда уплывали герои «Властелина колец» после финала?
После того как Саурон был повержен, и силы добра окончательно восторжествовали, некоторые герои, которые сыграли в этом ключевую роль, решили покинуть Средиземье и отправиться на Запад.
Так, на Запад отплыл Фродо и его дядя Бильбо. Туда же уплыл Гэндальф вместе с эльфийскими владыками Элрондом и Галадриэль. После смерти Арагорна туда же отправились его друзья Леголас и Гимли.
Что же ждало их всех там? В фильмах практически ничего не сказано о том, что именно находится за огромным морем. Да и в оригинальной книжной трилогии «Властелин колец» об этом тоже говорится не особо подробно.
Так что поднимаем паруса и отплываем!
Когда на востоке, в Средиземье, пробудились эльфы, началась война валар с Мелькором, который хотел подчинить или погубить этих прекрасных созданий. В результате войны многие эльфы согласились переселиться в Аман, где им бы ничто не угрожало.
Здесь эльфы основали собственное королевство, граничащее с Валинором, которое получило название Эльдамар. В нем они жили долгие сотни и тысячи лет в покое, мире и благоденствии.
Опасаясь того, что Мелькор снова разрушит их родной дом, валар укрепили подступы к Аману и закрыли континент магической завесой, чтобы никто без их позволения не мог туда добраться.
Удалось это только великому мореплавателю Эарендилю, который приплыл просить валар о помощи в войне с Мелькором, который в Средиземье уже практически победил оставшихся там людей и эльфов.
Валар согласились и отправились огромной армией на войну, результатом которой стало падение Мелькора. За помощь в этой войне они наградили собственным островом племя людей, которое впоследствии стало нуменорцами.
Нуменорцы обрели невиданное могущество и решили бросить вызов самим валар. Главный бог Эру Илуватар за это обрушил на флот нуменорцев океанские волны и потопил его. А после этого и вовсе скрыл Аман из реального мира, так что попасть туда стало можно, только если ты эльф или если сами валар разрешили тебе это.
И это правило действовало уже все оставшиеся эпохи: изредка из Амана прибывали посланцы в Средиземье (например, Гэндальф с другими волшебниками), но никто кроме эльфов не мог сам туда попасть.
Неизвестный «Властелин колец»: факты о фильме (33 фото)
Время бежит очень быстро. 20 лет назад у Путина был только первый срок, только-только наступил новый век, интернет еще был далеко не в каждом доме, а трава была зеленее. И вот 20 лет назад на киноэкраны вышла первая часть трилогии «Властелина колец». Рассказываем, что вы могли не знать о франшизе по романам Толкина.
Кино – масштабный процесс
Как правило, при обычном производстве полнометражного кино в день снимают 2-2,5 минуты материала в день. Во «Властелине колец» все было иначе: при производстве снимали аж по 4 минуты. Все потому, что к съемкам подошли основательно.
В съемочном процессе было задействовано не менее 3 тысяч человек, а сам процесс проходил в нескольких местах сразу. В арт-департаменте работало 300 человек. Конечно, всех этих людей нужно было кормить. Поэтому каждый день только одной съемочной группе готовили 1460 яиц.
Армия
В части батальных сцен должны были появиться новозеландские солдаты. Но все решил случай: в какой-то момент военных отправили гасить беспорядки в Восточном Тиморе. В качестве статистов пришлось нанимать статистов, которых срочно обучали ходить строевым шагом.
А это – новые расходы. Создателям трилогии пришлось выложить на 200 тысяч долларов больше, чем планировалось изначально. Ради экономии на день рождения Бильбо «пригласили» всего 100 хоббитов, тогда как в книге было 144.
Реквизит
Для фильма было изготовлено десять тысяч стрел, 500 луков и 48 тысяч частей брони. Было изготовлено и состарено 19 тысяч костюмов.
Что же касается частей тел – их тоже готовили специально. Так, для главных героев-хоббитов было сделано порядка 1800 пар латексных ушей и ступней. Так много потому, что латексные изделия – одноразовые. Их нельзя снять, не испортив материал. А вот каждую пару ушей и ступней готовили по индивидуальному заказу.
На прически было потрачено тоже много денег. И волос. Так, в Новой Зеландии, прямо на месте, шили парики, в том числе для эльфов. В основном это были поставки из России. Так что теперь мы знаем, откуда у Леголаса и Гимли такие шевелюры.
Листопад
Во время сцены совета Элронда идет листопад. Это, конечно, не естественное желание природы. Опять же, для съемок было привлечено 50 работников. Они раскидывали листву с определенным интервалом.
Для этого заранее собрали большое количество опавших листьев, и каждый из них повторно вручную перекрашивали. Все из-за того, что листья очень уж быстро чернели.
Рост
В таверне «Гарцующий пони» съемки были особенно сложными: нужно было наглядно показать разницу в росте между хоббитами и людьми. Поэтому некоторым статистом нужно было ходить по таверне на ходулях.
А вот рост Гимли пришлось скрывать: актер Джон Рис-Дэвис, сыгравший вспыльчивого гнома, был самым высоким из братства. Его рост 185 см.
Приглашенная звезда
Изначально эльфа Элронда должен был сыграть Дэвид Боуи. Но не сложилось, и поэтому эльфа сыграл Хьюго Уивинг.
Также интересно, что Вин Дизель, Рассел Кроу и Стюарт Таунсенд рассматривались на роль Арагорна, Джейк Джилленхол – на роль Фродо, а Уорвик Дэвис мог стать тем самым Гимли. Шону Коннери, Патрику Стюарту и Кристоферу Пламмеру предлагали сыграть Гэндальфа. Также в числе актеров, которые могли оказаться в саге, были Лиам Нисон, Дэниэл Дэй-Льюис, Итан Хоук, Ума Турман, Люси Лоулесс и Дэвид Боуи.
Не в хронологии
Часто в кино получается, что съемки идут не в хронологическом порядке. Так вышло и в этом случае: на момент съемки гибели Гэндальфа еще никто из актеров братства не работал с Иэном МакКелленом. Да и в обличии Гендальфа его еще никто не видел.
Яблоки
В первой части трилогии хоббит Пиппин спрашивает о втором завтраке у Арагорна, за что получает яблоком в лицо. На съемки только этого кадра пришлось потратить 16 дублей из-за того, что Вигго Мортенсен «безмерно наслаждался собой» по признаниям Билли Бойда.
«Братству кольца» — 20 лет! Вспоминаем первую часть культовой трилогии
Поклонники «Властелина колец» отмечают годовщину премьеры первой части кинотрилогии — «Братство кольца». Графика, уровень съёмок, актёрские работы и неожиданное прочтение Питером Джексоном эпопеи Толкиена до сих пор завораживают своей масштабностью. Вместе с тем режиссёр продумал каждую мелочь, вплоть до малозаметных деталей одежды и грима. Сегодня, когда фантастика всё больше напоминает перенесённую на огромный планшет компьютерную игру, подобные проекты вспоминаются с ностальгией и гордостью.
«Властелин колец» интересен не только визуально, но и музыкально. В записи официального саундтрека приняли участие именитый композитор Говард Шор, Лондонский филармонический оркестр, Новозеландский симфонический оркестр, Эния, Элизабет Фрейзер, Мэйбл Фэйлтолу, студенты Лондонской школы ораторского искусства и многие другие.
В некоторых мелодиях и песнопениях слышны параллели с церковной музыкой, особенно в эпизоде с побегом Гэндальфа (Иэн Маккеллен) из захваченного чёрной силой Изенгарда. Его спасают великие орлы Манвэ и уносят в Ривенделл. Вообще моменты с Гэндальфом в какой-то степени — отсылка к образу ангела. После трансформации и воскрешения в битве с Балрогом Гэндальф из неприметного странника превращается в белого мага.
Зритель наслаждается удивительным синхроном звука и картинки. Живописные места Шира сопровождаются весёлыми и жизнеутверждающими мелодиями. Вот сцена возвращения Гэндальфа в страну хоббитов. Вместе с Фродо (Элайджа Вуд) волшебник осматривает владения диковинного народа. Они видят солнце, освещающее бескрайние поля и приготовления к празднику — 111-летию знаменитого укротителя драконов Бильбо Бэггинса (Иэн Хольм). На душе тепло и спокойно от бескрайних просторов чудесной страны.
Напомню, что кольцо всевластья было выковано Сауроном много веков назад. В битве с людьми и эльфами властелин был повержен знатным человеком Исильдуром, который присвоил находку себе. Спустя время погиб и он — но от рук орков. Его тело падает в реку, а кольцо соскальзывает с пальца и тонет в тине. В режиссёрской версии фильма герой понимает, что сокровище потеряно. Исильдур отчаянно ищет его в воде, но получает роковую стрелу в спину.
Кольцо способно подчинить человека себе, сделать его зависимым. В случае Исильдура оно жестоко обманывает владельца, «сбегает» от него. В литературе столь колоссальное значение предмета именуется макгаффином — вещью, вокруг которой строится сюжет произведения. Толкиен, а затем кино- и мультипликационные режиссёры отображали страшный феномен кольца по-разному. Но Питеру Джексону, как мне кажется, мастерски удалось связать явление с социально значимым кейсом зависимости. Достаточно посмотреть на облик ещё одного владельца кольца, Голлума, чтобы понять, что речь здесь идёт о физическом воздействии, уродующем всё живое.
Трилогия Джексона — прекрасный пример игры с контрастами. Солнечные просторы Шира сменяются устрашающей картиной надвигающегося зла. Чёрные всадники на вороных конях разыскивают завладевшего кольцом хоббита по наводке Голлума (Энди Серкис). Всадники наводят страх на первого попавшегося им местного жителя и его собаку. В ужасе животное прячется за спину хозяина. К счастью, собеседник остаётся в живых — он указывает на горизонт, а незнакомцы понимают, что Бэггинса следует искать в центре поселения. Образы верных слуг Чёрного властелина показаны Джексоном стремительно надвигающейся и неистребимой силой. Перед ней на колени падают даже прославленные смельчаки.
Побороть всадников, хоть и ненадолго, удаётся только Арагорну (Вигго Мортенсен). Друг Гэндальфа и представитель угасшего королевского рода находит заблудившихся хоббитов в пивнушке Бри и спасает их от зорких глаз преследователей. Фродо насторожён — он ничего не знает об Арагорне, хотя тому удаётся убедить полуросликов, что им надо держаться вместе. Хоббит тревожится и за Гэндальфа — волшебник пообещал ему встретиться в Бри, но так и не явился. Дело в том, что маг искал поддержки у друга Сарумана из Изенгарда. Но седой старец предал Гэндальфа — коварное кольцо поработило некогда известнейшего мудреца. Он заточил визави в башне, откуда серый маг смог выбраться только с помощью орлов Манвэ.
Арагорн тем временем уводит Фродо, Сэма и увязавшихся за ними сородичей Мэрри и Пипина подальше от всадников. Процессия устраивает привал на заброшенной смотровой башне. Но хоббитов выдаёт огонь и дым от костра. Жарившие сосиски Мэрри и Пипин привлекли всадников и сорвали план побега.
Сцена борьбы Арагорна с всадниками Саурона по стилистике схожа с фильмами ужасов (не мудрено, ведь на заре своего режиссёрского пути Питер Джексон снимал именно такие картины). Узнаваемые по культовым «ужастикам» партии скрипок, словно гвозди по стеклу, звучат всё громче. Вступает хор, предупреждающий хоббитов о неминуемой гибели. И только выпрыгнувший из тёмного угла Арагорн спасет бедолаг от расправы. С тремя всадниками он вступает в хватку на мечах, остальных прогоняет при помощи ловкости.
Однако Ангмарский Король-колдун (Брент Макинтайр) успевает ранить Фродо, причём очень серьёзно.
Казалось бы, надежды мало, ведь вылечить хоббита можно лишь эльфийскими снадобьями. Неожиданно для всех на помощь Фродо приходит Арвен (Лив Тайлер). Дочь владыки Элронда (Хьюго Уивинг) и возлюбленная Арагорна разыскивала хоббитов два дня. Теперь на неё возложена ответственная миссия — спасти раненого хоббита от погони.
Сцена погони за Арвен и Фродо — одна из самых захватывающих в фильме. Ужасающие чёрные всадники перестали бояться света и устремились за эльфийкой и её конем. Из последних сил он доставляет хозяйку и хоббита к берегу реки, где Арвен читает древнее заклятие, дабы преградить врагам дорогу потоком воды. Стихия легко расправляется со слугами Саурона. Напряжение сцены достигается за счёт опять-таки мощного музыкального сопровождения. И снова вступает хор — как предвестник переломного момента. Арвен и её обессиленный конь окружены. Каким-то чудом им удаётся прорваться сковь чёрный заслон.
Перед уходом Арвен дарит Арагорну Свет Вечерней Звезды, амулет и символ верного сердца эльфийской девушки. Любовная линия и в первоисточнике, и в фильме прописана по канонам средневекового эпоса. Через подарок эльфийка признаётся в любви и отрекается от прежней жизни. Для Арвен очень важна тема самопожертвования. Позднее она откажется от вечной жизни и станет смертной, как и Арагорн.
Герои отправляются в экспедицию. Их первым испытанием становится схватка Гэндальфа с предателем Саруманом (Кристофер Ли). Последний обрушивает на соперника ледяные глыбы, срывающиеся с утёса. Маги уже по разные стороны баррикад. Саруман не способен поймать Гэндальфа и установить контроль над его разумом. Магу предлагают отправиться в шахты гномьего царства Морию, но поначалу он отвергает эту идею. Единственное, что может по-настоящему напугать серого волшебника — это спящее в глубине гор вселенское зло. Он понимает, что обрекает Фродо на верную гибель.
У входа в Морию путники видят таинственное озеро. В его водах скрывается морское чудовище, больше похожее на древнего кракена. Оно следит за незваными гостями и не спускает с них глаз даже тогда, когда они открывают двери эльфийским «паролем» и спускаются в шахту. Ах, если б Мэрри и Пипин не бросали камни в озеро, героям не пришлось бы вызволять Фродо из коварных щупалец.
Мория давным-давно разграблена, на лестницах лежат останки убитых троллей и слуг Балина, повелителя королевства («Это не шахта. Это склеп», шепчет Боромир). Племянник знатного гнома Гимли кричит и рыдает от отчаяния, чем гневит морского стража ворот.
И люди, и гномы, и эльфы не в состоянии бороться с силой кольца. Тяжёлое бремя доверяют неприметному хоббиту — Гэндальф изначально полагает, что артефакт не сможет подчинить Фродо себе настолько быстро, как это случилось с предыдущими хранителями. На проверку самой слабой перед могуществом кольца оказалась раса людей (от тщеславного убийцы Саурона Исильдура (Гарри Синклейр) до наместников Гондора). У Джексона прекрасно получается показать психологический слом некоторых членов Братства.
Самые страшные опасения волшебника подтвердились. Битва с пещерным троллем и шум мелких орков разбудили древнего демона, веками спавшего в недрах шахт. Гэндальф вступает с ним в схватку, но падает в пропасть. Оставшимся восьмерым ничего не остаётся, кроме как бежать от вооруженных стрелами орков.
Визит к владычице стал переломным в краткой истории Братства. Каждый из восьмерых понял для себя, насколько важна победа над злом. Боромир и Арагорн смогли найти общий язык. Впервые из уст товарища Арагорн услышал сентиментальные слова о народе Гондора, о предназначении. У Гимли, ранее относившегося к эльфам с презрением, зародилось тёплое чувство к этому народу. Часть толкиенистов полагает, что гном влюбился в Галадриэль, но его чувства были больше похожи на платонические, нежели плотские. Вообще тема плотской любви не развита ни у Толкиена, ни у Джексона, что, на мой взгляд, сильно влияет на восприятие истории, не отвлекает и не раздражает.
Отряд плывёт по реке Андуин, затем высаживается у Столпов Аргоната (в фильме есть совершенно потрясающий эпизод, где герои проплывают мимо грандиозных статуй древних королей). Высадившись на берег, путники разбредаются в поисках провизии и хвороста для костров. Один из них — Боромир — следует за Фродо. Хоббит погружён в свои мысли и меньше всего хочет говорить с кем-либо о судьбе кольца. Но Боромира уже не остановить. Сын наместника понимает, что кольцо необходимо использовать во благо народа людей — он мечтает о триумфе белого королевства Гондор. Все его попытки убедить Фродо в искренности своих намерений не приводят к результату. Фродо сбегает от Боромира. Он надел кольцо на палец и в миг стал невидимым.
Хоббит в растерянности. Теперь он не знает, что делать дальше, ведь так далеко от дома он не заходил ещё никогда. Задача уничтожить кольцо стала для него смыслом жизни. И только разговор с Арагорном убеждает его бежать от врагов без оглядки.
Участники Братства — это не просто эпические герои с чувством долга, а довольно-таки противоречивые и эмоционально близкие каждому зрителю фигуры. Причём лучше всего это проявляется во взаимоотношениях. Гимли и Леголас на первых порах относятся друг к другу скептически, так как их народы находятся в состоянии ссоры. Боромир с поначалу усмешкой обращается к Арагорну как к представителю угасшей династии. Сэм мечтает поскорее вернуться домой, поскольку перспектива далёкого путешествия его пугает. Собратья Мэрри и Пипин, наоборот, грезят о приключениях. Гэндальф погружён в тяжёлые раздумья о судьбе кольца. Фродо в замысле режиссёра предстаёт несколько отстранённым от других членов Братства. Но всех девятерых объединяет большой путь — судьба кольца ассоциируется у них с глубоко личными переживаниями и тревогами.
Самым, по моему мнению, недооценённым героем в команде является Боромир. Да, в эпизоде с Фродо он проявляет эгоизм, в его голосе звучат нотки высокомерия, однако эти качества просыпаются в нём под влиянием кольца. В театральной версии трилогии его мотивы не очень понятны, можно сказать, пафосно абстрактны. В последующих частях и в режиссёрской более расширенной по хронометражу ленте он предстаёт в облике славного героя, патриота и мыслящего человека.
Арагорн понимает, что Боромира не спасти. Поверженный воин Гондора признаётся в верности товарищу — теперь он знает, что именно ему суждено стать королём в будущем. Прощание с Боромиром — одна из самых запоминающихся сцен лично для меня. Арагорн, Гимли и Леголас, следуя давнему обычаю, укладывают мёртвое тело в лодку и толкают её по направлению к водопаду.
Меж тем Фродо решает уничтожить кольцо сам. Он берёт ещё одну оставленную на берегу реки лодку и плывёт по ней, не замечая догоняющего друга Сэма. Едва не утонув, садовник всё же забирается к Фродо и обещает помочь ему донести зловещее сокровище до Роковой горы.
Братство трагически распадается. Арагорн, Гимли и Леголас пускаются в погоню за Мэрри и Пипином, а Сэм и Фродо продолжают свой путь в Мордор. На долю полуросликов выпала великая миссия. Пройдя так много испытаний и два раза оказавшись на волоске от гибели, хранитель кольца вырос, избрал цель своей жизни и оставил позади все страхи.
На многих форумах толкиенистов я наталкивалась на мысль о том, что союз Фродо и Сэма очень похож на отношения Дон Кихота и Санчо Панса. В действительности же Сэм не настолько хитёр, как Панса, ведь последний не верил в мечтания Дон Кихота, но всё равно повёлся на его обещания.
У Сэма же всё строилось на искренности и преданности Фродо. Неожиданно для всех (в первую очередь, для себя самого) он пускается в рискованное путешествие. Забегая вперёд, скажу, что расстаться с главным героем ему не помешал даже коварный Голлум. Можно сказать, что Сэм сыграл одну и ключевых ролей в уничтожении кольца, являлся его самым надёжным хранителем (когда Фродо ужалила паучиха Шеллоб, хоббит успел схватить кольцо и позднее вызволить главного героя из лап орков).
Очень хорошо по этому поводу высказалась Екатерина Шульман в материале для издания «КоммерсантЪ».
«Современному зрителю, которому малопонятны феодальные отношения вассала и сюзерена, линия Фродо и Сэма представлена как отношения двух друзей. Но они не друзья, они господин и слуга. Когда современный человек пытается это понять, он ощущает уже не умиление, а скорее раздражение, потому что видит в этом ничем не объяснимое несправедливое неравенство. Тем не менее для патриархально-аристократической парадигмы это сюжет вполне знакомый. Он встречается и в фольклоре: слуга, верный до смерти, спасающий господина иногда против его воли. Соответствующая английская сказка называется „Верный Джон“, есть аналогичный сюжет и в сборнике братьев Гримм».
Кроме того, Екатерина очень правильно отметила самую яркую черту Фродо — человечность. Племянник Бильбо Бэггинса в кинокартине приобретает христологические качества, именно поэтому в нём нет злобы по отношению к Голлуму. Фродо не хочет убивать искалеченное магией кольца существо, он воспринимает его как попутчика и, по сути, добрую душу, заключённую в уродливое тело.
«Он — искупитель и в некоторой степени жертвенный агнец. Наиболее наглядно это выражено в мордорских сценах: он подвергается бичеванию, палачи дерутся из-за его одежды, Сэм видит его одетым в пурпур. Он повторяет путь на Голгофу: неся свой непосильный крест, скорбным путем поднимается к смерти».
Трилогия — наиболее удачный формат для «Властелина колец», хотя скептики и утверждали о затянутости некоторых сцен, сетовали на игнорирование постановщиками линий отдельных персонажей (к примеру, ни в одной из серий трилогии не упомянут Том Бомбадил и его супруга Золотинка — оба героя встречают Фродо и хоббитов в Старом лесу). Критики хватало и в российской прессе — поклонники Толкиена обрушили на Джексона упреки в небрежном прочтении.
«Поскольку зло в фильме крайне неконкретно и совершенно непонятно, что же такого реально нехорошего несут в мир силы Зла, против которых воюют силы Добра (предвыборную программку огласите, пожалуйста!), проблема обозначения „хороших“ и „плохих“ решается крайне просто — злых ребят делают омерзительными уродцами с кривыми гнилыми зубами, а добрых — кудрявыми и голубоглазыми. Пускай даже на последних легкий налет педерастичности, зато никто не ошибется. Ребенку же ясно, что квазимоды с кривыми зубами никак не могут быть носителями добра. А голубоглазые пареньки суть душевные ягодки. Жалко только, ноги не бреют», — писал Андрей Никонов в 2002 году.
Культовое фэнтези не сразу полюбилось российской публике. Популярности поспособствовало появление гоблинского или смешного перевода трилогии. Текстами, озвучкой и продакшеном занималась команда Дмитрия «Гоблина» Пучкова и блогера Евгения Овсянникова. В начале нулевых студией «Божья искра» были выпущены DVD-диски и VHS-кассеты с записью гоблинской версии фильма.
В качестве альтернативного текста были использованы интернет-мемы раннего Рунета, анекдоты, исторические отсылки, национальный юмор и параллели с политикой (в частности, королевство коневодов Рохан стало Рохляндией, где все жители говорят с ярко выраженным украинским акцентом, а страной управляет измученный алкоголизмом Борис — прямая аллегория на экс-президента России Бориса Ельцина).
Нижепоясной юмористический микс из исторических отсылок, разножанровой музыки и жаргонизмов превратили гоблинский перевод «Властелина колец» в наследие нулевых. Пучков проснулся знаменитым, а команда принялась за озвучку новых частей, где мытарства Фёдора Сумкина (он же Фродо) и Сени Ганджубаса (он же Сэм) происходят на фоне политических интриг и борьбы за власть. Здесь и великое зло в образе «Призрака коммунизма», и великая цитата «Гондурас — это республика!», и Rammstein в качестве музыкального сопровождения. Гоблинский перевод оказал большое влияние на развитие фэндома и культуры перевода в целом. Даже потерявшие свою актуальность гэги в 2021 году воспринимаются как забавный и в чём-то поучительный документ эпохи.
Феномену смешных переводов или так называемому «гоблинизму» посвящены целые научные статьи. Ознакомиться с ними можно по этой, этой и этой ссылочкам.