вл80с панель номер 1
123 Монтажные схемы панелей электровоза ВЛ80С
Для того чтобы найти и устранить возникшие неисправности в электрических схемах электровозов, локомотивным бригадам отпущено ограниченное время. Быстро выйти из трудных положений им позволяют не только хорошие знания конструкции локомотивов и особенности их работы, но и данные о монтажных схемах панелей в силовых и вспомогательных цепях. Сегодня редакция публикует описания панелей на электровозе ВЛ80С, подготовленные специалистами Северной дороги.
Пр1, Пр2 — 100 А, аккумуляторная батарея
ПрЗ, Пр4 — 100 А, зарядное устройство
Пр5 — 5 А, цепь на лампу освещения РЩ
Пр6 — 2 А, цепь ТН
Пр9, Пр10 — 10 А, провода сигнализации 401, 402
Пр11 — 25 А, цепь провода Н66 к вспомогательному компрессору
Пр12 — 25 А, провод 49 к сервомотору СМ
Пр7, Пр8 — 50 А, резерв
156, 154 —ТРТ-141 — тепловое реле двигателя
124 — МК-35 — контактор включения мотор-компрессора
143, 141 —ТРТ-141 —тепловое реле двигателя МВ1
127 — МК-35 — контактор включения МВ1
144, 142 —ТРТ-141 — тепловое реле двигателя МВ2
128 — МК-82 — контактор включения МВ2
147, 145 —ТРТ-141 — тепловое реле двигателя МВЗ
129 — МК-82 — контактор включения МВЗ
146, 148 —ТРТ-141 — тепловое реле двигателя МВ4
130 — МК-82 — контактор включения МВ4
137, 139 —ТРТ-151 —тепловое реле в цепях двигательных обмоток ФР
125 — МК-82 —цепь ФР
119 — МК-96 — электромагнитный контактор в цепи пусковой обмотки ФР
160 — МК-96 — контактор включения ТРПШ и ТН 159 — МК-69 — цепь обогрева кабины третьей печи 134 — МК-69 — цепи обогрева кабины второй печи 113 — реле перегрузки — защищает цепи РТ-255 вспомогательных машин от перегрузок
111 — ПВЦ-100 — переключатель вспомогательных цепей для подключения вспомогательных машин к внешнему источнику трехфазного напряжения 380 В
126 — разъединитель секций — цепи резервирования ФР
199 — цепь БУРТ блока измерений
120 — цепь обмоток ТРПШ и ТН
117 — цепь обогрева кабины
170 — ПК-2 — цепь первичной обмотки трансформатора 192, ЭКГ, компрессора, электроплитки
118 — цепь БУРТ и БИ
169 — ПК-45 — цепь вольтметра 98 ЦУ
121 — ПК-45 — цепь вольтметра 97
122 — ПК-45 — цепь счетчика 103
5 — цепь обмотки ТН
Лицевая сторона — Н503, Н108, Н106, Н481, Н036, Н110, Н502, Н103, Н100, Н475, 318, Н107, Н179, Н160, Н161, Н158, Н377, Н491, Н404, Н362, Н477, Н492, Н479, Н13, Н328, Н101, Н325, Э27, Н326, Н335, Н15, Н493, Н76, Н75, Н14, Н497, 361, Н343, Н342, Н16, Н481 и Н494.
Обратная сторона — Н467, Н469, Н403, Н010, Н495, Н439 и Н470.
112 — ТН-1 — трансформатор напряжения для питания сельсинов указателя позиций
155, 153 — ТРТ-121 — тепловое реле в цепи контактора 133 маслонасоса
133 — МК-64 — контактор включения маслонасоса
123 — реле контроля «земли» вспомогательных цепей
202 — РН-287 — промежуточное реле для отключения контакторов 206 и 208 при рассинхронизации валов ЭКГ
194 — МК-64 — контактор, обеспечивающий работу системы синхронизации ЭКГ
158 — селеновый выпрямитель 40ГЛ-24-Я в цепи реле 123
51 — резистор в цепи катушки реле 123
116 — цепь первичной обмотки трансформатора 112
138 — цепь резистора РЗ «Обогрев ГВ»
131 — цепь счетчика 103 198 — цепь нагревателя калорифера
Н495, Н168, Н485, Н010, Н5, Н28, Н504, Н6, Н483, Н37, Н38, Н31, Н25, НЗЗ, Н27, Н404, Н41, Н40 и Н20.
267 — РП-280 — промежуточное реле контроля зарядки ЭПК
268 — РП-280 — промежуточное реле контроля включенного состояния ЛК в режиме реостатного тормоза
269 — РП-280 — промежуточное реле противобоксовоч-ной защиты
270 — РП-280 — промежуточное реле в цепи ЛК, контролирующее положение «П» тормозной рукоятки КМЭ
207 — РП-280 — промежуточное реле в цепи ГВ, БРД, реле 264
264 — РП-280 — промежуточное реле перегрузки ТЭД
265, 266 — РП-280 — промежуточное реле в цепи контактора 208
204 — РЭВ-282 — реле времени, защиты ЭКГ от замедленного вращения
272 — РП-280 — промежуточное реле, контролирующее шестое положение ручки КМ
206 — МК-64 — контактор реверсирования СМ
208 — МК-66 — контактор, обеспечивающий включение СМ
393 — промежуточное реле в схеме АЛСН, контролирующее скорость свыше 10 км/ч
271 — РП-280 — промежуточное реле, отключающее ЛК при срабатывании ДДР и ДТЦ в случае нарушения целостности ТМ
185, 186 — селеновый выпрямитель 40ГД-69 в цепи реле 271 и ДДР, ДТЦ
Н92, Н55, 216, 233, 234, Н59, Э36, Н447, Н305, Ж, Н403, Н1, Н390, Н89, Н73, Н95, Н86, Н87, Н72, Э43, Н74, Н01, Н311, Н312, Н53, Н42 и Н49
Рейка зажимов № 2 (обратная сторона панели):
Н9, Н362, Н360, Н12, Н359, Н7, Н8, Н185, Н63, Н65, Н309, Н2, Н360, Э59, Н31, Н26, Н70, Н38 и НЗЗ
Рейка зажимов № 3 (обратная сторона панели)
Э41, Н25, 310, Э126, Н71, Н456, Н37, Н181, Н20 и Н51
R37, R38 — резисторы, ограничивающие уравнительные токи на неходовых позициях ГП
R41 — резистор в цепи электромагнита переменного тока ГВ
R29 — резистор в цепи низковольтной катушки реле 88 236 — промежуточное реле в цепи провода Э15 и отключающего электромагнита ГВ
78 — дроссель земляной защиты (ДВ-1)
88 — реле заземления РЗ-303, защищает силовые цепи электровоза от замыкания на «землю»
86 — выпрямительный мост в цепи катушки реле 88
77 — трансформатор земляной защиты ТЗ-1 380/220 В
115 — цепь земляной защиты
197 — ПК-45 — цепь розетки 100 на напряжение 220 В
114 — предохранитель обогрева санузла
136 — промежуточное реле обогрева санузла
259, 260 — промежуточное реле РП-282 контроля запуска ФР в цепи вспомогательных машин
430 — промежуточное реле РП-279 в цепи 124 контактора МК
247 — промежуточное реле РП-280 включения кнопки «Низкая температура масла»
431 — промежуточное реле РП-282 в цепи контактора 124 МК
449 — промежуточное реле РП-282 включения цепей сигнализации
450 — промежуточное реле в цепи включения реле 247, клапанов песочниц и реле 255
255 — промежуточное реле РП-279 освещения тележек
437 — промежуточное реле в цепи контакторов 206 и 194
РВ1 — реле времени РЭВ-597
РВ2 — реле времени РЭВ-295
РП — промежуточное реле РП-282
383, 384 — развязывающие диоды в цепи реле
248 248 — промежуточное реле РП-282 в цепи клапана токоприемника, включающей и удерживающей катушек ГВ
Рейки зажимов пульта управления
(отсчет реек от главного вала контроллера к лобовой стенке кабины):
600 — Н01, Н02, Н0З, Н04, Н05, Н08, Н09, НО10, Н011, Н012, Н013, (пусто), (пусто), (пусто), Н014, Н014, (пусто), Н0ЗЗ и Н035
601 — А1, А1, А7, А8, АЗЗ, А55, А56, Н1, Н1, Н2, Н65, Н88, Н302, Н306, Н367, Н400, Н414, Н414, Н415, (пусто)
603 — Э22, Э23, Э24, Э36, Э36, Э41, Э42, Э48, Э49, Э50, Э53, Э55, Э56, Э57, Э59, Э60, Э68, Э69, Э70 и Э71
605 — Э20, Э94, Э95, Э96, Э97, Э101, Э102, Э103, Э104, Э110, Э112, Э113, Э114, Э129, Э131, Э132, Э133, Э134, Э136, Н1Ю, Н315, Н316, Н317, Н318
606 — рейка с проводами, идущими в схему АЛСН
607 — Н60, Н102, Н160, Н161, Н168, Н172, Н173, Н178, Н182, Н184, Н191, Н192, Н193, Н311, Н421, Н422, Н423, Н424, Н453, Н461, Н462, Н463 и Н464
Рейки зажимов в ящике у дверей межсекционного перехода:
631 — Э1, Э2, ЭЗ, Э4, Э5, Э6, Э7, Э8, Э9, Э10, Э11, Э12, Э13, Э14, Э15, Э16, Э17, Э18, Э19, Э20, Э21, Э22, Э23 и Э24
632 — Э35, Э26, Э27, Э28, ЭЗО, Э331, Э332, ЭЗЗ, Э34, Э35, Э36, Э37, Э40, Э41, Э42, Э43, Э48, Э49, Э50, Э51, Э52, Э53, Э54 и Э55
633 — Э56, Э57, Э58, Э59, Э60, Э61, Э61, Э61, Э62, Э62, Э62, Э62, Э65, Э66, Э67, Э68, Э69, Э70, Э71, Э81, Э82, Э83 и Э84
634 — Э116, Э117, Э118, Э119, Э120, Э121, Э122, Э123, Э124, Э125, Э126, Э127, Э128, Э129, Э130, Э131, Э132, Э133, Э134, Э135, Э136, Э137, Э138 и Э139
635 — провода рации КВ
974 — 1-1, 1-2, 2-1, 2-2, 3, 4-1, 4-2, 5-1, 5-2, 6-1, 6-2, 7-1, 7-2, 8, 14, 15, 16, 17, 18, 19
982 — 15, 20, 21, 22, 23, 24, Э94, Э95, Э010, Э107, Э101, Э102, Э10З, Э111, Э104, Э105, Э106, Э110, Э112, Э113, Э114, Э115, Э96 и Э97
Е.Н. БЛИНОВ, заместитель начальнику службы локомотивного хозяйства Северной дороги,
С.Б. МОРОЗОВ, начальник депо Шарья Северной дороги,
С.В. КОЗЛОВ, машинист-инструктор депо Шарья,
Расположение электрических аппаратов на панелях и блоках электровоза ВЛ80С
Доля отказов электрического оборудования электровозов в общем количестве всех отказов достигает 65 %. Большая часть из них приходится на релейно-контакторную аппаратуру. Локомотивным бригадам довольно часто приходится на перегоне заниматься поиском и устранением неисправностей в схеме электровоза. Поэтому теоретических знаний конструкции аппаратов явно недостаточно. Необходимо знать точное местонахождение самих электрических аппаратов в кузовах электровоза. Тогда с минимальными затратами времени можно прозвонить цепи управления и отыскать места повреждений, а также собрать аварийные схемы и вывести поезд с перегона.
Однако в технической литературе по электровозам ВЛ80С расположение оборудования описано в обобщенном виде. Недостаток сведений о расположении аппаратов на монтажных панелях и блоках отрицательно сказывается на подготовке локомотивных бригад. Преподаватель Саратовской дорожной технической школы А.Ю. НИКОЛАЕВ подготовил подробное описание панелей и блоков локомотивов ВЛ80С, которое восполняет недостающие сведения.
Электровозы ВЛ80С выпускались с 1979 по 1995 гг. В данной статье приводятся схемы размещения аппаратов на панелях, соответствующие электрическим схемам, опубликованным в журнале «Локомотив» № 7 и 8 за 2005 г. Большинство локомотивов ВЛ80С, находящихся в эксплуатации, оснащены в соответствии с ними. Цветовая маркировка проводов, контактов, а также катушек аппаратов совпадает с указанными на схемах.
Все аппараты на рисунках изображены в обесточенном состоянии, без воздуха в пневматических приводах и в поездном положении разъединителей и переключателей. Реверсоры 63 и 64 занимают положения для движения секции «Вперед», тормозные переключатели 49 и 50 изображены в положении «Тяга». Стрелки в цепях управления указывают, в каком направлении протекает ток, т.е. какой провод является питающим по отношению к соседнему.
Аппаратура вспомогательных цепей и цепей управления смонтирована на гетинаксовых панелях, которые установлены вертикально в различных частях кузова. Все аппараты внутри панели соединены проводами и шинами. Подключение аппаратов панели во внешнюю цепь осуществляется через рейки зажимов, расположенные на самих панелях.
ПАНЕЛЬ № 1 (рис. 1)
Пр5 — плавкая вставка ВПБ-6-37 на 3,15 А. Расположена в цепи первичной обмотки трансформатора напряжения ТН;
гб — пусковой резистор ПРВН-640. Включается контактором 119 только на время пуска фазорасщепителя ФР;
R18 — токоограничивающий резистор CP-10. Установлен в цепи двух печей обогрева кабины;
R19, R20 — токоограничивающие резисторы CP-15, находятся в цепи трех печей обогрева кабины;
111 — переключатель вспомогательных цепей ПВЦ-100. В положении «Ножи вверх» подключает вспомогательные цепи к обмотке собственных нужд своей секции, в положении «Ножи вниз» — к розеткам 108 — 110 для питания от постороннего источника;
113 — реле токовой перегрузки вспомогательных цепей РТ 255. Срабатывает при токе во вспомогательных цепях свыше 3500 ± 175 А и воздействует на отключение главного выключателя ГВ;
117 — предохранитель ПР-2У4 на 25 А. Введен в цепи печей обогрева кабины;
118 — предохранитель ПР-2У4 на 6 А. Введен в цепи питания блоков БА, БИ и 60 системы управления реостатным торможением;
119 — электромагнитный контактор МК-93. Главным контактом подключает резистор гб на время пуска ФР;
120 — предохранитель ПР-2У4 на 35 А. Установлен в цепи питания первичных обмоток трансформаторов ТРПШ и ТН;
124 — электромагнитный контактор МК-85 мотор-компрессора МК;
125 — электромагнитный контактор МК-82 ФР;
126 — разъединитель секций PC-15. Переводит питание вспомогательных машин аварийной секции от ФР исправной секции;
127 — 130 электромагнитные контакторы МК-82 мотор вентиляторов МВ1 — МВ4;
134 — электромагнитный контактор МК-69 двух печей обогрева кабины;
137, 139 —тепловые реле ТРТ 151. Воздействуют на отключение контактора 125 при токовой перегрузке ФР. При токе 930 А срабатывают в течение 5. 20 с;
141, 143 — тепловые реле ТРТ 141. Воздействуют на отключение контактора 127 при токовой перегрузке МВ1, при токе 660 А срабатывают в течение 4. 15 с;
142, 144 — тепловые реле ТРТ 141. Воздействуют на отключение контактора 128 при токовой перегрузке МВ2, при токе 660 А срабатывают в течение 4. 15 с;
145, 147 —тепловые реле ТРТ 141. Воздействуют на отключение контактора 129 при токовой перегрузке МВЗ, при токе 660 А срабатывают в течение 4. 15 с;
146, 148 — тепловые реле ТРТ 141. Воздействуют на отключение контактора 130 при токовой перегрузке МВ4, при токе 660 А срабатывают в течение 4. 15 с;
154, 156 — тепловые реле ТРТ 141. Воздействуют на отключение контактора 124 при токовой перегрузке МК, при токе 660 А срабатывают в течение 4. 15 с;
159 — электромагнитный контактор МК-69. Введен в цепь трех печей обогрева кабины;
160 — электромагнитный контактор МК-69. Подключает первичные обмотки трансформаторов ТРПШ и ТН к обмотке собственных нужд;
169 — плавкая вставка ВПТБ-27 на 0,16 А. Находится в цепи вольтметра 98 «Напряжение цепей управления», расположенного на пульте помощника машиниста;
199 — предохранитель Пр2 на 6 А. Установлен в цепи питания блоков БА, БИ и 60 системы управления реостатным торможением;
Примечание. До локомотива № 697 на панели № 1 устанавливали также следующие предохранители:
121 на 0,16 А — цепь вольтметра 97 (перенесен на панель № 2);
122 на 0,5 А — цепь электросчетчика, в дальнейшем размещаемый внутри самого электросчетчика;
170 на 6 А — цепь первичной обмотки трансформатора 192 (перенесен на панель № 2).
С № 2174 на панели № 1 убран предохранитель Пр5 при замене распределительного щита РЩ-34 на щит ЩР-1.
С № 2652 изменена схема управления ФР и с панели № 1 убран контактор 119, вместо него установлены контакторы 101 и 102.
ПАНЕЛЬ № 2 (рис. 2)
г51 — токоограничивающий резистор ПЭВ-75-820. Установлен в цепи катушки реле контроля «земли» 123;
112 —трансформатор ТН-1 380/110 В. Служит для питания обмоток возбуждения сельсинов датчика СД и указателя позиций 116 — плавкая вставка ВПБ-6-37 на 3 А. Находится в цепи первичной обмотки трансформатора 112;
121 — плавкая вставка ВПБ-6-27 на 0,15 А. Введена в цепь вольтметра 97 «Напряжение контактной сети»;
123 — реле контроля «земли» PK3-306. При замыкании на корпус во вспомогательных цепях включается и своим контактом подает питание на сигнальную лампу «РКЗ»;
133 — электромагнитный контактор МК-63 маслонасоса МН;
138 — плавкая вставка ВПБ-6-37 на 3,15 А. Установлена в цепи нагревательного элемента ГВ;
153, 155 —тепловые релеТРТ-121. Воздействуют на отключение контактора 133 при токовой перегрузке МН, при токе 54 А срабатывают в течение 4. 15 с;
157 — блок диодов БД-007 для подключения катушки реле 123 к фазам С1 и С2. Находится на обратной стороне панели № 2;
170 — предохранитель ПР-2У4 на 6 А. Введен в цепь первичной обмотки трансформатора 192;
195 — электромагнитный контактор МК-69 нагревательного элемента 196 обогрева лобовых стекол;
198 — предохранитель Пр2 на 6 А. Установлен в цепи нагревательного элемента обогрева лобовых стекол 196;
439, 440 — панели диодов ПД-615, цепь свистка 371, который сигнализирует о срыве реостатного торможения или о срабатывании реле пожарной сигнализации 442;
441 — панель диодов ПД-615, введена в цепь лампы пожарной сигнализации «ПС»;
442 — промежуточное реле РП-277 пожарной сигнализации. При срабатывании датчика пожарной сигнализации реле отключается и включает свисток 371 и сигнальную лампу «ПС»;
444 — панель диодов ПД-615. Находится в цепи лампы суммирующей сигнализации «С1».
Примечание. До № 697 на панели аппаратов № 2 в цепи счетчика устанавливали предохранитель 131 на 0,5 А. В дальнейшем его размещали внутри самого электросчетчика. До № 1800 на панели № 2 были установлены реле 202 и контактор 194. В дальнейшем их перенесли на отдельную панель контактора и реле. С № 2174 на панели № 2 устанавливают реле пожарной сигнализации 442.
ПАНЕЛЬ АППАРАТОВ № 3 (рис. 3)
185 — панель диодов ПД-615. Введена в цепь катушки реле 271, находится на обратной стороне панели;
187 — панель диодов ПД-615. Установлена в цепи катушки реле 266, находится на обратной стороне панели;
188 — панель диодов ПД-615. Введена в цепь катушки вентиля пневматического устройства 261, находится на обратной стороне панели;
204 — реле времени РЭВ-292. Контролирует переключения ЭКГ с выдержкой на размыкание 2 — 3 с. При остановке ЭКГ между позициями (или замедленном переключении с позиции на позицию) реле срабатывает. При этом одним контактом размыкает цепь на катушку 4Удерж., другим — включает сигнальную лампу «ГП»;
206 — электромагнитный контактор МК-64. Включается при наборе позиции, отключается — при сбросе. Своими главными контактами готовит цепь на катушку контактора 208 по схеме набора или сброса, а блокировками осуществляет реверсирование вращения сервомотора СМ на набор или сброс позиций;
207 — промежуточное реле РП-280. Включается при нажатии выключателя «Включение ГВ и возврат реле». Своими контактами создает цепь включения дифференциальных реле 21, 22 в блоке БРД, предотвращает также звонковую работу ГВ;
208 — электромагнитный контактор МК-66. Своими контактами при включении осуществляет пуск, а при отключении — электродинамическое торможение серводвигателя ЭКГ;
Е6 — конденсатор МБГО-2-600-2. Снижает уровень коммутационных перенапряжений при размыкании цепи питания катушки 208;
264 — промежуточное реле РП-280. Контролирует состояние реле перегрузки. При срабатывании любого реле перегрузки РП1 — РП4 оно отключается, и одним контактом размыкает цепь на катушку 4Удерж. Другим контактом включает сигнальную лампу «РП»;
265 — промежуточное реле РП-282. Установлено в цепи управления контактором 208;
266 — промежуточное реле РП-282 (шаговое реле). Введено в цепи управления контактором 208;
267 — промежуточное реле РП-280. Контролирует состояние ЭПК. При его срыве реле включается и своими контактами от-ключает линейные контакторы, включает автоматическую подсыпку песка и устройство 261;
268 — промежуточное реле РП-280 цепей управления реостатным торможением. При срыве реостатного торможения включает пневматическое устройство 261, отключает электроблокировочный клапан BP и контакторы 46, 47;
269 — промежуточное реле РП-280 управления импульсной автоматической подсыпкой песка при боксовании колесных пар или юзе в режиме реостатного торможения;
270 — промежуточное реле РП-280. Обеспечивает заданный порядок переключения схемы из режима тяги в режим реостатного торможения;
271 — промежуточное реле РП-280. Контролирует состояние пневматического датчика № 418. При обрыве тормозной магистрали реле включается и одним контактом отключает линейные контакторы, другим — сигнальную лампу «ТМ»;
272 — промежуточное реле РП-280. Контролирует положение рукоятки крана машиниста № 395. При ее постановке в положение VI («Экстренное торможение») реле отключается, отключает линейные контакторы, включает непрерывную автоматическую подсыпку песка и пневматическое устройство 261;
393 — промежуточное реле скорости РП-280. Включается при скорости ниже 10 км/ч и предотвращает непрерывную автоматическую подсыпку песка;
390 — панель диодов ГЩ-615. Установлена в цепи пневматического устройства 261, находится на обратной стороне панели.
Расположение оборудования в кузове
Внутри кузова оборудование расположено в высоковольтной камере (ВВК) и коридорах и представлено на рис. 290.
Со стороны кабины машиниста в ВВК установлены: вспомогательный компрессор 3 для подъема токоприемника, расщепитель фаз 7, панель № 3 с электрической низковольтной аппаратурой 5, распределительный щит 6, панель № 4 с высоковольтной аппаратурой 24, балластный резистор 25 в цепи освещения, блок автоматов 26, блок силовых аппаратов 27, трансформатор 28 с дросселями 1 и 2 для питания
Рис, 290. Расположение оборудования в кузовенизковольтных цепей, блокировочный переключатель 29, трансформа-тор 30, подающий низкое напряжение на распределительный щит, рамка 23 со схемой распределительного щита.
В средней части ВВК (трансформаторное помещение) на резиновых конусных амортизаторах установлен блок тягового трансформатора 12, охладители которого, защищенные от механических повреждений сетками, находятся ниже пола кузова. Для защиты от проникновения в кузов пыли и снега по периметру трансформатора на уровне пола кузова установлено резиновое уплотнение. В этом же помещении в специальном каркасе установлены конденсаторы 34 цепи вспомогательных машин, датчик тока 33, панель № 2 с электрическими аппаратами 14, контакторы расширенной зоны торможения 35 и 36, добавочный резистор к вольтметру 37, предохранитель к вольтметру сети 38.
Со стороны масляного насоса тягового трансформатора, под трапом размещен трансформатор 39 питания нагревательных устройств. Над блоком тягового трансформатора закреплены разъединители выпрямительных установок 13.
В торцовой части ВВК расположены блок мотор-компрессора 40, блок силовых аппаратов 41, реле перегрузки 42 (только на первой секции), выпрямительная установка возбуждения 43, блок измерений 44, электропневматический контактор 45, панель защиты от юза 46, панель включения обогрева бака умывальника 48 (только на второй секции), панель № 1 с электрической аппаратурой 17, блок управления реостатным торможением 18 (только на первой секции), счетчик 19 электрической энергии. Над двигателем блока мотор-компрессора установлены два переключателя 15 и 16 для работы электровоза по системе многих единиц. Для той же цели за блоком силовых аппаратов 41 установлены блоки диодов 20 № 3, № 4, № 5 и панели аппаратов № 6 и №7.
Выключатель обогрева установлен на стенке ВВК против блока радиостанции (обогрев предусмотрен при понижении окружающей температуры вне электровоза ниже минус 25 °С).
В коридоре кузова второй секции установлен санитарный узел 47 с подогревом воды, температура которой поддерживается около 35 °С.
На обеих секциях в коридорах установлены светильники с защитными стеклами, розетки для включения переносной лампы, по два огнетушителя ОУ-5, заземляющие и отключающие штанги.
Высоковольтная камера ограждена задвижными сетчатыми щитами и дверьми, позволяющими наблюдать за оборудованием внутри ВВК, не входя в нее. Щиты и двери ВВК заблокированы таким образом, что доступ в ВВК при поднятом токоприемнике исключен.
Расположение электрических аппаратов на панелях и блоках электровоза вл80с
Локомотивным бригадам довольно часто приходится на перегоне заниматься поиском и устранением неисправностей в схеме электровоза. Поэтому теоретических знаний конструкции аппаратов явно недостаточно. Необходимо знать точное местонахождение самих электрических аппаратов в кузовах электровоза. Тогда с минимальными затратами времени можно прозвонить цепи управления и отыскать места повреждений, а также собрать аварийные схемы и вывести поезд с перегона.
Электровозы ВЛ80С выпускались с 1979 по 1995 гг. В данной статье приводятся схемы размещения аппаратов на панелях, соответствующие электрическим схемам, опубликованным в журнале «Локомотив» № 7 и 8 за 2005 г. Большинство локомотивов ВЛ80С, находящихся в эксплуатации, оснащены в соответствии с ними. Цветовая маркировка проводов, контактов, а также катушек аппаратов совпадает с указанными на схемах.
Все аппараты на рисунках изображены в обесточенном состоянии, без воздуха в пневматических приводах и в поездном положении разъединителей и переключателей. Реверсоры 63 и 64 занимают положения для движения секции «Вперед», тормозные переключатели 49 и 50 изображены в положении «Тяга». Стрелки в цепях управления указывают, в каком направлении протекает ток, т.е. какой провод является питающим по отношению к соседнему.
Аппаратура вспомогательных цепей и цепей управления смонтирована на гетинаксовых панелях, которые установлены вертикально в различных частях кузова. Все аппараты внутри панели соединены проводами и шинами. Подключение аппаратов панели во внешнюю цепь осуществляется через рейки зажимов, расположенные на самих панелях.
Рис. 33 Аппаратура вспомогательных цепей электровоза ВЛ80С
Пр5 — плавкая вставка ВПБ-6-37 на 3,15А. Расположена в цепи первичной обмотки трансформатора напряжения ТН;
r6 — пусковой резистор ПРВН-640. Включается контактором 119 только на время пуска фазорасщепителя ФР;
R18 — токоограничивающий резистор СР-10. Установлен в цепи двух печей обогрева кабины;
R19, R20—токоограничивающие резисторы СР-15, находятся в цепи трех печей обогрева кабины;
111 — переключатель вспомогательных цепей ПВЦ-100. В положении «Ножи вверх» подключает вспомогательные цепи к обмотке собственных нужд своей секции, в положении «Ножи вниз» — к розеткам 108 — 110 для питания от постороннего источника;
113 — реле токовой перегрузки вспомогательных цепей РТ 255. Срабатывает при токе во вспомогательных цепях свыше 3500 ± 175А и воздействует на отключение главного выключателя ГВ;
— предохранитель ПР-2У4 на 25 А. Введен в цепи печей обогрева кабины;
— предохранитель ПР-2У4 на 6 А. Введен в цепи питания блоков БА, БИ и 60 системы управления реостатным торможением;
— электромагнитный контактор МК-93. Главным контактом подключает резистор r6 на время пуска ФР;
— предохранитель ПР-2У4 на 35 А. Установлен в цепи питания первичных обмоток трансформаторов ТРПШ и ТН;
124 — электромагнитный контактор МК-85 мотор-компрессора МК;
— электромагнитный контактор МК-82 ФР;
— разъединитель секций PC-15. Переводит питание вспомогательных машин аварийной секции от ФР исправной секции;
127—130 электромагнитные контакторы МК-82 мотор вентиляторов МВ1 — МВ4;
134 — электромагнитный контактор МК-69 двух печей обогрева кабины;
159 — электромагнитный контактор МК-69. Введен в цепь трех печей обогрева кабины;
160 — электромагнитный контактор МК-69. Подключает первичные обмотки трансформаторов ТРПШ и ТН к обмотке собственных нужд;
169 — плавкая вставка ВПТБ-27 на 0,16А. Находится в цепи вольтметра 98 «Напряжение цепей управления», расположенного на пульте помощника машиниста;
199 — предохранитель Пр2 на 6А. Установлен в цепи питания блоков БА, БИ и 60 системы управления реостатным торможением;
Примечание. До локомотива № 697 на панели № 1 устанавливали также следующие предохранители:
121 на 0,16А — цепь вольтметра 97 (перенесен на панель № 2);
122 на 0,5А — цепь электросчетчика, в дальнейшем размещаемый внутри самого электросчетчика;
170 на 6А — цепь первичной обмотки трансформатора 192 (перенесен на панель № 2).
С № 2174 на панели № 1 убран предохранитель Пр5 при замене распределительного щита РЩ-34 на щит ЩР-1.
С № 2652 изменена схема управления ФР и с панели № 1 убран контактор 119, вместо него установлены контакторы 101 и 102.
Клеммная рейка панели №1: Н503, Н108, Н106, Н481, Н036, Н110, Н502, Н103, Н100, Н475, 318, Н107, Н179, Н160, Н161, Н158, Н377, Н491, Н404, Н362, Н477. Н492, Н479, Н13, 328, Н101, 325, Э27, 326, 335, Н15, Н493, Н76, Н75, Н14, Н497, 361, Н343, Н342, Н16, Н481, Н494.
Клеммная рейка с обратной стороны панели №1: Н467, Н469, Н403, Н010, Н495, Н439, Н470.