вконтакте что это такое и зачем он нужен
Нужен ли вам «ВКонтакте»?
Будет ли трудно прожить без его сервисов? Отвечают журналисты, пиарщики, меломаны, медиаменеджеры и режиссер
COLTA.RU продолжает рубрику «Ответная реакция»: уважаемые нами люди отвечают на вопрос, бурно обсуждавшийся в последнее время. На этой неделе интернет взволновала новость о возможном уходе Павла Дурова с поста генерального директора социальной сети «ВКонтакте». Как сообщалось, с Дуровым из соцсети уходит большая часть команды, что может повлиять на дальнейшую судьбу популярного сайта. Впоследствии Павел Дуров опроверг новость о своем уходе, однако вопрос «Есть ли жизнь без “ВКонтакте” и чего вам будет жаль, если его не станет?» остался.
Юрий Сапрыкин
главный редактор «Афиши-Воздуха»
Самое важное для меня в «ВК» — это музыкальные паблики, гениальное изобретение, позволяющее в ежедневном режиме получать музыку, которая гарантированно тебе интересна и, как правило, незнакома. Для меня «ВК» — это прежде всего инструмент даже не столько слушания, сколько узнавания музыки, можно сказать, в полуавтоматическом режиме; если музыку оттуда снесут, расставаться с этой привычкой будет неприятно, адекватной замены ей я не вижу, и если за эту услугу придется платить какие-то разумные деньги — что ж, я готов. Еще в «ВК» удобный сервис личных сообщений, знакомых у меня там немного, ну и хорошо — есть возможность точечно общаться (и, опять же, обмениваться музыкой) с несколькими дорогими людьми. Других настолько же незаменимых вещей я там не нашел.
Николай В. Кононов
главный редактор Hopes & Fears
Нужен, чтобы когда-нибудь (нескоро) написать вторую часть «Кода Дурова». С главным героем произойдет еще много всего увлекательного.
Олег Кашин
Нужен, конечно. Я не знаю более обширной и более доступной коллекции старых классических фильмов, перешедших в общественное достояние, как отечественных, так и зарубежных. У себя «ВКонтакте» я собираю собственную коллекцию фильмов нуар, которые я вряд ли бы где-нибудь смог просто физически посмотреть. То же самое касается музыкальных произведений. Кроме того, завораживают страницы с миллионами подписчиков — их интересно читать как полноценное радикальное СМИ, и потерю того же МДК я восприму так же, как если бы вдруг закрылась любимая газета.
Василий Гатов
журналист, владелец ИД «625»
Ответ простой и быстрый — иногда нужен, чаще всего для коммуникации со студентами и некоторыми из менеджмента «ВКонтакте», для меня лично более доступными там, а не в ФБ.
Александр Кондуков
главный редактор русского Rolling Stone
Лично мне не нужен, потому что у меня есть Deezer и я все еще качаю музыку и даже время от времени покупаю диски (не только винил в подарок). К тому же на компьютере кино я не смотрю. Зато у нашего журнала там большая группа, интересы которой приходится учитывать. Так что поскольку я в основном действую в интернете в интересах журнала, то мне необходим аккаунт «ВКонтакте». Фейсбук, кстати, не менее отвратителен.
Филипп Миронов
Я не веду аккаунт «ВКонтакте», хотя завел, когда был пиар-директором «Солянки», чтобы заниматься там нашей группой. Впоследствии выяснилось, что для продвижения тех баров и заведений, которыми я занимался («Арт-Академия», бар «Клава», бар и магазин Oldich), «ВК» мне не нужен. Разумеется, я смотрел там фильмы и воровал музыку. Хотя где-то полгода назад примерно 50% фильмов и звуков я начал честно покупать, но в «ВК» по-прежнему много всего, чего нет в легальных магазинах. К тому же в «ВК» заседают всякие торговцы-челноки, которые продают различные шмотки дешевле, чем в официальных магазинах. Ну и вообще, как-то следить за жизнью более молодой, другой идейно и потребительски, я предпочитаю на vk.com.
Виталий Лейбин
главный редактор журнала «Русский репортер»
В этой сети есть странички моих детей, там само, то есть благодаря нашим прекрасным читателям, появилось большое сообщество «Русского репортера», там можно найти почти любую музыку.
Полина Гончар
На данный момент основная часть аудитории TrendsBrands.ru пользуется Facebook, но мы стараемся также развивать нашу страницу «ВКонтакте». Количество подписчиков Trends Brands на обоих ресурсах довольно большое, но фидбек от них разный. Пользователи Facebook намного активнее включаются в обсуждения постов, тогда как «ВКонтакте» люди активно ставят «лайки» под красивыми картинками. Видимо, нужно выбирать для этих площадок разные языки общения. Пользователи Facebook — это чаще всего жители Москвы и Санкт-Петербурга, а «ВКонтакте» общается вся Россия. Если учесть, что мы доставляем заказы по всей стране, потенциал второй социальной сети для нас намного выше: нам очень интересно экспериментировать на этой площадке. Поэтому с уверенностью можем сказать, что «ВКонтакте» нужен!
Вася Быков
главный редактор Royal Cheese
Сергей Лобан
Закрытие «ВК» — это будет ужасно. Это как исламисты в Сирии, которые запретили музыку, абсолютно равносильная новость. Для меня это основной источник музыкального контента, совершенно новый, очень правильный с точки зрения эволюции медиа, достаточно удобный. Это моя аудиотека, все, что я люблю. Если «ВКонтакте» перестанет существовать, миллионы умрут от голода. Ведь все давно уже перестали делать запасы на жестких дисках.
А мальчики и девочки поколения «ВКонтакте» — они же просто моментально завянут, как цветы, потому что это все, что у них есть. Они неспособны и не обязаны общаться в реальном мире, смотреть там телевизор и прочее. Слава богу, никто никогда не закроет «ВКонтакте» и даже не посмеет что-либо в нем изменить, потому что он стоит десятки миллиардов долларов и это национальное достояние, наша гордость. Это как закрыть почему-то «Газпром», таких глупостей не бывает.
Борис Барабанов
музыкальный обозреватель ИД «Коммерсантъ»
Я слушаю там музыку и смотрю фильмы и сериалы. Не то чтобы был нужен именно он, но в принципе такой сервис существенно облегчает жизнь.
Катерина Чечулина
Вопрос кажется мне не совсем корректным. Во-первых, «ВКонтакте» не закрывается, во-вторых, «ВК» дорог прежде всего людям — он нужен им, чтобы общаться, иметь привычную онлайн-среду для самопрезентации. Музыкантам, например, — для связи с поклонниками и распространения своего контента. У «Планеты» же есть весь функционал соцсети, и профили, и блоги, и сообщества.
Андрей Черкасов
шеф-редактор коммуникационного агентства Yeti
Нужен. Преимущественно для работы: с одной стороны, я постоянно захожу туда, чтобы следить за активностью в группах, которые ведем мы, агентство Yeti; с другой стороны, я подписан на множество групп, на которые лично для себя я бы никогда не подписался (от MDK и Института благородных девиц до Style and Decor и женского журнала «Шпильки»), но собранная из них лента позволяет определить «среднюю температуру по “ВКонтакте”», что мне необходимо. Есть и личные радости — группы, которые есть только «ВКонтакте»: fern and moss, «Европа перед дождем», «Пособие по мраморной эротике» и некоторые другие. И последнее, зачем вообще нужен «ВКонтакте», что как-то оправдывает эту социальную сеть перед вечностью, — это страница писателя Александра Ильянена.
Александр Тихонов
начальник отдела по связям с общественностью и СМИ Московского музея современного искусства
Без «ВКонтакте» мы никуда. Именно здесь мы общаемся с нашими молодыми посетителями — прогрессивной молодежью, начинающими художниками. Кроме того, в «ВК» существует ряд очень хороших сообществ: от любителей искусства и до настоящих save the date, благодаря которым можно увидеть насыщенную картину московских культурных событий. Для нас «ВКонтакте» — это еще и общение с регионами, с теми, кто следит за арт-событиями, и теми, кто просто любит и готов изучать новое. Мы любим, когда пользователи комментируют фотографии, задают свои вопросы и активно отвечают на наши. Этот способ коммуникации помогает нам быть лучше. В этом году ММОМА исполняется 15 лет, и как раз через «ВКонтакте» мы объявим несколько конкурсов, чьи финалисты попадут на очень интересное событие, о котором мы пока не можем сказать.
Подготовили Юлия Рыженко, Тамара Великоднева
Мнение: Почему VK больше никому не нужен
В разгар рабочего вторника я зашел VK, чтобы проверить входящие. Каким-то образом оказался на главной странице и удивился: в онлайне всего 1 человек из 150! Не помню, было ли такое хоть раз. Наверное, разве что в темное время суток. Но это не точно. Может, не обращал внимания или в памяти зафиксировалось то, что VK никогда не спит — прямо как ICQ в лучшие времена. Ежегодно руководство отчитывается, что аудитория соцсети растет, новые сервисы пользуются спросом. Но есть стойкое ощущение, что это не совсем так.
Соцсеть по-прежнему популярна, но пользоваться ей уже не особо хотят
Мода на мессенджеры
Не так давно VK переименовал вкладку «Сообщения» в «Мессенджер». Что изменилось? Ничего, разве что по привычке ищешь «Сообщения». А если серьезно, то соцсеть теряет популярность на фоне Telegram и WhatsApp. Теперь мы чаще спрашиваем человека, есть ли он в одном из этих мессенджеров, ведь написать там гораздо проще и удобнее, чем искать VK и добавлять в друзья. к этому стоит добавить и то, что мода циклична: если раньше все стремились показать себя, то сейчас придерживаются правила «смотреть, но не показывать».
VK стал очень тяжелым
Либо я слишком стар, либо Клипы на самом деле очень странная задумка
В один момент разработчики настолько увлеклись внедрением новых сервисов, что до сих пор не смогли остановиться. Туда добавили абсолютно всё: новости, спорт, такси, еду, покупки… даже аналог TikTok. Я не пользуюсь TikTok, но «Клипы» — это полнейший мрак, в который никто из моих знакомых не заходит. Разработчики настолько перегрузили приложение в надежде на то, что смогут дать пользователям всё, что нужно, не отходя от кассы, что вызвали у них отвращение и банальное раздражение огромным количеством сервисов.
Кризис идей разработчиков VK
В 2021 году сложно придумать что-то новое — проще использовать то, что уже пользуется спросом
В соцсети не появляется практически никаких собственных нововведений, кроме, наверное, расшифровки голосовых сообщений — иногда слушать их действительно не очень удобно и проще прочитать. Если во времена Павла Дурова VK постоянно менялся, то сейчас всё делается под копирку: внедрили всё «лучшее» из других приложений, например, сториз. Правда, не учли то, что они никому не нужны, а смотреть их считается моветоном. Пользуетесь VK? Поделитесь с нами, почему соцсеть уже не та в нашем чате в Telegram.
Поколение VK выросло
Расцвет VK пришелся на конец нулевых — начало десятых. Смартфонов практически не было, а пользоваться через мобильную версию даже по меркам 2010 года было абсолютно неудобно. Но это не мешало молодым людям пользоваться соцсетью с компьютера — заводили новых друзей, общались, пропадали, удалялись. Сейчас первопроходцам около 30 и им не до общения — они выбирают привычные мессенджеры для того, чтобы оставаться на связи.
Как VK превращается в Одноклассники
Раньше все шутили про Одноклассники: что там сидят только люди старшего возраста, выкладывают непонятные фотографии и ведут странные разговоры. В общем, социальная сеть явно для людей среднего возраста и выше. Кажется, дошутились.
Кажется, два сервиса скоро объединятся в один
Чуть выше я написал о том, что аудитория VK повзрослела и ушла, но часть все равно осталась. И те, кто остался, активно ею пользуются: выкладывают фотографии с детьми, с семьей, пишут странные мотивационные посты о себе и о жизни, пытаясь общаться с подписчиками. При всем моем уважении к этим незнакомцам, но выглядит это, будто листаешь ленту в Одноклассниках. Не верите? Зайдите во вкладку «Рекомендации» — там очень много странных незнакомых людей, с которыми вы, якобы, через кого-то должны быть знакомы.
Почему у VK много рекламы
В принципе, это относится к любому приложению
Понятно, что сервис должен зарабатывать, но осадочек всё равно есть — в социальной сети стало очень много рекламы. Она буквально везде: в ленте, в видео, даже в музыке. Из дружелюбного товарища VK превратился в очень токсичного алчного знакомого, желающего тебе что-нибудь продать или прорекламировать, которого ты стараешься избегать. Хуже этой назойливой рекламы только орущая реклама букмекерских контор на YouTube. Или, например, Instagram, с рекламой всего. К сожалению, участь не обошла и VK.
VK просто нечего делать
Почти все друзья используют Telegram, а мы по привычке чатимся VK
Зачем мы заходим в Instagram? Чтобы посмотреть фото друзей и сториз. Зачем заходим в WhatsApp? Чтобы написать кому-то. Зачем заходим VK? Сложно сказать. Наверное, по привычке. Заходим, проверяем, кто в сети, листаем список диалогов вверх-вниз. К слову, в нашем Яндекс.Дзен мы регулярно делаем подборки необычных приложений, с которыми не потратите время впустую. За столько лет руки сами по привычке нажимают на иконку этого приложения. Для всех своих задач мы давно выбрали разные социальные сети и приложения, а VK остался как виртуальный памятник прекрасным беззаботным временам.
Нужно ли отказываться от VK
Мне сложно объяснить, зачем я каждый день захожу VK
Сложно сказать. Возможно, я просто не знаю матчасти и чего-то не понимаю, не замечаю активности, а VK на самом деле еще очень популярен. Еще 3 года назад мне было сложно от него отказаться. Я пытался удалить страницу, но восстанавливал, потому что соцсеть была для меня источником новой музыки и местом общения с друзьями, однокурсниками. Сейчас все разбежались по другим мессенджерам или вовсе отказались от социальных сетей из-за собственных взглядов или образа жизни. К сожалению, VK просто стал заложником своего времени как и другие проекты, например, FourSquare. Просто нужно смириться с тем, что время социальных сетей потихоньку уходит.
Новости, статьи и анонсы публикаций
Свободное общение и обсуждение материалов
Для многих Ватсап является основным средством общения, которое их полностью устраивает. Несмотря на кое-какие технические недоработки, этот мессенджер довольно удобен, интуитивно понятен и, что самое главное, чрезвычайно популярен. В Ватсапе есть все. Даже те, кто в принципе довольно посредственно разбирается в смартфонах, наверняка там зарегистрирован. Однако широкое распространение мессенджера имеет и обратную сторону. Ведь именно из-за этого им интересуются не только рядовые пользователи, но и спамеры, которые сводят с ума своими рассылками ну практически всех.
«…что VK не когда не спит…»
Фу таким неграмотным быть. Исправьте, пожалуйста! Понимаю, когда опечатка или человек на тракторе водителем в колхозе работает и ему недосуг вся эта грамматика и пунктуация. Но вы то работаете не на тракторе, а в какой-то мере в журналистике. Текст — это лицо автора, не надо его портить…
Еще в VK товарищ майор шарит чуть ли не у тебя в трусах, стряпая уголовные дела. Это тоже не добавляет VK популярности почему-то
? %, держу вк, только из-за одной, двух групп для сбора по тренировкам, жду не дождусь, когда уже переедем в телегу…
«На 80 процентов политическое решение»: контроль над VK переходит от Усманова к Ковальчуку
Сегодня стало известно, что Алишер Усманов уступает семье Ковальчуков 45% АО «МФ Технологии», которое владеет 4,8% экономической и 57,5% голосующей доли акций одного из крупнейших интернет-холдингов VK (бывшая Mail.ru Group). Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают сделку в 6 млрд рублей, но указывают на то, что новый управляющий холдинга испытывает к нему политический, а не экономический интерес. Цена на долговые расписки VK после годового падения наконец-то воспрянула духом, мгновенно показав 7-процентный рост. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Холдинг USM Алишера Усманова (справа) продал пакет своих акций VK группе «СОГАЗ» Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»
Ковальчуки — новые владельцы экосистемы VK
Сегодня холдинг USM Алишера Усманова объявил о выходе из капитала АО «МФ Технологии», которое владеет 4,8% экономической и 57,5% голосующей доли акций VK (бывшая Mail.ru Group, в состав которой входят соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники»). Покупатель — дочерняя страховая компания «Газпрома» «СОГАЗ». Сумма сделки не называется. В сообщении на сайте страховой компании говорится, что совет директоров АО «СОГАЗ» одобрил 45-процентное участие в капитале АО «МФ Технологии». Это АО — совместное предприятие «МегаФона», Газпромбанка, «Ростеха» и USM Holdings, было создано в 2018 году с целью реализации проектов в сфере цифровой экономики.
32,3% СК «СОГАЗ» принадлежит Юрию Ковальчуку и его семье. Председатель совета директоров СОГАЗа Алексей Миллер заявил журналистам, что компания рассматривает участие в капитале АО «МФ Технологии» «как перспективную стратегическую инвестицию». «Сделка осуществляется на рыночных условиях. Мы видим большой потенциал развития VK. Отмечу, что в результате сделки между акционерами „МФ Технологий“ не возникает одного контролирующего юридического лица, все действия нового акционера будут осуществляться на сугубо рыночных принципах», — цитирует Миллера «Интерфакс».
32,3% СК «СОГАЗ» принадлежит Юрию Ковальчуку и его семье Фото: © Сергей Гунеев, РИА «Новости»
В пресс-релизе USM цитирует самого Усманова, который утверждает, что выходит из капитала компании, «оставляя ее на пике показателей как по количеству аудитории, так и по финансовым метрикам, что вселяет уверенность в ее будущем».
За последние месяцы это уже вторая крупная сделка с капиталом «МФ Технологий» — в ноябре этого года Сбербанк сообщил, что продаст Газпромбанку долю в 36% за 12,8 млрд рублей. Таким образом, под контролем Ковальчуков находится уже 81% «МФ Технологий» и абсолютное большинство голосующих акций VK. Отметим, помимо ряда других активов, предприниматель контролирует «Национальную Медиа Группу», которая включает в себя «Рен-ТВ», Первый канал, Пятый канал, «Известия» и другие медиа.
Главный актив VK — социальная сеть «ВКонтакте», запущенная в 2006 году Павлом Дуровым Фото: © Thiago Prudencio/Keystone Press Agency/www.globallookpress.com
Ребрендинг и реакция рынка
Перемены в Mail.ru Group начались в октябре этого года — компания объявила о ребрендинге: отныне она будет называться VK Group. Смена лейбла касалась всех сервисов для объединения их в сознании пользователей под одной группой. Аналитики тогда оценивали ребрендинг как логичное продолжение представленной в 2020-м стратегии развития экосистемы компании, центральное положение которой заняла соцсеть «ВКонтакте».
В VK Group заявили, что все новые продукты компании будут сразу создаваться под брендом VK. В случае приобретения новых проектов решение о переименовании будет принимать бренд-команда на основе аналитики и исследований. «Изменения потребуют времени, ребрендинг проектов будет происходить постепенно. Например, сервис объявлений „Юла“ переименуется в „VK Объявления“ уже в 2022 году. Он будет представлен как в виде отдельного приложения и сайта, так и в виде раздела внутри во „ВКонтакте“. Это позволит расширить аудиторию „Юлы“, а также полноценно интегрировать социальную коммерцию в продукт», — отметили в компании.
Главный актив VK — социальная сеть «ВКонтакте», запущенная в 2006 году Павлом Дуровым. К 2011-му 39,99% «ВКонтакте» владела Mail.ru Group, а к концу 2014 года компания стала единственным владельцем соцсети. В марте 2021-го ежемесячная российская аудитория соцсети составила 73 млн (97 млн во всех странах). По данным SimilarWeb от 1 января 2021 года, сайт «ВКонтакте» занимал 15-е место по популярности в мире.
В экосистему входит две социальные сети «Одноклассники» и «Мой мир», а также платежный сервис VK Pay, почтовый сервис, портал Mail.ru, несколько мессенджеров, сервис частных объявлений «Юла», подписка VK Combo, сервисы для заказа еды и продуктов Delivery Club и «Самокат», платформа VK Mini Apps, сервис заказа такси «Ситимобил», голосовой помощник «Маруся», образовательные порталы GeekBrains и Skillbox и ряд других активов.
Исходя из отчетности VK, за первые 9 месяцев 2021-го совокупная сегментная выручка компании выросла на 21% год к году и составила 88,6 млрд рублей, чистая прибыль от консолидированных дочерних компаний снизилась на 2% год к году и составила 8 млрд рублей.
После объявления о сделке цена депозитарных расписок Mail.ru взлетела на 7% до 1 370 рублей. Для владельцев бумаг компании давно не было хороших новостей — с августа 2020 года их цена планомерно падала и в итоге с 2 299 рублей снизилась до 1 206 рублей за штуку.
«В условиях если динамика политических процессов будет повышаться, то желательно, чтобы этот ресурс, как и все остальные, контролировал более доверенный и приближенный к Владимиру Путину человек. Поэтому контроль было решено передать Ковальчуку» Фото: © Str/ZUMAPRESS.com/www.globallookpress.com
«Усманов последовательно инвестировал в подобные проекты, а сейчас выходит — удивительно»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили сделку по продаже голосующих акций VK и ее последствия.
Леонид Делицын — ведущий аналитик ГК «Финам»:
— Речь идет о довольно необычном для нас пакете. На Западе частая ситуация, когда основатели компании оставляют за собой 1 процент экономической доли и 99 процентов голосов. Я утрирую немного, но, как правило, у них основатели владеют акциями так называемого класса «Б», когда на одну акцию приходится 10 или 20 голосов акционерного собрания. Это позволяет им, владея небольшой долей акций, полностью контролировать компанию. В данном случае речь идет о подобном пакете, потому что на него приходится 4,8 процента акций — это пакет акций в компании, которым владеют «МФ Технологии», но 57 процентов голосов акционерного собрания.
USM владел небольшой долей, но полностью контролировал компанию. Теперь возможен вариант, при котором USM будет владеть уже 2,4 процента и все равно станет контролировать эту компанию. Мы поделим эти 57 процентов голосов акционерного собрания пополам, получим 28,5 процента, то есть компания все равно остается крупнейшим акционером, уже почти ничем не владея, совсем маленьким пакетом. Но фондовый рынок тем не менее обрадовался, сегодня акции VK выросли. Может, это связано с тем, что появился крупный стратегический покупатель, то есть кому-то эти акции оказались нужны, кто-то выступил в роли покупателя.
Эта ситуация, когда один акционер, владея небольшой долей акций, контролирует совет директоров, нам непривычна. Обычно это делается для того, чтобы основатель мог сохранить контроль над компанией, когда ее хотят видеть на фондовом рынке, а основатель не хочет ее продавать. Ему говорят: «А мы тебе предлагаем замечательный вариант: ты продашь некоторое количество акций, деньги получишь, а распоряжаться компанией будешь, как и раньше, рынок на это согласен». У нас рынок, судя по поведению акций Mail.ru в последние полгода, очень скептичен к подобным раскладам, потому что рынок не знает планов акционера, контролирующего акционерное собрание. Этот акционер даже не является крупным (в смысле долей акций), но при этом он влияет сильнее всех на курс компании. В данном случае тот факт, что СОГАЗ — очень давний партнер Усманова по многим проектам, согласился приобрести довольно крупный пакет, насколько я понимаю, речь идет о 2,2 процента акций. Это означает, что крупная страховая или финансовая компания «СОГАЗ» считает VK перспективным активом на длительном горизонте. Это так и есть, потому что Mail.ru охватывает всю российскую аудиторию, это лидирующий холдинг по совокупному охвату, конкурент «Яндекса» и Google.
СОГАЗ, скорее всего, просто совершает выгодную сделку. Все аналитики, включая и меня, считают VK сильной, значительно недооцененной компанией с хорошими перспективами, но рынок почему-то нам не верит и оценивает ее довольно дешево. Много критики звучит в адрес VK, одно из опасений рынка в совершенной неопределенности в отношении целей «МФ Технологий», у которых 57 процентов голосов акционерного собрания. Теперь, когда появляется страховая компания, рынку становится спокойнее, что VK уже не будет инструментом для каких-нибудь более важных проектов USM.
Исходя из этого пакета, я оцениваю [сделку] в 6 миллиардов рублей. Дело в том, что сделка очень значительная. Речь идет о том, что 45 процентов от 57 процентов голосов, но на самом деле доля акций — 4,8 процента, а от них 45 процентов — это уже 2,2 процента. А 2,2 процента стоимости Mail.ru — это 6 миллиардов рублей, в этом районе. 6 миллиардов, которые я называю, — это минимальная оценка, покупатель мог заплатить и значительную премию.
Павел Салин — политолог:
— Подтекст [сделки] преимущественно политический. Говорить об изменениях в бизнесе по той информации, которая есть, преждевременно, и не факт, что в бизнес-модели будут какие-то существенные корректировки. А вот с точки зрения политических, внутриэлитных раскладов определенная корректировка наблюдается, но не кардинальные изменения. Всем ясно, что VK — это не классическое медиа, но в широком смысле, с точки зрения контроля над частью коммуникационного поля, это тоже новые медиа. С точки зрения контроля над серьезным коммуникационным ресурсом есть перераспределение, переход сферы влияния от кремлевского «прокси» господина Усманова к уполномоченному от Кремля в сфере медиа господину Ковальчуку. Господин Усманов лет 5–7 достаточно жестко коррелирует редакционную политику принадлежащим ему медиа с кремлевской линией, но это все-таки он выступал в качестве «прокси», у него была свобода для маневра. А в условиях если динамика политических процессов будет повышаться, то желательно, чтобы этот ресурс, как и все остальные, контролировал более доверенный и приближенный к Владимиру Путину человек. Поэтому контроль было решено передать Ковальчуку. Соответственно, поскольку сейчас все элитные группы находятся в поиске медийных активов, в ожидании серьезных событий в стране, чтобы потом эти медийные активы использовать в борьбе, то можно сказать, что и Ковальчук существенно упрочил свои позиции на медиарынке в широком смысле этого слова. Потому данная сделка на 80 процентов выглядит как политическое решение.
Денис Терехов — основатель агентства «Социальные Сети»:
— Меня эта новость удивила. Сейчас именно информационные технологии и социальные сети — наиболее привлекательный актив. Тот факт, что Усманов, который последовательно инвестировал в подобные проекты еще до того, как это стало модным, сегодня из этого выходит, меня удивляет. Я не понимаю, зачем он так сделал.
С одной стороны, будущее за глобальными сервисами вроде той же самой Meta («Фейсбук») и ее экосистемами или, например, Google. Но надо отметить, что Россия, если не брать в расчет Китай, — единственная страна в мире, где наиболее популярная сеть как раз не глобальная, а локальная, в данном случае «ВКонтакте». Наиболее популярный поисковик не глобальный, а локальный — «Яндекс». Мне кажется, еще довольно долго подобные российские ресурсы, порталы, экосистемы будут удерживать лидерство, поэтому подобные решения мне непонятны.
В подобных проектах невозможно корректно оценивать [сумму сделки]. Если «ВКонтакте» стоит 100 рублей и продается 65 процентов акций, это не значит, что их продают за 65 рублей. Есть такое понятие — «продать с премией к рынку, с минусом к рынку». Учитывая, что это очень непростой стратегический ресурс, цена здесь не может быть рыночной в прямом смысле слова. Поэтому я не взялся бы ее оценивать.