включение в кадровый резерв мфц что значит
Как создавался кадровый резерв для центров госуслуг «Мои документы»
Свыше 700 руководителей центров госуслуг за год прошли оценочные мероприятия в Университете Правительства Москвы. Из них 51% был рекомендован к зачислению в кадровый резерв. По каждому сотруднику был составлен письменный отчет с указанием уровня развития его компетенций, сильных и слабых сторон. Это поможет назначать на ключевые позиции кандидатов из внутреннего резерва с четким пониманием их потенциала и возможностями дальнейшего роста.
Проект по формированию кадрового резерва был запущен в феврале 2017 года и успешно реализован Центром кадровой диагностики Университета Правительства Москвы. Его цель — составить пул перспективных сотрудников, способствовать развитию потенциала руководящего состава центров «Мои документы».
«Формирование кадрового резерва необходимо прежде всего для снижения текучести кадров, повышения лояльности персонала к организации. Это помогает сохранять корпоративную культуру и транслировать ее новым сотрудникам. При наличии кадрового резерва становятся прозрачными карьерные перспективы работников, что дополнительно мотивирует их на дальнейшее развитие. Экономятся ресурсы на подбор, адаптацию и обучение новых работников. Вакансии занимают уже подготовленные специалисты, разделяющие миссию и ценности организации», — поясняет директор Центра кадровой диагностики Университета Правительства Москвы Ольга Жданова.
Отметим, что в столице сегодня работают 127 центров «Мои документы» во всех районах Москвы и один флагманский офис. Ежедневно 7000 сотрудников обрабатывают запросы 70 тысяч посетителей, предоставляя более 170 государственных услуг.
Перед тем, как приступить к оценке, в 2016 году провели не менее важную работу. Была разработана модель компетенций сотрудников центров госуслуг. В ней отражены личностные и деловые качества, а также навыки, необходимые для успешного выполнения рабочих задач. Кроме того, эта модель учитывает уникальную корпоративную культуру организации, основанную на миссии и системе ценностей.
Для разработки модели компетенций исследована деятельность центров госуслуг: изучены документы, регламентирующие работу сотрудников, а также стандарты обслуживания заявителей. Были проведены интервью с успешными руководителями. В результате наиболее значимые для эффективной работы качества и навыки вошли в модель компетенций центров госуслуг.
Как проходила оценка персонала для формирования кадрового резерва
Уже на основе модели компетенций в 2017 году была разработана процедура Центра оценки для руководителей районных МФЦ.
Начиная с февраля 2017 года было проведено 69 Центров оценки. В процедуру вошли следующие инструменты:
На Центре оценки участники оценки могли проявить:
На первом этапе оценку прошли 255 руководителей и заместителей руководителей районных центров госуслуг. Из них 57% были рекомендованы к зачислению в кадровый резерв.
На втором этапе оценивались 458 начальников отделов и их заместителей. Из них 45% были рекомендованы к зачислению в кадровый резерв.
По каждому участнику сформирован индивидуальный отчет, включающий рекомендации по развитию и совершенствованию деловых качеств.
Дальнейшая работа с центрами госуслуг
В 2018 г. на регулярной основе планируется проводить оценку вновь назначенных руководителей и начальников отделов районных центров госуслуг. Это позволит определять их управленческий потенциал, а также помогать в планировании их развития и карьерного роста.
Фото: Кристины Козулицыной и пресс-службы ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы».
Как компании работают с кадровым резервом: результаты опроса
Опрос проводился летом 2019 года среди представителей более 100 компаний из разных российских регионов. По размеру численности персонала участники опроса распределились так:
В небольших компаниях кадрового резерва обычно нет
Мы выяснили, что 45% компаний ведут внутренний кадровый резерв и только 35% — внешний кадровый резерв. Еще у 35% компаний внутреннего кадрового резерва пока нет, но его создание планируется. Планы на создание внешнего кадрового резерва есть у 31% компаний, в которых его пока нет.
Чем меньше численность компании, тем реже в ней ведут кадровый резерв. Это касается как внешнего, так и внутреннего резервов.
Внутренний резерв чаще ориентирован на создание «пула» возможных линейных руководителей и начальников отделов, а внешний резерв — ведущих специалистов.
Как ведут внутренний кадровый резерв
Чаще всего внутренний кадровый резерв ведут с целью подбора кандидатов на позиции линейных руководителей и руководителей отделов, департаментов. Иными словами, это способ «вырастить» руководителя из рядовых сотрудников. Но в половине случаев внутренний кадровый резерв ведется с прицелом на позиции специалистов и ведущих специалистов.
В 67% тех компаний, где ведется внутренний кадровый резерв, есть специальная система оценки персонала, на основе которой человека включают в кадровый резерв. В такой же доле компаний внутренний кадровый резерв ведется открыто, то есть сотрудники знают о нем. В остальных случаях внутренний кадровый резерв формируется негласно — о нем знают только сотрудники отдела персонала.
В качестве главных полезных эффектов от ведения внутреннего кадрового резерва называют избежание кризисной ситуации в случае ухода ключевого сотрудника (так как внутри уже есть кандидат на замену), дополнительную мотивацию для сотрудников работать лучше и эффективнее (это бывает, когда внутренний кадровый резерв ведется открыто и сотрудники знают, при каких результатах могут претендовать на более высокую должность), а также снижение затрат на подбор и адаптацию новых сотрудников.
Однако у ведения внутреннего кадрового резерва, по мнению участников опроса, есть не только польза, но и риски. Правда, они касаются только случаев, когда система кадрового резерва ведется открыто. Так, если сотрудник слишком долго находится «в резерве» (и знает об этом), а возможностей для его продвижения по карьерной лестнице в компании не появляется, это может демотивировать его. Сотрудник начинает воспринимать эту ситуацию так, как будто его не ценят в компании, и ищет карьерные возможности на стороне. Ведь благодаря тому, что его включили в кадровый резерв, он знает, что достоин большей должности, но видит, что на текущем месте не может ее получить.
Второй большой риск: опасения руководителей, что «резервисты» их «подсидят», из-за этого напряженная ситуация в коллективе.
Внешний кадровый резерв
Внешний кадровый резерв — это формирование запаса подходящих кандидатов на возможные будущие вакансии из специалистов, которые у вас не работают.
Как показал наш опрос, чаще всего во внешний резерв включают тех, кто уже откликался на вакансии компании, но по разным причинам не был принят на работу (например, потому что по своим навыкам и опыту оказался кандидатом № 2 после идеального кандидата № 1 или не получилось договориться по условиям). Иметь в виду таких кандидатов на будущее — правильная тактика. Ведь они уже проявили интерес к вашей компании, а вы уже оценили их навыки. Возвращение к этим кандидатам может сэкономить ваши ресурсы — и время, и деньги. К тому же, спустя время, которое прошло после первого контакта с ними, эти специалисты могли профессионально вырасти и стать именно теми, кто вам нужен в данный момент.
Кстати, на hh.ru есть возможность искать в расширенном поиске подходящих кандидатов среди тех, кто уже откликался на ваши вакансии или кому вы уже когда-то отправляли приглашения.
Искать на hh.ru кандидатов по откликам, поступившим на вакансию, можно и после того, как вакансия ушла в архив. Наиболее понравившиеся резюме можно сразу перенести в папку «Избранное», они останутся там и после архивации вакансии, а поскольку вы открывали их контакты, просматривая отклики на вакансию, платить повторно за открытие контактов не придется.
На втором месте по способу формирования внешнего резерва — поиск кандидатов в базе резюме по определенным параметрам.
На третьем месте — сотрудники конкурирующих компаний. Мы уже рассказывали подробнее про этот способ.
Чаще всего внешний кадровый резерв ведут для закрытия позиций ведущих специалистов и специалистов среднего уровня. Это помогает сократить время на подбор в будущем, если появится вакансия.
Базу резерва периодически обновляют. Но мало кто делает это с определенной регулярностью — обычно от случая к случаю.
Если вы еще не занимались формированием у себя кадрового резерва, то пора об этом задуматься. Зачем разбрасываться контактами подходящих кандидатов, которых вы уже когда-то находили?
Порядок формирования кадрового резерва в организации
Что такое кадровый резерв
Кадровый резерв — это перечень лиц, которые в силу своего образования, деловых качеств, опыта и перспектив развития способны к выполнению функций по должности более высокого уровня, чем та, с которой они включены в кадровый резерв. То есть в резерв попадают лица, имеющие все основания для успешного профессионального продвижения. Это продвижение, как правило, предполагает занятие руководящих должностей и требует соответствия кандидата определенным характеристикам.
Значимость кадрового резерва определена на федеральном уровне. Об этом свидетельствует, в частности, такой документ, как распоряжение Правительства РФ «Об утверждении федеральной программы “Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010–2018 годы)”» от 22.04.2010 № 636-р, в котором о необходимости подготовки высокопрофессиональных управленцев для всех сфер жизни государства говорится в связи с происходящими фундаментальными социально-экономическими переменами в стране. В развитие этого документа появился ряд законопроектов, определяющих процесс создания кадровых резервов в госструктурах, были изданы или доработаны приказы аналогичного содержания по большинству министерств (МВД, Минсельхоз, Минтранс, Роскомнадзор, ФМС, Росстандарт, Минэкономразвития, Минюст, Росстрой и др.).
Безусловно, велико значение кадрового резерва и для конкретных организаций, предполагающих работать в течение длительного времени, имеющих перспективы развития, заботящихся о снижении рисков, связанных с заменой кадров, особенно на ключевых должностях.
Кадровый резерв может быть как внутренним (за счет собственных сотрудников), так и внешним (при котором кандидаты привлекаются со стороны). Отбор внешних кандидатов осуществляется, например, из числа:
Включаемые в резерв кандидатуры могут уже полностью отвечать требованиям, предъявляемым к должности, на которую их ставят в резерв. Однако также попадают в него и те, кто имеет высокий потенциал для профессионального продвижения, но не обладает достаточным опытом или необходимой подготовкой. Как правило, для каждой из должностей отбирают не меньше 2 кандидатов.
Список кандидатур, включенных в резерв, на усмотрение руководителя организации может быть либо открытым для ознакомления, либо доступным для ограниченного числа лиц. Ограничение доступа, как правило, снижает вероятность конфликтов в коллективе между занимающим должность сотрудником и его вероятным преемником. С другой стороны, информирование сотрудника о включении его в резерв служит для него одним из мотивов для более успешной трудовой деятельности.
Порядок формирования кадрового резерва госслужбы описан в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к системе и получите алгоритм формирования кадрового резерва, а также образцы необходимых для этого документов.
Цели работы по созданию кадрового резерва
Создание кадрового резерва преследует несколько целей:
О том, с помощью каких средств можно осуществлять такой мониторинг, читайте в статье «Ведение управленческого учета в 1С — особенности».
Формирование кадрового резерва и работа с ним — процесс достаточно непростой, требующий привлечения к нему не только руководителя организации и кадровой службы, но и иных специалистов (например, руководителей направлений, юриста, психолога, представителя профсоюза). Поэтому большинство вопросов, относящихся к кадровому резерву, решается коллегиально. То есть для этой цели создается постояннодействующий орган (комиссия, комитет), вырабатывающий решения по конкретным моментам, связанным с кадровым резервом.
Как правило, в организации, образующей кадровый резерв, разрабатывается и утверждается документ, регламентирующий процедуру создания резерва и работы с ним: положение о кадровом резерве. Его содержание может быть, например, таким:
Положение о кадровом резерве может содержать приложения, подробно раскрывающие отдельные вопросы или содержащие образцы тех документов, которые оформляются в процессе работы с резервом.
Этапы формирования резерва и работа с ним
Образованный кадровый резерв требует периодического (не реже чем 1 раз в год) пересмотра перечня попавших в него лиц и обновления относящихся к этим лицам сведений. При этом и начальное формирование резерва, и дальнейшая работа с ним предполагают осуществление следующих действий:
Функции сбора таких данных могут быть поручены специалисту отдела кадров с включением их в текст должностной инструкции этого специалиста. Образец такой инструкции смотрите в материале «Должностная инструкция специалиста по кадрам — 2021».
Сформированный (обновленный) список кадрового резерва утверждается руководителем организации и вышестоящей инстанцией (при наличии таковой).
Дальнейшая работа с кадровым резервом заключается:
Отбор специалистов для резерва и их подготовка
В качестве кандидатов на включение в резерв могут рассматриваться лица:
Но в любом случае они должны быть дополнительно подвергнуты процессу всестороннего рассмотрения их моральных, деловых, коммуникационных качеств на предмет выявления соответствия этих качеств необходимым для включения в кадровый резерв с перспективой занятия определенной должности. Критерии отбора могут быть разными, но обычно в их число входят:
Требования к этим критериям для определенной профессии содержат такие документы, как профстандарты. Подробнее о них — в статье «Закон о профстандартах в 2021 году — последние изменения».
Большая часть этих критериев важна для любой руководящей должности, но в зависимости от конкретной позиции акценты на них могут смещаться. С ориентиром на тот или иной критерий могут выбираться индивидуальные программы обучения и подготовки кандидатов, направленные на развитие их профессиональных или личностных качеств. С другой стороны, включение человека в кадровый резерв само по себе уже является основанием для направления его на дополнительное обучение, переподготовку, тренинги или стажировку, а у организации появляется необходимость в составлении программ обучения. Обучение может быть организовано как силами организации, так и с привлечением сторонних организаций или специалистов.
Дополнительный практический опыт работы непосредственно в намеченной для кандидата должности он получает, замещая временно отсутствующего на работе руководителя, занимающего эту должность. И такое замещение обычно является правилом для организаций, формирующих кадровый резерв.
Особое значение в процессе подготовки кандидата на должность приобретает взаимодействие его с лицами, способными оценить состояние процесса формирования нужного специалиста и дать ему нужные консультации и практические рекомендации по обучению и поведению.
В любом случае за время нахождения в кадровом резерве человек получает дополнительные возможности для расширения собственного кругозора, получения новых знаний, нового опыта как в плане профессиональном, так и в отношении руководства коллективом. А значит, и для применения полученных знаний и опыта на практике, т. е. для проявления себя как специалиста более высокого уровня, соответствующего намеченной для него в кадровом резерве должности, а может быть, достойного и рассмотрения на более значимую должность.
Правила создания резерва в конкретной организации
Каждую конкретную организацию характеризуют свои особенности организационной структуры и наличие собственного подхода к созданию кадрового резерва. Поэтому данный процесс всегда сугубо индивидуален. Организация должна самостоятельно:
При серьезном подходе к этим вопросам создание кадрового резерва будет служить основой оптимизации численного состава персонала и разумного кадрового планирования.
Итоги
Создание кадрового резерва в организации преследует цель обновления состава руководителей и специалистов за счет собственных (реже — привлеченных) сотрудников. Включение в этот резерв требует наличия у кандидата на должность определенных качеств и предполагает возможность его специальной подготовки к этой должности путем дополнительного обучения и тренингов. Перечень замещаемых должностей, требования к кандидатам и процедуру работы с резервом организация разрабатывает самостоятельно.
Как создавался кадровый резерв для центров госуслуг «Мои документы»
Свыше 700 руководителей центров госуслуг за год прошли оценочные мероприятия в Университете Правительства Москвы. Из них 51% был рекомендован к зачислению в кадровый резерв. По каждому сотруднику был составлен письменный отчет с указанием уровня развития его компетенций, сильных и слабых сторон. Это поможет назначать на ключевые позиции кандидатов из внутреннего резерва с четким пониманием их потенциала и возможностями дальнейшего роста.
Проект по формированию кадрового резерва был запущен в феврале 2017 года и успешно реализован Центром кадровой диагностики Университета Правительства Москвы. Его цель — составить пул перспективных сотрудников, способствовать развитию потенциала руководящего состава центров «Мои документы».
«Формирование кадрового резерва необходимо прежде всего для снижения текучести кадров, повышения лояльности персонала к организации. Это помогает сохранять корпоративную культуру и транслировать ее новым сотрудникам. При наличии кадрового резерва становятся прозрачными карьерные перспективы работников, что дополнительно мотивирует их на дальнейшее развитие. Экономятся ресурсы на подбор, адаптацию и обучение новых работников. Вакансии занимают уже подготовленные специалисты, разделяющие миссию и ценности организации», — поясняет директор Центра кадровой диагностики Университета Правительства Москвы Ольга Жданова.
Отметим, что в столице сегодня работают 127 центров «Мои документы» во всех районах Москвы и один флагманский офис. Ежедневно 7000 сотрудников обрабатывают запросы 70 тысяч посетителей, предоставляя более 170 государственных услуг.
Перед тем, как приступить к оценке, в 2016 году провели не менее важную работу. Была разработана модель компетенций сотрудников центров госуслуг. В ней отражены личностные и деловые качества, а также навыки, необходимые для успешного выполнения рабочих задач. Кроме того, эта модель учитывает уникальную корпоративную культуру организации, основанную на миссии и системе ценностей.
Для разработки модели компетенций исследована деятельность центров госуслуг: изучены документы, регламентирующие работу сотрудников, а также стандарты обслуживания заявителей. Были проведены интервью с успешными руководителями. В результате наиболее значимые для эффективной работы качества и навыки вошли в модель компетенций центров госуслуг.
Как проходила оценка персонала для формирования кадрового резерва
Уже на основе модели компетенций в 2017 году была разработана процедура Центра оценки для руководителей районных МФЦ.
Начиная с февраля 2017 года было проведено 69 Центров оценки. В процедуру вошли следующие инструменты:
На Центре оценки участники оценки могли проявить:
На первом этапе оценку прошли 255 руководителей и заместителей руководителей районных центров госуслуг. Из них 57% были рекомендованы к зачислению в кадровый резерв.
На втором этапе оценивались 458 начальников отделов и их заместителей. Из них 45% были рекомендованы к зачислению в кадровый резерв.
«По итогам оценки мы определили 4 категории резерва. Сотрудники в них отличаются по уровню развития управленческих компетенций, способностей и мотивационной готовности расти по карьерной лестнице. Такое деление позволяет эффективно использовать средства на развитие резерва, есть возможность делать это с учетом индивидуальных особенностей сотрудников», — рассказывает специалист по оценке персонала, руководитель проектов Центра кадровой диагностики и развития персонала Алина Хмара.
По каждому участнику сформирован индивидуальный отчет, включающий рекомендации по развитию и совершенствованию деловых качеств.
Дальнейшая работа с центрами госуслуг
В 2018 г. на регулярной основе планируется проводить оценку вновь назначенных руководителей и начальников отделов районных центров госуслуг. Это позволит определять их управленческий потенциал, а также помогать в планировании их развития и карьерного роста.
Фото: Кристины Козулицыной и пресс-службы ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы».
Включение в кадровый резерв мфц что значит
МФЦ принимают документы только по предварительной записи (за исключением некоторых услуг).
Забрать результат предоставления услуги можно без записи.
За час до закрытия центра прекращается выдача талонов электронной очереди на приём и выдачу документов.
Новости МФЦ
Последнее обновление информации: 20.03.2012
В СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг», как и в любой социально ответственной организации, очень заинтересованы в молодых и перспективных работниках. Это неудивительно, ведь инженер-инспектор, принимающий документы в «окне», обязан разбираться в каждой из 188 государственных услуг. Политика кадрового резерва, активно реализуемая в МФЦ, подразумевает постоянный диалог с потенциальными соискателями, а также их обучение и повышение квалификации.
На днях в Северо-Западной Академии Государственной Службы, по инициативе руководства СПб ГКУ «МФЦ», состоялась встреча со студентами-старшекурсниками, которые хотели бы после окончания учебы работать в «едином окне». В просторной аудитории собрались около сотни юношей и девушек, которых заинтересовали условия работы и перспективы карьерного роста в государственной организации. Стоит отметить, что многие из них уже знают об МФЦ по собственному опыту, т.к. обращались за оформлением студенческой стипендии или материальной помощью студенческой семье. Несколько человек недавно поступили на практику в управление МФЦ. Вопросов от студентов было столько, что организаторам встречи не хватило запланированного времени, чтобы ответить на каждый из них. В ближайшее время состоится новый диалог, а возможно и первые собеседования с успешными кандидатами.
Информация предоставлена Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» («Мои документы»)
© 2007–2021 Комитет по информатизации и связи